Jump to content

Модная ерунда

(Перенаправлено из Интеллектуальных обманов )
Модная чушь: злоупотребление наукой постмодернистскими интеллектуалами
Обложка первого издания
Авторы Алан Сокал
Жан Брикмон
Оригинальное название Интеллектуальные обманы
Язык Французский
Предметы Постмодернизм
Философия науки
Опубликовано
Место публикации Франция
Тип носителя Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке )
Страницы xiv, 300
ISBN 0-312-20407-8
ОКЛК 770940534

«Модная чушь: злоупотребление наукой постмодернистскими интеллектуалами» (Великобритания: «Интеллектуальные обманы» ), впервые опубликованная на французском языке в 1997 году под названием Impostures intellectuelles , представляет собой книгу физиков Алана Сокала и Жана Брикмонта . [1] В рамках так называемых научных войн Сокал и Брикмонт критикуют постмодернизм в академических кругах за неправильное использование научных и математических концепций в постмодернистских произведениях.

Книга была опубликована на английском языке в 1998 году с изменениями к оригинальному французскому изданию для большей актуальности для дебатов в англоязычном мире. [2] По некоторым данным, реакция гуманитарных наук была «поляризованной»; [3] критики Сокаля и Брикмонта обвиняли их в непонимании того, что они изучают. Напротив, реакция научного сообщества была более благоприятной.

Как и в случае с темой книги, Сокал наиболее известен своим одноименным делом о розыгрышах в 1996 году , благодаря которому ему удалось опубликовать заведомо абсурдную статью, которую он отправил в Social Text , журнал критической теории . [4] Сама статья включена в «Модный нонсенс» в качестве приложения. [5]

Краткое содержание

[ редактировать ]

«Модная чепуха» исследует две взаимосвязанные темы:

  1. якобы некомпетентное и претенциозное использование научных концепций небольшой группой влиятельных философов и интеллектуалов; и
  2. проблемы когнитивного релятивизма — идеи о том, что «современная наука — это не что иное, как «миф», «повествование» или «социальная конструкция» среди многих других» [1] — как это обнаружено в программе Стронга в социологии науки .

Неправильное использование научных концепций в сравнении с научными метафорами.

[ редактировать ]

Заявленная цель книги - не атаковать «философию, гуманитарные науки или социальные науки в целом», а, скорее, «предостеречь тех, кто в них работает (особенно студентов), от некоторых явных случаев шарлатанства ». [1] : 5  В частности, авторы стремятся «деконструировать» представление о том, что некоторые книги и писатели сложны, потому что они имеют дело с глубокими и сложными идеями: «Если тексты кажутся непонятными, то по той веской причине, что они ничего не значат». [1] : 6 

Стремясь показать, как многие ведущие интеллектуалы неправильно использовали концепции физических наук и математики , авторы намеренно предоставляют очень длинные выдержки, чтобы избежать обвинений в выдергивании предложений из контекста. Такие отрывки взяты из таких работ, как работы Жака Лакана , Юлии Кристевой , Поля Вирилио , Жиля Делёза , Феликса Гваттари , Люси Иригаре , Брюно Латура и Жана Бодрийяра , которые — с точки зрения количества опубликованных работ, приглашенных презентаций и полученные цитирования — были одними из ведущих ученых континентальной философии , критической теории , психоанализа и/или социальных наук на момент публикации.

В книге каждому из вышеупомянутых авторов предоставлена ​​глава, «верхушка айсберга» группы интеллектуальных практик, которые можно охарактеризовать как «мистификацию, намеренно затемненный язык, путаное мышление и неправильное использование научных концепций». [1] : xi Например, Иригарая критикуют за утверждение, что E=mc 2 является «уравнением пола», поскольку «оно дает преимущество скорости света над другими скоростями, которые нам жизненно необходимы»; и за утверждение, что механикой жидкости несправедливо пренебрегают, поскольку она имеет дело с «женскими» жидкостями в отличие от «мужской» жесткой механики . [6] Точно так же Лакана критикуют за проведение аналогии между топологией и психическим заболеванием, которая, по мнению Сокала и Брикмонта, не подкреплена никакими аргументами и «не просто ложна: это тарабарщина». [1] : 23 

