Ильюшин Ил-96
Ил-96 | |
---|---|
Самолет Аэрофлота Ил-96-300 в международном аэропорту Шереметьево в 2011 году. | |
Роль | Широкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | СССР |
Дизайнерская группа | Ильюшин |
Построено | Воронежское авиационное производственное объединение |
Первый полет | 28 сентября 1988 г |
Введение | 29 декабря 1992 г. в составе Аэрофлота. |
Статус | В низкопроизводительном производстве; в эксплуатации |
Основные пользователи | Кубинский Скай Гейтс Эйрлайнз |
Произведено | 1992 – настоящее время [ 1 ] |
Количество построенных | 33 по состоянию на октябрь 2023 г. [ 2 ] |
Разработано на основе | Ильюшин Ил-86 |
Ильюшин Ил-96 ( русский : Илью́шин Ил-96 ) — российский четырёхмоторный реактивный дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер, разработанный компанией «Ильюшин» в бывшем Советском Союзе и производимый Воронежским авиационным производственным объединением в России . Он оснащен четырьмя высококонтурными «Авиадвигатель ПС-90» двухвальными турбовентиляторными двигателями .
Он используется в качестве основного российского президентского самолета . Единственным коммерческим оператором этого типа по пассажирским перевозкам является Cubana de Aviación . [ нужна ссылка ]
Разработка
[ редактировать ]Несмотря на его полезность на внутренних маршрутах Советского Союза, исправные, но в конечном итоге разочаровывающие характеристики Ил-86, особенно в отношении дальности полета, заставили Ильюшина начать планировать производство дальнемагистрального варианта Ил-86Д, и проектирование было завершено в 1976 году. Основные изменения по сравнению с базовым Ил-86 заключались в несколько более длинных крыльях и увеличенном запасе топлива. Проект Ил-86Д в конечном итоге свернули, но он заложил основу для Ил-96, а новый дизайн сильно напоминает старый Ил-86. Новый Ил-96 отличался более крупными крыльями, укороченным фюзеляжем, новой современной авионикой и системами и, что, пожалуй, самое главное, новым двухконтурным турбовентиляторным двигателем ПС-90А, который значительно снизил расход топлива и увеличил общие характеристики. Прототип совершил первый полет 20 сентября 1988 года, самолет был сертифицирован в 1992 году. Аэрофлот начал пассажирские перевозки в 1993 году. В июне 2005 года Группа «Волга-Днепр» подписала 15-летнее финансовое соглашение с Финансовой корпорацией «Ильюшин» (IFC) на поставку самолетов. два новых самолета Ил-96-400Т будут эксплуатироваться дочерней компанией "Волга-Днепр" Грузовые перевозки ЭйрБридж . Первый должен был быть доставлен в конце 2006 года. [ 3 ]
Газета Кубы правительства «Гранма» объявила 3 января 2006 года о первом официальном полете кубинского Ил-96-300 из Гаваны в Буэнос-Айрес , Аргентина . [ 4 ]
11 августа 2009 года министр промышленности и торговли России Виктор Христенко объявил о прекращении производства Ил-96-300. В частности, Ил-96-300 был признан уступающим аналогам от Boeing и Airbus , а производитель не смог наладить коммерчески выгодное серийное производство, производя всего один самолет в год. [ 5 ] Грузовой вариант Ил-96-400Т должен был остаться в производстве.
9 октября 2015 года было объявлено о возможности производства обновленной версии Ил-96. Такое решение было принято из-за сложившейся дипломатической ситуации между Россией и Западом, а также зависимости российской аэрокосмической отрасли от Airbus и Boeing. [ 1 ] В сентябре 2017 года вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации России Александр Туляков объявил о начале разработки широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета на 250–280 мест в партнерстве с китайскими строителями. [ нужна ссылка ] Самолет станет развитием Ил-96 российской разработки и будет собираться в Китае. В России будет построен новый инжиниринговый центр для производства техники и электроники.
