347 -й спасательный крыло
347 -й спасательный крыло | |
---|---|
![]() Эмблема 347 -го крыла спасения | |
Активный | 1948–2006 |
Страна | Соединенные Штаты |
Ветвь | ВВС США |
Тип | Боец (историческая - противовоздушная оборона, атака, запрет), специальные операции |
Занятия | Вьетнамская война [ 1 ] |
Украшения | Награда за выдающиеся подразделения ВВС с устройством боевого "V" Награда за выдающиеся подразделения ВВС [ 1 ] |


347 -й спасательный крыло является неактивным подразделением ВВС США . В последний раз он был назначен командованию специальных операций ВВС , размещенном на базе Moody Air Lists , штат Джорджия. Он был инактивирован 1 октября 2006 года.
История
[ редактировать ]- Для получения дополнительной линии и истории см. 347 -я группа спасения
Источник: [ 2 ]
Япония
[ редактировать ]
347 -я истребительская группа была переименована в 347 -й истребительный крыло (вся погода) и реактивирована в Японии 10 августа 1948 года в рамках ВВС Дальне -Востока 315 -го комплексного крыла для выполнения обязанностей противовоздушной обороны. Крыло было собрано из трех бывших эскадрильи Black Widow Night Widow Night Widow F-61B , 6-й, 418-й и 421-й. Эскадрильи были переимены 339 -й, 4 -й и 68 -й истребителей, соответственно. В августе 1948 года их обозначения были изменены на эскадрилья Fighter (All Weather), чтобы более внимательно идентифицировать их миссию.
4 -я истребительская (вся погода) эскадрилья (FS) была развернута и прикреплена к 51 -й истребительной группе на авиабазе Кадены , Окинава .
Срок полезного использования F-61 был продлен из-за проблем ВВС при выборе ночного/всепогодного истребителя с реактивным двигателем. Curtiss XP-87/XF-87 Blackhawk был запланированной заменой, однако проблемы в разработке привели к замене черной вдовы другим борцом, управляемым пропеллером, североамериканским F-82F/G Twin Mustang .
Двойные Мустанги начали прибывать в течение середины 1949 и 1950 года. 347-й FS был последним подразделением ВВС США, которая летала на Черной вдове, 339-й FS ушел в отставку свой последний F-61 в мае 1950 года, пропустив корейскую войну только на месяц. Полем Переизгнанный 347 -й боец - все погодное крыло 20 января 1950 года в Yokota AB. Инактивируется 24 июня 1950 года.
Переизился 347 -й тактический истребительный крыло (TFW) и реактивировано на авиабазе Йокота , Япония, 21 декабря 1967 года, и организованная 15 января 1968 года в рамках пятых ВВС , Тихоокеанских ВВС (PACAF). В Японии крыло выполняло миссии по обучению тактическим истребителям, воздушную разведку и операции на случай непредвиденных обстоятельств. Его операционные эскадрильи были следующими:
- 34th Tactical Fighter : 15 января 1968 г. - 15 марта 1971 года (развернуто в июне 1968 года - март 1971 года по 388th TFW, Korat Rtafb , Таиланд)
- 35 -й тактический боец : 15 января 1968 г. - 15 марта 1971 года (отдельно 22 марта - 10 июня 1968 года), (TC: GG, Кэпс Red Fin)
- 36 -й тактический боец : 15 января 1968 г. - 15 мая 1971 года. (TC: GL, Blue Fin Caps)
- 80 -я тактическая истребительская эскадрилья (TFS): 15 января 1968 г. - 15 марта 1971 года (не операционный 15 февраля - 15 марта 1971 года), (TC: GR, Caps Yellow Fin)
- 556-я тактическая разведка эскадрилья (TRS): 1 июля 1968 г.-15 мая 1971 г. Мартин EB/RB-57E Canberra , Lockheed C-130b-II, Солнечная долина) (B-57 Хвостовой код: GT, C-130BS UNCODED)
35-й, 36-й и 80-й TF были оснащены с McDonnell-Douglas F-4C Phantom IIS и управляли миссиями по обучению тактическим истребителям. 556 -й TFS управлял различными электронными военными и специальными операциями, которые занимаются классифицированным характером. 347-й TFW F-4C воздушные заводы будут вращаться TDY на 34-й TFS. Эскадрилья постоянно перенесла 388 -й TFW, март 1971 года.
