Звуковая торговая марка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2009 г. ) |
Звуковой товарный знак , звуковой логотип или аудиологотип — это товарный знак , в котором звук используется для выполнения функции товарного знака, позволяющей однозначно идентифицировать коммерческое происхождение продуктов или услуг. [1]
В последнее время звуки все чаще используются в качестве товарных знаков на рынке . Однако традиционно было сложно защитить звуки как товарные знаки путем регистрации, поскольку звук не считался «торговым знаком». Этот вопрос был рассмотрен Соглашением Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности . [2] который расширил юридическое определение товарного знака, включив в него «любой знак... способный отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия» (статья 15(1)).
Несмотря на признание, которое должно быть предоставлено надежным товарным знакам в большинстве стран, графическое изображение таких знаков иногда представляет собой проблему для владельцев товарных знаков, стремящихся защитить свои знаки, и в разных странах существуют разные методы решения этой проблемы.
Звуковой брендинг
[ редактировать ]Звуковой брендинг (также известный как аудиобрендинг , музыкальный брендинг , звуковой брендинг , акустический брендинг ) [3] — это «стратегическое использование звука… для положительной дифференциации продукта или услуги, улучшения отзыва, создания предпочтений, укрепления доверия и даже увеличения продаж». [4] Аудио-брендинг может сказать вам, является ли бренд романтичным и чувственным, семейным и повседневным, снисходительным и роскошным, даже не услышав ни слова и не увидев изображения. И это дает бренду дополнительный способ преодолеть сокращение концентрации внимания аудитории. [5]
Звуковые логотипы
[ редактировать ]Звуковой логотип (или аудиомнемоника) — один из инструментов звукового брендинга , наряду с джинглом , фирменной музыкой и фирменной темой. Звуковой логотип (или аудиологотип, или звуковой логотип) — это короткая отличительная мелодия или другая звуковая последовательность, обычно расположенная в начале или конце рекламного ролика. Его можно рассматривать как акустический эквивалент визуального логотипа. Часто сочетание обоих типов логотипа. [6] используется для повышения узнаваемости бренда. Примером может служить логотип и рингтон T-Mobile , написанный Лэнсом Мэсси, логотип Intel, написанный Уолтером Верзовой , [7] или логотип Michelin , созданный Сиксием Соном, который также написал «Samsung Tune». [8]
Звуковой логотип оказывает обучающее воздействие на восприятие потребителем определенного продукта. Мелодия – это наиболее запоминающаяся последовательность звуков, поскольку, когда мелодия начинается, человеческий мозг автоматически ожидает окончания. Однако некоторые бренды осознают важность звука, который может создать их бренд, и пытаются извлечь выгоду из своей уникальности. Хорошим примером является марка мотоциклов Harley-Davidson , которая в 1994 году подала заявку на звуковой товарный знак, связанный с характерным звуком двигателя V-twin. Компания поняла, что если сможет уловить собственное звучание, то сможет отличить бренд в каждой точке взаимодействия с клиентом. [9] Как и в случае с визуальным логотипом, наиболее важными качествами звукового логотипа являются уникальность, запоминаемость и соответствие обещанию бренда. [10]
Радио- и телевизионные станции создают свою собственную аудиоидентичность, используя мелодичные темы для укрепления своего бренда. Яркие примеры включают короткие вариации BBC Radio 2 или Classic FM джинглов . В последние годы представители телевизионных станций также представили свои собственные аудиоидентичности, чтобы повысить узнаваемость своего бренда. [11]
Обычно создание звукового логотипа состоит из четырех-шести шагов: [12] [13]
- Этап разработки аудиостратегии, на котором подтверждается суть бренда и другие основополагающие элементы.
- Этап анализа точек соприкосновения звука, на котором определяются все места, где бренд будет контактировать с клиентами и другими заинтересованными сторонами.
- Этап разработки концепции, на котором создается аудиоколлаж, помогающий определить текстуру, ритм, мелодию, гармонию и инструменты, которые лучше всего передают ценности бренда, а затем создается уникальный звук или музыкальное произведение, чтобы передать отличительную сущность и ценности бренда.
