F-14 Tomcat Operational History
![]() | Эта статья имеет несколько вопросов. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудить эти вопросы на странице разговоров . ( Узнайте, как и когда удалить эти сообщения )
|
Grumman военно F-14 Tomcat служил с -морским флотом Соединенных Штатов и Имперским иранским ВВС , а затем Исламская Республика ВВС Иран [ 1 ] После 1979 года. Он работал на борту авианосцев США с 1974 по 2006 год и остается в эксплуатации с Ираном . Глубокие знания о его обслуживании с Ираном относительно ограничены.
Служба ВМС США
[ редактировать ]F-14 в основном проводил миссии с воздухом-воздушным и разведыванием с ВМС США до 1990-х годов, когда он также использовался в качестве борца на дальние дальности . [ 2 ] Он увидел значительные действия в Средиземном море и Персидском заливе и использовался в качестве забастовой платформы на Балканах , Афганистане и Ираке до окончательного развертывания в Соединенных Штатах в 2006 году.
Американский уход из Saigon (1975)
[ редактировать ]
Tomcat сделал свой боевой дебют во время операции «Частые ветры» , эвакуация американских граждан из Сайгона , в апреле 1975 года. F-14AS от истребительной эскадрильи 1 (VF-1) и VF-2 , работающих из USS Enterprise , Flet Patrols Air Южный Вьетнам , чтобы обеспечить истребитель для маршрута эвакуации. [ 3 ]
Похваты за холодную войну (1976–1991)
[ редактировать ]
VF-142 стал первой эскадрилья Atlantic Fleet F-14, которая перехватил советский «медведь» TU-95 23 апреля 1976 года. Одной из рутинных задач, выполненных F-14 военно-морского флота, был перехват самолетов, который слишком близко приближался к группам-носителям. Советские стратегические бомбардировщики и морские разведывательные самолеты регулярно патрулировали возле американских перевозчиков во время холодной войны и часто сопровождали F-14.
F-14 Tomcats были основными мультирольными истребителями, которые в основном перехватывали самолеты TU-95 Bear D, которые летали в любом месте в окрестностях авианосцев США во время холодной войны. Политика США не должна была позволить медведю в течение нескольких сотен миль от авианосца без вооруженного эскорта. В разгар холодной войны пара самолетов Bear D вылетала с полуострова Кола до Кубы каждую неделю, что приводит к частым перехватам, когда они проходили вдоль восточного побережья Соединенных Штатов. В тот же период ежегодные упражнения организации Северной Атлантического договора (НАТО) в районе Северного моря выявляли ежедневные рейсы самолетов Bear D, работающих парами, чтобы найти авианосца (ы) в этом районе. Операции Северной свадьбы и океанского сафари обычно приносили по крайней мере одного перевозчика ВМС США в Гренландию - Надюландский пробел Королевства (GIUK) во время упражнений, вызвав значительный мониторинг советских поверхностных кораблей, подводных лодок и самолетов. Томкаты были использованы для предоставления круглосуточного флота ПВО TU-16 "Badger" Maritime Strike и M-4 "Bison" , An-12 "Cub" и IL-38 "могут" самолеты наблюдения, которые обычно пытались нацелить боевые группы авианосцев.
В 1976 году F-14, работающий из USS John F. Kennedy, был потерян за борт возле потока Scapa , тонувшейся в воде 1890 футов (580 м) глубиной. Военно-морской флот США, обеспокоенный тем, что Советы могут восстановить обломки и ее ракеты AIM-54 Phoenix , запустили подводную операцию по восстановлению, стоимостью несколько миллионов долларов, чтобы спасти обломки. [ 4 ]
Операции во время гражданской войны в Ливане (1976 и 1982–1986))
[ редактировать ]F-14s предоставили боевые воздушные патрули во время операции Fluid Drive , эвакуации граждан США из Бейрута , Ливан , в 1976 году. [ 5 ] [ 6 ]
В период с 1982 по 1986 год F-14 исполнили боевые воздушные патрули и фото-реконисацию в поддержку многонациональных сил в Ливане и военно-морских операциях США возле побережья страны. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Миссии Tactical Air -Borghine Reconnaissance System (TARPS) использовались для идентификации артиллерийских батарей, стреляющих по миротворческим силам и обеспечивали целевую интеллектуальную разведку для поддержки военно -морского стрельбы оффшор. [ 5 ] [ 10 ]
С ноября 1983 года по весну 1984 года, F-14 от Carriers USS Dwight D. Eisenhower с VF-142 и VF-143 , USS John F. Kennedy (CV-67) с VF-11 и VF-31 и USS Indeptance с независимостью с VF-14 и VF-32 пролетели почти ежедневные миссии по брезентам над Ливаном . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] 3 декабря 1983 года два VF-31 F-14AS от Джона Ф. Кеннеди попали под огонь из сирийской зенитной артиллерии и не менее десяти ракет поверхности-воздуха при проведении миссии брезентов. [ 10 ] [ 13 ] F-14 не были поражены и благополучно вернулись к перевозчику. [ 14 ] На следующий день Tomcats предоставил истребитель для ответного удара по сирийским позициям. 14 декабря 1983 года сирийские зенитные подразделения выпустили ракеты по поверхности к воздуху в полете VF-32 Sworpsmen Tarps F-14 Tomcats. Ракеты пропустили, и США отреагировали военно-морским стрельбой из линкора USS, Нью-Джерси , уничтожив несколько зенитных площадок.
Сирийские ВВС избежали прямой конфронтации с американскими силами, [ 9 ] Хотя был по крайней мере один случай, когда F-14 задействовались, но не открывали огонь, сирийский самолет. [ 15 ] Два F-14as от VF-11 задействовали восемь сирийских миг над Ливаном; Секция летала на прикрытии для брезента F-14 и была готова открыть огонь, когда целенаправленные четыре MIGS вернулись к Сирии. [ 16 ] Другие MIGS пролетели, не задействовавшись. [ 17 ]
Попытка спасения американских заложников в Иране (1980)
[ редактировать ]В апреле 1980 года F-14 от VF-41 и VF-84 приняли участие в попытке освободить американских заложников в Иране . Попытка спасения была отменена на ранних стадиях исполнения.
Военные операции, направленные на Ливию (1980–1989)
[ редактировать ]F-14 были вовлечены в многочисленные военные операции США, направленные в Ливию в период с 1980 по 1989 год. В течение этого периода F-14 сбили четыре самолета ливийских ВВС в двух воздушных сражениях над Средиземным морем.
21 сентября 1980 года три F-14 от Джона Ф. Кеннеди бросили вызов восемь ливийских бойцов, пытавшихся перехватить самолет разведывания ВВС США RC-135 в двухстах милях от побережья Ливийского побережья. [ 18 ] Ливийцы отключились, когда -то столкнулись с бойцами США.
