Авиабаза Чинг Чуан Кан
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2010 г. ) |
Авиабаза Чинг Чуан Кан | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
База ВВС Цинцюаньган | |||||||
Часть ВВС США и ВВС Тайваня. | |||||||
Расположен в Тайчжуне ( Тайвань ). | |||||||
Координаты | 24°16′ с.ш. 120°37′ в.д. / 24,26° с.ш. 120,62° в.д. | ||||||
Тип | Авиабаза | ||||||
Информация о сайте | |||||||
Владелец | Штаб командования ВВС | ||||||
Контролируется | ВВС Китайской Республики Армия Китайской Республики ВВС США (1957-1979) | ||||||
История сайта | |||||||
Построен | 1954 | ||||||
Построено | Тайвань Соединенные Штаты | ||||||
В использовании | 1957 – настоящее время | ||||||
Битвы/войны | Вьетнамская война | ||||||
Информация об аэродроме | |||||||
Идентификаторы | ИАТА : RMQ, ИКАО : RCMQ | ||||||
Высота | 203 м (663 фута) над уровнем моря | ||||||
|
Авиабаза Чинг Чуан Кан ( китайский : 清泉崗空軍基地 , CCK ) — база ВВС Китайской Республики (ROCAF), расположенная в Тайчжуне , Тайвань . Здесь находится 3-й тактический истребительный авиаполк с тремя эскадрильями AIDC F-CK-1 Ching-kuo истребителей . Он также используется армейским командованием воздушно-десантных и специальных операций.
Авиабаза Чинг Чуан Кан используется совместно с международным аэропортом Тайчжун ( IATA : RMQ , ICAO : RCMQ ).
История
[ редактировать ]Предшественник авиабазы CCK был построен в 1936 году, во время японского правления , в окрестностях Кокана (яп. 公館), отсюда и прежнее название аэропорта Кокан . Строительство аэродрома началось в 1954 году, и ему был присвоен высший приоритет из нескольких проектов, начатых после того, как в середине 1950-х годов ситуация между Тайванем и материковым Китаем стала напряженной. Авиабаза была переименована в авиабазу Чинг Чуан Кан 20 марта 1966 года в память о армии Китайской Республики генерале Цю Цинцюане и с тех пор была известна на всем театре военных действий под своими инициалами CCK. Сообщается, что на конец 1990-х годов самая длинная взлетно-посадочная полоса CCK имела длину 12 000 футов (3700 м).
Тайвань получил первую партию американских истребителей F-104 Starfighter в 1960–61 годах и в конечном итоге получил более 200 таких самолетов, все из которых были выведены из эксплуатации в начале 1990-х годов. Истребители эксплуатировались 2-м/499-м тактическим истребительным авиаполком в Синьчжу , 3-м/427-м TFW на авиабазе Чинг Чуан Кан и 5/401-м тактическим объединенным авиаполком в Таоюане.
В мае 1999 года сообщалось, что Китай построил копию Ching Chuan Kang AB на участке недалеко от аэропорта Динсинь ( 40 ° 22'44 "N 99 ° 53'24" E / 40,379 ° N 99,89 ° E ) в северо-западной провинции Ганьсу, предположительно для обучения подразделений, которым будет поручено атаковать тайваньский объект в случае конфликта. [ 1 ]
На базе в настоящее время также размещены ударные вертолеты AH-1W 602-й армейской бригады. [ 2 ]
Базовые подразделения
[ редактировать ]- 3-й тактический истребительный авиаполк
- Центр оценки военных исследований
- 7-я тактическая истребительная эскадрилья - AIDC F-CK-1 Цзин-куо
- 28-я тактическая истребительная эскадрилья - AIDC F-CK-1 Цзин-куо
- 3-я группа технического обслуживания и снабжения
- 3-я базовая группа обслуживания
- 3-я эскадрилья военной полиции
- Командование ПВО и артиллерии ВВС
- 795-я зенитно-ракетная бригада
- 63-й батальон - МИМ-104 Патриот
- 795-я зенитно-ракетная бригада
Использование ВВС США
[ редактировать ]Во время холодной войны CCK использовался ВВС США в качестве вспомогательной установки Командования обороны Тайваня США . В то же время это была также крупнейшая авиабаза американских военных, дислоцированная на Тайване, на которой дислоцировалось около 6000–8000 американских военнослужащих.
