Петр Хельчицкий
Петр Хельчицкий | |
---|---|
![]() Хельчицкий беседует с магистрами Пражского университета | |
Рожденный | в. 1390 г. н.э. Хелчице , Чешское королевство (современная Чехия) |
Умер | в. 1460 г. н.э. Челчице |
Эра | Средневековая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Христианский пацифизм |
Основные интересы | Социальная философия |
Известные идеи | Ненасилие |
Петр Хельчицкий [ 1 ] ( Чешский: [ˈpɛtr̩ ˈxɛltʃɪtskiː] ; в. 1390 – ок. 1460) — чешский христианский XV века духовный деятель и писатель в Богемии (ныне Чехия) . Он был одним из самых влиятельных мыслителей Богемской Реформации . Петр Хельчицкий вдохновил Unitas Fratrum , которые выступали против пресуществления и монашества, настаивая на пацифизме и примате Священного Писания. [ 2 ] Есть множество параллелей с учением анабаптистов и Петра Хельчицкого. [ 3 ] Чешские баптисты также выразили преемственность чешской реформации, идентифицируя себя с Петром Хельчицким. [ 4 ]
Его опубликованные работы критиковали безнравственность и насилие современной церкви и государства. Он предложил ряд основанных на Библии улучшений для человеческого общества, включая непротивление , которое оказало влияние на гуманитариев Толстого, Ганди и Мартина Лютера Кинга. Как ни парадоксально, основная часть гуситского движения отвергла его учение о ненасилии, что в конечном итоге привело к большому количеству насилия среди гуситского движения. Учение Хельцицкого заложило основу Единства Братства .
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Считается, что Петр Хельчицкий родился в южной Чехии примерно в 1390 году, хотя одна теория предполагает, что он родился уже в 1374 году. [ 5 ] О его личной истории известно очень мало. Разные историки называли его крепостным , независимым фермером, оруженосцем , дворянином , сапожником, священником и вальденсом . [ 6 ] Однажды Хельчицкий назвал себя крестьянином , но это описание противоречит его способности жить в Праге с 1419 по 1421 год, его элементарному знанию латыни и времени, которое он мог посвятить литературным, политическим и религиозным занятиям. .
Несомненно, он был необычайно грамотен для средневекового человека без регулярного академического образования. После 1421 года жил и занимался хозяйством в деревне Хелчице , недалеко от Воднян . Он написал 56 известных работ, но большинство из них остаются неопубликованными и недоступными, за исключением оригинальных рукописей. [ 7 ] На его мышление повлияли Фома Штитный , Джон Уиклиф , Ян Гус и вальденсская традиция. [ 8 ] Он умер около 1460 года.
Учения
[ редактировать ]Учение Петра Хельчицкого включало идеи, позднее принятые моравцами , анабаптистами , квакерами и баптистами . Он был первым -пацифистом писателем эпохи Возрождения , опередившим Эразма и Менно Симонса почти на 100 лет.
Писание
[ редактировать ]Петр Хельчицкий верил в строгое соблюдение принципа sola scriptura и читал Библию на родном языке. Его строгая приверженность sola scriptura заставляла Петра Хельчицкого время от времени противоречить Джону Уиклифу и другим гуситам . [ 9 ] [ 10 ] Он отверг папство и католическую иерархию, полагая, что в ранней церкви не было папы, королей, лордов, инквизиции или крестоносцев. [ 11 ]
Петр считал, что чистилище является примером того, как Церковь искажает Новый Завет, добавляя традиции, поэтому он отрицал учение о чистилище. [ 12 ]
Церковь и государство
[ редактировать ]Хельчицкий назвал Папу и императора (церковь и государство) «китами, разорвавшими сеть истинной веры», потому что они установили церковь как главу светской империи. Хельчицкий считал, что христиане должны следовать закону любви и поэтому не должны подвергаться принуждению государственной власти. Он учил, что верующий не должен принимать правительственную должность или даже апеллировать к ее власти, поскольку участие истинно верующего в правительстве является греховным . Он утверждал, что смертная казнь и другие формы насильственного наказания неправильны. Его позиции в отношении правительства подобны христианским анархистским принципам Льва Толстого . Толстой высоко оценил творчество Хельчицкого в своей книге 1894 года « Царство Божие внутри вас» .
