ESP (альбом Майлза Дэвиса)
ESP | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | 16 августа 1965 г. [ 1 ] | |||
Записано | 20–22 января 1965 г. | |||
Студия | Колумбия ( Голливуд ) | |||
Жанр | ||||
Длина | 48 : 05 | |||
Этикетка | Колумбия CL 2350 (моно) CS 9150 (стерео) | |||
Продюсер | Ирвинг Таунсенд | |||
Майлза Дэвиса Хронология | ||||
|
ESP — альбом Майлза Дэвиса , записанный 20–22 января 1965 года и выпущенный 16 августа того же года на лейбле Columbia Records . Это первый релиз так называемого второго великого квинтета Дэвиса : Дэвис на трубе, Уэйн Шортер на тенор-саксофоне, Херби Хэнкок на фортепиано, Рон Картер на басу и Тони Уильямс на барабанах. Альбом был назван в честь мелодии Шортера и вдохновлен тем фактом, что «с момента прибытия Уэйна Шортера пять участников квинтета, казалось, общались посредством мысленной телепатии». [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Альбом отличается от предыдущих записей Дэвиса тем, что не содержит никаких баллад или стандартов. [ 3 ] Дэвис написал одну композицию («Agitation», которую квинтет часто исполнял вживую). [ 4 ] как они это сделали на концертах Plugged Nickel позже в том же году), и вместе с Картером написали две пьесы («Eighty-One» и «Mood»). Картер также представил "RJ", а Хэнкок был представлен "Little One", который появится в его альбоме Maiden Voyage , записанном примерно два месяца спустя. Короче говоря, когда ему сказали «принести книгу» (имеется в виду его растущая книга оригинальных сочинений), [ 5 ] принадлежит заглавный трек и "Iris". Первоначально права на заглавный трек были разделены между Дэвисом и Шортером, но позже Дэвис вернул все права. [ 5 ]
Ряд пьес на альбоме бросают вызов стандартным 32-тактовым формам: например, "Mood" имеет форму из 13 тактов, а длина "RJ" - 19 тактов. [ 6 ] Все произведения были либо изменены Дэвисом, либо коллективно переработаны группой на сессии. [ 7 ] Хэнкок вспоминал, как Дэвис подошел к "Eighty-One": "Майлз взял первые два такта мелодических нот и сжал их вместе, а затем удалил другие области, чтобы оставить большое пространство, которое могла бы играть только ритм-секция. Для меня это звучало словно добирался до сути композиции. Он брал присущую ей структуру и оставлял нам пространство для дыхания и создания чего-то свежего каждый вечер. В песне были основные элементы, но они использовались не в точности так, как они были в композиции». [ 7 ]
ESP был записан в студии Columbia в Голливуде после ссоры между Дэвисом и Тео Масеро после выхода Quiet Nights . [ 8 ] Это был последний альбом с фотографией тогдашней жены Дэвиса Фрэнсис на обложке, поскольку пара рассталась к концу 1965 года из-за беспорядочного и агрессивного поведения Дэвиса. [ 1 ] [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Энциклопедия популярной музыки | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Путеводитель Penguin по джазовым записям | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Запись зеркала | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Путеводитель по джазовым пластинкам Rolling Stone | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Том Халл – в сети | А- [ 13 ] |
Даун бит | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Кенни Дорэм сделал рецензию на альбом в декабрьском номере журнала DownBeat за 1965 год , присвоив ему 4,5 звезды из 5, но прокомментировал: «Эмоционально в целом этому альбому не хватает. В основном это мозговая музыка… В этом типе музыки есть этот гул. Это мне не нравится, но из-за почти безупречного представления я ставлю пять звезд — но только четыре звезды за написание и усилия — и никаких звезд за общее звучание музыки ESP в целом. монотонно — один длинный гул». [ 15 ]
Недавние комментаторы в целом были более позитивными. Стэнли Крауч писал: «Музыка по-прежнему звучит свежо. Трубач был в превосходной форме, мог выполнять квикстеп в быстром темпе с нестабильной проникновенностью, наносить вес своего звука на настроение, пробиваться сквозь блюз с смесь горько-сладкой радости и того, что Мартин Уильямс назвал «общей тоской». Ритм-секция играла со свободой, которая основывалась на всплесках тарелок и незакрепленных ритмах Уильямса, Картер исполнял одни из самых впечатляющих басовых партий того времени, а Хэнкок развивал свою собственную версию импрессионизма, которую Эванс сделал популярным». [ 16 ] Биограф Дэвиса Джон Швед писал: «Смесь абстрактного и приземленного, к которой, казалось, так часто стремился Дэвис, начала обретать форму вместе с этой пластинкой. Легкость Уэйна Шортера с неопределенными мелодиями и его стремление присоединиться к ритм-секции в ее создании». музыка до такой степени, что она угрожала вырваться из традиций джаза, дала Дэвису пространство, необходимое для переосмысления своей игры». [ 7 ]