В марте 2022 года, после международных санкций во время российско-украинской войны , генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов объявил о масштабном перезапуске производства Ил-96. [ 6 ]
Дизайн
[ редактировать ]Ил-96 — это укороченная, дальнемагистральная и передовая технологическая разработка первого широкофюзеляжного авиалайнера Советского Союза Ил -86 . Он оснащен сверхкритическими крыльями , оснащенными винглетами , стеклянной кабиной и электродистанционной системой управления. Базовый Ил-96-300 оснащен современной российской авионикой, включающей шесть многофункциональных цветных ЖК-дисплеев, системы инерциальной и спутниковой навигации, а также систему предотвращения столкновений (включая режим «S»). Это позволяет эксплуатировать самолет двумя членами экипажа . Авионика соответствует современным требованиям на международных маршрутах Европы и Северной Америки (RNP-1) и позволяет осуществлять навигацию и посадку в условиях CAT III/A ИКАО. Ил-96 предлагается в трех основных модификациях: Ил-96-300, Ил-96М/Т и Ил-96-400. [ нужна ссылка ]
Ил-96-300 имеет стандартную пассажировместимость 262 места в двухклассной компоновке: 18 мест с шагом сидений 54 дюйма (140 см) и 244 места с шагом 32 дюйма (81 см), из них типичное количество посадочных мест - 3–3–3 (планировка), но возможны сидения с низкой плотностью сидения - 2–4–2 (планировка). камбузы На верхней палубе расположены , а на нижней палубе могут разместиться 18 контейнеров ЛД-3 и зоны отдыха экипажа.
Варианты
[ редактировать ]Существует два варианта Ил-96. Ил-96-300 введен в эксплуатацию в 1985 году, принят на вооружение в 1993 году. Ил-96М введен в эксплуатацию в 1993 году, принят на вооружение в 2000 году.
Ил-96-300
[ редактировать ]Ил-96-300 является исходным вариантом и оснащен ТРДД «Авиадвигатель» (Соловьев) ПС-90А с тягой 16 000 кгс (157 кН , 35 300 фунтов силы ). Разработка началась в середине 80-х годов, а первый прототип поднялся в воздух 28 сентября 1988 года. Первый Ил-96 поступил на вооружение Аэрофлота в 1993 году. [ нужна ссылка ] Дальность полета с 262 пассажирами и запасом топлива (для пребывания 75 минут на высоте 450 м) в двухклассной конфигурации составляет около 11 000 км (5 940 морских миль), что позволяет выполнять полеты из Москвы в города западного побережья США , что является большим улучшением по сравнению с самолетом «Ильюшин». Ил-86.
Ил-96-300ПУ
[ редактировать ]Модифицированная версия Ил-96-300, получившая название Ил-96-300ПУ, используется в качестве основного самолета в авиационном парке президента России . Четыре из них использовались президентом России Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым в качестве VIP-самолетов. VIP-самолет эксплуатируется Государственной транспортной компанией России . [ 7 ] Кубинское руководство использует Ил-96-300.
96-300В
[ редактировать ]Планировалось создать вариант Ил-96-300В с двумя трапами . [ 8 ]
Ил-96М
[ редактировать ]Ил-96М — удлиненный вариант Ил-96-300. Он имеет удлиненный фюзеляж 10 м (30 футов), тяжелее на 15 тонн (33 000 фунтов), оснащен авионикой западного типа и оснащен четырьмя двигателями Pratt & Whitney PW2337 с тягой 165 кН (37 000 фунтов силы). . Дальность полета с 312 пассажирами в трехклассной конфигурации или полезной нагрузкой 92 тонны (203 000 фунтов) составляет около 10 400 км (5 600 миль). Это превратило его в настоящего, но гораздо более функционального преемника Ил-86. Разработка варианта M/T застопорилась, когда Экспортно-импортный банк США приостановил переговоры о финансировании двигателей и авионики из-за давления со стороны Boeing . Позже спор был урегулирован после заказа Аэрофлотом десяти самолетов Boeing 737-400, размещенного в апреле 1997 года в рамках сделки на сумму 440 миллионов долларов США, по которой российское правительство предоставило освобождение от налогов. Тем не менее, финансирование было снова заблокировано, когда четыре самолета Boeing 767-300ER, также заказанные «Аэрофлотом», не попали в предоставленное освобождение. Сделка так и не была реализована.
