Jump to content

Доисторическое искусство Шотландии

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Пони -кепка Торра и рога , около 200 г. до н.э., Национальный музей Шотландии , экспозиция 2011 г.

Доисторическое искусство в Шотландии — это изобразительное искусство , созданное или обнаруженное на современных границах Шотландии до ухода римлян из южной и центральной Британии в начале пятого века нашей эры, что обычно рассматривается как начало ранней исторической или средневековой эпохи . Среди ученых нет четкого определения доисторического искусства, а объекты, которые могут предполагать творчество, часто не имеют контекста, который позволил бы их понять.

Самыми ранними примерами портативного искусства на территории современной Шотландии являются богато украшенные резные каменные шары периода неолита , узоры которых схожи с ирландской и шотландской резьбой по камню. Другие предметы этого периода включают искусно вырезанные булавы и статуэтки из Links of Noltland , в том числе « Жену Вестрея» , которая является самым ранним известным изображением человеческого лица из Шотландии.

К бронзовому веку относятся образцы резьбы, в том числе первые изображения предметов, а также знаки чашек и колец . Изображения топора и лодки в пирамиде из камней Ри Круин в Килмартине , а также лодка, застрявшая в пещере Уэмисс, вероятно, являются старейшими двумерными изображениями реальных объектов, сохранившимися в Шотландии. Искусно вырезанные каменные боевые топоры могут быть символом власти. Сохранившиеся металлические изделия включают золотые лунулы или шейные пластины, ожерелья из гагатовых бус и сложное вооружение, такое как листовые мечи и церемониальные щиты из листовой бронзы.

Из железного века имеются более обширные примеры узорчатых предметов и изделий из золота. Свидетельством более широкой культуры Ла Тена являются пони-кепка Торра и рога . Торки Стирлинга демонстрируют общие стили, встречающиеся в Шотландии и Ирландии, а также континентальное мастерство. Одним из наиболее впечатляющих предметов этого периода является фрагмент головы кабана из Дескфордского карникса . С первого века нашей эры, когда Рим осуществил ряд оккупаций, здесь сохранились римские артефакты, такие как Крамондская львица , и римское влияние на материальную культуру можно увидеть в местной резьбе по камню.

Определения и значения

[ редактировать ]
Знаки чашек и колец сохранились в большом количестве в Шотландии и, как предполагается, имеют множество значений.

Возможность изучать доисторическое искусство зависит от сохранившихся артефактов. Искусство, созданное с использованием таких материалов, как песок, кора, шкуры и ткани, обычно не сохраняется, в то время как менее скоропортящиеся материалы, такие как камень, камень, кость, слоновая кость (и в меньшей степени дерево), более поздняя керамика и металл, более вероятны. быть существующим. Ученые спорят о том, можно ли назвать все эти артефакты произведениями искусства. Александр Маршак утверждал, что самые ранние нерепрезентативные насечки на скале положили начало человеческому искусству. Более осторожно Пол Мелларс предполагает, что относительная редкость этих произведений означает, что их нельзя рассматривать как неотъемлемую часть раннего человеческого общества и свидетельство художественной культуры. [1]

Колин Ренфрю указал на опасность применения современных ценностей искусства к обществам и культурам прошлого. [2] Гюнтер Бергхаус утверждает, что к этим работам часто подходили с учетом набора эстетических ценностей постренессансного периода, которые различают художников и ремесленников, искусство и артефакт, хотя эти категории не универсальны и могут быть неприемлемы для понимания доисторического общества. [3] Дункан Гарроу указал на трудности современного разграничения формы и украшения. Акцент в исследованиях доисторического искусства, как правило, делается на украшении таких предметов, как керамика, и игнорируется важность формы таких предметов, как оружие. [4]

Было предложено множество значений появления и природы доисторического искусства. Возможно, это помогло развить человеческую солидарность на ранних стадиях ее развития. под открытым небом Наскальные рисунки , возможно, служили указателями на пути миграции животных. Пещерное искусство могло играть ритуальную роль в обрядах инициации , поисках видений или тотемических церемониях. Переносные предметы могли выступать в качестве обозначений систем , а антропоморфные фигуры могли играть роль в религиозных ритуалах. Однако большинство артефактов можно понять только в их контексте, который часто теряется или плохо понимается. [5]

каменный век

[ редактировать ]
Черно-белый рисунок сложной структуры, напоминающей сферу, на поверхности которой наклеено несколько искусно декорированных частей-сфер. Украшения включают завитки, круглые формы и волнистые линии.
Пример резного каменного шара из Тауи в Абердиншире, датируемого 3200–2500 гг. до н.э.

