405-е воздушное экспедиционное крыло
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
405-е воздушное экспедиционное крыло | |
---|---|
![]() Эмблема 405-го воздушного экспедиционного авиаполка. | |
Страна | Соединенные Штаты |
Ветвь | ВВС США |
Гарнизон/штаб | Неактивный |
Талисман(ы) | РАЗВЕРТЫВАНИЕ И АТАКА – «Развертывание и атака» |
Командиры | |
Примечательный командиры | Джеймс Фергюсон Джеймс Э. Хилл Уильям Т. Хоббинс Чак Хорнер Чак Йегер |



405- е воздушное экспедиционное крыло (405 AEW) — временное подразделение ВВС США, приписанное к воздушному боевому командованию . Его можно активировать или деактивировать в любое время.
В настоящее время считается, что 405-й ДРЛО бездействует.
История
[ редактировать ]- Дополнительную историю и происхождение см. в 405-й воздушной экспедиционной группе.
Холодная война
[ редактировать ]Тактическое авиационное командование
[ редактировать ]Основан 1 декабря 1952 года на авиабазе Годман , Кентукки. 405- е истребительно-бомбардировочное авиаполк был действующей заменой Федеральной воздушной национальной гвардии Нью-Джерси 108-го истребительно-бомбардировочного авиаполка , которое вернулось под государственный контроль после его активации во время Корейской войны. 405-я истребительно-бомбардировочная группа крыла представляла собой реактивацию 405-й истребительной группы IX истребительного командования , которая сражалась в составе ETO во время Второй мировой войны.
После активации группа переименовала 141-ю, 149-ю и 153-ю стратегические истребительные эскадрильи NJ ANG в 509-ю, 510-ю и 511-ю истребительно-бомбардировочные эскадрильи в порядке номеров. Первоначально оснащенный самолетами F-47D и F-47N Thunderbolt, унаследованными от ВВС Национальной гвардии, 405-й был последним действующим истребительным крылом ВВС США Thunderbolt.
1 мая 1953 года F-47 были отозваны и отправлены в AMARC, а 405-й был переведен на авиабазу Лэнгли, штат Вирджиния, в связи с запланированным закрытием авиабазы Годман 1 сентября. В Лэнгли 405-е крыло заменило временное 4430-е крыло авиабазы и было переоборудовано реактивными самолетами Republic F-84F Thunderstreak . К группе также была придана 422-я бомбардировочная эскадрилья с легкими бомбардировщиками B-26 Invader (1 мая - 20 декабря 1953 г.) и 429-я авиационная заправочная эскадрилья (19 июля 1954 г. - 8 октября 1957 г.) с танкерами KB-29 Superfortress . Операции включали в себя артиллерийскую и бомбардировочную подготовку, демонстрации огневой мощи, тренировки по доставке оружия и многочисленные тактические учения в 1952–1958 годах, а также дозаправку в воздухе в 1954–1958 годах.
Тихоокеанские ВВС
[ редактировать ]
Крыло было передано Тихоокеанским ВВС в апреле 1959 года, заменив 6200-е крыло авиабазы PACAF в Кларке , Филиппины. Это было частью общего наращивания тактических сил ВВС США в юго-западной части Тихого океана, поскольку Кларк в послевоенную эпоху представлял собой в основном базу технического обслуживания и снабжения, а также подписания нового соглашения о статусе сил с правительством Филиппин в отношении Clark AB.
Переименованное в 405-й истребительный авиаполк , оно выполняло базовые задачи в Кларке, а также противовоздушную оборону и наступательные истребительные операции на Филиппинах, Тайване и в других точках Дальнего Востока в апреле 1959 г. - июне 1962 г. Первоначально переданный 509-й истребительный авиаполк Эскадрилья перехватчиков использовала перехватчики F-86D Sabre в задачах противовоздушной обороны, которые в 1960 году были заменены перехватчиками F-102 Delta Dagger .
510- я тактическая истребительная эскадрилья унаследовала F-100D Super Sabre из дезактивированной 72-й TFS в оборонительной истребительно-бомбардировочной миссии. В июле 1959 года он начал серию ротационных развертываний на авиабазе Чай-И, Тайвань, для защиты Тайваня в рамках продолжающейся оборонной миссии ВВС США после кризиса в Тайваньском проливе 1958 года .
