Jump to content

Изабелла д'Эсте

(Перенаправлено с Изабеллы д'Эсте )

Изабелла д'Эсте
Единственный достоверный образ Изабеллы:
Медаль Джованни Кристофоро Романо
(ок. 1495 г. - золотая версия ок. 1505 г.)
Маркиза-супруга Мантуи
Царствование 12 февраля 1492 г. - 29 марта 1519 г.
Рожденный ( 1474-05-19 ) 19 мая 1474 г.
Феррара , герцогство Феррара
Умер 13 февраля 1539 г. (1539-02-13) (64 года)
Мантуя , Герцогство Мантуя
Супруг
Проблема Элеонора Гонзага, герцогиня Урбино
Маргарита Гонзага
Фридрих II, герцог Мантуи
Ливия Гонзага
Ипполита Гонзага
Эрколе Гонзага
Ферранте Гонзага
Ливия Гонзага
Дом Это
Отец Эрколе И д'Эсте
Мать Элеонора Неаполитанская

Изабелла д'Эсте (19 мая 1474 г. - 13 февраля 1539 г.) была маркизой Мантуи крупного и одной из ведущих женщин итальянского Возрождения, культурного и политического деятеля.

Она была покровительницей искусств, а также лидером моды, и ее новаторскому стилю в одежде подражали многие женщины. Поэт Ариосто назвал ее «либеральной и великодушной Изабеллой». [ 1 ] а автор Маттео Банделло назвал ее «высшей среди женщин». [ 1 ] Дипломат Никколо да Корреджо пошел еще дальше, назвав ее «первой леди мира». [ 1 ]

Она занимала пост регента Мантуи во время отсутствия мужа Франческо II Гонзаги и во время несовершеннолетия сына Федерико . Она была плодовитой писательницей и на протяжении всей жизни поддерживала переписку со своей невесткой Элизабеттой Гонзага . Изабелла выросла в интеллигентной семье в городе-государстве Феррара . Она получила прекрасное классическое образование и познакомилась со многими известными учеными-гуманистами и художниками. Благодаря огромному количеству сохранившейся переписки между Изабеллой, ее семьей и друзьями, ее жизнь чрезвычайно хорошо задокументирована. [ 2 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Изабелла родилась во вторник, 19 мая 1474 года, в девять часов вечера. [ 3 ] Мать Изабеллы, Элеонора Неаполитанская , написала письмо своей подруге Барбаре Гонзаге с описанием подробностей рождения Изабеллы. [ 4 ] в Ферраре . [ 5 ] Элеонора была дочерью Фердинанда I , арагонского короля Неаполя, и Изабеллы Клермонской . [ 3 ]

Год спустя, 29 июня 1475 года, ее сестра Беатрис родилась два брата, Альфонсо и Ферранте , а в 1476 и 1477 годах родились . В 1479 и 1480 годах родились еще два брата; Ипполито и Сигизмондо . Считается, что из всех детей, рожденных в семье, Изабелла была самой любимой. [ 6 ]

В год рождения брата Ферранте Изабелла была среди детей семьи, отправившейся в Неаполь вместе с матерью. Когда мать вернулась в Феррару, Изабелла сопровождала ее, а двое других детей остались в Неаполе на долгие годы: Беатрис была усыновлена ​​дедушкой , а ее младший брат Ферранте остался под опекой дяди Альфонсо . [ 7 ]

Медаль Изабеллы, Джованни Кристофоро Романо

Образование

[ редактировать ]

Благодаря своему выдающемуся интеллекту она часто обсуждала с послами классику и государственные дела. Кроме того, она была лично знакома с художниками, музыкантами, писателями и учеными, жившими при дворе и вокруг него. Помимо обширных познаний в истории и языках, она также могла читать Вергилия и Теренция наизусть . Изабелла также была талантливой певицей и музыкантом, и ее научил играть на лютне Джованни Анджело Тестагросса . [ 8 ] В дополнение к этим достижениям она также была новатором новых танцев, обучаясь танцевальному искусству у Амброджио, еврейского мастера танцев. [ 9 ]

Обручение и брак

[ редактировать ]
Амбрас Миниатюра Изабеллы, анонимного художника (16 век)

В 1480 году, в возрасте шести лет, Изабелла была обручена с Франческо , который был на восемь лет старше ее, наследником маркиза Мантуанского. Две недели спустя герцог Миланский попросил ее руки и сердца для своего сына Людовико. Вместо этого ее сестра Беатрис была обручена с Людовико и стала герцогиней Миланской. Ее приданое составило 25 000 дукатов . [ 10 ] Хотя он и не был красив, Изабелла восхищалась Франческо его силой и храбростью; она также считала его джентльменом. После их первых нескольких встреч ей стало нравиться его общество, и следующие несколько лет она провела, знакомясь с ним и готовясь стать маркизой Мантуи. Во время их ухаживания Изабелла дорожила письмами, стихами и сонетами, которые он посылал ей в качестве подарков. [ нужна ссылка ]

Десять лет спустя, 11 февраля 1490 года, в возрасте 15 лет она вышла замуж за Франческо по доверенности . К тому времени он унаследовал титул маркизата. Помимо маркиза, Франческо был генерал-капитаном армий Венецианской республики . Изабелла стала его женой на фоне бурного общественного ликования и грандиозного торжества, состоявшегося 15 февраля. [ 10 ] В качестве приданого она привезла сумму в 3000 дукатов, а также ценные украшения, посуду и серебряный сервиз. [ 11 ] Перед великолепным банкетом, последовавшим за свадебной церемонией, Изабелла проехала по главным улицам Феррары верхом на лошади, украшенной драгоценными камнями и золотом. [ 12 ]

Отношения с Миланом

[ редактировать ]

В 1491 году Изабелла отправилась с небольшой свитой в Брешелло, а оттуда в Павию, чтобы сопровождать свою сестру Беатрис , которая была замужем за Людовико иль Моро . По этому случаю она снова увидела Галеаццо Сансеверино , каким она знала его еще ребенком в Ферраре, с которым у нее началась обширная и временами юмористическая переписка. [ 13 ] Однако его личность неизвестна и может быть почти одноименным Галеаццо Висконти, графом Бусто Арсицио , придворным, также дорогим герцогам. [ 14 ]

Вероятный портрет Галеаццо Сансеверино , статуя из коллекции Большого музея Миланского Дуомо.