Шотландия была оккупирована мезолитическими охотниками-собирателями примерно с 8500 г. до н. э. [6] Это были очень мобильные люди, использовавшие лодки и делавшие инструменты из кости, камня и рогов. [7] Неолитическое земледелие привело к появлению постоянных поселений, таких как каменный дом в Кнапе Ховара на Папа-Вестрей , датируемый примерно 3500 годом до нашей эры. [8] Поселенцы также построили каменные гробницы с камерами, как в Мейшоу . [9] и множество стоячих камней и кругов, таких как те, что в Стеннессе на материковой части Оркнейских островов, датируемые примерно 3100 годом до нашей эры, [10] и подобные камни, которым примерно того же времени находят по всей Европе. [11]

В Шотландии не сохранилось произведений искусства периода мезолита, вероятно, потому, что мобильные народы того периода создавали их на скоропортящихся органических предметах. [12] Вероятно, самое старое сохранившееся портативное изобразительное искусство Шотландии — это резные каменные шары или петросферы , датируемые эпохой позднего неолита. Это уникальное шотландское явление, известно более 425 примеров. Большинство из них из современного Абердиншира, [13] но известно несколько примеров из Ионы , Ская , Харриса , Уиста , Льюиса , Аррана , Ховика , Вигтауншира и пятнадцати из Оркнейских островов , пять из которых были найдены в неолитической деревне Скара Брей . [14] Для этих объектов было предложено множество функций, большинство из которых указывали на то, что они были престижным и могущественным имуществом. [13] Их производство, возможно, продолжалось и в железном веке . [15] Сложные резные круги и спирали на этих шарах отражены в резьбе на том, что, вероятно, было перемычкой каменной пирамиды с камерами в Пьеруолле на Вестрее , Оркнейские острова, которые, по-видимому, являются частью той же культуры, которая производила резьбу в Ньюгрейндже в Ирландии. [16] Точно так же в захоронениях часто встречаются искусно вырезанные булавы , например, найденные в Эйрденсе в Сазерленде, которые имеют узор из переплетающихся ромбовидных граней, похожий на те, что были найдены в неолитической Британии и Европе. [16]

Керамика появилась в период неолита, когда охотники и собиратели перешли к оседлому образу жизни, до этого времени им приходилось использовать легкие мобильные контейнеры. [17] Прекрасно изготовленная и украшенная посуда Унстан сохранилась с четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры и названа в честь Каирна с камерами Унстана на материковой части Оркнейских островов . [18] Типичными являются элегантные и характерные неглубокие чаши с полосой рифленого рисунка под краем. [19] используя технику, известную как «удар и перетаскивание». Второй вариант состоит из недекорированных чаш с круглым дном. [20] Унстанская посуда чаще всего встречается в гробницах, особенно гробницах типа Оркнейско-Кромарти, [21] в их число входят так называемая « Гробница Орлов» в Исбистере на Южном Роналдсе , а также в Таверсо-Тьюике и Мидхоу на Роузи , но иногда ее находили за пределами гробниц, как, например, на ферме Кнапа из Ховара на Папа-Уэстрей . [22] На материковой части Шотландии имеются отдельные экземпляры посуды Унстан, например, в Балбриди , [23] и на Западных островах , как в Эйлине Домнуилле . [24] Посуда Унстан, возможно, превратилась в более поздний стиль посуды с рифлением . [25] связан со строителями камерных гробниц класса Мейшоу , строительство которых началось на Оркнейских островах в начале третьего тысячелетия до нашей эры и вскоре было распространено по всей Британии и Ирландии. [26] Рифленые сосуды часто богато украшены и имеют плоское дно, часто с узорами, похожими на узоры на петросферах и резных насадках булав. [27]

В 2009 году Жена Вестрея , фигурка ромбовидной формы, которая считается самым ранним изображением человеческого лица, найденным в Шотландии, была обнаружена на месте неолитической деревни в Линкс-оф-Нотланд, недалеко от залива Гробаст на северном побережье Вестрея. На лице фигурки две точки вместо глаз, густые брови и продолговатый нос, а узор из штрихов на теле может обозначать одежду. [28] Впоследствии в 2010 и 2012 годах на этом месте были найдены две статуэтки. [29]

Бронзовый век

[ редактировать ]
Золотая лунула , одна из двух, найденных в Саутсайде в Ланаркшире, украшение высокого статуса, которое носили где-то между 2300 и 2000 годами до нашей эры.