Летом 1981 года F-14 от VF-41 и VF-84 провели боевые воздушные патрули в поддержку свободы навигационных операций в заливе Сидры . Тридцать пять пар ливийских истребителей и истребителей ливийских сил были перехвачены и отвезли от флота США F-14 от USS Nimitz и F-4 «Phantom IIS» от USS Forrestal в первый день операций. На следующий день, 19 августа 1981 года, два ливийских «Fitters» открыли огонь по двум VF-41 F-14AS с атолл «Аа-2» . Ракета не удалось ударить ни одну из F-14, и американские пилоты уничтожили оба ливийских самолета с помощью Riders Aim-9L "Sidewinder" . [ 19 ] Это были первые победы в воздухе в флоте США F-14 и первые для США после войны во Вьетнаме .
С 24 июля по 14 августа 1983 года F-14, назначенные USS Дуайту Д. Эйзенхауэру, были вовлечены в операцию засушливого фермера, имени кодовой помощи военной помощи США в Судане , Египте и правительстве Хисен Хабре из Чада во время Чадиана-Либиана конфликт . F-14 выполняли боевые воздушные патрулирование над водами в заливе Сидры и вблизи залива во время операции. Несколько рейсов ливийских бойцов были перехвачены без каких -либо боковых открывающихся огня. [ 20 ]
F-14as от VF-102 попали под критику из ливийских ракет SA-5 Surface-Eair через залив Сидра во время свободы навигационных упражнений в рамках операции. 14 с. Позже в тот же день F-14AS от VF-33 перехватил два ливийских MIG-25 "Foxbats", направляющихся к военно-морской силе США. Ливийцы были превзойдены Томкатами, которые отстали от МиГ-25, но американцы не получили разрешения на открытие огня. [ 21 ] Эти события и еще несколько запусков на поверхности-воздух побудили военно-морской флот США инициировать операцию Prairie Fire . F-14 Tomcats предоставил истребительную крышку во время операции.
15 апреля 1986 года F-14 от VF-33, VF-102, VF-74 и VF-103 приняли участие в операции каньона Эльдорадо , обеспечивая истребитель для серии воздушных ударов по целям в Ливии.
4 января 1989 года два F-14AS от VF-32, назначенные Джону Ф. Кеннеди, сбили два ливийских MIG-23 «Floggers» у побережья Ливии. Ливийские бойцы, казалось, маневрировали за ракетную стрельбу, когда американцы пришли к выводу, что они подвергались нападению. [ 22 ] MIG-23 были сбиты с помощью AIM-7 «Воробей» и ракет AIM-9 Sidewinder.
Сомалийский зенитный пожарный инцидент (1983)
[ редактировать ]В апреле 1983 года два F-14AS из VF-102, работающие из USS America , были уволены сомалийскими зенитными подразделениями с SA-2, то время как в миссии с фото-реконнесс в руководством . Полем [ 15 ] Томкаты были на заранее заоргнутой миссии по просьбе сомалийского правительства, но были приняты за нападение на эфиопские миг-23. [ 23 ] F-14 не были поражены и смогли выполнить миссию. [ 15 ]
Вторжение в Гренаду (1983)
[ редактировать ]F-14s от VF-14 и VF-32, работающих из USS Independence , Flow Combat Air Patrols и разведывательных миссий в поддержку операции Urgent Fury , вторжения в Гренаду в 1983 году. Томкаты из обеих эскадрий Полем F-14, оснащенные TARPS от VF-32, также выполняли миссии по оценке повреждений после удара. [ 9 ]
Мисс Ахиллу Лауро инцидент (1985)
[ редактировать ]С 8 по 10 октября 1985 года F-14 из USS Saratoga участвовали в операциях с участием захваченного итальянского круизного лайнера MS Achille Laurro . F-14AS от VF-74 и VF-103 выполняли боевые воздушные патрули с дополнительной задачей мониторинга деятельности на море вокруг Ахилля Лауро . [ 24 ] Члены Совета по национальной безопасности США разработали план, который включал в себя использование F-14 Saratoga для перехвата самолета, который должен был перенести угонщиков в безопасное место после того, как разведка США обнаружили , что египетские власти готовились поставить угонщиков египтару 737 на Тунис . [ 25 ] [ 26 ]
10 октября 1985 года из Саратоги были запущены F-14AS для выполнения перехвата. Точное время взлета 737, маршрут и высота были неизвестны; [ 27 ] Таким образом, план включал пересечение ожидаемой дорожки полета авиалайнеров над Средиземным морем, а E-2C идентифицируют контакты для F-14, чтобы выполнить положительную идентификацию. F-14 положительно определили правильный авиалайнер после четырех перехватов ночью. Tomcats сформировались на Египете 737, а ВМС США EA-6B военно-морской флот запустил все сообщения авиалайнера, за исключением F-14 и E-2C. С подразумеваемой угрозой стрельбы, пилот 737 решил приземлиться на базе НАТО в Сигонелле , Сицилия , где авиалайнер быстро был окружен нами и итальянским сотрудником службы безопасности. [ 28 ]
Вмешательство в «Танкерскую войну» (1987–1988)
[ редактировать ]С июля 1987 года по сентябрь 1988 года F-14 выполняли боевые воздушные патрули и эскортные миссии в поддержку операции Earlest Will во время « Танкерской войны ». 8 августа 1987 года произошли первые выстрелы США в иранских войсках, когда два VF-21 F-14AS из USS Constellation открыли огонь по двум иранским F-4, которые вылетели к американскому плоскости разведки P-3C . [ 29 ] [ 30 ] Пилоты США наблюдали два из трех воробьев AIM-7 , которые были запущены, направлялись к одному из F-4. [ 31 ] [ 32 ] Лидер полета F-14 приказал выход в этом районе, увидев, как взорвется одна из ракет, но до того, как какой-либо из американского экипажа сможет подтвердить, был ли F-4 фактически сбит. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Представители США преуменьшали инцидент, возможно, чтобы избежать негативной реакции общественности и конгресса в Соединенных Штатах до тогдашних операций в Персидском заливе. [ 32 ] [ 34 ] Некоторые официальные заявления предполагают, что F-14 произвели предупреждающие выстрелы или что контакты радаров не были реальными. [ 30 ] [ 32 ] [ 34 ]
