Познание слона
Познание слона – это познание животного , присутствующее у слонов . Большинство современных этологов считают слона одним из самых умных животных в мире. При массе 11-13 фунтов мозг слона имеет большую массу, чем мозг любого другого наземного животного, и хотя масса тела самых крупных китов в двадцать раз превышает массу тела типичного слона, мозг кита едва ли в два раза превышает массу мозга слона. мозг слона. Кроме того, у слонов около 257 миллиардов нейронов . [ 1 ] Мозг слона похож на мозг человека и многих других млекопитающих с точки зрения общих связей и функциональных областей, но с несколькими уникальными структурными различиями. Хотя первоначально предполагалось, что в нем столько же нейронов, сколько в человеческом мозге. [ 2 ] В мозгу слона примерно в три раза больше нейронов, чем в человеческом мозге, и это в дополнение к тому, что их мозг примерно в четыре раза больше человеческого. Однако кора головного мозга слона содержит около трети количества нейронов, чем кора головного мозга человека. [ 1 ] Тем не менее, у слонов самый большой мозг среди всех наземных млекопитающих.
Слоны демонстрируют широкое разнообразие моделей поведения, в том числе связанных с горем , обучением, мимикой , игрой, альтруизмом , использованием инструментов , состраданием , сотрудничеством , [ 3 ] [ 4 ] самосознание , память и общение . [ 5 ] Дополнительные данные свидетельствуют о том, что слоны могут понимать указание : способность невербально сообщать об объекте, вытягивая палец или что-то подобное. [ 6 ] Считается, что они равны китообразным. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] и приматы [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ] в этом отношении. Из-за таких заявлений о высоком интеллекте и сильных семейных связей слонов некоторые исследователи утверждают, что их уничтожение со стороны людей морально неправильно . [ 13 ] Аристотель описывал слона как «животное, превосходящее всех остальных умом и умом ». [ 14 ]
Структура мозга
[ редактировать ]Кора головного мозга
[ редактировать ]У слонов (как азиатских , так и африканских ) очень большой и очень сложный неокортекс — черта, присущая людям , обезьянам и некоторым видам дельфинов .
Азиатские слоны имеют самый большой объем коры головного мозга, доступный для когнитивной обработки, среди всех существующих наземных животных. Он превышает аналогичный показатель любого вида приматов : одно исследование предполагает, что слонов можно отнести к категории человекообразных обезьян с точки зрения когнитивных способностей к использованию и изготовлению инструментов. [ 11 ]
Мозг слона имеет более сложную извилистую структуру и с более многочисленными извилинами или складками мозга, чем у людей, других приматов или хищников , но менее сложную, чем у китообразных . [ 15 ] Считается, что слоны стоят на одном уровне с дельфинами с точки зрения способности решать проблемы. [ 9 ] и многие ученые склонны причислять интеллект слонов к тому же уровню, что и китообразных; статья 2011 года, опубликованная ABC Science, предполагает, что «слоны [такие же] умны, как шимпанзе и дельфины ». [ 7 ]
Другие области мозга
[ редактировать ]У слонов также очень большой и сильно извитой гиппокамп — структура мозга в лимбической системе , которая намного больше, чем у любого человека, примата или китообразного . [ 16 ] Гиппокамп слона занимает около 0,7% центральных структур головного мозга, что сопоставимо с 0,5% у человека и с 0,1% у дельфинов Риссо и 0,05% у афалин. [ 17 ]
Гиппокамп связан с эмоциями посредством обработки определенных типов памяти , особенно пространственной. Считается, что, возможно, именно поэтому слоны страдают от психологических воспоминаний и эквивалента посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). [ 18 ] [ 19 ]
Коэффициент энцефализации (EQ) (размер мозга относительно размера тела) слонов колеблется от 1,13 до 2,36. Средний EQ составляет 2,14 для азиатских слонов и 1,67 для африканских, при этом общий средний показатель составляет 1,88. [ 20 ] : 151 По сравнению с другими животными, дельфин Ла-Платы имеет EQ 1,67; дельфин реки Ганг — 1,55; косатка 2,57 ; афалина - 4,14; и дельфин тукукси - 4,56; [ 21 ] шимпанзе — 2,49; собаки в 1,17, кошки в 1,00; и мыши по 0,50. У людей EQ равен 7,44. [ 22 ]
Размер мозга при рождении относительно размера мозга взрослого человека
[ редактировать ]Сравнение размера мозга при рождении с размером мозга полностью развитого взрослого человека — один из способов оценить, насколько животное полагается на обучение, а не на инстинкты. Большинство млекопитающих рождаются с мозгом, составляющим около 90% массы взрослого человека. [ 23 ] в то время как люди рождаются с 28%, [ 23 ] афалины - 42,5%, [ 24 ] шимпанзе - 54%, [ 23 ] и слоны с 35%. [ 25 ] Это может указывать на то, что слонам требуется второй по величине объем обучения в процессе развития (после человека) и что их поведение менее инстинктивно, чем обучено. слона Это также подтверждается длительным юношеским периодом и большими височными долями , которые отвечают за хранение воспоминаний.