- Этап тестирования и доработки, на котором комбинация звуковых элементов оптимизируется, чтобы гарантировать, что они передают суть, ценности и обещания бренда. На этом этапе при необходимости будут проводиться психоакустические исследования. [14]
- Этап реализации для создания адаптации для каждой точки взаимодействия.
- Этап передачи, на котором разрабатывается руководство по аудиостилю, которое поможет руководителю или менеджеру бренда рекомендовать, планировать и контролировать установку аудиоэлементов бренда на устройства, выставочные стенды, дисплеи, колл-центры и другие места, где они будут находиться. использовал. Кроме того, лицензия или право собственности на элементы брендинга или все применимые права на использование, в зависимости от соглашения, официально передаются бренду.
После завершения аудиоэлементами следует управлять так же, как и остальными активами бренда компании. [15]
Экологический звуковой дизайн
[ редактировать ]Создание впечатления от бренда с помощью звука также относится к области звукового брендинга. Возможности для создания качественного брендинга, который передает суть и душу бренда, возможны. Bentley Motors, например, недавно попыталась создать уникальный имидж бренда, заменив все механические звуки в салоне звуками, созданными для их автомобиля Continental GT. [16] Ролан Гаррос, место проведения Открытого чемпионата Франции по теннису, создало звуковую идентичность, которая используется на его объектах и воспроизводится во время церемоний награждения, а также церемоний открытия и закрытия. [17] [18]
В розничной торговле звуковой брендинг распространяется на использование звука для улучшения потребительского опыта и влияния на поведение. [19] «Например, академическое исследование, проведенное в супермаркете в Шотландии, показало, что продажи вин, выставленных рядом и по одинаковой цене, реагировали на музыку. В дни, когда играла французская музыка, французские вина продавались лучше немецких. Однако немецкие вина продавались лучше французских в те дни, когда играла типичная немецкая музыка. [19]
Британская сеть универмагов Selfridges — один из известных брендов, добившихся успеха в этом подходе, создав в своих магазинах отдельные потребительские «зоны», которые меняются визуально и акустически, чтобы покупатели знали, что они перешли в новый отдел. Эти зоны часто адаптируются к конкретному продукту, профилю клиента, сезону или даже времени дня и недели. [20] Шведский торговый центр Emporia также добился успеха, используя звуковые ландшафты для помощи покупателям. [21] Высококлассные торговые центры Unibail Rodamco имеют звуковую идентичность, которая адаптируется к их парковкам, подъездам, дорожкам, даже к стульям и стенам с растениями, а также распространяется на их рекламу. [22]
Брендинг звуковых технологий и устройств
[ редактировать ]Звуковое оформление мобильных телефонов, банкоматов, портативных компьютеров, КПК и множества других устройств может улучшить взаимодействие с пользователем, сделав задачи проще и приятнее. Эти звуки также могут рассказать что-то о компании, создавшей этот опыт (а в случае персонализированных рингтонов — о самом пользователе). [23] [24]
Звуковой брендинг также включает в себя использование организациями целевых аудиосообщений для общения с клиентами по телефону, что известно как маркетинг на удержании или обмен сообщениями на удержании. Эти сообщения обычно развертываются в системе интерактивного голосового ответа (IVR) организации или когда клиенты находятся в режиме ожидания, и включают короткие информативные голосовые сообщения, часто сопровождаемые музыкой.
Исследование, проведенное специалистом по аудиобрендингу PHMG, позволило получить представление о восприятии потребителями ожидающего маркетинга. Выяснилось, что 70 процентов потребителей удерживаются на удержании более 50 процентов своих звонков, а 68 процентов потребителей удерживаются на удержании более одной минуты. В режиме ожидания 73 процента звонящих хотят слышать что-то кроме гудков или тишины, а 76 процентов предпочитают слышать что-то кроме Muzak . [25] [26]
Компании интегрируют звуковой брендинг и аудиостили в маркетинговые усилия несколькими способами — включая звуки в ключевые моменты рекламных материалов с помощью видео- или звуковой рекламы как в Интернете, так и через традиционные каналы, такие как телевидение и радио. Новые технологии для небольших записывающих устройств, таких как Botski, [27] Это записывающее устройство на основе наклеек, которое можно наносить на такие материалы, как бумага, картон или другие упаковочные и/или маркетинговые материалы, чтобы помочь брендам дифференцироваться за пределами визуальных средств.
