Город мертвых (Каир)
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Каирская провинция , Египет |
Часть | Исторический Каир |
Критерии | Cultural: (i), (v), (vi) |
Ссылка | 89 |
Надпись | 1979 г. (3-я сессия ) |
Координаты | 30 ° 02'48 "N 31 ° 16'35" E / 30,04667 ° N 31,27639 ° E |
Город Мертвых , или Каирский Некрополь , также называемый Карафа аль ( арабский : القرافة , романизированный : аль-Карафа ; местное произношение: -'Арафа ), [1] представляет собой серию обширных исламской эпохи некрополей и кладбищ в Каире , Египет . Они простираются к северу и югу от Каирской цитадели , ниже холмов Мокаттам и за пределами исторических городских стен, занимая территорию длиной примерно 4 мили (6,4 км). Они включены в ЮНЕСКО список Всемирного наследия « Исторический Каир ». [2]
Некрополь разделен примерно на две части: Северное кладбище к северу от Цитадели (также называемое Восточным кладбищем или Карафат аш-Шарк по-арабски, потому что оно находится к востоку от старых городских стен) и более старое Южное кладбище к югу. Цитадели. есть еще одно кладбище поменьше К северу от Баб ан-Насра . [1]
Некрополь, составляющий «Город мертвых», создавался на протяжении многих столетий и содержит как могилы простого населения Каира, так и тщательно продуманные мавзолеи многих его исторических правителей и элиты. Все началось с раннего города Фустата (основанного в 642 г. н.э.) и, возможно, достигло своего апогея с точки зрения престижа и монументальности в эпоху мамлюков (13–15 вв.). [1] На протяжении всей своей истории некрополи также были домом для различных типов живых обитателей. В их число входили рабочие, чья профессия была связана с кладбищами (например, могильщики, смотрители гробниц), суфии и религиозные ученые, обучающиеся в религиозных комплексах, построенных султанами и другими богатыми покровителями, а также постоянные жители небольших городских поселений и деревень в этом районе. . [1] Это население росло и сокращалось в зависимости от обстоятельств в разные эпохи. Однако, начиная с конца 19 века и усиливаясь в 20 веке, давление интенсивной урбанизации Каира и последующая нехватка жилья привели к значительному увеличению числа людей, живущих в зонах некрополей. Некоторые люди прибегали к поселению в мавзолеях и гробницах и превращали их в импровизированные жилища; однако эти «обитатели гробниц» оставались небольшой частью от общей численности населения этого района. [1] [3] Это явление привело к многочисленным комментариям в средствах массовой информации и популярному представлению о положении тех, кто живет в некрополях, символически связывая их с широко обсуждаемыми проблемами перенаселения Каира и иногда приводя к преувеличенным оценкам количества людей, сидящих на корточках в мавзолеях. [3]
С 2020 года правительство Египта снесло некоторые исторические гробницы на кладбищах с целью строительства новых автомагистралей и инфраструктуры в этом районе, что вызвало протесты и возражения со стороны местных жителей и защитников природы. [4] [5] [6] [7]
Имя и этимология
[ редактировать ]Хотя «Город мертвых» — это обозначение, часто используемое в английском языке, арабское название — «Аль-Карафа» ( арабский : القرافة , латинизированный : аль-Карафа ). Название представляет собой топоним, происходящий от клана Бану Карафа ибн Гусн ибн Вали, йеменского клана, произошедшего от племени Бану Маафир, которое когда-то имело участок земли в городе Фустат (предшественнике Каира). [1] : 123 Земля стала заброшенной и заброшенной после голода в 11 веке и, вероятно, затем использовалась в качестве могильника, что привело к тому, что название Карафа стало использоваться для обозначения городских кладбищ Каира в целом. Этот термин, по-видимому, специфичен для этого контекста и не используется для обозначения кладбищ в других местах, например в сельской местности, и не обязательно используется в других арабских диалектах. [1] : 123
История
[ редактировать ]Ранняя история (7–10 вв.)
[ редактировать ]Начало некрополя Каира восходит к основанию и последующему росту города Фустат , основанного в 642 году нашей эры Амром ибн аль-Асом , арабским мусульманским полководцем, который возглавил завоевание Египта . Ранний мусульманский город был разделен на несколько хиттатов или участков земли, которые были выделены различным племенам, и каждое племя, в свою очередь, построило свое собственное кладбище и погребальный район – часто включая мечеть – в пустынной местности к востоку от города. [8] [1] [9] : 26 Район, где в настоящее время стоит Мавзолей Имама аш-Шафии, когда-то был кладбищем племени Курайшитов , племени исламского пророка Мухаммеда и одного из самых престижных, и этот район, вероятно, находился в центре кладбищ, которые впоследствии распространился вокруг него на север и юг. [1] [9] : 26 Говорят , что в середине 8-го века, незадолго до возникновения Аббасидского халифата , городской некрополь занимал около 300 гектаров, хотя его точные границы неясны, за исключением того факта, что он находился за пределами восточных городских стен. [1]
При правлении Аббасидов (начиная с 750 г. н. э.) центр правительства переместился в новый город, основанный к северо-востоку от Фустата, под названием аль-Аскар , а затем снова в другой город, аль-Катаи , построенный полунезависимым правитель Ахмад ибн Тулун в 9 веке. Таким образом, развитие некрополя переместилось на северо-восток, отражая эти новые центры силы. Например, сам Ибн Тулун, вероятно, был похоронен на недавно построенном кладбище к югу от Аль-Катаи (к югу от все еще сохранившейся мечети Ибн Тулуна ), хотя его могилу сегодня уже невозможно найти. [10] Важно отметить, что эта территория также стала местом расположения многих важных гробниц, принадлежащих ряду потомков Пророка, эмигрировавших в Египет в этот период, некоторые из которых, например, могилы Сайиды Рукайи , Сайиды Нафисы и Сайиды Аиши , существуют до сих пор. [1] [10] Южнее имам аш-Шафии , суннитский религиозный учёный выдающийся и основатель шафиитского мазхаба , был похоронен в середине кладбища в начале 9 века на месте раннего курайшитского кладбища. Его могила стала одним из самых важных мест на кладбищах даже по сей день, привлекая множество паломников и стимулируя развитие этого района в разные периоды. [1] [11]
Сообщается, что к концу правления Аббасидов в Египте в 10 веке некрополь занимал огромную территорию, простирающуюся на несколько километров от южной окраины Аль-Катаи (недалеко от мечети Ибн Тулуна и более поздней цитадели Салаха). ад-Дин ) до бывшего озера Биркат аль-Хабаш (чуть южнее современной сегодня КАД в районе Басатин). [1] Некоторые историки полагают, что зона некрополя была разделена на два кладбища: Карафат аль-Сугра , или «Маленький Карафа», расположенное севернее, и Карафат аль-Кубра , или «Большой Карафа», простирающееся на большой территории южнее. [8] [1] : 123, 297–298 В любом случае, однако, эти термины впоследствии будут использоваться по-разному.