В 1964 году 510-й полк был переведен обратно в США на базу ВВС Англии в Луизиане. Ее заменила 90-я тактическая истребительная эскадрилья TAC , которая была присоединена к 401-й 834-й авиационной дивизии в Англии в ноябре 1965 года на 6-месячный TDY и вернулась в Англию в мае 1966 года.
Вьетнамская война
[ редактировать ]Начиная с 1962 года 510-я тактическая истребительная эскадрилья начала развертывание на базе Королевских ВВС Таиланда Тахли в Таиланде, обеспечивая обучение противовоздушной обороне личного состава Королевских ВВС Таиланда , а также пытаясь сдержать коммунистов Патет Лао , которые активно захватывали большую часть северо-запада страны. Лаос.
С середины 1962 года и до конца конфликта в Юго-Восточной Азии крыло часто развертывало закрепленные и прикрепленные компоненты на базах в Юго-Восточной Азии для противовоздушной обороны и боевых действий под оперативным контролем других организаций. Когда они не были задействованы в этом, компоненты тренировались в противовоздушной обороне и других тактических учениях на Тайване и на Филиппинах.
Легкие бомбардировщики Б-57Б
[ редактировать ]


В апреле 1964 года ситуация в Индокитае привела к тому, что 41-я авиационная дивизия PACAF B-57B, 8-я и 13-я бомбардировочные эскадрильи «Канберра» были переведены с ротационного боевого дежурства по ядерному «быстрому удару» в Южной Корее в Тринадцатые воздушные силы на авиабазе Кларк для возможных тактических действий. бомбардировки сил коммунистического агрессора в Южном Вьетнаме . 9 апреля 1965 года первые «Канберры» 13-й бомбардировочной эскадрильи начали прибывать в Кларк; 8-й начал прибывать 17 апреля. К концу месяца все 47 самолетов бывшего 3-го бомбардировочного крыла прибыли на Филиппины. Эскадрильи формально были приписаны к штабу 13-й воздушной армии, однако для административного и материально-технического обеспечения были приданы 405-му авиакрылу. [ 2 ]
Летом 1964 года между Соединенными Штатами, Северным и Южным Вьетнамом шла нервная война. Сухопутные войска США присутствовали в Южном Вьетнаме официально в качестве советника Армии Республики Вьетнам (АРВН) по приглашению правительства Южного Вьетнама. Силы Соединенных Штатов не могли атаковать коммунистические силы, если они не были спровоцированы агрессивными действиями коммунистического Вьетконга или, в некоторых случаях, наземными подразделениями Северо-Вьетнамской армии (СВА) на юге. [ 2 ]
В ночь на 2 августа 1964 года произошел инцидент в Тонкинском заливе , в ходе которого канонерские лодки Северного Вьетнама столкнулись с эсминцами ВМС США . В Кларке база была поднята по тревоге, и атмосфера напоминала военное время. Истребительные эскадрильи были переброшены на базы ВВС США в Таиланде, а транспортные средства начали доставлять припасы и оборудование на базы Южного Вьетнама, используемые Соединенными Штатами. Две эскадрильи B-57 были приведены в боевую готовность, и 5 августа эскадрильи получили уведомление о переброске 20 B-57B из 8-й и 13-й БС на авиабазу Бьен Хоа недалеко от Сайгона . Это будет означать первое развертывание реактивных боевых самолетов во Вьетнаме. [ 2 ]
Однако технически это было нарушением Женевских протоколов , запрещавших ввод во Вьетнам реактивной боевой авиации. [ 3 ] Чтобы соблюдать Женевские протоколы, обе эскадрильи часто менялись в течение следующих четырех лет сначала в Бьен Хоа AB , а затем в Тан Шон Нхут AB . В ноябре 1964 года обе эскадрильи были переведены из-под управления 13-й ВВС в 405-й истребительный авиаполк в Кларке. [ 4 ]
В июне 1965 года ротация была перенесена в авиабазу Дананг , чтобы облегчить атаки в Лаосе и Северном Вьетнаме , но высокие темпы истощения на севере привели к перемещению в авиабазу Фанранг в авиабазу Дананг на южно-центральном побережье. на южно-центральном побережье в июне 1966 года. Наконец, в октябре 1966 года 35-я дивизия была переведена Тактический истребительный авиаполк был переведен в авиабазу Фан Ранг и принял на себя подразделения на постоянной основе. [ 5 ]
В конце декабря 1972 года 13-я бомбардировочная эскадрилья вернулась в 405-ю из 8-го тактического истребительного авиаполка в Убоне , Таиланд, с B-57G Canberras, которые представляли собой B-57B, которые были возвращены Мартину в 1969 году и модифицированы как ночные злоумышленники для использования. во Вьетнаме в сентябре 1970 года в рамках проекта, известного как Тропическая Луна. Однако B-57 были почти сразу же переведены обратно в Соединенные Штаты и приписаны к 190-й бомбардировочной группе (тактической) Канзасской воздушной национальной гвардии на авиабазе Форбс . 13-я бомбардировочная эскадрилья оставалась в составе этого крыла в качестве административной единицы до тех пор, пока не была расформирована 30 сентября 1973 года.
