Jump to content

F-14 Tomcat Operational History

(Перенаправлено из боевой истории F-14 )

Grumman военно F-14 Tomcat служил с -морским флотом Соединенных Штатов и Имперским иранским ВВС , а затем Исламская Республика ВВС Иран [ 1 ] После 1979 года. Он работал на борту авианосцев США с 1974 по 2006 год и остается в эксплуатации с Ираном . Глубокие знания о его обслуживании с Ираном относительно ограничены.

Служба ВМС США

[ редактировать ]

F-14 в основном проводил миссии с воздухом-воздушным и разведыванием с ВМС США до 1990-х годов, когда он также использовался в качестве борца на дальние дальности . [ 2 ] Он увидел значительные действия в Средиземном море и Персидском заливе и использовался в качестве забастовой платформы на Балканах , Афганистане и Ираке до окончательного развертывания в Соединенных Штатах в 2006 году.

Американский уход из Saigon (1975)

[ редактировать ]
F-14A Tomcats of VF-1 в полете в 1970-х годах

Tomcat сделал свой боевой дебют во время операции «Частые ветры» , эвакуация американских граждан из Сайгона , в апреле 1975 года. F-14AS от истребительной эскадрильи 1 (VF-1) и VF-2 , работающих из USS Enterprise , Flet Patrols Air Южный Вьетнам , чтобы обеспечить истребитель для маршрута эвакуации. [ 3 ]

Похваты за холодную войну (1976–1991)

[ редактировать ]
F-14A Tomcat, перехватывающий советский туполев TU-95RTS Bear D Maritime Recon Самолет над Тихим океаном в 1984 году

VF-142 стал первой эскадрилья Atlantic Fleet F-14, которая перехватил советский «медведь» TU-95 23 апреля 1976 года. Одной из рутинных задач, выполненных F-14 военно-морского флота, был перехват самолетов, который слишком близко приближался к группам-носителям. Советские стратегические бомбардировщики и морские разведывательные самолеты регулярно патрулировали возле американских перевозчиков во время холодной войны и часто сопровождали F-14.

F-14 Tomcats были основными мультирольными истребителями, которые в основном перехватывали самолеты TU-95 Bear D, которые летали в любом месте в окрестностях авианосцев США во время холодной войны. Политика США не должна была позволить медведю в течение нескольких сотен миль от авианосца без вооруженного эскорта. В разгар холодной войны пара самолетов Bear D вылетала с полуострова Кола до Кубы каждую неделю, что приводит к частым перехватам, когда они проходили вдоль восточного побережья Соединенных Штатов. В тот же период ежегодные упражнения организации Северной Атлантического договора (НАТО) в районе Северного моря выявляли ежедневные рейсы самолетов Bear D, работающих парами, чтобы найти авианосца (ы) в этом районе. Операции Северной свадьбы и океанского сафари обычно приносили по крайней мере одного перевозчика ВМС США в Гренландию - Надюландский пробел Королевства (GIUK) во время упражнений, вызвав значительный мониторинг советских поверхностных кораблей, подводных лодок и самолетов. Томкаты были использованы для предоставления круглосуточного флота ПВО TU-16 "Badger" Maritime Strike и M-4 "Bison" , An-12 "Cub" и IL-38 "могут" самолеты наблюдения, которые обычно пытались нацелить боевые группы авианосцев.

В 1976 году F-14, работающий из USS John F. Kennedy, был потерян за борт возле потока Scapa , тонувшейся в воде 1890 футов (580 м) глубиной. Военно-морской флот США, обеспокоенный тем, что Советы могут восстановить обломки и ее ракеты AIM-54 Phoenix , запустили подводную операцию по восстановлению, стоимостью несколько миллионов долларов, чтобы спасти обломки. [ 4 ]

Операции во время гражданской войны в Ливане (1976 и 1982–1986))

[ редактировать ]

F-14s предоставили боевые воздушные патрули во время операции Fluid Drive , эвакуации граждан США из Бейрута , Ливан , в 1976 году. [ 5 ] [ 6 ]

В период с 1982 по 1986 год F-14 исполнили боевые воздушные патрули и фото-реконисацию в поддержку многонациональных сил в Ливане и военно-морских операциях США возле побережья страны. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Миссии Tactical Air -Borghine Reconnaissance System (TARPS) использовались для идентификации артиллерийских батарей, стреляющих по миротворческим силам и обеспечивали целевую интеллектуальную разведку для поддержки военно -морского стрельбы оффшор. [ 5 ] [ 10 ]

С ноября 1983 года по весну 1984 года, F-14 от Carriers USS Dwight D. Eisenhower с VF-142 и VF-143 , USS John F. Kennedy (CV-67) с VF-11 и VF-31 и USS Indeptance с независимостью с VF-14 и VF-32 пролетели почти ежедневные миссии по брезентам над Ливаном . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] 3 декабря 1983 года два VF-31 F-14AS от Джона Ф. Кеннеди попали под огонь из сирийской зенитной артиллерии и не менее десяти ракет поверхности-воздуха при проведении миссии брезентов. [ 10 ] [ 13 ] F-14 не были поражены и благополучно вернулись к перевозчику. [ 14 ] На следующий день Tomcats предоставил истребитель для ответного удара по сирийским позициям. 14 декабря 1983 года сирийские зенитные подразделения выпустили ракеты по поверхности к воздуху в полете VF-32 Sworpsmen Tarps F-14 Tomcats. Ракеты пропустили, и США отреагировали военно-морским стрельбой из линкора USS, Нью-Джерси , уничтожив несколько зенитных площадок.

Сирийские ВВС избежали прямой конфронтации с американскими силами, [ 9 ] Хотя был по крайней мере один случай, когда F-14 задействовались, но не открывали огонь, сирийский самолет. [ 15 ] Два F-14as от VF-11 задействовали восемь сирийских миг над Ливаном; Секция летала на прикрытии для брезента F-14 и была готова открыть огонь, когда целенаправленные четыре MIGS вернулись к Сирии. [ 16 ] Другие MIGS пролетели, не задействовавшись. [ 17 ]

Попытка спасения американских заложников в Иране (1980)

[ редактировать ]

В апреле 1980 года F-14 от VF-41 и VF-84 приняли участие в попытке освободить американских заложников в Иране . Попытка спасения была отменена на ранних стадиях исполнения.

Военные операции, направленные на Ливию (1980–1989)

[ редактировать ]

F-14 были вовлечены в многочисленные военные операции США, направленные в Ливию в период с 1980 по 1989 год. В течение этого периода F-14 сбили четыре самолета ливийских ВВС в двух воздушных сражениях над Средиземным морем.

21 сентября 1980 года три F-14 от Джона Ф. Кеннеди бросили вызов восемь ливийских бойцов, пытавшихся перехватить самолет разведывания ВВС США RC-135 в двухстах милях от побережья Ливийского побережья. [ 18 ] Ливийцы отключились, когда -то столкнулись с бойцами США.

