Современный клавесин
В период с конца 18 по начало 20 века клавесин в значительной степени устарел, и на нем редко играли. [ 1 ] Инструмент был успешно возрожден в 20 веке, сначала в антиисторической форме, на которую сильно повлияло фортепиано, а затем с использованием исторически более верных инструментов. Возрождение стало совместной работой исполнителей, строителей и композиторов, написавших новые произведения для клавесина. Однако клавесин никогда полностью не исчезал из поля зрения публики, поскольку в середине 19 века он использовался для бассо континуо, потому что, несмотря на его небольшую громкость, он обладал значительной силой, чтобы «прорезать» оркестр. Самые ранние попытки возрождения начались в середине 19 века из-за того, что он использовался все реже и существовали опасения, что инструмент может стать забытым пережитком прошлого.
Инструменты
[ редактировать ]
На более ранних этапах клавесины 20-го века находились под сильным влиянием технологии современного фортепиано и обычно имели металлический каркас (который полностью отсутствовал в исторических инструментах). Считалось, что такая конструкция повысит стабильность настройки. Поскольку тяжелый каркас имеет тенденцию заглушать звук клавесина, инструменты были усилены другими средствами, в частности добавлением 16-футовой стопы (дополнительный набор струн, которые играли на октаву ниже нормальной высоты звука); такие остановки были несколько необычны в исторический период, но получили широкое распространение в первой половине 20 века. Примером был клавесин, выпущенный Pleyel et Cie по заказу Ландовской. [ 2 ]
Начиная с середины 20-го века были представлены инструменты, конструкция которых соответствовала историческим принципам, с более тонкими корпусами, историческим расположением (расположением хоров струн) и без металлического каркаса. Среди лидеров этого сдвига были Фрэнк Хаббард , Уильям Дауд и Мартин Скоуронек . Со временем такие инструменты стали доминировать на сцене, а старые инструменты с тяжелым корпусом сегодня почти не производятся. Однако они сохраняют историческую ценность, поскольку были инструментами, которые композиторы начала и середины 20-го века имели в виду, когда писали свои произведения. [ нужна ссылка ] Таким образом, фирма Neupert до сих пор предлагает на продажу свою модель «Баха» середины века, открыто защищая ее на основании ее пригодности для музыки 20-го века. [ 3 ]
Переход построения клавесинов к принципам историзма подробно описан Хаббардом (1965), Цукерманном (1969) и Коттиком (2003), цитируемыми ниже.
Исполнители
[ редактировать ]

Среди исполнителей, которые способствовали возрождению клавесина, были следующие (перечислены по дате рождения):
- Альфред Джеймс Хипкинс (1826–1903)
- Арнольд Долмеч (1858–1940)
- Вайолет Гордон-Вудхаус (1872–1948)
- Ванда Ландовска (1879–1959)
- Эта Харих-Шнайдер (1894–1986)
- Йелла Пессл (1907–1991)
- Фрэнк Пеллег (1910–1968)
- Нэнси Салас (1910–1990)
- Ральф Киркпатрик (1911–1984)
- Изольда Альгримм (1914–1995)
- Джордж Малкольм (1917–1997)
- Терстон Дарт (1921–1971)
- Фернандо Валенти (1926–1990)
- Зузана Ружичкова (1927–2017)
- Густав Леонхардт (1928–2012)
- Игорь Кипнис (1930–2002)
- Янош Себастьен (1931–2012)
- Мартин Галлинг (р. 1935)
- Энтони Ньюман (р. 1941)
- Боб ван Асперен (р. 1947)
- Дэвид Морони (ум. 1950)
- Скотт Росс (1951–1989)
- Йенс Йоханссон (р. 1963)
Ландовска, а также Элизабет Хойнацка (1939–2017) приобрели особую репутацию благодаря исполнению новой музыки для клавесина. [ 4 ] [ 5 ]
Музыка, написанная для современного клавесина.
[ редактировать ]Классическая музыка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2020 г. ) |
В 20 веке композиторы-классики вернулись к клавесину в поисках вариаций доступных им звуков. Под влиянием Арнольда Долмеча клавесинистки (1872–1951) и во Вайолет Гордон-Вудхаус Франции Ванда Ландовска (1879–1959) оказались в авангарде возрождения инструмента. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Концерты для клавесина написали Франсис Пуленк ( Concert champêtre , 1927–28), Мануэль де Фалья , Уолтер Ли , Бертольд Гуммель , [ 8 ] Хенрик Миколай Гурецкий , Майкл Найман , Филип Гласс и Виктор Калабис . Богуслав Мартину написал и концерт , и сонату для этого инструмента, а Эллиота Картера написан Двойной концерт для клавесина, фортепиано и двух камерных оркестров . Швейцарский Маленькая композитор Франк Мартин также написал концерт для клавесина для камерного ансамбля (1951), и этот инструмент фигурировал в одном из его самых известных произведений « концертная симфония» (1946).
