Дни недели по еврейскому календарю
Современный еврейский календарь был разработан таким образом, чтобы определенные святые дни и фестивали не приходились на определенные дни недели. В результате существует только четыре возможных варианта дней, на которые могут выпадать фестивали. (Обратите внимание, что еврейские дни начинаются на закате предыдущего дня, указанного в этой статье.)
дни недели на иврите
[ редактировать ]Еврейское имя | Аббревиатура | Перевод | Английский эквивалент |
---|---|---|---|
Йом Ришон (воскресенье) | Воскресенье' | Первый день | Закат в субботу до заката в воскресенье |
Йом Шени (понедельник) | Понедельник' | Второй день | Закат в воскресенье до заката в понедельник |
Йом Шлиши (вторник) | Вторник' | Третий день | Закат в понедельник до заката во вторник |
Йом Ревии (среда) | Среда' | Четвертый день | Закат во вторник до заката в среду |
Йом Хамиши (четверг) | Четверг' | Пятый день | Закат в среду до заката в четверг |
Йом Шиши (пятница) | Пятница' | Шестой день | Закат в четверг до заката в пятницу |
Йом Шаббат | Суббота | субботний день | Закат в пятницу до заката в субботу |
Причины
[ редактировать ]Современный еврейский календарь устроен так, что Йом Кипур не приходится на пятницу (Йом Шиши) или воскресенье (Йом Ришон), а Хошана Раба не приходится на Шаббат . [ 1 ] Эти правила были установлены, потому что ограничения Шаббата также распространяются на Йом Кипур, и если бы Йом Кипур выпал на пятницу (Йом Шиши), было бы невозможно сделать необходимые приготовления к Шабату, включая зажигание свечей , потому что предыдущий день - Йом. Кипур. Аналогичным образом, если бы Йом Кипур выпал на воскресенье (Йом Ришон), невозможно было бы провести необходимые приготовления к Йом Кипуру, включая зажжение свечей, поскольку предыдущий день — Шаббат. [ 2 ] Кроме того, законы Шабата имеют преимущественную силу над законами Хошана Раба (седьмого дня Суккота ), поэтому, если Хошана Раба выпадает на Шаббат, некоторые ритуалы, которые являются частью служения Хошана Раба (например, ношение ив, что является работой), могут не будет проводиться в этом году.
Как следствие, в случае Йом Кипура, который приходится на 10 Тишрея и не может выпадать на пятницу или воскресенье, дни в Хешване и/или Кислеве корректируются таким образом, чтобы Рош Ха-Шана, который приходится на 1 Тишрей, не приходится на среда (Йом Ревии) или пятница (Йом Шиши). А в случае Хошана Раба, которая приходится на 21 тишрея и не может выпадать на субботу, Рош ха-Шана не может приходиться на воскресенье. Таким образом, остается только четыре дня, на которые может приходиться Рош ха-Шана: понедельник, вторник, четверг и суббота (т.е. первый, второй или четвертый дни недели, или Шаббат), которые также называются «четырьмя вратами» ( Иврит : ארבעה שערים , латинизированный : арбаа шеарим ).
Четверо ворот
[ редактировать ]Поскольку три мероприятия не могут произойти в рамках фиксированного календаря, каждый из большинства праздников может приходиться на один из четырех возможных дней.
Все святые дни и праздники приходятся на месяцы от нисана до тишрея , с первого по седьмой месяцы. В этих месяцах всегда одинаковое количество дней, чередующихся 30 и 29. Следующие два месяца — Хешван и Кислев , восьмой и девятый месяцы. Оба или любой из этих месяцев могут иметь 29 или 30 дней, что позволяет вносить коррективы и манипулировать графиком на предстоящий год. (В обычном году в Хешване 29 дней, а в Кислеве 30 дней). Месяцы Тевет и Шват , десятый и одиннадцатый, имеют соответственно 29 и 30 дней. Наконец, в обычном году месяц Адар состоит из 29 дней, а в високосном году Адар I перед обычным Адаром добавляется из 30 дней, который становится Адаром II из 29 дней. В результате период с 1 тевета по 29 хешвана фиксирован, за исключением того, что в високосный год Адар I добавляется 30 дней; и все корректировки производятся с использованием 29/30 хешвана и/или 29/30 кислева.