Между ними сразу же вспыхнул спор, которому суждено было продлиться несколько месяцев, о том, кто лучший паладин, Орландо или Ринальдо: Галеаццо поддерживал первого, сестры д'Эсте — второго. Галеаццо, который проявлял сильное увлечение, вскоре сумел обратить их обоих в веру Орландо, но Изабелла, вернувшись в Мантую, вернулась и отдала предпочтение Ринальдо, так что Галеаццо запомнил ее так: «Меня одного было достаточно, чтобы заставить ее передумать и заплакать». Роландо ! Роландо! », предложил ей последовать примеру сестры и поклялся, что обратит ее во второй раз, как только они снова встретятся. Изабелла в шутку ответила, что потом принесет лягушку, чтобы его обидеть, и спор продолжался долго. [ 14 ]

11 февраля, рассказывая ей о развлечениях, которые он проводил с Беатриче, он написал ей: «Я также буду стараться совершенствоваться, чтобы доставить больше удовольствия СВ, когда приеду за ней этим летом», и сетовал на отсутствие «его милой компании». [ 15 ] На самом деле присутствие Изабеллы в Милане было очень желанным не только Галеаццо, но и ее сестрой Людовико и другими придворными, однако маркизе удавалось побывать там несколько раз, поскольку ее муж Франческо опасался посылать ей это письмо. рассудив, что на этом суде было совершено слишком много «безумий», а может быть, тоже из ревности к Людовико. [ 16 ]

Прикрепленный портрет двух сестер: Беатрис (слева) и Изабеллы (справа) на потолочной фреске Зала дель Тесоро Палаццо Костабили недалеко от Феррары. Приписывается Бенвенуто Тиси да Гарофало , датированное 1503–1506 годами.

Несмотря на привязанность, Изабелла начала испытывать зависть к своей сестре Беатриче, сначала к очень удачному, коснувшемуся ее браку, и к огромному богатству, затем к двум совершенно здоровым сыновьям, родившимся у нее вскоре после этого, в то время как она казалось, неспособен иметь детей, [ 17 ] [ 18 ] и этим возбудило беспокойство ее мать Элеонора, которая постоянно увещевала ее в письмах быть как можно ближе к мужу. [ 19 ] Определенную ненависть можно увидеть и в письме к матери, относящемся к его визиту в Павию в августе 1492 года, когда, говоря о Беатриче, он писал: «она не больше меня, но она гораздо больше!»; подобным же образом она высказывалась и с мужем, не будучи еще в состоянии знать, может быть, что грубость сестры происходила от начинавшейся беременности (она была на четвертом-пятом месяце). [ 20 ] Эти разногласия, возможно, были также связаны с тем фактом, что Людовико первоначально просил руки Изабеллы в 1480 году, но это было невозможно, потому что всего несколькими днями ранее герцог Эрколе официально пообещал это Франческо Гонзаге. [ 21 ]

Несмотря ни на что, в 1492 году она была очень близка с Беатриче в трудный момент ее беременности, то есть когда ее внезапно поразил приступ малярийной лихорадки, а в 1495 году она снова поехала в Милан, чтобы помочь сестре в ее вторых родах и родах. также крестила своего племянника Франческо. [ 22 ]

Летом 1494 года, по случаю прихода французов в Италию, Беатриче пригласила сестру в Милан, чтобы поцеловать Жильбера Монпансье и других представителей королевского дома, по французскому обычаю. Госсекретарь Бенедетто Капилупи сообщил: [ 23 ]

Герцогиня рассказывает, что, когда приехал герцог Орлиенский, ей пришлось красочно одеться, танцевать и быть поцелованной герцогом, который хотел расцеловать всех подружек невесты и знатных женщин. [...] Приходя граф Дельфино или кто-то другой королевской крови, герцогиня приглашает СВ принять эти маленькие поцелуи.

- Письмо Бенедетто Капилупи Изабелле д'Эсте.

На самом деле не похоже, чтобы у Беатрис были какие-либо противоречивые чувства к Изабелле или что она нехорошо видела соучастие между последней и ее мужем Людовико. Моро, отличавшийся щедрой натурой, часто дарил Изабелле даже очень дорогие подарки: однажды он послал ей пятнадцать рукавов ткани, столь драгоценной, что ее рука стоила сорок дукатов – потрясающая сумма, – заявив, что он уже сделал платье для Беатрис. [ 24 ]

Людовико иль Моро , зять Изабеллы. Круглый фриз эпохи Возрождения, вырванный из замка Висконти Инворио Инфериоре.

После смерти жены, произошедшей в 1497 году, Людовико стал намекать на тайную связь с Изабеллой, утверждая, что именно из ревности к жене маркиз Франческо вел двойную игру между ним и светлостью Венеции. Однако этот слух был сразу же опроверг его отец Эрколе. [ 25 ]

Другие вместо этого определили отношение Беатрис к своей сестре как «закомплексованный второй ребенок». [ 26 ] потому что в поздравлении Изабеллы с рождением маленькой Элеоноры, которая, будучи женщиной, невероятно разочаровала свою мать, она добавила к «soa cusina» поздравление своего маленького сына Геркулеса, несмотря на то, что ребенку еще не исполнился год. возраста, что историки, такие как Лучано Кьяппини, интерпретировали как своего рода насмешку, «утонченную злобу», «пощечину, данную с изяществом и изяществом». Фактически, если Изабелла всегда была дочерью, которую родители больше всего любили, то Беатрис отошла к деду, и только с рождением первенца она отомстила. [ 27 ]

Другая ссора между сестрами началась в первые недели после битвы при Форново: Беатриче, осаждавшая Новару вместе с маркизом Франческо, хотела увидеть добычу, украденную из шатра короля Карла VIII во время битвы, добычу, которую однако Франческо уже отправил к жене в Мантую. Он написал жене, чтобы она отдала его невестке, но Изабелла ответила, что не очень-то желает уступать эту честь сестре, и под предлогом отсутствия у нее мула умоляла мужа изобрести какой-нибудь целесообразный способ. . Беатриче ответила, что в ее намерения не входило украсть добычу у сестры, а что она лишь хочет увидеть все это вместе, а затем вернуть ей. Между тем ей пришло в голову раздобыть «femina de partito», то есть высокопоставленную проститутку, Франциску, сказав сделать это «во благое дело и во избежание большего зла», то есть, чтобы сохранить ее. зять и сестра ужасного Мальфрансе, но, возможно, также и для того, чтобы снискать его расположение. В октябре Фрэнсис написал жене, что сожалеет, что ее не было с ними, чтобы увидеть армию перед ее расформированием: [ 28 ] но, похоже, он не уговаривал ее приехать, возможно, потому, что заботился о своей безопасности (лагеря были опасными местами, где часто вспыхивали ожесточенные драки, а саму Беатрис однажды спас Франциск, когда она рисковала изнасилован несколькими тысячами алеманнских наемников). [ 29 ]