Летом 1981 года F-14 от VF-41 и VF-84 провели боевые воздушные патрули в поддержку свободы навигационных операций в заливе Сидры . Тридцать пять пар ливийских истребителей и истребителей ливийских сил были перехвачены и отвезли от флота США F-14 от USS Nimitz и F-4 «Phantom IIS» от USS Forrestal в первый день операций. На следующий день, 19 августа 1981 года, два ливийских «Fitters» открыли огонь по двум VF-41 F-14AS с атолл «Аа-2» . Ракета не удалось ударить ни одну из F-14, и американские пилоты уничтожили оба ливийских самолета с помощью Riders Aim-9L "Sidewinder" . [ 19 ] Это были первые победы в воздухе в флоте США F-14 и первые для США после войны во Вьетнаме .

С 24 июля по 14 августа 1983 года F-14, назначенные USS Дуайту Д. Эйзенхауэру, были вовлечены в операцию засушливого фермера, имени кодовой помощи военной помощи США в Судане , Египте и правительстве Хисен Хабре из Чада во время Чадиана-Либиана конфликт . F-14 выполняли боевые воздушные патрулирование над водами в заливе Сидры и вблизи залива во время операции. Несколько рейсов ливийских бойцов были перехвачены без каких -либо боковых открывающихся огня. [ 20 ]

F-14as от VF-102 попали под критику из ливийских ракет SA-5 Surface-Eair через залив Сидра во время свободы навигационных упражнений в рамках операции. 14 с. Позже в тот же день F-14AS от VF-33 перехватил два ливийских MIG-25 "Foxbats", направляющихся к военно-морской силе США. Ливийцы были превзойдены Томкатами, которые отстали от МиГ-25, но американцы не получили разрешения на открытие огня. [ 21 ] Эти события и еще несколько запусков на поверхности-воздух побудили военно-морской флот США инициировать операцию Prairie Fire . F-14 Tomcats предоставил истребительную крышку во время операции.

15 апреля 1986 года F-14 от VF-33, VF-102, VF-74 и VF-103 приняли участие в операции каньона Эльдорадо , обеспечивая истребитель для серии воздушных ударов по целям в Ливии.

4 января 1989 года два F-14AS от VF-32, назначенные Джону Ф. Кеннеди, сбили два ливийских MIG-23 «Floggers» у побережья Ливии. Ливийские бойцы, казалось, маневрировали за ракетную стрельбу, когда американцы пришли к выводу, что они подвергались нападению. [ 22 ] MIG-23 были сбиты с помощью AIM-7 «Воробей» и ракет AIM-9 Sidewinder.

Сомалийский зенитный пожарный инцидент (1983)

[ редактировать ]

В апреле 1983 года два F-14AS из VF-102, работающие из USS America , были уволены сомалийскими зенитными подразделениями с SA-2, то время как в миссии с фото-реконнесс в руководством . Полем [ 15 ] Томкаты были на заранее заоргнутой миссии по просьбе сомалийского правительства, но были приняты за нападение на эфиопские миг-23. [ 23 ] F-14 не были поражены и смогли выполнить миссию. [ 15 ]

Вторжение в Гренаду (1983)

[ редактировать ]

F-14s от VF-14 и VF-32, работающих из USS Independence , Flow Combat Air Patrols и разведывательных миссий в поддержку операции Urgent Fury , вторжения в Гренаду в 1983 году. Томкаты из обеих эскадрий Полем F-14, оснащенные TARPS от VF-32, также выполняли миссии по оценке повреждений после удара. [ 9 ]

Мисс Ахиллу Лауро инцидент (1985)

[ редактировать ]

С 8 по 10 октября 1985 года F-14 из USS Saratoga участвовали в операциях с участием захваченного итальянского круизного лайнера MS Achille Laurro . F-14AS от VF-74 и VF-103 выполняли боевые воздушные патрули с дополнительной задачей мониторинга деятельности на море вокруг Ахилля Лауро . [ 24 ] Члены Совета по национальной безопасности США разработали план, который включал в себя использование F-14 Saratoga для перехвата самолета, который должен был перенести угонщиков в безопасное место после того, как разведка США обнаружили , что египетские власти готовились поставить угонщиков египтару 737 на Тунис . [ 25 ] [ 26 ]

10 октября 1985 года из Саратоги были запущены F-14AS для выполнения перехвата. Точное время взлета 737, маршрут и высота были неизвестны; [ 27 ] Таким образом, план включал пересечение ожидаемой дорожки полета авиалайнеров над Средиземным морем, а E-2C идентифицируют контакты для F-14, чтобы выполнить положительную идентификацию. F-14 положительно определили правильный авиалайнер после четырех перехватов ночью. Tomcats сформировались на Египете 737, а ВМС США EA-6B военно-морской флот запустил все сообщения авиалайнера, за исключением F-14 и E-2C. С подразумеваемой угрозой стрельбы, пилот 737 решил приземлиться на базе НАТО в Сигонелле , Сицилия , где авиалайнер быстро был окружен нами и итальянским сотрудником службы безопасности. [ 28 ]

Вмешательство в «Танкерскую войну» (1987–1988)

[ редактировать ]

С июля 1987 года по сентябрь 1988 года F-14 выполняли боевые воздушные патрули и эскортные миссии в поддержку операции Earlest Will во время « Танкерской войны ». 8 августа 1987 года произошли первые выстрелы США в иранских войсках, когда два VF-21 F-14AS из USS Constellation открыли огонь по двум иранским F-4, которые вылетели к американскому плоскости разведки P-3C . [ 29 ] [ 30 ] Пилоты США наблюдали два из трех воробьев AIM-7 , которые были запущены, направлялись к одному из F-4. [ 31 ] [ 32 ] Лидер полета F-14 приказал выход в этом районе, увидев, как взорвется одна из ракет, но до того, как какой-либо из американского экипажа сможет подтвердить, был ли F-4 фактически сбит. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Представители США преуменьшали инцидент, возможно, чтобы избежать негативной реакции общественности и конгресса в Соединенных Штатах до тогдашних операций в Персидском заливе. [ 32 ] [ 34 ] Некоторые официальные заявления предполагают, что F-14 произвели предупреждающие выстрелы или что контакты радаров не были реальными. [ 30 ] [ 32 ] [ 34 ]

F-14 от USS Ranger предоставили истребительную обложку во время операции «Мнопкий Арчер» в октябре 1987 года. Через шесть месяцев F-14 от Enterprise предоставили истребительское покрытие и сопровождение военно-морских судов США и забастовок, участвующих в операции, молясь Mantis в апреле 1988 года. [ 35 ]

Война Персидского залива (1990–1991)

[ редактировать ]