F-14 от USS Ranger предоставили истребительную обложку во время операции «Мнопкий Арчер» в октябре 1987 года. Через шесть месяцев F-14 от Enterprise предоставили истребительское покрытие и сопровождение военно-морских судов США и забастовок, участвующих в операции, молясь Mantis в апреле 1988 года. [ 35 ]
Война Персидского залива (1990–1991)
[ редактировать ]Tomcats выполнял боевые воздушные патрули в защите американских боевых групп и коалиционных сил, развернувшихся в Саудовскую Аравию во время операции Desert Shield . [ 6 ] Боевые группы Дуайта Д. Эйзенхауэра и Независимости , оба из которых имели четыре эскадрильи F-14, между ними были единственными активами США, способными немедленно реагировать на вторжение Ирака в Кувейт и удерживающие любые вторжения в Саудовскую Аравию в августе 1990 года. [ 12 ] [ 36 ] Американские силы, развернутые в театре , изначально сделали это под защитой военно -морского воздушного покрова. [ 36 ]
Десять эскадронов F-14 приняли участие в войне против Ирака с 17 января по 28 февраля 1991 года во время операции Desert Storm . [ 37 ] Tomcats обеспечил защиту сопровождения для самолетов атаки, защиту судов на дальние расстояния, боевые воздушные патрули и выполняли тактические разведывательные миссии с брезентами. [ 38 ] В общей сложности 4,124 вылета были доставлены 99 F-14 в театре. [ 38 ] Большая часть вылетов была миссий с воздухом-эфиром, хотя Tomcats оставалось с небольшим количеством воздушных целей, чтобы частично бороться с быстрым распадом системы противовоздушной обороны Ирака с помощью атак коалиции, что вызвало большую часть воздушных сил Ирака. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]

По сравнению со своим коллегой ВВС США, F-15 , имелись большие ограничения на использование ракет за пределами визуального диапазона для F-14 во время операции «Буря пустыни». [ 38 ] Это было результатом того, что ВМС США не разработал системы и процедуры, необходимые для интеграции своих групп авианосца в совместную команду воздушного компонента, поскольку тактика эпохи холодной войны имела военно-морской флот самостоятельно. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Бойцы из военно-морского флота не смогли решить строгие правила взаимодействия (ROE), используя большинство их встроенных датчиков, и полагались на внешнее разрешение, такое как Стражи ВВС США E-3, чтобы получить разрешение на стрельбу. [ 38 ] [ 42 ] [ 43 ] Напротив, F-15 ВВС США имели системы, необходимые для независимого идентификации вражеских самолетов из-за визуального диапазона, и им были предоставлены основные сухопутные боевые патрульные станции для перехвата иракских самолетов, которые превратились в воздух. [ 38 ] [ 42 ]
Политические причины также были связаны с ограничением воздушных заинтересованности с участием F-14 во время войны в Персидском заливе. [ 44 ] [ 45 ] Согласно счетам пилотов военно -морского флота, бойцы военно -морского флота были отменены от иракского самолета, чтобы другие бойцы коалиции могли их привлечь. [ 42 ] [ 44 ] Одно событие, используемое для поддержки этого понятия, произошло 24 января 1991 года, когда Sentry Air Force E-3 не сообщил американским военно-морским подразделениям о паре иракских F-1EQ, которые прилетели в Персидский залив. [ 45 ] [ 46 ] Саудовские F-15 были подвергнуты векторам вместо F-14, которые были в лучшем положении, чтобы сбить иракских бойцов. [ 45 ] Другое объяснение того, почему F-14 не перехватили Mirage F-1, связано с некоторыми процедурными и техническими трудностями ВВС и военно-морского флота США, которые имели при передачу тактической информации друг к другу. [ 46 ] E-3 не мог напрямую напрямую с F-14 своевременно своевременно, так как они находились под контролем крейсера USS Worden , который не смог получить четкое радиолокационное изображение для точного вектора F-14. [ 46 ]
Экирки Tomcat, которые столкнулись с иракскими бойцами, обнаружили, что иракцы отключатся и бегут, когда-то отслеживались радаром F-14 и преследовали. [ 40 ] [ 47 ] В первый день пустынного шторма два иракских MIG-21, пытавшихся сбежать из четырех VF-103 F-14BS, вылетели непосредственно в бегство четырех F/A-18, которые сбили обе MIGS. [ 48 ] Согласно опрошенным пилотам F-15, несколько убийств F-15 были сделаны аналогичным образом: иракские самолеты были сбиты после отступления от Tomcats. [ 49 ]
В дополнение к обязанностям воздуха-воздуха, Tomcats поддерживал потребность коалиции в оценке боевых повреждений (BDA) и определении мест запуска ракета Scud , выполняя тактические разведывательные миссии, используя брезенты. [ 50 ] Эти миссии помогли заполнить разведывательные разрывы, когда облачное небо предотвращало использование космических систем наблюдения. [ 50 ]
21 января 1991 года F-14b со своим пилотом, лейтенантом Девоном Джонсом и офицером перехвата радара , лейтенантом Лоуренсом Слэйдом из VF-103 был сбит ракетой SA-2 SA-2, во время эскортной миссии. Al Asad Air Base. [ 51 ] Джонс был обнаружен на следующий день, но Слэйд был захвачен и удерживался в качестве военнопленного до его освобождения 4 марта 1991 года. [ 51 ] [ 52 ] Этот инцидент ознаменовал единственный раз, когда флот США F-14 был потерян для враждебного огня.
Одно убийство воздуха-воздух было зачислено на F-14 во время войны. Иракский вертолет MIL Mi-8 был сбит VF-1 F-14A с использованием Sidewinder AIM-9 6 февраля 1991 года. [ 53 ]
Tomcat столкнулся с досрочным выходом на пенсию из-за сокращения бюджета после окончания как Персидского залива, так и в холодных войнах в 1991 году. Однако уход в злоупотреблении Grumman A-6 стал стимулом для военно-морского флота США, чтобы продолжать использовать F-14 Обновление его с возможностью точного удара.