В 1954 году Консультативная группа военной помощи США Тайваню на базе дислоцировалась (MAAG, Тайвань).
Использование базы ВВС США началось в 1958 году с развертывания двенадцати истребителей Lockheed F-104 Starfighter из 83-й эскадрильи истребителей-перехватчиков во время кризиса в Кемойе . Кризис был разрешен мирным путем, и самолеты были возвращены в США.
С августа 1958 года по январь 1959 года 51-й авиаполк истребителей-перехватчиков перебросил восемь F-86D на авиабазу Чинг Чуан Кан на Тайване для выполнения боевых задач по воздушной поддержке Вооруженных сил Китайской Республики.
В феврале 1960 года, после обследования баз ВВС США на Тайване, было решено, что Kung Kuan AB лучше всего соответствует потребностям тактических подразделений ВВС США.
С 10 по 20 мая 1960 года самолеты 67-го тактического разведывательного авиаполка были переброшены на авиабазу Кунг Куан (позже Чинг Чуан Кан). [ 3 ]
С 20 мая по 13 июня 1960 года Тактическое авиационное командование (TAC) перебросило 474-й тактический истребительный авиаполк 428 -й тактической истребительной эскадрильи с базы ВВС Неллис , штат Невада , на авиабазу Кунг Куан.
С 4 по 14 июня 1960 года 18-й тактический истребительный авиаполк перебросил самолеты с авиабазы Кадена на Окинаве на авиабазу Кунг-Куан.
4-11 декабря 1960 года 405-й истребительный авиаполк перебросил F-102 Delta Dagger с авиабазы Кларк на Филиппинах на авиабазу Кунг-Куан.
14–28 марта 1961 года 18-й тактический истребительный авиаполк перебросил 15-ю тактическую разведывательную эскадрилью с авиабазы Кадена , Окинава, на авиабазу Кунг-Куан, Тайвань, с McDonnell RF-101 Voodoo . [ 4 ]
18–25 апреля 1961 года 18-й тактический истребительный авиаполк перебросил отряд 12-й тактической истребительной эскадрильи с авиабазы Кадена , Окинава, на авиабазу Кунг-Куан с североамериканскими F-100 Super Sabre .
11–24 мая 1961 года 39-я авиационная дивизия, базировавшаяся на авиабазе Мисава , Япония, перебросила оперативную группу разведывательных самолетов на авиабазу Кунг-Куан, Тайвань.
1 августа - 30 сентября 1961 года F-102 Delta Dagger из 509-й эскадрильи истребителей-перехватчиков были переброшены с авиабазы Кларк на авиабазу Кунг Куан в рамках операции BIG TRUCK.
6–12 марта 1962 г. самолет 18-го тактического истребительного авиаполка был переброшен на авиабазу Кунг-Куан. Там они участвовали в учениях FLYING TIGER, проходивших с 10 по 17 марта, 8-й тактический истребительный авиаполк также был переброшен с авиабазы Итадзуке , Япония, на авиабазу Кунг Куан.
20-27 февраля 1963 года 510-я тактическая истребительная эскадрилья поддерживалась 1-м отрядом 6214-й группы авиабаз Кунг Куан AB во время ее развертывания на Тайване. [ 5 ]
21 февраля 1963 года 405-й истребительный авиаполк направил F-102 Delta Dagger на авиабазу Кунг Куан для участия в SKY SOLDIER III.
13 марта - 15 мая 1963 года 67-я тактическая истребительная эскадрилья поддерживалась отрядом 1 6214-й группы авиабазы на авиабазе Кунг Куан для ее переброски на Тайвань с республиканскими F-105 Thunderchief .
17–27 марта 1964 года 15-я тактическая разведывательная эскадрилья была переброшена с авиабазы Кадена на авиабазу Кунг-Куан для выполнения разведывательных задач, оснащенная McDonnell RF-101 Voodoo .