Tomcats выполнял боевые воздушные патрули в защите американских боевых групп и коалиционных сил, развернувшихся в Саудовскую Аравию во время операции Desert Shield . [ 6 ] Боевые группы Дуайта Д. Эйзенхауэра и Независимости , оба из которых имели четыре эскадрильи F-14, между ними были единственными активами США, способными немедленно реагировать на вторжение Ирака в Кувейт и удерживающие любые вторжения в Саудовскую Аравию в августе 1990 года. [ 12 ] [ 36 ] Американские силы, развернутые в театре , изначально сделали это под защитой военно -морского воздушного покрова. [ 36 ]

Десять эскадронов F-14 приняли участие в войне против Ирака с 17 января по 28 февраля 1991 года во время операции Desert Storm . [ 37 ] Tomcats обеспечил защиту сопровождения для самолетов атаки, защиту судов на дальние расстояния, боевые воздушные патрули и выполняли тактические разведывательные миссии с брезентами. [ 38 ] В общей сложности 4,124 вылета были доставлены 99 F-14 в театре. [ 38 ] Большая часть вылетов была миссий с воздухом-эфиром, хотя Tomcats оставалось с небольшим количеством воздушных целей, чтобы частично бороться с быстрым распадом системы противовоздушной обороны Ирака с помощью атак коалиции, что вызвало большую часть воздушных сил Ирака. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]

VF-32 вместе с F-4M Phantom RAF F- 14A во время моделируемого воздушного боя в декабре 1990 года

По сравнению со своим коллегой ВВС США, F-15 , имелись большие ограничения на использование ракет за пределами визуального диапазона для F-14 во время операции «Буря пустыни». [ 38 ] Это было результатом того, что ВМС США не разработал системы и процедуры, необходимые для интеграции своих групп авианосца в совместную команду воздушного компонента, поскольку тактика эпохи холодной войны имела военно-морской флот самостоятельно. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Бойцы из военно-морского флота не смогли решить строгие правила взаимодействия (ROE), используя большинство их встроенных датчиков, и полагались на внешнее разрешение, такое как Стражи ВВС США E-3, чтобы получить разрешение на стрельбу. [ 38 ] [ 42 ] [ 43 ] Напротив, F-15 ВВС США имели системы, необходимые для независимого идентификации вражеских самолетов из-за визуального диапазона, и им были предоставлены основные сухопутные боевые патрульные станции для перехвата иракских самолетов, которые превратились в воздух. [ 38 ] [ 42 ]

Политические причины также были связаны с ограничением воздушных заинтересованности с участием F-14 во время войны в Персидском заливе. [ 44 ] [ 45 ] Согласно счетам пилотов военно -морского флота, бойцы военно -морского флота были отменены от иракского самолета, чтобы другие бойцы коалиции могли их привлечь. [ 42 ] [ 44 ] Одно событие, используемое для поддержки этого понятия, произошло 24 января 1991 года, когда Sentry Air Force E-3 не сообщил американским военно-морским подразделениям о паре иракских F-1EQ, которые прилетели в Персидский залив. [ 45 ] [ 46 ] Саудовские F-15 были подвергнуты векторам вместо F-14, которые были в лучшем положении, чтобы сбить иракских бойцов. [ 45 ] Другое объяснение того, почему F-14 не перехватили Mirage F-1, связано с некоторыми процедурными и техническими трудностями ВВС и военно-морского флота США, которые имели при передачу тактической информации друг к другу. [ 46 ] E-3 не мог напрямую напрямую с F-14 своевременно своевременно, так как они находились под контролем крейсера USS Worden , который не смог получить четкое радиолокационное изображение для точного вектора F-14. [ 46 ]

Экирки Tomcat, которые столкнулись с иракскими бойцами, обнаружили, что иракцы отключатся и бегут, когда-то отслеживались радаром F-14 и преследовали. [ 40 ] [ 47 ] В первый день пустынного шторма два иракских MIG-21, пытавшихся сбежать из четырех VF-103 F-14BS, вылетели непосредственно в бегство четырех F/A-18, которые сбили обе MIGS. [ 48 ] Согласно опрошенным пилотам F-15, несколько убийств F-15 были сделаны аналогичным образом: иракские самолеты были сбиты после отступления от Tomcats. [ 49 ]

В дополнение к обязанностям воздуха-воздуха, Tomcats поддерживал потребность коалиции в оценке боевых повреждений (BDA) и определении мест запуска ракета Scud , выполняя тактические разведывательные миссии, используя брезенты. [ 50 ] Эти миссии помогли заполнить разведывательные разрывы, когда облачное небо предотвращало использование космических систем наблюдения. [ 50 ]

21 января 1991 года F-14b со своим пилотом, лейтенантом Девоном Джонсом и офицером перехвата радара , лейтенантом Лоуренсом Слэйдом из VF-103 был сбит ракетой SA-2 SA-2, во время эскортной миссии. Al Asad Air Base. [ 51 ] Джонс был обнаружен на следующий день, но Слэйд был захвачен и удерживался в качестве военнопленного до его освобождения 4 марта 1991 года. [ 51 ] [ 52 ] Этот инцидент ознаменовал единственный раз, когда флот США F-14 был потерян для враждебного огня.

Одно убийство воздуха-воздух было зачислено на F-14 во время войны. Иракский вертолет MIL Mi-8 был сбит VF-1 F-14A с использованием Sidewinder AIM-9 6 февраля 1991 года. [ 53 ]

Tomcat столкнулся с досрочным выходом на пенсию из-за сокращения бюджета после окончания как Персидского залива, так и в холодных войнах в 1991 году. Однако уход в злоупотреблении Grumman A-6 стал стимулом для военно-морского флота США, чтобы продолжать использовать F-14 Обновление его с возможностью точного удара.

Межвоенные воздушные операции над Ираком (1991–2003)

[ редактировать ]

После операции «Пустынный шторм», F-14s патрулировали зоны без летав , которые были установлены над Ираком для операций, обеспечивают комфорт , южные часы и северные часы . F-14 выполнили миссии боевого воздуха , сопровождение истребителей , авиационной разведки и воздушного запрета в поддержку этих операций до вторжения в Ирак в Ираке в 2003 году . F-14, оснащенные TARPS, предоставили совместной целевой группе Юго-Западной Азии способностью ежедневно контролировать иракскую военную деятельность на юге Ирака, что делает Tomcat основным активом в операции Southern Watch. [ 54 ]

F-14 часто были частью ударов пакетов при проведении миссий в поддержку операции Southern Watch. Во время многих из этих миссий дальний расстояние Tomcat позволил ему оставаться на станции вдвое дольше, чем другие тактические самолеты ВМС США. [ 55 ] F-14 смогли остаться на станции после других военно-морских самолетов, которые пришлось заменить вход с ними. Tomcats отправится с пакетом удара после того, как пилоты второго набора самолетов заявили, что им нужно топливо. [ 55 ]

