Jump to content

Сподомантия

Человек, практикующий сподомантию, оставляющий отметки на пепле. Затем знаки интерпретируются как значения, предзнаменования и предзнаменования.

Сподомантия (также известная как тефрамантия и тефромантия ) — это форма гадания путем изучения золы, сажи или пепла ( греч . σποδός spodós ), особенно, хотя и не исключительно, на основе ритуального жертвоприношения . [ 1 ] [ 2 ] Сподомантия практиковалась во многих культурах, древних и современных, по всему миру. Хотя многие практикующие (особенно в Европе ) проводили ритуал как часть формальной системы паранормальной , религиозной или церемониальной магии , многие делали это как часть простой фольклорной практики или суеверия .

Подобные практики

[ редактировать ]

Сподомантия включает в себя как минимум две, а возможно, и три других гадательных практики и ритуала с использованием золы или пепла. Это:

  • Синеромантия/Ценеромантия — Гадание на пепле особого жертвенного или ритуального огня. Этот ритуал требует удаления всех несгоревших дров или углей, а также интерпретации насыпей, гребней, впадин и других дефектов поверхности. Особое внимание уделялось пересечениям этих элементов или местам их тупиков. [ 3 ]
  • Либаномантия — Гадание путем изучения горения благовоний или узоров, образованных дымом благовоний или пеплом. [ 4 ]
  • Ксиломантия — Гадание путем наблюдения за формой дерева на своем пути или за тем, как дерево горит. [ 5 ] Большинство источников относят ксиломантию к пиромантии (гадание путем наблюдения за пламенем, углями или тлеющими углями или путем сжигания ритуальных предметов, таких как уголь , лавровые листья или соль ). Но один источник утверждает, что сподомантия включает и ксиломантию. [ 6 ]

Сподомантию отличают от капномантии , которая представляет собой гадание по наблюдению за дымом, и пиромантии (и многих ее вспомогательных ритуалов), которая представляет собой гадание по наблюдению за горящими вещами или углями (но не за их пеплом или золой).

Возможные различия между тефрамантией и тефромантией

[ редактировать ]

Не все источники согласны с тем, что тефрамантия и тефромантия являются синонимами. Некоторые источники утверждают, что тефрамантия использует только пепел коры деревьев , тогда как тефрамантия может использовать пепел любого жертвоприношения. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Однако другие источники утверждают, что тефрамантия использовала только прах человеческих жертвоприношений. [ 10 ]

Обряд, история и мировая практика сподомантии

[ редактировать ]

Сподомантия — древняя и широко распространенная во всем мире практика гадания. Древнегреческий . драматург Эсхил (525–456 до н. э.) отмечал, что пепел, падающий из камина, можно предсказать как предзнаменование [ 11 ] Слово, фраза, имя или вопрос писались на пепле пальцем или палкой. Человек ждал, пока ветерок развеет пепел, который образует новые буквы или предзнаменования и дает ответ. [ 12 ] Не каждый мог заниматься этим искусством. Считалось, что дар пророчества был свойствен некоторым греческим семьям, и только им разрешалось гадать по пеплу, оставшемуся от костров на жертвенных алтарях. [ 13 ] В древних Фивах алтарь, посвященный Аполлону , был известен как «Аполлон пепла» не только потому, что сам алтарь состоял из пепла человеческих жертвоприношений, но и потому, что пепел, сдуваемый с алтаря, можно было предсказать его предзнаменования. [ 14 ] Этруски , чья цивилизация существовала с 1200 г. до н. э. по 550 г. до н . итальянского полуострова э., также практиковали сподомантию, подобно грекам. [ 4 ] [ 7 ] Цыганский фольклор гласит, что пепел можно бросить на пол. Гладкий, однородный пепел — хорошее предзнаменование, а куча (или кучки) пепла — к несчастью. [ 15 ] Во времена династий Цинь (221 г. до н.э.–206 г. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э.–220 г. н.э.) в Китае использовалась форма сподомантии, при которой кости жертвенных животных выгребали из костров, а следы пепла и трещины кости истолковывали свои знамения. [ 16 ] Некоторые индейские племена верили, что они могут предугадать будущее новорожденного или друга, отправившегося в путешествие, по следам и линиям, оставшимся на пепле костра на следующее утро. [ 17 ] С 16 по середину 19 века неженатые англичане чертили линии на гладком пепле. Пепел был указанием на будущего супруга, если на одной линии сидели два неженатых человека. [ 18 ] [ 19 ] В Кенте этот обычай использовался в День святого Валентина, чтобы угадать, за кем следует ухаживать . [ 18 ] Перуанцы в конце 19 века рассыпали пепел на полу в ночь после похорон. На следующее утро следы и другие следы на пепле укажут, в какое животное переселилась душа умершего и в каком направлении можно было найти это животное. [ 20 ] Среди народа Лома в Западной Африке сподомантия до сих пор (по состоянию на конец 20-го века) используется для определения пола ребенка до его рождения. [ 21 ] Китайцы на Тайване до сих пор используют концы палок паланкинов, чтобы отмечать пепел благовоний на алтарях, а затем интерпретировать эти знаки как божественное общение. [ 22 ]