В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( Ноябрь 2010 ) |
Межвоенные воздушные операции над Ираком (1991–2003)
[ редактировать ]После операции «Пустынный шторм», F-14s патрулировали зоны без летав , которые были установлены над Ираком для операций, обеспечивают комфорт , южные часы и северные часы . F-14 выполнили миссии боевого воздуха , сопровождение истребителей , авиационной разведки и воздушного запрета в поддержку этих операций до вторжения в Ирак в Ираке в 2003 году . F-14, оснащенные TARPS, предоставили совместной целевой группе Юго-Западной Азии способностью ежедневно контролировать иракскую военную деятельность на юге Ирака, что делает Tomcat основным активом в операции Southern Watch. [ 54 ]
F-14 часто были частью ударов пакетов при проведении миссий в поддержку операции Southern Watch. Во время многих из этих миссий дальний расстояние Tomcat позволил ему оставаться на станции вдвое дольше, чем другие тактические самолеты ВМС США. [ 55 ] F-14 смогли остаться на станции после других военно-морских самолетов, которые пришлось заменить вход с ними. Tomcats отправится с пакетом удара после того, как пилоты второго набора самолетов заявили, что им нужно топливо. [ 55 ]
16 декабря 1998 года F-14BS от VF-32 принял участие в пакете удара по 33-Aircraft, который возглавил Operation Desert Fox . [ 56 ] Первая ночь четырехдневной операции была проведена только ВМС США. [ 57 ] 19 декабря, последний день операции, USS Карл Винсон прибыл в Персидский залив, а VF-213 присоединился к воздушным ударам, впервые перенесли F-14D в бой. В дополнение к выполнению забастовочных миссий, F-14 от обеих эскадрилий провели эскорт-боевые патрули для бомбардировщиков ВВС B-1B США , которые были посвящены операции, начиная с 17 декабря. [ 57 ] Многие первые для F-14 были достигнуты во время Desert Fox , в том числе первые GBU-24 бомбы с лазером "Paveway III" Боевое использование навигации на малой высоте и инфракрасной нацеливаемости для ночной (Lantirn), нацеленной на систему POD , первую автономную доставку GBU -10 / 16 / 24 бомбы с лазером с помощью F-14 и первого использования устройств Night Vision Devices в бою. [ 56 ] Только VF-32 упал на 111 054 фунта (50 373 кг) боеприпасов во время 16 ударов и 38 вылетов во время операции. [ 56 ]
Два F-14ds из VF-213 задействовали несколько иракских самолетов, бросающих вызов без летучей зоне 5 января 1999 года. Во время помолвки к F-14 подошла пара MIG-23, которые отвернулись до того, как они были уволены. Затем воздушные заводы F-14 сосредоточились на MIG-25, который продолжал продвигаться и выпустил две ракеты AIM-54C Phoenix на нем с очень больших расстояний. Оба Rocket Motors из AIM-54S потерпели неудачу, и ракеты не достигли их цели. Все иракские самолеты смогли вылететь обратно из безлетной зоны, хотя, как сообщалось, MIG-23 закончился и разбился, прежде чем достичь своей базы. Это взаимодействие ознаменовалось в первый раз, когда ВМС США запустил AIM-54 в бою. В конце круиза VF-213 в 1998–1999 годах, эскадрилья выполнила 19 ударов, набрав 20 бомб с лазерным управлением с 64-процентным уровнем успеха, поддерживаемые 11 комбинированных ударов, выполненные 70 миссий, зарегистрированы 230 сорта с более чем 615 часами и выполнили 45 разведывательных миссий, изображающих более 580 целей. [ 58 ]
9 сентября 1999 года VF-2 F-14 задействовал иракский MIG-23 с ракетой AIM-54 Phoenix . Ни один самолет не был поврежден. F-14 также патрулировали зоны без летающих в Ираке во время операции Northern Watch and Operation Southern Watch с 1990-х годов до 2003 года.
Балканы (1994–1995 и 1999)
[ редактировать ]В августе и сентябре 1995 года НАТО запустила Operation Dentiberate Force , а USS Theodore Roosevelt и его воздушное крыло поддерживали операцию. F-14 от VF-14 и VF-41 участвовали в забастовках. VF-41 приписывается первым подразделением F-14, которая бросила бомбы с лазером в бою, когда 5 сентября 1995 года два F-14AS атаковали свалку боеприпасов в Восточной Боснии . Цели бомбы были идентифицированы лазерными индикаторами от F/A-18s, потому что F-14 еще не был очищен, чтобы нести капсул Lantirn . Только VF-41 зарегистрировал 600 боевых часов и 530 вылетов во время этого круиза.
VF-14 и VF-41 приняли участие в операции Allied Force , воздушной кампании НАТО против сербских операций в Косово, с 9 апреля 1999 года по 9 июня 1999 года. ) Бомбы, в дополнение к другим боеприпасам воздуха-земля. F-14 полетали боевые воздушные патрулирование , эскорт и забастовки ; действовал как направленные воздушные контроллеры ; и выполнил Tarps миссии . VF-41 сбросил последние бомбы войны на фиктивной ракетной установке SA-9 Surface-Eair на границе Косово возле мира по подписанию мира 9 июня 1999 года.
Операция «Переживающая свобода» (2001–2003)
[ редактировать ]
После нападений 11 сентября 2001 года не менее чем восьми эскадрилий F-14 приняли участие в операции «Переживание свободы» , выполняя миссии на долгосрочной перспективе из Индийского океана, чтобы нанести удар по целям по всему Афганистану и проводя разведывательные миссии и миссии по поддержке наземной поддержки. С самого начала операции переживания свободы до окончания операции Anaconda , F-14 от VF-14 , VF-41 , VF-102 , VF-211 и VF-213 упали более 1 334 000 фунтов (605 000 кг) на боеприпасах на цели. [ 59 ] VF-11 и VF-123 , наряду с CVW-7 , упали на 64 000 фунтов (29 000 кг) боеприпасов, как «красные Rippers», так и «собаки пукин», делая историю, когда они уронили бомбы JDAM из F-14 для Впервые во время боя. [ 60 ] VF-103 прибыл в Афганистан в июне 2002 года, когда боя было мало, и «Jolly Rogers» не получила возможности отбросить бомбы во время операции.
Во время войны VF-213 зарегистрировал более 500 боевых вылетов, 2600 боевых часов и упали на 435 000 фунтов (197 000 кг) боеприпасов (452 бомб) в течение 10 недель над Афганистаном; [ 61 ] «Черные львы» также имели честь отказаться от первых бомб операции, устойчивой к свободе. [ 62 ] VF-102 сбросил больше бомб-680 из них, на общую сумму 420 000 фунтов (190 000 кг)-и зарегистрировал больше часов боя (более 5000), чем любая другая единица F-14, которые приняли участие в операции, и устройство сократило дополнительные 50 000 фунты (23 000 кг) боеприпасов. [ 63 ] [ 64 ] VF-211 пролетел 1250 боевых вылетов, заработав 4200 боевых часов и снизив 100 000 фунтов (45 000 кг) боеприпасов. [ 65 ] VF-14 дал больше ударов, чем любая другая эскадрилья в CVW-8 , и сбросил 174 бомб с лазером, на общей сложности 179 324 фунтов (81 340 кг) и, насыщенные приятелями, 28 AGM-65 Maverick ракеты и 23 бомбы с лазером, бомбами, бомбы, с помощью лазерных бомб, бомбы, с лазером, бомба [ 66 ] И, как и их сестра эскадрильи VF-41, они летали самые старые самолеты во флоте. VF-41 упал более 200 000 фунтов (91 000 кг) бомб (202 бомб с лазером) с 82-процентным уровнем удара, что было уровнем точности, который никогда ранее никогда не достигался во ВМС США. [ 67 ]
Операция «Иракская свобода и окончательное развертывание» (2003–2006)
[ редактировать ]
F-14 от VF-2 , VF-31 , VF-32 , VF-154 и VF-213 участвовали в операции «Свобода Ирака». F-14 пролетели на 2547 боевых вылетов и упали на 1452 GBU, JDAM и MK-82 с одним потерянным самолетом (от сбоя двигателя). F-14S возглавлял удары по Багдаду , атакуя такие цели, как иракский министерство радио-ретранслятора Salman Pak Radio Relay в Аль-Хуррии (к юго-западу от центрального Багдада) с бомбами JDAM. Другая заметная миссия включала, что F-14ds, оснащенные брезентами, сбросив четыре бомбы Марка 82 на Саддама Хусейна президентской яхте Аль-Мансур (победителя). F-14 также поддерживали наземные войска во время войны и выступали в качестве форвардных воздушных контроллеров для других самолетов. Экипаж от VF-32 был вовлечен в худший инцидент с дружеским огнем в войне, когда команда напала на конвой соперник американского спецназа в северном Ираке, полагая, что они были иракскими силами.