Веретенообразные нейроны
[ редактировать ]Веретенообразные клетки , по-видимому, играют центральную роль в развитии разумного поведения. Как и у людей и остальных человекообразных обезьян, веретенообразные нейроны обнаружены в мозгу как азиатских, так и африканских слонов. [ 26 ] а также горбатые киты , финвалы , косатки , кашалоты , [ 27 ] [ 28 ] афалины, дельфины Риссо и белухи . [ 29 ] Замечательное сходство между мозгом слона и человеческим мозгом подтверждает тезис о конвергентной эволюции . [ 20 ]
Слоновье общество
[ редактировать ]У слонов одно из самых сплоченных сообществ среди всех живых видов. Слоновьи семьи могут быть разделены только смертью или пленением. Синтия Мосс , этолог , специализирующийся на слонах, вспоминает случай, произошедший с семьей африканских слонов :
- Двое членов семьи были застрелены браконьерами, которых впоследствии прогнали оставшиеся слоны. Хотя один из слонов умер, другой, по имени Тина, остался стоять, но его колени начали поддаваться. Два члена семьи, Триста и Терезия (мать Тины), подошли к Тине по обе стороны и наклонились, чтобы поддержать ее. В конце концов Тина настолько ослабла, что упала на землю и умерла. Однако Триста и Терезия не сдались, а постоянно пытались поднять ее. Им удалось усадить Тину, но ее тело оказалось безжизненным и снова упало на землю. Когда другие члены семьи слонов стали более активно участвовать в оказании помощи, они попытались положить траву в рот Тины. Затем Терезия положила свои клыки под голову и переднюю часть Тины и начала поднимать ее. При этом ее правый бивень полностью отломился, вплоть до губы и нервной полости. Слоны отказались от попыток поднять Тину, но не оставили ее; вместо этого ее стали хоронить в неглубокой могиле и забрасывать ее тело листьями. Они простояли над Тиной ночь, а утром стали уходить. Последней ушла Терезия. [ 30 ]
Поскольку слоны очень тесно связаны друг с другом и имеют высокий матриархат , семья может быть опустошена смертью другого (особенно матриарха), а некоторые группы никогда не восстанавливают свою организацию. Синтия Мосс наблюдала, как мать после смерти теленка в течение многих дней вяло шла позади семьи. [ 30 ]
Эдвард Топселл заявил в своей публикации «История четвероногих зверей» в 1607 году: «Нет существа среди всех зверей мира, которое могло бы так ярко и широко продемонстрировать силу и мудрость всемогущего Бога, как слон». [ 31 ] Считается, что слоны не уступают шимпанзе по навыкам сотрудничества. [ 3 ]
Слоновый альтруизм
[ редактировать ]Слоны считаются очень альтруистическими животными, которые даже помогают другим видам, включая людей, попавшим в беду. В Индии слон помогал местным жителям поднимать бревна, следуя за грузовиком и помещая бревна в заранее выкопанные ямы по указанию погонщика ( дрессировщика слонов). У определенной ямы слон отказался опускать бревно. Погонщик пришел расследовать ограбление и заметил спящую в норе собаку. Слон опустил бревно только тогда, когда собака ушла. [ 32 ] Когда слон ранен, ему помогают другие слоны (даже если они не являются родственниками). [ 23 ]
Мосс часто видел, как слоны старались изо всех сил стараться не причинить вред или не убить человека, даже когда им было трудно (например, приходилось идти назад, чтобы избежать человека). Джойс Пул задокументировала встречу, рассказанную ей Колином Франкомбом на ранчо Куки Галлмана в Лайкипиа. Пастух ранчо шел рядом с верблюдами и наткнулся на семью слонов. Матриарх бросилась на него и сбила его с ног своим хоботом, сломав ему одну ногу. Вечером, когда он не вернулся, на его поиски отправили поисковую группу на грузовике. Когда группа обнаружила его, его охранял слон. Животное атаковало грузовик, поэтому они обстреляли ее и спугнули. Позже пастух рассказал им, что, когда он не мог встать, слониха использовала свой хобот, чтобы поднять его в тень дерева. Она охраняла его целый день и нежно прикасалась к нему своим хоботом. [ 23 ]
Самолечение
[ редактировать ]Слоны в Африке занимаются самолечением, пережевывая листья дерева семейства Борагиновые , что вызывает роды . Кенийцы также используют это дерево с той же целью. [ 33 ]
Ритуал смерти
[ редактировать ]Ученые часто спорят о том, в какой степени слоны чувствуют эмоции. [ 34 ] Слоны были одним из немногих видов млекопитающих, кроме Homo sapiens sapiens и неандертальцев. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] известно, что у них был или был какой-либо узнаваемый ритуал вокруг смерти. Слоны проявляют живой интерес к костям себе подобных (даже давно умершим неродственным слонам). Их часто можно увидеть осторожно исследующими кости туловищем и ступнями, оставаясь при этом очень тихими. Иногда их могилы все же посещают слоны, совершенно не имеющие отношения к умершим. [ 14 ]
Исследователь слонов Мартин Мередит вспоминает в своей книге случай типичного ритуала смерти слонов, свидетелем которого стал Энтони Холл-Мартин, южноафриканский биолог, который изучал слонов в Аддо, Южная Африка , более восьми лет. Вся семья мертвой матриарха , включая ее молодого теленка, нежно касалась ее тела своими хоботами, пытаясь поднять ее. Стадо слонов громко грохотало. Было замечено, что теленок плакал и издавал звуки, похожие на крик, но затем все стадо замолчало. Затем они начали забрасывать тело листьями и землей и обломали ветки деревьев, чтобы прикрыть ее. Следующие два дня они провели спокойно, стоя над ее телом. Иногда они уходили за водой или едой, но всегда возвращались. [ 42 ]
Случаи, когда слоны ведут себя подобным образом по отношению к людям, распространены по всей Африке. Во многих случаях они хоронили мертвых или спящих людей или помогали им, когда они были ранены. [ 23 ] Мередит также вспоминает случай, рассказанный ему Джорджем Адамсоном , кенийским егерем, о старой женщине Туркана , которая заснула под деревом после того, как заблудилась домой. Когда она проснулась, над ней стоял слон и нежно прикасался к ней. Она держалась очень тихо, потому что была очень напугана. Когда прибыли другие слоны, они начали громко кричать и похоронили ее под ветвями. На следующее утро ее нашли целой и невредимой местные пастухи. [ 42 ]
Джордж Адамсон также вспоминает, как он застрелил слона из стада, которое постоянно врывалось в правительственные сады северной Кении. Джордж отдал мясо слона местным соплеменникам туркана, а затем утащил остальную часть туши на полмили (800 м). Той ночью другие слоны нашли тело, взяли лопатку и кость ноги и вернули кости в то место, где был убит слон. [ 34 ]
Играть
[ редактировать ]Пул много раз наблюдал диких африканских слонов играющих . Очевидно, они делают что-то для собственного развлечения и развлечения других. Были замечены слоны, которые всасывали воду, держа хобот высоко в воздухе, а затем разбрызгивали воду, как фонтан. [ 23 ]