В этот ранний период монументальные мавзолеи были довольно редки, могилы не были украшены, и только самые важные гробницы вообще могли иметь какую-то отличительную структуру, поскольку ранний ислам не поощрял показные гробницы. Традиция строительства куполообразных мавзолеев возникла только начиная с периода Фатимидов . [1]
Период Фатимидов (969–1171 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]Династия Фатимидов возродила или вновь ввела древнеегипетские традиции строительства монументальных мавзолеев и посещения могил предков, что впоследствии изменило характер кладбищ. Одним из стимулов для этого стало наличие могил ряда потомков Мухаммеда и Али , похороненных здесь ранее. Это было особенно важно для шиитской версии ислама, приверженцами которой были Фатимиды. Фатимиды даже построили три святилища, которые предназначались для хранения останков Мухаммеда и первых двух шиитских халифов/имамов, но останки сюда так и не были перенесены. [1] Ряд других мавзолеев эпохи Фатимидов сохранились сегодня на территории между мечетями Ибн Тулуна и Сайиды Нафисы, например, мавзолей Сайиды Рукайи . [11] В этот период название аль-Карафат аль-Кубра («Великий Карафа»), по-видимому, обозначало обширные кладбища, связанные с Фустатом, которые, возможно, еще не слились с кладбищами аль-Аскара и аль-Каты эпохи Аббасидов. 'я. [1] [12]
Фатимиды построили ряд дворцов и резиденций на кладбище Большого Карафа и вдоль дорог между Фустатом и своим новым королевским городом Аль-Кахира (откуда и произошло название «Каир») на северо-востоке. [1] Они не заменили Великие дворцы (расположенные сегодня на месте Байн аль-Касрайна ), но служили местом неторопливого уединения от города и местом проживания во время посещения гробниц потомков Мухаммеда. [1] [12] Наряду со своими дворцами Фатимиды также строили мечети, медресе и рибаты для религиозного обучения и деятельности, и все это требовало создания инфраструктуры для водоснабжения и других потребностей. [1] Среди других мер был отремонтирован акведук Ибн Тулуна, построенный для снабжения водой Аль-Катаи и проходящий через этот район. [1] Самым важным из сооружений в Карафе, по-видимому, был монументальный дворцовый комплекс под названием «Аль-Андалус», построенный в 977 году Дурзаном (или Тагридом), матерью халифа аль-Азиза . [12] [13] Сообщается, что халиф аль-Амир (годы правления 1100–1130 гг.) Также проживал во дворце. [1] [12] Дурзан также построил большую мечеть, возможно, сравнимую по размерам и планировке с мечетью Аль-Азхар , описанной современными летописцами и известной просто как мечеть Карафа . [12] [13] Позже дворец был разрушен Салах ад-Дином , и сегодня мечети больше не существует. [12]
Эти события и практики в эпоху Фатимидов привели к появлению или возрождению популярных традиций посещения могил членов семьи и предков во время праздников и каникул. Это также создало прецедент для людей, живущих на кладбищах, поскольку для работы новых учреждений внутри Карафа требовались рабочие, а религиозные фонды привлекали ученых и суфиев . [1]
Сами фатимидские халифы и члены их семей были похоронены в собственном мавзолее (называемом Турбат аз-Зафаран ). [1] [11] на месте нынешнего Хан-эль-Халили , внутри города, рядом с Великими дворцами Фатимидов. Однако многие официальные лица и представители элиты Фатимидов предпочли быть похороненными в Карафе. Наличие дворца и мечети Тагрида, возможно, побудило их похоронить здесь вместе с остальным населением Фустата. [12] В другом месте кладбище Баб ан-Наср, расположенное прямо напротив городских ворот Баб ан-Наср , также, вероятно, было основано в этот период, вероятно, начиная с могущественного визиря Фатимидов Бадра аль-Джамали (который построил ворота и городские стены). решил быть похороненным здесь, когда умер в 1094 году. [1]
К концу периода Фатимидов некрополь, возможно, пришел в упадок из-за ухудшения политической ситуации. Сожжение Фустата в 1168 году привело к упадку этого города и его значения, а разрушенные части города, возможно, стали могильниками, интегрированными в Большой Карафа. [1]
Период Айюбидов (1171–1250 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]Карафа привлекло новое внимание при династии Айюбидов (основанной Салах ад-Дином после упразднения Фатимидского халифата в 1171 году), которая отремонтировала некоторые памятники и акведуки и возобновила урбанизацию в некоторых частях кладбищ (несмотря на то, что памятники Фатимидов также были разрушены). [1] Самое главное, что Салах ад-Дин построил первое суннитское медресе в Египте (чтобы противостоять шиитскому влиянию Фатимидов), основанное на шафиитском мазхабе, прямо рядом с могилой имама аш-Шафии, а в 1211 г. -Малик аль-Камиль построил мавзолей и огромный купол над могилой аль-Шафии, которая и по сей день остается одной из самых впечатляющих в Каире. [1] [11]
Развитие и строительство вокруг мавзолея Имама аш-Шафии привело к тому, что эта территория стала отдельным миниатюрным районом, известным как аль-Карафат аль-Сугра («Маленький Карафа») внутри более крупного некрополя, до сих пор известного как аль-Карафат аль-Шафии. -Кубра («Великий Карафа»), который, возможно, к тому времени был относительно обветшал. Позже они снова объединились, когда развитие распространилось на другие области. [1]
Мамлюкский период (1250–1517 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]Султаны мамлюков (1250–1517 гг.) были плодовитыми строителями, но большинство султанов и элиты мамлюков предпочитали быть похороненными в монументальных мавзолеях, пристроенных к мечетям и медресе, построенным в городе, а не в Карафе. В 1290 году они основали новое кладбище к югу от Цитадели, к востоку от существующего кладбища вокруг могилы Сайиды Нафисы, на земле, ранее использовавшейся для военной подготовки и учений. [1] Здесь было построено лишь относительно скромное количество погребальных памятников мамлюков, хотя они имели высокое архитектурное качество и некоторые из них сохранились до сих пор. [11] Самым значительным фундаментом здесь, по-видимому, была Завия шейха Зайн ад-Дина Юсуфа в 1299 году, которая привлекла паломников и сформировала ядро нового жилого района, который позже стал районом аль-Кадирия. [1]