Ил-96-400Т
[ редактировать ]Это грузовая версия Ил-96-400. Он оснащен четырьмя двигателями «Авиадвигатель ПС-90А1» . [ 9 ]
Было построено всего несколько самолетов Ил-96-400Т, большая часть которых до недавнего времени находилась на хранении. Однако санкции против России со стороны Boeing и Airbus изменили ситуацию, и в декабре 2023 года компания Sky Gates, принадлежащая Red Wings, арендовала Ил-96-400Т и начала использовать его для перевозки грузов в Россию и из России. [ 10 ] Перед сдачей в аренду самолет прошел капитальный ремонт, чтобы обеспечить его соответствие стандартам летной годности. Российские СМИ предполагают, что второй Ил-96-400Т в настоящее время находится на капитальном ремонте и он также будет сдан в аренду компании Sky Gates в начале 2024 года, как только капитальный ремонт будет завершен. [ 11 ] [ 12 ]
Ил-96-400
[ редактировать ]Ил-96-400 аналогичен Ил-96М, но оснащен российскими авионикой и двигателями. Он оснащен четырьмя ТРДД «Авиадвигатель ПС-90А1» и может перевозить до 436 пассажиров. Типичная двухклассная конфигурация рассчитана на 386 пассажиров. Запас хода с 315 пассажирами в трехклассной конфигурации составляет около 10 000 км. [ 13 ] В пятницу, 19 марта 2010 года, газета Wall Street Journal сообщила, что специальная версия, получившая название Ил-96-400ВТ, будет участвовать в торгах по контракту программы танкеров ВВС на сумму 40 миллиардов долларов США. [ 14 ] В феврале 2013 года Кубана подписала контракт на заказ трёх 350-местных Ил-96-400. [ 15 ]
96-400ВПУ
[ редактировать ]Один модифицированный Ил-96-400, Ил-96-400ВПУ, переоборудуется в качестве воздушно-десантного командного пункта ВКС России в рамках «Проекта Звено-3С», требующего ввода в эксплуатацию двух таких самолетов для замены нынешних. Самолеты на базе Ил-80 . [ 16 ]
96-400М
[ редактировать ]В феврале 2017 года было объявлено, что российская Объединенная авиастроительная корпорация подписала контракт со своим дочерним авиационным комплексом «Ильюшин» на разработку новой версии широкофюзеляжного пассажирского авиалайнера Ил-96-400, который будет конкурировать с Boeing 777-9 и Аэробус А350-1000 . Ил-96-400М — пассажирская версия грузового самолета Ил-96-400Т. Его фюзеляж на 9,65 м длиннее существующего пассажирского варианта Ил-96-300. Планируемая пассажировместимость нового салона составит 390 пассажиров. [ 17 ] [ 18 ] В 2017 году правительство России вложило в Ил-96-400М 3,6 млрд рублей (57,4 млн долларов США). [ 19 ]
К январю 2020 года планер первого испытательного полета находился в окончательной сборке, крыло и фюзеляж были соединены, что должно было быть завершено в конце 2020 года перед первым полетом в 2021 году. [ 20 ] но к апрелю 2021 года было объявлено, что самолет не поступит в массовое производство, как ожидалось, из-за «отсутствия интереса со стороны авиакомпаний и простоя дальнемагистрального парка во всем мире из-за пандемии». [ 21 ] Тем не менее, из-за санкций 15 августа 2022 года было объявлено, что запланирован первый полет Ил-96-400М. [ 22 ] 7 июня 2023 года Объединенная авиастроительная корпорация представила будущий широкофюзеляжный пассажирский авиалайнер России. Свой первый полет он совершил 1 ноября 2023 года. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Ил-96-400ТЗ
[ редактировать ]В январе 2015 года был предложен новый вариант заправщика Ил-96, получивший обозначение Ил-96-400ТЗ (по-русски: ТЗ от топливозаправщик - пополнитель топлива), при этом первоначальный заказ на два самолета разместил Министерство обороны России. [ 26 ] Новый танкер мог бы перевезти более 65 тонн (Ил-78М — 40 тонн) топлива на расстояние до 3500 км (Ил-78М — 3000 км). На самолет должны были быть установлены универсальные авиационные системы дозаправки ОРМ-1, апробированные на существующих боевых самолетах-заправщиках Ил-78/78М. [ 27 ] По словам заместителя министра обороны России Алексея Криворучко, заводские испытания Ил-96-400ТЗ планируется завершить в мае 2020 года. [ 28 ] Однако ранее это было отменено из-за разногласий между МО РФ и Ильюшиным. [ 29 ] и в пользу хорошо зарекомендовавшей себя платформы Ил-76МД-90А, которой является Ил-78М-90А.