Мимикрия
[ редактировать ]Недавние исследования показали, что слоны также могут имитировать звуки, которые они слышат. Открытие было сделано, когда Млайка, осиротевший слон, копировал звук проезжающих мимо грузовиков. Пока что единственными животными , которые, как считается, имитируют звуки, являются киты , дельфины , летучие мыши , приматы и птицы . [ 43 ] Калимеро, африканский слон , которому было 23 года, также демонстрировал уникальную форму мимикрии. Он был в швейцарском зоопарке с азиатскими слонами. Азиатские слоны издают щебетание, которое отличается от глубокого грохочущего звука африканских слонов. Калимеро также начал чирикать, а не издавать глубокие крики, которые обычно делают представители его вида. [ 44 ]
Косик , индийский слон в Эверленд парке развлечений в Южной Корее , может имитировать до пяти корейских слов, включая «сидеть », «нет» , «да» и «лежать» . [ 45 ] Косик издает эти человеческие звуки, помещая хобот в рот, а затем встряхивая его на выдохе, подобно тому, как люди свистят пальцами. [ 46 ]
Эколог Кейтлин О'Коннелл-Родвелл провела исследование в 1997 году, в ходе которого пришла к выводу, что слоны создают низкочастотные вибрации (сейсмические сигналы) через хобот и ноги для общения на больших расстояниях. [ 47 ] Слоны используют контактные звонки, чтобы оставаться на связи друг с другом, когда они находятся вне поля зрения друг друга. В 2004 году Джозеф Солтис провел исследование, чтобы понять низкочастотную вокализацию, используемую слонами для общения на небольших расстояниях. Исследование показало, что близкородственные слонихи-самки с большей вероятностью будут «ругаться» на других членов, в два раза чаще, чем те, у которых были менее интегрированные члены. [ 48 ] Самки слонов способны запоминать и отличать контактные звонки самок членов семьи и группы связей от звонков самок за пределами их расширенной семейной сети. Они также могут различать призывы членов семьи в зависимости от того, как часто они с ними сталкивались. [ 49 ]
Пул, участвующий в проекте по исследованию слонов Амбосели в Кении, продемонстрировал вокальное обучение слонов и имитацию звуков, издаваемых друг другом и окружающей средой. Она начинает исследовать, имеют ли звуки, издаваемые слонами , диалекты — черта, которая редко встречается в животном мире. [ 43 ]
Использование инструмента
[ редактировать ]Слоны демонстрируют замечательную способность использовать инструменты , используя хобот как руки. Было замечено, что слоны роют норы, чтобы пить воду, а затем сдирают кору с дерева, пережевывают ее, придавая ей форму шара, засыпают нору и засыпают ее песком, чтобы избежать испарения , а затем снова возвращаются пить из того же места. . Они также часто используют ветки, чтобы прихлопнуть мух или почесаться. [ 32 ] Известно также, что азиатские слоны бросают большие камни на электрический забор, чтобы сломать его или отключить электричество. [ 23 ] Известно, что азиатские слоны в Индии ломают электрические заборы с помощью бревен и очищают окружающие провода с помощью своих бивней, чтобы обеспечить безопасный проход.
Искусство и музыка
[ редактировать ]Как и некоторые другие виды, способные создавать абстрактное искусство , слоны, используя хоботы для хранения кистей, создают картины, которые некоторые сравнивают с работами абстрактных экспрессионистов. [ 50 ] Искусство слонов теперь широко представлено в зоопарках, а также выставлено в музеях и галереях по всему миру. [ 51 ] Руби из зоопарка Финикса считается настоящей звездой искусства слонов. [ 52 ] а ее картины были проданы за 25 000 долларов. [ 50 ] Руби сама выбирала цвета и, как говорили, остро чувствовала, какой цвет она хочет использовать. [ 52 ] Проект Asian Elephant Art & Conservation Project, «академия искусства слонов» в Нью-Йорке, учит слонов, вышедших из лесозаготовительной отрасли, рисовать. [ 53 ] Когда картины напоминают опознаваемые объекты, учителя дают слонам указания. [ 50 ] Пример этого был показан в телепрограмме « Необыкновенные животные» , в которой слоны в лагере в Таиланде смогли нарисовать портреты с цветами. Хотя изображения рисовали слоны, всегда присутствовал дрессировщик, который помогал и направлял движение. [ 54 ]
Популярное видео, показывающее, как слон рисует изображение другого слона, получило широкое распространение на новостных и видеосайтах Интернета. [ 55 ] Веб-сайт Snopes.com , специализирующийся на развенчании городских легенд, называет видео «отчасти правдивым», поскольку мазки наносил слон, но отмечает, что сходство созданных картин свидетельствует о выученной последовательности мазков, а не о выученной последовательности мазков. творческое усилие со стороны слона. [ 54 ]
) отмечали, Древние римляне и азиатские погонщики слонов ( махауты что слоны способны различать мелодии. Выступающие в цирке слоны обычно следуют музыкальным репликам, а в цирках Адама Форпо и Барнума и Бейли даже выступали «слоновьи оркестры». Немецкий биолог-эволюционист Бернхард Ренш изучал способность слона различать музыку и в 1957 году опубликовал результаты в журнале Scientific American . Слон-испытатель Ренша различал 12 тонов музыкальной гаммы и запоминал простые мелодии. Несмотря на то, что она играла на разных инструментах, с разной высотой звука, тембром и размером, полтора года спустя она узнала эти тона. [ 56 ] Эти результаты были подтверждены проектом обучения человека и слона, изучающим интеллект слонов. [ 57 ]
Слон по имени Шанти в Национальном зоопарке Вашингтона продемонстрировал способность играть на губной гармошке и различных духовых инструментах . Сообщается, что она всегда заканчивала свои песни крещендо . [ 58 ]
Записывающая группа Thai Elephant Orchestra — это ансамбль слонов, которые импровизируют музыку на специально изготовленных инструментах с минимальным вмешательством со стороны своих проводников. Оркестр был основан экспертом по толстокожим животным Ричардом Лэром, который работает в Тайском центре охраны слонов в Лампанге. [ 57 ] и Дэвид Сульцер (имя художника Дэйв Солдер ), который изучает роль дофаминергических синапсов в консолидации памяти , обучении и поведении в Колумбийском университете . [ 50 ] По словам нейробиолога Анирудда Пателя, звездного барабанщика оркестра по имени Пратида, он демонстрирует музыкальность, заявляя: «И когда он играл на барабанах один, либо с оркестром, Пратида была удивительно устойчивой». Он также отметил, что у нее развился ритмический рисунок типа качания . , играя с другими слонами, [ 50 ]
Способность решать проблемы
[ редактировать ]Слоны способны тратить много времени на решение проблем. Они способны радикально изменить свое поведение, чтобы противостоять новым вызовам, что является признаком сложного интеллекта .