Другие формы звука в брендинге
[ редактировать ]Грамотный брендинг включает в себя множество других тактик, призванных передать идентичность организации или продукта (кто представляет собой организация и что она представляет); улучшить впечатление потребителей от продукта или услуги; или расширить отношения организации со своей аудиторией.Другая форма звукового брендинга включает в себя общественную ассоциацию организации с музыкальным предприятием или его спонсорство — например, некоммерческую музыкальную организацию или, возможно, музыкального исполнителя или группу артистов. Например, некоторые компании, совершенно не связанные с музыкой, предлагают на своих сайтах бесплатную загрузку музыки. Подобные практики, якобы призванные продемонстрировать добрую волю организации-спонсора с точки зрения культурного покровительства, также клеймят организацию, привлекая внимание общественности к ее убеждениям, ценностям и эстетическим чувствам. [12]
Это спорно [ кем? ] этот здоровый брендинг теперь использует «подсознательное» размещение бренда в текстах поп-песен, чтобы отразить корпоративный слоган, «уникальную торговую точку» компании или «ценности бренда» (вместо «старомодного» прямого упоминания брендов/продуктов). Примером этого может служить песня Фаррелла Уильямса 2005 года «Can I Have It Like That» (с участием Гвен Стефани) с припевом, перекликающимся с рекламным слоганом Burger King «Have It Your Way». [28]
Аудио маркетинг
[ редактировать ]Аудиомаркетинг, также известный как удержанный маркетинг или удержание сообщений , все чаще рассматривается как важный элемент аудиобрендинга. Он включает в себя создание соответствующих бренду голосовых и музыкальных дорожек, которые используются компаниями для передачи маркетинговых сообщений клиентам по телефону. Обычно эти сообщения воспроизводятся, пока клиент ожидает ожидания или во время их передачи. Они также часто используются как часть интерактивных систем голосового ответа, предназначенных для обработки больших объемов вызовов.
Различные атрибуты голоса и музыки, включая темп, тон, высоту звука и громкость, принимаются во внимание для создания сообщений, которые укрепляют ценности, передаваемые через визуальный брендинг компании. [29]
Изменения в восприятии потребителей аудиомаркетинга сыграли большую роль в его принятии. Негативное восприятие традиционно вызывало маркетинг удержания, но недавний опрос, проведенный CNN, показал, что 70% звонящих в Соединенных Штатах, которых заставляют молчать, вешают трубку в течение 60 секунд, в то время как дальнейшее исследование PHMG показало, что 73 процента потребителей хотят слышать нечто большее, чем гудки или тишину в режиме ожидания. [30] [31] [32]
Регистрация звуковых знаков в разных юрисдикциях
[ редактировать ]Примеры и перспективы в этой статье могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( декабрь 2010 г. ) |
Австралия
[ редактировать ]Графическое представление
[ редактировать ]В Австралии звуковые товарные знаки обычно приемлемы, если они могут быть представлены нотной записью. По данным Австралийского ведомства по товарным знакам, заявка на звуковой товарный знак, который не может быть графически представлен с помощью нотной записи, должна включать следующие требования.
- графическое изображение знака (например, «CLIP CLOP MOO»);
- четкое и краткое описание товарного знака (примеры приведены ниже);
- Товарный знак является звуковым знаком. Он включает в себя звуки лая собак под традиционную мелодию «Зеленые рукава», воспроизведенную на аудиозаписи, прилагаемой к приложению.
- Товарный знак состоит из звука двух шагов коровы по тротуару, за которым следует звук мычания коровы (цок, цоканье, муу), как это представлено в записи, прилагаемой к заявке.