Более того, у Изабеллы уже случилась неприятность с некоторыми генуэзскими солдатами, которые при входе в город в 1492 году окружили ее, чтобы, по обычаю, присвоить себе ее скакуна и сбрую. Так она потом рассказывала мужу: «Я никогда больше не боялась; и всю сбрую разорвали на куски, и уздечку сняли, прежде чем я успела спешиться, несмотря на то, что губернатор мешал ему и что я добровольно предложила ему ее. Я пал духом, хотя среди такого количества партизан боялся какой-то беды. Наконец помог, освободился из их рук». [ 30 ]

Получив также различное образование, две сестры были противоположностью друг друга: Изабелла, больше похожая на мать, была мила, грациозна и любительница спокойствия; Беатрис, больше похожая на своего отца, была порывистой, предприимчивой и агрессивной. [ 31 ] Беатрис любила стрелять из арбалета , [ 32 ] У Изабеллы «рука настолько легкая, что мы не можем хорошо играть [на клавикордах], когда нам приходится напрягать ее из-за твердости клавиш». [ 33 ] Однако их объединяло стремление преуспеть во всем. [ 27 ]

За последние двести лет историки и писатели разделились в предпочтениях одного или другого: многие, такие как Франческо Малагуцци Валери и Мария Беллончи , сожалели, что Лодовико не женился на Изабелле, хотя бы ненадолго, фантазируя о том великолепии, которым Изабелла станет. смог привезти в Милан, в условиях большего благосостояния, чем в Мантую, и как он мог отвлечь моро от его извращенной политики. Эти суждения не были отделены от явного презрения ко второй дочери, как в случае с Алессандро Луцио , который пишет: «Удача, которая сыграла с этим Сфорца, заставив его перейти от самых ярких высот к самым темным безднам страдания, имела в апреле 1480 года променял благотворную звезду на зловещий метеор». [ 34 ]

По правде говоря, другие историки, в том числе и сам Родольфо Ренье , коллега Луцио, считали, что Беатриче была наиболее подходящей женой для Лодовико, так как она умела своей смелостью вселить смелость в своего неуверенного в себе супруга и приобрела политическую глубину уже в ранние годы своей жизни. молодости, настолько, чтобы быть решительной в ситуациях величайшей опасности, тогда как Изабелла могла похвастаться ролью в этом смысле лишь в годы зрелости. [ 35 ] [ 36 ] Разная судьба двух сестер, безусловно, имела значение в этих суждениях: Изабелла прожила шестьдесят пять лет, Беатрис умерла в двадцать один год. Именно от этой трагической потери, из-за которой она оказалась безутешной, [ 37 ] что Изабелла обязалась поддержать дело своего зятя вместе со своим мужем Франческо, который был против него. Так он продолжал поступать до падения Сфорца в 1499 году, когда внезапно перешел на другую сторону и объявил себя «добрым французом». [ 38 ]

Поскольку пара знала друг друга и восхищалась друг другом на протяжении многих лет, их взаимное влечение переросло в любовь. Как сообщается, брак с Франческо заставил Изабеллу «расцвести». [ 39 ] Говорят, что во время свадьбы Изабелла была красивой, стройной, изящной и хорошо одетой. [ 40 ] Ее длинные, тонкие волосы были покрашены в модный бледно-русый цвет, а глаза описывались как «карие, как осенние еловые шишки, рассеянный смех». [ 41 ]

Отношения Изабеллы с мужем на протяжении многих лет часто оказывались напряженными, порой очень напряженными, как из-за политических разногласий между ними, так и из-за трудностей с рождением наследника мужского пола. По правде говоря, Франческо, со своей стороны, всегда очень гордился своими дочерьми и никогда не выказывал разочарования, более того, с самого начала он признался в любви к первенцу Элеоноре, несмотря на абсолютное разочарование Изабеллы, отказавшейся от дочери, которая тогда очень любовно относилась к нему. воспитана своей невесткой Элизабеттой, которая из-за импотенции мужа никогда не имела детей. Когда в 1496 году родилась вторая дочь Маргарита, Изабелла так разозлилась, что написала мужу, сражавшемуся тогда с французами в Калабрии, письмо, в котором обвинила его, заявив, что она ничего не делала, а лишь пожинала плоды посеянных им . Франциск ответил, что вместо этого он очень рад рождению дочери – которая, однако, не успела узнать об этом, умерев в пеленах, – и вообще запретил кому-либо выказывать недовольство этим. [ 42 ]

Лишь в 1500 году у них сын Федерико . родился [ 43 ]

Муж Изабеллы, Франческо II Гонзага, маркиз Мантуйский.

В качестве генерал-капитана венецианской армии Франческо часто приходилось ездить в Венецию на конференции, в результате чего Изабелла в Мантуе оставалась одна в Ла-Реджиа , древнем дворце, который был семейной резиденцией Гонзага. [ 44 ] Однако у нее не было недостатка в компании, поскольку она проводила время со своей матерью и сестрой Беатрис. После встречи с Элизабеттой Гонзага, ее 18-летней невесткой, обе женщины стали близкими подругами. Им нравилось читать книги, играть в карты и вместе путешествовать по сельской местности. они дошли до озера Гарда . Однажды во время отсутствия Франческо [ 44 ]

Дипломатические миссии

[ редактировать ]

Изабелла встретилась с французским королем в Милане в 1500 году во время успешной дипломатической миссии, которую она предприняла для защиты Мантуи от французского вторжения. Луи был впечатлен ее обаятельной личностью и острым умом. [ 45 ] Именно в то время, когда ее развлекал Людовик, чьи войска оккупировали Милан, она предложила убежище миланским беженцам, включая Чечилию Галлерани , изысканную любовницу мужа ее сестры Беатрис, Людовико Сфорца , герцога Миланского, который был вынужден покинуть свое герцогство. после французской оккупации. Изабелла представила Сесилию королю Людовику, назвав ее «дамой редких даров и обаяния». [ 46 ]

Лукреция Борджиа

[ редактировать ]

Через год после замужества в 1502 году с братом Изабеллы Альфонсо пресловутая Лукреция Борджиа . любовницей Франческо стала [ 47 ] Примерно в то же время Изабелла родила дочь Ипполиту и продолжала рожать ему детей на протяжении всего долгого страстного романа Франческо и Лукреции, который был скорее сексуальным, чем романтическим. [ 48 ] Лукреция ранее делала предложения Изабелле о дружбе, которые последняя холодно и пренебрежительно игнорировала. С того момента, как Лукреция впервые прибыла в Феррару в качестве предполагаемой невесты Альфонсо, Изабелла, несмотря на то, что она выступала в качестве хозяйки во время свадебных торжеств, считала Лукрецию соперницей, которую она стремилась превзойти при каждой возможности. [ 49 ] Роман Франческо с Лукрецией, красота которой была известна, [ 39 ] причинил Изабелле много ревнивых страданий и душевной боли. [ 48 ] Связь закончилась, когда он заразился сифилисом в результате встреч с проститутками. [ нужна ссылка ]

Регентство

[ редактировать ]
Портрет Изабеллы д'Эсте работы Леонардо да Винчи (1499–1500).