В апреле 1965 года 479-й тактический истребительный авиаполк на авиабазе Джордж в Калифорнии перебросил в CCK две эскадрильи F-104C (434-ю и 435-ю TFS).
17 апреля 1965 года генерал Уильям Х. Бланшар , заместитель начальника штаба ВВС США, посетил авиабазу Чинг Чуан Кан. Он официально открыл новую столовую на 1000 человек.
2 февраля 1966 года в ССК была создана 6217-я группа боевого обеспечения. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Ниже приведены подразделения, которые 479-й тактический истребительный авиаполк когда-то дислоцировался на авиабазе Чинг Чуан Кан на Тайване:
- 434-я тактическая истребительная эскадрилья (апрель 1965 - октябрь 1965) (F-104C)
- 435-я тактическая истребительная эскадрилья (12 октября 1965 - 21 декабря 1965) (F-104C)
тактическое авиационное командование передало в CCK 314-е авианосное крыло с поставщиками Fairchild C-123 и Lockheed C-130 Hercules 22 января 1966 года с авиабазы Сьюарт , штат Теннесси , . Известными эскадрильями были:
- 50-я тактическая воздушная эскадрилья (C-130E) (февраль 1966 г. - май 1971 г.) (хвостовой код DE)
- 345-я тактическая воздушная эскадрилья (C-130E) (февраль 1966 г. - май 1971 г.) (хвостовой код DH)
- 346-я тактическая воздушная эскадрилья (C-130E) (март 1969 - май 1971) (хвостовой код DY)
- 776-я тактическая воздушная эскадрилья (C-130E) (февраль 1966 г. - май 1971 г.) (хвостовой код DL)
Эти самолеты оставались на базе для обеспечения пассажирских и грузовых авиаперевозок на Дальнем Востоке, а также боевых воздушных перевозок в Юго-Восточной Азии. 314-й TAW вернулся на авиабазу Литл-Рок , штат Арканзас , в 1971 году. 314-й полк был заменен Тихоокеанских ВВС 374-м тактическим воздушным транспортным крылом 31 мая 1971 года и переведен из авиабазы Наха на Окинаве, а CCK стал основным вспомогательным складом в Азии для Тактический самолет базирования на театре военных действий. Известными эскадрильями были:
- 21-я тактическая воздушная эскадрилья (C-130E) (май 1971 г. - ноябрь 1973 г.) (хвостовой код DY)
- 37-я тактическая воздушная эскадрилья (C-130E) (декабрь 1971 г. - март 1973 г.)
- 50-я тактическая воздушная эскадрилья (C-130E) (май 1971 г. - ноябрь 1973 г.) (хвостовой код DE)
- 345-я тактическая воздушная эскадрилья (C-130E) (май 1971 г. - ноябрь 1973 г.) (хвостовой код DH)
- 776-я тактическая воздушная эскадрилья (C-130E) (май 1971 г. - ноябрь 1973 г.) (хвостовой код DL)
374-й полк по-прежнему активно поддерживал операции в Юго-Восточной Азии , а также продолжал регулярные воздушные перевозки в других регионах. За одну из гуманитарных миссий крыла - помощь при наводнении на Филиппинах - оно было удостоено награды Президента Филиппинской Республики в 1972 году. В марте 1973 года крыло оказало поддержку операции «Возвращение домой» - репатриации американских пленных из Ханоя, Северный Вьетнам.
Увеличение количества боевых вылетов B-52 Arc Light над Вьетнамом потребовало перебазирования дополнительных KC-135, которые обеспечивали поддержку истребителей PACAF. ВВС США В феврале 1968 года 4220-я авиационная дозаправочная эскадрилья Стратегического авиационного командования была переброшена в CCK, доставив танкеры KC-135, ранее базировавшиеся на базе RTAFB Тахли в Таиланде и авиабазе Кадена на Окинаве .