Во время длительного правления султана ан-Насира Мухаммеда (1293–1341) процветание Каира привело к более широкому использованию некрополя Карафа и его возрождению с появлением «Малого Карафа» времен Айюбидов (вокруг мавзолея Имама аш-Шафи). i) теперь вновь сливается с «Великим Карафа». [1] Этот период ознаменовал пик богатства и могущества Каира и, в свою очередь, вероятно, ознаменовал расцвет Карафа с точки зрения престижа и великолепия. [1]
В конце 14 века население Каира значительно сократилось из-за прихода чумы . Несмотря на бедствия, мамлюкская элита продолжала активно строить по всему Каиру. Однако фокус развития сместился со старого Карафа, который к тому времени был полностью насыщен, на новые районы застройки к северу от Цитадели, которые позже стали тем, что сейчас известно как Северное кладбище. Эту пустынную территорию, расположенную между Цитаделью, городскими стенами и холмами Мокаттам, пересекала важная дорога паломничества, ведущая в Мекку. Значение дороги возросло в период мамлюков, поскольку военное господство мамлюков в регионе обеспечивало безопасность маршрута паломничества. [1] Дорога была усеяна такими зданиями, как караван-сараи , рестораны и конюшни, обслуживающие путешественников. [1] Начиная с 1265 года султан Бейбарс превратил эту территорию в большой ипподром для конных игр, тренировок и военных парадов, и он стал известен как Майдан аль-Кабак . [1] [11] В 1320 году султан ан-Насир Мухаммад положил конец играм, и военные функции этой территории были оставлены, но ее стали населять суфийские ордена, искавшие место за пределами многолюдного города. [1] В свою очередь, мамлюки начали строить здесь свои мавзолеи, также ища больше места. построили Мамлюки Бахри здесь несколько погребальных сооружений, в первую очередь мавзолей любимой жены ан-Насира Мухаммеда, принцессы Тугай (также известной как Умм Анук), которая была похоронена здесь в 1348 году, что делает его одним из самых ранних сохранившихся построек на Северном кладбище. сегодня. Ее мавзолей сопровождал ханку для суфиев , которая стала повторяющимся архитектурным форматом для будущих погребальных комплексов. [11] [14]
или Однако наибольший вклад внесли бурджи черкесские мамлюки, и в их время новое Северное кладбище превзошло старое Южное кладбище (старое Карафат аль-Кубра ). по великолепию [1] Как и везде в городе, их памятники обычно представляли собой сочетание мавзолея, мечети, медресе, ханки и других функций. Однако здесь смогли построить гораздо более крупные комплексы, раскинувшиеся на более обширной территории. Многие историки полагают, что масштаб и характер построек указывают на целенаправленные усилия по урбанизации этого района, а не просто на использование его в качестве еще одного некрополя. [1] Погребальный комплекс султана Кайтбая , например, считающийся шедевром мамлюкской архитектуры , часто описывается как «королевский пригород», поскольку он включал в себя множество служб и учреждений, предназначенных как для краткосрочного пребывания, так и для постоянных жителей. [11] [1] [15] Население кладбища в середине 15 века оценивается примерно в четыре тысячи человек. [11]
Кладбище Баб аль-Вазир, расположенное к северу от стен Цитадели и к югу от главного Северного кладбища, также относится к периоду мамлюков. Начиная с 1348 года, ряд мамлюкских амиров построили на этой территории мавзолеи и религиозные фундаменты, образовав еще один небольшой некрополь, видимый до сих пор, хотя он не сливался с остальной частью Северного кладбища до более позднего времени. [1] [11]
К концу периода мамлюков в 16 веке сокращение населения и богатства Каира также привело к упадку зон некрополей в целом, особенно старого южного Карафа. Многие из вакфных трестов, которые управляли функционированием и содержанием религиозных фондов, построенных по всему Каиру и его некрополям, были расхищены с целью присвоения их доходов. [1] В годы чумы в 15 веке власти однажды официально запретили людям жить в Карафе, в результате чего многие постройки остались без охраны и уязвимыми для грабежей. [1] Тем не менее, в начале 16 века Лев Африканский описывает старое Карафа (Южное кладбище), где проживало около двух тысяч семей. [9] : 190
Османское правление и период Хедивала (16–19 вв.)
[ редактировать ]Под властью Османской империи (1517–1798 гг.) Египет стал провинцией огромной империи со Стамбуле столицей в . В течение следующих трех столетий Египтом правили паши , губернаторы, назначаемые османским султаном. Провинция была очень важна для империи из-за ее сельскохозяйственной и финансовой поддержки, и губернаторы часто назначались из высших кругов султанского режима. [9] Однако губернаторов обычно назначали на несколько лет, прежде чем их отзывали, потому что султаны боялись, что они накопит власть. [9] В этот период этот пост занимало сто десять пашей, и многие из них закончили свой срок в тюрьме или под домашним арестом. [1] Из-за коротких сроков полномочий и других проблем в управлении паши были финансово и политически ослаблены. [9] Лишь небольшое число из них оставило какие-либо памятники, свидетельствующие об их пребывании в Египте, и только шесть таких памятников находились в Карафе. [1] Даже мамлюки (которые оставались политической элитой под властью Османской империи) в то время не строили много новых памятников на кладбищах, хотя многие завии и религиозные здания поддерживались и ремонтировались. [1] Население кладбищ сокращалось на протяжении всего периода Османской империи, но некрополи, тем не менее, оставались важной частью Каира, и многие иностранные посетители в этот период отмечали их размер и монументальность. [1]
Османское правление внезапно закончилось вторжением Наполеона Бонапарта в Египет в 1798 году . Французы, ссылаясь на соображения гигиены, запретили все захоронения внутри города, и кладбища внутри городских стен в конечном итоге были разрушены, а останки их обитателей перенесены, в результате чего основным могильником Каира остался только Карафа (который находился за пределами городских стен). [1] После кратковременной французской оккупации Мухаммед Али , османский паша, посланный из Стамбула для восстановления порядка в 1805 году, основал свою собственную правящую династию в Египте. Он и его преемники, как Хедивы , стремились модернизировать Египет и провели множество реформ. Это включало в себя усилия ограничить использование кладбищ только захоронениями и похоронами, а также препятствовать тому, чтобы живые жители селились на них. [1] Режим также облагал налогом вакфы — договоры доверительного управления многими мавзолеями и религиозными зданиями, что ограничивало возможности тех, кто ими управлял, платить за содержание памятников. [1]