Бронзовый век начался в Шотландии примерно в 2000 году до нашей эры, когда новые методы обработки металлов начали проникать в северную Британию. Продолжалось создание пирамид из камней и мегалитических памятников. [30] Вероятно, в этот период произошло сокращение численности населения. [31] Есть свидетельства существования ячеистых круглых каменных домов на Шетландских островах. [32] и деревянные кранноги , круглые дома, частично или полностью построенные на искусственных островах. [33] Как и везде в Европе, городища на холмах . в этот период впервые появились [34]

С этого периода сохранились обширные образцы наскального искусства. К ним относятся знаки чашек и колец , центральное углубление, высеченное в камне, окруженное кольцами, иногда незавершенными. Они распространены в других частях Атлантической Европы и были обнаружены на природных камнях и отдельных камнях по всей Шотландии. Самые сложные наборы маркировок находятся в западной Шотландии, особенно в районе Килмартин . Изображения топора и лодки в пирамиде из камней Ри Круин в Килмартине , а также лодка, выбитая в пещере Уэмисс , вероятно, являются старейшими двумерными изображениями реальных объектов, сохранившимися в Шотландии. Подобные резные спирали были также обнаружены на камнях-покровах погребальных гробниц в Ланаркшире и Кинкардине . [35]

Есть также искусно вырезанные каменные боевые топоры, найденные в Восточном Лотиане, Абердиншире и Ланаркшире. На них мало признаков использования или износа, поэтому они могут быть не практическими объектами, а символическими изображениями власти. [36] Точно так же на месте Фортевиота в Пертшире было обнаружено уникальное захоронение воинов под гигантской плитой из песчаника. Плита выгравирована по спирали, с нижней стороны выбито наконечник топора, под ней находится погребальный инвентарь в виде медного кинжала с кожаными ножнами и резной деревянной чаши. [37]

Сохранившиеся изделия из металла включают личные предметы, такие как золотые лунулы или шейные пластины, найденные в Аухентаггарте в Дамфрисшире и Саутсайде, Ланаркшир, которые датируются примерно 2000 годом до нашей эры и похожи на те, что были найдены в относительно большом количестве в Ирландии, но также есть примеры в Великобритании и Португалии. . [38] Ожерелья из гагатового бисера, нанизанные в форме полумесяца, были найдены в таких местах, как Полталлох и Мелфорт в Аргайле и Аберлемно в Ангусе. [39]

Сложная керамика с впечатляющим орнаментом была найдена в Шотландии в бронзовом веке. Одним из примеров является украшенный могильный сосуд для еды, датируемый примерно 1000 годом до нашей эры, который был найден в группе могил в Кинкардиншире . На этом месте также были найдены два бронзовых браслета. [17]

Сложнейшее вооружение включает мечи из бронзовых листьев и церемониальные щиты из листовой бронзы, изготовленные в Шотландии между 900 и 600 годами до нашей эры. [39] Клад Мигдейла — это находка раннего бронзового века в замке Скибо , в которую входят два бронзовых топора; несколько пар браслетов и браслетов, ожерелье из сорока бронзовых бус, ушные подвески и бобышки из бронзы и гагатовые пуговицы. [40] [41] богиня» или фигурка Баллачулиша — это женская фигура в натуральную величину, датируемая 700–500 гг « Баллачулишская . [42]

Железный век

[ редактировать ]
и реконструкция Лейчестауна Дескфорда Карникс , вероятно, датируемая первым веком нашей эры.

Железный век начался в Шотландии примерно в седьмом веке до нашей эры. С этого момента появляются первые находки железных артефактов в кладах, содержащих другие предметы, соответствующие практике бронзового века. на некоторых поселениях также имеются свидетельства кузнечного и плавильного дела. Общество железного века в Шотландии имело много общих черт с обществом Южной Британии, Ирландии и, в некоторых случаях, континентальной Европы. Сюда входили круглые дома , закрытые и укрепленные поселения, но они также содержали элементы независимого развития. [43]

С начала периода относительно мало металлических изделий и больше керамики. [44] Коллекция керамики раннего железного века из Атлантической Шотландии велика по сравнению с остальной частью Британии. Существует большое разнообразие форм и стилей, некоторые из которых напоминают южнобританские, особенно с резным геометрическим орнаментом. [45]