Сокал и Брикмонт заявляют, что они не намерены анализировать постмодернистскую мысль в целом. Скорее, они стремятся привлечь внимание к злоупотреблениям понятиями математики и физики, их областей специализации. Авторы определяют это насилие как любое из следующих видов поведения:

  • Использование научной или псевдонаучной терминологии, не особо заботясь о ее техническом значении.
  • Импорт понятий из естественных наук в гуманитарные без обоснования их использования.
  • Демонстрация поверхностной эрудиции с использованием технических терминов там, где они неуместны, предположительно для того, чтобы произвести впечатление и запугать читателей-неспециалистов.
  • Манипулирование бессмысленными словами и фразами.
  • Самоуверенность в темах, далеко выходящих за рамки компетенции автора, и использование престижа науки для придания дискурсам видимости строгости.

Постмодернистская концепция науки

[ редактировать ]

Сокал и Брикмонт подчеркивают растущую волну того, что они называют когнитивным релятивизмом , убеждением, что не существует объективных истин, а есть только локальные убеждения. Они утверждают, что этой точки зрения придерживается ряд людей, в том числе люди, которых авторы называют « постмодернистами » и сильной программой в социологии науки , и что она нелогична, непрактична и опасна. Их цель — «не критиковать левых, а помочь защитить их от модной части самих себя». [1] : хii Цитируя Майкла Альберта ,

[T]Нет ничего правдивого, мудрого, гуманного или стратегического в том, чтобы путать враждебность к несправедливости и угнетению, которая является левой, с враждебностью к науке и рациональности, что является абсурдом. [1] : хii

По словам New York Review of Books редактора Барбары Эпштейн , которая была в восторге от мистификации Сокала, реакция на книгу среди гуманитарных наук разделилась: одни были в восторге, а другие в ярости; [3] в некоторых группах читателей реакция была поляризованной между страстными сторонниками и столь же страстными противниками Сокаля. [3]

Поддерживать

[ редактировать ]

Философ Томас Нагель поддержал Сокаля и Брикмонта, охарактеризовав их книгу как состоящую в основном из «обширных цитат научной тарабарщины известных французских интеллектуалов вместе с устрашающе терпеливыми объяснениями того, почему это тарабарщина». [7] и соглашаясь с тем, что «кажется, в парижской сцене действительно есть что-то особенно гостеприимное к безрассудному многословию». [8]

Ряд учёных выразили аналогичные мнения. Ричард Докинз в рецензии на эту книгу сказал по поводу обсуждения Лакана : [6]

Нам не нужны математические знания Сокала и Брикмонта, чтобы убедить нас в том, что автор этой статьи — фальшивка. Может быть, он искренен, когда говорит на ненаучные темы? Но философ, пойманный на приравнивании эректильного органа к квадратному корню из минус единицы, ради моих денег разрушил свои полномочия, когда дело дошло до вещей, о которых я ничего не знаю.

Ноам Хомский назвал книгу «очень важной» и сказал, что «большая часть так называемой «левой» критики [науки] кажется чистой чепухой». [9]

Ограничивая свои соображения физикой, историк науки Мара Беллер [10] утверждал, что не совсем справедливо обвинять современных философов-постмодернистов в том, что они сделали бессмысленные выводы из квантовой физики , поскольку многие такие выводы были сделаны самими некоторыми ведущими квантовыми физиками, такими как Бор или Гейзенберг, когда они отважились заняться философией. [11]

Что касается Лакана

[ редактировать ]