Несмотря на это, некрополи вновь привлекли внимание в XIX веке и позже. Семья самого Мухаммеда Али была похоронена в роскошном мавзолее, известном как Хош эль-Паша , построенном около 1854 года рядом с мавзолеем Имама аш-Шафии. [11] Возможно, следуя этому примеру, многие элиты, королевские чиновники и представители буржуазии снова начали строить богато украшенные мавзолеи и погребальные комплексы на кладбищах Карафа. [1] Эти новые заведения, как и старые мамлюкские, включали в себя различные услуги, требовавшие постоянного присутствия рабочих и, как следствие, предоставления им жилья. В результате кладбища начали заселяться в XIX веке, несмотря на изменение отношения властей к городскому планированию. [1]
Новейшая история (20 век до наших дней)
[ редактировать ]Однако к концу XIX века в Каире начали давать о себе знать жилищные проблемы. [1] Усилия по модернизации привели к сносу многих старых зданий в исторических районах города, что привело к перемещению большей части бедняков и рабочего класса на окраины города. Более того, сельская миграция в города начала значительно расти (и в течение 20 века будет только увеличиваться). По данным переписи 1897 года, население округов, включавших кладбища, составило 30 969 человек (хотя сюда могли входить и некоторые обычные кварталы, учитывая сложность определения границ кладбищ). [1]
В некоторых районах Карафа, особенно в районе Имама аш-Шафии, постоянное жилье для живых вызывало меньшее осуждение и даже получало некоторую помощь от правительства. В 1907 году район Имама аш-Шафии был соединен с остальной частью Каира трамвайной линией, которая тянулась отсюда до пирамид в Гизе (хотя сегодня ее уже не существует). [1] Позже, во время президентства Насера в 1960-х годах, правительство даже построило государственное жилье на окраине квартала Имам аш-Шафии для размещения некоторых людей, перемещенных из-за строительства шоссе Салах-Салем, а также было построено несколько школ. [1] (Однако строительство шоссе Салах-Салем также повлекло за собой разрушение некоторых кладбищ вдоль края Северного кладбища. [16] ) К 1947 году перепись подсчитала, что население районов, включая кладбища, составляло 69 367 человек, при этом плотность населения увеличилась в значительной степени. [1]
Во второй половине 20-го века быстрая урбанизация и модернизация промышленности в Каире и его окрестностях привели к массовой миграции, к которой город был плохо подготовлен. [17] Интенсивная урбанизация самого Каира и исключение беднейших слоев населения из правительственных инициатив привели к более острой потребности в неформальном или импровизированном жилье. [1] Как и везде в Каире, это включало строительство неофициального жилья без одобрения правительства в районах, где люди могли найти место для строительства – или где они могли снести или включить старые постройки. [3] Более того, кладбища уже были заполнены постройками, построенными для семейных гробниц (некоторые из них были весьма роскошными), которые хорошо подходили для предоставления импровизированного жилья бездомным и перемещенным лицам. В 1966 году правительство запретило кому-либо оставаться на кладбищах после захода солнца, но не смогло добиться этого. [1] Разрушения в результате землетрясения в Каире 1992 года стали еще одним случаем, вынудившим многих людей переселиться в семейные гробницы, тем самым увеличив число людей, уже живущих в Городе Мертвых. [18]
Феномен «обитателей гробниц» (людей, сидящих на корточках в гробницах из-за перемещения или отсутствия жилья в городе), вероятно, достиг своего пика в 1980-х годах, когда их численность, по оценкам, составляла около 6000 человек. [3] Эти скваттеры все еще составляли очень небольшую часть от общей численности населения кладбищ: около 3% от почти 180 000 человек в то время. [1] [3] Сами гробницы часто были лучшей альтернативой сквотированию или некачественному жилью в центре города, поскольку они предоставляли уже построенным постройкам относительно просторное пространство, хотя и с ограниченным доступом к удобствам. [1]
В 21 веке условия жизни постепенно улучшаются благодаря большему доступу к проточной воде и электричеству, в то время как более густонаселенные районы обслуживаются такими объектами, как медицинский центр, школы и почтовое отделение. [19] [1]
География и описание
[ редактировать ]Город мертвых состоит из длинного пояса кладбищ и мавзолеев, протянувшегося примерно на 4 мили (6,4 км) вдоль восточной окраины исторического города. Оно разделено Цитаделью Каира на две части: «Южное» кладбище и «Северное» кладбище, что относится к регионам к югу и северу от Цитадели. К востоку от кладбищ возвышаются холмы Мокаттам , которые исторически блокировали их расширение в этом направлении. К северу от исторического города также находится кладбище Баб ан-Наср, названное в честь северных городских ворот , которое занимает гораздо меньшую площадь, чем два других. [1]
Кладбища расположены в засушливых пустынных районах за пределами главного города и недалеко от пойм Нила традиционных . Эти земли обычно не были пригодны для проживания, но их сухая пустынная почва способствовала естественному высыханию тел, тем самым сохраняя их дольше и обеспечивая более гигиеничное захоронение тел в целом. [1] В наше время Город Мертвых окружен городской тканью Большого Каира, которая уже давно переросла свое историческое ядро. Некоторые районы плотной городской застройки возникли на нескольких участках в пределах исторического некрополя, образуя собственные городские кварталы. Сегодня кладбища также пересекаются и разделяются железнодорожными путями и основными дорогами, такими как кольцевые дороги Шариат Салах Салем и Кобри аль-Эбагеа, создавая тем самым заметные барьеры между частями некрополя, которые когда-то были смежными друг с другом.
