Сподомантия

Сподомантия (также известная как тефрамантия и тефромантия ) — это форма гадания путем изучения золы, сажи или пепла ( греч . σποδός spodós ), особенно, хотя и не исключительно, на основе ритуального жертвоприношения . [ 1 ] [ 2 ] Сподомантия практиковалась во многих культурах, древних и современных, по всему миру. Хотя многие практикующие (особенно в Европе ) проводили ритуал как часть формальной системы паранормальной , религиозной или церемониальной магии , многие делали это как часть простой фольклорной практики или суеверия .
Подобные практики
[ редактировать ]Сподомантия включает в себя как минимум две, а возможно, и три других гадательных практики и ритуала с использованием золы или пепла. Это:
- Синеромантия/Ценеромантия — Гадание на пепле особого жертвенного или ритуального огня. Этот ритуал требует удаления всех несгоревших дров или углей, а также интерпретации насыпей, гребней, впадин и других дефектов поверхности. Особое внимание уделялось пересечениям этих элементов или местам их тупиков. [ 3 ]
- Либаномантия — Гадание путем изучения горения благовоний или узоров, образованных дымом благовоний или пеплом. [ 4 ]
- Ксиломантия — Гадание путем наблюдения за формой дерева на своем пути или за тем, как дерево горит. [ 5 ] Большинство источников относят ксиломантию к пиромантии (гадание путем наблюдения за пламенем, углями или тлеющими углями или путем сжигания ритуальных предметов, таких как уголь , лавровые листья или соль ). Но один источник утверждает, что сподомантия включает и ксиломантию. [ 6 ]
Сподомантию отличают от капномантии , которая представляет собой гадание по наблюдению за дымом, и пиромантии (и многих ее вспомогательных ритуалов), которая представляет собой гадание по наблюдению за горящими вещами или углями (но не за их пеплом или золой).
Возможные различия между тефрамантией и тефромантией
[ редактировать ]Не все источники согласны с тем, что тефрамантия и тефромантия являются синонимами. Некоторые источники утверждают, что тефрамантия использует только пепел коры деревьев , тогда как тефрамантия может использовать пепел любого жертвоприношения. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Однако другие источники утверждают, что тефрамантия использовала только прах человеческих жертвоприношений. [ 10 ]
Обряд, история и мировая практика сподомантии
[ редактировать ]Сподомантия — древняя и широко распространенная во всем мире практика гадания. Древнегреческий . драматург Эсхил (525–456 до н. э.) отмечал, что пепел, падающий из камина, можно предсказать как предзнаменование [ 11 ] Слово, фраза, имя или вопрос писались на пепле пальцем или палкой. Человек ждал, пока ветерок развеет пепел, который образует новые буквы или предзнаменования и дает ответ. [ 12 ] Не каждый мог заниматься этим искусством. Считалось, что дар пророчества был свойствен некоторым греческим семьям, и только им разрешалось гадать по пеплу, оставшемуся от костров на жертвенных алтарях. [ 13 ] В древних Фивах алтарь, посвященный Аполлону , был известен как «Аполлон пепла» не только потому, что сам алтарь состоял из пепла человеческих жертвоприношений, но и потому, что пепел, сдуваемый с алтаря, можно было предсказать его предзнаменования. [ 14 ] Этруски , чья цивилизация существовала с 1200 г. до н. э. по 550 г. до н . итальянского полуострова э., также практиковали сподомантию, подобно грекам. [ 4 ] [ 7 ] Цыганский фольклор гласит, что пепел можно бросить на пол. Гладкий, однородный пепел — хорошее предзнаменование, а куча (или кучки) пепла — к несчастью. [ 15 ] Во времена династий Цинь (221 г. до н.э.–206 г. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э.–220 г. н.