Изабелла сыграла важную роль в Мантуе в трудные для города времена. Когда ее муж был схвачен в 1509 году и взят в заложники в Венеции, она взяла под свой контроль вооруженные силы Мантуи и сдерживала захватчиков до его освобождения в 1512 году. В том же 1512 году она была хозяйкой Мантуанского конгресса, который был состоялось для решения вопросов, касающихся Флоренции и Милана. [ 50 ] Как правительница она казалась гораздо более напористой и компетентной, чем ее муж. Узнав об этом факте по возвращении, Франческо был в ярости и унижен тем, что его превосходящие политические способности превзошли его. Это привело к безвозвратному распаду их брака. В результате Изабелла начала свободно путешествовать и жить независимо от мужа до его смерти 19 марта 1519 года. [ 51 ]

После смерти мужа Изабелла правила Мантуей в качестве регента при своем сыне Федерико . Она стала играть все более важную роль в итальянской политике, неуклонно продвигая позиции Мантуи. Она сыграла важную роль в продвижении Мантуи в герцогство, которое было получено путем мудрого дипломатического использования брачных контрактов ее сына. Ей также удалось добиться кардинала для своего сына Эрколе . Далее она проявила проницательную политическую хватку в переговорах с Чезаре Борджиа , который в 1502 году лишил Гвидобальдо да Монтефельтро , герцога Урбино , мужа ее невестки и хорошей подруги Элизабетты Гонзага . [ нужна ссылка ]

Вдовство

[ редактировать ]

«Преданный глава государства»

[ редактировать ]

Став вдовой, Изабелла в возрасте 45 лет стала «преданным главой государства». [ 52 ] Положение маркизы требовало от нее серьезного внимания, поэтому от нее требовалось изучение проблем, с которыми сталкивается правительница города-государства. Чтобы улучшить благосостояние своих подданных, она изучала архитектуру, сельское хозяйство и промышленность и следовала принципам, которые Никколо Макиавелли изложил для правителей в своей книге «Государь» . В ответ жители Мантуи уважали и любили ее. [ 53 ]

Тарелка Майолика из Урбино с гербом Изабеллы и ее покойного мужа, ок. 1524 г. ( Музей Виктории и Альберта )

Изабелла уехала из Мантуи в Рим в 1527 году. Она присутствовала во время катастрофического разграбления Рима , когда превратила свой дом Палаццо Колонна в приют для примерно 2000 человек (включая священнослужителей, дворян и простых граждан), спасающихся от имперских солдат. Ее огромное поместье было единственным местом, защищенным от нападений, поскольку ее сын Ферранте Гонзага был генералом вторгшейся армии, а сама она имела хорошие отношения с императором. Когда она покинула Рим, ей удалось обеспечить безопасный проход для всех беженцев, искавших убежища в ее доме. [ 54 ] [ 55 ]

Спустя годы и смерть

[ редактировать ]

Как только после увольнения Рим стабилизировался, она покинула город и вернулась в Мантую. Она превратила его в центр культуры, открыла школу для девочек и превратила свои герцогские апартаменты в музей, содержащий лучшие художественные сокровища. Этого было недостаточно, чтобы удовлетворить Изабеллу, которой уже было за шестьдесят, поэтому она вернулась к политической жизни и правила Солароло в Романье до своей смерти 13 февраля 1539 года. Она была похоронена рядом со своим мужем в церкви Санта-Паола в Мантуе. но останки были украдены. [ 56 ] [ 57 ]

Появление

[ редактировать ]
Противостояние медалей братьев Эсте: Изабелла, Альфонсо , Ферранте , Ипполито и Сигизмондо унаследовали типичный нос Эсте своего отца; Беатрис, слегка перевернутая одна из ее матери. Кроме того, все были темноволосыми, за исключением Ферранте и Сигизмондо, которые, похоже, вернули себе традиционный блондин Эсте.

О внешности Изабеллы часто писали при ее жизни. Марио Экикола сказал, что «ее глаза были черными и сверкающими, волосы желтыми, а цвет лица ослепительно блестящим». [ 58 ] Точно так же » Джана Джорджо Триссино в «Ритратти беллетризованный Пьетро Бембо описывает «волнящиеся золотистые волосы Изабеллы, которые густыми массами струились по ее плечам». [ 58 ] в отрывке, который, по словам искусствоведа Салли Хиксон, называет Изабеллу «живым образцом женской красоты». [ 59 ] Настоящий Бембо в письме, адресованном ей, похвалил «красивую и очаровательную руку Изабеллы и чистый, сладкий голос». [ 60 ] Предполагаемая красота Изабеллы привлекла внимание короля Франции Карла VIII , который расспросил капеллана Бернардино Урбино о ее чертах и ​​попытался устроить с ней встречу. Однако эта встреча так и не состоялась вскоре после его возвращения во Францию. [ 61 ] [ 62 ]

Сама Изабелла часто умаляла свою внешность; Комментируя его портрет, она сказала Франсии , что он «своим искусством сделал нас гораздо красивее, чем когда-либо делала нас природа». [ 63 ] Точно так же она сказала Триссино, что «ваши похвалы в наш адрес намного превосходят правду». [ 64 ] и сказал о портрете Тициана, что «мы сомневаемся, что в том возрасте, когда он нас представляет, мы когда-либо обладали той красотой, которую он содержит». [ 65 ] В 1534 году, в том же году, когда был написан портрет Тициана, друг Тициана, Пьетро Аретино, высмеивал ее внешность, называя ее «чудовищной маркизой Мантуи, с черными зубами и ресницами цвета слоновой кости, нечестно уродливой и ультра-нечестно накрашенной». [ 66 ] [ 65 ] Несмотря на свою скромность, Изабелла, как известно, терялась перед зеркалом. [ 67 ]

