Tashlikh
Покаяние в иудаизме Тешува "Возвращаться" |
---|
Покаяние, искупление и высшее восхождение в иудаизме |
В еврейской Библии |
Аспекты |
В еврейском календаре |
В современном иудаизме |
Часть серии о |
иудаизм |
---|
![]() ![]() ![]() |
Ташлих или Ташлих ( иврит : תשליך «отбросить») — традиционный еврейский ритуал искупления, совершаемый во время великих святых дней Рош ха-Шана . В некоторых иудео-испаноязычных общинах эта практика называется sakudirse las faldas («трясти полами [одежды]») или просто faldas . [ 1 ]
Упражняться
[ редактировать ]Ритуал проводится у большого естественного водоема с проточной водой (например, реки , озера , моря или океана ) во второй половине дня первого дня Рош ха-Шана . [ 2 ] Еврейский Новый год , хотя его можно отмечать до Хошана Раба . Если первый день Рош ха-Шана приходится на Шаббат , то Ташлих совершают во второй день Рош ха-Шана. Кающийся дополнительные читает отрывок из Библии и, по желанию, молитвы . Во время молитвы Ташлих верующие символически бросают свои грехи в источник воды. Некоторые люди бросают в воду небольшие кусочки хлеба, хотя многие раввины считают, что бросание хлеба в воду на Рош ха-Шана запрещено Галахой . [ 3 ]
Происхождение обычая
[ редактировать ]Библейский источник
[ редактировать ]Название « Ташлих » и сама практика происходят от намека, упомянутого в библейском отрывке ( Михей 7:18–20 ), читаемого на церемонии: «Вы бросите ( ташлих ) все их грехи в глубины моря». [ 2 ] [ 4 ]
Возможные ранние источники
[ редактировать ]- Иосиф Флавий ( ок. 100 г. ) ссылается на указ галикарнасцев, разрешающий евреям «исполнять свои священные обряды в соответствии с еврейскими законами и иметь места для молитв у моря, согласно обычаям своих предков». [ 5 ] Однако существовал древний еврейский обычай размещать синагоги еврейской диаспоры на берегу моря как выражение желания вернуться в Сион . [ нужна ссылка ]
- В «Зоаре» ( ок. 1290 г. что «все, что попадает в бездну, теряется навсегда; ... оно действует как козёл отпущения за омовение грехов ) говорится , ». [ 6 ] Некоторые полагают, что это отсылка к ритуалу ташлих .
Махарил
[ редактировать ]Большинство еврейских источников прослеживают этот обычай до Яакова бен Моше Леви Моэлина (ум. 1427 в Вормсе ) в его «Сефер Махарил» , где он объясняет этот обычай как напоминание о связывании Исаака , и поэтому создается общее впечатление, что он возник не раньше, чем в четырнадцатом веке, с немецкими евреями. [ 2 ] Моэлин приводит мидраш об этом событии, согласно которому сатана бросился на путь Авраама в виде глубокого потока, пытаясь помешать Аврааму принести Исаака в жертву на Мориа . Тем не менее Авраам и Исаак погрузились в реку по шею и молились о божественной помощи, после чего река исчезла. [ 7 ]
Однако Моэлин запрещает бросать куски хлеба рыбе в реке, особенно в субботу . Казалось бы, это указывает на то, что в его время ташлих совершался должным образом, даже когда первый день Рош ха-Шана приходился на субботу, хотя в более поздние времена церемония в таких случаях откладывалась на один день. [ 2 ]
Шела
[ редактировать ]Раввин Исайя Горовиц (ум. Тверия , 1630) предлагает самый ранний письменный источник, объясняющий значение намеков на рыбу в отношении этого обычая. В своем трактате « одноименном Села» (214b) он пишет:
- Рыбы иллюстрируют тяжелое положение человека и побуждают его к покаянию: «Как рыбы, пойманные в злую сеть» ( Екклесиаст 9:12 );
- что у них нет век и глаза всегда широко открыты, намекают на всеведение Творца Рыбы тем , , который не спит.