Эксперименты по решению проблем
[ редактировать ]Эксперимент 2010 года показал, что, чтобы достать еду, «слоны могут научиться координировать свои действия с партнером в задаче, требующей, чтобы два человека одновременно тянули за два конца одной и той же веревки, чтобы получить награду». [ 3 ] [ 59 ] ставя их на равное положение с шимпанзе с точки зрения уровня навыков сотрудничества.
Исследование доктора Наоко Ирие из Токийского университета показало, что слоны демонстрируют навыки арифметики. Эксперимент «состоил в том, что перед слонами [зоопарка Уэно] бросали разное количество яблок в два ведра, а затем фиксировали, как часто они могли правильно выбрать ведро, в котором было больше всего фруктов». Когда в ведро бросали более одного яблока, это означало, что слонам приходилось «продолжать подсчитывать итоги в голове, чтобы вести подсчет». Результаты показали, что «в семидесяти четырех процентах случаев животные правильно выбирали самое полное ведро. Африканский слон по кличке Ашья набрал самый высокий результат, набрав удивительные восемьдесят семь процентов… Люди в этом же соревновании добились успеха всего в шестьдесят процентов». семь процентов». Исследование также было снято на видео, чтобы гарантировать его точность. [ 60 ]
Исследование Discovery News показало, что слоны во время теста интеллекта с использованием пищевого вознаграждения находили короткие пути, о которых даже исследователи эксперимента не подумали. [ 8 ]
Адаптивное поведение в неволе
[ редактировать ]В 1970-х годах в Морском мире Африки, США , жил азиатский слон по имени Бандула. Бандула придумала, как взломать или разблокировать несколько частей оборудования, которые удерживали кандалы на ее ногах. Самым сложным устройством был крюк Бруммеля — устройство, которое закрывается, когда две противоположные точки скользят вместе. Бандула возилась с крючком до тех пор, пока он не разъехался, когда его выровняли. Как только она освободится, она поможет другим слонам сбежать. элемент обмана В случае с Бандулой и, конечно, с другими слонами в неволе, во время побега присутствовал , например, животные оглядывались по сторонам, чтобы убедиться, что никто не наблюдает. [ 33 ]
В другом случае слониха научилась откручивать железные стержни с отверстием для глаза толщиной в дюйм (2,5 см). Она использовала свой хобот, чтобы создать рычаг, а затем открутила засов. [ 33 ]
Руби , азиатская слониха из зоопарка Финикса, часто подслушивала разговоры смотрителей, которые говорили о ней. Когда она услышала слово «краска» , она стала очень возбудимой. Цвета, которые она предпочитала, были зеленый, желтый, синий и красный. Однажды пожарная машина приехала и припарковалась возле ее вольера, где у мужчины только что случился сердечный приступ. Огни грузовика мигали красным, белым и желтым. Позже, когда Руби рисовала, она выбрала именно эти цвета. Она также отдала предпочтение цветам, которые носили хранители. [ 33 ]
Гарри Пичи, дрессировщик слонов, установил отношения сотрудничества со слоном по имени Коко. Коко помогал хранителям, «побуждая» их подбадривать его различными командами и словами, которые Коко выучил. Пичи заявил, что слоны почти предрасположены к сотрудничеству и работе с людьми, если к ним относятся с уважением и чуткостью. Коко справился, когда его смотрителям понадобилась небольшая «помощь слонам», когда они переводили самок группы в другой зоопарк. Когда смотрители хотели перевести самку, они обычно называли ее имя, а затем слово «перевод» (например, «перевод Конни»). Коко вскоре поняла, что это значит. Если смотрители просили слона перебраться, а он не двигался с места, они говорили: «Коко, помоги мне». Когда он услышит это, Коко поможет. После 27 лет работы со слонами Пичи твердо уверен, что они могут понять семантику и синтаксис некоторых слов, которые слышат. Считается, что это очень редкое явление в животном мире. [ 33 ]
Согласно одному источнику, слоны могут научиться добывать удаленные предметы, до которых иначе они не смогут дотянуться, с помощью палки. [ 61 ]
Адаптивное поведение в дикой природе
[ редактировать ]В дикой природе слоны демонстрируют хитрые методы поиска ресурсов. У слонов острая память, и при оценке мест кормления они сильнее реагируют на долгосрочные модели продуктивности , чем на непосредственные условия кормления. Во времена нехватки они возвращаются в районы, которые были надежными на протяжении многих лет, а не в места, которые они посещали в последний раз. Они также предпочитают путешествовать по грунтовым дорогам в засушливый сезон, поскольку это удобная для прогулок местность для экономии энергии. [ 62 ]
Хотя травоядные животные обычно находят солонцы или поглощают неорганические вещества для получения натрия, слоны в Национальном парке Маунт-Элгон в Кении научились заходить глубоко в пещеру Китум, чтобы использовать ее минералы в так называемой «добыче карьеров» и «добыча соли». Хотя слоны явно не понимают, что в их рационе требуется соль, они проявляют интерес только к богатому цеолиту катионами , разбивая его на более мелкие съедобные фрагменты. Эта деятельность выполняется группами, а многолетние следы клыков указывают на то, что знания о пещере передавались из поколения в поколение. Браконьерство заставило слонов изменить свое поведение и избегать более широко известных пещер. [ 63 ] [ 64 ]
Применение задачи по рисованию ниток к слонам
[ редактировать ]В 1956 году У. Х. Торп объяснил: [ 65 ]
Способность вытягивать пищу, подвешенную на нитке, при этом натянутая петля удерживается ногой, в то время как птица тянется клювом для следующего рывка, сомнительно является врожденной и подвергалась множеству экспериментов. На первый взгляд этот акт кажется реальным и неожиданным решением проблемы с самого начала и, таким образом, может претендовать на включение в категорию «обучение через понимание». Успешное выполнение этой задачи было зарегистрировано у более чем десяти видов птиц.
Совсем недавно Бернд Генрих и Томас Буньяр [ 66 ] пришел к выводу, что «поведение ворон при доступе к мясу на веревке является не только продуктом быстрого обучения, но может включать некоторое понимание причинно-следственной связи между веревкой, пищей и определенными частями тела». Аналогичным образом изучалось поведение при дергании за веревку. [ 67 ] у семи азиатских слонов, подарив им втягивающийся шнур (тарзанку). В этой установке шнур привязан к тяжелому бревне в нескольких метрах от слона. К шнуру прикреплен сахарный тростник (любимое лакомство слонов), и его можно извлечь только путем повторяющихся и скоординированных действий хобота и другой части тела. Результаты были очевидны: [ 68 ]
Все семь лесозаготовительных слонов полностью освоили последовательность натягивания веревки за 1–3 экспериментальных сеанса. Во всех случаях перетягивания втягивающейся веревки последовательность действий заключалась в том, чтобы тянуть за туловище, а затем закреплять веревку ногой или ртом. После 2–6 скоординированных рывков, все еще держа веревку ртом или ногой, слоны отцепили сахарный тростник от веревки, все еще используя рот или переднюю часть стопы в качестве якоря, а затем съели сахарный тростник. Все слоны, похоже, гибко относились к использованию якоря, попеременно используя рот, переднюю ногу или и то, и другое.