- Товарный знак представляет собой звук голоса сопрано, безмолвно поющего мелодию, представленную в партитуре, приложенной к заявке. Товарный знак демонстрируется в записи, прилагаемой к форме заявки.
- Товарный знак представляет собой повторяющийся быстрый постукивающий звук, издаваемый деревянной палкой по металлической крышке мусорного бака, который постепенно становится громче в течение примерно 10 секунд. Звук демонстрируется в записях, сопровождающих приложение.
- запись товарного знака, которую можно воспроизвести на легкодоступном и общедоступном носителе.
Другие требования изложены в Руководстве по практике и процедурам Ведомства по товарным знакам, выпущенном IP Australia. [33]
Евросоюз
[ редактировать ]В Европейском Союзе статья 4 Регламента Совета (ЕС) № 40-94 от 20 декабря 1993 года («знаки, из которых может состоять товарный знак Сообщества ») соответствующим образом гласит, что любой CTM может состоять из «любых знаков, которые можно представить графически». ...при условии, что такие знаки способны отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий». В деле «Шилд Марк Б.В. против Йоста Киста» (дело C-283/01) Европейский суд по существу повторяет критерии из дела Зикманн против Патентного ведомства Германии (дело C-273/00), согласно которым графическое представление предпочтительно означает изображения, линии или символы, и что представление должно быть ясным, точным, самостоятельным, легко доступным, понятным, долговечным и объективным. [34] [35]
Это определение обычно охватывает звуковые знаки, и поэтому заявитель на получение СТМ может использовать нотную запись для графического представления своего товарного знака. произведение Музыкальное — мелодию или мелодию звонка на телефоне — можно легко зарегистрировать в качестве товарного знака (при условии, конечно, что оно соответствует критериям Сообщества по регистрации товарных знаков на возможность регистрации и различительную способность). Хотя мелодии можно регистрировать, до 2005 года шумов не было. Звук лая собаки или шум прибоя не могут быть записаны в нотной записи, а сонограммы не были приняты в реестр товарных знаков OHIM. В 2005 году произошло изменение в законодательстве: теперь ведомство принимает сонограммы в качестве графического изображения товарного знака, если они сопровождаются звуковым файлом в формате MP3 при электронной регистрации товарного знака. [36]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В Соединенных Штатах проверка того, может ли звук служить товарным знаком, «зависит от слухового восприятия слушателя, которое может быть таким же мимолетным, как и сам звук, если, конечно, звук не настолько отличается или отличительный по своей сути, что он привязывается к подсознательному уму слушателя, чтобы он пробудился, когда его услышали, и был связан с источником или событием, с которым он ударил».
Это был довольно строгий тест, примененный Советом по рассмотрению споров и апелляций по товарным знакам США в деле General Electric Broadcasting Co., 199 USPQ 560, в отношении таймера звонка судовых часов.
Еще более известна попытка Harley-Davidson зарегистрировать в качестве товарного знака характерный «пыхтение» мотоциклетного двигателя Harley-Davidson . В 1994 году компания подала заявку со следующим описанием: «Знак состоит из звука выхлопа заявителя мотоциклов , производимого V-образными двигателями мотоциклов с обычными кривошипными шатунами , когда товар находится в эксплуатации». Девять конкурентов Harley-Davidson подали возражения против заявки, утверждая, что мотоциклы круизерского типа разных марок используют один и тот же V-образный двигатель с шатуном , который издает одинаковый звук. После шести лет судебных разбирательств , конца которым не было видно, в начале 2000 года Harley-Davidson отозвала свое заявление. [37]
Другие компании добились большего успеха в регистрации своих отличительных звуков: MGM и их львиный рык; NBC куранты ; знаменитая баскетбольная команда Harlem Globetrotters и их музыкальная тема « Sweet Georgia Brown »; Intel и трехсекундная последовательность аккордов, используемая в процессоре Pentium ; THX и его « Deep Note »; Federal Signal Corporation и звук сирены пожарной машины Q2B ; AT&T и произнесенные буквы «AT&T» в сопровождении музыки; RKO с комбинированным движущимся изображением и звуковым знаком, изображающим радиовышку RKO Pictures, передающую сигнал, похожий на азбуку Морзе; и «20th Century Studios» со знаменитой помпой, сочиненной Альфредом Ньюманом .
