Jump to content

Полимат

(Перенаправлено с Universal Genius )

Бенджамин Франклин — один из выдающихся эрудитов в истории. Франклин был писателем, ученым, изобретателем, государственным деятелем, дипломатом, печатником и политическим философом. В дальнейшем он стал одним из отцов-основателей Соединенных Штатов .

Эрудит « ( греч . πολυμαθής , латинизированный : Polymathēs , букв. «научившись многому»; латынь : homo Universalis , букв. Универсальный человек») [1] или полигистор ( греч . πολυΐστωρ , латинизированный : полиистор , букв. «хорошо обученный») [2] Это человек, чьи знания охватывают множество различных предметов, который, как известно, использует сложные массивы знаний для решения конкретных проблем.

Воплощая основной принцип гуманизма эпохи Возрождения , согласно которому способность человека к развитию безгранична, эта концепция привела к идее, что люди должны охватить все знания и как можно полнее развивать свои способности. Это выражено в термине « человек эпохи Возрождения» , часто применяемом к одаренным людям того времени, которые стремились развивать свои способности во всех сферах деятельности: интеллектуальных, художественных, социальных, физических и духовных.

Этимология

[ редактировать ]

использовался термин полиматия В Западной Европе первая работа, в названии которой ( De Polymathia tractatio: integri operis de studiis veterum ), была опубликована в 1603 году Иоганном фон Вауэрном , гамбургским философом. [3] [4] [5] Фон Ваверн определил полиматию как «знание различных вопросов, полученное в результате всех видов исследований... свободно охватывающее все области дисциплин, насколько человеческий разум с неутомимым трудолюбием способен их преследовать». [3] Фон Вауэрн называет эрудицию, литературу, филологию , филоматию и полиисторию синонимами.

Самое раннее зарегистрированное использование этого термина в английском языке относится к 1624 году, во втором издании Анатомия меланхолии» « Роберта Бертона ; [6] форма полиматист немного старше и впервые появилась в «Диатрибах» в первой части поздней «Истории десятин» Ричарда Монтегю в 1621 году. [7] Использование в английском языке аналогичного термина « полигистор» датируется концом 16 века. [8]

человек эпохи Возрождения

[ редактировать ]

Термин «человек эпохи Возрождения» впервые был зафиксирован в письменном английском языке в начале 20 века. [9] Оно используется для обозначения великих мыслителей, живших до, во время или после эпохи Возрождения . Леонардо да Винчи часто называют архетипом человека эпохи Возрождения, человеком «неутолимого любопытства» и «лихорадочно изобретательного воображения». [10] Многие известные эрудиты [а] жили в период Возрождения, культурного движения, которое охватывало примерно с 14 по 17 век, которое началось в Италии в позднем средневековье , а затем распространилось на остальную Европу. Эти эрудиты имели разносторонний подход к образованию, который отражал идеалы гуманистов того времени. или От джентльмена придворного той эпохи ожидалось, что он будет говорить на нескольких языках, играть на музыкальном инструменте , писать стихи и так далее, тем самым воплощая идеал Возрождения .

Идея всеобщего образования была важна для достижения способностей к эрудиции, поэтому слово «университет» использовалось для описания места обучения. Однако оригинальное латинское слово universitas в целом относится к «множеству лиц, объединенных в одно тело, общество, компанию, общину, гильдию, корпорацию и т. д.». [11] В то время университеты не специализировались в конкретных областях, а скорее обучали студентов широкому спектру наук, философии и теологии. Это универсальное образование дало им основу, на которой они могли продолжить обучение и стать мастерами в конкретной области.

Когда сегодня кого-то называют «человеком эпохи Возрождения», это означает, что вместо того, чтобы просто иметь широкие интересы или поверхностные знания в нескольких областях, человек обладает более глубокими знаниями и навыками или даже опытом, по крайней мере, в некоторых из этих областей. поля. [12]

В некоторых словарях термин «человек эпохи Возрождения» используется для описания человека с множеством интересов или талантов. [13] в то время как другие придают значение, ограниченное эпохой Возрождения и более тесно связанное с идеалами Возрождения.