Греко-этрусская форма этой практики исторически кажется наиболее распространенной в Европе . [ 23 ] Но обряды этой практики широко варьировались даже в эпоху раннего Возрождения . В книге III «Сочинений Рабле» (опубликованной в 1693 году) сэр Томас Уркхарт утверждал, что пеплу и саже нужно позволить естественным образом подняться из огня. [ 7 ] Пепел интерпретировали по мере его поднятия. Пепел, который быстро рассеялся, был положительным знаком, а пепел, висевший в воздухе, - нет. [ 7 ] Другая традиция указывает на то, что сподомантию также можно практиковать, записывая вопрос или сообщение на листе бумаги, а затем сжигая его. Затем сгоревший пепел и копоть сгоревшего послания исследовались на предмет предзнаменований и толкований. [ 8 ] В Славонии заниматься сподомантией разрешалось только женщинам. Женщина царапала пепел. Четное количество царапин означало положительный исход, а нечетное — невезение. [ 7 ] В Польше этим искусством могли заниматься только женщины. Пепел рассыпали вокруг постели больного, и знаки, появившиеся в пепле, интерпретировались как указывающие, станет ли человек снова здоровым или нет. [ 7 ] Практика сподомантии продолжает развиваться даже сегодня. Например, современные виккане утверждают, что огонь, используемый сподомантом, должен быть священным. [ 24 ]

Некоторые сподомантические ритуалы требуют использования определенной поверхности для письма. Большинство ритуалов, описанных выше, указывают на использование очага, пола или внешней площадки в качестве места для разбрасывания пепла. Но некоторые примеры сподомантии требуют использования других типов поверхностей. Рассмотрим использование костей: методы гадания, тесно связанные со сподомантией, включают остеомантию (гадание с использованием костей, особенно ту практику, при которой их нагревают до образования трещин, которые являются зловещими), пластромантию (гадание с использованием черепахи пластронов ), скапулимантию (гадание с использованием лопатки; Шотландский термин — slinneanachd ) и стерномантия (гадание с использованием грудины). Однако в этих практиках огонь используется для того, чтобы вызвать появление трещин в костях. Золу можно использовать или не использовать для заполнения этих трещин, делая их более заметными. Однако это не сподомантия, поскольку читаются трещины (а не сам пепел). В Монголии , однако, существует гадательный ритуал, в котором сочетаются скапулимантия и сподомантия: на лопатку коровы, овцы или быка насыпают гладкий слой пепла, а затем Лама по божественному вдохновению производит расчеты в пепле, которые указывают ответы на вопросы или будущее. [ 25 ] Кость – не единственная альтернативная поверхность. Некоторые древнегреческие ритуалы сподомантии требовали, чтобы пепел рассыпали на деревянной доске, а не на полу. [ 12 ]