KC-135 были передислоцированы, чтобы позволить увеличить количество операций B-52 в У-Тапао и развертывание F-111 в Тахли. Перемещение КС-135 в Чинг Чуан Кан повысило их эффективность, поскольку они будут базироваться ближе к местам дозаправки во Вьетнаме. [ 9 ] [ 10 ] Кроме того, аэродроме Королевского военно-морского флота Таиланда У-Тапао к февралю 1968 года пять самолетов радиорелейной связи, базирующихся на , были переброшены в Чинг Чуан Канг вместе с примерно 450 дополнительными военнослужащими ВВС США.
21 марта 1968 года, после того как самолет-разведчик SR-71 Blackbird № 61-17974 1-й стратегической разведывательной эскадрильи 9- го стратегического разведывательного крыла завершил сверхзвуковую высотную разведывательную операцию против Северного Вьетнама из-за плохой погоды на авиабазе Кадена Эйр. База на Окинаве , два самолета Под прикрытием антенны KC-135Q танкер, он рано приземлился на авиабазе Чинг Чуан Кан. В ходе процесса он также использовал позывной одного из самолетов KC-135Q, чтобы избежать слежки со стороны КНР . Когда он вошел на авиабазу Чинг Чуан Кан, пилоты SR-71 майор Джерри О'Мэлли и полковник Эд Пейн запросили у башни разрешение на посадку и приземлились посередине двух KC-135Q на скорости 175 узлов. транспортируется на авиабазу Йокота в Токио и сразу после приземления Отснятая пленка транспортёром С-130 транспортёром С-130 для обработки. Это также был первый стратегический самолет-разведчик дальнего действия, приземлившийся на Тайване. И вернулся на авиабазу Кадена 23 марта.
31 мая 1968 года 6217-я группа боевого обеспечения была расформирована.
Два Martin EB-57 Canberras из 347-го тактического истребительного авиаполка, базировавшегося на авиабазе Йокота, Япония, были переброшены в CCK в период с 29 ноября по 8 декабря 1968 года. Эти самолеты предоставили пилотам ПВО Китайской Республики возможность обнаруживать и перехватывать самолеты противника, использовавшие средства электронного противодействия. (ECM) оборудование.
5 декабря 1969 года C-130E из 50-й тактической воздушной эскадрильи 62-1800 разбился примерно в 6 милях (9,65 км) к югу от авиабазы Тайнань . 2 октября 1970 года самолет C-130 вылетел из аэропорта Суншань в Тайбэе с прибывающим персоналом ВВС в CCK. Он разбился через 6 минут после взлета на вершине горы, и все находившиеся на борту погибли. Этот самолет был одним из двух самолетов C-130, отправленных из CCK в аэропорт Суншань в Тайбэе для перевозки прибывающего персонала. Я был одним из счастливчиков, попавших на первый С-130 и служивших в ССК с октября 1970 года по декабрь. С 1972 года работал на криогенном заводе жидкого кислорода. 20 февраля 1972 года Lockheed HC-130 установил мировой рекорд [который до сих пор сохраняется] по дальности большого круга без приземления на турбовинтовом самолете длиной 8 732,09 миль (14 052,94 км), перелетев с авиабазы Чинг Чуан Кан на авиабазу Скотт , штат Иллинойс .
18- й тактический истребительный авиаполк базировавшийся на авиабазе Кадена , на Окинаве , с ноября 1972 года по май 1975 года содержал две эскадрильи самолетов McDonnell F-4C Phantom II .
6 ноября 1972 года 18-е авиакрыло направило истребители McDonnell Douglas F-4C/D Phantom II из 44-й истребительной эскадрильи и 67-й истребительной эскадрильи на авиабазу Чинг Чуан Кан до 31 мая 1975 года для оказания помощи Тайваню в защите от воздушных угроз со стороны Китая. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Ниже приведены подразделения, которые 18-й тактический истребительный авиаполк когда-то дислоцировался на авиабазе Чинг Чуан Кан на Тайване:
- 44-я тактическая истребительная эскадрилья (хвостовой код: ZL) (6 ноября 1972 г. - 10 апреля 1975 г.) (F-4C / D)
- 67-я тактическая истребительная эскадрилья (хвостовой код: ZG) (6 ноября 1972 г. - 31 мая 1975 г.) (EF-4C, F-4D)
В марте 1973 года численность американских военнослужащих, дислоцированных в CCK, составляла около 5000 человек.