В академических кругах

[ редактировать ]

Роберт Рут-Бернштейн и коллеги

[ редактировать ]

Роберта Рут-Бернштейна считают главным ответственным за возрождение интереса к полиматии в научном сообществе. [14] [15] В его работах подчеркивается контраст между эрудитом и двумя другими типами: специалистом и дилетантом. Специалист демонстрирует глубину, но ему не хватает широты знаний. Дилетант демонстрирует поверхностную широту, но склонен приобретать навыки просто «ради самих себя, без учета понимания более широких приложений или последствий и без их интеграции». [16] : 857  И наоборот, эрудит - это человек с таким уровнем знаний, который способен «посвятить значительное количество времени и усилий своим занятиям и найти способы использовать свои многочисленные интересы для информирования о своем призвании». [17] : 857  [18] [19] [20] [21]

Ключевым моментом в работе Рут-Бернштейна и его коллег является аргумент в пользу универсальности творческого процесса. То есть, хотя творческие продукты, такие как картина, математическая модель или стихотворение, могут быть специфичными для предметной области, на уровне творческого процесса умственные инструменты, ведущие к генерации творческих идей, одни и те же, будь то в искусстве или науке. [19] Эти умственные инструменты иногда называют интуитивными инструментами мышления. Поэтому неудивительно, что многие из наиболее инновационных ученых имеют серьезные хобби или интерес к художественной деятельности, а некоторые из наиболее инновационных художников имеют интерес или хобби в области науки. [17] [20] [22] [23]

Исследование Рут-Бернштейна и его коллег является важным контрапунктом утверждению некоторых психологов о том, что креативность является явлением, специфичным для конкретной области. В ходе своего исследования Рут-Бернштейн и его коллеги пришли к выводу, что существуют определенные навыки и инструменты комплексного мышления, которые преодолевают барьеры различных областей и могут способствовать творческому мышлению: «[исследователи креативности] обсуждают интеграцию идей из различных областей как основу творческой одаренности. не спрашивайте: «Кто творческий?» но «что является основой творческого мышления?» С точки зрения полиматии, одаренность — это способность сочетать разрозненные (или даже явно противоречивые) идеи, наборы проблем, навыки, таланты и знания новыми и полезными способами. Таким образом, полиматия является основным источником творческого потенциала любого человека». [16] : 857  В книге «Жизненные этапы творчества» Робер и Мишель Рут-Бернштейн предлагают шесть типологий этапов творческой жизни. Эти типологии основаны на реальных записях творческого производства, впервые опубликованных Рут-Бернштейном, Бернштейном и Гарнье (1993).

  • Тип 1 представляет людей, которые специализируются на развитии одного главного таланта в раннем возрасте (например, одаренных людей) и успешно используют исключительно этот талант на протяжении всей своей жизни.
  • Люди типа 2 исследуют ряд различных творческих занятий (например, посредством игр в мире или различных хобби), а затем решают использовать одно из них до конца своей жизни.
  • Люди типа 3 с самого начала полиматичны и умеют совмещать несколько профессий одновременно, так что их творческий потенциал постоянно меняется.
  • Творцы 4-го типа рано признаются в одном важном таланте (например, в математике или музыке), но продолжают исследовать дополнительные творческие возможности, диверсифицируя свою продуктивность с возрастом.
  • Творцы пятого типа последовательно посвящают себя одной творческой области за другой.
  • Люди типа 6 рано развивают разнообразные творческие способности, а затем, как и люди типа 5, исследуют их последовательно, по одному.

Наконец, его исследования показывают, что понимание полиматики и обучения на полиматических примерах может помочь структурировать новую модель образования, которая лучше способствует творчеству и инновациям: «мы должны сосредоточить образование на принципах, методах и навыках, которые будут служить им [учащимся] в обучении и творчество во многих дисциплинах, различных карьерах и успешных этапах жизни». [24] : 161 

Питер Берк

[ редактировать ]

Питер Берк , почетный профессор истории культуры и член Эммануэль-колледжа в Кембридже, обсуждал тему полиматии в некоторых из своих работ. Он представил всеобъемлющий исторический обзор восхождения и упадка эрудитов как того, что он называет «интеллектуальным видом». [25] [26] [27]

Он отмечает, что в древние и средневековые времена учёным не обязательно было специализироваться. Однако, начиная с 17 века, быстрый рост новых знаний в западном мире — как в результате систематических исследований мира природы, так и в результате потока информации, поступающей из других частей мира — все больше затруднял задачу отдельных ученых. освоить столько же дисциплин, сколько и раньше. Таким образом, произошел интеллектуальный отход эрудитов: «от знаний в каждой [академической] области к знаниям в нескольких областях и от внесения оригинального вклада во многих областях к более пассивному потреблению того, что было внесено другими». [28] : 72 

Учитывая это изменение в интеллектуальном климате, с тех пор чаще можно встретить «пассивных эрудитов», которые потребляют знания в различных областях, но делают свою репутацию в одной единственной дисциплине, чем «настоящих эрудитов», которые — посредством подвига « интеллектуальный героизм» — сумели внести серьезный вклад в несколько дисциплин.