За последние три года в службе F-14 оставшиеся подразделения все развернуты в регионе Персидского залива в поддержку сил США в Ираке. Окончательное развертывание для F-14 было в период с сентября 2005 года по март 2006 года с VF-31 и VF-213. Эти два единицы в совокупности завершили 1163 боевых вылетов, в общей сложности 6 876 часов полета. Они упали на 9500 фунтов (4300 кг) боеприпасов во время разведки, надзора и миссий по поддержке авиации в поддержку войны в Ираке. [ 68 ]
Иранская служба
[ редактировать ]В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( Ноябрь 2010 ) |
Перед исламской революцией шаха Ирана организовал Мохаммад Реза Пахлави вооружение имперских ВВС Ирана с 80 Grumman F-14A Tomcats и 714 AIM-54 ракеты Phoenix в сделке стоимостью 2 миллиарда долларов, из которых 274 были доставлены для нас для нас. 150 миллионов долларов, [ 69 ] 150 Эмбарго после революции и дополнительные 290 отменены. [ 70 ] В 1970-х годах Pahlavi Иран искал борца по превосходству воздуха, чтобы противостоять советские вторжениям в воздушные истребители MIG-25 . [ 70 ] В октябре 1978 года два Имперских Иранских ВВС F-14AS перехватили высокий и ударный советский MIG-25 над каспийским морем, отслеживающим его в течение двух минут и заставляя его прервать разведку, пробегающий над Ираном. [ 71 ]

К сентябрю 1980 года Исламской Республике Иран ВВС (ИРИАФ) удалось сделать все большее число планеров, несмотря на огромные проблемы из -за повторных чистков его офицеров. Некоторые из этих офицеров были казнены; Другие были заключены в тюрьму, вынуждены в изгнание или вынуждены уйти на пенсию. Ириаф выжил в эти времена, и его Томкаты должны были участвовать в войне против Ирака, забив свое первое убийство 7 сентября 1980 года. [ 72 ]
Существует ограниченная информация о службе F-14s в войне в Иране-IRAQ . Западная разведка указывает на то, что Ириаф в упадке в начале войны в сентябре 1980 года, и ходят слухи, что некоторый уровень саботажа был совершен на F-14 американцами или иранцами, верными шахам во время иранской революции. [ 73 ] После свержения шаха большинство иранских пилотов F-14 и техников, обученных в Соединенных Штатах, бежали из Ирана, опасаясь их связи с режимом шаха, и их время в Соединенных Штатах подвергло бы их опасности. Только два пилота из оригинального класса полета решили остаться в Иране. Их страхи оказались правильными, и многие из первоначальных иранских экипажей F-14 и техников, которые остались, были заключены в тюрьму или казнены новым режимом. В конце концов, несколько заключенных в тюрьму пилотов F-14 были освобождены, когда началась война с Ираком. [ 72 ]
Соединенные Штаты подсчитали, что Ириаф смог сохранить от 15 до 20 F-14 в эксплуатации путем каннибализирующих деталей из других примеров. Ириаф претендует на более высокую цифру и смог собрать 25 самолетов для вылета от 11 февраля 1985 года в Тегеране . Несмотря на эмбарго США после исламской революции, [ 74 ] [ 75 ] Иран смог приобрести запчасти для своих Tomcats; Они произошли через сговор с вооружением Ирана-Контра , сговор с Израилем и Царством Саудовской Аравии. [ 76 ] [ 77 ]
Один F-14 присутствовал во время аэрофотоснимок вместе с другими активными боевыми самолетами Исламской Республикой ВВС Иран в Исламской Республике Иранской армии 18 апреля 2022 года. [ 78 ] [ 79 ]
Роль
[ редактировать ]Globalsecurity указывает, что Иран пролетел F -14 в роли AWACS . Чтобы противостоять, иракский Mirage F1-EQS вылетел профили на низкой высоте, ненадолго появляясь, чтобы осветить и запустить ракеты против F-14; Несколько Томкатов были потеряны таким образом. Globalsecurity также сообщает, что менее 20 самолетов по -прежнему были достойны воздуха с 2000 года, и цитировал один отчет, что только семь могут быть в воздухе одновременно. [ 80 ]
Это было думано [ кем? ] В течение многих лет Иран использовал боец, прежде всего, в качестве воздушного радиолокационного контроллера, сопровождаемый и защищенный другими бойцами, но более поздняя информация указывает на то, что это было неверно. [ Цитация необходима ] В то время как Ирияф сделал мужа своего парка F-14, самолеты использовались агрессивно, когда это было необходимо, даже сопровождая пакеты ударов в глубине иракского воздушного пространства. Первоначально IRIAF F-14 пролетели интенсивными патрулями Cap, некоторые продолжительными девятью часами, на основных базах. Ириаф Томкатс часто сопровождал танкеры, поддерживающие удары, направляясь в Ирак, сканируя по границе со своими радарами и перехватывая входящие иракские самолеты. Благодаря радарам AWG-9 Radar и Long Drange AIM-54 и средней дистанции AIM-7, Tomcats можно использовать в качестве наступательного оружия, не выходя из иранского воздушного пространства. [ Цитация необходима ]
Самолет Соединенных Штатов AWACS наблюдал занижение иракского бомбардировщика Blinder Tu-22 «Blinder», а также по крайней мере одного F-14. Западные источники оценивают четыре убийства против четырех до пяти потерь; Официальная иранская оценка составляет 35–45 убийств и 12 убытков, все, как сообщается, из -за сбоя двигателя во время боя. [ 73 ]
Вооружение
[ редактировать ]Также неразрешенная степень использования ракеты AIM-54 Phoenix. Большинство западных источников [ ВОЗ? ] Укажите, что саботаж предотвращал их использование, хотя другие источники [ ВОЗ? ] Утверждайте, что AIM-54 сбили до 25 самолетов до того, как заканчивались предложение Ирана. Иранские F-14 использовали воробей AIM-7 и AIM-9 Sidewinder Air-Air ракет в качестве первичного вооружения; По сообщениям, Иран разрабатывает внутреннюю копию Воробья, а также Феникс. [ кем? ]
Боевая история
[ редактировать ]
В 2004 году Том Купер опубликовал иранские подразделения F-14 Tomcat в бою , основанные в основном на первичных интервью с иранскими пилотами. Книга делает много утверждений, которые противоречат предыдущим отчетам. В частности, Купер ссылается на иранское утверждение о том, что F-14, имеющие до 159 убийств, и что в одном инциденте четыре иракские самолеты были сбиты одним AIM-54 (между ними взорвалась боеголовка ракеты и сильно повреждена).