э.) в Китае использовалась форма сподомантии, при которой кости жертвенных животных выгребали из костров, а следы пепла и трещины кости истолковывали свои знамения. [ 16 ] Некоторые индейские племена верили, что они могут предугадать будущее новорожденного или друга, отправившегося в путешествие, по следам и линиям, оставшимся на пепле костра на следующее утро. [ 17 ] С 16 по середину 19 века неженатые англичане чертили линии на гладком пепле. Пепел был указанием на будущего супруга, если на одной линии сидели два неженатых человека. [ 18 ] [ 19 ] В Кенте этот обычай использовался в День святого Валентина, чтобы угадать, за кем следует ухаживать . [ 18 ] Перуанцы в конце 19 века рассыпали пепел на полу в ночь после похорон. На следующее утро следы и другие следы на пепле укажут, в какое животное переселилась душа умершего и в каком направлении можно было найти это животное. [ 20 ] Среди народа Лома в Западной Африке сподомантия до сих пор (по состоянию на конец 20-го века) используется для определения пола ребенка до его рождения. [ 21 ] Китайцы на Тайване до сих пор используют концы палок паланкинов, чтобы отмечать пепел благовоний на алтарях, а затем интерпретировать эти знаки как божественное общение. [ 22 ]
Греко-этрусская форма этой практики исторически кажется наиболее распространенной в Европе . [ 23 ] Но обряды этой практики широко варьировались даже в эпоху раннего Возрождения . В книге III «Сочинений Рабле» (опубликованной в 1693 году) сэр Томас Уркхарт утверждал, что пеплу и саже нужно позволить естественным образом подняться из огня. [ 7 ] Пепел интерпретировали по мере его поднятия. Пепел, который быстро рассеялся, был положительным знаком, а пепел, висевший в воздухе, - нет. [ 7 ] Другая традиция указывает на то, что сподомантию также можно практиковать, записывая вопрос или сообщение на листе бумаги, а затем сжигая его. Затем сгоревший пепел и копоть сгоревшего послания исследовались на предмет предзнаменований и толкований. [ 8 ] В Славонии заниматься сподомантией разрешалось только женщинам. Женщина царапала пепел. Четное количество царапин означало положительный исход, а нечетное — невезение. [ 7 ] В Польше этим искусством могли заниматься только женщины. Пепел рассыпали вокруг постели больного, и знаки, появившиеся в пепле, интерпретировались как указывающие, станет ли человек снова здоровым или нет. [ 7 ] Практика сподомантии продолжает развиваться даже сегодня. Например, современные виккане утверждают, что огонь, используемый сподомантом, должен быть священным. [ 24 ]
Некоторые сподомантические ритуалы требуют использования определенной поверхности для письма. Большинство ритуалов, описанных выше, указывают на использование очага, пола или внешней площадки в качестве места для разбрасывания пепла. Но некоторые примеры сподомантии требуют использования других типов поверхностей. Рассмотрим использование костей: методы гадания, тесно связанные со сподомантией, включают остеомантию (гадание с использованием костей, особенно ту практику, при которой их нагревают до образования трещин, которые являются зловещими), пластромантию (гадание с использованием черепахи пластронов ), скапулимантию (гадание с использованием лопатки; Шотландский термин — slinneanachd ) и стерномантия (гадание с использованием грудины). Однако в этих практиках огонь используется для того, чтобы вызвать появление трещин в костях. Золу можно использовать или не использовать для заполнения этих трещин, делая их более заметными. Однако это не сподомантия, поскольку читаются трещины (а не сам пепел). В Монголии , однако, существует гадательный ритуал, в котором сочетаются скапулимантия и сподомантия: на лопатку коровы, овцы или быка насыпают гладкий слой пепла, а затем Лама по божественному вдохновению производит расчеты в пепле, которые указывают ответы на вопросы или будущее. [ 25 ] Кость – не единственная альтернативная поверхность. Некоторые древнегреческие ритуалы сподомантии требовали, чтобы пепел рассыпали на деревянной доске, а не на полу. [ 12 ]
В кельтской языческой традиции сподомантия не обязательно требовала чтения самого пепла. Филиды представляли собой класс поэтов-судей-провидцев, которые действовали как хранители мифологии и знаний, историки, юристы, арбитры, лингвисты и многие другие. [ 26 ] Одна ветвь филидов была знатоком исключительно гадания и сновидений, и считалось, что простой сон рядом с прахом животного, сожженного в жертвенном огне, может привести к познанию будущего. [ 27 ]