Однако Берк предупреждает, что в эпоху специализации разносторонние люди необходимы как никогда, как для синтеза (чтобы нарисовать общую картину), так и для анализа. Он говорит: «Требуется эрудит, чтобы «запомнить пробел» и привлечь внимание к знаниям, которые в противном случае могут исчезнуть в промежутках между дисциплинами, как они в настоящее время определены и организованы». [29] : 183 

Наконец, он предлагает правительствам и университетам создать среду обитания, в которой этот «вымирающий вид» сможет выжить, предлагая студентам и ученым возможность междисциплинарной работы.

Бхарат Шрираман

[ редактировать ]

Бхарат Шрираман из Университета Монтаны также исследовал роль полиматии в образовании. Он утверждает, что идеальное образование должно воспитывать таланты в классе и позволять людям заниматься различными областями исследований и ценить как эстетические, так и структурные/научные связи между математикой, искусством и науками. [30]

В 2009 году Шрираман опубликовал статью, в которой сообщалось о трехлетнем исследовании с участием 120 учителей математики, готовящихся к работе, и сделал некоторые выводы для предварительного обучения математике, а также для междисциплинарного образования. [15] Он использовал герменевтико-феноменологический подход, чтобы воссоздать эмоции, голоса и борьбу студентов, пытавшихся разгадать парадокс Рассела , представленный в его лингвистической форме. Они обнаружили, что те, кто больше занимался решением парадокса, также демонстрировали более полиматическое мышление. В заключение он предполагает, что содействие полиматизму в классе может помочь учащимся изменить убеждения, открыть для себя структуры и открыть новые возможности для междисциплинарной педагогики. [15]

Майкл Араки

[ редактировать ]

Майкл Араки — профессор Бизнес-школы UNSW Университета Нового Южного Уэльса, Австралия. Он стремился формализовать в общей модели то, как происходит развитие полиматии. Его Модель развития полиматии (DMP) представлена ​​в статье 2018 года с двумя основными целями:

  1. организовать элементы, участвующие в процессе развития полиматии, в структуру отношений, которая связана с подходом к полиматии как жизненному проекту;
  2. обеспечить связь с другими хорошо разработанными конструкциями, теориями и моделями, особенно из области одаренности и образования. [31]

Модель, разработанная для отражения структурной модели, состоит из пяти основных компонентов:

  1. полиматические предшественники
  2. полиматические медиаторы
  3. полиматические достижения
  4. внутриличностные модераторы
  5. экологические модераторы [31]
Модель развития полиматии (DMP)

Что касается определения термина полиматия, исследователь, проанализировав дошедшую до нас литературу, пришел к выводу, что, хотя существует множество точек зрения на полиматию, большинство из них констатируют, что полиматия предполагает три основных элемента: широту, глубину и интеграцию. [31] [32] [33]

Широта означает полноту, расширение и разнообразие знаний. Это контрастирует с идеей узости, специализации и ограничения знаний в ограниченной области. Обладание всеобъемлющими знаниями в очень разных областях является отличительной чертой величайших эрудитов.

Глубина относится к вертикальному накоплению знаний и степени проработанности или сложности наборов концептуальной сети. Как и Роберт Рут-Бернштейн, Араки использует концепцию дилетантства как контраст с идеей глубокого обучения, которую влечет за собой полиматия.

По мнению автора, интеграция, хотя и не является явной в большинстве определений полиматии, также является ее основным компонентом. Интеграция предполагает способность соединять, артикулировать, конкатенировать или синтезировать различные концептуальные сети, которые у неполиматичных людей могут быть разделены. Кроме того, интеграция может происходить на уровне личности, когда человек способен интегрировать свою разнообразную деятельность в синергетическое целое, что также может означать психическую (мотивационную, эмоциональную и когнитивную) интеграцию.