16 декабря 1998 года F-14BS от VF-32 принял участие в пакете удара по 33-Aircraft, который возглавил Operation Desert Fox . [ 56 ] Первая ночь четырехдневной операции была проведена только ВМС США. [ 57 ] 19 декабря, последний день операции, USS Карл Винсон прибыл в Персидский залив, а VF-213 присоединился к воздушным ударам, впервые перенесли F-14D в бой. В дополнение к выполнению забастовочных миссий, F-14 от обеих эскадрилий провели эскорт-боевые патрули для бомбардировщиков ВВС B-1B США , которые были посвящены операции, начиная с 17 декабря. [ 57 ] Многие первые для F-14 были достигнуты во время Desert Fox , в том числе первые GBU-24 бомбы с лазером "Paveway III" Боевое использование навигации на малой высоте и инфракрасной нацеливаемости для ночной (Lantirn), нацеленной на систему POD , первую автономную доставку GBU -10 / 16 / 24 бомбы с лазером с помощью F-14 и первого использования устройств Night Vision Devices в бою. [ 56 ] Только VF-32 упал на 111 054 фунта (50 373 кг) боеприпасов во время 16 ударов и 38 вылетов во время операции. [ 56 ]

Два F-14ds из VF-213 задействовали несколько иракских самолетов, бросающих вызов без летучей зоне 5 января 1999 года. Во время помолвки к F-14 подошла пара MIG-23, которые отвернулись до того, как они были уволены. Затем воздушные заводы F-14 сосредоточились на MIG-25, который продолжал продвигаться и выпустил две ракеты AIM-54C Phoenix на нем с очень больших расстояний. Оба Rocket Motors из AIM-54S потерпели неудачу, и ракеты не достигли их цели. Все иракские самолеты смогли вылететь обратно из безлетной зоны, хотя, как сообщалось, MIG-23 закончился и разбился, прежде чем достичь своей базы. Это взаимодействие ознаменовалось в первый раз, когда ВМС США запустил AIM-54 в бою. В конце круиза VF-213 в 1998–1999 годах, эскадрилья выполнила 19 ударов, набрав 20 бомб с лазерным управлением с 64-процентным уровнем успеха, поддерживаемые 11 комбинированных ударов, выполненные 70 миссий, зарегистрированы 230 сорта с более чем 615 часами и выполнили 45 разведывательных миссий, изображающих более 580 целей. [ 58 ]

9 сентября 1999 года VF-2 F-14 задействовал иракский MIG-23 с ракетой AIM-54 Phoenix . Ни один самолет не был поврежден. F-14 также патрулировали зоны без летающих в Ираке во время операции Northern Watch and Operation Southern Watch с 1990-х годов до 2003 года.

Балканы (1994–1995 и 1999)

[ редактировать ]

В августе и сентябре 1995 года НАТО запустила Operation Dentiberate Force , а USS Theodore Roosevelt и его воздушное крыло поддерживали операцию. F-14 от VF-14 и VF-41 участвовали в забастовках. VF-41 приписывается первым подразделением F-14, которая бросила бомбы с лазером в бою, когда 5 сентября 1995 года два F-14AS атаковали свалку боеприпасов в Восточной Боснии . Цели бомбы были идентифицированы лазерными индикаторами от F/A-18s, потому что F-14 еще не был очищен, чтобы нести капсул Lantirn . Только VF-41 зарегистрировал 600 боевых часов и 530 вылетов во время этого круиза.

VF-14 и VF-41 приняли участие в операции Allied Force , воздушной кампании НАТО против сербских операций в Косово, с 9 апреля 1999 года по 9 июня 1999 года. ) Бомбы, в дополнение к другим боеприпасам воздуха-земля. F-14 полетали боевые воздушные патрулирование , эскорт и забастовки ; действовал как направленные воздушные контроллеры ; и выполнил Tarps миссии . VF-41 сбросил последние бомбы войны на фиктивной ракетной установке SA-9 Surface-Eair на границе Косово возле мира по подписанию мира 9 июня 1999 года.

Операция «Переживающая свобода» (2001–2003)

[ редактировать ]
F-14D от VF-213 готовится заправлять над Афганистаном.

После нападений 11 сентября 2001 года не менее чем восьми эскадрилий F-14 приняли участие в операции «Переживание свободы» , выполняя миссии на долгосрочной перспективе из Индийского океана, чтобы нанести удар по целям по всему Афганистану и проводя разведывательные миссии и миссии по поддержке наземной поддержки. С самого начала операции переживания свободы до окончания операции Anaconda , F-14 от VF-14 , VF-41 , VF-102 , VF-211 и VF-213 упали более 1 334 000 фунтов (605 000 кг) на боеприпасах на цели. [ 59 ] VF-11 и VF-123 , наряду с CVW-7 , упали на 64 000 фунтов (29 000 кг) боеприпасов, как «красные Rippers», так и «собаки пукин», делая историю, когда они уронили бомбы JDAM из F-14 для Впервые во время боя. [ 60 ] VF-103 прибыл в Афганистан в июне 2002 года, когда боя было мало, и «Jolly Rogers» не получила возможности отбросить бомбы во время операции.

Во время войны VF-213 зарегистрировал более 500 боевых вылетов, 2600 боевых часов и упали на 435 000 фунтов (197 000 кг) боеприпасов (452 ​​бомб) в течение 10 недель над Афганистаном; [ 61 ] «Черные львы» также имели честь отказаться от первых бомб операции, устойчивой к свободе. [ 62 ] VF-102 сбросил больше бомб-680 из них, на общую сумму 420 000 фунтов (190 000 кг)-и зарегистрировал больше часов боя (более 5000), чем любая другая единица F-14, которые приняли участие в операции, и устройство сократило дополнительные 50 000 фунты (23 000 кг) боеприпасов. [ 63 ] [ 64 ] VF-211 пролетел 1250 боевых вылетов, заработав 4200 боевых часов и снизив 100 000 фунтов (45 000 кг) боеприпасов. [ 65 ] VF-14 дал больше ударов, чем любая другая эскадрилья в CVW-8 , и сбросил 174 бомб с лазером, на общей сложности 179 324 фунтов (81 340 кг) и, насыщенные приятелями, 28 AGM-65 Maverick ракеты и 23 бомбы с лазером, бомбами, бомбы, с помощью лазерных бомб, бомбы, с лазером, бомба [ 66 ] И, как и их сестра эскадрильи VF-41, они летали самые старые самолеты во флоте. VF-41 упал более 200 000 фунтов (91 000 кг) бомб (202 бомб с лазером) с 82-процентным уровнем удара, что было уровнем точности, который никогда ранее никогда не достигался во ВМС США. [ 67 ]

Операция «Иракская свобода и окончательное развертывание» (2003–2006)