Рама
[ редактировать ]Раввин Моисей Иссерлес ( Краков , ум. 1572), автор авторитетных ашкеназских толкований к « Шулхан Аруху» , поясняет: [ 8 ]
Морские глубины намекают на существование единого Творца, который создал мир и контролирует мир, например, не позволяя морям затопить землю. Итак, мы отправляемся на море и размышляем об этом в Новый год , годовщину творения. Мы размышляем над доказательством творения Творца и Его контроля, чтобы покаяться в наших грехах перед Творцом, и поэтому Он образно «бросит наши грехи в глубины морские» ( Михей 7:18–20 ).
Противодействие обычаю
[ редактировать ]Каббалистическая практика встряхивания концов одежды во время церемонии, как будто сбрасывая клиппот , заставила многих некаббалистов осудить этот обычай. По их мнению, этот обычай создавал у простых людей впечатление, что, буквально бросая свои грехи, они могут «убежать» от них, не раскаиваясь и не исправляя свои грехи. Маскилим языческим особенно высмеивал этот обычай и называл его « » . написал популярную сатиру 1860-х годов Исаак Эртер , в которой Самаэль наблюдает за тем, как грехи лицемеров падают в реку. [ 9 ] Виленский Гаон также не последовал этой практике. [ 10 ]
Шулхан Арух ха-Рав утверждает, что в еврейские праздники запрещено кормить диких животных, а некоторые раввины говорят, что в Рош ха-Шана также запрещено бросать хлеб в водоем с рыбой. [ 3 ] Шулхан Арух ха-Рав также заявляет, что в еврейские праздники запрещено выносить ненужные предметы в общественное достояние, а некоторые раввины говорят, что в Рош ха-Шана будет запрещено проносить куски хлеба к водоему. [ 3 ]
Основное признание сегодня
[ редактировать ]
Сегодня большинство основных еврейских религиозных движений считают ташлих приемлемым. Обычно это не практикуется испанскими и португальскими евреями , и против него выступает йеменское движение Дор Дайм и небольшая группа последователей Виленского Гаона в Иерусалиме. [ нужна ссылка ] .
Многие евреи Нью-Йорка ежегодно в большом количестве проводят эту церемонию на Бруклинском и Манхэттенском мостах . В городах с небольшим количеством открытых водоемов, таких как Иерусалим , люди проводят ритуал у пруда с рыбой, цистерны или миквы . [ 11 ]
Конгрегации имеют разные версии традиций в зависимости от таких факторов, как расположение синагоги относительно ближайшего водоема, а также ветви иудаизма, к которой принадлежит группа. При этом почти все еврейские общины участвуют в той или иной версии Ташлих каждый год, и услуга адаптируется к местным особенностям в разных общинах, что приводит к различным интерпретациям. Например, в Курдистане евреи предпочитают прыгать в воду, а в Галиции они бросают в воду ветки. В Индии евреи использовали Ташлих для сватовства.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коуэн, Ида (1971). Евреи в отдаленных уголках мира . Прентис-Холл, Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси. п. 276.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. «СТРАТАГЕМА» . Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 165. ИСБН 9780812218626 . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шурпин, Иегуда. « Проблема с кормлением рыбы в Ташличе ». Хабад.орг . Медиа-центр Хабад-Любавич. Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Животофский, Ари. «Что правда о… Ташлихе?» . Еврейское действие онлайн. Архивировано из оригинала 10 августа 2007 г.
- ^ Иудейские древности 14:10, § 23.
- ^ Зоар, "Ваикра" 101а,б.
- ^ «Спросите раввина: Шаббат Рош ха-Шана 5765» . Институт Эрец Хемда.
- ^ Иссерлес, Моше. Торат ха-Ола . п. 3:56.
- ^ Исаак Эртер , «ХаЦофе леБейт Исраэль» (стр. 64–80, Вена, 1864 г.)
- ^ Мэтью Рав 209.
- ^ Каганов, раввин Йирмиягу. «Оценивая Ташлих» . Йешива.co . Проверено 2 сентября 2013 г.