Программа Южного Вьетнама B-57
[ редактировать ]В 1964 году США тайно согласились поставить несколько B-57B ВВС Республики Вьетнам . Первоначально Соединенные Штаты не хотели оснащать вьетнамские ВВС реактивными самолетами, поскольку это было бы техническим нарушением Женевских соглашений и могло привести к дальнейшей эскалации войны. Однако США уже снабдили другие дружественные страны региона реактивными самолетами, и давление со стороны правительственного руководства в Сайгоне в сочетании с необходимостью поднять ослабевший моральный дух южновьетнамского народа привели к изменению взглядов.
Первые экипажи B-57 VNAF начали тайное обучение на 405-м самолете авиабазы Кларк позже в 1964 году. Одним из студентов был не кто иной, как Нгуен Цао Ки , командующий VNAF, а затем президент Республики Вьетнам. Завершив обучение в Кларке, экипажи отправились на авиабазу Дананг и выполнили боевые вылеты в составе 8-й или 13-й бомбардировочной эскадрильи 405-го полка, в зависимости от того, какая из них находилась на базе в тот момент. Для получения боевого опыта каждый новый член экипажа летал с американским пилотом или штурманом, в зависимости от обстоятельств. В конечном итоге члены экипажа VNAF летали на B-57 с маркировкой VNAF, но их боевые задачи всегда оставались строго под оперативным контролем ВВС США.
Правительство Южного Вьетнама на этом этапе посчитало, что программе VNAF B-57 следует придать больше внимания, и чтобы отпраздновать День вьетнамских вооруженных сил 29 октября 1965 года, пять B-57 из 8-й бомбардировочной эскадрильи, базировавшейся тогда в Дананге. AB, были перекрашены в знаки отличия ВНАФ и нанесли воздушный удар по предполагаемому оплоту Вьетконга и высадились на авиабазе Таншоннят . После приземления самолеты снова взлетели и присоединились к другим самолетам ВНАФ в строю над Сайгоном. Хотя эта атака была укомплектована исключительно американскими экипажами, эта атака была провозглашена введением в бой B-57 VNAF.
Однако пилоты ВВС Республики Вьетнам столкнулись с серьезными трудностями при эксплуатации B-57. Вьетнамские экипажи внезапно начали жаловаться на различные заболевания, из-за чего многие стажеры были отстранены от занятий и остановили их обучение. Кроме того, 8 января 1966 года B-57 был уничтожен в результате несчастного случая на тренировке, что еще больше понизило боевой дух. Некоторые вьетнамские экипажи категорически заявляли, что физически не могут выполнять требуемые от В-57 маневры. Что еще хуже, майор Нгуен Нгок Бьен, руководитель программы VNAF B-57, погиб в результате ужасной наземной катастрофы 23 февраля 1966 года в Дананге. Смерть майора Бьена, которого любили и уважали как вьетнамцы, так и американцы, привела к полной утрате у вьетнамских членов экипажа всякого стимула оставаться на B-57, и с этого момента ничего не оставалось. Деятельность Вьетнама в программе B-57. 20 апреля 1967 года эксплуатация VNAF B-57 была официально прекращена.