[ редактировать ]
F-14 запускает AIM-54 Phoenix во время обучения в 2002 году

F-14 от VF-2 , VF-31 , VF-32 , VF-154 и VF-213 участвовали в операции «Свобода Ирака». F-14 пролетели на 2547 боевых вылетов и упали на 1452 GBU, JDAM и MK-82 с одним потерянным самолетом (от сбоя двигателя). F-14S возглавлял удары по Багдаду , атакуя такие цели, как иракский министерство радио-ретранслятора Salman Pak Radio Relay в Аль-Хуррии (к юго-западу от центрального Багдада) с бомбами JDAM. Другая заметная миссия включала, что F-14ds, оснащенные брезентами, сбросив четыре бомбы Марка 82 на Саддама Хусейна президентской яхте Аль-Мансур (победителя). F-14 также поддерживали наземные войска во время войны и выступали в качестве форвардных воздушных контроллеров для других самолетов. Экипаж от VF-32 был вовлечен в худший инцидент с дружеским огнем в войне, когда команда напала на конвой соперник американского спецназа в северном Ираке, полагая, что они были иракскими силами.

За последние три года в службе F-14 оставшиеся подразделения все развернуты в регионе Персидского залива в поддержку сил США в Ираке. Окончательное развертывание для F-14 было в период с сентября 2005 года по март 2006 года с VF-31 и VF-213. Эти два единицы в совокупности завершили 1163 боевых вылетов, в общей сложности 6 876 часов полета. Они упали на 9500 фунтов (4300 кг) боеприпасов во время разведки, надзора и миссий по поддержке авиации в поддержку войны в Ираке. [ 68 ]

Иранская служба

[ редактировать ]

Перед исламской революцией шаха Ирана организовал Мохаммад Реза Пахлави вооружение имперских ВВС Ирана с 80 Grumman F-14A Tomcats и 714 AIM-54 ракеты Phoenix в сделке стоимостью 2 миллиарда долларов, из которых 274 были доставлены для нас для нас. 150 миллионов долларов, [ 69 ] 150 Эмбарго после революции и дополнительные 290 отменены. [ 70 ] В 1970-х годах Pahlavi Иран искал борца по превосходству воздуха, чтобы противостоять советские вторжениям в воздушные истребители MIG-25 . [ 70 ] В октябре 1978 года два Имперских Иранских ВВС F-14AS перехватили высокий и ударный советский MIG-25 над каспийским морем, отслеживающим его в течение двух минут и заставляя его прервать разведку, пробегающий над Ираном. [ 71 ]

Первая эскадрилья Исламской Республики Иран ВВС F-14 Pilots Tomcat Pilots, на авиабазе Shiraz.

К сентябрю 1980 года Исламской Республике Иран ВВС (ИРИАФ) удалось сделать все большее число планеров, несмотря на огромные проблемы из -за повторных чистков его офицеров. Некоторые из этих офицеров были казнены; Другие были заключены в тюрьму, вынуждены в изгнание или вынуждены уйти на пенсию. Ириаф выжил в эти времена, и его Томкаты должны были участвовать в войне против Ирака, забив свое первое убийство 7 сентября 1980 года. [ 72 ]

Существует ограниченная информация о службе F-14s в войне в Иране-IRAQ . Западная разведка указывает на то, что Ириаф в упадке в начале войны в сентябре 1980 года, и ходят слухи, что некоторый уровень саботажа был совершен на F-14 американцами или иранцами, верными шахам во время иранской революции. [ 73 ] После свержения шаха большинство иранских пилотов F-14 и техников, обученных в Соединенных Штатах, бежали из Ирана, опасаясь их связи с режимом шаха, и их время в Соединенных Штатах подвергло бы их опасности. Только два пилота из оригинального класса полета решили остаться в Иране. Их страхи оказались правильными, и многие из первоначальных иранских экипажей F-14 и техников, которые остались, были заключены в тюрьму или казнены новым режимом. В конце концов, несколько заключенных в тюрьму пилотов F-14 были освобождены, когда началась война с Ираком. [ 72 ]

Соединенные Штаты подсчитали, что Ириаф смог сохранить от 15 до 20 F-14 в эксплуатации путем каннибализирующих деталей из других примеров. Ириаф претендует на более высокую цифру и смог собрать 25 самолетов для вылета от 11 февраля 1985 года в Тегеране . Несмотря на эмбарго США после исламской революции, [ 74 ] [ 75 ] Иран смог приобрести запчасти для своих Tomcats; Они произошли через сговор с вооружением Ирана-Контра , сговор с Израилем и Царством Саудовской Аравии. [ 76 ] [ 77 ]

Один F-14 присутствовал во время аэрофотоснимок вместе с другими активными боевыми самолетами Исламской Республикой ВВС Иран в Исламской Республике Иранской армии 18 апреля 2022 года. [ 78 ] [ 79 ]

Globalsecurity указывает, что Иран пролетел F -14 в роли AWACS . Чтобы противостоять, иракский Mirage F1-EQS вылетел профили на низкой высоте, ненадолго появляясь, чтобы осветить и запустить ракеты против F-14; Несколько Томкатов были потеряны таким образом. Globalsecurity также сообщает, что менее 20 самолетов по -прежнему были достойны воздуха с 2000 года, и цитировал один отчет, что только семь могут быть в воздухе одновременно. [ 80 ]

Это было думано [ кем? ] В течение многих лет Иран использовал боец, прежде всего, в качестве воздушного радиолокационного контроллера, сопровождаемый и защищенный другими бойцами, но более поздняя информация указывает на то, что это было неверно. [ Цитация необходима ] В то время как Ирияф сделал мужа своего парка F-14, самолеты использовались агрессивно, когда это было необходимо, даже сопровождая пакеты ударов в глубине иракского воздушного пространства. Первоначально IRIAF F-14 пролетели интенсивными патрулями Cap, некоторые продолжительными девятью часами, на основных базах. Ириаф Томкатс часто сопровождал танкеры, поддерживающие удары, направляясь в Ирак, сканируя по границе со своими радарами и перехватывая входящие иракские самолеты. Благодаря радарам AWG-9 Radar и Long Drange AIM-54 и средней дистанции AIM-7, Tomcats можно использовать в качестве наступательного оружия, не выходя из иранского воздушного пространства. [ Цитация необходима ]

Самолет Соединенных Штатов AWACS наблюдал занижение иракского бомбардировщика Blinder Tu-22 «Blinder», а также по крайней мере одного F-14. Западные источники оценивают четыре убийства против четырех до пяти потерь; Официальная иранская оценка составляет 35–45 убийств и 12 убытков, все, как сообщается, из -за сбоя двигателя во время боя. [ 73 ]

Вооружение

[ редактировать ]

Также неразрешенная степень использования ракеты AIM-54 Phoenix. Большинство западных источников [ ВОЗ? ] Укажите, что саботаж предотвращал их использование, хотя другие источники [ ВОЗ? ] Утверждайте, что AIM-54 сбили до 25 самолетов до того, как заканчивались предложение Ирана. Иранские F-14 использовали воробей AIM-7 и AIM-9 Sidewinder Air-Air ракет в качестве первичного вооружения; По сообщениям, Иран разрабатывает внутреннюю копию Воробья, а также Феникс. [ кем? ]

Боевая история

[ редактировать ]
Джалил Занди , один из самых успешных пилотов F-14

В 2004 году Том Купер опубликовал иранские подразделения F-14 Tomcat в бою , основанные в основном на первичных интервью с иранскими пилотами. Книга делает много утверждений, которые противоречат предыдущим отчетам. В частности, Купер ссылается на иранское утверждение о том, что F-14, имеющие до 159 убийств, и что в одном инциденте четыре иракские самолеты были сбиты одним AIM-54 (между ними взорвалась боеголовка ракеты и сильно повреждена).