В 1971 году США и Япония согласились с тем, что все боевые эскадрильи, базирующиеся в Йокоте, должны были быть переназначены, и Йокота стала не летающей станцией, организованной 475-м крылом авиабазы. 35 -й самолеты TFS были перенесены на 67 -й TFS/18 -й TFW, авиабаза Кадена Окинава . 36 -й TFS и 80 -й самолеты TFS были перенесены в 3 -й TFW, Кусан А.Б. , Южная Корея. 554-й TRS B-57 были переназначены в 363-й тактическое разведчительное крыло (TRW) в Shaw AFB , Южная Каролина . C-130 были сохранены в Йокоте и переназначены в входящее 475-й крыло воздушного база.
Горный дом AFB
[ редактировать ]
347-й TFW был активирован 15 мая 1971 года и оснащен заводской общей динамикой F-111F Aardvarks , заменив 67-е тактическое разведывательное крыло в качестве хозяина в Mountain Home AFB , штат Айдахо . 67 TFW переехал в июле 1971 года на базу ВВС Бергстрем, штат Техас. Оснащенный F-111F, 347-й прошел короткое пребывание в Mountain Home, проводя обучение F-111F до 1 октября 1972 года, когда 366 TFW переехал из Вьетнама в горный дом. По прибытии 366 -й TFW поглотил весь персонал и оборудование 347 -го TFW.
Операционные эскадрильи крыла были:
- 391 -й Tactical Fighter (июль 1971 - октябрь 1972 г.) (код хвоста: МО)
- 4589 -я тактическая истребительная эскадрилья (июль 1971 г. - октябрь 1971 г.) (код хвоста: MP)
389 -й Tactical Fighter (октябрь 1971 - октябрь 1972 г.) (код хвоста: MP/MO) - 4590 -я тактическая истребительная эскадрилья (июль 1971 г. - июнь 1972 г.) (Код хвоста: MQ)
390th Tactical Fighter (июнь - октябрь 1972 г.) (код хвоста: Мо)
4589 -й/4590 -й TF были предварительными единицами в ожидании передачи 389 -го TFS и 390th TF с 12 -го TFW и 366 -го TFW в Юго -Восточной Азии. Все три эскадрильи приняли код хвоста MO в рамках концепции Common Wing в июне 1972 года. 347 -й TFW был инактивирован 31 октября 1972 года.
Takhli rtafb
[ редактировать ]30 июля 1973 года 347-й тактическое истребительное крыло было реактивировано на базе ВВС Тахили (RTAFB), Таиланд, заменив 474-й тактическое истребительное крыло , которое вернулось в Nellis AFB , Невада , США и наследуя два квадрата 24 F-111. Каждая. Это были:
- 428 Тактическая истребительская эскадрилья "Buccaneers" (код хвоста: HG - красный хвостовой плавник)
- 429 -я тактическая истребительная эскадрилья "Черные соколы" (код хвоста: HG - Желтый хвостовой плавник)

428 -й TFS и 429 -й TFS продолжали проводить бомбардировки маяков и патологических операций в Камбодже в рамках 347 -го TFW до завершения боевых воздушных операций 15 августа 1973 года. [ 3 ] 15 августа последняя военная миссия эпохи Вьетнама была выполнена как последняя миссия постоянной охраны F-111A 67-113. [ 4 ] После прекращения огня крыло поддерживалось в готовом к бою статус для возможных действий на случай непредвиденных обстоятельств.
В течение января 1974 года министр обороны объявил о перестройке ресурсов Таиланда, когда к концу 1976 года в июне 1974 года в июне 1974 года в июне 1974 года два F-111S с 347-го TFW вылетели из Тахли на авиабазу Осан Южную Корею и провели Демонстрации живого оружия для Республики Корея и американских чиновников на кошмарном хребте.
Takhli Rtafb был возвращен в Королевские ВВС Тайского тайского языка в июле 1974 года.