В кельтской языческой традиции сподомантия не обязательно требовала чтения самого пепла. Филиды представляли собой класс поэтов-судей-провидцев, которые действовали как хранители мифологии и знаний, историки, юристы, арбитры, лингвисты и многие другие. [ 26 ] Одна ветвь филидов была знатоком исключительно гадания и сновидений, и считалось, что простой сон рядом с прахом животного, сожженного в жертвенном огне, может привести к познанию будущего. [ 27 ]

Исторические и современные писатели считают сподомантию одним из наименее известных методов гадания. [ 28 ] [ 29 ] это было достаточно распространено, Тем не менее, в конце 16 века в Испании поэтому архиепископу Севильи и великому инквизитору Алонсо Манрике де Лара пришлось открыто запретить эту практику. [ 30 ] Похоже, что примерно в то же время это широко практиковалось на северо-западе Германии . [ 31 ]

Сподомантия и фестивали

[ редактировать ]

Согласно одному из рассказов о кельтской языческой традиции праздника Имболк , холодный пепел из камина следует разбрасывать в очаге. [ 2 ] Утром отметины на пепле будут указывать на то, что богиня Бригид посетила дом и благословила живущих там людей. [ 2 ] Если никаких отметок не обнаружено, тело петуха необходимо закопать в месте слияния трех ручьев и на следующий вечер сжечь на костре благовония. [ 32 ]

Английская канун традиция XIX века («изрешечивание пепла») включала сподомантию в Святого Марка (24 апреля). [ 33 ] [ 34 ] Прах оставляли в очаге в канун Святого Марка и исследовали на следующий день. [ 33 ] [ 34 ] Фольклор гласил, что след каждого, кто умрет в наступающем году, останется в пепле. [ 33 ] [ 34 ] На острове Мэн наблюдалась подобная традиция, хотя смерть наступала только в том случае, если след был направлен внутрь (отпечаток, направленный наружу, означал рождение). [ 34 ] Другая мэнская традиция гласит, что засыпание пепла в канун Святого Марка или Хэллоуина позволит на следующее утро отпечатку духа будущего мужа появиться в пепле. [ 35 ] В других странах Европы загадку пепла, чтобы узнать о рождениях и смертях, наблюдали в канун Хэллоуина или Нового года . [ 34 ] [ 36 ]

Современные виккане выступают за практику сподомантии в Ламмас или Лугнасад (1 августа). [ 37 ] Пепел от костра или даже простого мангала можно разложить по земле и интерпретировать любые символы или изображения в пепле. [ 37 ] Формы в пепле имеют большое разнообразие значений. [ 38 ]