16 сентября 1973 г. - самолет F-4C 44-й тактической истребительной эскадрильи разбился во время временной службы на Тайване; члены экипажа благополучно катапультировались.
15 октября 1973 года самолет EF-4C 63-7462 67-й тактической истребительной эскадрильи разбился вскоре после взлета с CCK AB.
13 ноября 1973 года 374-й полк TAW был переведен в авиабазу Кларк, Филиппины .
15 ноября 1973 года 6217-я группа боевого обеспечения была расформирована.
1 сентября 1974 года 6217-я группа боевого обеспечения была переименована в 6217-ю тактическую группу. [ 16 ] [ 17 ]
10 апреля 1975 года 44-я тактическая истребительная эскадрилья 18- го тактического истребительного авиаполка была выведена с авиабазы Чинг Чуан Кан в Тайчжуне, Тайвань, в общей сложности 24 истребителя McDonnell F-4C/D Phantom II и 450 пилотов и наземных экипажей на авиабазу Кадена. на Окинаве .
В мае 1975 года 67-я эскадрилья тактических истребителей была выведена из CCK AB, Тайвань, а последняя эскадрилья из 18 F-4C отправилась на авиабазу Кадена на Окинаве в период с 27 по 31 мая.
С 1 июня 1975 года в связи с выводом истребителей F-4 6217-я тактическая группа была реорганизована в 6217-ю эскадрилью авиабазы, а CCK AB была переведена в статус смотрителя . [ 18 ]
По состоянию на 31 июля 1975 года численность американских военнослужащих, дислоцированных на базе CCK AB, составляла 571 человек.
С 1977 года количество американских военнослужащих, дислоцированных на базе CCK AB, сократилось до 100.
1 января 1979 года США нормализовали отношения с Китайской Народной Республикой (КНР). 25 апреля 1979 г., что привело к спуску национального флага военнослужащими ВВС США и их уходу с базы. [ 19 ]
Самый длинный в мире рекорд дальности турбовинтового самолета
[ редактировать ]20 февраля 1972 года подполковник ВВС США Эдгар Эллисон и его летный экипаж установили признанный рекорд класса турбовинтовых самолетов - 8 732,09 миль (14 052,94 км) на дистанцию большого круга без приземления. Lockheed HC-130H ВВС США был переброшен с авиабазы Чинг Чуан Канг, Китайская Республика (Тайвань), на авиабазу Скотт , штат Иллинойс, США. По состоянию на 2018 год этот рекорд все еще стоит более 40 лет спустя. [ 20 ] [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Тактическое авиационное командование
- Стратегическое авиационное командование
- Тихоокеанские ВВС
- Список объектов ВВС США на Тайване
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О'ХАРА, КАРОЛИН. «Китай строит макет тайваньской авиабазы» . Foreignpolicy.com . Журнал внешней политики . Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ Цзявэнь, Ченг. «Таинственный самолет-разведчик Цинцюаньган» . udn.com . Юнайтед Дейли Ньюс . Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ «История ВВС США на Тайване 1960 года» . taipeiairstation.blogspot.co.nz . 29 января 2012 года . Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ «История ВВС США на Тайване 1961 года» . taipeiairstation.blogspot.co.nz . 3 февраля 2012 года . Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ «История ВВС США на Тайване 1963 года» . taipeiairstation.blogspot.co.nz . 18 февраля 2012 года . Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ «Переименование 6214-й группы поддержки в 6214-ю группу авиабазы. 6213-я эскадрилья поддержки в 6214-ю эскадрилью авиабазы, дезактивация 6217-й группы боевой поддержки» . Индекс истории ВВС США в реальном времени . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ «Аннотация, История группы боевого обеспечения 6217, январь – июнь 1967 г.» . Индекс истории ВВС США в реальном времени . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ «ВВС США ИСПОЛЬЗОВАЛИ АВИАБАЗУ ЧИНГ-ЧУАН-КАН (CCKAB) СОВМЕСТНО С ВВС КИТАЯ (CAF) В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ И КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ (КР)» . Индекс истории ВВС США в реальном времени. 1 января 1967 г.