Корат RTAFB
[ редактировать ]
С возвращением Тахли в Королевские ВВС Таиланда две эскадрильи F-111A (428-й TFS, 429-й TFS) 347-го TFW были перенесены на Королевскую базу ВВС Тайской силы Корат . В Корате 347 -й TFW выполнил миссии готовности к обучению. Он участвовал в выздоровлении американского торговца SS Mayaguez из кхмерского рубаса 13–14 мая 1975 года. Два самолета F-111AS затонули и/или повредили несколько канонных лодок кхмеров Руж возле острова Ко-Тан во время помолвки с силами Каймера. [ 4 ]
30 июня 1975 года 347 TFW был инактивирован. 428 TFS и 429 TFS и связанные с ними самолеты F-111A вернулись на базу ВВС Неллис , штат Невада и были переназначены в 474-й тактический истребитель .
Пост Вьетнамская эпоха
[ редактировать ]Moody Fig
[ редактировать ]

1 декабря 1975 года 347 -е тактическое истребительное крыло было реактивировано в Moody AFB, Грузия как тактическое истребительное крыло под командованием Tactical Air (TAC). Эскадроны операционных истребителей в Moody были:
- 68 -я тактическая истребительная эскадрилья (хвостовой код: My, полоска красного хвоста)
- 69 -я тактическая истребительная эскадрилья (код хвоста: My, полоса серебряного хвоста)
- 70 -я тактическая истребительная эскадрилья (код хвоста: мой, синий/белый клетчатый хвостовой полоса)
347-й TFW пролетел McDonnell-Douglas F-4E до 1988 года, обновляясь до Block 15 General Dynamics F-16A/B. В 1990 году крыло снова обновилось до блока 40 F-16C/D. Moody выиграл премию за инсталляцию главнокомандующего за 1991 год, и премию Verne Orr 1994 года, которая присуждается Ассоциации ВВС для подразделения, которое наиболее эффективно использует человеческие ресурсы для выполнения своей миссии. В июне 1997 года 347 -й TFW был удостоен премии «Выдающаяся подразделение» ВВС за восьмой раз в своей прославленной истории.
1 октября 1991 года 347 -й TFW был переименован в 347 -й истребительный крыло (FW). 1 июня 1992 года 347 -й FW был назначен недавно активированным Air Combat Command (ACC).
В результате разрушения AFB Florida в августе 1992 года ураганом Эндрю Эндрю , 307 -й FS 31 -й Fight Wing и 308 -й FS были первоначально эвакуированы в Moody AFB до того, как ураганы получили посадку. С усадьбой, непригодным для продолжительного периода после урагана, 20 ноября эскадрильи были навсегда назначены на 347-й TFW, что делает его крупнейшим крылом F-16 в ВВС США. 1 апреля 1994 года 308 -й FS был перемещен без персонала или оборудования в 56 -й истребитель в Люк АФБ , штат Аризона , заменив 311 -й FS. Эскадрильи блокируют 40 F-16 были отправлены в Европу Соединенных Штатов ( USFE ).
1 июля 1994 года ВВС переименовало 347 -й истребительное крыло до 347 -го крыла , силовой проекции, воздушного/земельного композитного крыла. Эскадрильи 347 -го крыла были:
- 52D эскадрилья воздуха (C-130E) (полоса зеленого хвоста-Roos)
Передана из инактивированной 63-й Maw, Norton AFB, Калифорния 1 мая 1994 года. Была эскадрилья C-141B в Нортоне. - 68-я истребительская эскадрилья (F-16C/D) (полоска красного хвоста-Lancers)
- 69-я истребительская эскадрилья (F-16C/D) (черная хвостовая полоса-оборотня)
- 70-я истребительская эскадрилья (A/OA-10A) (синий/белый хвост полоса-белые рыцари)
- 307-я истребительская эскадрилья (F-16C/D) (полоска черного хвоста-Stingers)
307-й FS был инактивирован 31 августа 1995 года, когда операции F-16 в Moody были уменьшены в размерах.
1 апреля 1997 года 347-е крыло добавило компонент поиска и спасения с добавлением 41-й спасательной эскадрильи со вертолетами HH-60G и 71-й спасательной эскадрой со специализированным самолетом HC-130P от Патрика АФБ , Флорида. Чтобы освободить место для этих эскадронов, 52D-эскадрилья AirLift была инактивирована, а его C-130 были переданы в 71-ю спасательную эскадрилья (RQS).
