Jump to content

Современный клавесин

Клавесинистка Ванда Ландовска была ключевой фигурой в возрождении клавесина в 20 веке. Ее любимым инструментом был (на тот момент) современный дизайн Pleyel «Grand Modele de Concert».

В период с конца 18 по начало 20 века клавесин в значительной степени устарел, и на нем редко играли. [ 1 ] Инструмент был успешно возрожден в 20 веке, сначала в антиисторической форме, на которую сильно повлияло фортепиано, а затем с использованием исторически более верных инструментов. Возрождение стало совместной работой исполнителей, строителей и композиторов, написавших новые произведения для клавесина. Однако клавесин никогда полностью не исчезал из поля зрения публики, поскольку в середине 19 века он использовался для бассо континуо, потому что, несмотря на его небольшую громкость, он обладал значительной силой, чтобы «прорезать» оркестр. Самые ранние попытки возрождения начались в середине 19 века из-за того, что он использовался все реже и существовали опасения, что инструмент может стать забытым пережитком прошлого.

Инструменты

[ редактировать ]
Клавесин середины века с тяжелым каркасом от фирмы Sperrake. Такие инструменты подверглись резкой критике в 1960-х годах со стороны Цукермана , который охарактеризовал их звук как слабый, а внешний вид — как корявый, что является предательством традиции красоты, наблюдаемой в исторических инструментах.
Клавесины, на которых играют сегодня, как правило, внимательно следуют практикам строительства, сложившимся в исторический период. Этот современный инструмент был построен Жан-Полем Руо на основе исторического инструмента, созданного в 1707 году Николя Дюмоном.

На более ранних этапах клавесины 20-го века находились под сильным влиянием технологии современного фортепиано и обычно имели металлический каркас (который полностью отсутствовал в исторических инструментах). Считалось, что такая конструкция повысит стабильность настройки. Поскольку тяжелый каркас имеет тенденцию заглушать звук клавесина, инструменты были усилены другими средствами, в частности добавлением 16-футовой стопы (дополнительный набор струн, которые играли на октаву ниже нормальной высоты звука); такие остановки были несколько необычны в исторический период, но получили широкое распространение в первой половине 20 века. Примером был клавесин, выпущенный Pleyel et Cie по заказу Ландовской. [ 2 ]

Начиная с середины 20-го века были представлены инструменты, конструкция которых соответствовала историческим принципам, с более тонкими корпусами, историческим расположением (расположением хоров струн) и без металлического каркаса. Среди лидеров этого сдвига были Фрэнк Хаббард , Уильям Дауд и Мартин Скоуронек . Со временем такие инструменты стали доминировать на сцене, а старые инструменты с тяжелым корпусом сегодня почти не производятся. Однако они сохраняют историческую ценность, поскольку были инструментами, которые композиторы начала и середины 20-го века имели в виду, когда писали свои произведения. [ нужна ссылка ] Таким образом, фирма Neupert до сих пор предлагает на продажу свою модель «Баха» середины века, открыто защищая ее на основании ее пригодности для музыки 20-го века. [ 3 ]

Переход построения клавесинов к принципам историзма подробно описан Хаббардом (1965), Цукерманном (1969) и Коттиком (2003), цитируемыми ниже.

Исполнители

[ редактировать ]
Ванда Ландовска в 1937 году. Ее весьма успешная карьера помогла вернуть клавесин в музыкальный мейнстрим.
Густав Леонхардт был влиятельным сторонником исторически обоснованных инструментов и практики исполнения.

Среди исполнителей, которые способствовали возрождению клавесина, были следующие (перечислены по дате рождения):

Ландовска, а также Элизабет Хойнацка (1939–2017) приобрели особую репутацию благодаря исполнению новой музыки для клавесина. [ 4 ] [ 5 ]

Музыка, написанная для современного клавесина.

[ редактировать ]

Классическая музыка

[ редактировать ]

В 20 веке композиторы-классики вернулись к клавесину в поисках вариаций доступных им звуков. Под влиянием Арнольда Долмеча клавесинистки (1872–1951) и во Вайолет Гордон-Вудхаус Франции Ванда Ландовска (1879–1959) оказались в авангарде возрождения инструмента. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Концерты для клавесина написали Франсис Пуленк ( Concert champêtre , 1927–28), Мануэль де Фалья , Уолтер Ли , Бертольд Гуммель , [ 8 ] Хенрик Миколай Гурецкий , Майкл Найман , Филип Гласс и Виктор Калабис . Богуслав Мартину написал и концерт , и сонату для этого инструмента, а Эллиота Картера написан Двойной концерт для клавесина, фортепиано и двух камерных оркестров . Швейцарский Маленькая композитор Франк Мартин также написал концерт для клавесина для камерного ансамбля (1951), и этот инструмент фигурировал в одном из его самых известных произведений « концертная симфония» (1946).