Кладбища заполнены огромным количеством гробниц, датируемых разными периодами вплоть до наших дней. Гробницы одной семьи часто сгруппированы вместе и заключены в обнесенную стеной конструкцию или внутренний двор, известный как хош или хош (араб. حوش; что также имеет общее архитектурное значение ) . [1] Некрополи также содержат большое количество монументальных мавзолеев и погребальных комплексов, в которых находятся гробницы различных исламских святых , ученых, важных государственных чиновников, а также египетских правителей и их семей, что делает их важным хранилищем исторического архитектурного наследия в Каире. [1] [11]
Южное кладбище
[ редактировать ]Южное кладбище (также известное как «Большой Карафа», «Карафат аль-Кубра» или просто «Карафа»). [1] [11] ) — крупнейший и древнейший некрополь. Это обширная территория гробниц, простирающаяся от подножия Каирской Цитадели на севере до густонаселенного современного района Аль-Басатин на юге. Его происхождение восходит к основанию Фустата , первого мусульманского города и столицы Египта, основанного в 642 году нашей эры. Первоначальное место кладбища, вероятно, находилось к востоку от Фустата (недалеко от мавзолея Имама аш-Шафии) и оттуда расширялось, причем в разные периоды фокус развития смещался на разные территории. Густонаселенный городской район существует к востоку от комплекса Имама аш-Шафии и обычно известен под тем же названием, в то время как другой городской квартал, Аль-Кадирия, существует непосредственно к югу от мечети Сайида Айша и бывших ворот Баб аль-Шафии. -Карафа. [1] К северу от этого кладбища вокруг мечети Сайида Нафиса отделены от остальной части некрополя современной кольцевой дорогой Салах-Салем и образуют район Аль-Халифа, который в этом месте сливается с основной городской тканью Каира. Часть мамлюкского акведука , который когда-то снабжал водой Цитадель, проходит через северные части кладбища, частично вдоль старых городских стен Айюбидов и параллельно дороге Салах-Салем. [11]
Южное кладбище расположено на территории аль-Халифа кизма (района) провинции Каир . По оценкам, в 2019 году население округа в целом составляло около 108 000 человек; однако этот район также охватывает и другие густонаселенные городские районы за пределами кладбищ Карафа. [20]
Имам аш-Шафии район
[ редактировать ]Вероятно, самым важным объектом Южного кладбища является Мавзолей Имама аш-Шафии и прилегающая к нему мечеть. Аш-Шафии был чрезвычайно важным исламским ученым, основавшим шафиитский мазхаб (школу исламской юриспруденции ), которая преобладает во многих частях мусульманского мира. Его могила имеет большое религиозное и духовное значение для многих, поскольку является важным местом бараки и достопримечательностью для паломников со всего мусульманского мира. [11] Его мавзолей также сам по себе является памятником большого архитектурного и исторического значения: это самый большой отдельно стоящий мавзолей в Египте, а его нынешняя структура была основана султаном Айюбидов аль-Камилем в 1211 году (со многими последующими модификациями и реставрациями). Салах ад-Дин также построил здесь первое суннитское медресе в Египте, основанное на шафиитском мазхабе, чтобы противостоять давним миссионерским усилиям шиитов Фатимидов (которых он свергнул). На месте этого медресе позже появилась нынешняя мечеть, примыкающая к мавзолею. [11]
Сегодня территория к востоку от мавзолея Имама аль-Шафии представляет собой густонаселенный район, названный в его честь, восточная часть которого также известна как аль-Тунси. [1] В 1907 году он был включен в транзитную сеть города через трамвай (уже не существующий), который курсировал от площади Имами аш-Шафии (перед мечетью) до пирамид на западе, способствуя тем самым его развитию. [1] В этом районе также расположены другие памятники: в частности, Хош аль-Баша , роскошный мавзолей 19-го века семьи Мухаммеда Али , находится к западу от мавзолея Имама аш-Шафии. Также задокументирован ряд менее известных погребальных памятников эпохи Фатимидов, имеющих архитектурное сходство с Мешхедом Сайиды Рукайи на севере. [1] , включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, В записи исторического Каира этот район указан как «Некрополь Аль-Имам аш-Шафии». [2]
Мечеть Сайида Нафиса и район Аль-Халифа
[ редактировать ]Северная часть некрополя, к северу от дороги Салах-Салем, известна как район Аль-Халифа. [21] («Аль-Халифа» — это также название более широкого административного района или кизма в провинции Каир, в котором сегодня находится Южное кладбище. [20] ) Здесь находится мечеть Сайида Нафиса и рядом с ней гробницы халифов Аббасидов, которые, вероятно, и дали этому району свое название. Главная дорога, ведущая мимо него, Шариа аль-Халифа, исторически является южным продолжением проспекта Касаба (который в его северном конце известен как улица аль-Муизза ) и была главной дорогой Каира с севера на юг. столетия, начиная с Баб аль-Футуха и заканчивая Карафой. [11] [1] В мечети находится могила Сайиды Нафисы , внучки Хасана , второго шиитского имама и внука Мухаммеда . Она была иммигранткой в Фустате и приобрела прочную репутацию бараки перед своей смертью в 824 году нашей эры, и ее могила до сих пор очень важна и популярна. [11] Из-за важности храма Сайида Нафиса этот район также называют «Некрополем Ас-Сайида Нафиса» (ЮНЕСКО). [2] ) или «Кладбище Сайида Нафиса». [1]
Позади (к востоку от) мечети Сайида Нафиса находятся гробницы аббасидских халифов , мавзолей, в котором хранятся останки преемников аббасидских халифов Багдада . Последние были восстановлены в Каире в 1261 году султаном Бейбарсом после разрушения Багдада монголами , но впоследствии им была ограничена строго церемониальная роль в Мамлюкском султанате. [11]
К северу от мечети Сайида Нафиса гробницы и кладбища сливаются с плотной городской тканью города. ) эпохи Фатимидов Здесь есть несколько исторически и архитектурно важных гробниц вдоль Шариат-аль-Халифа, в том числе Мешхед Сайиды Рукайи (дочери Али , гробница султана аль-Ашрафа Халила (датированная 1288 годом) и гробница Шагарат ад-Дурр (единственная женщина-правительница Египта в исламскую эпоху, сыгравшая решающую роль при переходе от Айюбидов к правлению мамлюков). [11]
Мечеть Сайида Айша и район Аль-Кадирия
[ редактировать ]На северной оконечности Карафа, к востоку от Аль-Халифа и недалеко от Цитадели , находится мечеть Сайиды Аиши . Здесь находится могила Аиши, дочери Джафара ас-Садика , шестого шиитского имама и потомка Мухаммеда. Она умерла в 762 году нашей эры в Египте. Мечеть на протяжении веков украшалась и перестраивалась многими покровителями, и она до сих пор популярна. [11]
Прямо к югу от мечети, через дорогу Салах-Салем, находится район Аль-Кадирия, сосредоточенный вокруг улицы с таким названием. У его входа находятся руины Баб аль-Карафа, старых ворот в городских стенах, ведущих в Карафу и которые были перестроены в 15 веке султаном Кайтбаем . [11] Сейчас его затмевает объездная дорога Салах-Салем . В этом районе находится ряд других исторических мечетей и памятников, в том числе мавзолей и Завия шейха Зайн ад-Дина Юсуфа (датируемые 1298–1299 гг.) на улице аль-Кадирия, присутствие которых, вероятно, стало ранним катализатором заселения в этом районе. область. [1] Кладбище на восточной стороне этого района содержит остатки группы памятников эпохи мамлюков. Они впечатляют своей архитектурой, но с течением времени были частично разрушены. К ним относятся мавзолей и ханка Амира Кавсуна (основанные в 1335 году) и так называемый мавзолей «Султанийя» (предположительно посвященный матери султана Хасана в середине 14 века). [1] [11]
Северное кладбище
[ редактировать ]Северное кладбище (также называемое Восточным кладбищем или Карафат аш-Шарк по-арабски, потому что оно находилось к востоку от городских стен) относительно моложе, чем главное Карафа на юге, и восходит к периоду мамлюков. Оно также известно как Кладбище пустыни мамлюков (араб. صحراء المماليك, Сахарет Аль Мамалик, «Пустыня мамлюков»). Сегодня он зажат между двумя основными дорогами: Шариат Салах Салем на западе и Кобри аль-Эбагеа на востоке. В центре территория вокруг мечети Кайтбей и к северу от нее представляет собой урбанизированный район с многоэтажными жилыми домами. [1] К востоку от Кобри Аль-Эбагеа находится трущоб поселение Маншиет Наср, возвышающееся над холмами Мокаттам . К западу от Шариатского Салаха Салема находится район Аль-Дарраса и парк Аль-Азхар , расположенный вдоль края старых городских стен.