F-16 347-го крыла стали перенесены, поскольку концепция «композитного крыла» закончилась Moody. 70 -й FS был инактивирован 30 июня 2000 года. 69 -й FS был инактивирован 2 февраля 2001 года, а 68 -й FS был инактивирован 1 апреля. F-16 были переведены в различные эскадрильи национальной гвардии активной, запасной и воздушной национальной гвардии как в CONU, так и за рубежом.
1 мая 2001 года 347-е крыло стояло как композитное крыло и встало как 347-й спасательный крыло (RQW), став единственным активным боевым поиском и спасательным крылом ВВС. 347 -й RQW был переведен из ACC в команду специальных операций ВВС 1 октября 2003 года.
Заменил Дет. 1, 363D группа боевой поддержки (CSG) в Moody AFB и обучена стать опытным в самолетах F-4E. Взял на себя ответственность за эксплуатацию Moody AFB в декабре 1975 года. После этого проводилось частые упражнения в США и за рубежом для поддержания возможностей, специализирующихся на атаке с воздухом к земле с использованием оружия с точностью. Переход на самолеты F-16A/B, 1988–1989 гг. И ориентированное планирование миссий в отношении требований НАТО путем проведения развертывания эскадрильи в Европу.
Начал обновляться до F-16C/D в январе 1990 года, а в августе 1990 года стало первым оперативным подразделением TAC, чтобы использовать систему навигации и ночной навигации Lantirn/Ночной. Отправлено персонал поддержки в Юго -Западную Азию в августе 1990 года, а в январе 1991 года развернули одну истребительную эскадрилья для летающих боевых миссий. После прекращения огня продолжил поддерживать миротворческие операции с периодическими развертываниями самолетов в Саудовскую Аравию для поддержки операции «Южные часы и другие непредвиденные обстоятельства».
Современная эра
[ редактировать ]Стал композитным крылом в 1994 году с добавлением элементов авиации и близкого воздуха, а также в рамках перестройки военно-воздушных сил после холодной войны, штаб-квартиру, преобразованный и перестроенный 347-й истребительный крыло в 347-й крыло (347 WG) на 1 июля 1994 года, с новой миссией, представленной в проекции силы, Air/Land Composite Wing.
1 апреля 1997 г. 347-е крыло добавило компонент боевого поиска и спасения (CSAR) с добавлением 41-й спасательной эскадрильи (41 RQ) со вертолетами HH-60G и 71-й спасательной эскадрой (71 RQ) со специализированным самолетом HC-130P , Оба подразделения, перенесенные из Патрика АФБ , Флорида . Чтобы освободить место для этих эскадронов, 52D-эскадрилья воздуха была инактивирована, а его C-130 были переданы в 71 RQ.
F-16 347-го крыла стали перенесены, поскольку концепция «композитного крыла» закончилась Moody. 70 FS было инактивировано 30 июня 2000 года, 69 FS инактивировали 2 февраля 2001 года, а 68 FS были инактивированы 1 апреля. F-16 и A-10S/OA-10 были перенесены в различные эскадрильи национальной гвардии и национальной гвардии Air Guardy , а также в Conus, так и за рубежом. 1 мая 2001 года 347-е крыло стояло как композитное крыло и встало как 347-й спасательный крыло (347 RQW), став единственным активным боевым поиском и спасательным крылом ВВС.
1 октября 2003 года Муди был перенесен из командования Air Combat в специальное командование ВВС (AFSOC). С изменением назначения 347 -й спасательный крыло было перенесено из ACC в AFSOC. Это был недолговечный эксперимент, который временно поместил все активы по спасению воздуха ВВС США (активный, заповедник ВВС и Национальная гвардия воздуха) под AFSOC. 1 октября 2005 года 347 RQW вернулся в Air Combat Command
Инактивированный 1 октября 2006 года, персонал и оборудование переназначалось в 23 -е крыло, которое было перенесено в Муди из Папы АФБ, штат Северная Каролина.
Происхождение
[ редактировать ]- Основано как 347 -е истребительное крыло, вся погода , 10 августа 1948 г.
- Активировано 18 августа 1948 года
- Переизгнанный 347-й истребительный крыло погодного крыла 20 января 1950 г.