Ил-96-500Т
[ редактировать ]Проектируется грузовая версия Ил-96 с увеличенным фюзеляжем для перевозки негабаритных грузов.
Ил-96-550
[ редактировать ]Проектируется двухпалубный вариант Ил-96 на 550-600 пассажиров с винтовыми двигателями Кузнецова НК-93 . После летных испытаний в 2007 году двигатели сняли и дальнейшее развитие самолета не проводилось.
Двойной двигатель
[ редактировать ]По состоянию на 2018 год [update]Ильюшин прорабатывает новый вариант авиалайнера на базе Ил-96 с двумя двигателями ПД-35 «Авиадвигателя» тягой 340 кН (76 000 фунт -сила ), разработанными к 2025 году на базе ПД-14 , или с зарубежными силовыми установками. Целью будет снижение расхода топлива и затрат на техническое обслуживание . [ 30 ]
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]По состоянию на декабрь 2023 года нынешними эксплуатантами Ил-96 являются: [ 31 ]
Оператор | Тип самолета | В эксплуатации | Под заказ | Хранится |
---|---|---|---|---|
Кубинская авиация | Ил-96-300 | 1 [ нужна ссылка ] | – | 2 [ нужна ссылка ] |
Скай Гейтс Эйрлайнз | Ил-96-400Т | 1 | 1 | – |
Ильюшин | Ил-96-300 | 1 | – | – |
Россия (работает по поручению Правительства России ) | Ил-96-300 | 10 | – | 1 |
Воронежское авиационное производственное объединение | Ил-96-300 | 2 | 3 | – |
96-400М | 1 | – | ||
Ил-96-400Т | – | 1 | ||
Министерство обороны России | Ил-96-400ТЗ | 1 | – | – |
Общий | 16 | 3 | 6 |
Производство по годам
[ редактировать ]В следующем листе указано количество готовых самолетов за год с начала его производства: [ 32 ] [ 33 ]
Год | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Прод | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 |
Год | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Прод | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]За всю историю эксплуатации Ил-96 аварий, повлекших за собой гибель пассажиров или экипажа, не было. [ нужна ссылка ]
- В 2005 году Россия приостановила полеты пассажирских самолетов Ил-96-300 на неопределенный срок после того, как транспортные инспекторы указали на неисправности в тормозных системах самолетов. Решение было принято всего через несколько недель после того, как технический сбой в самолете Ил-96-300 вынудил президента России Владимира Путина лететь на запасном самолете во время визита в Финляндию. [ 34 ]
- 3 июня 2014 года RA-96010 Аэрофлота выведенный из эксплуатации самолет Шереметьево был поврежден и не подлежал экономическому ремонту в результате пожара во время стоянки на складе в международном аэропорту в Москве . [ 35 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Вариант | Ил-96-300 | Ил-96М | Ил-96Т | Ил-96-400 |
---|---|---|---|---|
Экипаж кабины | 3 | 2 | 2/3 | |
Сиденья (1/2/3-класс) | 237/263/300 | 307/340/420 | 315/386/436 | |
Грузоподъемность | 25 т | 776 м 3 | 196 м 3 | |
LD3 емкость | 16 | 32 | ||
Длина | 55,35 м (181 футов 7 дюймов) | 64,69 м (212 футов 3 дюйма) | 63,93 м (209 футов 9 дюймов) | |
Крыло | Пролет 60,12 м (197 футов 3 дюйма), 350 м 2 (3767,9 футов²), стреловидность 30° | |||
Фюзеляж | Диаметр 6,08 м (19,94 фута), ширина кабины 5,70 м (18,70 фута) [ 37 ] | |||
Высота | 17,55 м (57 футов 7 дюймов) | |||
ОЙ | 120,4 т (265 198 фунтов) | 132,4 т (291 630 фунтов) | 116,4 т (256 387 фунтов) | 122,3 т (269 383 фунта) |
МВВ | 250 т (551000 фунтов) | 270 т (595 000 фунтов) | 270 т (594 713 фунтов) | 265 т (583700 фунтов) |
Макс. полезная нагрузка | 40 т (88 105 фунтов) | 58 т (127 753 фунта) | 92 т (202 643 фунта) | 58 т (127 753 фунта) |
Запас топлива | 152 620 л (40 322 галлона США ) | |||
Двигатели (×4) | Авиадвигатель ПС-90 А [ а ] | PW2037 | PW2337 или PS-90A1 | ПС-90А1 [ б ] |
Упор (×4) | 156,9 кН (35 242 фунта-силы) | 170,1 кН (38 250 фунтов силы) | 166,8 кН (37 500 фунтов силы) | 170,7 кН (38 326 фунтов силы) |