Самосознание
[ редактировать ]Слоны присоединились к небольшой группе животных, включающей человекообразных обезьян , афалин и евразийских сорок , которые демонстрируют самосознание . Исследование проводилось совместно с Обществом охраны дикой природы (WCS) с использованием слонов в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке. Хотя многие животные реагируют на зеркало, очень немногие демонстрируют какие-либо доказательства того, что они на самом деле признают себя в зеркальном отражении .
Азиатские слоны, участвовавшие в исследовании, также демонстрировали такое поведение, когда стояли перед зеркалом размером 2,5 на 2,5 метра (8,2 х 8,2 фута) — они осматривали зеркало и подносили еду близко к зеркалу для употребления.
Доказательства самосознания слона были продемонстрированы, когда слониха Хэппи неоднократно касалась хоботом нарисованного креста на голове, отметки, которую можно было увидеть только в зеркале. Хэппи проигнорировала еще одну отметину, сделанную бесцветной краской, которая также была у нее на лбу, чтобы убедиться, что она не просто реагировала на запах или ощущение.
Франс Де Ваал, руководивший исследованием, заявил: «Эти параллели между людьми и слонами предполагают конвергентную когнитивную эволюцию, возможно, связанную со сложным обществом и сотрудничеством». [ 69 ]
Самосознание и отбраковка
[ редактировать ]Были серьезные дебаты по вопросу об уничтожении в Южной Африке африканских слонов в Национальном парке Крюгера как средстве контроля над популяцией. Некоторые ученые и экологи утверждают, что их выбраковка «ненужна и бесчеловечна». [ 70 ] поскольку «слоны во многом напоминают людей, не в последнюю очередь наличием массивного мозга, социальных связей, которые кажутся чуткими, длительной беременности, высокого интеллекта, потомства, требующего длительного периода иждивенческого ухода, и долгой продолжительности жизни». [ 71 ] : 20824 Южноафриканская группа по защите прав животных задала вопрос в заявлении, предваряющем это объявление: «Насколько похожими на нас должны быть слоны, прежде чем их убийство станет убийством?» [ 72 ]
Другие утверждают, что выбраковка необходима, когда биоразнообразие находится под угрозой. [ 73 ] Однако аргумент о защите биоразнообразия подвергается сомнению со стороны некоторых защитников прав животных, которые утверждают, что животное, которое больше всего угрожает и наносит ущерб биоразнообразию, — это человечество, поэтому, если мы не готовы уничтожать свой собственный вид, мы не можем морально оправдать уничтожение другого вида. [ 74 ] [ 75 ]
Аргументы против разведки
[ редактировать ]В этом разделе суммируются эксперименты, которые невозможно совместить с мнением о том, что слоны очень умны. Эти эксперименты, в свою очередь, основаны на новаторских работах с собаками и кошками.
Задачи дискриминации
[ редактировать ]Эдвард Торндайк утверждал, что его кошки и собаки вырвались из коробок с головоломками посредством бессмысленного процесса проб и ошибок. [ 76 ] Поскольку понимание такой простой вещи, как подергивание петли, чтобы открыть дверь, должно происходить быстро или не происходить вообще, в какой-то момент во время повторного введения животных в коробку оно должно было вызвать внезапное сокращение времени побега. Фактический постепенный наклон временной кривой, который он действительно наблюдал, навел его на мысль, что его испытуемые не смогли понять причинно-следственные связи между своими действиями и побегом.
В 1957 году исследователи сообщили, что молодому азиатскому слону потребовалось 330 попыток в течение нескольких дней, чтобы последовательно выбрать усиленную реакцию в своем первом задании на распознавание. [ 77 ] В эксперименте, в котором использовалась другая сенсорная модальность, восьмилетнему ребенку потребовалось 7,5 месяцев, чтобы различить 12 тонов. [ 78 ]
Аналогичным образом, в экспериментах по распознаванию азиатских слонов в лесозаготовительных лагерях Мьянмы только 13 бирманских слонов справились с задачами по визуальному различению черного/белого или большого/маленького, тогда как 7 слонов не смогли справиться с этой задачей. [ 79 ]
Подобно кошкам и собакам Торндайка, 13 слонов, которым удалось справиться с задачей распознавания черного/белого или большого/маленького, делали это постепенно, в течение нескольких занятий. Наклон временной кривой еще раз показал, что слоны не смогли понять причинно-следственные связи между снятием крышки и извлечением пищи.
Предварительная подготовка, которая предшествовала этим экспериментам по распознаванию в Мьянме, включала в себя умение снимать крышку с ведра или передвигать коробку, чтобы обнаружить яму в земле. В среднем 20 слонам потребовалось 3,4 занятия, чтобы освоить предтренировочную задачу. [ 79 ]
Возможное отсутствие причинно-следственных рассуждений
[ редактировать ]Собаки и кошки Торндайка научились выбираться из коробки, например, потянув за петлю, прикрепленную к веревке, которая открывала коробку. [ 76 ] При последующих введениях в открытый ящик, когда дергание за веревку уже не имело смысла, животное продолжало тянуть за веревку, прежде чем выбраться из коробки. Торндайк пришел к выводу, что животное решило задачу механически, не понимая причинно-следственной связи между дерганием за веревку и побегом.
Концептуально аналогичный эксперимент включал в себя предварительное обучение четырех азиатских слонов, занимающихся лесозаготовкой, добывать еду из ведра без крышки, вставляя в ведро свой хобот. [ 80 ] Далее на дно ведра клали лакомство и при этом ведро закрывали крышкой. Затем слонов научили получать угощение, снимая крышку. После установления такой поведенческой последовательности в ведро клали лакомство и одновременно ставили крышку на землю рядом с ведром так, чтобы она больше не препятствовала доступу к пище.