В период с 1 Адара (или Адара II, в високосные годы) по 29 хешвана проходят все праздники, указанные в Библии – Пурим (14 Адара), Песах (15 нисана), Шавуот (6 Сивана), Рош ха-Шана (1 Тишрея) . ), Йом Кипур (10 тишрей), Суккот (15 тишрей) и Шмини Ацерет (22 тишрей). Этот период фиксированный, в течение которого никакие корректировки не вносятся. В результате все даты с 1 нисана по 29 (или 30) хешвана могут приходиться на один из четырех дней недели. Даты кислева могут приходиться на любой из шести дней недели; во время Тевета и Швата – пять дней; и даты во время Адара (или Адара I и II в високосные годы) могут приходиться на один из четырех дней недели.
Ворота | Частота | Пурим | Песах (первый день) |
Йом ха-Зикарон | Йом ха-Ацмаут | Шавуот (первый день) |
17 тамуза / Тиша бе-Ав |
Рош ха-Шана / Носки / Шмини Ацерет / (первый день) |
Йом Кипур | Ханука (первый день) |
10 Тевета | Ты Бишват | Пурим Катан (только в високосные годы) | Ворота, которые следуют |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 31.9% | Солнце | Вт | Мой* | Вт* | Обвенчались | Вт | Собирать | Суббота | Ср или Чт | Ср, Чт или Пт | Вт, среда или четверг | Ср или Пт | Ворота 1 , 3 или 4 |
2 | 28.6% | Вт | Собирать | Вт | Обвенчались | Пт | Собирать | Суббота | Мой | Пт или Сб | Пт или Вс | Четверг или Суббота | Пт или Вс | Ворота 1, 2 или 4 |
3 | 28.0% | Собирать | Суббота | Обвенчались† | Собирать† | Солнце | Солнце* | Мой | Обвенчались | Вс или Пн | Вс или Вт | суббота или понедельник | Вс или Вт | Ворота 1 , 2 или 3 |
4 | 11.5% | Пт | Солнце | Обвенчались‡ | Собирать‡ | Мой | Солнце | Вт | Собирать | Мой | Вт | Мой | Вт | Ворота 2 или 3 |
†Перенесено с четверга/пятницы ‡Перенесено с пятницы/суббота |
*Перенесено с Шаббата |
С каждыми воротами происходят какие-то необычные эффекты.
Ворота 1 (31,9%)
[ редактировать ]- Ни Три праздника паломничества, ни Рош ха-Шана не совпадают с субботой и не приходятся на воскресенье, поэтому никакие дополнения к кидушу Йом Тов (т. е. дополнения субботы и авдала ). в течение года не произносятся
- Поскольку Пурим выпадает на воскресенье, 13 адара, известный как Пост Эстер , приходится на субботу. Обычно посты, кроме Йом Кипура, переносят на следующее воскресенье. Но поскольку в это воскресенье — Пурим, а посты в пятницу обычно не соблюдаются, пост переносится на предыдущий четверг (11 адара).
- Это единственный случай, когда суббота Чол ха-Моед приходится как на Песах, так и на Суккот.
- Йом ха-Зикарон переносится с воскресенья на понедельник, а Йом ха-Ацмаут переносится с понедельника на вторник, чтобы приготовления не могли помешать Шабату.
- Никаких послаблений не делается в отношении соблюдения Тиша бе-Ава и десятого ава .
- Во время Тишрея в четверг начинаются три праздника. В диаспоре эрув тавшилин готовят трижды. (В Израиле его делают только накануне Рош ха-Шана .)
- В Израиле это единственный случай «трехдневного праздника» (два дня Рош ха-Шана, за которыми следует суббота).
- сокращенная форма Каббалат Шаббат читается Из-за того, что сразу после Рош ха-Шана в Маариве в Шаббат Шува .
- Пост Гедалии приходится на субботу. Поскольку в субботу не соблюдаются другие посты, кроме Йом Кипура, они соблюдаются в следующее воскресенье. Таким образом, интервал между постами составляет всего пять дней, что является самым коротким периодом в еврейском календаре (за исключением Поста поведения ).
- Ваехи Ноам и Вата Кадош читаются в Моцаей Шаббат Шува , поскольку они происходят ровно за неделю до Йом Кипура.
- Ашкенази читают Авину Малкеину накануне Йом Кипура, поскольку в сам Йом Кипур его практически не используют.
- Йом Кипур приходится на субботу. Это единственный случай, когда пост в субботу соблюдается . Ашкенази не читают Авину Малкеину, кроме как во время Неила .
- Это единственный случай, когда Берешит не читается во время чтения Торы в предшествующий четверг.
- Если предыдущие ворота также были равны 1, это високосный год; и Ницавим - Вайелех , удвоившиеся - единственные паршиоты в течение года ( Тишрей - Элул ).