- Инактивирован 24 июня 1950 года
- Переизгнанный 347 -й тактический истребительный крыло и активировано 21 декабря 1967 года
- Организован 15 января 1968 года
- Инактивирован 31 октября 1972 года
- Активировано 30 июля 1973 года
- Инактивирован 30 июня 1975 года
- Активирован 30 сентября 1975 года
- Переизгнанный: 347 -е истребительное крыло 1 октября 1991 года
- Переизгнанный: 347 -е крыло 1 июля 1994 г.
- Переизгнанное: 347 -е спасательное крыло 1 мая 2001 г.
- Инактивированный 1 октября 2006 года, персонал и оборудование переименовано в 23 -е крыло .
Задания
[ редактировать ]- 315 -я воздушная дивизия , 18 августа 1948 г.
- Пятые ВВС , 1 марта-24 июня 1950 г.
- Тихоокеанские воздушные силы , 21 декабря 1967 г.
- Пятые ВВС , 15 января 1968 г.
- Tactical Air Command , 15 мая 1971 г.
- 832d Air Division , 15 мая 1971 г. - 31 октября 1972 г.
- Тринадцатые ВВС , 30 июля 1973 г. - 30 июня 1975 г.
- Прилагается к: Седьмым ВВС , 30 июля 1973 г. 14 февраля 1974 года
- Прилагается к: Группа по поддержке Соединенных Штатов/ Седьмые ВВС , c. 14 февраля 1974 - 30 июня 1975 г.
- Девятые ВВС , 30 сентября 1975 г.
- Командование специальных операций ВВС , 1 октября 2003 г. - 1 октября 2006 г.
Компоненты
[ редактировать ]Группа
- 347th Fighter Group : 18 августа 1948 - 24 июня 1950 года
- 1-я группа спасения: 1 апреля-30 сентября 1997 г.
- 23d Fighter Group : 1 апреля 1997 г. - 27 июня 2000 г.
- 347 -я операционная группа : 1 мая 1991 г. - 1 октября 2006 г.
- 563D Group : 1 октября 2003 г. - 1 октября 2006 г.
Эскадрильи
- 34 -я тактическая истребительная эскадрилья : 15 января 1968 г. - 15 марта 1971 года (отдельно)
- 35-я тактическая истребительная эскадрилья : 15 января 1968 г.-15 марта 1971 года (отдельно 22 марта-10 июня 1968 года)
- 36 -я тактическая истребительная эскадрилья : 15 января 1968 г. - 15 мая 1971 г.
- 68-я тактическая истребительная эскадрилья : 30 сентября 1975 г.-1 мая 1991 года (отдельно 30 мая-5 июля 1990 г.)
- 69th Tactical Fighter Training (позже, 69 тактических истребителей) Эскадрилья : 1 июля 1983 г.-1 мая 1991 года (отдельно 8 января-1 мая 1991 г.).
- 70-я тактическая истребительная эскадрилья : 30 сентября 1975 г.-1 мая 1991 года (отдельно 29 августа-28 сентября 1989 г.)
- 80-я тактическая истребительная эскадрилья : 15 января 1968 г.-15 марта 1971 года (отдельно 15 февраля 15 марта 1971 года)
- 339 -я тактическая истребительная эскадрилья : 30 декабря 1975 г. - 1 июля 1983 г.
- 389 -я тактическая истребительская эскадрилья : 15 октября 1971 г. - 31 октября 1972 г.
- 390-я тактическая истребительная эскадрилья : 30 июня-31 октября 1972 г.
- 391 -я тактическая истребительная эскадрилья : 1 июля 1971 г. - 31 октября 1972 г.
- 428 -я тактическая истребительская эскадрилья : 30 июля 1973 г. - 15 июня 1975 г.
- 429 -я тактическая истребительская эскадрилья : 30 июля 1973 г. - 21 июня 1975 г.
- 556 -я разведка эскадрилья: 1 июля 1968 г. - 15 мая 1971 г.
- 4589-я тактическая истребительская эскадрилья: 1 сентября 15 октября 1971 г.
- 4590-я тактическая истребительская эскадрилья: 1 января-30 июня 1972 г.
- 6091 разведка эскадрилья: 15 января-1 июля 1968 г.
Станции
[ редактировать ]
|
|
Командиры
[ редактировать ]
|
|
Самолеты
[ редактировать ]
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Равенштейн, с. 261–264
- ^ Равенштейн, Чарльз А. (1984). ВВС боевых крыльев и истории с отличием 1947–1977 . Максвелл АФБ, Алабама: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-12-9 .