Изабелла с раннего возраста беспокоилась о своем весе. [ 68 ] Став взрослой, она часто обсуждала свой вес с близкими ей людьми. В 1499 году она отправила своему брату Людовико Сфорца портрет работы Джованни Санти , пожаловавшись, что он мало на нее похож, «потому что немного толще меня». Людовико ответил, что ему очень понравился ее портрет и что он очень на нее похож, хотя и «несколько более толстый», если только Изабелла «не потолстела после того, как мы ее увидели». [ 69 ] [ 67 ] В 1509 году она жаловалась мужу, что «если бы она больше занималась управлением государством, она бы не растолстела». [ 70 ] в то время как в 1511 году ее сестра Лукреция жаловалась на ранний набросок портрета Франсии, из-за которого она выглядела слишком худой. [ 71 ]

Ее лицо было повреждено и преждевременно состарено венецианской церузой . [ 72 ]

Наследие

[ редактировать ]

При жизни и после ее смерти поэты, папы и государственные деятели отдавали дань уважения Изабелле. Папа Лев X предложил ей относиться к нему «так же дружелюбно, как к своему брату». [ 2 ] Секретарь последнего Пьетро Бембо назвал ее «одной из самых мудрых и удачливых женщин». Поэт Ариосто считал ее «свободной и великодушной Изабеллой». Писатель Маттео Банделло писал, что она была «высшей среди женщин», а дипломат Никколо да Корреджо назвал ее «Первой леди мира». [ 73 ]

высказал менее пропитанные похвалами и действительно очень суровые суждения, Вместо этого Папа Юлий II несогласные с поведением Изабеллы, и даже дошел до того, что назвал ее «этой непристойной шлюхой». [ 74 ] Аналогичное суждение высказал и сам ее муж Франческо, который, будучи теперь пленником у венецианцев, обвинял свою жену в том, что она не любит его и действительно была причиной его гибели, называя ее в письме «этой шлюхой моей жены». ". [ 75 ]

Культурные занятия

[ редактировать ]
Изабелла в черном ,
предположительно является идеализацией 62-летней Изабеллы Тициана ( 1536 г.),
широко распространенное, но неопределенное представление [ 76 ]

Изабелла д'Эсте известна как важнейший меценат эпохи Возрождения ; ее жизнь документирована ее перепиской, которая хранится в архиве Мантуи (около 28 000 полученных писем и написанных копий примерно 12 000 писем). [ 77 ] [ 78 ]

Меценатство

[ редактировать ]

В живописи у нее работали многие известные художники того времени, в том числе Джованни Беллини , Джорджоне , Леонардо да Винчи , Андреа Мантенья (придворный художник до 1506 года), Перуджино , Рафаэль , Тициан , Антонио да Корреджо , Лоренцо Коста (придворный художник с 1509 года). ), Доссо Досси , Франческо Франсия , Джулио Романо и многие другие. Например, ее « Студияло » в Герцогском дворце в Мантуе была украшена аллегориями Мантеньи, Перуджино, Косты и Корреджо. [ 79 ]

Параллельно она заключила контракт с самыми выдающимися скульпторами и медалистами своего времени, то есть Микеланджело , Пьером Якопо Алари Бонакольси (Л'Антико), Джан Кристофоро Романо и Туллио Ломбардо . Она также коллекционировала древнеримское искусство. [ 80 ] [ 81 ]

Что касается писателей , то она контактировала с Пьетро Аретино , Людовико Ариосто , Пьетро Бембо , Бальдассаре Кастильоне , Марио Экикола , Джан Джорджио Триссино и другими. [ 82 ]

В музыке Изабелла спонсировала композиторов Бартоломео Тромбончино и Марко Кара , а также играла на лютне. [ 83 ] Что необычно, она нанимала при своем дворе женщин в качестве профессиональных певиц, в том числе Джованна Морески , жену Маркетто Кара . [ 84 ]

В области архитектуры она не могла позволить себе новые дворцы, однако нанимала таких архитекторов, как Бьяджо Россетти и Баттиста Ково . [ 85 ]

Ее также считали иконой моды своего времени. Знаменитым является ее головной убор «Бальцо» , задокументированный как ее изобретение в письмах около 1509 года и несколько раз видимый на портретах других женщин 1520-30-х годов. [ 86 ]

Портреты

[ редактировать ]
Цветные портреты Изабеллы д'Эсте.
в КХМ в Вене – возможно, включая путаницу?

Несмотря на ее значительное покровительство искусству, которое включало ряд портретов, сохранилось очень мало портретов, которые можно идентифицировать как Изабеллу, особенно по сравнению с ее сестрой Беатрис . [ 87 ] Известно, что пожилая Изабелла отдавала предпочтение идеализированным картинам и даже отказалась от работы моделью. [ 88 ] Однако можно предположить, что она, тем не менее, настаивала на том, чтобы увидеть в результате свои личные качества. [ 89 ] Эти несколько идентификаций известны как неоднородные (т.е. разный цвет глаз и волос, а также расходящиеся брови на двух портретах Тициана). [ 87 ]

Сравнение предполагаемого бюста Изабеллы, приписываемого Джану Кристофоро Романо, и двух ее портретов: вполне вероятного того же скульптора и почти наверняка Леонардо да Винчи. По сравнению с последним имеются некоторые отличия: на туловище полностью отсутствует двойной подбородок, подбородок более выражен, нос более тонкий, лоб менее округлый и в целом лицо кажется менее полным; однако нельзя исключить, что это может быть ее идеализированный портрет.