К 1980 году, когда перспектива войны с Ираком стала все более вероятной, большинство из 77 выживающих пларарей F-14 были обнаружены в не операционных условиях или, по крайней мере, имели не функционирующие радары. В результате пилоты F-14 были вынуждены полагаться на наземный контроль за свой первый военный патруль и перехват миссий. Через несколько дней после начала войны дюжина или около того F-14 были сделаны в эксплуатации.
- Том Купер, «Персидские кошки», Смитсоновский Air & Space [ 72 ]
Первое подтвержденное убийство F-14A во время войны в Иране и Ираке произошло до официального начала военных действий: 7 сентября 1980 года IRIAF F-14A уничтожил иракский MIL MI-25 (экспортный вариант MIL Mi-24 ) Задний вертолет с использованием своей 20 -мм вулканской пушки . [ N 1 ] Через шесть дней майор Мохаммад-Резу Аттаи сбил иракский MIG-21 с AIM-54 Phoenix во время полета по пограничному патрулю. [ 72 ] Один AIM-54, уволенный в июле 1982 года капитаном Хасеми, возможно, уничтожил два иракских MIG-23, летающих в тесном формировании. [ 72 ]
Купер утверждает, что AIM-54 использовались только спорадически во время начала войны, скорее всего, из-за нехватки квалифицированных офицеров радарного перехвата, а затем чаще в 1981 и 1982 годах-до тех пор, пока отсутствие тепловых батарей не приостановило использование ракет в 1986. [ 72 ] Были также слухи [ кем? ] Это предполагало, что флот Tomcat в Иране будет обновлен с помощью авионики, полученной из MIG-31 "Foxhound". Тем не менее, чиновники и пилоты Ирифа настаивают на том, что Советы никогда не разрешались рядом с F-14 и никогда не получали никакой технологии F-14 или AIM-54. [ Цитация необходима ] Кроме того, ракета AIM-54 никогда не выходила из работы в Ирифе, хотя акции эксплуатационных ракет время от времени были низкими. Указанные поставки из американских источников и закупок на черном рынке поставлялись запасные запчасти, чтобы пополнить резервы Феникса во время войны, и поставки запчастей из США в 1990 -х годах также помогли. [ Цитация необходима ] Кроме того, была предпринята попытка адаптировать ракеты MIM-23 Hawk Surface-Air, которые также были перевозкой из периода до революции, которые будут использоваться в качестве ракет с воздухом-воздухом для F-14; По крайней мере, два F-14 были успешно модифицированы для переноски гибридного оружия. [ Цитация необходима ]
В целом, IRIAF, как сообщается, выпустил, возможно, от 70 до 90 ракет AIM-54A, и 60–70 из них забили. [ нечеткий ] Из них было использовано почти 90 процентов ракет AIM-54A, выпущенных против иракских бомбардировщиков и истребителей. Только около дюжины [ нечеткий ] Победы AIM-54 были заявлены [ кем? ] Быть против быстрых, высоких целей, таких как Blinder Mig-25 или TU-22 ' .
К концу войны обе стороны не смогли получить новые самолеты или детали, а воздушный бой стал редким, поскольку ни одна из сторон не могла позволить себе потерять самолет, которые они не могли заменить. В частности, флот Iriaf F-14 страдал от отсутствия обученных техников, и к 1984 году только 40 F-14 все еще были на службе. К 1986 году это число сократилось до 25. F-14 был отменен для защиты жизненно важного нефтяного нефтяного и экспортного инфраструктуры нефти; В этой роли они часто сталкивались с французскими, иракскими иракскими ирадскими боевиками F1EQ, пытающимися атаковать иранские нефтяные трубопроводы . [ 72 ]
Один пилот Ириафа отличился в бою, став лучшим зачетом ACE F-14. Майору Джалилу Занди приписывают съемку восемь иракских самолетов. [ 82 ] [ N 2 ] [ 83 ] Ему дополнительно приписывают три вероятных убийства, в результате чего его общее количество до 11 побед в воздухе. К ним относятся четыре MIG-23, два SU-22, два MIG-21 и три Mirage F1. [ 84 ]
Другим известным иранским пилотом был майор Рахнавард, который, как считается, 16 февраля 1982 года сбил четыре иракских иракских истребителя в двух отдельных встречах над островом Харг . [ 83 ] Записи указывают на то, что два из его подтвержденных убийств были Mirage F1. [ 84 ]
Осенью 2015 года появилось видео с иранскими F-14, сопровождающими российские бомбардировщики TU-95 , когда они совершали воздушные удары по Исламскому государству Ирак и Леванту . [ 85 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Список иранских воздушных побед во время войны в Иране - Ирак
- Список иракских воздушных побед во время войны в Иране - Ираке
- Операция Каман 99
- Операция Morvarid
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Цитата: «По политическим причинам имя пилота, вероятно, никогда не будет известно». Было достоверно подтверждено, что после пропавшего без вести с несколькими сторонами AIM-9P , пилот повернул свою вулканскую пушку M61A1 на цель, забив первую в истории победу Tomcat Pun. [ 81 ]
- ^ Авторы пишут: «Занди выжила ... Многочисленные воздушные сражения с иракскими военно -воздушными силами, чтобы претендовать на 9 подтвержденных (с помощью проверки разведывательных документов США, выпущенных в соответствии с запросом FOIA ) и два или три вероятных убийства. Возможно, что это Он одержал от 11 до 12 побед с воздухом-эфиром, став самым успешным пилотом F-14 за всю историю, и, безусловно, ведущим Ирьяфом Айсом ».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Персидские кошки, как иранские воздушные экипажи, отрезанные от технической поддержки США, использовали F-14 против иракских нападавших
- ^ «Руководство по программе США 2000 года». ВМС США. Получено: 5 августа 2012 года.