Наконец, автор также предполагает, что с помощью психоэкономического подхода полиматию можно рассматривать как «жизненный проект». То есть, в зависимости от темперамента человека, его способностей, личности, социального положения и возможностей (или их отсутствия), проект полиматического самоформирования может представляться человеку более или менее заманчивым и более или менее осуществимым для реализации. . [31]

Кауфман, Бегетто и коллеги.

[ редактировать ]

Джеймс К. Кауфман из Педагогической школы Нига при Университете Коннектикута и Рональд А. Бегетто из того же университета исследовали возможность того, что у каждого может быть потенциал к полиматии, а также проблему общности предметной области или предметная специфика творчества. [34] [35]

Основываясь на своей более ранней модели творчества «четырех в», Бегетто и Кауфман [36] [37] предложил типологию полиматии, начиная от повсеместной полиматии mini-C до выдающейся, но редкой полиматии Big-C, а также модель с некоторыми требованиями к человеку (эрудиту или нет), чтобы иметь возможность достичь самых высоких уровней творческих способностей. достижение. Они учитывают три общих требования — интеллект, творческую мотивацию и среду, позволяющую творческое самовыражение, — которые необходимы для успеха любой попытки творчества. Затем, в зависимости от выбранной области, потребуются более специфические способности. Чем больше способности и интересы человека соответствуют требованиям предметной области, тем лучше. В то время как некоторые будут развивать свои конкретные навыки и мотивацию для конкретных областей, полиматические люди будут демонстрировать внутреннюю мотивацию (и способность) заниматься различными предметами в разных областях. [37]

Что касается взаимодействия полиматии и образования, они предполагают, что вместо того, чтобы спрашивать, есть ли у каждого ученика мультитворческий потенциал, преподаватели могли бы более активно развивать мультитворческий потенциал своих учеников. В качестве примера авторы приводят, что учителя должны поощрять учащихся устанавливать связи между дисциплинами, использовать различные формы средств массовой информации для выражения своих рассуждений/понимания (например, рисунки, фильмы и другие формы визуальных средств массовой информации). [34]

Вакас Ахмед

[ редактировать ]

В своей книге «Эрудиты » 2018 года британский писатель Вакас Ахмед определяет эрудитов как тех, кто внес значительный вклад как минимум в три различные области. [15] Вместо того, чтобы считать эрудитов исключительно одаренными, он утверждает, что у каждого человека есть потенциал стать таковым: что у людей естественным образом есть множество интересов и талантов. [38] Он противопоставляет эту полиматическую природу тому, что он называет «культом специализации». [39] Например, системы образования подавляют эту природу, заставляя учащихся специализироваться на узких темах. [38] В книге утверждается, что специализация, поощряемая производственными линиями промышленной революции, контрпродуктивна как для отдельных людей, так и для общества в целом. Это предполагает, что сложные проблемы 21-го века нуждаются в универсальности, творческом подходе и широких перспективах, характерных для эрудитов. [38]

Для отдельных людей, говорит Ахмед, специализация дегуманизирует и подавляет весь спектр их самовыражения, тогда как полиматия «является мощным средством социальной и интеллектуальной эмансипации», которая обеспечивает более полноценную жизнь. [40] Что касается социального прогресса, он утверждает, что ответы на конкретные проблемы часто возникают в результате объединения знаний и навыков из нескольких областей, и что многие важные проблемы носят многомерный характер и не могут быть полностью поняты с помощью одной специализации. [40] Вместо того чтобы интерпретировать полиматию как смесь профессий или интеллектуальных интересов, Ахмед призывает разрушить дихотомию «мыслитель»/«деятель» и дихотомию искусство/наука. Он утверждает, что ориентация на действие и мышление поддерживают друг друга и что люди процветают, стремясь к разнообразию опыта, а также разнообразию знаний. Он отмечает, что успешные люди во многих областях называют хобби и другие «второстепенные» занятия источником навыков или идей, которые помогли им добиться успеха. [41]

Ахмед исследует данные, свидетельствующие о том, что развитие множества талантов и взглядов полезно для успеха в узкоспециализированной области. Он цитирует исследование ученых, лауреатов Нобелевской премии, которое показало, что они в 25 раз чаще поют, танцуют или играют, чем средние ученые. [42] Другое исследование показало, что дети набирают более высокие баллы в тестах IQ после уроков игры на барабанах, и он использует это исследование, чтобы доказать, что разнообразие областей может повысить общий интеллект человека. [43]

