Перуанское искусство
Эта статья является частью серии статей о |
Культура Перу |
---|
![]() |
![]() Портал Перу |
Перуанское искусство берет свое начало в Андских цивилизациях . Эти цивилизации возникли на территории современного Перу еще до прихода испанцев .
Доколумбовое искусство
[ редактировать ]
Самые ранние произведения искусства Перу происходят из культуры Куписник , которая была сосредоточена на тихоокеанском побережье, и культуры Чавин, которая располагалась в основном к северу от Лимы, между Андскими горными хребтами Кордильера-Негра и Кордильера-Бланка. Декоративные работы этой эпохи, примерно 9 века до нашей эры, носили символический и религиозный характер. Художники работали с золотом, серебром и керамикой, создавая разнообразные скульптуры и рельефы. Эти цивилизации также были известны своей архитектурой и деревянной скульптурой.
Между 9 веком до нашей эры и 2 веком нашей эры Паракас- на южном побережье Перу развивались культуры Кавернас и Паракас-Некрополь. В пещерах Паракас производилась сложная полихромная и монохромная керамика с религиозными изображениями. В захоронениях в некрополе Паракас также были обнаружены сложные ткани , многие из которых были изготовлены со сложными геометрическими узорами.
произошел расцвет городской культуры Моче В III веке до нашей эры в регионе Ламбайеке . Культура Мочика создала впечатляющие архитектурные произведения, такие как Уакас-дель-Соль-и-де-ла-Луна и Уака Раджада в Сипане . Они были экспертами в выращивании на террасах и гидротехнике , производили оригинальную керамику, текстиль, живописные и скульптурные произведения.
Другая городская культура, цивилизация Вари , процветала между 8 и 12 веками в Аякучо . Их централизованное городское планирование было распространено на другие районы, такие как Пачакамак , Кахамаркилья и Вари-Виллка .
возникла военная городская империя Тиуанако Между 9 и 13 веками нашей эры на границах озера Титикака . Расположенный вокруг одноименного города в современной Боливии, Тиуанако представил каменную архитектуру и скульптуру монументального типа. Эти произведения архитектуры Тиуанако и искусства стали возможными благодаря развитию бронзы , которая позволила им изготавливать необходимые инструменты.
Городская архитектура достигла новой высоты между 14 и 15 веками в культуре Чиму . Чиму построили город Чан-Чан в долине реки Моче, в Ла-Либертаде . Чиму и были искусными ювелирами создали замечательные произведения гидротехники . [ нужна ссылка ]
Цивилизация инков , объединившая Перу под своей гегемонией в столетия, непосредственно предшествовавшие испанскому завоеванию, включила в свои произведения большую часть культурного наследия цивилизаций, предшествовавших ей. Важные реликвии их произведений искусства и архитектуры можно увидеть в таких городах, как Куско , архитектурные памятники, такие как Саксауаман и Мачу-Пикчу , а также каменные тротуары, которые объединяли Куско с остальной частью Империи инков .
- Мантия Наска из Паракас некрополя , 1–100 гг. н. э. Это изображение «двойной рыбы» (вероятно, акулы), Бруклинский музей.
- Моче Наригера с изображением Обезглавлителя (Аяпек, Ай Апаек), золото с из бирюзы и хризоколлы инкрустациями , ок. 200–850 гг. Н. Э., Музей Оро дель Перу, Лима.
- Вид на Мачу-Пикчу , архитектура инков, ок. 1450 г. н. э.
- Текстильная кукла (11 век), культура Чанкай , найдена недалеко от Лимы , Художественный музей Уолтерса . Куклы небольшого размера часто находят в древних перуанских гробницах. [1]
Колониальное искусство
[ редактировать ]Перуанская скульптура и живопись начали формироваться из мастерских, основанных монахами , находившимися под сильным влиянием севильской школы барокко . В этом контексте партер соборного хора, фонтан главной площади Лимы [2] оба Педро де Ногера , и большая часть колониального производства была зарегистрирована. Первым центром искусства, основанным испанцами, была школа Куско , которая обучала художников кечуа европейским стилям живописи. Диего Киспе Тито (1611–1681) был одним из первых представителей школы Куско, а Маркос Сапата (1710–1773) – одним из последних.
Живопись этого времени отразила синтез европейских и туземных влияний, что видно в портрете узника Атауальпы Д. де Мора или в полотнах итальянцев Матео Переса де Алезио и Анджелино Медоро , испанцев Франсиско Бехарано и Х. де Ильескас и креол Х. Родригес .
В 17-18 веках стиль барокко также доминировал в области пластического искусства .