- Если это високосный год и предыдущие ворота были 2, происходит следующее:
- По обычаю, когда хафтара Ахарей Мот читается за Кедошим, раз, когда Ахарей Мот вытесняется специальной хафтарой , хафтара Кедошим всякий читается (самая редко читаемая хафтара ). Это потому, что Ачарей Мот – Кедошим в невисокосные годы удваиваются; а в другие високосные годы либо Кедошим совпадает с Рош Ходеш Ияр (Ворота 2), либо Ахарей Мот (или Кедошим в Израиле) выпадает накануне Рош Ходеш Ияр (Ворота 3), либо Ахарей Мот совпадает с Шаббат ха-Гадоль (Ворота 1). -1 и Ворота 4).
- Тазрии . правильная хафтара Читается
- Если предыдущие ворота были 3, это не високосный год.
- Если в Хешване 29 дней, то в Кислеве будет либо 29, либо 30 дней. Это единственный случай, когда это происходит.
- Если и Хешван , и Кислев имеют 30 дней, то десятый тевет наступит в пятницу, это один из двух общественных постов, которые можно соблюдать в пятницу (второй — Пост первенцев ). Пост не прерывается до наступления ночи, после начала субботы.
- Если и в Хешване , и в Кислеве 30 дней, то Пурим Катан , праздник, который бывает только в високосные годы, приходится на пятницу.
Ворота 2 (28,6%)
[ редактировать ]- Эрув тавшилин готовят перед первым днем Песаха в диаспоре и перед Шавуотом как в диаспоре, так и в Израиле.
- Йом ха-Зикарон и Йом ха-Ацмаут фактически отмечаются 4 и 5 ияра соответственно.
- Йом тов шени шел галуйот Шавуота между Израилем и диаспорой не выпадает на субботу, в результате чего еженедельная глава Торы синхронизируется между Насо и Балаком . Чтобы компенсировать это, Чукат - Балак дублируется в диаспоре. (В Израиле эти два паршиота всегда читаются отдельно.)
- В диаспоре обычное чтение Торы во второй день Шавуот (Второзаконие 15:19–16:17) продлевается до его продолжительности в Шмини Ацерет (Второзаконие 14:22–16:17), чтобы вместить семь чтений в субботу. .
- После Тиша бе-Ав купание, стирка, бритье и стрижка разрешены сразу после поста, в рамках подготовки к субботе. Они, как и остальные ограничения Девяти дней , обычно откладываются до полудня десятого ава .
- Рош ха-Шана, Суккот и Шмини Ацерет начинаются в субботу. В Рош ха-Шана, поскольку трубить в шофар в субботу запрещено, в шофар трубят только на второй день. Ашкенази не читают Авину Малкеину в субботу. В ашкеназских общинах Ташлих также переносится на второй день. В Суккот четыре вида пищи , которые не принимаются в субботу, в первый день не используются.
- Это единственный случай, когда ни один день Чол ха-Моед Суккот не совпадает с субботой. Таким образом, Экклезиаст , который обычно читается в субботу Хол ха-Моэд , читается в первый день Суккота в Израиле и в Шмини Ацерет в диаспоре.
- В диаспоре первое чтение Торы в Шмини Ацерет (Второзаконие 14:22–15:23) разделено на три чтения (т.е. те же чтения, что и при йом тов шени шел галуйот в последний день Песаха и в Шавуот) совпадении . с субботой), чтобы вместить семь чтений в субботу.
- В Израиле Симхат Тора , поскольку он всегда совпадает с Шмини Ацерет в Израиле, выпадает на субботу, это единственный раз, когда Симхат Тора выпадает на субботу. (В диаспоре Симхат-Тора никогда не бывает в субботу.)
- Это единственный случай, когда Берешит читается во время чтения Торы в предшествующий понедельник (как в диаспоре, так и в Израиле).
- Если предыдущие ворота тоже были 2, это високосный год.
- Если год високосный, то Тазрии . правильная хафтара читается
- Если предыдущие ворота были 4, это не високосный год.
- Суббота Вайешева приходится на Хануку (это единственный случай, когда это происходит), и один из двух необычных хафтарот читается для Микца :
- Если и Хешван , и Кислев имеют 29 дней, Ханука начнется и закончится в пятницу, а суббота Микца не будет во время Хануки (в этом случае Микца ). правильная хафтара будет читаться
- Если и Хешван , и Кислев имеют 30 дней, Ханука начнется и закончится в субботу, а хафтара для Ваяхеля (которая читается только в високосные годы, когда предыдущие ворота были 1) читается для Микца .
- Если и Хешван , и Кислев имеют 29 дней, то десятый тевет наступит в пятницу, это один из двух общественных постов, которые можно соблюдать в пятницу (второй — Пост первенцев ). Пост не прерывается до наступления ночи, после начала субботы.