Ахмед приводит множество исторических утверждений о преимуществах полиматии. Некоторые из них касаются общих интеллектуальных способностей, которые эрудиты применяют в различных областях. Например, Аристотель писал, что полное понимание темы требует, помимо предметных знаний, общей способности критического мышления, которая может оценить, как были получены эти знания. [44] Еще одно преимущество полиматического мышления заключается в применении нескольких подходов к пониманию одной проблемы. Ахмед цитирует точку зрения биолога Э.О. Уилсона о том, что к реальности можно подойти не с помощью одной академической дисциплины, а через согласование между ними. [45] Одним из аргументов в пользу изучения нескольких подходов является то, что это ведет к непредвзятости . С любой точки зрения может показаться, что вопрос имеет прямой и однозначный ответ. Тот, кто знает разные, противоположные ответы, будет более непредвзятым и осознает ограничения своих собственных знаний. Важность признания этих ограничений — это тема, которую Ахмед находит у многих мыслителей, включая Конфуция , Али ибн Аби Талиба и Николая Кузанского . Он называет это «основным признаком эрудита». [45] Еще один аргумент в пользу множественных подходов заключается в том, что эрудиты не считают разные подходы разнообразными, поскольку они видят связи там, где другие люди видят различия. Например, да Винчи развил несколько областей, применив к каждой из них математические принципы. [46]

К эрудитам относятся великие ученые и мыслители эпохи Возрождения и Просвещения , которые преуспели в нескольких областях науки, техники, техники, математики и искусства. В эпоху итальянского Возрождения идею эрудита якобы выразил Леон Баттиста Альберти (1404–1472), сам эрудит, в утверждении, что «человек может сделать все, если пожелает». [47] Среди известных и прославленных эрудитов — Авиценна , Леонардо да Винчи , Микеланджело , Роберт Гук , Готфрид Вильгельм Лейбниц , Аль-Бируни , [48] Хильдегард Бингенский , Ибн аль-Хайсам , Рабиндранат Тагор , Михаил Ломоносов , Иоганн Вольфганг фон Гете , Алан Тьюринг , Бенджамин Франклин , Джон фон Нейман , Омар Хайям , Чарльз Сандерс Пирс , Анри Пуанкаре , Исаак Азимов , Николай Коперник , Иоганн Вейхард фон Вальвазор , Рене Декарт , Аристотель , Фридрих II , император Священной Римской империи , Аверроэс , Архимед , Ипатия , Блез Паскаль , Африканус Хортон , Ван Вэй , Исаак Ньютон , Пьер-Поль Рике , Леонард Эйлер , Эмили дю Шатле , Никола Тесла , Томас Эдисон , Флоренция Найтингейл , Бертран Рассел , Б. Р. Амбедкар , Николь Орем , Томас Янг , Секвойя , Томас Джефферсон , Пьер-Симон Лаплас , Майя Анжелу , Фридрих Энгельс , Сатьяджит Рэй и Уильям Уэвелл

[ редактировать ]

Помимо человека эпохи Возрождения , похожими терминами являются homo Universalis ( латинский ) и uomo Universale ( итальянский ), которые переводятся как «универсальный человек». [1] Родственный термин «универсал» — в отличие от специалиста — используется для описания человека с общим подходом к знаниям.

термин «универсальный гений» или «универсальный гений» Также используется Леонардо да Винчи , ярким примером которого снова является . Этот термин особенно используется для людей, которые внесли значительный вклад хотя бы в одну из областей, в которых они активно участвовали, и когда они придерживались универсального подхода.

Когда о человеке говорят, что он обладает энциклопедическими знаниями , он демонстрирует обширный объем знаний. Однако это обозначение может быть анахронизмом в случае таких людей, как Эратосфен , чья репутация обладателя энциклопедических знаний предшествовала существованию любого энциклопедического объекта .

