Киберутопизм
Часть серии о |
Утопии |
---|
Мифические и религиозные |
Литература |
Теория |
Концепции |
Упражняться |
Киберутопизм , веб-утопизм , цифровой утопизм или утопический интернет — это подкатегория технологического утопизма и веры в то, что онлайн-коммуникация помогает создать более децентрализованное, демократическое и либертарианское общество. [1] [2] [3] [4] Желаемыми ценностями также могут быть конфиденциальность и анонимность, свобода выражения мнений, доступ к культуре и информации, а также социалистические идеалы, ведущие к цифровому социализму . [5] [4]
Происхождение
[ редактировать ]Калифорнийская идеология представляет собой набор убеждений, сочетающих богемные и антиавторитарные взгляды контркультуры 1960-х годов с техноутопизмом и поддержкой неолиберальной экономической политики. [6] Некоторые считают, что эти убеждения были характерны для культуры ИТ-индустрии Кремниевой долины и западного побережья США во время бума доткомов 1990-х годов. [7] Адам Кертис связывает это с философией Айн Рэнд в объективистской фильме « Все под присмотром машин любящей благодати» (сериал) . Такая идеология цифрового утопизма питала первое поколение пионеров Интернета. [8]
Примеры
[ редактировать ]Политическое использование
[ редактировать ]Одной из первых инициатив, связанных с цифровыми технологиями и утопизмом, стал чилийский проект Cybersyn . [9] Проект Cybersyn был попыткой кибернетического управления для реализации социалистического планирования при президенте Сальвадоре Альенде . Книга « На пути к новому социализму» выступает против восприятия цифрового социализма как утопии. [10] Цифровой социализм можно отнести к категории настоящего утопического проекта . [11]
Киберсоциализм — это название, используемое для практики обмена файлами как нарушения прав интеллектуальной собственности , легализация которой не ожидалась — утопия. [12] [13]
Киберутопизм служит основой киберпопулизма . Электронная демократия , предлагаемая и практикуемая пиратскими партиями , рассматривается как идея, мотивированная киберутопизмом. [14] В Италии « Движение пяти звезд» широко использует киберутопическую риторику, обещая прямую демократию и улучшение экологического регулирования через Интернет . В данном случае они использовали чудо или цифровое возвышение, связанное с цифровыми технологиями, для развития своего политического видения. [1]
Родственные утопии
[ редактировать ]Киберутопизм считался производным экстропианизма . [15] конечная цель которой — загрузить человеческое сознание в Интернет. Рэй Курцвейл , особенно в «Веке духовных машин» , пишет о форме киберутопизма, известной как Сингулярность; при этом технологический прогресс будет настолько быстрым, что жизнь станет другой, непостижимой и продвинутой. [16]
Услуги обмена гостеприимством
[ редактировать ]Службы обмена гостеприимством (HospEx) — это службы социальных сетей , в которых хозяева предлагают проживание в семье бесплатное . Они представляют собой экономику дара , сформированы на основе альтруизма и являются примерами киберутопизма. [17] [18]
Критика
[ редактировать ]Существование этого убеждения было задокументировано с момента появления Интернета. Лопнувший пузырь доткомов ослабил утопические взгляды большинства на киберпространство; однако современные «киберскептики» продолжают существовать. Они верят в идею о том, что интернет-цензура и кибер-суверенитет позволяют репрессивным правительствам адаптировать свою тактику для реагирования на угрозы, используя технологии против инакомыслящих движений. [19] Дуглас Рашкофф отмечает, что «идеи, информация и приложения, которые сейчас появляются на веб-сайтах по всему миру, извлекают выгоду из прозрачности, удобства использования и доступности, для которых был рожден Интернет». [19] В 2011 году Евгений Морозов в своей книге «Сетевое заблуждение: темная сторона интернет-свободы» раскритиковал роль киберутопизма в глобальной политике; [20] заявляя, что эта вера наивна и упряма, что дает возможность авторитарного контроля и мониторинга. [21] Морозов отмечает, что «бывшие хиппи» в 1990-е годы несут ответственность за возникновение этого неуместного утопического убеждения: «Кибер-утописты амбициозно намеревались построить новую и улучшенную Организацию Объединенных Наций, но в итоге получили цифровой Цирк дю Солей». [21]
Критика в последние пару десятилетий была направлена против позитивистского прочтения Интернета. В 2010 году Малкольм Гладуэлл высказал свои сомнения по поводу освободительных и расширяющих возможности социальных сетей в статье в The New Yorker . В статье Гладуэлл критикует Клея Ширки за пропаганду и переоценку революционного потенциала социальных сетей: «Ширки считает эту модель активизма усовершенствованной. Но это просто форма организации, которая благоприятствует слабым связям, которые дают нам доступ к информации». над прочными связями, которые помогают нам выстоять перед лицом опасности». [22]
Киберутопизм также сравнивают со светской религией постмодернистского мира. [23] В 2006 году Эндрю Кин написал в The Weekly Standard , что Web 2.0 — это «великое утопическое движение», подобное «коммунистическому обществу», как его описал Карл Маркс . [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Натале, Симона; Баллаторе, Андреа (1 января 2014 г.). «Сеть убьет их всех: новые медиа, цифровую утопию и политическую борьбу в итальянском «Движении пяти звезд» . СМИ, культура и общество . 36 (1): 105–121. дои : 10.1177/0163443713511902 . hdl : 2318/1768935 . ISSN 0163-4437 . S2CID 73517559 . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Флиши, Патрис (2007). Воображаемый Интернет . Массачусетский технологический институт Пресс. ISBN 9780262062619 . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Вайдхьянатан, Шива (2012). Гуглизация всего . укпресс. ISBN 9780520272897 . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Буркарт, Патрик (2014). Пиратская политика . Массачусетский технологический институт Пресс. ISBN 9780262026949 . JSTOR j.ctt9qf640 . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ Тернер, Фред (15 мая 2008 г.). От контркультуры к киберкультуре: Стюарт Брэнд, сеть Whole Earth и рост цифрового утопизма . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226817422 .