Как и в случае с Торндайком, если слоны понимают суть задачи, им следует игнорировать крышку на земле и напрямую получать награду, как они делали на предтренировочных сессиях до того, как крышка была введена. Но если они не смогут понять причинно-следственную связь между снятием крышки и извлечением еды, они могут продолжать снимать крышку, прежде чем доставать еду. Наблюдения подтвердили гипотезу механического обучения Торндайка. [ 80 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эркулано-Хузель, Сюзана; Авелино-де-Соуза, Камилла; Невес, Клебер; ПОРФИРИО, Хайро; Месседер, Дебора; Маттос Фейхо, Лариса; Мальдонадо, Хосе; Мангер, Пол Р. (2014). «Мозг слона в цифрах» . Границы нейроанатомии . 8 : 46. дои : 10.3389/fnana.2014.00046 . ПМК 4053853 . ПМИД 24971054 . S2CID 17022779 .
- ^ Рот, Герхард; Максим И. Стаменов; Витторио Галлезе. «Уникален ли человеческий мозг?». Зеркальные нейроны и эволюция мозга и языка . Издательство Джона Бенджамина. стр. 63–76.
- ^ Перейти обратно: а б с Плотник, Ю.М.; Лэр, Р.; Суфачоксахакун, В.; де Ваал, ФБМ (2011). «Слоны знают, когда им нужен хобот для совместной работы» . ПНАС . 108 (12): 5116–5121. дои : 10.1073/pnas.1101765108 . ПМЦ 3064331 . ПМИД 21383191 .
- ^ BBC: Слоны умеют сотрудничать http://news.bbc.co.uk/earth/hi/earth_news/newsid_9417000/9417308.stm. Архивировано 10 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Парселл, Д.Л. (21 февраля 2003 г.). «В Африке расшифровка «языка» слонов» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 г. Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ Циммер, Карл (10 октября 2013 г.). «Слоны понимают, куда указывать, показывают исследования» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 октября 2013 года . Проверено 10 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дженнифер Вьегас (2011). «Слоны умны, как шимпанзе, дельфины» . Азбука науки . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 8 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дженнифер Вьегас (2011). «Слоны перехитрили людей во время теста интеллекта» . Новости Дискавери . Архивировано из оригинала 12 апреля 2011 года . Проверено 19 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Что делает дельфинов такими умными?» . Полное руководство: дельфины . 1999. Архивировано из оригинала 15 февраля 2012 г. Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ «Разум, память и чувства» . Друзья Слона . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 20 декабря 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харт, БЛ; Л.А. Харт; М. Маккой; Ч.Р. Сарат (ноябрь 2001 г.). «Когнитивное поведение азиатских слонов: использование и модификация ветвей для переключения мух». Поведение животных . 62 (5). Академическая пресса: 839–847. дои : 10.1006/anbe.2001.1815 . S2CID 53184282 .
- ^ Скотт, Дэвид (19 октября 2007 г.). «Слоны действительно не забывают» . Ежедневный экспресс . Архивировано из оригинала 12 марта 2008 г. Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ Том, Патрик (2002). «Дебаты по поводу выбраковки слонов: оправдана ли когда-нибудь убой слонов с моральной точки зрения?» (PDF) . Замбезия . XXIX (я). Университет Зимбабве: 76–81 [79]. Архивировано (PDF) из оригинала 16 июня 2011 г. Проверено 29 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б О'Коннелл, Кейтлин (2007). Тайное чутье слона: скрытая жизнь диких стад Африки . Нью-Йорк : Саймон и Шустер. стр. 174, 184 . ISBN 978-0-7432-8441-7 .
- ^ «Мозг слона, Часть I: Общая морфология, функции, сравнительная анатомия и эволюция» (PDF) . Джехескель Шошани, Уильям Дж. Купски б, Гэри Х. Марчант. Архивировано из оригинала (PDF) 9 мая 2008 г. Проверено 9 ноября 2007 г.
- ^ «Механизмы принятия экономических и социальных решений» . Оллман Лаборатории. Архивировано из оригинала 26 апреля 2015 г. Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Хаким, AY; Хоф, PR; Шервуд, CC; Switzer Rc, 3-е место; Расмуссен, Л.Э.; Оллман, Дж. М. (2005). «Мозг африканского слона (Loxodonta africana): нейроанатомия по магнитно-резонансным изображениям» (PDF) . Анатомические записи, часть A: открытия в молекулярной, клеточной и эволюционной биологии . 287 (1): 1117–1127. дои : 10.1002/ar.a.20255 . ПМИД 16216009 . Проверено 23 января 2008 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бекофф, Марк (20 апреля 2007 г.). «Плачат ли слоны?» . Журнал . Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 года . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ Зиберт, Чарльз (6 октября 2006 г.). "Слон раскололся?" . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 апреля 2018 года . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шошани, Иескель; Купски, Уильям Дж.; Марчант, Гэри Х. (30 июня 2006 г.). «Мозг слона, часть I: общая морфология, функции, сравнительная анатомия и эволюция». Бюллетень исследований мозга . 70 (2): 124–157. дои : 10.1016/j.brainresbull.2006.03.016 . ПМИД 16782503 . S2CID 14339772 .
- ^ Марино, Лори (2004). «Эволюция мозга китообразных: умножение порождает сложность» (PDF) . Международное общество сравнительной психологии (17). Международное общество сравнительной психологии: 1–16. Архивировано из оригинала (PDF) 20 ноября 2012 г. Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ «Размышления о размере мозга» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Пул, Джойс (1996). Взросление со слонами . Чикаго, Иллинойс: Трафальгарская площадь. стр. 131–133, 143–144, 155–157. ISBN 0-340-59179-Х .
- ^ «Поведение дельфинов» . Окно с дельфинами и китами. Архивировано из оригинала 17 марта 2015 г. Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ «Мозг слона» (PDF) . Эльзевир. Архивировано из оригинала (PDF) 9 мая 2008 г. Проверено 31 октября 2007 г.
- ^ Хаким, Атия Ю.; Чет. К. Шервуд; Кристофер Дж. Бонар; Камилла Бутти; Патрик Р. Хоф; Джон М. Оллман (декабрь 2009 г.). «Нейроны фон Экономо в мозге слона» . Анатомическая запись . 292 (2): 242–248. дои : 10.1002/ar.20829 . ПМИД 19089889 . S2CID 12131241 .