К 1980 году, когда перспектива войны с Ираком стала все более вероятной, большинство из 77 выживающих пларарей F-14 были обнаружены в не операционных условиях или, по крайней мере, имели не функционирующие радары. В результате пилоты F-14 были вынуждены полагаться на наземный контроль за свой первый военный патруль и перехват миссий. Через несколько дней после начала войны дюжина или около того F-14 были сделаны в эксплуатации.

- Том Купер, «Персидские кошки», Смитсоновский Air & Space [ 72 ]

Первое подтвержденное убийство F-14A во время войны в Иране и Ираке произошло до официального начала военных действий: 7 сентября 1980 года IRIAF F-14A уничтожил иракский MIL MI-25 (экспортный вариант MIL Mi-24 ) Задний вертолет с использованием своей 20 -мм вулканской пушки . [ N 1 ] Через шесть дней майор Мохаммад-Резу Аттаи сбил иракский MIG-21 с AIM-54 Phoenix во время полета по пограничному патрулю. [ 72 ] Один AIM-54, уволенный в июле 1982 года капитаном Хасеми, возможно, уничтожил два иракских MIG-23, летающих в тесном формировании. [ 72 ]

Купер утверждает, что AIM-54 использовались только спорадически во время начала войны, скорее всего, из-за нехватки квалифицированных офицеров радарного перехвата, а затем чаще в 1981 и 1982 годах-до тех пор, пока отсутствие тепловых батарей не приостановило использование ракет в 1986. [ 72 ] Были также слухи [ кем? ] Это предполагало, что флот Tomcat в Иране будет обновлен с помощью авионики, полученной из MIG-31 "Foxhound". Тем не менее, чиновники и пилоты Ирифа настаивают на том, что Советы никогда не разрешались рядом с F-14 и никогда не получали никакой технологии F-14 или AIM-54. [ Цитация необходима ] Кроме того, ракета AIM-54 никогда не выходила из работы в Ирифе, хотя акции эксплуатационных ракет время от времени были низкими. Указанные поставки из американских источников и закупок на черном рынке поставлялись запасные запчасти, чтобы пополнить резервы Феникса во время войны, и поставки запчастей из США в 1990 -х годах также помогли. [ Цитация необходима ] Кроме того, была предпринята попытка адаптировать ракеты MIM-23 Hawk Surface-Air, которые также были перевозкой из периода до революции, которые будут использоваться в качестве ракет с воздухом-воздухом для F-14; По крайней мере, два F-14 были успешно модифицированы для переноски гибридного оружия. [ Цитация необходима ]

В целом, IRIAF, как сообщается, выпустил, возможно, от 70 до 90 ракет AIM-54A, и 60–70 из них забили. [ нечеткий ] Из них было использовано почти 90 процентов ракет AIM-54A, выпущенных против иракских бомбардировщиков и истребителей. Только около дюжины [ нечеткий ] Победы AIM-54 были заявлены [ кем? ] Быть против быстрых, высоких целей, таких как Blinder Mig-25 или TU-22 ' .

К концу войны обе стороны не смогли получить новые самолеты или детали, а воздушный бой стал редким, поскольку ни одна из сторон не могла позволить себе потерять самолет, которые они не могли заменить. В частности, флот Iriaf F-14 страдал от отсутствия обученных техников, и к 1984 году только 40 F-14 все еще были на службе. К 1986 году это число сократилось до 25. F-14 был отменен для защиты жизненно важного нефтяного нефтяного и экспортного инфраструктуры нефти; В этой роли они часто сталкивались с французскими, иракскими иракскими ирадскими боевиками F1EQ, пытающимися атаковать иранские нефтяные трубопроводы . [ 72 ]

Один пилот Ириафа отличился в бою, став лучшим зачетом ACE F-14. Майору Джалилу Занди приписывают съемку восемь иракских самолетов. [ 82 ] [ N 2 ] [ 83 ] Ему дополнительно приписывают три вероятных убийства, в результате чего его общее количество до 11 побед в воздухе. К ним относятся четыре MIG-23, два SU-22, два MIG-21 и три Mirage F1. [ 84 ]

Другим известным иранским пилотом был майор Рахнавард, который, как считается, 16 февраля 1982 года сбил четыре иракских иракских истребителя в двух отдельных встречах над островом Харг . [ 83 ] Записи указывают на то, что два из его подтвержденных убийств были Mirage F1. [ 84 ]