Исторические и современные писатели считают сподомантию одним из наименее известных методов гадания. [ 28 ] [ 29 ] это было достаточно распространено, Тем не менее, в конце 16 века в Испании поэтому архиепископу Севильи и великому инквизитору Алонсо Манрике де Лара пришлось открыто запретить эту практику. [ 30 ] Похоже, что примерно в то же время это широко практиковалось на северо-западе Германии . [ 31 ]
Сподомантия и фестивали
[ редактировать ]Согласно одному из рассказов о кельтской языческой традиции праздника Имболк , холодный пепел из камина следует разбрасывать в очаге. [ 2 ] Утром отметины на пепле будут указывать на то, что богиня Бригид посетила дом и благословила живущих там людей. [ 2 ] Если никаких отметок не обнаружено, тело петуха необходимо закопать в месте слияния трех ручьев и на следующий вечер сжечь на костре благовония. [ 32 ]
Английская канун традиция XIX века («изрешечивание пепла») включала сподомантию в Святого Марка (24 апреля). [ 33 ] [ 34 ] Прах оставляли в очаге в канун Святого Марка и исследовали на следующий день. [ 33 ] [ 34 ] Фольклор гласил, что след каждого, кто умрет в наступающем году, останется в пепле. [ 33 ] [ 34 ] На острове Мэн наблюдалась подобная традиция, хотя смерть наступала только в том случае, если след был направлен внутрь (отпечаток, направленный наружу, означал рождение). [ 34 ] Другая мэнская традиция гласит, что засыпание пепла в канун Святого Марка или Хэллоуина позволит на следующее утро отпечатку духа будущего мужа появиться в пепле. [ 35 ] В других странах Европы загадку пепла, чтобы узнать о рождениях и смертях, наблюдали в канун Хэллоуина или Нового года . [ 34 ] [ 36 ]
Современные виккане выступают за практику сподомантии в Ламмас или Лугнасад (1 августа). [ 37 ] Пепел от костра или даже простого мангала можно разложить по земле и интерпретировать любые символы или изображения в пепле. [ 37 ] Формы в пепле имеют большое разнообразие значений. [ 38 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Робертсон, Слова Робертсона для современной эпохи: перекрестная ссылка на сочетание латинских и греческих элементов, 1991, с. 192; Браун и Харрисон, «Правда об экстрасенсах: что реально, что нет и как отличить», 2009, стр. 80; Маберри и Крамер, Криптопедия: словарь странного, странного и совершенно причудливого, 2007, стр. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с Эмбер К. и Азраэль Аринн К., Сретение: Праздник огня, 2001, стр. 95.
- ^ Бакленд, Книга гаданий: Энциклопедия гаданий и предсказаний, 2004, стр. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Дель Рио, «Исследования магии» (первоначально опубликовано в 1599–1600 гг.), переиздание, 2000 г., стр. 160.
- ^ Пиковер, Мечтая о будущем: фантастическая история предсказаний, 2001, с. 137.
- ^ Маккой, Продвинутое колдовство: иди глубже, достигай дальше, летай выше, 2004, с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бакленд, Книга гаданий: Энциклопедия гаданий и предсказаний, 2004, стр. 479.
- ^ Перейти обратно: а б Пиковер, « Мечтая о будущем: фантастическая история предсказаний», 2001, стр. 183.
- ^ Данвич, Заклинания при свечах: Книга заклинаний, пиршеств и исцеления современной ведьмы, 1988, с. 153.
- ^ Спенс, Энциклопедия оккультизма, 1920, стр. 408 ; Эллисон, Одинокий друид: Идя по пути мудрости и духа, 2005, с. 58 ; Уэйт, Руководство по картомантии и оккультному гаданию, 1995, с. 236 ; Робертсон, Слова Робертсона для современной эпохи: перекрестная ссылка на сочетание латинских и греческих элементов, 1991, с. 193.
- ^ Бакленд, Книга гаданий: Энциклопедия гаданий и предсказаний, 2004, стр. 231.
- ^ Перейти обратно: а б Робинсон, Archaeologia Graeca, или Древности Греции, 1807, с. 281.
- ^ Фэрбенкс, Справочник по греческой религии, 1910, стр. 56.