В 1495 году она категорически отказалась позировать Мантенье в « Мадонне делла Виттория» , где ее фигура была изображена рядом с фигурой ее мужа, поскольку в прошлом художник изобразил ее «так плохо сделанной» – на картине, которая фактически не сохранился – «который не имеет ничего общего с моим». Однако отрицательное суждение маркизы объяснялось не неспособностью Мантеньи изобразить ее похожей на правду, как она сама пишет, а противоположным недостатком: неумением «хорошо подделывать естественное», то есть идеализировать. Ее мужу Франческо пришлось позировать одному, и Мантенья исправил нарушение симметрии, нарисовав вместо маркизы святую Елизавету, свою одноименную святую. [ 90 ]

В последние годы несколько музеев отозвали свои немногочисленные идентификации портретов как Изабеллы из-за опасений по поводу возможной ошибочной идентификации. [ 91 ]

Остальные три красочных портрета все еще неоднородны ( Музей истории искусств /KHM, Вена): [ 92 ]

«Ла Белла» (сейчас находится в Палаццо Питти во Флоренции) обсуждалась как альтернатива портрету Тициана 1536 года в Вене, поскольку заказ от 60-летнего покровителя был на помолодевший портрет; если бы Ла Белла была Изабеллой, цвет глаз, цвет волос, бровей и общий внешний вид были бы однородными на всех известных портретах, что позволило бы установить потенциальные связи для дальнейшей идентификации. [ 94 ]

По состоянию на 2021 год медаль Джана Кристофоро Романо 1495 года (несколько сохранившихся экземпляров) является единственной надежной идентификацией из-за надписи, созданной при жизни Изабеллы. [ 95 ] [ 96 ]

Идеализированные портреты по-прежнему передают характеристики человека. [ 97 ] Можно вывести следующие характеристики (характеристики спорной Изабеллы в черном исключены):

  • Из-за ее медали (Джованни Кристофоро Романо) волнистые волосы, предпочитаемая прическа с пейсами и (маленьким) двойным подбородком.
  • Из цветных изображений Амбрас Миниатюра и Изабелла с красными красно-коричневыми/средне-русыми волосами и карими глазами под изогнутыми бровями.
  • Изабелла предпочитала идеализацию (идеал красоты, омоложения, упрощения и т. д.).
  • Кроме того: балцо было распространено в 1530-х годах, но, вероятно, еще не в 1510-х годах.

Связь с Леонардо и Моны Лизы теорией

[ редактировать ]
Леонардо: Изабелла д'Эсте (1499) / Леонардо (мастерская) Мона Лиза (Прадо) (1506–1519) / Леонардо: Мона Лиза (1503–1506)

В текущем каталоге-резонне Леонардо да Винчи (2019) только Изабелла д'Эсте документально указана как правдоподобная альтернатива персонажу « Моны Лизы » Леонардо , обычно считающейся портретом Лизы дель Джокондо . [ 100 ] купца Лиза была женой флорентийского , и Джорджо Вазари написал ее портрет Леонардо: [ 101 ] – в продолжающихся спорах о том, тот ли это портрет, который сейчас известен как Мона Лиза . Свидетельствами в пользу Изабеллы как героя знаменитой работы являются рисунок Леонардо «Изабелла д'Эсте» 1499 года и ее письма 1501–1506 годов с просьбой предоставить обещанный нарисованный портрет. [ 102 ] Дальнейшие аргументы сосредоточены на горах на заднем плане, указывающих на местное происхождение субъекта. [ 103 ] и подлокотник на картине как символ эпохи Возрождения, используемый для идентификации портрета государя. Оговорка Лувра заключается в том, что Изабелла будет «блондиной», и эта черта существует только в широко распространенном, но неопределенном изображении «Изабелла в черном» . [ 104 ]

Проблема

[ редактировать ]

Вместе у Изабеллы и Франческо было восемь детей: [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ]

Домашние рабы

[ редактировать ]

Переписка, которой обменялась Изабелла, документирует тенденцию Европы эпохи Возрождения воспринимать чернокожих африканских рабов как экзотику. [ 108 ] Преследование Изабеллой чернокожего ребенка в качестве прислуги широко задокументировано. [ 109 ] 1 мая 1491 года Изабелла попросила Джорджио Броньоло, своего агента в Венеции, найти молодую чернокожую девочку («una moreta») в возрасте от полутора до четырех лет и дважды в начале июня напоминала ему об этой просьбе. , подчеркнув, что девушка должна быть «настолько черной, насколько это возможно». [ 110 ] Домашние и финансовые отчеты Изабеллы показывают, что у нее уже была на службе чернокожая девочка значительно старше ее, когда она наводила справки о чернокожем ребенке младшего возраста. Записи также свидетельствуют о том, что она взяла маленькую чернокожую девочку из венецианского приюта. Она начала переговоры с домом венецианских патрициев о продаже маленького чернокожего мальчика и купила порабощенную черную девочку у своей сестры. [ 111 ]

Изображение в современных СМИ

[ редактировать ]

На картине Званый ужин» Джуди Чикаго « изображена обстановка Изабеллы д'Эсте. [ 112 ]

Изабеллу д'Эсте сыграла бельгийская актриса Александра Оппо в телешоу « Борджиа» (2011–2014). [ 113 ]

Изабелла д'Эсте была изображена вампиром в видеоигре Vampire Therapist (2024). В игре рассказывается о жизни Изабеллы и судьбе дома Гонзага.