«Человек, который повинуется Богу, не нуждается в другой власти (над ним)». — Петр Хельчицкий
Ненасилие и война
[ редактировать ]
Еще в 1420 году Хельчицкий учил, что насилие не следует применять в религиозных вопросах. Хельчицкий использовал притчу о пшенице и плевелах. [ 13 ] ( От Матфея 13:24–30 ), чтобы показать, что и грешникам, и святым следует разрешить жить вместе до жатвы. Он считал, что неправильно убивать даже грешников и что христианам следует отказаться от военной службы . Он утверждал, что если бедняки откажутся, лордам некому будет пойти за них воевать.
Хельчицкий учил, что никакая физическая сила не может уничтожить зло и что христиане должны мириться с гонениями, не мстя. Он считал, что даже оборонительная война является худшим злом, и считал солдат не более чем убийцами. Он считал, что пример Иисуса и Евангелия был примером мира.
Коммунальная жизнь
[ редактировать ]Хельчицкий считал, что в христианской общине должно быть полное равенство. Он сказал, что не должно быть богатых или бедных, поскольку христианин отказался от всей собственности и статуса. Он утверждал, что христиане могут изгонять злых людей из своей общины, но не могут принуждать их быть добрыми. Он верил в равенство, но в то, что государство не должно навязывать его обществу, и зашел так далеко, что предположил, что социальное неравенство является порождением государства и возрастает и падает вместе с ним. [ нужна ссылка ]
По словам Карла Каутского в книге «Коммунизм в Центральной Европе во времена Реформации» , «природа первой организации чешских братьев совершенно не ясна, так как поздние братья стыдились своего коммунистического происхождения и старались скрыть его в всеми возможными способами». Некоторые из заявлений Хельчицкого указывают на то, что он считал, что только бедняки являются настоящими христианами.
Священство верующего
[ редактировать ]Хельчицкий раскритиковал применение силы в вопросах веры . Он учил, что христианин должен стремиться к праведности по своей собственной воле , но не должен принуждать других быть добрыми и что добро должно быть добровольным. Он считал, что христианин должен любить Бога и ближнего и именно так можно обращать людей, а не принуждением. Он утверждал, что любой вид принуждения является злом и что христианам не следует участвовать в политической борьбе.
Таинства
[ редактировать ]Петр Хельчицкий выступал за то, чтобы крещение обычно совершалось среди людей старшего возраста. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Однако он не полностью запретил крещение младенцев, разрешив его, если родители обеспечат их воспитание в вере. Он также не предлагал повторное крещение. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Петр Хельчицкий не верил, что крещение само по себе может спасти, но является частью процесса спасения, который включает в себя наставление, конфирмацию и ученичество. [ 20 ]
Он также отвергал пресуществление, но не придерживался мемориализма , которому учили радикальные гуситы. [ 21 ]
Другие учения
[ редактировать ]Петр Хельчицкий основывал свое учение на Нагорной проповеди, отказываясь от насилия, ношения оружия и клятв. [ 22 ] [ 23 ] Он также поддерживал аскетизм и считал безбрачие более святым состоянием, чем брак. [ 24 ]
Хельчицкий выступал против индульгенций и мессы по умершим. Позже он протестовал против компромиссов утраквистов с католической церковью, рассматривая это как воссоединение с антихристом. [ 25 ]
Хельчицкий считал, что апостольское преемство определяется не возложением рук, а вопросом следования духовенства учению Христа. [ 25 ]
Автор
[ редактировать ]Хельчицкий — автор около 50 трактатов, дошедших до наших дней. Все написано на чешском языке .