- ^ Детьен, Написание Орфея: греческий миф в культурном контакте, 2003, с. 74.
- ^ Госпожа Юнона, Сонник цыганской королевы и гадалка, 2005, с. 15.
- ^ Твитчетт и Фэрбенк, Кембриджская история Китая: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э., 1986, стр. 675.
- ^ Эмерсон, Индийские мифы или легенды, традиции и символы аборигенов Америки..., 1884, с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Соан, Новые курьезы литературы и Книга месяцев, 1849, стр. 271.
- ^ Фокс, Устная и грамотная культура в Англии, 1500–1700, 2000, с. 180-181.
- ^ Гастингс, Селби и Грей, Энциклопедия религии и этики, 1908, стр. 491.
- ^ Хойбьерг, Сопротивление государственному иконоборчеству среди лома Гвинеи, 2007, стр. 164-165.
- ^ Стаффорд, Дороги китайского детства: обучение и идентификация в Ангане, 1995, с. 194, примечание 7.
- ^ Леа, Материалы по истории колдовства, 1939, с. 499.
- ^ Туитеан и Дэниэлс, Essential Wicca, 2001, стр. 425.
- ^ Хайер и Джагчид, Монгольский живой Будда: Биография Канджурва Хутухту, 1983, стр. 119.
- ^ Гора, Кельтская энциклопедия, 1998, стр. 266.
- ^ Гора, Кельтская энциклопедия, 1998, стр. 267.
- ^ Торндайк, История магии и экспериментальной науки, 1992, стр. 282.
- ^ Боден, О демономании ведьм (первоначально опубликовано в 1580 году), переиздание, 1995, стр. 92.
- ^ Пеппер и Уилкок, Волшебные и мистические места: Европа и Британские острова, 2000, с. 128-129.
- ^ Кэмерон, Очарованная Европа: суеверия, разум и религия, 1250–1750, 2010, с. 64.
- ^ Эмбер К. и Азраил Аринн К., Сретение: Праздник огня, 2001, стр. 95-96.
- ^ Перейти обратно: а б с Райт, Деревенская речь и фольклор, 1913, с. 264.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рэдфорд, Хоул и Рэдфорд, Энциклопедия суеверий, 1996, стр. 24.
- ^ Рис, Кельтский фольклор: валлийский и мэнский, 2004, стр. 266.
- ^ Зелл-Равенхарт и Зелл-Равенхарт, Создание кругов и церемоний: ритуалы на все времена и причины, 2006, с. 241.
- ^ Перейти обратно: а б Франклин и Мейсон, Ламмас: Празднование плодов первого урожая, 2001, с. 105.
- ^ Франклин и Мейсон, Ламмас: Празднование плодов первого урожая, 2001, с. 105-109.
Библиография
[ редактировать ]- Эмбер К. и Азраил Аринн К. Сретение: Праздник огня. Сент-Пол, Миннесота: Llewellyn Espanol, 2001.
- Боден, Жан . О демономании ведьм. Рэнди А. Скотт, пер. Торонто: Центр исследований Реформации и Возрождения Университета Виктории, 1995.
- Браун, Сильвия и Харрисон, Линдси. Правда об экстрасенсах: что реально, что нет и как отличить. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 2009.
- Бакленд, Рэймонд. Книга гаданий: Энциклопедия гаданий и предсказаний. Детройт, Мичиган: Visible Ink, 2004.
- Дель Рио, Мартин Антон . Исследования магии. П.Г. Максвелл-Стюарт, пер. Перепечатка под ред. Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета, 2000.
- Кэмерон, Юэн. Очарованная Европа: суеверия, разум и религия, 1250–1750 гг. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2010.
- Детьен, Марсель. Написание Орфея: греческий миф в культурном контакте. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2003.
- Данвич, Герина. Заклинания при свечах: Книга заклинаний, пиршеств и исцеления современной ведьмы. Секокус, Нью-Джерси: Citadel Press, 1988.
- Эллисон, Роберт Ли. Одинокий друид: идя по пути мудрости и духа. Нью-Йорк: Kensington Publishing Corp., 2005.