К этому периоду в Шотландию проникла более широкая культура Ла Тен , названная в честь археологического памятника Ла Тен на северной стороне озера Невшатель в Швейцарии. [46] Пони -кепка Торра и рога, пожалуй, самые впечатляющие из относительно немногих находок украшений Ла Тена из Шотландии и указывают на связь с Ирландией и южной Британией. [47] Торки Стерлинга , найденные в 2009 году, представляют собой группу из четырех золотых гривен разных стилей, датируемых 300 и 100 годами до нашей эры. Два демонстрируют общие стили, встречающиеся в Шотландии и Ирландии, но два других указывают на качество изготовления из того, что сейчас является южной Францией, а также из греческого и римского мира. [48]

Сохранились булавки с кольцевыми головками, которые, вероятно, были изготовлены на месте, а не импортированы, и, по-видимому, являются частью британского и ирландского типа, который не был частью культуры Ла Тена. Есть также спиральные кольца на пальцах, стеклянные бусы и гребни с длинной ручкой, которые можно найти по всей Британии, но они имеют местные особенности. [49] Бронзовый воротник «Стихилл» представляет собой большое гравированное колье, застегивающееся сзади на булавку. , Ножны Мортонхолла вероятно , первого века нашей эры, искусно украшены изогнутыми трубами и S-образными завитками. Дальше на север есть находки массивных бронзовых браслетов, часто с эмалированным декором, подобных тем, что были найдены в Калбин-Сэндс , Морей. [50] Одним из наиболее впечатляющих предметов этого периода является фрагмент головы кабана Дескфордского карникса , военной трубы из Дескфорда в Банфшире, датируемой, вероятно, первым веком нашей эры. Подобные инструменты упоминаются в римских источниках и изображены на котле Гундеструпа, найденном в Дании. [51]

В резьбе по камню есть несколько простых каменных голов из Шотландии, таких как найденная в Купар-Ангус в Пертшире, которые могут датироваться железным веком. Они похожи на те, что были найдены в Великобритании и Ирландии, хотя их трудно датировать и, возможно, они были сделаны намного позже. [52]

Римское влияние

[ редактировать ]
Львица Крамонд найдена возле римской базы римского форта Крамонд недалеко от Эдинбурга, который был оккупирован во втором веке нашей эры.

Римляне начали военные экспедиции на территорию современной Шотландии примерно с 71 г. н. э., построив ряд фортов, но к 87 г. оккупация ограничилась Южными возвышенностями , и к концу первого века северная граница римской экспансии стала линией, проведенной между Тайном и Солуэй-Ферт . [53] В конце концов римляне отошли к линии на территории нынешней северной Англии, построив укрепление, известное как Стена Адриана . от побережья до побережья [54] Около 141 г. н.э. они предприняли повторную оккупацию южной Шотландии, продвигаясь вверх, чтобы построить новые лаймы между Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Клайд , где они построили укрепление, известное как Стена Антонина . Стена была захвачена и заброшена вскоре после 160 г., и римляне отступили к линии вала Адриана. [54] [55] [56] пока римская власть не рухнула в начале пятого века. [57]

Стена Антонина и связанные с ней форты оставили прямое скульптурное наследие в Шотландии. Вдоль стены расположены 19 дистанционных плит, на которых графически изображены победы и марши легионов, участвовавших в ее строительстве. Здесь также сохранились скульптуры, в том числе алтарь Дианы и Аполлона . Есть источник из бани в форме мужской головы с разинутым ртом, а также голова бюста или статуи, возможно, богини Фортуны , оба найдены в римском форте Берсден , Восточный Данбартоншир, и оба изображают местный кельтский образ. влияние на их стиль. [58]

Помимо стены, римские скульптуры включают мраморную голову римского императора или генерала, отколовшуюся от более крупной статуи, которая была найдена в Хокшоу , Пиблшир, в конце восемнадцатого века. Он датируется вторым веком нашей эры и, возможно, был украден из римского памятника, расположенного дальше на юг. [59] Львица Крамонд — это скульптура (вероятно импортированная), изображающая львицу, пожирающую связанного пленника, найденную недалеко от римской базы римского форта Крамонд недалеко от Эдинбурга. Рельеф найденный богини Бриганции, недалеко от Бирренса в Дамфрисшире , сочетает в себе элементы местного и классического искусства. [60]