См. также
[ редактировать ]- Тег продюсера — элемент хип-хоп песни; короткая фраза в честь музыкального продюсера
- Музыка в рекламе
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Михаэль Бумендил, музыкальная шкатулка» . Libération.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 7 июля 2015 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ ТРИПС — это международный договор , устанавливающий минимальные стандарты защиты и регулирования для большинства форм интеллектуальной собственности во всех странах-членах ВТО .
- ^ Минский, Лоуренс; Фэйи, Коллин (7 февраля 2014 г.). «Как звучит ваш бренд?» . Гарвардское деловое обозрение . Архивировано из оригинала 10 октября 2014 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Как звучит ваш бренд?» . Гарвардское деловое обозрение . Архивировано из оригинала 10 октября 2014 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Как звук улучшает контент вашего бренда: найдите свой фирменный звук» . Институт контент-маркетинга . 08.11.2013. Архивировано из оригинала 30 июля 2017 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Сиксим Сон США» . Брендинг Sixième Son Audio . Архивировано из оригинала 13 июля 2017 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Музиквергнуген» . www.musikvergnuegen.com . Архивировано из оригинала 8 июля 2017 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Аудиосистема Michelin — брендинг Sixième Son Audio» . Брендинг Sixième Son Audio . Архивировано из оригинала 05 марта 2015 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Журнал «Связь» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2013 г. Проверено 3 октября 2012 г. Журнал Communication «Sonic Branding», июль 2010 г.
- ^ «CMO от Adobe» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2015 г. Проверено 31 июля 2014 г.
- ^ Аудиоидентичности , заархивированные 14 февраля 2013 г. на Wayback Machine на imagedissectors.com , URL-адрес доступен 3 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Розен, Уильям; Минский, Лоуренс (28 июля 2011 г.). «Шесть шагов к успешному спонсорству» . Гарвардское деловое обозрение . Архивировано из оригинала 18 августа 2014 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ Асбьёрн (6 сентября 2012 г.). «4 шага к получению блестящего звукового логотипа» . Блог Sound Logo . Архивировано из оригинала 8 сентября 2017 г. Проверено 13 июля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Sixième Son USA — Аудио-брендинговое агентство» . Архивировано из оригинала 13 июля 2017 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Новости и советы | Советник Yahoo по малому бизнесу Aabaco» . Малый бизнес . Архивировано из оригинала 12 августа 2014 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Бентли Континенталь ГТ» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2013 г. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ «Здоровый образ Ролан Гаррос (Agence Sixième Son)» . 21 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2014 г. Проверено 31 июля 2014 г.
- ^ «Открытый чемпионат Франции | Sixième Son» . Архивировано из оригинала 7 июня 2014 г. Проверено 31 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Минский, Лоуренс (9 июля 2014 г.). «Звуки ускоряют зрение» . Маркетинговая сеть, управляемая данными . Архивировано из оригинала 6 августа 2014 года.
- ^ Статья «Аудио-брендинг: звук успеха» . Маркетолог. 07.08.2012. Архивировано из оригинала 26 декабря 2012 г.
- ^ Минский, Лоуренс (11 апреля 2014 г.). «Шесть шагов к созданию успешного аудиобренда» . Маркетинговая сеть, управляемая данными . Архивировано из оригинала 6 августа 2014 года.
- ^ "Unibail Rodamco | Sixième Son" . Архивировано из оригинала 1 марта 2014 г. Проверено 31 июля 2014 г.
- ^ «Как аудиобрендинг может помочь определить вашу бизнес-культуру» . Женщины в бизнесе . 21 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2016 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Аудио-брендинг и его важность для вашего личного бренда | Блог о личном брендинге — выделитесь в своей карьере» . www.personalbrandingblog.com . 24 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 09.11.2016 . Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ Статья «Семьдесят процентов потребителей задерживаются более чем на минуту» . Freshbusinessthinking.com. 30 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2013 г. Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ Статья «Клиенты постоянно в ожидании» . Smallbusiness.co.uk. 2012-06-29. Архивировано из оригинала 3 июля 2012 г. Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ Ведомство США по патентам и товарным знакам. Зарегистрированный патент — Боцкий . Получено 27.02.21.