- Эмерсон, Эллен Рассел. Индийские мифы или легенды, традиции и символы аборигенов Америки в сравнении с символами других стран, включая Индостан, Египет, Персию, Ассирию и Китай. Бостон: Дж. Р. Осгуд и компания, 1884 г.
- Фэрбенкс, Артур. Справочник греческой религии. Нью-Йорк: Американская книжная компания, 1910.
- Фокс, Адам. Устная и грамотная культура в Англии, 1500-1700 гг. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 2000.
- Франклин, Анна и Мейсон, Пол. Ламмас: Празднование плодов первого урожая. Сент-Пол, Миннесота: Llewellyn Publications, 2001.
- Гастингс, Джеймс; Селби, Джон Александр; и Грей, Луи Герберт. Энциклопедия религии и этики. Эдинбург, Шотландия: T&T Clark, 1908.
- Хойбьерг, Кристиан. Сопротивление государственному иконоборчеству среди лома Гвинеи. Дарем, Северная Каролина: Каролина Академик Пресс, 2007.
- Хайер, Пол и Джагчид, Сечин. Монгольский живой Будда: Биография Канджурва Хутухту. Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press, 1983.
- Леа, Генри Чарльз. Материалы к истории колдовства. Перепечатка под ред. Нью-Йорк: Т. Йоселофф, 1939.
- Маберри, Джонатан и Крамер, Дэвид Ф. Криптопедия: словарь странного, странного и совершенно причудливого. Нью-Йорк: Цитадель, 2007.
- Мадам Юнона. Сонник Цыганской Королевы и Гадалки. Сан-Франциско: Obscure Press, 2005.
- Маккой, Эдейн. Продвинутое колдовство: иди глубже, достигай большего, летай выше. Сент-Пол, Миннесота: Ллевеллин, 2004.
- Гора, Гарри. Кельтская энциклопедия. Паркленд, Флорида: Upublish.com, 1998.
- Пеппер, Элизабет и Уилкок, Джон. Волшебные и мистические места: Европа и Британские острова. Гранд-Рапидс, Мичиган: Phanes Press, 2000.
- Пиковер, Клиффорд А. Мечтая о будущем: фантастическая история предсказаний. Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея, 2001.
- Рэдфорд, Эдвин; Холе, Кристина; и Рэдфорд, Массачусетс. Энциклопедия суеверий. Перепечатка под ред. Нью-Йорк: Barnes & Noble, 1996.
- Рис, Джон. Кельтский фольклор: валлийский и мэнский. Перепечатка под ред. Гонолулу: Тихоокеанское университетское издательство, 2004.
- Робертсон, Слова Джона Г. Робертсона для современной эпохи: перекрестная ссылка на сочетание латинских и греческих элементов. Юджин, Орегон: Публикации старших писцов, 1991.
- Робинсон, Джон . Archaeologia Graeca, или Древности Греции. Лондон: Р. Филлипс, 1807.
- Соун, Джордж , Новые курьезы литературы и Книга месяцев. Лондон: Э. Чертон, 1849.
- Спенс, Льюис. Энциклопедия оккультизма. Нью-Йорк: Додд, Мид, 1920.
- Стаффорд, Чарльз. Дороги китайского детства: обучение и идентификация в Ангане. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1995.
- Торндайк, Линн. История магии и экспериментальной науки. Перепечатка под ред. Уайтфиш, Монте-Карло: Кессинджер, 1992.
- Туитеан, Пол и Дэниелс, Эстель. Основная Викка. Фридом, Калифорния: Crossing Press, 2001.
- Твитчетт, Денис Криспин и Фэрбенк, Джон Кинг. Кембриджская история Китая: империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1986.
- Уэйт, Артур Эдвард. Руководство по картомантии и оккультному гаданию. Перепечатка под ред. Уайтфиш, Монт.: Кессинджер, 1995.
- Райт, Элизабет Мэри. Деревенская речь и фольклор. Нью-Йорк: Х. Милфорд, 1913.
- Зелл-Рэйвенхарт, Оберон и Зелл-Рэйвенхарт, Утренняя Слава. Создание кругов и церемоний: ритуалы на все времена и причины. Франклин Лейкс, Нью-Джерси: New Page Books, 2006.