- ^ «4220-я Эскадрилья ЗАПРАВОЧНИКОВ В ВОЗДУХЕ АКТИВИРОВАНА НА АВИАБАЗЕ ЧИНГ-ЧУАН-КАН (AB), ТАЙВАНЬ, 2 ФЕВРАЛЯ 68 ГОДА» . 1 февраля 1968 г.
- ^ «СОДЕРЖИТ ДАННЫЕ О ПЛАНЕ ТОПЛИВНОЙ ПОДДЕРЖКИ 15 ЛЕГКИХ САМОЛЕТОВ ARC KC-135, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЧИНГ-ЧУАН-КАНЕ, ТАЙВАНЬ, 30 СУДОВ B-52 НА БАЗЕ ВВС КАДЕНА, ОКИНАВА, И 5 САМОЛЕТОВ EC-135, РАСПОЛОЖЕННЫХ В У-ТАПАО, ТАИЛАНД» .
- ^ «JCS НАПРАВИЛА РАЗВЕРТЫВАНИЕ САМОЛЁТОВ F-4 НА ТАЙВАНЕ С ЦЕЛЬЮ ЗАЩИТЫ ТАЙВАНЯ/ПЕНХУСА ПОД КОМАНДО ДОМИНО» . Индекс истории ВВС США в реальном времени. 1 июля 1972 г.
- ^ «Боевой порядок 44-й истребительной эскадрильи ВВС» (PDF) . Агентство исторических исследований ВВС . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ «Боевой порядок 67-й истребительной эскадрильи ВВС» . Агентство исторических исследований ВВС . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ «JИЗМЕНЕНИЕ В МИССИИ ПОРУЧИЛО 327AF КООРДИНИРОВАТЬ ОПЕРАЦИИ И ПЛАНЫ ПВО С ВВС Китайской Республики (CAF) ДЛЯ СИСТЕМЫ ПВО ОБЩЕГО ТИХООКЕАНСКОГО КОМАНДОВАНИЯ (PACOM) ДЛЯ СОВМЕСТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ИЛИ ВВС США В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ» . Индекс истории ВВС США в реальном времени. 1 января 1974 г.
- ^ «ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ САМОЛЕТОВ F-4 ДЛЯ ПОМОЩИ ПВО ТАЙВАНЯ, ПРИВЕДИЛИ К РАЗВЕРТЫВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ. РЕАЛИЗОВАНА ПРОГРАММА ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖОВ F-4» . Индекс истории ВВС США в реальном времени. 1 июля 1973 г.
- ^ «Аннотация, История Тактической группы 6217, июль – сентябрь 74 г.» . Индекс истории ВВС . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ «6217CSG ПЕРЕНАЗНАЧЕНИЕ 6217TACG, 1 СЕНТЯБРЯ 74 г.» . Индекс истории ВВС США.
- ^ " "Резюме, История Тактической группы 6217, апрель – июнь 75 г." " . Индекс истории ВВС США в реальном времени . Проверено 3 апреля 2016 г.
- ^ «6217-Я Эскадрилья АВИАБАЗЫ ДЕАКТИВИРОВАНА 30.04.1979» . Индекс истории ВВС США в реальном времени.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 мая 2015 года . Проверено 10 мая 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Информационные бюллетени: Хронология ВВС США» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2013 года . Проверено 14 апреля 2016 г.
В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.
- Мартин, Патрик (1994). Хвостовой код: полная история маркировки хвостового кода тактических самолетов ВВС США. История военной авиации Шиффера. ISBN 0-88740-513-4 .
- Равенштейн, Чарльз А. (1984). История происхождения и почестей боевых крыльев ВВС 1947–1977 гг. Авиабаза Максвелл, Алабама: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-12-9 .
- Серийные номера самолетов USAAS-USAAC-USAAF-USAF — с 1908 г. по настоящее время.
- GlobalSecurity.org Авиабаза Чинг Чуан Кан
- Агентство исторических исследований ВВС