- ^ Jenkins 1997, p. 41
- ^ «Военно-морской флот F-14 пытается приземлиться на перевозчика, потерянного в океане» . The Washington Post . 30 марта 1977 года . Получено 26 октября 2017 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «История команд VFA-143». Архивировано 28 февраля 2017 года в The Wayback Machine ВМС США. Получено: 16 августа 2012 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Танненбаум, Фред (2001). «История VF-143, часть II: Кто выпустил собак?». Крюк, журнал авиации . Тол. 29, нет. 4. С. 31–39.
- ^ «История команд VFA-143». Архивировано 28 февраля 2017 года в The Wayback Machine ВМС США. Получено: 16 августа 2012 года.
- ^ Gillcrest 1994, p. 138.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Peacock 1990, p. 44
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «USS John F. Kennedy (CV-67) история». Военно -морской исторический центр. Получено: 16 августа 2012 года.
- ^ Lehman 1988, с. 320–322.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «USS Дуайт Д. Эйзенхауэр (CVN-69).» Архивировано 14 апреля 2010 года в военно -морском историческом центре Wayback Machine . Получено: 16 августа 2012 года.
- ^ Зенко, Мика . «Когда Америка напала на Сирию». Архивировано 7 октября 2014 года в Совете по машине Wayback по международным отношениям, 13 февраля 2012 года. Получено: 16 августа 2012 года.
- ^ Мартин и Уолкотт 1988, с. 140.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Jenkins 1997, p. 47
- ^ http://www.anft.net/f-14/f14-history-combat.htm#lebanon
- ^ http://www.anft.net/f-14/f14-history-combat.htm#lebanon
- ^ Bra 2003, p.
- ^ «Подходящее взаимодействие». Ассоциация USS Biddle USS BIDDLE (DLG/CG-34) , 28 сентября 2007 года. Получено: 10 ноября 2010 года.
- ^ Купер, Том. «Ливийские войны, 1980–1989 гг., Часть 3: Операция« Манта ». ACIG Journal , Air Combat Information Group, 12 октября 2007 года. Получено: 10 ноября 2010 года.
- ^ Купер, Том. «Комментарий Тома Купера». Архивировано 27 сентября 2007 года на машине Wayback Tomcat Sunset Forums. Получено: 26 октября 2010 года.
- ^ Томпсон 1997, с. 32
- ^ "История команд, 1983." Истребительская эскадрилья сто два, флот США. Получено: 16 августа 2012 года.
- ^ Gillcrest 1994, p. 142
- ^ Мартин и Уолкотт 1988, с. 244
- ^ Хейманн, Филипп и Влад Дженкинс. «Ахилль Лауро угон (аннотация)». Школа правительства JFK, Гарвардский университет, 1 января 1988 года. Получено: 11 ноября 2010 года.
- ^ "Похититель в открытом море:- Часть вторая". Би -би -си, 8 мая 2002 г. Получено: 11 ноября 2010 года.
- ^ " Ахилль Лауро 1985 года ". Дом Получено коврика: 11 ноября 2010 года.
- ^ Zatarain 2008, стр. 88-90.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Мартин, Дэвид. «Вечерние новости CBS с Дэном Скорее». Вечерние новости CBS (Television Newscast), 10 августа 1987 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Wilcox 1996, p. 204
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Zatarain 2008, p. 90
- ^ Скорее всего, 1997, с. 267.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Скорее всего, 1997, с. 268.
- ^ Мудрый 2007, с. 195.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Брэдфорд 1997, с. 468.
- ^ Gillcrest 1994, p. 162.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон «F-14 Tomcat Combat». Globalsecurity.org. Получено: 18 августа 2012 года.
- ^ Jenkins 1997, p. 48
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Военно -морской флот Соединенных Штатов в« Desert Shield и «Desert Storm», Глава V: Thunder and Lighting ». Архивировано 5 декабря 2006 года в команде Wayback Machine Matchal History and Heritage. Получено: 18 августа 2012 года.
- ^ Марольда, Эдвард Дж. «Военно -морской флот Соединенных Штатов и Персидский залив». Архивировано 1 января 2015 года в The Wayback Machine Matchal History and Heritage Command. Получено: 18 августа 2012 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Holmes 2005, с. 8–9.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Холмс 2008, с. 18
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Браун 2007, с. 109
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Дэвис 2005, с. 17–18.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Pokrant 1999, с. 48–51.
- ^ Gillcrest 1994, p. 168.
- ^ Wilcox 1996, с. 259–265.
- ^ Браун 1998, с. 8
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Лоури 2008, с. 4
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Pokrant 1999, с. 31–32.
- ^ Pokrant 1999, с. 185–187.
- ^ Браун 2007, с. 109–115.
- ^ Холмс 2005, с. 11
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Holmes 2005, с. 13–14.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «История эскадрильи VFA-32». ВМС США. Получено: 29 ноября 2012 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Holmes 2005, с. 14–16.
- ^ Рауса, Зено. "Отчет Vinson/CVW-11, стр. 4." Крылья золота, Ассоциация военно-морской авиации , лето 1999. ISSN 0274-7405. Получено: 26 октября 2010 года.
- ^ https://www.greeks-in-foreign-cockpits.com/pilots-crews/nfos-wsos-mission-co/george-michael/#:~:Text=14S%20From%20VF%2D14%2C%20VF %2D41%2C%20VF%2D102%2C%20VF%2D211%2C%20 и ARTENCE%20ON%20TARGETS.VF%2D11%20 и%20VF%2D143%2C%20ALSKESTEST%20CVW%2D7%2C
- ^ https://theaviationist.com/2020/12/26/how-the-f-14-tomcat-evolved-and-became-the-bombcat/
- ^ Холмс 2008, с. 66
- ^ Холмс 2008, с. 27
- ^ Холмс 2008, с. 45
- ^ Холмс 2008, с. 60
- ^ Холмс 2008, с. 89
- ^ Холмс 2008, с. 53
- ^ Холмс 2008, с. 52
- ^ https://theaviationgeekclub.com/funny-video-borings-aboard-vf-31-tomcatters-f-14ds-7 часов mission-support-operation-iraqi-freedom/
- ^ AIM-54 ракета Phoenix
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Как иранские воздушные экипажи, отрезанные от технической поддержки США, использовали F-14 против иракских нападавших
- ^ Том Купер; Фарзад Бишоп (2012). Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою . Bloomsbury Publishing. п. 92. ISBN 978-1-78200-761-6 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин Купер, Том. «Персидские кошки». Smithsonian Air & Space , Vol. 21, № 3, сентябрь 2006 г., с. 36–39.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Иранские ВВС F-14». Aerospaceweb. Получено: 26 октября 2010 года.
- ^ Иран-контра дела 20 лет спустя . Архив национальной безопасности (Университет Джорджа Вашингтона), 24 ноября 2006 г.