Дьёрдь Лигети написал небольшое количество сольных произведений для этого инструмента (включая Continuum ), а » Анри Дютийе ( «Les Citations 1991) написана для клавесина, гобоя, контрабаса и ударных инструментов. Соната Эллиота Картера для флейты, гобоя, виолончели и клавесина (1952) и его Двойной концерт для фортепиано, клавесина и двух камерных оркестров (1961) исследуют тембровые возможности современного клавесина.

Яннис Ксенакис также является одним из композиторов, писавших для клавесина, с такими произведениями, как A l'lle de Gorée для усиленного клавесина и камерного оркестра, Komboi и Oophaa для клавесина (снова усиленного) и ударных, а также два сольных произведения Khoai и Naama. .

Йозеф Таль написал «Концерт для клавесина и электронной музыки» (1964), «Три композиции для блокфлейты и клавесина» (1966) и «Камерную музыку » (1982) для блокфлейты, маримбы и клавесина. И Дмитрий Шостакович ( «Гамлет» , 1964), и Альфред Шнитке ( Симфония № 8 , 1994) написали произведения, в которых клавесин используется как часть оркестровой текстуры. Джон Кейдж и Леджарен Хиллер написали HPSCHD (1969) для 1–7 клавесинов и 1–51 кассет, созданных компьютером. Джон Зорн также использовал клавесин в таких произведениях, как «Ритуалы» (1998), «Сказки о феях» (1999) и «Машина жизни» (2000).

В предисловии к своему фортепианному сборнику «Микрокосмос » Бела Барток предлагает около десяти пьес, подходящих для клавесина.

Американский композитор Винсент Персикетти написал ряд сонат для клавесина.

Бенджамин Бриттен включил партии клавесина в свою оперу «Сон в летнюю ночь» и свою кантату «Федра» .

Клавесинист Хендрик Буман сочинил пьесы в стиле 17 и 18 веков, в том числе произведения для клавесина соло, концерты для клавесина и другие произведения, требующие континуо клавесина. Другие современные композиторы, пишущие новую музыку для клавесина в старинных стилях, включают Гранта Колберна и Фернандо Де Лука . Известные исполнители включают Оскара Милани и Марио Раскина .

Среди произведений для клавесина XXI века — « Два кубистических изобретения североирландского композитора Алана Миллса» (2000/2013), [ 9 ] словацкого композитора Петера Махайдика для клавесина и струнных; «Дежавю» [ 10 ] французского композитора Кароля Беффы » и « Сюита (2008), Sarabande et Doubles (2015) и Destroy (2007) для клавесина и струнного квартета. Украинско-американский композитор Леонид Грабовский написал 12 двухголосных инвенций (2016). Американский композитор азиатского происхождения Асако Хирабаяши пишет музыку для клавесина, скрипки и фортепиано, сочетающую в себе современные и классические мелодии. Ее компакт-диск «Клавесин в новом тысячелетии» отражает ее эстетику сочетания традиционных форм и жанров с новыми тембрами. Хирабаяши был награжден золотой медалью Global Music Awards 2018. [ 11 ] Белорусско-американский композитор Нина Синякова. [ 12 ] написал «Gelidi Riflessi» («Замороженные размышления», 2018), цикл для скрипки и клавесина в трех частях, вдохновленный черно-белыми фотографиями зимней Венеции.

Народная музыка

[ редактировать ]

Шон О Риада использовал клавесин как для саундтреков к музыке из фильмов, так и для интерпретаций ирландского арфа Терлоу О'Кэролана во время работы Риады с группой Ceoltóirí Chualann (позже ставшей The Chieftains ). Риада использовал для последнего клавесин с обоснованием того, что клавесин лучше всего воспроизводит звучание металлических струн ранней ирландской арфы . [ 13 ] [ 14 ]

[ редактировать ]

Возрождение клавесина вылилось и в популярную музыку . Его первое появление в джазовой музыке произошло примерно в 1940 году, когда пианиста Джонни Гварниери попросили сыграть на клавесине в Арти Шоу « квинтете Gramercy Five ». [ 15 ] В период с 1940 по 1945 год группа записала восемь альбомов, которые были переизданы в 1990 году ( The Complete Gramercy Sessions ).

В 1960-х и 1970-х годах клавесин использовался такими группами, как The Beatles , The Beach Boys , The Rolling Stones , The Doors , Jimi Hendrix Experience , The Kinks , The Monkees , The Partridge Family , The Mamas & the Papas и Simon. И Гарфанкель . С тех пор большое количество других артистов использовали клавесин в своей работе, например , Бьорк , Джоанна Ньюсом , Жакко Гарднер , Джерри Ли Льюис , Элтон Джон , Vampire Weekend и Йенс Йоханссон из Stratovarius .

На альбоме 1977 года «Rumours » Мик Флитвуд сыграл на электрическом клавесине песню « Gold Dust Woman ». The Stranglers » «Golden Brown , выпущенный в 1982 году, второй сингл с альбома La folie , известен своей характерной клавесинной инструментовкой.