Брюс Финк предлагает критику в своей книге «Лакан к письму », в которой он обвиняет Сокаля и Брикмонта в том, что они требуют, чтобы «серьезное письмо» не делало ничего, кроме «передачи ясных значений». [12] Финк утверждает, что некоторые концепции, которые авторы считают произвольными или бессмысленными, действительно имеют корни в истории лингвистики , и что Лакан явно использует математические концепции метафорически, не утверждая, что его концепции математически обоснованы. Он обвиняет Сокаля и Брикмонта в том, что они возвысили несогласие с выбором Лаканом стилей письма до нападок на его мысль, которую, по оценке Финка, они не понимают. Финк говорит, что «Лакан мог легко предположить, что его преданная публика на семинарах... пойдет в библиотеку или книжный магазин и «надорвется» хотя бы на некоторых из его мимолетных намеков». [12]

Как и в случае с Финком, обзор Джона Старрока в London Review of Books обвиняет Сокала и Брикмонта в « лингвистическом редукционизме », утверждая, что они неправильно поняли жанры и использование языка своих предполагаемых источников. [13]

Этот пункт оспаривается Аркадием Плотницким (одним из авторов, упомянутых Сокалем в его оригинальной мистификации ). [14] Плотницкий говорит, что «некоторые из их утверждений относительно рассматриваемых математических объектов и конкретно комплексных чисел неверны». [15] : 112–3  в частности, критикуя их утверждение о том, что комплексные и иррациональные числа «не имеют ничего общего друг с другом». [1] : 25  Плотницкий здесь защищает точку зрения Лакана «на мнимые числа как на расширение идеи рациональных чисел – как в общем концептуальном смысле, простирающемся к ее древним математическим и философским истокам… так и в смысле современной алгебры». [15] : 146  Первый из этих двух смыслов относится к тому факту, что расширение действительных чисел до комплексных отражает расширение рациональных чисел до действительных, как указывает Плотницкий, цитируя Лейбница : «Из иррациональных чисел рождаются невозможные или мнимые величины, природа которых очень странно, но его полезность не следует пренебрегать». [16]

Тем не менее Плотницкий согласен с Сокалем и Брикмонтом в том, что «квадратный корень из −1», который обсуждает Лакан (и для которого Плотницкий вводит символ ), несмотря на идентичное название, не является «идентичным, напрямую связанным или даже метафоризированным через математический квадратный корень из -1 », и что последний « не является эректильным органом». [15] : 147 

Что касается Иригарая

[ редактировать ]

В то время как Финк и Плотницкий подвергают сомнению право Сокала и Брикмонта говорить, какие определения научных терминов являются правильными, теоретики культуры и литературные критики Эндрю Милнер и Джефф Броуитт признают это право, рассматривая это как «защиту своих дисциплин от того, что они считали неправомерным присвоением». ключевых терминов и концепций» таких авторов, как Жак Лакан и Люс Иригарей . [17] Однако они отмечают, что Иригарай, возможно, все же прав, утверждая, что E = mc. 2 является « маскулинистским » уравнением, поскольку «социальная генеалогия предложения не имеет логического отношения к его истинностному значению». [17] Другими словами, гендерные факторы могут влиять на то, какая из многих возможных научных истин будет обнаружена. Они также предполагают, что, критикуя Иригарая, Сокал и Брикмонт иногда выходят за рамки своих научных знаний и просто выражают иную позицию по гендерной политике. [17]

В своем ответе, впервые опубликованном в газете Le Monde под заголовком «Сокал и Брикмонт несерьезны», Жак Деррида пишет, что мистификация Сокала довольно «печальна» не только потому, что имя Алана Сокала теперь связано в первую очередь с мистификацией , а не с наукой . но также и потому, что возможность серьезно поразмыслить над этим вопросом была потеряна для широкого общественного форума, который заслуживает лучшего. [18] : 70  Деррида напоминает своим читателям, что наука и философия уже давно обсуждают свои сходства и различия в дисциплине эпистемологии , но, конечно, не с таким акцентом на национальности философов или ученых. Он называет смешным и странным то, что ученые обращаются с ним столь интенсивно, в частности, что с ним «гораздо менее плохо обращались», хотя на самом деле он был главной мишенью американской прессы. [18] : 70 