- Если и Хешван , и Кислев имеют 30 дней, то Рош Ходеш Шват и Ту бишват наступят в субботу. Это означает, что в Рош Ходеш Шват два свитка Торы для субботнего утреннего чтения Торы используются : один для Ваэйры и один для Рош Ходеш .
- Если и в Хешване , и в Кислеве 29 дней, то Пурим Катан , праздник, который бывает только в високосные годы, приходится на пятницу.
Ворота 3 (28,0%)
[ редактировать ]- Рош Ходеш Нисан приходится на субботу. три свитка Торы Для субботнего утреннего чтения Торы используются : один для Ваикры ( Тазрия в високосные годы), другой для Рош Ходеш и третий для Паршат Хаходеш .
- Пост первенцев происходит в пятницу, это один из двух общедоступных постов, которые можно соблюдать в пятницу (второй — десятого тевета ).
- Ни один день Песаха Хол ха-Моед не совпадает с субботой. Песнь Песней , которую обычно читают в субботу Хол ХаМоэд , таким образом, читается в первый день Песаха в Израиле и в восьмой день в диаспоре.
- Эрув тавшилин готовится перед последним днем (днями) Песаха (как в диаспоре, так и в Израиле).
- Йом тов шени шел галуйот последнего дня Песаха приходится на субботу, в результате чего еженедельная глава Торы между Израилем и диаспорой не синхронизируется между Шмини и Бечукотаем в невесомые годы или между Ахарей Мот и Масей в високосные годы. Чтобы компенсировать это, в Израиле либо Бехар и Бечукотаи (в невисокосные годы), либо Матот и Масей (в високосные годы) читаются отдельно. (В диаспоре Бехар - Бечукотаи удваиваются, как и все остальные невисокосные годы. Матот и Масей читаются отдельно только в високосные годы, когда предыдущие ворота были 1.)
- В Израиле хамец нельзя употреблять на следующий день после Песаха, потому что его нельзя купить в субботу или Йом Тов.
- В диаспоре обычное чтение Торы восьмого дня Песаха (Второзаконие 15:19–16:17) продлевается до его длины в Шмини Ацерет (Второзаконие 14:22–16:17), чтобы вместить семь чтений в субботу. .
- Йом ха-Зикарон переносится с четверга на среду, а Йом ха-Ацмаут переносится с пятницы на четверг, чтобы празднование Дня независимости не продолжалось в субботу .
- 17 таммуза выпадает на субботу. Поскольку в субботу не соблюдаются другие посты, кроме Йом Кипура, они соблюдаются в следующее воскресенье.
- сделаны многочисленные снисхождения К Тиша бе-Ав :
- Тиша бе-Ав выпадает на субботу. Поскольку в субботу не соблюдаются другие посты, кроме Йом Кипура, они соблюдаются в следующее воскресенье.
- Никаких ограничений не добавляется к Сеуде а-Мафсекет, непосредственно предшествующей посту. Однако прием пищи должен прекратиться до захода солнца.
- Те, кто освобожден от поста, должны совершить авдалу перед едой. Тем, кто слышит произнесение хавдалы в день поста, не обязательно делать это сразу после поста.
- Если в день поста проводится обрезание, то моэль , сандак и родители детской кроватки едят после полудня.
- Если в день поста выкупается первенец, коэн и отец новорожденного едят после полудня.
- Почти все ограничения Девяти дней истекают сразу после поста, за исключением употребления мяса, питья вина и прослушивания музыки, которые переносят на следующее утро.
- Если предыдущие ворота были 3 или 4, это високосный год.
- В этом случае ) в Израиле ни один паршиот не дублируется в течение года ( Тишрей - Элул . Это также единственный случай, когда в общинах, которые читают хафтару в Шаббат Хагадол каждый год, Цава правильная хафтара читается в Иерусалиме (за пределами Иерусалима ее также читают, когда ворота 4 являются високосным годом).
- Если предыдущие ворота были 1, это не високосный год.
- Если и в Хешване , и в Кислеве 29 дней, то Ханука начнется в воскресенье. Это единственный случай, когда канун Хануки начинается в субботу.
- Если и Хешван , и Кислев имеют 30 дней, то 30-е кислева (который также является первым днем Рош Ходеш Тевет ) выпадает на субботу. Поскольку это также происходит во время Хануки, три свитка Торы для субботнего утреннего чтения Торы используются : один для Микца , другой для Рош Ходеш и третий для Хануки.