- ^ Барбрук, Ричард; Кэмерон, Энди. «Калифорнийская идеология» . Воображаемое будущее . Проверено 27 апреля 2014 г.
- ^ Дж. М. Ригл-младший, Добросовестное сотрудничество (2010), с. 162
- ^ Стаун, Харальд. «Посткапиталистическая экономика: когда наступит цифровой социализм?» . ФАЗ.НЕТ (на немецком языке) . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ «На пути к новому социализму» . ricardo.ecn.wfu.edu . Архивировано из оригинала 09 февраля 2020 г. Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ Кокс, Кристофер М. (13 января 2020 г.). «Восстание вместе с роботами: на пути к автономии человека и машины для цифрового социализма» . TripleC: Коммуникация, капитализм и критика . 18 (1): 67–83. дои : 10.31269/triplec.v18i1.1139 . ISSN 1726-670X . S2CID 210969553 . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Филби, Майкл (2011). «Регулирование обмена файлами: открытые правила для открытого Интернета» . Журнал международного коммерческого права и технологий . 6 :207 . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Филби, Майкл (1 января 2008 г.). «Вместе в электрических мечтах: киберсоциализм, утопия и творческое достояние» . Международный журнал частного права . 1 (1–2): 94–109. дои : 10.1504/IJPL.2008.019435 . ISSN 1753-6235 . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Хуцкий, Дмитрий (июль 2019 г.). «Пиратские партии: Социальные движения электронной демократии» . Журнал сравнительной политики . ISSN 1337-7477 . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ «Киберутопизм — CrowdSociety» . Crowdsociety.org . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Курцвейл, Р. 1999, Эпоха духовных машин: когда компьютеры превосходят человеческий интеллект , Аллен и Анвин, Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс.
- ^ Шёпф, Саймон (25 января 2015 г.). «Коммодификация дивана: диалектический анализ платформ обмена гостеприимством» . TripleC: Коммуникация, капитализм и критика . 13 (1): 11–34–11–34. дои : 10.31269/triplec.v13i1.480 . ISSN 1726-670X . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Латия, Пия (2010). «Креативное путешествие – исследование туризма с социокультурной точки зрения – случай каучсерфинга» . Проверено 26 июня 2021 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Рушкофф, Дуглас (2002). Ренессанс сейчас! Медиа-экология и новый глобальный нарратив . Хэмптон Пресс. стр. 26–28.
- ^ Р. Сассауэр , Цифровое воздействие: постмодернистский капитализм (2013), с. ix и стр. 16
- ^ Перейти обратно: а б Морозов, Евгений (2011). Чистое заблуждение . Лондон: Группа Пингвин. ISBN 978-1-84614-353-3 .
- ^ Гладуэлл, Малкольм (4 октября 2010 г.). «Маленькие перемены: почему о революции не будут писать в Твиттере» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 10 января 2011 года . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Б. Нейлсон, Свободная торговля в Бермудском треугольнике (2004), с. 181
- ^ Кин, Эндрю (15 февраля 2006 г.). «Web 2.0. Пришло второе поколение Интернета. Оно хуже, чем вы думаете» . Еженедельный стандарт . Архивировано из оригинала 25 февраля 2006 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дикель, Саша и Шрапе, Ян-Феликс (2017): Логика цифрового утопизма . Нано-этика
- Маргарет Вертхайм, Жемчужные врата киберпространства (2000)
- Евгений Морозов, Чтобы всё сохранить, нажмите сюда (2013)
- Тернер, Фред. От контркультуры к киберкультуре: Стюарт Брэнд, Whole Earth Network и рост цифрового утопизма . Издательство Чикагского университета, 2010.
- Флиши, Патрис. Воображаемый Интернет. Мит Пресс, 2007.