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хотя многие исторические личности можно считать эрудитами, они здесь не перечислены, поскольку их не только слишком много, чтобы их перечислять, но и поскольку определение любой отдельной фигуры как эрудита является спорным из-за расплывчатого определения этого термина. определенный характер: не существует определенного набора характеристик, кроме человека, обладающего широким спектром знаний в ряде различных дисциплин; многие также не считали себя эрудитами, поскольку этот термин появился только в начале 17 века.
  1. ^ Jump up to: а б «Спросите философа: Тим Саутфоммасане – В поисках человека эпохи Возрождения» . Австралиец . 10 апреля 2010 г. Проверено 27 июля 2018 г.
  2. ^ «Полигистор» . Бесплатный словарь .
  3. ^ Jump up to: а б Мерфи, Кэтрин (2014). «Роберт Бертон и проблемы полиматии» . Исследования эпохи Возрождения . 28 (2): 279. дои : 10.1111/rest.12054 . S2CID   162763342 . Архивировано из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
  4. ^ Берк, Питер (2011). «Эрудит: культурная и социальная история интеллектуального типа». Чтение: Теория и практика . ISSN   0102-387X .
  5. ^ Вауэр, Иоганн (1665). Трактат о полиматии: полное собрание ранних исследований .
  6. ^ « Эрудит, n . и прил . Архивировано 8 мая 2014 г. в Wayback Machine ». ОЭД онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Доступ в декабре 2019 г.
  7. ^ « Эрудит, н . ». ОЭД онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Доступ в декабре 2019 г.
  8. ^ « Полигистор, н . ». ОЭД онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Доступ в декабре 2019 г.
  9. ^ Харпер, Дэниел (2001). «Онлайн-этимологический словарь» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 5 декабря 2006 г.
  10. ^ Гарднер, Хелен (1970). Искусство сквозь века . Нью-Йорк, Харкорт, Брейс и мир. стр. 450–456 . ISBN  9780155037526 .
  11. ^ Льюис, Чарльтон Т.; Шорт, Чарльз (1966) [1879], Латинский словарь , Оксфорд: Clarendon Press
  12. ^ «Человек эпохи Возрождения — определение из онлайн-словаря Merriam-Webster» . Mw.com . Архивировано из оригинала 18 мая 2006 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
  13. ^ «Оксфордский краткий словарь» . Askoxford.com. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
  14. ^ Шавинина, Л. (2013). Как развивать новаторов? Инновационное образование для одарённых1. Международное образование одаренных людей , 29 (1), 54–68.
  15. ^ Jump up to: а б с д Шрираман, Б. (2009). Математические парадоксы как путь к убеждениям и полиматии: экспериментальное исследование. ЗДМ , 41 (1–2), 29–38.
  16. ^ Jump up to: а б Р. Рут-Бернштейн, 2009 г.
  17. ^ Jump up to: а б Рут-Бернштейн, Р. (2015). Искусство и ремесла как дополнение к STEM-образованию для развития творческих способностей одаренных и талантливых учащихся. Обзор образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе , 16 (2), 203–212.
  18. ^ Рут-Бернштейн, Р. (2009). Множественная одаренность у взрослых: случай эрудитов. В Международном справочнике по одаренности (стр. 853–870). Спрингер, Дордрехт.
  19. ^ Jump up to: а б Рут-Бернштейн, Р. (2003). Искусство инноваций: эрудиты и универсальность творческого процесса. В Международном справочнике по инновациям (стр. 267–278).
  20. ^ Jump up to: а б Рут-Бернштейн Р., Аллен Л., Бич Л., Бхадула Р., Фаст Дж., Хози К., ... и Подуфали А. (2008). Искусство способствует научному успеху: занятия нобелевских лауреатов, национальной академии, королевского общества и членов Sigma xi. Журнал психологии науки и техники , 1 (2), 51–63.
  21. ^ Рут-Бернштейн, Р., и Рут-Бернштейн, М. (2011). Жизненные этапы творчества .
  22. ^ Рут-Бернштейн, Р.С., Бернштейн, М., и Гамье, Х. (1993). Идентификация ученых, вносящих долгосрочный и результативный вклад, с примечаниями об их методах работы. Журнал исследований креативности , 6 (4), 329–343.