- Если и Хешван , и Кислев имеют 29 дней, то Рош Ходеш Шват и Ту бишват наступят в субботу. Это означает, что в Рош Ходеш Шват два свитка Торы для субботнего утреннего чтения Торы используются : один для Ваэйры и один для Рош Ходеш .
Ворота 4 (11,5%)
[ редактировать ]- На пятницу не выпадают еврейские праздники , поэтому эрув тавшилин никогда не готовят в течение года.
- Рош Ходеш Адар (или Адар II) приходится на субботу. Для чтения Торы в субботу утром используются три свитка Торы: один для Мишпатима или Терума ( Пекудей в високосные годы), другой для чтения Рош Ходеш и третий для Паршат Шекалим .
- Пурим выпадает на пятницу, а Пуримская сеуда проводится в начале дня. В Иерусалиме , где Пурим всегда наступает на день позже, празднования проводятся в пятницу, субботу и воскресенье ( «трехдневный Пурим» ).
- Если это невисокосный год и предыдущие ворота были равны 1, Ваяхель и Пекудей не удваиваются; это единственный невисокосный год, в котором это происходит.
- Пост первенцев проводится в четверг перед Песахом (12 нисана).
- Бедикат Хамец наступает в ночь на 13 нисана (ночь четверга). Хамец сжигается в следующую пятницу утром, но его можно употреблять в течение всего дня и до утра субботы, после чего весь оставшийся хамец смывается.
- В субботу утром накануне Песаха обычно едят два раза рано утром, чтобы выполнить заповедь Сеуда Шлишит до четвертого галахического часа , когда хамец больше нельзя употреблять.
- В Израиле это единственный случай, когда фраза ХаПесахим Умин ХаЗубахим (в отличие от обычного ХаЗубахим Умин ХаПесахим ) произносится перед питьем второй чаши во время Пасхального седера , поскольку Седер происходит в субботу вечером. (Из-за йом тов шени шел галуйот это также читается в диаспоре у ворот 3.)
- Ни один день Песаха Хол ха-Моед не совпадает с субботой. Песнь Песней , которую обычно читают в субботу Хол ХаМоэд , таким образом, читается на седьмой день Песаха как в Израиле, так и в диаспоре.
- Йом ха-Зикарон переносится на два дня с пятницы на среду, а Йом ха-Ацмаут переносится на два дня с субботы на четверг, чтобы никто не скорбел накануне Шаббата и чтобы празднование Дня независимости не продолжалось в Шаббат .
- сделаны многочисленные снисхождения К Тиша бе-Ав :
- Не существует «недели, в которую наступает Тиша бе-Ав » как уровня траура перед началом поста.
- Никаких ограничений не добавляется к Сеуде а-Мафсекет, непосредственно предшествующей посту. Однако прием пищи должен прекратиться до захода солнца.
- Те, кто освобожден от поста, должны совершить авдалу перед едой. Тем, кто слышит произнесение хавдалы в день поста, не обязательно делать это сразу после поста.
- Если предыдущие ворота были 2, это не високосный год и Тецаве не совпадает с Шабатом Захор ; это единственный невисокосный год, в котором это происходит и когда Тецаве правильная хафтара читается .
- Это не относится к Иерусалиму, поскольку Тецаве совпадает с Шушан Пуримом .
- Если год високосный, то ) паршиотов в течение года ( Тишрей - Элул , сдвоенных, не бывает .
- Первый день Рош Ходеш Тевет приходится на субботу. три свитка Торы Для чтения Торы в субботу утром используются : один для Микца , другой для Рош Ходеш и третий для Хануки.
Следующее появление каждых ворот
[ редактировать ]Обновление, когда в течение года наступит Пурим, со следующим появлением каких-либо ворот.
- Ворота 1 (четверг Рош ха-Шана): 2028 г.
- Ворота 2 (суббота Рош ха-Шана): 2026 г.
- Ворота 3 (понедельник Рош ха-Шана): 2029 г.
- Ворота 4 (вторник Рош ха-Шана): 2025 г.
Источники
[ редактировать ]- Шулхан Арух , Орах Хаим 428:1
- Полный Сидур Artscroll
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Это причина, указанная большинством галахических авторитетов, основанная на Талмуде , Рош ха-Шана 20б и Сукке 43б. Маймонид ( Мишне Тора , Киддуш Хаходеш 7:7), однако, пишет, что такое расположение было сделано (возможные дни чередовались с невозможными) для того, чтобы усреднить разницу между средними и истинными лунными соединениями .
- ↑ Талмуд (Рош ха-Шана, 20б) говорит об этом иначе: в течение двух последовательных дней полных субботних ограничений овощи вянут (поскольку их нельзя приготовить), а непогребенные трупы разлагаются.