  1. ^ Робертсон, Слова Робертсона для современной эпохи: перекрестная ссылка на сочетание латинских и греческих элементов, 1991, с. 192; Браун и Харрисон, «Правда об экстрасенсах: что реально, что нет и как отличить», 2009, стр. 80; Маберри и Крамер, Криптопедия: словарь странного, странного и совершенно причудливого, 2007, стр. 95.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Эмбер К. и Азраэль Аринн К., Сретение: Праздник огня, 2001, стр. 95.
  3. ^ Бакленд, Книга гаданий: Энциклопедия гаданий и предсказаний, 2004, стр. 102.
  4. ^ Перейти обратно: а б Дель Рио, «Исследования магии» (первоначально опубликовано в 1599–1600 гг.), переиздание, 2000 г., стр. 160.
  5. ^ Пиковер, Мечтая о будущем: фантастическая история предсказаний, 2001, с. 137.
  6. ^ Маккой, Продвинутое колдовство: иди глубже, достигай дальше, летай выше, 2004, с. 171.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бакленд, Книга гаданий: Энциклопедия гаданий и предсказаний, 2004, стр. 479.
  8. ^ Перейти обратно: а б Пиковер, « Мечтая о будущем: фантастическая история предсказаний», 2001, стр. 183.
  9. ^ Данвич, Заклинания при свечах: Книга заклинаний, пиршеств и исцеления современной ведьмы, 1988, с. 153.
  10. ^ Спенс, Энциклопедия оккультизма, 1920, стр. 408 ; Эллисон, Одинокий друид: Идя по пути мудрости и духа, 2005, с. 58 ; Уэйт, Руководство по картомантии и оккультному гаданию, 1995, с. 236 ; Робертсон, Слова Робертсона для современной эпохи: перекрестная ссылка на сочетание латинских и греческих элементов, 1991, с. 193.
  11. ^ Бакленд, Книга гаданий: Энциклопедия гаданий и предсказаний, 2004, стр. 231.
  12. ^ Перейти обратно: а б Робинсон, Archaeologia Graeca, или Древности Греции, 1807, с. 281.
  13. ^ Фэрбенкс, Справочник по греческой религии, 1910, стр. 56.
  14. ^ Детьен, Написание Орфея: греческий миф в культурном контакте, 2003, с. 74.
  15. ^ Госпожа Юнона, Сонник цыганской королевы и гадалка, 2005, с. 15.
  16. ^ Твитчетт и Фэрбенк, Кембриджская история Китая: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э., 1986, стр. 675.
  17. ^ Эмерсон, Индийские мифы или легенды, традиции и символы аборигенов Америки..., 1884, с. 110.
  18. ^ Перейти обратно: а б Соан, Новые курьезы литературы и Книга месяцев, 1849, стр. 271.
  19. ^ Фокс, Устная и грамотная культура в Англии, 1500–1700, 2000, с. 180-181.
  20. ^ Гастингс, Селби и Грей, Энциклопедия религии и этики, 1908, стр. 491.
  21. ^ Хойбьерг, Сопротивление государственному иконоборчеству среди лома Гвинеи, 2007, стр. 164-165.
  22. ^ Стаффорд, Дороги китайского детства: обучение и идентификация в Ангане, 1995, с. 194, примечание 7.
  23. ^ Леа, Материалы по истории колдовства, 1939, с. 499.
  24. ^ Туитеан и Дэниэлс, Essential Wicca, 2001, стр. 425.
  25. ^ Хайер и Джагчид, Монгольский живой Будда: Биография Канджурва Хутухту, 1983, стр. 119.
  26. ^ Гора, Кельтская энциклопедия, 1998, стр. 266.
  27. ^ Гора, Кельтская энциклопедия, 1998, стр. 267.
  28. ^ Торндайк, История магии и экспериментальной науки, 1992, стр. 282.
  29. ^ Боден, О демономании ведьм (первоначально опубликовано в 1580 году), переиздание, 1995, стр. 92.
  30. ^ Пеппер и Уилкок, Волшебные и мистические места: Европа и Британские острова, 2000, с. 128-129.
  31. ^ Кэмерон, Очарованная Европа: суеверия, разум и религия, 1250–1750, 2010, с. 64.
  32. ^ Эмбер К. и Азраил Аринн К., Сретение: Праздник огня, 2001, стр. 95-96.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Райт, Деревенская речь и фольклор, 1913, с. 264.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и Рэдфорд, Хоул и Рэдфорд, Энциклопедия суеверий, 1996, стр. 24.
  35. ^ Рис, Кельтский фольклор: валлийский и мэнский, 2004, стр. 266.
  36. ^ Зелл-Равенхарт и Зелл-Равенхарт, Создание кругов и церемоний: ритуалы на все времена и причины, 2006, с. 241.
  37. ^ Перейти обратно: а б Франклин и Мейсон, Ламмас: Празднование плодов первого урожая, 2001, с. 105.
  38. ^ Франклин и Мейсон, Ламмас: Празднование плодов первого урожая, 2001, с. 105-109.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3813ee9a9bdbbebdef5c68cc280ca364__1679305740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/64/3813ee9a9bdbbebdef5c68cc280ca364.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spodomancy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)