- ^ MP3-файл со звуковым логотипом. Архивировано 10 мая 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ «Журнал «Связь» . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 г. Проверено 6 июля 2015 г.
- ^ «Висит на телефоне: как получилось, что Гендель звенит» . Независимый . 11 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 07 марта 2016 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Важность сообщений об удержании» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Клиенты постоянно в ожидании» . Малый бизнес . 2012-06-29. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Руководство для экспертов по товарным знакам» . manuals.ipaustralia.gov.au . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Знак щита BV против Йоста Киста (дело C-283/01). Архивировано 29 апреля 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Зикманн против Патентного ведомства Германии (дело C-273/00). Архивировано 23 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Руководство по разбирательствам в Управлении по гармонизации на внутреннем рынке - Часть B - Экспертиза. Архивировано 3 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ О'ДЕЛЛ, ДЖОН (21 июня 2000 г.). «Harley-Davidson прекращает попытки контролировать звук» . Лос-Анджелес Таймс . ISSN 0458-3035 . Архивировано из оригинала 12 сентября 2016 г. Проверено 13 июля 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Корнелиус Ринге (2020): Руководство по брендингу аудио . Издательство: Радиоцентрале Германия.
- Броннер, Кай / Хирт, Райнер (2009): Аудио-брендинг. Бренды, Звук и Коммуникация, Номос, Баден-Баден. ISBN 978-3-8329-4352-3
- Броннер, Кай / Хирт, Райнер (2007): Аудио-брендинг. Развитие, использование и влияние акустической идентичности в рекламе, средствах массовой информации и обществе, Verlag Reinhard Fischer, Мюнхен (немецкий язык, 2 статьи на английском языке).
- Журнал Commommunate (2010): Sonic Branding , Cravenhill Publishing.
- Гроувс, Джон (2008): «Звуковой брендинг – стратегическое развитие звука бренда». Управление брендом 2008/2009, - Ежегодник по стратегии и практике управления брендом, Хеннинг Мейер (ред.), Немецкое специализированное издательство, 2007 г. ISBN 978-3-86641-121-0
- Гровс, Джон (2011): «ComMUSICation - от собаки Павлова к звуковому брендингу» (английский). Редактор: Oak Tree Press, Корк, Ирландия, 2011 г. ISBN 978-1-78119-000-5
- Джексон, Дэниел (2004): Звуковой брендинг: Введение , Пэлгрейв Макмиллан.
- Кусац, Хервиг (2007): Акустический менеджмент бренда – сделать ценности бренда особенно слышимыми, в: Transfer – рекламные исследования и практика, 1/2007, стр. 50-52.
- Лангеслаг, Патрик / Хирш, Уилберт (2004): Акустический брендинг: новые способы использования музыки в коммуникации бренда, в: Брандмейер, К./ Дайхзель, А./ Прилл, К. (ред.): Ежегодник Markentechnik 2004/2005, немецкий язык. Специализированное издательство, Франкфурт-на-Майне
- Ринге, К. (2005): Аудио-брендинг, VDM Verlag Dr. Мюллер , Берлин (нем.).
- Спитцер, Манфред (2005): Музыка в голове - прослушивание, создание музыки, понимание и восприятие в нейронной сети, 1-е издание, 5-е издание, Нью-Йорк: Шаттауэр (немецкий).
- Штайнер, Пол (2009): Звуковой брендинг – основы акустического бренд-менеджмента, Габлер Верлаг , Висбаден, ISBN 978-3-8349-1639-6
- Сокровище, Джулиан (2007): Хороший бизнес, Книги по менеджменту, 2000.
- Эндрю, Дии (2009) Учебник Creative Review по разработке звука для продуктов [1]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Крякающий казу начинает ссору» Статья Джесси МакКинли в The New York Times, 2 июня 2009 г.