«О божи духовним» («О духовной войне»), написанное в 1421 году, было его первой крупной работой. В нем Хельчицкий утверждал, что табориты участвовали в насилии из-за коварства дьявола и жажды мирских вещей. Он также раскритиковал хилиастов , выступил против физической войны и отметил, что долговые обязательства дают кредиторам власть над должниками.
О тройном разделении общества [ 26 ] Хельчицкий критиковал дворянство , духовенство и средний класс . Он описывает, как они подчиняли простых людей и ездили на них, «как на зверях».
Его самая обширная работа, написанная около 1443 года и одна из последних, была « Sieť viery pravé» («Сеть истинной веры»). Он показывает, как апостолы относились ко всем людям как к равным и считали Христа единственным главой. Именно в этой книге он утверждал, что император и Папа были двумя великими китами, разрывающими сети веры. Он также включает обширные комментарии о Базельском совете .
Влияние
[ редактировать ]Хельчицкого называли «выдающимся мыслителем чешского гуситского реформационного движения XV века ». [ 27 ] Он, безусловно, был влиятельным мыслителем среди богемных братьев своего времени. За пределами его времени его влияние можно увидеть в Моравии ( Unitas Fratrum ), Единстве братьев ( Jednota Bratrská ) и даже в Союзе баптистов в Чешской Республике (также известном как Единство братьев-баптистов). [ 28 ] ). Важные сходства можно увидеть между его учением и континентальными анабаптистами и, в меньшей степени, английскими баптистами , хотя никаких прямых связей не было показано. Он подчеркивал, что Новый Завет является исключительным и окончательным источником познания воли Бога. Он совершил два таинства : крещение и Вечерю Господню . Он призывал людей читать и толковать Библию самостоятельно.
Работа Хельчицкого, в частности «Сеть веры» , [ 29 ] оказал влияние на Льва Толстого и упоминается в его книге «Царство Божие внутри вас» . [ 30 ] Его имя появляется как Хельчицкий во многих английских переводах (после русской транслитерации «Хельчицкий»).
Тот, кто не от Бога, не может по-настоящему наслаждаться или владеть чем-либо, принадлежащим Богу, за исключением случаев, когда человек насилия незаконно наслаждается и владеет тем, что ему не принадлежит.
— Петр Хельчицкий
См. также
[ редактировать ]- Христианский либертарианство
- Христианский пацифизм
- Ненасилие
- Славянский эпос (Картина: Петр Хельчицкий в Воднянах: Не отвечай злом на зло)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Имя также можно увидеть как Петр Хельчицкий, Петр Хельчицкий, Петр Хельчицкий, Петр Хельчицкий, Петр Хельчицкий, Петр Хельчицкий, Петр Хельчицкий, Петр Хельчицкий и др.
- ^ Лаутан, Ховард; Мердок, Грэм (17 сентября 2015 г.). Спутник Реформации в Центральной Европе . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-30162-7 .
- ^ Исследования по истории анабаптистов и меннонитов . Герал Пресс. 1929. ISBN 978-0-8361-1257-3 .
- ^ Лаллеман, Питер Дж.; Морден, Питер Дж.; Кросс, Энтони Р. (21 октября 2020 г.). Основанные на благодати: очерки в честь Яна М. Рэндалла . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-7252-8822-5 .
- ^ Мольнар, Энрико К.С. Исследование жизни Петера Хельчицкого и перевод с чешского языка первой части его сети веры . Беркли, Калифорния: Тихоокеанская школа религии, 1947.
- ^ Вагнер, Мюррей Л. Петр Хельцицкий, радикальный сепаратист в гуситской Богемии . Скоттсдейл, Пенсильвания: Herald Press, 1983.
- ^ Петру, Эдуард. Список работ Петра Хельчицкого . Прага: Государственное педагогическое издательство, 1957.
- ^ См. Молнар.