Это место началось как малонаселенная пустынная территория за пределами городских стен Каира, через которую проходил маршрут паломничества в Мекку . Важность этой дороги возросла в период мамлюков, когда угроза крестоносцев исчезла и Каир напрямую контролировал священные города (Мекку и Медину ). Этот район постепенно застраивался мамлюкскими султанами в 14 и 15 веках, когда они искали место для строительства своих собственных великих погребальных памятников за пределами перенаселенного города и к тому времени насыщенного Карафа к югу от Цитадели. Некоторые из их проектов, похоже, были разработаны для урбанизации этого района, и, по оценкам, к середине 15 века здесь уже проживало около 4000 человек. [1] [11] Однако большая часть региона превратилась в продолжение каирского некрополя и теперь густо заполнена гробницами.
некоторые из самых знаменитых образцов мамлюкской архитектуры В этом районе находятся , особенно периода Бурджи . Наиболее известными являются комплекс мечети и мавзолея султана Кайтбая (изображен на египетской банкноте в 1 фунт ), комплекс мавзолея султана Барсбая и Ханка-мавзолей султана Фарага ибн Баркука . Также примечательны большие погребальные комплексы Амира Куркумаса и Султана Инала дальше на север, а также другие меньшие, но выдающиеся мавзолеи, увенчанные каменными куполами, которые стали отличительной чертой мамлюкской архитектуры. В записи об Историческом Каире, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, эта территория упоминается как «Некрополь Кайтбая», учитывая славу Кайтбая . мавзолея [2]
Сегодня большая часть Северного кладбища расположена в пределах Маншият Насер кизма (района) Каирской провинции . По оценкам, население района в целом составляет 266 000 человек, но оно охватывает обширную территорию густонаселенных поселений и кварталов за пределами Северного кладбища. [20]
Кладбище Баб аль-Вазир
[ редактировать ]Южная оконечность зоны Северного кладбища также называется кладбищем Баб аль-Вазир, названным в честь бывших городских ворот Баб аль-Вазир неподалеку. [11] Оно расположено недалеко от стен Цитадели, примыкает к району ад-Дарб аль-Ахмар и отрезано от остальных кладбищ современной дорогой Салах-Салем. Первоначально оно развивалось отдельно от остальной части Северного кладбища, но тоже восходит к периоду мамлюков. [1] Он содержит еще одну группу памятников, находящихся в различной степени сохранности, таких как отреставрированный мавзолей Тарабая аль-Шарифи и характерный высокий узкий купол мавзолея Юнуса ад-Давадара. [11] В отличие от остальной части Северного кладбища, расположенного дальше на север, кладбище Баб аль-Вазир является частью кизма (района) Аль-Дарб аль- Ахмар провинции Каир . [20]
Кладбище Баб-аль-Наср
[ редактировать ]Кладбище Баб-эль-Наср гораздо меньше по размеру, чем другие некрополи, и расположено прямо к северу от исторических городских стен, зажатое между районом Аль-Хусайния (исторически северный пригород Каира) и тем, что сейчас является северной частью Аль-Насра. -Район Дарраса (отделяющий его от Северного кладбища). Он расположен на территории кизма (района) Аль-Гамалии провинции Каир. [20]
Кладбище отличается от двух других некрополей отсутствием монументальных погребальных сооружений, а также характерными деревянными оградами, в которых здесь укрываются ястребы . [1] Тем не менее, считается, что здесь похоронен ряд известных исторических деятелей, в том числе фатимидский визирь Бадр аль-Гамали, ученый и путешественник Ибн Халдун и, вероятно, историк аль-Макризи ; хотя, к сожалению, местонахождение их могил сейчас неизвестно. [1] Бадр аль-Гамали отвечает за строительство близлежащих городских стен (включая ворота Баб ан-Наср ), и его решение быть похороненным здесь, возможно, положило начало кладбищу, судьба которого впоследствии росла и падала вместе с из окрестных кварталов. [1]
Население и социально-экономический статус
[ редактировать ]Оценки численности населения
[ редактировать ]Оценка численности населения «Города мертвых» проблематична из-за трудностей с ее точным определением. Оно не соответствует одному административному району ( кисму ) в египетской переписи населения, а простирается на несколько, при этом некоторые кладбища сливаются с основной городской тканью Каира, не образуя четкой границы между городом и некрополем. [1] Южное кладбище расположено в районе Аль-Халифа, а большая часть Северного кладбища (за исключением кладбища Баб аль-Вазир) находится в районе Маншият Насер, но оба этих административных района охватывают более плотные городские территории за пределами зоны некрополя. [20]
По оценкам, основанным на научных исследованиях и переписи 1986 года, население всех кладбищ за это время составляло почти 180 000 человек. [1] По широко цитируемой оценке, нынешняя численность населения составляет полмиллиона или более человек. [22] [23] а некоторые оценивают ее даже в два миллиона. [11] Однако эти оценки считаются ненадежными, поскольку они не соответствуют текущим тенденциям численности населения в Каире и могут быть основаны на предыдущих преувеличениях численности населения кладбищ. [24] [3] Общая численность населения административных округов Аль-Халифа и Маншиет-Наср, согласно данным предыдущей переписи населения, в 2019 году оценивается в 375 000 человек. [20] Тем не менее, как упоминалось выше, эти районы также охватывают густонаселенные городские территории за пределами некрополя, а это означает, что количество людей, живущих внутри самих кладбищ, вероятно, намного меньше.