Ньюстедский шлем , найденный в римском форте Ньюстед, недалеко от Мелроуза в Роксбургшире, является одной из самых впечатляющих из многих находок римского оружия и доспехов. [61] Сковорода «Стаффордширские пустоши» — это романо-британская трулла второго века , очевидно, украшенная в качестве сувенира для солдата, служившего на стене Адриана, и, вероятно, изготовленная на месте. [62] Ряд предметов был также найден в Пещере Скульптора в Коверси в Морейшире, в том числе римская керамика, кольца, браслеты, иглы и монеты, некоторые из которых были повторно использованы для украшений. [63]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Г. Бергхаус, «Открытие и изучение доисторического искусства», в изд. Г. Бергхауса, « Новые перспективы доисторического искусства» (Лондон: Greenwood Publishing Group, 2004), ISBN   0-2759-7813-3 , стр. 1–2.
  2. ^ Р. Брэдли, Образ и аудитория: переосмысление доисторического искусства (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN   0-1915-6955-0 , с. 4.
  3. ^ Г. Бергхаус, «Открытие и изучение доисторического искусства», с. 5.
  4. ^ Н. Шарплс, «Комментарий I. Контекстуализация искусства железного века», в изд. Д. Гарроу, « Переосмысление кельтского искусства» (Оксфорд: Oxbow Books, 2008), ISBN   1-7829-7821-6 , с. 206.
  5. ^ Г. Бергхаус, «Открытие и изучение доисторического искусства», с. 7.
  6. ^ «Раскопанные признаки древнейших шотландцев» . Новости Би-би-си. 9 апреля 2009 года . Проверено 15 июля 2009 г.
  7. ^ П. Дж. Эшмор, Шотландия неолита и бронзового века: авторитетный и живой отчет о загадочном периоде шотландской предыстории (Лондон: Бэтсфорд, 2003), ISBN   0-7134-7530-7 , с. 46.
  8. ^ И. Максвелл, «История каменного строительства Шотландии» в изд. П. Уилсона, « Здание из шотландского камня » (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN   1-904320-02-3 , с. 19.
  9. ^ Ф. Сомерсет Фрай и П. Сомерсет Фрай, История Шотландии (Лондон: Routledge, 1992), ISBN   0-7100-9001-3 , с. 7.
  10. ^ К. Уикхем-Джонс, Оркнейские острова: исторический путеводитель (Эдинбург: Берлин, 2007), ISBN   0-8579-0591-0 , с. 28.
  11. ^ Ф. Линч, Мегалитические гробницы и длинные курганы в Британии (Бодли: Osprey, 1997), ISBN   0-7478-0341-2 , с. 9.
  12. ^ Г. Уоррен, Мезолитическая жизнь в Шотландии (Tempus, 2005), с. 16.
  13. ^ Jump up to: а б «Резной каменный шар, найденный в Тауи, Абердиншир» , Национальные музеи Шотландии , получено 14 мая 2012 года.
  14. ^ Д. Н. Маршалл, «Резные каменные шары», Труды Общества антикваров Шотландии , 108 (1976/77), стр. 62–3.
  15. ^ Дж. Нил, Г. Ричи и А. Ричи, Шотландия, археология и ранняя история (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-й конец, 1991), ISBN   0-7486-0291-7 , с. 46.
  16. ^ Jump up to: а б М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0-5002-0333-4 , стр. 10–11.
  17. ^ Jump up to: а б П.Г. Бан, Кембриджская иллюстрированная история доисторического искусства (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1997), ISBN   0-5214-5473-5 , с. 100.
  18. ^ А. Ричи, «Первые поселенцы», в изд. К. Ренфрю, « Предыстория Оркнейских островов, 4000–1000 гг. До н.э.» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1985), ISBN   0-85224-456-8 , с. 48.
  19. ^ А. Хеншалл, «Кэрнс с камерами», в изд. К. Ренфрю, « Предыстория Оркнейских островов, 4000–1000 гг. До н.э.» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1985), ISBN   0-85224-456-8 . п. 88.
  20. ^ Л. Лэнг, Оркнейские и Шетландские острова: археологический справочник (Ньютон Эбботт: Дэвид и Чарльз Ltd, 1974), ISBN   0-7153-6305-0 , с. 51.
  21. ^ Хеншолл, «Кэрнс с камерами», с. 110.
  22. ^ А. Ричи, Доисторические Оркнейские острова (Лондон: BT Batsford Ltd, 1995), ISBN   0-7134-7593-5 , стр. 52 и 54.
  23. ^ Н. Рейнольдс и И. Ралстон, Балбриди, Открытие и раскопки в Шотландии, 1979 г. (Эдинбург: Совет британской археологии: Шотландская региональная группа, 1979 г.).