Осенью 2015 года появилось видео с иранскими F-14, сопровождающими российские бомбардировщики TU-95 , когда они совершали воздушные удары по Исламскому государству Ирак и Леванту . [ 85 ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Цитата: «По политическим причинам имя пилота, вероятно, никогда не будет известно». Было достоверно подтверждено, что после пропавшего без вести с несколькими сторонами AIM-9P , пилот повернул свою вулканскую пушку M61A1 на цель, забив первую в истории победу Tomcat Pun. [ 81 ]
  2. ^ Авторы пишут: «Занди выжила ... Многочисленные воздушные сражения с иракскими военно -воздушными силами, чтобы претендовать на 9 подтвержденных (с помощью проверки разведывательных документов США, выпущенных в соответствии с запросом FOIA ) и два или три вероятных убийства. Возможно, что это Он одержал от 11 до 12 побед с воздухом-эфиром, став самым успешным пилотом F-14 за всю историю, и, безусловно, ведущим Ирьяфом Айсом ».
  1. ^ Персидские кошки, как иранские воздушные экипажи, отрезанные от технической поддержки США, использовали F-14 против иракских нападавших
  2. ^ «Руководство по программе США 2000 года». ВМС США. Получено: 5 августа 2012 года.
  3. ^ Jenkins 1997, p. 41
  4. ^ «Военно-морской флот F-14 пытается приземлиться на перевозчика, потерянного в океане» . The Washington Post . 30 марта 1977 года . Получено 26 октября 2017 года .
  5. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «История команд VFA-143». Архивировано 28 февраля 2017 года в The Wayback Machine ВМС США. Получено: 16 августа 2012 года.
  6. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Танненбаум, Фред (2001). «История VF-143, часть II: Кто выпустил собак?». Крюк, журнал авиации . Тол. 29, нет. 4. С. 31–39.
  7. ^ «История команд VFA-143». Архивировано 28 февраля 2017 года в The Wayback Machine ВМС США. Получено: 16 августа 2012 года.
  8. ^ Gillcrest 1994, p. 138.
  9. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Peacock 1990, p. 44
  10. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «USS John F. Kennedy (CV-67) история». Военно -морской исторический центр. Получено: 16 августа 2012 года.
  11. ^ Lehman 1988, с. 320–322.
  12. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «USS Дуайт Д. Эйзенхауэр (CVN-69).» Архивировано 14 апреля 2010 года в военно -морском историческом центре Wayback Machine . Получено: 16 августа 2012 года.
  13. ^ Зенко, Мика . «Когда Америка напала на Сирию». Архивировано 7 октября 2014 года в Совете по машине Wayback по международным отношениям, 13 февраля 2012 года. Получено: 16 августа 2012 года.
  14. ^ Мартин и Уолкотт 1988, с. 140.
  15. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Jenkins 1997, p. 47
  16. ^ http://www.anft.net/f-14/f14-history-combat.htm#lebanon
  17. ^ http://www.anft.net/f-14/f14-history-combat.htm#lebanon
  18. ^ Bra 2003, p.
  19. ^ «Подходящее взаимодействие». Ассоциация USS Biddle USS BIDDLE (DLG/CG-34) , 28 сентября 2007 года. Получено: 10 ноября 2010 года.
  20. ^ Купер, Том. «Ливийские войны, 1980–1989 гг., Часть 3: Операция« Манта ». ACIG Journal , Air Combat Information Group, 12 октября 2007 года. Получено: 10 ноября 2010 года.
  21. ^ Купер, Том. «Комментарий Тома Купера». Архивировано 27 сентября 2007 года на машине Wayback Tomcat Sunset Forums. Получено: 26 октября 2010 года.
  22. ^ Томпсон 1997, с. 32
  23. ^ "История команд, 1983." Истребительская эскадрилья сто два, флот США. Получено: 16 августа 2012 года.
  24. ^ Gillcrest 1994, p. 142
  25. ^ Мартин и Уолкотт 1988, с. 244
  26. ^ Хейманн, Филипп и Влад Дженкинс. «Ахилль Лауро угон (аннотация)». Школа правительства JFK, Гарвардский университет, 1 января 1988 года. Получено: 11 ноября 2010 года.
  27. ^ "Похититель в открытом море:- Часть вторая". Би -би -си, 8 мая 2002 г. Получено: 11 ноября 2010 года.
  28. ^ " Ахилль Лауро 1985 года ". Дом Получено коврика: 11 ноября 2010 года.
  29. ^ Zatarain 2008, стр. 88-90.
  30. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Мартин, Дэвид. «Вечерние новости CBS с Дэном Скорее». Вечерние новости CBS (Television Newscast), 10 августа 1987 года.
  31. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Wilcox 1996, p. 204
  32. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Zatarain 2008, p. 90
  33. ^ Скорее всего, 1997, с. 267.
  34. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Скорее всего, 1997, с. 268.
  35. ^ Мудрый 2007, с. 195.
  36. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Брэдфорд 1997, с. 468.
  37. ^ Gillcrest 1994, p. 162.
  38. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон «F-14 Tomcat Combat». Globalsecurity.org. Получено: 18 августа 2012 года.
  39. ^ Jenkins 1997, p. 48
  40. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Военно -морской флот Соединенных Штатов в« Desert Shield и «Desert Storm», Глава V: Thunder and Lighting ». Архивировано 5 декабря 2006 года в команде Wayback Machine Matchal History and Heritage. Получено: 18 августа 2012 года.
  41. ^ Марольда, Эдвард Дж. «Военно -морской флот Соединенных Штатов и Персидский залив». Архивировано 1 января 2015 года в The Wayback Machine Matchal History and Heritage Command. Получено: 18 августа 2012 года.
  42. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Holmes 2005, с. 8–9.
  43. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Холмс 2008, с. 18
  44. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Браун 2007, с. 109
  45. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Дэвис 2005, с. 17–18.
  46. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Pokrant 1999, с. 48–51.
  47. ^ Gillcrest 1994, p. 168.
  48. ^ Wilcox 1996, с. 259–265.
  49. ^ Браун 1998, с. 8
  50. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Лоури 2008, с. 4
  51. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Pokrant 1999, с. 31–32.
  52. ^ Pokrant 1999, с. 185–187.
  53. ^ Браун 2007, с. 109–115.
  54. ^ Холмс 2005, с. 11
  55. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Holmes 2005, с. 13–14.
  56. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «История эскадрильи VFA-32». ВМС США. Получено: 29 ноября 2012 года.
  57. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Holmes 2005, с. 14–16.
  58. ^ Рауса, Зено. "Отчет Vinson/CVW-11, стр. 4." Крылья золота, Ассоциация военно-морской авиации , лето 1999. ISSN 0274-7405. Получено: 26 октября 2010 года.
  59. ^ https://www.greeks-in-foreign-cockpits.com/pilots-crews/nfos-wsos-mission-co/george-michael/#:~:Text=14S%20From%20VF%2D14%2C%20VF %2D41%2C%20VF%2D102%2C%20VF%2D211%2C%20 и ARTENCE%20ON%20TARGETS.VF%2D11%20 и%20VF%2D143%2C%20ALSKESTEST%20CVW%2D7%2C
  60. ^ https://theaviationist.com/2020/12/26/how-the-f-14-tomcat-evolved-and-became-the-bombcat/
  61. ^ Холмс 2008, с. 66
  62. ^ Холмс 2008, с. 27
  63. ^ Холмс 2008, с. 45
  64. ^ Холмс 2008, с. 60
  65. ^ Холмс 2008, с. 89
  66. ^ Холмс 2008, с. 53
  67. ^ Холмс 2008, с. 52
  68. ^ https://theaviationgeekclub.com/funny-video-borings-aboard-vf-31-tomcatters-f-14ds-7 часов mission-support-operation-iraqi-freedom/
  69. ^ AIM-54 ракета Phoenix
  70. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Как иранские воздушные экипажи, отрезанные от технической поддержки США, использовали F-14 против иракских нападавших
  71. ^ Том Купер; Фарзад Бишоп (2012). Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою . Bloomsbury Publishing. п. 92. ISBN  978-1-78200-761-6 .
  72. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин Купер, Том. «Персидские кошки». Smithsonian Air & Space , Vol. 21, № 3, сентябрь 2006 г., с. 36–39.
  73. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Иранские ВВС F-14». Aerospaceweb. Получено: 26 октября 2010 года.
  74. ^ Иран-контра дела 20 лет спустя . Архив национальной безопасности (Университет Джорджа Вашингтона), 24 ноября 2006 г.
  75. ^ Ариэль Зирулник (24 февраля 2011 г.). «Санкция Каддафи? Как 5 стран отреагировали на санкции: Иран» . Христианский научный монитор . Получено 13 февраля 2012 года .
  76. ^ Кризис Белого дома; Доказательства указывают на роль больших саудовских сделок в сделках с иранским и противоположным оружием
  77. ^ Трубопровод Ирана: скрытая глава/Специальный отчет; США сказали, что позволили Израилю продавать оружие в Иран
  78. ^ «Авиационная фото № 6836843: Grumman F -14A Tomcat - Иран - ВВС» .
  79. ^ «Национальный парад армии в Иране в кадрах« Иран Пресс » .
  80. ^ «Военно -воздушные силы (иранские имперские воздушные силы)». Глобальная безопасность. Получено: 22 августа 2006 г.
  81. ^ Cooper and Bishop 2004, с. 22–23.
  82. ^ Купер, Том и Фарзад Бишоп. «Огонь в холмах: ирановые и иракские сражения осени 1982 года». acig.org, 9 сентября 2003 г. Получено: 26 октября 2010 года.
  83. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Нассирхани, Фархад. «Самурай в небе». Имперские иранские ВВС через IIAF.NET, 3 февраля 2003 г. Получено: 11 ноября 2010 года.
  84. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Иранские победы с воздухом-эфиром, 1982 год». Аравийский полуостров и база данных Персидского залива через ACIG.ORG, 16 сентября 2003 года. Получено: 26 октября 2010 года.
  85. ^ «Новое видео о сопровождении и круизных ракетах Tomcat Tomcat, когда Россия повышает наступление Сирии», « Фоксстрот Альфа» , 20 ноября 2015 года. Получено: 21 ноября 2015 года.