- Богоматерь Кармельская, спасающая души в чистилище, Круг Диего Киспе Тито , 17 век, собрание Бруклинского музея
- Женитьба капитана Мартина де Лойолы на Беатрис Нюста , ок. 1675–1690, Церковь Общества Иисуса, Куско.
- Богоматерь Вефилемская , аноним, 18 век.
- Архангел Уриэль , анонимный, 18 век, с изображением Анхеля аркабусеро.
- Стойки хора собора Педро де Ногера
Образ Марии в Вифлеемской Богоматери содержит множество европейских стилей и изображений Западной Марии. Она возвышается над землей, носит корону, а за головой у нее слабое изображение круглого нимба. Она представлена в виде ангелоподобных фигур, откидывающих драпировку, как будто ее «выставляют напоказ». Ее окружают маленькие головы херувимов, которые в южноамериканской культуре часто называют «пути». Они олицетворяют невиновность детей и служат данью ее материнству и Иисусу. Она одета в явно западную одежду высокой культуры и богато украшена. Даже младенец Христос изображается в западной одежде.
19 век
[ редактировать ]
В XIX веке французские неоклассические и романтические течения проявились у Л. Монтеро , Игнасио Мерино , Даниэля Эрнандеса Морильо и Франсиско Масиаса .
Современный и современный
[ редактировать ]Движение коренных народов
[ редактировать ]Создание Школы изящных искусств Лимы (1919 г.) оказало решающее влияние на перуанскую скульптуру и живопись.
Среди скульптуры наиболее выдающихся художников — Луис Агурто , Л. Вальдеттаро , Хоакин Рока Рей , Х. Пикерас , Альберто Гусман , Виктор Дельфин и Ф. Санчес . Среди художников Даниэль Эрнандес , Р. Грау , Сезар Киспес Асин и Хосе Сабогал особенно выделяются . Сабогал возглавлял движение коренных народов, оказавшее одно из главных влияний на современную перуанскую живопись. Среди наиболее известных художников движения коренных народов была Джулия Кодесидо . [6] Некоторые из наиболее широко известных художников - Фернандо де Шисло , Альберто Давила , Армандо Вильегас , Сабино Спрингетт , Бернардо Риверо , Х. Альберто Телло Монтальво , Виктор Хумареда , М. А. Куадрос , Анхель Чавес, Милнер Кахауринга , Артуро Куботта , Венансио Шинки , Альберто Кинтанилья. (wiki Es) , Г. Чавес , Тильса Цучия , Дэвид Херсковиц , Оскар Аллен , Карлос Ревилла , Сервуло Гутьеррес и Амилкар Саломон Соррилья (Перу) .
в область фотографии внес Мартин Чамби Большой вклад .

Современное искусство
[ редактировать ]Тереза Бурга была мультимедийным художником, работавшим с концептуальным искусством с 60-х и 70-х годов. Она была пионером в области медиа-арта, искусства, технологий и искусства инсталляции в Перу. Она была одним из самых выдающихся художников-необъектуалистов тех десятилетий в Перу.
В скульптуре Кристины Гальвес [7] был одним из самых влиятельных художников и художественных педагогов.В 1980-х годах после арт-фестиваля Contacta 1979 группа Huayco была создана Чаро Норьегой, Мариэллой Зеваллос, Марией Луй, Армандо Уильямсом, Гербертом Родригесом и Хуаном Хавьером Саласаром. Эта группа присвоила себе средства производства и иконографию народной эстетики. [8] В истории современного искусства Перу важную роль сыграла Третья биеннале Трухильо в 1990 году. [9] В биеннале участвовали как местные художники, так и художники из соседних стран. Хорхе Эдуардо Эйельсон и Хорхе Пикерас были среди художников-экспонентов, вернувшихся в Перу из Европы для участия в этой биеннале. Это была последняя биеннале в Трухильо. В 1992 году художник Хайме Хига представил выставку в Музее итальянского искусства в Лиме, куратором которой стал Густаво Бунтинкс. [10] 80-е годы ознаменовались гражданской войной и художники отреагировали на политическую ситуацию. Среди этих художников — Эдуардо Токеши , Рикардо Виссе и Альфредо Маркес.Позже, в 1997 году, в Лиме под руководством Луиса Ламы прошла Первая иберо-американская биеннале. Эта биеннале позволила обменяться идеями и более широко представить перуанских художников. Запоминающимся моментом биеннале стало неожиданное выступление Елены Техада-Эррера , ставшее важной вехой в истории перуанского перформанса. В 1999 году Техада-Эррера получила первый приз в конкурсе «Паспорт и артист» за перформанс, для которого она наняла уличных продавцов, выступавших на улицах Лимы. [11] Еще одной вехой в истории современного перуанского искусства является Музей травеститов, созданный философом и трансвеститом Джузепе Кампусано в 2003 году. [12]
Народное искусство
[ редактировать ]Керамика Чулуканас возникла в регионе Пьюра . Вдохновленная керамикой доинкской эпохи, эта смелая графическая керамика теперь экспортируется по всему миру. [13] Дизайн разнообразен, но преобладает черный и белый цвета. Есть несколько более крупных компаний, но множество мелких производств находится в самом Чулуканасе и в близлежащих деревнях Кватро-Эскинас.