Перехватчики F-102
[ редактировать ]
Полеты перехватчиков F-102 из 509-й эскадрильи истребителей-перехватчиков начали перебрасываться на авиабазу Таншоннят в марте 1962 года для обеспечения противовоздушной обороны от маловероятного случая, когда самолеты Северного Вьетнама атакуют Юг. Они также были направлены в RTAFB Дон Муанг недалеко от Бангкока, Таиланд , и начали вахтовым дежурством с 16-м полком FIS, базирующимся в авиабазе Наха на Окинаве . В 1965 году, действуя под кодовым названием «Проект «Дымовая труба», 509-й полк FIS F-102 использовал свои теплоотводящие ракеты Falcon для захвата источников тепла над тропой Хо Ши Мина в ночное время, часто это были костры Вьетконга . Вскоре F-102 перешли на дневную роль, выпустив 12 неуправляемых ракет FFAR из ракетных отсеков с помощью оптического прицела. Было совершено 618-дневных боевых вылетов, последний из которых был совершен в конце 1965 года.
командования ПВО 64-я эскадрилья истребителей-перехватчиков была переброшена из 25-й авиационной дивизии в Пейн-Филд , штат Вашингтон, на авиабазу Кларк и передана в состав 405-й эскадрильи 10 июня 1966 года для дополнения миссии F-102 в Юго-Восточной Азии, а также для обеспечения противовоздушной обороны Филиппины. F-102 находились в боевой готовности на авиабазах TDY Бьен Хоа и Дананг в Южном Вьетнаме, а также на авиабазах Удорн и Дон Муанг в Таиланде. F-102A был окончательно выведен из Юго-Восточной Азии в декабре 1969 года в связи с прекращением производства самолетов из арсенала ВВС США, а также очевидным отсутствием необходимости в специальном перехватчике ПВО над Южным Вьетнамом. F-102A показал отличные показатели безопасности во время службы во Вьетнаме. За почти семь лет полетов ПВО и нескольких боевых воздушных патрулей SAC B-52 было потеряно всего 15 F-102A.
Тактический воздушный транспорт C-130
[ редактировать ]
В июле 1968 года 315-я авиационная дивизия передала 463-е тактическое авиакрыло с аэродрома Мактан-Айл в компанию Clark AB, и оно стало арендатором 405-го. 463d отвечал за эксплуатацию подразделения поддержки боевых воздушных перевозок C-130 Hercules на авиабазе Таншоннят в Южном Вьетнаме, а также выполнял задачи боевой поддержки в Южном Вьетнаме, высаживая и высаживая припасы, оборудование и персонал в передовых точках по всей стране. Он управлял тремя эскадрильями самолетов C-130, выполнявшими ротационные переброски в Кларк и обратно, доставляя обратно раненых с помощью аэромедицинских самолетов, а самолеты возвращались в Южный Вьетнам, наполненные боевыми припасами и оборудованием. Эта миссия продолжалась до 31 декабря 1971 года, когда крыло было выведено из строя в рамках вывода войск из Вьетнама. 774-я тактическая воздушная эскадрилья оставалась в составе 405-й, обеспечивая тактические воздушные перевозки в юго-западной части Тихого океана до 15 сентября 1972 года.
Пост-вьетнамская эпоха
[ редактировать ]

1- я испытательная эскадрилья проводила оценку системы вооружения (COMBAT SAGE) отремонтированных поврежденных в боях F-4 Phantom II с 30 апреля 1970 года до конца войны во Вьетнаме . Он оставался в составе 405-го полка до переименования крыла в сентябре 1974 года.
90- я тактическая истребительная эскадрилья вернулась в Кларк и 405-ю 15 декабря 1972 года после того, как была выведена из 18-го тактического истребительного авиаполка на авиабазе Нячанг , Южный Вьетнам, в рамках вывода войск из Вьетнама. Летал также на F-4E Phantom II до переименования 405-го полка в сентябре 1974 года.
В июле – августе 1972 года оказал обширную помощь при наводнении в районах Филиппин, затопленных муссонными дождями. В феврале-марте 1973 года оказывал медицинскую, материально-техническую и административную поддержку бывшим военнопленным, направлявшимся в США из Северного Вьетнама . авиаполк был переименован в 3-й тактический истребительный авиаполк . После прекращения присутствия ВВС США в Южном Вьетнаме в сентябре 1974 года [ 6 ] сохранить историю старшего подразделения после его закрытия в связи с закрытием Bien Hoa AB.