  1. ^ Перейти обратно: а б с Марек 1976 , стр. 9.
  2. ^ Перейти обратно: а б Марек 1976 , стр. 14.
  3. ^ Перейти обратно: а б Марек 1976 , стр. 12.
  4. Примечание. В Италии пятнадцатого века день начинался на закате, а не в полночь; следовательно, поскольку рождение Изабеллы произошло 19 мая во втором часу, это указывало на то, что она правильно родилась 18 мая в 21:00.
  5. ^ Картрайт 1903a .
  6. ^ Садовник, Эдмунд (1904). Герцоги и поэты в Ферраре . Лондон: Archibald Constable & Co. LTD. п. 238.
  7. ^ Энрика Герра, Переписка между Беатрис Арагонской и семьей Эсте (1476–1508) , стр. 42–43.
  8. ^ Несс, Артур Дж. (2001). «Джованни Анджело Тестагросса». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  9. ^ Марек 1976 , стр. 16–17.
  10. ^ Перейти обратно: а б Тамалио, Рафаэле (2004). «ИЗАБЕЛЛА д'Эсте, маркиза Мантуи» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 62.
  11. ^ Марек 1976 , стр. 28.
  12. ^ Марек 1976 , стр. 30.
  13. ^ Картрайт 1945 , стр. 51–58.
  14. ^ Перейти обратно: а б Алессандро Луцио; Рудольф Ренье. Об отношениях Изабеллы д'Эсте Гонзага с Людовико и Беатриче Сфорца . стр. 30–31.
  15. ^ Лусио и Ренье 1890 , стр. 39–40.
  16. ^ Пиццагалли 2001 , с. 137.
  17. ^ Пиццагалли 1999 , с. 106.
  18. ^ Валерий 1913 , с. 381
  19. ^ «Сентиментальное воспитание в письме: случай Изабеллы д'Эсте (1490–1493)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 30 сентября 2021 года . Проверено 28 сентября 2021 г.
  20. ^ Мацци 2004 , стр. 38, 44–50.
  21. ^ Картрайт 1945 , с. 7.
  22. ^ Луцио и Ренье 1890 , с. 107.
  23. ^ Луцио и Ренье 1890 , с. 97.
  24. ^ Луцио и Ренье 1890 , с. 62.
  25. ^ Даниэла Пиццагалли, Леди Возрождения. Жизнь и великолепие Изабеллы д'Эсте при дворе Мантуи, Риццоли, 2001, с. 137.
  26. ^ Флориано Дольфо (2002). Письма к Гонзаге . Эд. истории и литературы. п. 255. ИСБН  9788887114522 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Лучано Кьяппини. «Семья Эсте». Далл'Ольо. стр. 172–173.
  28. ^ Алессандро Луцио и Родольфо Ренье, Об отношениях Изабеллы д'Эсте Гонзага с Лодовико и Беатрис Сфорца, Милан, Типография Бортолотти ди Джузеппе Прато, 1890, стр. 114-119.
  29. ^ Депутация истории родины Ломбардии, Исторический архив Ломбардии , Ломбардское историческое общество, 1874, стр. 348-349.
  30. ^ Алессандро Луцио и Родольфо Ренье, Об отношениях Изабеллы д'Эсте Гонзага с Лодовико и Беатрис Сфорца, Милан, Типография Бортолотти ди Джузеппе Прато, 1890, с. 64.
  31. ^ де Мацзери 1986 , с. 46.
  32. ^ Паоло Негри, Исследования итальянского кризиса конца века, Ломбардский исторический архив: газета Ломбардского исторического общества, 51 год, фаск. 1-2 (1924), с. 130.
  33. ^ Музыканты при дворе Сфорца, Ломбардский исторический архив, 1887, с. 295.
  34. ^ Луцио Алессандро. Изабелла д'Эсте и двор Сфорца, Ломбардский исторический архив: Журнал Ломбардского исторического общества (март 1901 г., серия 3, том 15, файл 29), стр. 147.
  35. ^ Гаспаре Висконти , Родольфо Ренье, Тип. Бортолотти Джузеппе Прато, 1886, стр. 6-7.
  36. ^ Strenna Italiana, том. 19, с. 137.
  37. ^ Мария Серена Мацци, Как розы зимой, дамы двора Эсте в 15 веке, Nuovecarte, 2004, с. 43.
  38. ^ Даниэла Пиццагалли, Леди Возрождения. Жизнь и великолепие Изабеллы д'Эсте при дворе Мантуи, Риццоли, 2001, стр. 135-140.
  39. ^ Перейти обратно: а б Марек 1976 , стр. 33.
  40. ^ Марек 1976 , стр. 33–34.
  41. ^ Марек 1976 , стр. 34.
  42. ^ Пиццагалли 2001 , стр. 87–88, 114–115.
  43. ^ Бини 2001 , с. 13.
  44. ^ Перейти обратно: а б Марек 1976 , стр. 35.
  45. ^ Марек 1976 , стр. 80–81.
  46. ^ Марек 1976 , стр. 80.
  47. Примечание: В июне 1505 года Альфонсо сменил своего отца на посту герцога, сделав Лукрецию герцогиней Феррары.
  48. ^ Перейти обратно: а б Марек 1976 , стр. 166–69.
  49. ^ Марек 1976 , стр. 147–48.
  50. ^ Марек 1976 , стр. 250.
  51. ^ «Бруклинский музей: Изабелла д'Эсте» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 5 декабря 2022 г.
  52. ^ Марек 1976 , стр. 204.
  53. ^ Марек 1976 , стр. 205.
  54. ^ Бартлетт, Кеннет (15 ноября 2019 г.). Возрождение в Италии: История . Издательство Хакетт. п. 315. ИСБН  978-1-62466-820-3 . Проверено 5 сентября 2022 г.
  55. ^ Вагнер, Джон А. (4 февраля 2022 г.). Голоса эпохи Возрождения: современные отчеты о повседневной жизни . АВС-КЛИО. п. 137. ИСБН  978-1-4408-7604-2 . Проверено 5 сентября 2022 г.
  56. ^ Канаде, Росселла. «Из костей эксгумирована другая сторона Гонзаги» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2014 года.
  57. ^ «Эсте, Беатрис д' и Изабелла д' - Словарное определение Эсте, Беатрис д' и Изабеллы д' | Энциклопедия.com: БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-словарь» . www.энциклопедия.com . Проверено 1 февраля 2018 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б Картрайт 1903а , с. 9.
  59. ^ Хиксон 2009 , с. 17.
  60. ^ Картрайт 1903a , с. 273.
  61. ^ Галерея Гонзага, проданная Англии в 1627–1628 годах: документы из архивов Мантуи и Лондона, Алессандро Луцио Кольяти, 1913, с. 223.
  62. ^ Алессандро Луцио и Родольфо Ренье, Об отношениях Изабеллы д'Эсте Гонзага с Лодовико и Беатрис Сфорца, Милан, Типография Бортолотти ди Джузеппе Прато, 1890, с. 116.
  63. ^ Хиксон 2009 , с. 10.
  64. ^ Картрайт 1903b , с. 105.
  65. ^ Перейти обратно: а б Хиксон 2009 , с. 19.
  66. ^ Бонольди 2015 , с. 78.
  67. ^ Перейти обратно: а б Чемберс и Мартино 1981 , с. 56: Дженнифер Флетчер, «Изабелла д'Эсте, покровительница и коллекционер»
  68. ^ Моцарелли, Ореско и Вентура 1997 , стр. 291: Люк Сайсон, «Читая лица: Медаль Изабеллы д'Эсте, врученная Джаном Кристофоро Романо»
  69. ^ Алессандро Луцио и Родольфо Ренье, Об отношениях Изабеллы д'Эсте Гонзага с Лодовико и Беатриче Сфорца и др., с. 151.
  70. ^ Чемберс и Мартино 1981 , с. 63: Дженнифер Флетчер, «Изабелла д'Эсте, покровительница и коллекционер»