Условия проживания
[ редактировать ]Город Мертвых называют трущобами . [22] Некоторые ученые раскритиковали популярные представления за то, что они слишком сильно полагались на историю «жителей гробниц» (людей, сидящих на корточках в постройках гробниц), существование которых было раздуто в средствах массовой информации и чья численность почти наверняка сильно преувеличена или неверно истолкована. [3] [1] Фактически большинство жителей проживают в обычных городских домах и кварталах, которые в силу различных исторических обстоятельств сложились внутри кладбищенских зон. Как и во многих частях современного Каира, районы здесь развивались частично за счет строительства нерегулируемого «неформального» жилья; то есть недорогие постройки, часто многоквартирные дома, построенные в частном порядке без официального одобрения властей. [3]
К концу двадцатого века значительная часть жителей зарабатывала себе на жизнь в преобразующей (или обрабатывающей) промышленности, производстве и строительстве. [1] Даже из тех, кто жил среди настоящих гробниц, по крайней мере половина из них в 1980-е годы (когда численность обитателей гробниц, по-видимому, достигла пика) были рабочими вместе со своими семьями, чьи средства к существованию были напрямую связаны с самими гробницами, например, гробовщиками. , могильщики, каменщики и частные хранители гробниц. [3]
Сегодня эти районы по качеству аналогичны другим рабочим кварталам Каира и имеют ограниченную, но относительно приличную инфраструктуру, включая воду, электричество, школы, почту и другие объекты. [1] [19] При этом для тех, кто живет в «неофициальном» или импровизированном жилище в гробницах, ситуация в целом хуже. Трущобы по большей части исчезли, но лишь часть обитателей гробниц имеет хороший доступ к обычным удобствам. [1] Ограждения гробниц, обычно обнесенные стенами конструкции, построенные для размещения гробниц одной большой семьи (также известных как ястреб ) , тем не менее, в некоторых отношениях считаются лучше, чем некачественные жилища в других частях города. [25] [1]
Социальная стигма и проблемы
[ редактировать ]Независимо от реальных условий проживания в кладбищенских зонах, жители живут в социально и политически шатком положении. Хотя традиция посещать могилы родственников и проводить время с ними (даже ночевать в гробницах) восходит к Древнему Египту и до некоторой степени практикуется и сегодня, идея постоянного проживания среди гробниц, возможно, потеряла свою культурную легитимность в современном мире. раз из-за более ограничительного отношения к функциям кладбищ. [1] Сегодня многие египтяне избегают этого места в ночное время и считают, что кладбища населены преимущественно социальными изгоями и являются местами повышенной преступной активности. [1] [25] Это может быть в некоторой степени преувеличено, поскольку нет четких доказательств того, что бедность или преступность являются здесь более серьезными проблемами, чем в других рабочих районах Каира, хотя в какой-то момент торговля наркотиками действительно была задокументирована. [1]
Власти исторически неоднозначно относились к тому, как поступить с растущим населением кладбищ. Проблема заключается в заботе о сохранении исторических памятников, и критики правительства часто ссылаются на нее как на свидетельство его неадекватной жилищной и плановой политики. [1] [3] Официальные позиции варьировались от скромных мер по улучшению условий жизни до смелых предложений по насильственному переселению жителей, но всеобъемлющий план до сих пор не был реализован. [1] Обитатели кладбищ социально неоднородны и проживают в разных общинах по всей территории, что, вероятно, не позволяет им сформировать единый фронт в отношениях с властями. [1]
Сохранение
[ редактировать ]Усилия по сохранению
[ редактировать ]В 21 веке новые организации возглавили усилия по восстановлению исторических памятников на кладбищах и повышению осведомленности об их важности. На Северном кладбище погребальный комплекс Султана Кайтбая находится на стадии долгосрочного проекта реставрации, осуществляемого организацией ARCHiNOS при финансовой поддержке Европейского Союза. (зал для приемов) комплекса превратился С 2016 года в рамках проекта близлежащий макад в культурный центр сообщества. [26] [27] [11] : 288 По состоянию на 2023 год его последняя работа включала восстановление купола мавзолея Кайтбая. [28]
В районе Аль-Халифа на Южном кладбище некоторые усилия по сохранению возглавила местная организация под названием «Атар Лина» («Памятник — наш»), созданная в 2012 году. [29] [30] [31] С тех пор организация восстановила мавзолей Шаджара ад-Дурра. [32] [11] : 143 выполнил ремонт Мешхеда Сайиды Рукайи и близлежащих гробниц, [33] и провел археологические работы в мавзолейном комплексе Имама Шафии. [34]
Проблемы сноса
[ редактировать ]В 2020 году были высказаны опасения по поводу плана правительства построить эстакаду через часть кладбищ, в результате чего некоторые мавзолеи начала 20-го века были снесены без каких-либо консультаций с местными жителями. [16] Путепровод был построен через Южное кладбище, недалеко от квартала Имам аш-Шафии. [7] С тех пор продолжающиеся планы сноса и строительства продолжают вызывать споры и возражения со стороны местных жителей, защитников природы и ученых. [4] [5] [6] [7] В 2022 году правительство распорядилось снести могилу египетского писателя Тахи Хусейна (ум. 1973), но затем отказалось от своих планов из-за негативной реакции общественности. [4] [35] По состоянию на 2023 год крупные сносы, которые произошли, в основном затронули могилы известных семей конца 19 - начала 20 веков. [7]
Правительство заявило, что ни один исторический памятник не будет поврежден во время строительства, и заявило, что эти проекты представляют собой важную модернизацию инфраструктуры. [4] [5] Защитники природы с обеспокоенностью отреагировали на то, что многие исторические постройки на кладбище официально не зарегистрированы как «древности» в соответствии с египетским законодательством. [а] и поэтому уязвимы для дальнейшего сноса. [4] [5] Только 102 из 2,5 миллионов могил на кладбищах официально признаны «историческими». [5] Многим семьям было приказано перенести останки своих родственников на новое кладбище 10-го числа Рамадана , города-спутника на окраине Каира. [4]
По состоянию на сентябрь 2023 года сообщалось, что под снос запланировано около двух тысяч гробниц. [4] и что планы правительства в этом районе включали строительство «двух новых автомагистралей, двух больших кольцевых развязок, гигантского клеверного листа и расширение других дорог». [7] В том же месяце правительство временно приостановило снос зданий в районе Имам аш-Шафии. [4] ЮНЕСКО выразила обеспокоенность по поводу сноса и запросила дополнительную информацию у правительства. [7] [4]
Список известных памятников