  24. ^ А. Хеншолл, Гробницы Шотландии с камерами, том. 2 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. 1979), стр. 2. 177.
  25. ^ Д. В. Кларк, «Риньо и оркадский неолит», в книге А. О'Коннора и Д. В. Кларка, ред., « От каменного века до сорока пяти: исследования, представленные РБК Стивенсону» (Эдинбург: Джон Дональд, 1983), ISBN   0-8597-6046-4 , стр. 49–51.
  26. ^ Дж. В. Хеджес, Гробница орлов: смерть и жизнь в племени каменного века (Нью-Йорк: Новый Амстердам, 1985), ISBN   0-941533-05-0 , стр. 118–119.
  27. ^ Г. Ноубл, Неолитическая Шотландия: древесина, камень, земля и огонь (Оксфорд: Oxford University Press, 2006), ISBN   0-7486-2337-X , с. 19.
  28. ^ Уркарт, Франк (21 августа 2009 г.). «Лицом к лицу с 5000-летним «первым шотландцем» » . Эдинбург: Шотландец . Проверено 22 августа 2009 г.
  29. ^ «Третья 5000-летняя статуэтка, найденная на раскопках на Оркнейских островах» . Новости Би-би-си. 28 августа 2012 года . Проверено 28 августа 2012 г.
  30. ^ К. Скарр, Памятники и ландшафт в Атлантической Европе: восприятие и общество в эпоху неолита и раннего бронзового века (Нью-Йорк: Routledge, 2002), ISBN   0-4152-7314-5 , с. 125.
  31. ^ А. Моффат, До Шотландии: История Шотландии до истории (Лондон. Темза и Гудзон, 2005), ISBN   0-5002-8795-3 , с. 154.
  32. ^ Б. Канлифф, Сообщества железного века в Британии: отчет об Англии, Шотландии и Уэльсе с седьмого века до нашей эры до римского завоевания (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Routledge, 2004), ISBN   0-4153-4779-3 , с. 60.
  33. ^ Н. Диксон Краноги Шотландии: подводная археология (Страуд: Tempus, 2004), ISBN   0-7524-3151-X .
  34. ^ А. Моффат, До Шотландии: История Шотландии до истории (Лондон: Темза и Гудзон, 2005), ISBN   0-5002-8795-3 , с. 182.
  35. ^ В. Г. Чайлд, Предыстория Шотландии (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1935), стр. 115.
  36. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 12.
  37. ^ Н. Оливер, История Древней Британии (Лондон: Hachette UK, 2011), ISBN   0-2978-6768-7 .
  38. ^ "Ошейник из Саутсайда, Ланаркшир , Национальные музеи Шотландии , получено 28 апреля 2013 года.
  39. ^ Jump up to: а б М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0-5002-0333-4 , с. 13.
  40. ^ Дж. Андерсон, «Уведомление о кладе бронзовых орудий, украшений и гагатовых пуговиц, найденном в Мигдейле, в поместье Скибо, Сазерленд, выставленном обществу г-ном Эндрю Карнеги из Скибо» , Труды Общества of Antiquaries of Scotland , 11 (1901), стр. 266–75, получено 21 августа 2011 г.
  41. ^ «Бронзовые браслеты» Национальные музеи Шотландии. Проверено 29 апреля 2008 г.
  42. ^ И. Армит, «Железный век» в Д. Оманде, изд., Книга Аргайла (Эдинбург: Бирлинн, 2006), ISBN   1-84158-480-0 , с. 58.
  43. ^ И. Армит и IBM Ралстон, «Железный век», в К. Дж. Эдвардсе, IBM Ralston, ред., Шотландия После ледникового периода: окружающая среда, археология и история, 8000 г. до н.э. – 1000 г. н. э. (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2003), ISBN   0-7486-1736-1 , с. 16.
  44. ^ Шарплс, «Комментарий I. Контекстуализация искусства железного века», с. 209.
  45. ^ Д. У. Хардинг , Железный век в Северной Британии: кельты и римляне, туземцы и захватчики (Лондон: Routledge, 2004), ISBN   1-1344-1787-X , с. 133.
  46. ^ Р.Г. Коллингвуд и JNL Майрес, Роман, Британия и английские поселения (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Biblo & Tannen, 2-е изд., 1936), ISBN   978-0-8196-1160-4 , с. 25.
  47. ^ Дж. Нил, Г. Ричи и А. Ричи, Шотландия, археология и ранняя история (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-й конец, 1991), ISBN   0-7486-0291-7 , с. 119.
  48. ^ «Золото железного века» , Национальные музеи Шотландии , получено 14 мая 2012 г.