Дьёрдь Лигети написал небольшое количество сольных произведений для этого инструмента (включая Continuum ), а » Анри Дютийе ( «Les Citations 1991) написана для клавесина, гобоя, контрабаса и ударных инструментов. Соната Эллиота Картера для флейты, гобоя, виолончели и клавесина (1952) и его Двойной концерт для фортепиано, клавесина и двух камерных оркестров (1961) исследуют тембровые возможности современного клавесина.
Яннис Ксенакис также является одним из композиторов, писавших для клавесина, с такими произведениями, как A l'lle de Gorée для усиленного клавесина и камерного оркестра, Komboi и Oophaa для клавесина (снова усиленного) и ударных, а также два сольных произведения Khoai и Naama. .
Йозеф Таль написал «Концерт для клавесина и электронной музыки» (1964), «Три композиции для блокфлейты и клавесина» (1966) и «Камерную музыку » (1982) для блокфлейты, маримбы и клавесина. И Дмитрий Шостакович ( «Гамлет» , 1964), и Альфред Шнитке ( Симфония № 8 , 1994) написали произведения, в которых клавесин используется как часть оркестровой текстуры. Джон Кейдж и Леджарен Хиллер написали HPSCHD (1969) для 1–7 клавесинов и 1–51 кассет, созданных компьютером. Джон Зорн также использовал клавесин в таких произведениях, как «Ритуалы» (1998), «Сказки о феях» (1999) и «Машина жизни» (2000).
В предисловии к своему фортепианному сборнику «Микрокосмос » Бела Барток предлагает около десяти пьес, подходящих для клавесина.
Американский композитор Винсент Персикетти написал ряд сонат для клавесина.
Бенджамин Бриттен включил партии клавесина в свою оперу «Сон в летнюю ночь» и свою кантату «Федра» .
Клавесинист Хендрик Буман сочинил пьесы в стиле 17 и 18 веков, в том числе произведения для клавесина соло, концерты для клавесина и другие произведения, требующие континуо клавесина. Другие современные композиторы, пишущие новую музыку для клавесина в старинных стилях, включают Гранта Колберна и Фернандо Де Лука . Известные исполнители включают Оскара Милани и Марио Раскина .
Среди произведений для клавесина XXI века — « Два кубистических изобретения североирландского композитора Алана Миллса» (2000/2013), [ 9 ] словацкого композитора Петера Махайдика для клавесина и струнных; «Дежавю» [ 10 ] французского композитора Кароля Беффы » и « Сюита (2008), Sarabande et Doubles (2015) и Destroy (2007) для клавесина и струнного квартета. Украинско-американский композитор Леонид Грабовский написал 12 двухголосных инвенций (2016). Американский композитор азиатского происхождения Асако Хирабаяши пишет музыку для клавесина, скрипки и фортепиано, сочетающую в себе современные и классические мелодии. Ее компакт-диск «Клавесин в новом тысячелетии» отражает ее эстетику сочетания традиционных форм и жанров с новыми тембрами. Хирабаяши был награжден золотой медалью Global Music Awards 2018. [ 11 ] Белорусско-американский композитор Нина Синякова. [ 12 ] написал «Gelidi Riflessi» («Замороженные размышления», 2018), цикл для скрипки и клавесина в трех частях, вдохновленный черно-белыми фотографиями зимней Венеции.
Народная музыка
[ редактировать ]Шон О Риада использовал клавесин как для саундтреков к музыке из фильмов, так и для интерпретаций ирландского арфа Терлоу О'Кэролана во время работы Риады с группой Ceoltóirí Chualann (позже ставшей The Chieftains ). Риада использовал для последнего клавесин с обоснованием того, что клавесин лучше всего воспроизводит звучание металлических струн ранней ирландской арфы . [ 13 ] [ 14 ]
Популярная музыка
[ редактировать ]Возрождение клавесина вылилось и в популярную музыку . Его первое появление в джазовой музыке произошло примерно в 1940 году, когда пианиста Джонни Гварниери попросили сыграть на клавесине в Арти Шоу « квинтете Gramercy Five ». [ 15 ] В период с 1940 по 1945 год группа записала восемь альбомов, которые были переизданы в 1990 году ( The Complete Gramercy Sessions ).
В 1960-х и 1970-х годах клавесин использовался такими группами, как The Beatles , The Beach Boys , The Rolling Stones , The Doors , Jimi Hendrix Experience , The Kinks , The Monkees , The Partridge Family , The Mamas & the Papas и Simon. И Гарфанкель . С тех пор большое количество других артистов использовали клавесин в своей работе, например , Бьорк , Джоанна Ньюсом , Жакко Гарднер , Джерри Ли Льюис , Элтон Джон , Vampire Weekend и Йенс Йоханссон из Stratovarius .