Затем Деррида ставит под сомнение обоснованность их нападок на несколько слов, которые он произнес в спонтанном ответе во время конференции, которая состоялась за тридцать лет до их публикации. Он предполагает, что есть много ученых, которые указали на сложность критики его ответа. [18] : 71  Он также пишет, что в его работах нет « релятивизма » или критики Разума и Просвещения . Затем он пишет о своей надежде, что в будущем эта работа будет проводиться более серьезно и достойно на уровне рассматриваемых вопросов. [18] : 72 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Сокал, Алан ; Жан Брикмон (1998). Модная ерунда . Нью-Йорк: Пикадор. ISBN  978-0-312-19545-8 . ОСЛК   39605994 .
  2. ^ Сокал, Алан ; Жан Брикмон (1998). Интеллектуальные обманы . Лондон: Профильные книги. п. xii. ISBN  978-1-86197-631-4 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Эпштейн, Барбара (зима 1997 г.). «Постмодернизм и левые» . Новая политика . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года . Проверено 5 марта 2008 г. цитировать:

    Наверное, никто из тех, кто занимается постмодернизмом, не остался в стороне от этого. Люди были горько разделены. Кто-то в восторге, кто-то в ярости. Один мой друг рассказал мне, что статья Сокаля появилась на собрании группы левых читателей, к которой он принадлежит. Дискуссия разделилась между страстными сторонниками и столь же страстными противниками Сокаля [...] Некоторые из нас, которые были в восторге от мистификации Сокала, когда-то имели более позитивный взгляд на постмодернизм.

  4. ^ Сокал, Алан (май 1996 г.). «Физические эксперименты с культурологией» . Лингва Франка . Проверено 5 марта 2008 г.
  5. ^ Сокал и Брикмонт, Приложение А.
  6. ^ Перейти обратно: а б Докинз, Ричард (9 июля 1998 г.). «Постмодернизм разоблаченный» . Природа . 394 (6689): 141–143. Бибкод : 1998Natur.394..141D . дои : 10.1038/28089 .
  7. ^ Нагель, Томас (2002). Сокрытие и разоблачение и другие эссе . Издательство Оксфордского университета. п. 164 . ISBN  978-0-19-515293-7 .
  8. ^ Нагель, стр. 165.
  9. ^ Хомский, Ноам (февраль 2010 г.). Наука, религия и человеческая природа . Сеансы Хомского . Беседовал Альберт, Майкл . З Коммуникации . 8 минут. Стенограмма . Отрывок: Хомский о науке и постмодернизме на YouTube .
  10. ^ Бухвальд, Диана К. (2007). «Памяти Мары Беллер (1945–2004)». Иерусалимский философский ежеквартальный журнал Ииюн : 56 : 5–8. JSTOR   23354462 .
  11. ^ Беллер, Мара. Сентябрь 1998 г. «Мистификация Сокала: над кем мы смеемся?» Физика сегодня .
  12. ^ Перейти обратно: а б Финк, Брюс (2004). Лакан к букве . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. п. 130 . ISBN  978-0-8166-4320-2 .
  13. ^ Старрок, Джон (16 июля 1998 г.). «Бедный Сокаль» . Лондонское обозрение книг . стр. 8–9. ISSN   0260-9592 . Проверено 17 октября 2018 г.
  14. ^ Сокал и Брикмонт, Приложение А.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Плотницкий, Аркадий (2002). Познаваемое и непознаваемое . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN  978-0-472-09797-5 .
  16. ^ Плотницкий, 2002, с. 145 (на оригинальной латыни Лейбница цитата гласит: « Из иррациональных чисел возникают невозможные или мнимые величины, природа которых чудесна, и тем не менее их полезностью нельзя пренебрегать »).
  17. ^ Перейти обратно: а б с Милнер, Эндрю ; Броуитт, Джефф (2002). Современная теория культуры (3-е изд.). Аллен и Анвин. стр. 191–192. ISBN  978-1-86508-808-2 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Деррида, Жак (2005) [1994]. Бумажная машина . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0-8047-4619-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 323c5167caebd35686ac0b946d225a12__1720581540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/12/323c5167caebd35686ac0b946d225a12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fashionable Nonsense - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)