- ^ Ариэль Зирулник (24 февраля 2011 г.). «Санкция Каддафи? Как 5 стран отреагировали на санкции: Иран» . Христианский научный монитор . Получено 13 февраля 2012 года .
- ^ Кризис Белого дома; Доказательства указывают на роль больших саудовских сделок в сделках с иранским и противоположным оружием
- ^ Трубопровод Ирана: скрытая глава/Специальный отчет; США сказали, что позволили Израилю продавать оружие в Иран
- ^ «Авиационная фото № 6836843: Grumman F -14A Tomcat - Иран - ВВС» .
- ^ «Национальный парад армии в Иране в кадрах« Иран Пресс » .
- ^ «Военно -воздушные силы (иранские имперские воздушные силы)». Глобальная безопасность. Получено: 22 августа 2006 г.
- ^ Cooper and Bishop 2004, с. 22–23.
- ^ Купер, Том и Фарзад Бишоп. «Огонь в холмах: ирановые и иракские сражения осени 1982 года». acig.org, 9 сентября 2003 г. Получено: 26 октября 2010 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Нассирхани, Фархад. «Самурай в небе». Имперские иранские ВВС через IIAF.NET, 3 февраля 2003 г. Получено: 11 ноября 2010 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Иранские победы с воздухом-эфиром, 1982 год». Аравийский полуостров и база данных Персидского залива через ACIG.ORG, 16 сентября 2003 года. Получено: 26 октября 2010 года.
- ^ «Новое видео о сопровождении и круизных ракетах Tomcat Tomcat, когда Россия повышает наступление Сирии», « Фоксстрот Альфа» , 20 ноября 2015 года. Получено: 21 ноября 2015 года.
Библиография
[ редактировать ]- Брэдфорд, Джеймс С. от Кэннона и Катласс до самолетов и ракет: чтения в истории моря. Sugarland, Техас: American Heritage Custom Publishing, 1997. ISBN 0-8281-1009-3 .
- Браун, Крейг. Обеспечение: Полная история аэрофотоснимков США 1981 года до настоящего времени . Атглен, Пенсильвания: военная история Шиффера, 2007. ISBN 978-0-7643-2785-8 .
- Браун, Дэвид Ф. Томкат Аллея: Фотографический звонок Grumman F-14 Tomcat. Атглен, Пенсильвания: военная история Шиффера, 1998. ISBN 0-7643-0477-1 .
- Купер, Том и Фарзад Бишоп. Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2004. ISBN 1-84176-787-5 .
- Купер, Том и Лиам Ф. Девлин. "Иран: грозный противник?" Боевой самолет (европейское издание), том 7, номер 6, 2006.
- Дэвис, Стив. F-15C Eagle Units в бою. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2005. ISBN 978-1-84176-730-7 .
- Гиллкрест, Пол Т. Томкат!: История Груммана F-14 . Atglen, Pennsylvania: Schiffer Publishing, Ltd, 1994. ISBN 0-88740-664-5 .
- Ганстон, Билл и Майк Спик. Современный воздушный бой . Нью -Йорк: Полумесяц, 1983. ISBN 0-517-41265-9 .
- Холмс, Тони. ВМС США F-14 подразделения Operation Iraqia Freedom . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2005. ISBN 978-1-84176-803-8 .
- Холмс, Тони. ВМС США F-14 подразделения операции «Непреходящая свобода» . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2008. ISBN 978-1-84603-205-9 .
- Дженкинс, Деннис Р. Грумман F-14 Tomcat: Ведущий истребитель флота США . Лондон: Aerofax, 1997. ISBN 1-85780-063-X .
- Леман, Джон Ф. командование моря . Аннаполис, Мэриленд: военно -морской институт Пресс, 1988. ISBN 1-55750-534-9 .
- Лоури, Ричард С. Хроники войны в Персидском заливе: военная история первой войны с Ираком. Bloomington, Indiana: Universe Star, Inc., 2008, First Edition 2005. ISBN 978-1-60528-006-6 .
- Мартин, Дэвид С. и Джон Уолкотт. Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Нью -Йорк: Harper and Row, Publishers Inc., 1988. ISBN 0-06-015877-8 .
- Павлин, Линдсей. Grumman F-14 Tomcat (классические войны). Нью -Йорк: Галерея книги, 1990. ISBN 0-8317-1400-X .
- Шип, Майк. "F-14 Tomcat". Великая книга современных военных самолетов . Сент -Пол, Миннесота: издательская компания MBI, 2000. ISBN 0-7603-0893-4 .
- Покрант, Марвин. Пустынный шторм в море: что на самом деле сделал флот. Westport, Connecticut: Praeger, 1999. ISBN 978-0-31331-024-9 .
- Шип, Майк. F-14 Tomcat, современный боевой самолет, том 8 . Нью -Йорк: Arco Publishing, 1985. ISBN 0-668-06406-4 .
- Станик, Джозеф Т. Эль -Дорадо Каньон: Необладаемая война Рейгана с Каддафи . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс, 2003. ISBN 978-1-55750-983-3 .
- Томпсон, Уоррен. «Волетающая полоса моря: на борту JFK, с воздушным крылом Carrier 8!» Airsower, том 27, № 1, январь 1997 года.
- Vistica, Gregory L. Fall из славы: мужчины, которые потопили флот США . Нью -Йорк: Touchstone, 1997. ISBN 978-0-684-83226-5 .
- Уилкокс, Роберт К. Черные тузы Высокие: история современной истребительной эскадрильи на войне . Лондон: Пресса Св. Мартина, 2002. ISBN 978-0-312-99708-3 .
- Уилкокс, Роберт К. Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе - удивительные правдивые истории пилотов элитных истребителей Америки . Нью -Йорк: Pocket Books, 1996. ISBN 0-671-74793-2 .
- Мудрый, Гарольд Л. Внутри опасной зоны: военные США в Персидском заливе, 1987–1988 . Аннаполис, Мэриленд: Пресс -издательство военно -морского института, 2007. ISBN 978-1-59114-970-5 .
- Zatarain, Lee A. Tanker War: первый конфликт Америки с Ираном, 1987–1988 . Оксфорд, Великобритания: Casemate Publishers, 2008. ISBN 978-1-932033-84-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Победы с воздухом-эфиром США во время холодной войны, войны в Югославии и антитеррористическая война
- Служба F-14 Tomcat с ВМС США
- Американская многонациональная сила (USMNF) Ливан
- Операция Red Hat
- Операция достигает документа
- Операция El Dorado Canyon
- Иранские ВВС F-14
- F-14 Tomcat Combat
- F-14 над Ливаном
- Иранские победы с воздухом-эфиром, 1982 г.-тодай
- 2022 Видео F-14 полета в формировании для парада Дня Армии Ирана (1:22 в видео)