  49. ^ Д. У. Хардинг, Железный век в Северной Британии: кельты и римляне, туземцы и захватчики (Лондон: Routledge, 2004), ISBN   1-1344-1787-X , с. 136.
  50. ^ Р. Мего и Дж.В.С. Мего, Раннее кельтское искусство в Великобритании и Ирландии (Бодли: Osprey, 2-е изд., 2008), ISBN   0-7478-0613-6 , стр. 72–4.
  51. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0-5002-0333-4 , с. 16.
  52. ^ И. Армит, Охота за головами и тело в Европе железного века (Кембридж: Cambridge University Press, 2012), ISBN   0-5218-7756-3 , стр. 34–5.
  53. ^ WS Hanson, «Римское присутствие: краткие перерывы», в KJ Edwards, IBM Ralston, ред., Шотландия После ледникового периода: окружающая среда, археология и история, 8000 г. до н.э. – 1000 г. н. э. (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2003), ISBN   0-7486-1736-1 , с. 195.
  54. ^ Jump up to: а б «История» , antoninewall.org , получено 25 июля 2008 г.
  55. ^ DJ Breeze, Стена Антонина (Эдинбург: Джон Дональд, 2006), ISBN   0-85976-655-1 , с. 167.
  56. ^ А. Моффат, До Шотландии: История Шотландии до истории (Лондон: Темза и Гудзон, 2005), ISBN   0-500-28795-3 , стр. 297–301.
  57. ^ WS Hanson, «Римское присутствие: краткие перерывы», в KJ Edwards и IBM Ralston, ред., Шотландия После ледникового периода: окружающая среда, археология и история, 8000 г. до н.э. – 1000 г. н.э. (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2003), ISBN   0-7486-1736-1 , с. 198.
  58. Стена Антонина: Последний рубеж Рима: слайд-шоу , Университет Глазго, The Hunterian , получено 19 апреля 2014 г.
  59. ^ LJF Кеппи, Римские руины Шотландии: введение и справочник (Джон Дональд, 2-е изд., 1998), ISBN   0-8597-6157-6 , с. 90.
  60. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0-5002-0333-4 , стр. 16–7.
  61. ^ «Парадный шлем и маска» . Национальные музеи Шотландии . Проверено 28 апреля 2013 г.
  62. ^ "Сковорода Стаффордширских пустошей" , Британский музей , получено 28 апреля 2013 г.
  63. ^ «Запись места пещеры Скульптора Ковези» , Историческая комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии , получено 4 марта 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андерсон, Дж., «Уведомление о кладе бронзовых орудий, украшений и пуговиц из гагата, найденном в Мигдейле, в поместье Скибо, Сазерленд, выставленном обществу г-ном Эндрю Карнеги из Скибо» , Труды Общества Антикваров Шотландии 11 (1901), стр. 266–75.
  • Армит И., «Железный век» в Д. Оманде, изд., Книга Аргайла (Эдинбург: Бирлинн, 2006), ISBN   1-84158-480-0 .
  • Армит И., Охота за головами и тело в Европе железного века (Кембридж: Cambridge University Press, 2012), ISBN   0-5218-7756-3 .
  • Армит И. и Ралстон, IBM, «Железный век», в книге К. Дж. Эдвардса, IBM Ралстон, ред., Шотландия После ледникового периода: окружающая среда, археология и история, 8000 г. до н.э. – 1000 г. н. э. (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2003 г.) ), ISBN   0-7486-1736-1 .
  • Эшмор, П.Дж., Шотландия неолита и бронзового века: авторитетное и живое описание загадочного периода шотландской предыстории (Лондон: Бэтсфорд, 2003), ISBN   0-7134-7530-7 .
  • Бан, П.Г., Кембриджская иллюстрированная история доисторического искусства (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1997), ISBN   0-5214-5473-5 .
  • Брэдли Р., Образ и аудитория: переосмысление доисторического искусства (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN   0-1915-6955-0 .
  • Бриз, ди-джей, Стена Антонина (Эдинбург: Джон Дональд, 2006), ISBN   0-85976-655-1 .
  • Бергхаус, Г., «Открытие и изучение доисторического искусства», в изд. Г. Бергхауса, « Новые перспективы доисторического искусства» (Лондон: Greenwood Publishing Group, 2004), ISBN   0-2759-7813-3 .
  • Чайлд, В.Г., Предыстория Шотландии (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1935).