- ^ Старейшина, майор (15 апреля 1974 г.). «Воздушные операции в Кхмерской Республике 1 декабря 1971 г. - 15 августа 1973 года». Отдел урожая Checo/Corona, DCS/планы и операции, HQ PACAF . DTIC ADB355566. Project Checo Report (Специальный проект). HQ USAF: Департамент ВВС: 45–46. Неклассифицированный.
- ^ Jump up to: а беременный Торнборо, Энтони М.; Дэвис, Питер Э. (1989). F-111: успех в действии . Лондон: Arms & Armor Press Ltd. p. 44. ISBN 0-85368-988-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] Эта статья включает в себя материалы общественного достояния из Агентства исторических исследований ВВС
- 347 Фактический лист спасения крыла
- Некоторые из этих текстов в этой статье были взяты на страницах на веб -сайте Moody AFB , который, как предмет правительства США, считается ресурсом общественного достояния .
Библиография
[ редактировать ]- «Экипаж F111 процитировался для 100 миссий в конфликте Юго -Восточной Азии». Звезды и полосы . 23 июня 1973 года.
- Баллард, Джек С. (1984). «1961-1973 гг.: Иллюстрированная учетная запись». ВВС США в Юго -Восточной Азии . DTIC ADA160932. Вашингтон, округ Колумбия: Центр истории ВВС. Неклассифицированный.
- Дэвис, Питер (2013). General Dynamics F-111 Aardvark . Великобритания: Osprey Publishing Ltd. ISBN 978-1-78096-611-3 .
- Дэвис, Питер Э.; Торнборо, Энтони М. (1997). F-111 Aardvark . Рамсбери, Мальборо Уилтшир. Великобритания: Crowood Press Ltd. ISBN 1-86126-079-2 .
- Дрендель, Лу (1978). F-111 в действии . Уоррен, Мичиган, США: эскадрилья/Signal Publications, Inc. ISBN 0-89747-083-4 .
- Старейшина, майор (15 апреля 1974 г.). «Воздушные операции в Кхмерской Республике 1 декабря 1971 г. - 15 августа 1973 года». Отдел урожая Checo/Corona, DCS/планы и операции, HQ PACAF . DTIC ADB355566. Project Checo Report (Специальный проект). HQ USAF: Департамент ВВС. Неклассифицированный.
- Ганстон, Билл. F-111. Нью -Йорк: сыновья Чарльза Скрибнера, 1978. ISBN 0-684-15753-5 .
- Ганстон, Билл. F-111, (современный боевой самолет, том 3). Нью -Йорк: Salamander Books, 1983. ISBN 0-668-05904-4 .
- Мартин, Патрик (1994). Хвостовой код: Полная история маркировки тактического кода хвоста США . Атглен, Пенсильвания: Шифферская история военной авиации. ISBN 0-88740-513-4 .
- Мюллер, Роберт (1989). Основы ВВС, вып. I, активные базы ВВС в Соединенных Штатах Америки 17 сентября 1982 года (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-53-6 Полем Получено 17 декабря 2016 года .
- Pape, Garry R., Campbell, John M. and Donna (1991), Northrop P-61 Black Widow: полная история и боевая запись . Сент -Пол, Миннесота: Motorbooks International. ISBN 0-87938-509-X .
- Равенштейн, Чарльз А. (1984). Боевые крылья ВВС, История линии и почестей 1947–1977 . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-12-9 Полем Получено 17 декабря 2016 года .
- Роджерс, Брайан. (2005). Обозначения подразделения ВВС США с 1978 года . Хинкли, Великобритания: Midland Publications. ISBN 1-85780-197-0 .
- Schlight, Josh (1996). "Война слишком долго". ВВС США в Юго-Восточной Азии 1961-1975 гг . DTIC ADA440394. Вашингтон, округ Колумбия: Центр истории ВВС. Неклассифицированный.
- Торнборо, Энтони М.; Дэвис, Питер Э. (1989). F-111: успех в действии . Лондон: Arms & Armor Press Ltd. ISBN 0-85368-988-1 .
- Торнборо, Тони (1993). F-111 Aardvark: USAF Ultimate Strike самолеты . Военные самолеты Osprey. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 1-85532-259-5 .