- ^ Томас, Альфред (2007). Благословенный берег: Англия и Богемия от Чосера до Шекспира . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-4568-2 .
- ^ «Представляем Петра Челеицкого — сеть анабаптистов-меннонитов» . Проверено 5 августа 2022 г.
- ^ Этвуд, Крейг Д. (2009). Богословие чешских братьев от Гуса до Коменского . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-03532-1 .
- ^ Этвуд, Крейг Д. (2009). Богословие чешских братьев от Гуса до Коменского . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-03532-1 .
- ^ Как и вальденсы
- ^ Конференция, Всемирная лютеранская федерация и Всемирный меннонит (01 декабря 2016 г.). Исцеление воспоминаний: последствия примирения между лютеранами и меннонитами . Evangelische Verlagsanstalt. ISBN 978-3-374-04874-8 .
- ^ Каутский, Карл (1897). Коммунизм в Центральной Европе во времена Реформации . Т. Ф. Анвин.
- ^ Александр, Дж. Нил; Хэтчетт, Мэрион Дж. (1999). С вечно радостными сердцами: очерки литургии и музыки в честь Мэрион Дж. Хэтчетт . Church Publishing, Inc. ISBN 978-0-89869-321-8 .
- ^ Войта, Вацлав; Канада, Чехословацкая баптистская конвенция в Америке (1941 г.). Чехословацкие баптисты . Чехословацкая баптистская конвенция в Америке и Канаде.
- ^ Армитидж, Томас (1890). История баптистов: прослеженная по их жизненно важным принципам и обычаям: от времени Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа до 1886 года . Брайан, Тейлор.
- ^ Эннс, Фернандо; Сейлинг, Джонатан (6 июля 2015 г.). Меннониты в диалоге: официальные отчеты о международных и национальных экуменических встречах, 1975–2012 гг . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-4982-0364-7 .
- ^ Jump up to: а б Этвуд, Крейг Д. (2009). Богословие чешских братьев от Гуса до Коменского . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-03532-1 .
- ^ «Представляем Петра Челеицкого — сеть анабаптистов-меннонитов» . Проверено 5 августа 2022 г.
- ^ Пойкер, Пол (5 апреля 2022 г.). Херрнут: Образование моравской общины, 1722–1732 гг . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-09246-1 .
- ^ Лохман, Ян Милич (1996). Рвение к истине и терпимости: экуменический вызов чешской реформации . Шотландская академическая пресса. ISBN 978-0-7073-0735-0 .
- ^ Этвуд, Крейг Д. (2009). Богословие чешских братьев от Гуса до Коменского . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-03532-1 .
- ^ Jump up to: а б Этвуд, Крейг Д. (2009). Богословие чешских братьев от Гуса до Коменского . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-03532-1 .
- ^ Боуски, Уильям. Исследования по истории Средневековья и Возрождения, Том. 1. University of Nebraska Press, 1964. Книга содержит английские переводы Говарда Каминского « О тройственном разделении общества» и «О Святой Церкви» .
- ^ Британская энциклопедия
- ↑ Первое баптистское объединение называлось «Хельцицкое братское единство» .
- ^ Хельчицкий, Петр (1521). «Диссертация Энрико К.С. Молнара, февраль 1947 г.». Сеть веры: разложение церкви, вызванное ее слиянием и смешением с мирской властью (Книга первая) . Интернет-архив: АудиоПросвещениеПресс. стр. 54–193. ISBN 978-1-941489-31-4 . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ Толстой, Лев (1893). Царство Божие внутри вас: Христианство не как мистическое учение, а как новое понимание жизни . Интернет-архив: Издательство Оксфордского университета . Проверено 24 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Петра Хельчицкого или о нем в Интернет-архиве.
- Ненасилие Челчицкого
- Богемские братья – из книги Карла Каутского «Коммунизм в Центральной Европе во времена Реформации».
- Рождение, жизнь и смерть богемского возрождения - исторический обзор возрождения, породившего Unitas Fratrum.