  23. ^ Рут-Бернштейн, Р.С., Бернштейн, М., и Гарнье, Х. (1995). Взаимосвязь между призваниями, научным стилем, рабочими привычками и профессиональным влиянием ученых. Журнал исследований креативности , 8 (2), 115–137.
  24. ^ Рут-Бернштейн, Р., и Рут-Бернштейн, М. (2017). Люди, увлечения, проблемы: Роль творческих образцов в обучении творчеству. В кн. Творческие противоречия в образовании (стр. 143–164). Спрингер, Чам.
  25. ^ Берк, П. (2012). Социальная история знаний II: От энциклопедии к Википедии (Том 2). Политика.
  26. ^ Берк, П. (2010). Эрудит: культурная и социальная история интеллектуального вида. Исследования в области истории культуры: Очерки Питера Маккаффери , 67–79.
  27. ^ Берк, Питер (2020). Эрудит: история культуры от Леонардо да Винчи до Сьюзен Зонтаг . Издательство Йельского университета. п. 352. ИСБН  9780300252088 . Архивировано из оригинала 13 сентября 2022 года . Проверено 16 ноября 2020 г.
  28. ^ Берк, 2010 г.
  29. ^ Берк, 2012 г.
  30. ^ Шрираман Б. и Даль Б. (2009). О привнесении междисциплинарных идей в образование одаренных людей. В Международном справочнике по одаренности (стр. 1235–1256). Спрингер, Дордрехт.
  31. ^ Jump up to: а б с д Араки, Мэн (2018). Полиматия: новый взгляд . Журнал гения и выдающегося мастерства , 3 (1), 66–82. Получено с: Researchgate.net
  32. ^ Араки, МЭ (2015). Полиматическое лидерство: теоретические основы и развитие конструкции. (Магистерская диссертация), Pontificia Universidade Católica, Рио-де-Жанейро, Бразилия. Получено с сайта Researchgate.net . Архивировано 29 января 2018 г. в Wayback Machine.
  33. ^ Араки, М.Э., и Пирес, П. (2019). <Современная литература по полиматии: краткий обзор (10 января 2019 г.). Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=3313137 .
  34. ^ Jump up to: а б Кауфман Дж. К., Бегетто Р. А., Баер Дж. и Ивчевич З. (2010). Творческая полиматия: чему Бенджамин Франклин может научить вашего детского сада. Обучение и индивидуальные различия , 20 (4), 380–387.
  35. ^ Кауфман, Дж. К., Бегетто, Р. А., и Баер, Дж. (2010). В поисках молодого Поля Робсона: исследование вопроса творческой полиматии. Инновации в педагогической психологии , 141–162.
  36. ^ Кауфман, Дж. К., и Бегетто, РА (2009). За пределами большого и малого: Четырехкратная модель творчества. Обзор общей психологии , 13 (1), 1.
  37. ^ Jump up to: а б Бегетто, Р.А., и Кауфман, Дж.К. (2009). Есть ли у всех нас мультитворческий потенциал? ЗДМ , 41 (1–2), 39–44.
  38. ^ Jump up to: а б с Робинсон, Эндрю (11 мая 2019 г.). «В поисках полиматии» . Ланцет . 393 (10184): 1926. doi : 10.1016/S0140-6736(19)30995-X . S2CID   149445248 . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 24 декабря 2022 г.
  39. ^ Ахмед 2018 , с. 85.
  40. ^ Jump up to: а б Ахмед 2018 , с. 282-283.
  41. ^ Ахмед 2018 , стр. 160, 164, 176.
  42. ^ Хилл, Эндрю (11 февраля 2019 г.). «Скрытые преимущества найма Джеков и Джилл на все руки» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 16 декабря 2021 г.
  43. ^ Ахмед 2018 , с. 146.
  44. ^ Ахмед 2018 , с. 148.
  45. ^ Jump up to: а б Ахмед 2018 , с. 134-136.
  46. ^ Ахмед 2018 , с. 173-174.
  47. ^ «Человек эпохи Возрождения – определение, характеристики и примеры» . Архивировано из оригинала 3 мая 2015 года . Проверено 25 апреля 2012 г.
  48. ^ «БЕРУНЕ, АБУ РАЙХАН – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Архивировано из оригинала 17 ноября 2019 года . Проверено 29 мая 2019 г. БЕРЕНЕ, АБУ РАЙХАН МОХАММАД р. Ахмад (362/973 - после 442/1050), ученый и эрудит периода поздних Саманидов и ранних Газневидов и один из двух величайших интеллектуальных деятелей своего времени в восточных землях мусульманского мира, второй - Эбн Сина. (Авиценна).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df33ae491550de37002ee92902db2342__1720082460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/42/df33ae491550de37002ee92902db2342.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polymath - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)