Клавесин также появлялся в кино и на телевидении. Например, он появился в телешоу «Семейка Аддамс» , которого сыграл Ларч . Он появлялся в 1960-х годов «Мисс Марпл» фильмах с участием Маргарет Резерфорд и культовых шоу «Узник и опасный человек» .

В мюзикле «Гамильтон» 2015 года в песне « You’ll Be Back » заметное место занимает клавесин. [ 16 ] [ 17 ]

В саундтреках к играм 2017 года Hollow Knight и Pyre используется клавесин. [ 18 ]

Boys for Pele , третий альбом американской певицы и автора песен Тори Амос , примечателен тем, что клавесин используется в качестве основного инструмента в нескольких песнях, включая заглавный сингл « Caught a Lite Sneeze ».

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «История клавесина» . Архивировано из оригинала 28 июня 2009 г. Проверено 13 апреля 2009 г.
  2. ^ Ричард, Дж.А. (1979). «Плейель-клавесин» (PDF) . Британское общество клавесинов. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2008 г. Проверено 13 апреля 2009 г.
  3. ^ «Клавесин (двойной мануал): НЕЙПЕРТ-клавесин Баха» . Джей Си Нойперт .
  4. ^ Предота, Георг (04 июля 2022 г.). «В этот день 5 июля: родилась Ванда Ландовска» . Интерлюдия . Архивировано из оригинала 25 сентября 2023 г. Проверено 11 марта 2024 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Линдорф, Джойс Занкель (1982). Современная клавесинная музыка: Проблемы для композиторов и исполнителей (Диссертация). ПроКвест   748197086 . [ нужна страница ]
  6. ^ Шотт, Ховард (1974). «Возрождение клавесина» . Ранняя музыка . 2 (2): 85–95. ISSN   0306-1078 .
  7. ^ Рассел, Раймонд (1955). «Клавесин с 1800 года» . Труды Королевской музыкальной ассоциации . 82 : 61–74. ISSN   0080-4452 .
  8. ^ Список работ Бертольда Хаммеля : Op. 15 — его «Дивертисмент каприччиозо» для клавесина и камерного оркестра.
  9. ^ Два кубистских изобретения (без даты). Доступно по адресу: http://www.musichaven.co.uk/Two-Cubist-Inventions.html (по состоянию на 13 октября 2015 г.). Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
  10. ^ Филипу Глассу было поручено написать Концерт для клавесина с духовым секстетом и струнными, премьера которого состоялась Джиллоном Стопплсом Дюпре с Северо-западным камерным оркестром в сентябре 2002 года. Дюпре повторил Концерт с некоторыми из тех же составов в мае 2023 года. https://www.machajdik.com/dejavu.html «Дежа вю» для клавесина и струнных
  11. ^ «Победители-сентябрь-2018» . www.globalmusicawards.com .
  12. ^ «Нина Синякова» . nycomposerscircle.org .
  13. ^ Дэвид Купер; Кевин Доу (1 января 2005 г.). Средиземноморье в музыке: критические перспективы, общие проблемы, культурные различия . Пугало Пресс. стр. 220–. ISBN  978-0-8108-5407-9 .
  14. ^ Тимоти Мейсон Лав (2009). Музыка из фильма Шона О Риады стр. 100-1 66–. ISBN  978-1-109-20305-9 .
  15. ^ Бериндей, Михай (1976). Джазовый словарь , Научно-энциклопедическое издательство, Бухарест, с. 115
  16. ^ «Вот все ссылки на классическую музыку в Гамильтоне» . Классический ФМ . Проверено 4 августа 2020 г.
  17. ^ «Почему в Гамильтоне есть песня Битлз ?!» . сайты.gatech.edu . Проверено 4 августа 2020 г.
  18. ^ «Музыка из видеоигр, вдохновленная эпохой барокко» . АВС Классик . 20 октября 2019 г. Проверено 4 августа 2020 г.
  • Хаббард, Фрэнк (1965), Три столетия изготовления клавесинов , Кембридж (Массачусетс): Издательство Гарвардского университета.
  • Коттик, Эдвард (2003) История клавесина . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. В последних главах подробно освещается современный период строительства клавесинов, включая переход от строительства под влиянием фортепиано к строительству под влиянием истории.
  • Цукерманн, Вольфганг (1969) Современный клавесин . Нью-Йорк: Октябрьский дом. Подробный обзор строительства клавесинов по всему миру в конце 1960-х годов, охватывающий период борьбы между строителями, испытавшими влияние фортепиано, и строителями, находящимися под историческим влиянием.
  • Кэмпбелл Зуелике, Кристина, Непостоянство устаревания: проблемы практики исполнения в произведениях, написанных для клавесина возрождения , докторская дисс. Степень бакалавра музыкальных искусств, Веллингтонский университет Виктории, 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e03b46acc7df1e5a0d1cf7669873571__1722637560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/71/1e03b46acc7df1e5a0d1cf7669873571.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Contemporary harpsichord - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)