Круиз | 0,78–0,84 Маха / 850–870 км/ч / 459–469 узлов TAS; 13 100 м (43 000 футов) Потолок | |||
Диапазон | 10 000 км (5 400 миль ) [ с ] [ 39 ] | 11 482 км (6 195 миль) [ д ] [ 40 ] | 9700 км (5237 миль) [ и ] [ 40 ] | 10 000 км (5 400 миль) [ ж ] [ 41 ] |
Разбег (MTOW) | 2340 м (7677 футов) | 3000 м (9843 футов) | 2700 м (8858 футов) | 2700 м (8858 футов) |
Посадочный разбег | 860 м (2821 фут) | 1800 м (5906 футов) | 1650 м (5511 футов) | 1650 м (5511 футов) |
- ^ Все ТРДД ПС-90А могут быть модернизированы до новой версии ПС-90А2 с FADEC последнего поколения западного дизайна и многими другими улучшениями. Затраты на техническое обслуживание сокращаются на 40%. Расход топлива (SFC) этой версии эквивалентен нынешним западным турбовентиляторным двигателям. Вариант ПС-90А2 соответствует правилам ETOPS-180, ICAO-4 и AP-33 (эквивалент FAR-33/JAR-33). Максимальная тяга – 16 000 кг или 18 000 кг. [ 38 ]
- ^ Ильюшин не исключил возможность установки других двигателей (PW, RR или CFM) в зависимости от количества запросов заказчиков.
- ^ Полезная нагрузка 30 тонн
- ^ Полезная нагрузка 30 тонн
- ^ Полезная нагрузка 58 тонн
- ^ 315 пассажиров
Авионика
[ редактировать ]На самолете установлены следующие системы, обеспечивающие соответствие рекомендациям ICAO и требованиям Евроконтроля :
- Интегрированный пульт управления связью и навигацией, а также система управления полетом.
- Модернизированный EFIS с ЖК-индикаторами.
- Инерциальная навигационная система
- Система предупреждения о приближении к земле
- ТКАС
- СЕЛКАЛ
- Метеорологический радар
- Система адресации и передачи сообщений авиационной связи со спутниковой связью .
- Регистратор полетных данных и диктофон в кабине экипажа
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "В России воссоздадут конкурента Boeing и Airbus" . Новости Mail.Ru . Archived from the original on 2015-12-24 . Retrieved 2015-11-09 .
- ^ "✈ russianplanes.net ✈ наша авиация" .
- ^ «Группа «Волга-Днепр» заказала два новых самолета Ил-96-400Т» . ГРУППА ВОЛГА-ДНЕПР . 27 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2007 г. Проверено 29 марта 2014 г.
- ^ Гомес Люсия, Хулио (3 января 2006 г.). «Realiza su primer vuelo oficial IL 96-300 de» (на испанском языке). Гранма. Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года.
- ^ Колобков, Сергей (11 августа 2009 г.). «Недолговечный Ил-96-300» . РБК Daily. Архивировано из оригинала 14 августа 2009 года . Проверено 1 августа 2009 г.
- ^ «России необходимо в сжатые сроки начать серийное производство гражданских самолетов – глава Ростеха» . interfax.com . 17 марта 2022 г.
- ^ «Производственный список Ильюшина Ил-96» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2015 года . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ Александр, Артемьев. "ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ-96-300—Крылья сверхдержавы" [LONGHIP PASSENGER AIRCRAFT IL-96-300 - Wings of a superpower]. www.e-reading.club (in Russian).
- ^ "Ил-96-400Т—ПАО "Ил" " . www.ilyushin.org .
- ^ Камински-Морроу2023-12-15T13:59:00+00:00, Дэвид. «Red Wings воскрешает Sky Gates и грузовой самолет Ил-96-400Т для налаживания грузового бизнеса» . Полет Глобал . Проверено 24 декабря 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Джеффри, Ребекка (15 декабря 2023 г.). «Red Wings начинает грузовые авиаперевозки после поглощения Sky Gates» . Новости грузовых авиаперевозок . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ «Авиакомпания Sky Gates получила отремонтированный самолет Ил-96-400Т – RuAviation» . 01.12.2023 . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Ил-96-400» . Ильюшин. Архивировано из оригинала 19 сентября 2008 года.