В обзоре для AllMusic Стивен Томас Эрлевин прокомментировал: « ESP знаменует собой начало возрождения Майлза Дэвиса как его второго классического квинтета... гели, создавая то, что станет их фирменным авантюрным хард-бопом. Майлз двигался в этом направлении. в течение двух лет, предшествовавших выпуску ESP , и до выхода этой пластинки он записывался со всеми, кроме Шортера, но его присоединение активизирует группу, подталкивая ее к музыке, которая была узнаваемо бопом, но столь же авантюрной, как джазовый авангард. музыка не требует такого большого риска, как записи Колтрейна или Орнетта Коулмана середины 60-х, но, заимствуя некоторые из тех же теорий – снижение акцента на композиции в пользу чистой импровизации, гибкие определения тональности – они создали уникальное звучание, которое стало определять само звучание современного джаза... Композиции также блестяще структурированы, поощряя такое исследование свободной формы своими эллиптическими, но запоминающимися темами. Возможно, этот квинтет записал и более смелые пластинки, но ESP остается одним из их лучших альбомов». [ 2 ]
Брайан Мортон отметил: « ESP — это… первая пластинка, на которой Майлз, кажется, заигрывает с роком. В «Eighty-One» есть сильный ритм, а также регулярные, повторяющиеся басовые партии и перкуссия, характерные для фанка. и до сих пор считается чем-то устаревшим в джазе. Любое предположение, что Майлз начал исследовать рок-идиому только на альбоме Bitches Brew 1970-х , не соответствует действительности на добрых четыре года». [ 8 ]
Список треков
[ редактировать ]Нет. | Заголовок | Писатель(и) | Запись сеанса | Длина |
---|---|---|---|---|
1. | "ЭСП" | Уэйн Шортер | 20 января 1965 г. | 5:27 |
2. | "Восемьдесят один" | Рон Картер , Майлз Дэвис | 21 января 1965 г. | 6:11 |
3. | "Маленький" | Херби Хэнкок | 21 января 1965 г. | 7:21 |
4. | "РДЖ" | Рон Картер | 20 января 1965 г. | 3:56 |
Нет. | Заголовок | Писатель(и) | Запись сеанса | Длина |
---|---|---|---|---|
1. | «Агитация» | Майлз Дэвис | 22 января 1965 г. | 7:46 |
2. | "Ирис" | Уэйн Шортер | 22 января 1965 г. | 8:29 |
3. | "Настроение" | Рон Картер, Майлз Дэвис | 22 января 1965 г. | 8:50 |
Общая длина: | 48:05 |
Персонал
[ редактировать ]- Майлз Дэвис — труба
- Уэйн Шортер — тенор-саксофон
- Херби Хэнкок — фортепиано
- Рон Картер — бас
- Тони Уильямс — ударные
- Технический
- Ирвинг Таунсенд — продюсер
- Боб Като — фотография на обложке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «ESP» MilesDavis.com . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Эрлевин, Стивен Томас, обзор ESP allmusic.com. Проверено 23 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Картрайт, Гарт (2012). «Новая энергия: 1964-1968». Майлз Дэвис: Полная иллюстрированная история . Вояджер Пресс. п. 122.
- ^ Уотерс, Кейт (2011). Студийные записи квинтета Майлза Дэвиса, 1965–68 . Издательство Оксфордского университета. п. 84.
- ^ Jump up to: а б Мерсер, Мишель (2004). Следы — Жизнь и творчество Уэйна Шортера . Группа Пингвин. п. 101.
- ^ Уотерс, Кейт (2011). Студийные записи квинтета Майлза Дэвиса, 1965–68 . Издательство Оксфордского университета. стр. 83–84.
- ^ Jump up to: а б с Швед, Джон (2002). И что: Жизнь Майлза Дэвиса . Случайный дом. п. 252.
- ^ Jump up to: а б Мортон, Брайан (2005). Майлз Дэвис . Дорога Надежды.
- ^ Ларкин, Колин (2007). Энциклопедия популярной музыки (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195313734 .
- ^ Джонс, Питер ; Джоплинг, Норман (13 ноября 1965 г.). «Майлз Дэвис: ESP » (PDF) . Запись зеркала . № 244. с. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 1 апреля 2022 года . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Свенсон, Дж., изд. (1985). Путеводитель по джазовым пластинкам Rolling Stone . США: Рэндом Хаус/Роллинг Стоун. п. 58. ИСБН 0-394-72643-Х .
- ^ Кук, Ричард ; Мортон, Брайан (2008). Путеводитель Penguin по джазовым записям (9-е изд.). Пингвин . п. 346. ИСБН 978-0-141-03401-0 .
- ^ Халл, Том (nd). «Список оценок: Майлз Дэвис» . Том Халл – в сети . Проверено 22 июля 2020 г.
- ↑ Down Beat : 30 декабря 1965 г., том. 32, нет. 27
- ^ Дорэм, Кенни (30 декабря 1965 г.). «Обзор Майлза Дэвиса, ESP». ДаунБит . п. 34.
- ^ Крауч, Стэнли (2007). Учитывая гений: сочинения о джазе . Книги Сивитас.
- ^ "Майлз Дэвис – ESP" Discogs . Проверено 4 февраля 2017 г.