405-й истребительный авиаполк также разместил контингент McDonnell F-4 Phantom II на авиабазе Тайнань , Тайвань . До июля 1974 года основной задачей является содействие противовоздушной обороне Тайваня, а также применение тактического ядерного оружия.
Тактическое учебное крыло
[ редактировать ]


25 августа 1979 года 405-е тактическое учебное крыло было задействовано на авиабазе Люк, штат Аризона, Тактическим авиационным командованием для консолидации операций учебного подразделения по замене F-15 Eagle (RTU). Он принял на себя 425-ю, 461-ю, 550-ю и 555-ю тактические учебные истребительные эскадрильи 58-го тактического учебного авиаполка . В январе 1981 года F-15A были заменены гораздо более боеспособными F-15C, которые поставлялись в передовые боевые эскадрильи ВВС США.
После модернизации до F-15C самые маломощные F-15A были переданы в 426-ю учебную тактическую истребительную эскадрилью, преобразованную из F-4 Phantom II . 426-й полк проводил обучение перехватчикам F-15A специально для поддержки учебной миссии Командования противовоздушной обороны TAC (ADTAC), унаследованной от дезактивированного Командования воздушно-космической обороны , которое было объединено с TAC. F-15A в передовых частях переводились на службу в ПВО вместе с ADTAC.
19 ноября 1990 года 555-й TFTS изменил свой курс с боевой подготовки по завоеванию превосходства в воздухе с использованием Eagle на обучение перехватчикам ПВО с использованием F-15C, когда TAC начал назначать F-15C в качестве перехватчиков ВВС Национальной гвардии и постепенно отказываться от всех F-15A. вместе, 426-й инактивирован.
461-я TFTS получила первый F-15E Strike Eagle в июле 1988 года, а 550-я TFTS стала второй учебной эскадрильей F-15E Strike Eagle в марте 1989 года.
1 октября 1991 года в связи с созданием целевого крыла в Люке и политикой «Одна база, одно крыло» 405-й TTW был закрыт, а F-15 были переведены обратно в 58-й TTW.
Двадцать первый век
[ редактировать ]Возобновлен в качестве воздушного экспедиционного крыла после террористических атак 11 сентября 2001 года в составе USCENTAF . Выполнял операции над Африканским Рогом , во время войны в Афганистане (2001-настоящее время) и войны в Ираке с 2002 года на базе RAFO Thumrait . Летал на самолетах B-1, ДРЛОиУ, KC-135, RC-135 и, возможно, других.
Родословная
[ редактировать ]- Создан как 405-й истребительно-бомбардировочный авиаполк 15 октября 1952 года.
- Активирован 1 декабря 1952 г.
- Деактивирован 1 июля 1958 г. [ 7 ]
- Переименован в 405-й истребительный авиаполк 11 марта 1959 г.
- Активирован 9 апреля 1959 г.
- Деактивирован 16 сентября 1974 г. [ 7 ]
- Переименовано в 405-е тактическое учебное крыло и активировано 29 августа 1979 года.
- Деактивирован 1 октября 1991 г.
- Переименовано в 405-е воздушное экспедиционное крыло и преобразовано во временный статус в сентябре 2001 г.
Задания
[ редактировать ]- Девятая воздушная армия , 1 декабря 1952 г.
- Тактическое авиационное командование , 16 апреля 1953 г.
- Девятая воздушная армия , 1 июля 1956 г.
- 836-я авиационная дивизия , 8 октября 1957 г. - 1 июля 1958 г.
- Тринадцатая воздушная армия , 9 апреля 1959 г.
- 6-я авиационная дивизия , 1 августа 1968 г.
- Тринадцатая воздушная армия , 15 декабря 1969 г. - 16 сентября 1974 г. [ 7 ]
- Двенадцатая воздушная армия , 29 августа 1979 г. - 1 октября 1991 г.
- Воздушное боевое командование будет активировано или деактивировано в любое время после сентября 2001 г.
Компоненты
[ редактировать ]- 1-я испытательная эскадрилья : 30 апреля 1970 г. - 16 сентября 1974 г.