  • Кларк, Д.В., «Риньо и оркадский неолит», в книге А. О'Коннора и Д.В. Кларка, ред., « От каменного века до сорока пяти: исследования, представленные РБК Стивенсону» (Эдинбург: Джон Дональд, 1983), ISBN   0-8597-6046-4 .
  • Коллингвуд, Р.Г., и Майрес, JNL, Роман, Британия и английские поселения (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Biblo & Tannen, 2-е изд., 1936), ISBN   0-1982-1703-X .
  • Хэнсон, В.С., «Римское присутствие: краткие перерывы», в книге К. Дж. Эдвардса, IBM Ralston, ред., Шотландия После ледникового периода: окружающая среда, археология и история, 8000 г. до н.э. – 1000 г. н. э. (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2003 г.), ISBN   0-7486-1736-1 .
  • Хардинг, Д. У., Железный век в Северной Британии: кельты и римляне, туземцы и захватчики (Лондон: Routledge, 2004), ISBN   1-1344-1787-X .
  • Хеджес, Дж. В., Гробница орлов: смерть и жизнь в племени каменного века (Нью-Йорк: Нью-Амстердам, 1985), ISBN   0-941533-05-0 .
  • Хеншолл, А., Гробницы Шотландии с камерами, том. 2 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1979).
  • Хеншолл, А., «Кэрнс с камерами», в изд. К. Ренфрю, « Предыстория Оркнейских островов, 4000–1000 гг. До н.э.» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1985), ISBN   0-85224-456-8 .
  • Кеппи, LJF, Римские руины Шотландии: введение и справочник (Джон Дональд, 2-е изд., 1998 г.), ISBN   0-8597-6157-6 .
  • Лэнг, Л., Оркнейские и Шетландские острова: археологический справочник (Ньютон Эбботт: Дэвид и Чарльз Ltd, 1974), ISBN   0-7153-6305-0 .
  • Линч Ф., Мегалитические гробницы и длинные курганы в Британии (Bodley: Osprey, 1997), ISBN   0-7478-0341-2 .
  • Макдональд, М., Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0-5002-0333-4 .
  • Маршалл, Д.Н., «Резные каменные шары», Труды Общества антикваров Шотландии , 108 (1976/77).
  • Максвелл И., «История каменного строительства Шотландии» в изд. П. Уилсона, « Здание из шотландского камня » (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN   1-904320-02-3 .
  • Мего Р. и Мего Дж.В.С. Раннее кельтское искусство в Великобритании и Ирландии (Бодли: Osprey, 2-е изд., 2008 г.), ISBN   0-7478-0613-6 .
  • Моффат А., До Шотландии: История Шотландии до истории (Лондон: Темза и Гудзон, 2005 г.), ISBN   0-500-28795-3 .
  • Нил Дж., Ричи Г. и Ричи А., Шотландия, археология и ранняя история (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-й конец, 1991), ISBN   0-7486-0291-7 .
  • Оливер Н., История Древней Британии (Лондон: Hachette UK, 2011), ISBN   0-2978-6768-7 .
  • Рейнольдс Н. и Ралстон И., Болбриди, Открытие и раскопки в Шотландии, 1979 г. (Эдинбург: Совет британской археологии: Шотландская региональная группа, 1979 г.).
  • Ричи А., «Первые поселенцы», в изд. К. Ренфрю, « Предыстория Оркнейских островов, 4000–1000 гг. До н. э.» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1985), ISBN   0-85224-456-8 .
  • Ричи А., Доисторические Оркнейские острова (Лондон: BT Batsford Ltd, 1995), ISBN   0-7134-7593-5 .
  • Скарр, К., Памятники и ландшафты в Атлантической Европе: восприятие и общество в эпоху неолита и раннего бронзового века (Лондон: Routledge, 2002), ISBN   0-4152-7313-7 .
  • Шарплс, Н., «Комментарий I. Контекстуализация искусства железного века», в изд. Д. Гарроу, « Переосмысление кельтского искусства» (Оксфорд: Oxbow Books, 2008), ISBN   1-7829-7821-6 .
  • Сомерсет Фрай Ф. и Сомерсет Фрай П., История Шотландии (Лондон: Routledge, 1992), ISBN   0-7100-9001-3 .
  • Уикхем-Джонс, К., Оркнейские острова: исторический путеводитель (Эдинбург: Берлин, 2007 г.), ISBN   0-8579-0591-0 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 242f321b5bacf85e7828b10f0d59ef23__1690088640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/23/242f321b5bacf85e7828b10f0d59ef23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prehistoric art in Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)