На альбоме 1977 года «Rumours » Мик Флитвуд сыграл на электрическом клавесине песню « Gold Dust Woman ». The Stranglers » «Golden Brown , выпущенный в 1982 году, второй сингл с альбома La folie , известен своей характерной клавесинной инструментовкой.
Клавесин также появлялся в кино и на телевидении. Например, он появился в телешоу «Семейка Аддамс» , которого сыграл Ларч . Он появлялся в 1960-х годов «Мисс Марпл» фильмах с участием Маргарет Резерфорд и культовых шоу «Узник и опасный человек» .
В мюзикле «Гамильтон» 2015 года в песне « You’ll Be Back » заметное место занимает клавесин. [ 16 ] [ 17 ]
В саундтреках к играм 2017 года Hollow Knight и Pyre используется клавесин. [ 18 ]
Boys for Pele , третий альбом американской певицы и автора песен Тори Амос , примечателен тем, что клавесин используется в качестве основного инструмента в нескольких песнях, включая заглавный сингл « Caught a Lite Sneeze ».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «История клавесина» . Архивировано из оригинала 28 июня 2009 г. Проверено 13 апреля 2009 г.
- ^ Ричард, Дж.А. (1979). «Плейель-клавесин» (PDF) . Британское общество клавесинов. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2008 г. Проверено 13 апреля 2009 г.
- ^ «Клавесин (двойной мануал): НЕЙПЕРТ-клавесин Баха» . Джей Си Нойперт .
- ^ Предота, Георг (04 июля 2022 г.). «В этот день 5 июля: родилась Ванда Ландовска» . Интерлюдия . Архивировано из оригинала 25 сентября 2023 г. Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Линдорф, Джойс Занкель (1982). Современная клавесинная музыка: Проблемы для композиторов и исполнителей (Диссертация). ПроКвест 748197086 . [ нужна страница ]
- ^ Шотт, Ховард (1974). «Возрождение клавесина» . Ранняя музыка . 2 (2): 85–95. ISSN 0306-1078 .
- ^ Рассел, Раймонд (1955). «Клавесин с 1800 года» . Труды Королевской музыкальной ассоциации . 82 : 61–74. ISSN 0080-4452 .
- ^ Список работ Бертольда Хаммеля : Op. 15 — его «Дивертисмент каприччиозо» для клавесина и камерного оркестра.
- ^ Два кубистских изобретения (без даты). Доступно по адресу: http://www.musichaven.co.uk/Two-Cubist-Inventions.html (по состоянию на 13 октября 2015 г.). Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Филипу Глассу было поручено написать Концерт для клавесина с духовым секстетом и струнными, премьера которого состоялась Джиллоном Стопплсом Дюпре с Северо-западным камерным оркестром в сентябре 2002 года. Дюпре повторил Концерт с некоторыми из тех же составов в мае 2023 года. https://www.machajdik.com/dejavu.html «Дежа вю» для клавесина и струнных
- ^ «Победители-сентябрь-2018» . www.globalmusicawards.com .
- ^ «Нина Синякова» . nycomposerscircle.org .
- ^ Дэвид Купер; Кевин Доу (1 января 2005 г.). Средиземноморье в музыке: критические перспективы, общие проблемы, культурные различия . Пугало Пресс. стр. 220–. ISBN 978-0-8108-5407-9 .
- ^ Тимоти Мейсон Лав (2009). Музыка из фильма Шона О Риады стр. 100-1 66–. ISBN 978-1-109-20305-9 .
- ^ Бериндей, Михай (1976). Джазовый словарь , Научно-энциклопедическое издательство, Бухарест, с. 115
- ^ «Вот все ссылки на классическую музыку в Гамильтоне» . Классический ФМ . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ «Почему в Гамильтоне есть песня Битлз ?!» . сайты.gatech.edu . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ «Музыка из видеоигр, вдохновленная эпохой барокко» . АВС Классик . 20 октября 2019 г. Проверено 4 августа 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Хаббард, Фрэнк (1965), Три столетия изготовления клавесинов , Кембридж (Массачусетс): Издательство Гарвардского университета.
- Коттик, Эдвард (2003) История клавесина . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. В последних главах подробно освещается современный период строительства клавесинов, включая переход от строительства под влиянием фортепиано к строительству под влиянием истории.
- Цукерманн, Вольфганг (1969) Современный клавесин . Нью-Йорк: Октябрьский дом. Подробный обзор строительства клавесинов по всему миру в конце 1960-х годов, охватывающий период борьбы между строителями, испытавшими влияние фортепиано, и строителями, находящимися под историческим влиянием.
- Кэмпбелл Зуелике, Кристина, Непостоянство устаревания: проблемы практики исполнения в произведениях, написанных для клавесина возрождения , докторская дисс. Степень бакалавра музыкальных искусств, Веллингтонский университет Виктории, 2017 г.