- ^ Коглан, А. (27 ноября 2006 г.). «Киты могут похвастаться клетками мозга, которые «делают нас людьми» » . Новый учёный . Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ Хоф, PR; Ван дер Гухт, Э. (январь 2007 г.). «Строение коры головного мозга горбатого кита, Megaptera novaeangliae (Cetacea, Mysticeti, Balaenopteridae)» . Анат Рек . 290 (1): 1–31. дои : 10.1002/ar.20407 . ПМИД 17441195 . S2CID 15460266 .
- ^ Бутти, К; Шервуд, CC; Хаким, AY; Оллман, Дж. М.; Хоф, PR (2009). «Общее количество и объем нейронов фон Экономо в коре головного мозга китообразных». Журнал сравнительной неврологии . 515 (2): 243–59. дои : 10.1002/cne.22055 . ПМИД 19412956 . S2CID 6876656 .
- ^ Перейти обратно: а б Мосс, Синтия (2001). Воспоминания слонов: тринадцать лет из жизни слоновьей семьи . Чикаго, Иллинойс : Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-54237-8 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 г. Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ Топселл, Эдвард (1607). История четвероногих зверей . Рутледж. ISBN 0-415-42695-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Холдредж, Крейг (весна 2001 г.). «Слоновий интеллект» . В контексте (5). Институт природы. Архивировано из оригинала 8 октября 2007 г. Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Линден, Юджин (2002). Осьминог и орангутан: еще больше историй о животных интригах, интеллекте и изобретательности . Нью-Йорк : Плюм. стр. 16–17, 104–105, 191. ISBN. 0-452-28411-2 . OCLC 49627740 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 г. Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пейдж, Джордж (1999). Поющая горилла: понимание интеллекта животных . Лондон: Заголовок книжного издательства. стр. 175–177. ISBN 0-7472-7569-6 .
- ^ Ренду, Уильям; Боваль, Седрик; Кревкер, Изабель; Бэйл, Присцилла; Бальзо, Антуан; Висмут, Тьерри; Бургиньон, Лоуренс; Дельфур, Жеральдин; Февр, Жан-Филипп; Лакрамп-Кюяубер, Франсуа; Тавормина, Карлотта; Тодиско, Доминик; Тюрк, Ален; Морей, Брюно (7 января 2014 г.), «Доказательства преднамеренного захоронения неандертальцев в Ла-Шапель-о-Сент», Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки , 111 (1): 81–86, Bibcode : 2014ПНАС..111...81Р , doi : 10.1073/pnas.1316780110 , JSTOR 23770501 , PMC 3890882 , ПМИД 24344286
- ^ Gladilin, V. N. (1979). "O kulturno-khronologicheskoi prinadlezhnosti neandertalskikh pogrebenii v grote Kiik-Koba [On the cultural and chronological attribution of Neandertal burials in Kiik-Koba cave]". In Kolosov, Yu. G. (Ed.), Issledovaniye Paleolita V Krymu (Paleolithic Research in the Crimea) . Naukova Dumka, Kiev: 67–76.
- ^ Okladnikov, A. P. (1949). "Issledovaniya mustyerskoi stoyanki i pogrebeniya neandertaltsa v grote Teshik-Tash, Yuzhnyi Uzbekistan (Srednaya Aziya) [Studies of the Mousterian site and Neandertal burial in Teshik-Tash cave, Southern Uzbekistan (Central Asia)]". Gremyatskii, M. A., and Nestrukh, M. F. (Eds.), Teshik-Tash: Paleoliticheskii Chelovek . MGU, Moscow: 7–85.
- ^ Okladnikov, A. P. (1952). "O znachenii zakhoronenii neandertaltsev dlya istorii pervobytnoi kultury (On the significance of Neandertal burials for the history of primitive culture)". Sovetskaya Etnografiya . 3 : 159–180.
- ^ Стюарт, Т.Д. (29 апреля 1977 г.). «Останки скелета неандертальца из пещеры Шанидар, Ирак: краткое изложение находок на сегодняшний день». Труды Американского философского общества . 121 (2). Американское философское общество: 121–165. JSTOR 986524 .
- ^ Гаргетт, Р.Х. (1999). «Погребения среднего палеолита - не мертвая проблема: вид из Кафзе, Святой Кесарии, Кебары, Амуда и Дедерие». Журнал эволюции человека . 37 (1): 27–90. Бибкод : 1999JHumE..37...27G . дои : 10.1006/jhev.1999.0301 . ПМИД 10375476 .
- ^ Гаргетт, Р.Х. (1989). «Серьезные недостатки: доказательства захоронения неандертальцев». Современная антропология . 30 (2): 157–190. дои : 10.1086/203725 . S2CID 146781901 .
- ^ Перейти обратно: а б Мередит, Мартин (2004). Судьба слона: биография исчезающего вида в Африке . Канада: PublicAffairs. стр. 184–186. ISBN 1-58648-233-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «Слоны учатся путем копирования» . Новости Би-би-си . 2005-03-23. Архивировано из оригинала 20 августа 2006 г. Проверено 31 октября 2007 г.
- ^ «Слон имитирует звуки грузовика» . Живая наука. Июль 2005 г. Архивировано из оригинала 30 августа 2008 г. Проверено 31 октября 2007 г.
- ^ Стогер, Анджела; Д. Митчен; С. Ой; С. де Силва; К. Хербст; С. Квон; WT Fitch (2012). «Азиатский слон имитирует человеческую речь» . Современная биология . 22 (22): 2144–2148. Бибкод : 2012CBio...22.2144S . дои : 10.1016/j.cub.2012.09.022 . ПМЦ 3548412 . ПМИД 23122846 .
- ^ «Говорящий слон Косик привлекает исследователей и туристов в Южную Корею» (видео) . Хаффингтон Пост . 11 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 19 сентября 2015 г. Проверено 28 апреля 2012 г.
- ^ Шварц, Марк (1 июня 2005 г.). «В поисках потрясающих ключей к общению слонов» . Стэнфордский университет . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г. Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Солтис, Джозеф; Леонг, Кирстен; Сэвидж, Энн (1 сентября 2005 г.). «Вокальное общение африканского слона I: антифонное призывное поведение среди родственных самок» . Поведение животных . 70 (3): 579–587. дои : 10.1016/j.anbehav.2004.11.015 . ISSN 0003-3472 . S2CID 53204034 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 г. Проверено 02 марта 2021 г.