Библиография

[ редактировать ]
  • Брэдфорд, Джеймс С. от Кэннона и Катласс до самолетов и ракет: чтения в истории моря. Sugarland, Техас: American Heritage Custom Publishing, 1997. ISBN   0-8281-1009-3 .
  • Браун, Крейг. Обеспечение: Полная история аэрофотоснимков США 1981 года до настоящего времени . Атглен, Пенсильвания: военная история Шиффера, 2007. ISBN   978-0-7643-2785-8 .
  • Браун, Дэвид Ф. Томкат Аллея: Фотографический звонок Grumman F-14 Tomcat. Атглен, Пенсильвания: военная история Шиффера, 1998. ISBN   0-7643-0477-1 .
  • Купер, Том и Фарзад Бишоп. Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2004. ISBN   1-84176-787-5 .
  • Купер, Том и Лиам Ф. Девлин. "Иран: грозный противник?" Боевой самолет (европейское издание), том 7, номер 6, 2006.
  • Дэвис, Стив. F-15C Eagle Units в бою. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2005. ISBN   978-1-84176-730-7 .
  • Гиллкрест, Пол Т. Томкат!: История Груммана F-14 . Atglen, Pennsylvania: Schiffer Publishing, Ltd, 1994. ISBN   0-88740-664-5 .
  • Ганстон, Билл и Майк Спик. Современный воздушный бой . Нью -Йорк: Полумесяц, 1983. ISBN   0-517-41265-9 .
  • Холмс, Тони. ВМС США F-14 подразделения Operation Iraqia Freedom . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2005. ISBN   978-1-84176-803-8 .
  • Холмс, Тони. ВМС США F-14 подразделения операции «Непреходящая свобода» . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2008. ISBN   978-1-84603-205-9 .
  • Дженкинс, Деннис Р. Грумман F-14 Tomcat: Ведущий истребитель флота США . Лондон: Aerofax, 1997. ISBN   1-85780-063-X .
  • Леман, Джон Ф. командование моря . Аннаполис, Мэриленд: военно -морской институт Пресс, 1988. ISBN   1-55750-534-9 .
  • Лоури, Ричард С. Хроники войны в Персидском заливе: военная история первой войны с Ираком. Bloomington, Indiana: Universe Star, Inc., 2008, First Edition 2005. ISBN   978-1-60528-006-6 .
  • Мартин, Дэвид С. и Джон Уолкотт. Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Нью -Йорк: Harper and Row, Publishers Inc., 1988. ISBN   0-06-015877-8 .
  • Павлин, Линдсей. Grumman F-14 Tomcat (классические войны). Нью -Йорк: Галерея книги, 1990. ISBN   0-8317-1400-X .
  • Шип, Майк. "F-14 Tomcat". Великая книга современных военных самолетов . Сент -Пол, Миннесота: издательская компания MBI, 2000. ISBN   0-7603-0893-4 .
  • Покрант, Марвин. Пустынный шторм в море: что на самом деле сделал флот. Westport, Connecticut: Praeger, 1999. ISBN   978-0-31331-024-9 .
  • Шип, Майк. F-14 Tomcat, современный боевой самолет, том 8 . Нью -Йорк: Arco Publishing, 1985. ISBN   0-668-06406-4 .
  • Станик, Джозеф Т. Эль -Дорадо Каньон: Необладаемая война Рейгана с Каддафи . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс, 2003. ISBN   978-1-55750-983-3 .
  • Томпсон, Уоррен. «Волетающая полоса моря: на борту JFK, с воздушным крылом Carrier 8!» Airsower, том 27, № 1, январь 1997 года.
  • Vistica, Gregory L. Fall из славы: мужчины, которые потопили флот США . Нью -Йорк: Touchstone, 1997. ISBN   978-0-684-83226-5 .
  • Уилкокс, Роберт К. Черные тузы Высокие: история современной истребительной эскадрильи на войне . Лондон: Пресса Св. Мартина, 2002. ISBN   978-0-312-99708-3 .
  • Уилкокс, Роберт К. Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе - удивительные правдивые истории пилотов элитных истребителей Америки . Нью -Йорк: Pocket Books, 1996. ISBN   0-671-74793-2 .
  • Мудрый, Гарольд Л. Внутри опасной зоны: военные США в Персидском заливе, 1987–1988 . Аннаполис, Мэриленд: Пресс -издательство военно -морского института, 2007. ISBN   978-1-59114-970-5 .
  • Zatarain, Lee A. Tanker War: первый конфликт Америки с Ираном, 1987–1988 . Оксфорд, Великобритания: Casemate Publishers, 2008. ISBN   978-1-932033-84-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 113d1f345b81b64e92098e6018ed1412__1726924680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/12/113d1f345b81b64e92098e6018ed1412.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
F-14 Tomcat operational history - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)