  71. ^ Хиксон 2009 , с. 9.
  72. ^ Кондра 2008 , с. 35.
  73. ^ Марек 1976 , стр. 16.
  74. ^ Лука Бонольди (2015). Изабелла д'Эсте: дама эпохи Возрождения . п. 75.
  75. ^ «Ломбардский исторический архив». Ломбардское историческое общество. 1910. с. 57.
  76. ^ См. каталог-резоне Тициана (включая расходящийся инвентарь эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского в 1659 году) и обзор научной выставки 1994 года:
    • Франческо Валкановер, Полное собрание сочинений Тициана , Милан, 1969, с. 108.
    • Дженнифер Флетчер: Изабелла д'Эсте, Вена в: The Burlington Magazine 136 , 1994, стр. 136. 399.
    Речь идет о непохожести и отсутствии идеализации. И наоборот, черты лица совпадают с ее преемницей Маргаритой Палеологой , а фотографии с Бальцо позже рекламировались как Изабелла.
  77. ^ Шемек, Дина: Дети Фаэтона: Двор Эсте и его культура в Ферраре раннего Нового времени . Тексты и исследования Средневековья и Возрождения (Аризона), 2005, с. 277
  78. ^ Документацию писем, связанных с искусством, см.: Луцио, Алессандро: La Galleria dei Gonzaga - Приложение B: I портреты Изабеллы д'Эсте . Издательство LF Cogliati (Милан), 1913 г.
  79. ^ Ферино 1994 , стр. 86–425.
  80. ^ Ферино 1994 , стр. 106, 315, 321.
  81. ^ Картрайт, Джулия: Изабелла д'Эсте . Мюррей (Лондон) 1907 г., Содержание
  82. ^ Картрайт (1907), оглавление
  83. ^ Ферино 1994 , стр. 429–432.
  84. ^ Тик, Джудит и др.: Женщины в музыке, §II: Западные классические традиции в Европе и США . В: Мэйси, Лаура: Grove Music Online . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. (требуется подписка)
  85. ^ Ферино 1994 , с. 18.
  86. ^ Луцио и Ренье: Роскошь Изабеллы д'Эсте, маркизы Мантуи: гардероб , Nuova antologia, 63 (1896), стр. 462 и 667.
  87. ^ Перейти обратно: а б Ферино 1994 , с. 86.
  88. ^ Ферино 1994 , с. 94.
  89. В нескольких письмах упоминается просьба Изабеллы перекрасить волосы и цвет глаз, то есть Луцио, Алессандро: Федерико Гонзага, заложник при дворе Юлия II . Римское общество отечественной истории (Рим) 1887, с. 59: «... просить его, однако, отретушировать волосы портрета, которые художник сделал слишком светлыми» и Луцио (1913), с. 213: «...чтобы глаза черных сделать белыми»
  90. ^ Лоренцо Бонольди, Изабелла д'Эсте: Дама эпохи Возрождения, 2015, с. 11.
  91. ^ См., например:
  92. ^ KHM Вена: Инв. 83, инв 1534, инв 5081
  93. ^ картинка
  94. ^ то есть Оццола, Леандро (1931): Изабелла д'Эсте и Тициан . В: Художественный вестник Министерства образования . BdA (Рим) 1931 № 11, стр. 491–494; Скачать. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine.
  95. ^ KHM Вена, инв 6.272bß
  96. ^ Ферино 1994 , стр. 373–378.
  97. ^ Портретная живопись эпохи Возрождения служила «сохранению памяти об отсутствующем или умершем человеке» при «самой точной имитации изображаемого человека и универсальной идеализации, подчеркивающей добродетель и достоинство». Ульрих Пфистерер: Die Kunstliteratur der italienischen Renaissance , Reclam 2002, стр. 109 и с. 113.
  98. Височный завиток и предварительная форма бальцо, 1511 год также является годом документально подтвержденного заказа Изабеллой портрета Франсии (вероятно, основанного на Леонардо да Винчи), более поздней модели для Тициана; см. Брюс Коул: Тициан и идея оригинальности , в: Ремесло искусства: оригинальность и индустрия в итальянском Возрождении и барокко , изд. Ладис / Вуд / Эйланд У., Афины, 1995, University of Georgia Press, стр. 100-101.
  99. ^ Если предположить, что музей датируется 1510 годом, это самое старое изображение бальцо.
  100. ^ Цёлльнер, Франк: Леонардо да Винчи — Полное собрание картин . Taschen Verlag (Кёльн) 2019, с. 241 ( раздел Моны Лизы ).
  101. ^ Вазари, Джорджо: резюме самых известных художников, скульпторов и архитекторов . 1550 / Манессе Верлаг (Цюрих) 2005, с. 330.
  102. ^ Льюис, Фрэнсис-Эймс: Изабелла и Леонардо . Издательство Йельского университета (Нью-Хейвен), 2012 г., Приложение «Письма», стр. 223–240 (оригиналы писем на итальянском и английском языках).
  103. ^ Флоренция/ Тоскана против Мантуи/ Доломитовых Альп .
  104. ^ Сильви Беген (ред.): Le Studiolo d'Isabella d'Este . Каталог выставки 1975 г., с. 4.
  105. ^ Марек, Мирослав. «Полная генеалогия дома Гонзага» . Генеалогия.ЕС. #Fe2 3 мальчика и 5 девочек [ самостоятельный источник ]
  106. ^ Даниэла Пиццагалли, Леди Возрождения. Жизнь и великолепие Изабеллы д'Эсте при дворе Мантуи , Милан, Риццоли, 2001, стр. 42-100
  107. ^ Джанкарло Малакарн, Гонзаги Мантуи, родословная европейской столицы . Гонзага Маркези, Модена, Иль Булино, 2005 г.
  108. ^ Джоанат Спайсер, «Европейское восприятие черноты, отраженное в изобразительном искусстве», «Выявление африканского присутствия в Европе эпохи Возрождения» (Балтимор: Художественный музей Уолтерса, 2012).
  109. ^ Алессандро Луцио и Родольфо Ренье, «Буффони, рабы и карлики при дворе Гонзаги во времена Эсабеллы д'Эсте», Nuova Antologia, 19 (1891), стр. 112–46, 140–5.
  110. ^ Пол HD Каплан, «Изабелла д'Эсте и чернокожие африканские женщины», Черные африканцы в Европе эпохи Возрождения (Кембридж: Cambridge University Press, 2005)
  111. ^ Каплан, 153.
  112. ^ «Бруклинский музей: обстановка помещений» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 28 января 2022 г.
  113. ^ Марк Райдер (10 июля 2011 г.), Борджиа (биография, драма, история), Изольда Дичаук, Диармуид Нойес, Джон Доман, Atlantique Productions, EOS Entertainment, Canal + , получено 18 мая 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Предшественник Маркиза Мантуи
1490–1519
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38f6de331bfda0b83c5bd8c50a2d20d8__1723204980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/d8/38f6de331bfda0b83c5bd8c50a2d20d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Isabella d'Este - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)