- ^ «Размер мозга слона» . Все эксперты. Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 г. Проверено 31 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флорес, Грасиела (1 июня 2007 г.). «Когда я увижу слона… раскрасить?» . Ученый. Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 года . Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ Мэйелл, Хиллари. «Рисующие слоны получают онлайн-галерею» . Национальные географические новости . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 26 декабря 2014 года . Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэйелл, Хиллари. «Рисующие слоны получают онлайн-галерею» . Национальные географические новости . Национальное географическое общество. п. 2. Архивировано из оригинала 1 января 2015 года . Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ «Русские художники, известные тем, что учили слонов рисовать» . newsarchive.berkeley.edu .
- ^ Перейти обратно: а б «Слух о живописи слона» . snopes.com. 30 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 г. Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ «Картина слона» . youtube.com. Архивировано из оригинала 3 апреля 2008 г. Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ Шильяно, Эрик (16 декабря 2000 г.). «Аналитический центр; группа, которая может предложить гораздо больше, чем просто талантливые трубачи» . Нью-Йорк Таймс . Искусство. Архивировано из оригинала 13 июля 2017 года . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Слоновий оркестр: стенограмма» . ПРИ: Жизнь на Земле . Дата выхода в эфир: неделя со 2 марта 2001 г.: World Media Foundation. Архивировано из оригинала 27 июня 2015 года . Проверено 28 марта 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Шанти (слон) (01 мая 2012 г.). Шанти, музыкальный слон из Национального зоопарка, играет на губной гармошке! . Национальный зоопарк Смитсоновского института, Вашингтон, округ Колумбия: YouTube. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.
- ^ «Слоны знают, когда им нужен хобот-помощник» . Новый учёный . Архивировано из оригинала 8 марта 2011 г. Проверено 8 марта 2011 г.
- ^ Дуброфф, М. Ди (25 августа 2010 г.). «Слоны умнее людей, когда дело доходит до ментальной арифметики?» . Цифровой журнал . Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 г. Проверено 29 августа 2010 г.
- ^ Чедвик, Д.Х. (1992). Судьба Слона . Сан-Франциско: Сьерра-клуб. [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Слоны отправляются в путь за надежными ресурсами: в национальном парке исследователи изучают движение и растительность африканских слонов с помощью спутников» . ScienceDaily . Архивировано из оригинала 14 сентября 2019 г. Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ Боуэлл, Роб; Уоррен, А.; Редмонд, И. (1 января 1996 г.). «Образование пещерных солей и их использование слонами в районе горы Элгон, Кения» . Геологическое общество, Лондон, специальные публикации . 113 (1): 63–79. Бибкод : 1996ГСЛСП.113...63Б . дои : 10.1144/ГСЛ.СП.1996.113.01.06 . S2CID 128410168 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 г. Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ Патовари, Кошик. «Слоны, добывающие соль с горы Элгон» . Забавная планета . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 г. Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ Торп, штат Вашингтон (1956). Обучение и инстинкты у животных . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 333. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Генрих, Бернд и Томас Буньяр (2005). «Тестирование решения задач на воронах: дергание за веревку, чтобы достать еду». Этология . 111 (10): 962–976. Бибкод : 2005Ethol.111..962H . дои : 10.1111/j.1439-0310.2005.01133.x .
- ^ Ниссани, М. (2008). «Познание слонов: обзор недавних экспериментов» . Гаджа . 28 : 44–52. Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 г. Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Ниссани, Моти (2008). «Внутренняя жизнь слонов, часть 7: Лесозаготовка / Прозрение?» . ютуб . Архивировано из оригинала 20 мая 2020 г. Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ «Способность гигантского зеркала слонов» . Новости Би-би-си . 31 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2007 г. Проверено 31 октября 2007 г.
- ^ Вино, Майкл (01 марта 2007 г.). «Осторожный призыв к выбраковке слонов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 23 июня 2020 г. Проверено 29 августа 2010 г.
- ^ Гудман, М.; Стернер, К.; Ислам, М.; Уддин, М.; Шервуд, К.; Хоф, П.; Хоу, З.; Липович Л.; Цзя, Х. (19 ноября 2009 г.). «Филогеномный анализ выявляет конвергентные закономерности адаптивной эволюции у слонов и людей» . Труды Национальной академии наук . 106 (49): 20824–20829. Бибкод : 2009PNAS..10620824G . дои : 10.1073/pnas.0911239106 . ПМК 2791620 . ПМИД 19926857 .
- ^ «Южная Африка разрешит убой слонов» . Новости Би-би-си . 25 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2009 г. Проверено 29 августа 2010 г.
- ^ «Выбраковка слонов в Южной Африке раскалывает группы диких животных» . Ассошиэйтед Пресс. 28 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала 14 января 2014 г. Проверено 29 августа 2010 г.
- ^ Браун, Лес. 1988. Жестокое обращение с животными: моральный долг . [ ISBN отсутствует ]
- ^ Кларк, Пол AB и Эндрю Линзи (ред.). 1990. Политическая теория и права животных . Винчестер, Массачусетс: Pluto Press. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Перейти обратно: а б Торндайк, EL (1911). Животный интеллект . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 73. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Ренш, Б. (1957). «Интеллект слонов». Научный американец . 196 (2): 44–49. Бибкод : 1957SciAm.196b..44R . doi : 10.1038/scientificamerican0257-44 .
- ^ Райнерт, цитируется Алевогтом (1990). Хоботки. В: Энциклопедия млекопитающих Гржимека, том. 4 . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 474. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Перейти обратно: а б Ниссани М., Хёфлер-Ниссани Д., Лэй, Юта и Хтун, Вашингтон (2005). «Одновременная визуальная дискриминация у азиатских слонов» . Журнал экспериментального анализа поведения . 83 (1): 15–29. дои : 10.1901/jeab.2005.34-04 . ПМЦ 1193698 . ПМИД 15762378 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Ниссани, М. (2006). «Применяют ли азиатские слоны причинно-следственные связи к задачам использования инструментов?». Журнал экспериментальной психологии: процессы поведения животных . 31 (1): 91–96. дои : 10.1037/0097-7403.32.1.91 . ПМИД 16435969 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Правда о умственных способностях слонов , BBC News
- Познание слона с точки зрения приматов Ричард В. Бирн и Люси А. Бейтс
- Проявляют ли слоны сочувствие? по версии журнала исследований сознания
- Африканские слоны ожидают местонахождения членов семьи, находящихся вне поля зрения, по данным Фонда помощи слонам Амбосели