[ редактировать ]Кладбища зарегистрированы как часть исторического Каира, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и содержат множество исторических мавзолеев и религиозных объектов самых разных периодов. Ниже приводится список известных исторических памятников и религиозных объектов на кладбищах. [11] [1]
Памятники на Южном кладбище
[ редактировать ]- Мавзолей Имама аш-Шафии
- Мечеть Сайида Нафиса
- Мечеть Сайида Айша
- Хош аль-Баша
- Мавзолей Шаджар ад-Дурра
- Мешхед Сайиды Рукайи
- Мавзолей султана аль-Ашрафа Халила
- Sultaniyya Mausoleum
- Мавзолей Амира Кавсуна
- Завия шейха Зайн ад-Дина Юсуфа
Памятники на Северном кладбище
[ редактировать ]- Погребальный комплекс Султана Кайтбая
- Ханка Фараджа ибн Баркука
- Ханка-мавзолей султана Барсбая
- Погребальный комплекс Эмира Куркумаса
- Погребальный комплекс Султана Инала
- Мавзолей Кансуха Абу Саида
- Гробница и ханка Хаванда Тугая (или Умм Анук)
- Куббат Афандина
- Мавзолей Тарабая аш-Шарифи (на кладбище Баб аль-Вазир)
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что КБ копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq Эль Кади, Галила; Боннами, Ален (2007). Архитектура для мертвых: средневековый некрополь Каира . Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ Jump up to: а б с д «Исторический Каир» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 08.11.2019 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Симс, Дэвид (2010). Понимание Каира: логика города, вышедшего из-под контроля . Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 20–24 . ISBN 9789774164040 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дагрес, Холли (07 сентября 2023 г.). «Египет убивает историю своего Города Мертвых» . Атлантический совет . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Махер, Хатем (19 июня 2023 г.). «Бульдозеры рвутся на исторические исламские кладбища Каира» . Рейтер . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Сави, Нада Эль (19 января 2022 г.). «Город мертвых в Каире грозит разрушением, чтобы облегчить пробки» . Национальный . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кит, Ли; Мэгди, Сами (11 сентября 2023 г.). «Новые автомагистрали прорезают каирское кладбище «Города мертвых», поскольку правительство Египта меняет город» . АП Новости . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Кубяк, Владислав (1987). Аль-Фустат, его основание и раннее развитие . Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Раймонд, Андре (1993). Каир . Париж: Файард. ISBN 2213029830 .
- ^ Jump up to: а б Свелим, Тарек (2015). Ибн Тулун: Его затерянный город и великая мечеть . Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Беренс-Абусейф, Дорис (2018). «Мечта Фатимидов о новой столице: династическое покровительство и его влияние на архитектурную среду». В Меликян-Чирвани, Асадулла Сурен (ред.). Мир Фатимидов . Торонто; Мюнхен: Музей Ага Хана; Институт исмаилитских исследований; Хирмер. стр. 48–51.
- ^ Jump up to: а б Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Издательство Эдинбургского университета. стр. 97–99.
- ^ «Дарих Умм Анук» . Архнет . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ Jump up to: а б «Египет отрицает разрушение древних исламских кладбищ ради строительства моста» . Арабские новости . 21 июля 2020 г. Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ «Познакомьтесь с египетскими семьями, живущими среди гробниц на огромном кладбище Каира» . Бизнес-инсайдер . Проверено 22 апреля 2015 г.
- ^ Тоцци Ди Марко А. Сад Аллаха. История мусульманского некрополя Каира. Ананке, выпуск 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Ли, Джессика; Саттин, Энтони (2018). Lonely Planet Egypt (13-е изд.). Одинокая планета. стр. 84–85.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Аль-Кахира (провинция, Египет) – статистика населения, диаграммы, карты и местоположение» . www.citypopulation.de . Проверено 07.11.2019 .
- ^ «История проекта» . Аль Атарлина . Проверено 07.11.2019 .
- ^ Jump up to: а б Майк Дэвис: Планета трущоб, Ассоциация А, Берлин, 2007, с. 32
- ^ «Каирский город мертвых» . Атлас Обскура . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Фахми, Ваэль; Саттон, Кейт (осень 2014 г.). «Жизнь с мертвыми: оспариваемые пространства и право на кладбища в центре Каира» (PDF) . Всемирный форум по устойчивому развитию 2014 – Материалы конференции .
- ^ Jump up to: а б «Добро пожаловать в «Город мертвых», гигантский египетский квартал, превращенный в кладбище» . HuffPost Канада . 29 октября 2014 г. Проверено 5 июля 2019 г.
- ^ Тевфик, Нурхан (21 февраля 2016 г.). « Художники должны сыграть свою роль в украшении города: Каирский город мертвых наполнен культурой» . Ахрам Онлайн . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Сохранение и адаптация Макада султана Кайтбея в «Городе мертвых», Каир – ARCHiNOS» . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «АРХиНОС начинает консервацию шедевра Султана» . АРХИНОС . 27 июля 2023 г. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «В Старом Каире жители воссоединяются со своим наследием» . Франция 24 . 19 февраля 2023 г. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ "О" . Аль Атарлина . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Ношокати, Амира (19 апреля 2021 г.). «Май Эль-Ибраши: Мы здесь для того, чтобы обмениваться знаниями» . Ахрам Онлайн . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Эльшахед, Мохамед (30 января 2016 г.). «Атар Лина восстанавливает заброшенный купол Шагар ад-Дурра» . Кайросервер . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «АЛЬ-САЙИДА РУКАЙЯ, АЛЬ-ДЖАФАРИ И ПРОЕКТ СОХРАНЕНИЯ АТИКИ» . Аль Атарлина . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Эль-Ареф, Невин (4 декабря 2017 г.). «Реставрация купола Аль-Имам Аль-Шафи в Каире приводит к новому археологическому открытию» . Ахрам Онлайн . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Власти Каира отказались от сноса могилы Тахи Хусейна из-за разногласий» . Египет Независимый . 03.09.2022 . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Эльшахед, Мохамед (2020). Каир с 1900 года: Архитектурный путеводитель . Американский университет в Каире Press. стр. 24–25. ISBN 978-977-416-869-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хамза, Хани (2001). Северное кладбище Каира . Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774246180 .
- Кит, Ли; Мэгди, Сами (11 сентября 2023 г.). «Новые автомагистрали прорезают каирское кладбище «Города мертвых», поскольку правительство Египта меняет город» . АП Новости .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жизнь прошлым в Городе Мертвых – Наследие (Веб-сайт архитектурного бюро ARCHINOS с описанием и изображениями всех памятников Северного кладбища)
- Карты Google – Город мертвых
- Карты Bing – вид с воздуха – Город мертвых и окрестности