- 8-я бомбардировочная (позже 8-я бомбардировочная; 8-я истребительная) эскадрилья : 18 ноября 1964 г. - 15 января 1968 г.
- 13-я бомбардировочная (позже 13-я истребительная) эскадрилья : 18 ноября 1964 г. - 15 января 1968 г.
- 20-я оперативная эскадрилья: 31 декабря 1971 г. - 16 сентября 1974 г.
- 64-я эскадрилья истребителей-перехватчиков : 10 июня 1966 г. - 15 декабря 1969 г.
- 90-я тактическая истребительная эскадрилья : (прикреплено: 5 декабря 1965 г. - 7 мая 1966 г.); 15 декабря 1972 г. - 16 сентября 1974 г. [ 7 ]
- 425-я учебная тактическая истребительная эскадрилья : 29 августа 1979 г. - 30 сентября 1991 г.
- 426-я учебная тактическая истребительная эскадрилья : 1 января 1981 г. - 29 ноября 1990 г.
- 461-я учебная тактическая истребительная эскадрилья : 29 августа 1979 г. - 30 сентября 1991 г.
- 508-я тактическая истребительная эскадрилья : 8 октября 1957 г. - 1 апреля 1958 г.
- 509-я эскадрилья истребителей-перехватчиков : 8 октября 1957 г. - 1 июля 1958 г., 9 апреля 1959 г. - 24 июля 1970 г.
- 510-я тактическая истребительная эскадрилья : 8 октября 1957 г. - 1 июля 1958 г., 9 апреля 1959 г. - 16 марта 1964 г.
- 511-я эскадрилья истребителей-перехватчиков : 8 октября 1957 г. - 1 июля 1958 г.
- 523-я тактическая истребительная эскадрилья : 8 октября 1957 г. - 1 июля 1958 г., 20 ноября 1965 г. - 31 августа 1973 г.
- 550-я учебная тактическая истребительная эскадрилья : 29 августа 1979 г. - 30 сентября 1991 г.
- 555-я учебная тактическая истребительная эскадрилья : 29 августа 1979 г. - 30 сентября 1991 г.
- 774-я тактическая воздушная эскадрилья : 31 декабря 1971 г. - 15 сентября 1972 г.
Станции
[ редактировать ]- Авиабаза Годман , Кентукки , 1 декабря 1952 года.
- Авиабаза Лэнгли , Вирджиния , 16 апреля 1953 г. - 1 июля 1958 г.
- Кларк AB , Филиппины, 9 апреля 1959 г. - 16 сентября 1974 г. [ 7 ]
- Авиабаза Тайнань , Тайвань , 9 апреля 1959 г. - 31 июля 1974 г.
- Авиабаза Люк , Аризона , 29 августа 1979 г. - 1 октября 1991 г.
- Юго-Западная Азия, 2001 г. – подлежит уточнению
Самолет
[ редактировать ]
|
|
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Включает отчеты об истории подразделения для подразделения 1 405-го истребительного авиаполка. (Первое подразделение дислоцируется на базе ВВС Тайнань, Тайвань.)» . Индекс истории ВВС в прямом эфире. 1 июля 1971 года.
- ^ Jump up to: а б с Микеш, с. 68, 70
- ^ Микеш, с. 74
- ^ Мартин B-57 Канберра — Полная запись, Роберт К. Микеш, Военная/авиационная история Шиффера, 1995.
- ^ Микеш, стр. 90, 105
- ^ Эндикотт (без страниц)
- ^ Jump up to: а б с д и Равенштейн, с. 217
Библиография
[ редактировать ] В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.
- Эндикотт, Джуди Г. (1998). Действующие авиакрылья ВВС по состоянию на 1 октября 1995 г. и действующие летные, космические и ракетные эскадрильи ВВС США по состоянию на 1 октября 1995 г. (PDF) . Программа истории и музеев ВВС. Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. АСИН B000113MB2 . Проверено 2 июля 2014 г.
- Микеш, Роберт С. (1995). Мартин B-57 Канберра: Полный отчет . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing Ltd. ISBN 0-88740-661-0 .
- Равенштейн, Чарльз А. (1984). Боевые крылья ВВС, истории происхождения и почестей 1947–1977 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-12-9 .