- ^ Джон Пайк. «Воздушный танкер Ил-96-400ВТ» . Проверено 26 декабря 2014 г.
- ^ «Кубана покупает Ан-158 и Ил-96-400» . 22 февраля 2013 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года . Проверено 26 декабря 2014 г.
- ^ "В России создадут два новых «самолета Судного дня»" . Retrieved 25 July 2021 .
- ^ Инсайдер, Авиация России (14 февраля 2017 г.). «Усовершенствованный авиалайнер Ил-96 полетит в 2019 году — новости российской авиации» . rusaviainsider.com . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ «ВАСО к 2019 году построит пассажирский Ил-96-400М» . 15 августа 2016 г.
- ^ Владимир Карнозов (9 июля 2018 г.). «Кремль активизирует усилия по «коренизации» SSJ100» . АЙН онлайн .
- ^ Дэвид Камински-Морроу (10 января 2020 г.). "Крылья состыкованы с летно-испытательным Ил-96-400М" . Флайтглобал .
- ^ "Проект российского «убийцы Боинга» закончился провалом" . finanz.ru . 16 April 2021. Archived from the original on 16 April 2021 . Retrieved 17 April 2021 .
- ^ "ОАК обсуждает с "Аэрофлотом" вопрос поставки Ил-96-300 и Ил-96-400М" . TASS (in Russian). 15 August 2022.
- ^ «Российская ОАК выкатила удлиненный пассажирский авиалайнер Ил-96 | Сеть Aviation Week» . Aviationweek.com . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Хомма, Антон (8 июня 2023 г.). «ОАК выкатывает Ил-96-400М» . www.scramble.nl . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «Опытный самолет Ил-96-400М совершил первый полет» . ТАСС . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «МАКС: Россия продлевает производство Ил-96 на несколько лет» . Флайтглобал. 27 августа 2015 года . Проверено 31 августа 2015 г.
- ^ "Минобороны России закупит новые самолеты-топливозаправщики" . function.mil.ru . Retrieved 3 July 2015 .
- ^ "Заводские испытания топливозаправщика Ил-96-400ТЗ завершат в мае" (in Russian). RIA Novosti . 3 February 2020 . Retrieved 3 February 2020 .
- ^ "Министерство обороны России отказалось от разработки дальнего воздушного заправщика Ил-96-400ТЗ, - сообщает газета "Известия"" . Известия, через Air Recognition. Май 2018.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (9 февраля 2018 г.). «Ильюшин изучает двухмоторный вариант Ил-96» . Флайтглобал .
- ^ "Самолёты Ильюшин Ил-96 — реестр" . RussianPlanes.net (in Russian) . Retrieved 2023-10-29 .
- ^ «Производственный список Ильюшина Ил-96» . planespotters.net . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Ильюшин Ил-96 . russianplanes.net (на русском языке) . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Бигг, Клэр (8 апреля 2008 г.). «Россия: Самолеты Ильюшина приостановили полеты после того, как в самолете Путина произошел сбой» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Градецкий, Симон. «Авария: Ил-96 Аэрофлота в Москве 3 июня 2014 года загорелся на стоянке» . Авиационный вестник . Проверено 3 июня 2014 г.
- ^ «Ил-96-300» . ИЛЬЮШИН, компания ОАК . Проверено 29 марта 2014 г.
- ^ «Полет – новости авиационной отрасли, вакансии в авиации и подбор персонала» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 г. Проверено 20 декабря 2009 г.
- ^ «Семейство турбовентиляторных двигателей для региональных самолетов» . avid.ru. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 28 июня 2009 г.
- ^ «Ильюшин Ил-96-300» . авиалайнеры.нет . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Ильюшин Ил-96М и Ил-96Т» . авиалайнеры.нет . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Ильюшин Ил-96 400» . aerocorner.com . Проверено 15 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ильюшин ХП (Ил-96-300)
- Воронежский авиастроительный завод (Ил-96-300). Архивировано 18 января 2012 г. в Wayback Machine (на русском языке).
- Воронежский авиастроительный завод (Ил-96-400). Архивировано 18 января 2012 г. в Wayback Machine (на русском языке).
- Ильюшин Финанс Ко. (Ил-96)
- Список производства/заказов Ил-96 со статистикой