Регион Аякучо известен своими ретабло , или религиозными картинами. Сан-Педро-де-Кахас в Аякучо производит коллекционные ткацкие станки. Художники Куско создают мягкие игрушки и куклы . Кочас-Уанкайо известен своим искусством изготовления тыквы .
Народное искусство (в частности, танец, музыка и костюм) сохраняется в Центре Коско де Арте Нативо в Куско, который признан первым народным учреждением во всем Перу. [14] [15]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Американское общество, Художественная галерея. Потоси: колониальные сокровища и боливийский серебряный город . Нью-Йорк 1997.
- Кредитный банк Перу. Коллекция произведений искусства и сокровищ Перу: Скульптура в Перу . Лима 1999.
- Кредитный банк Перу. Коллекция произведений искусства и сокровищ Перу: Живопись в вице-королевстве Перу . Лима 2001.
- Кредитный банк Перу. Коллекция «Искусство и сокровища Перу: фреска в южном регионе Анд» . Лима 1999.
- Кредитный банк Перу. Коллекция произведений искусства и сокровищ Перу: Вице-королевская живопись . Лима 1973 год.
- Бенавенте Веларде. История искусства Куско: Художники Куско из колонии . Куско 1995 год.
- Кастедо, Леопольдо. Круг Куско . Нью-Йорк 1976.
- Камминс, Томас Б. Ф. тост за инков: андская абстракция и колониальные изображения на сосудах Quero . Анн-Арбор, 2002 год.
- Дэмиан, Кэрол. Андская Дева: Искусство и ритуалы в колониальном Куско . Майами-Бич, 1995 год.
- Дин, Кэролайн. Тела инков и Тело Христа: Корпус-Кристи в колониальном Куско, Перу . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 1999.
- Кеннеди, Александра, изд. Искусство королевского двора Кито, 17-19 вв . Кито 2002.
- Художественный музей Лимы. Искусство в Перу: произведения из собрания Музея искусств Лимы . Лима 2000.
- Наварро, Хосе Габриэль. Искусство в провинции Кито . Мехико, 1960 год.
- Палмер, Габриэль Г. Скульптура в Королевстве Кито . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1987.
- Уртон, Гэри. Знаки Инка Хипу . Остин: Техасский университет Press, 2003.
- Уэти, Гарольд Э. Колониальная архитектура и скульптура в Перу . Кембридж, Массачусетс, 1949 год.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Текстильная кукла» . Художественного музея Уолтерса Сайт .
- ^ Фонтан на главной площади Лимы
- ^ Елена Фиппс; Джоанна Хехт; Кристина Эстерас Мартин (2004). Колониальные Анды: гобелены и изделия из серебра, 1530–1830 гг . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . п. 106. ИСБН 030010491X .
- ^ Сантьяго Себастьян Лопес (1990). Иберо-американское барокко. Иконографическое послание . Мадрид: Encuentro Editions. п. 241. ИСБН 9788474902495 .
- ^ Ананда Коэн Суарес (май 2016 г.). «Живопись за рамкой: религиозные фрески колониального Перу» . МАВКОР Йельского университета .
- ^ Вуффарден, Луис Эдуардо, Гарсиа Брайс, Хосе; Майлуф, Наталья Виллакорта, Хорхе; Тривелли, Карло (2004). Тематическая энциклопедия Перу. Искусство и архитектура . Коммерция. п. 132 . Проверено 14 апреля 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вуффарден, Луис Эдуардо, Гарсиа Брайс, Хосе; Майлуф, Наталья Виллакорта, Хорхе; Тривелли, Карло (2004). Тематическая энциклопедия Перу. Искусство и архитектура (изд. 2004 г.). Коммерция. п. 170 . Проверено 14 апреля 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вуффарден, Луис Эдуардо Гарсиа Брайс, Хосе; Майлуф, Наталья Вильякорта, Хорхе, Тривелли, Карло. (2004). Тематическая энциклопедия Перу. Искусство и архитектура (изд. 2004 г.). Коммерция. п. 165 . Проверено 14 апреля 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Тривелли, Карло., Вуффарден, Луис Эдуардо; Гарсиа Брайс, Хосе; Майлуф, Наталья Виллакорта, Хорхе (2004). Тематическая энциклопедия Перу. Искусство и архитектура (изд. 2004 г.). Коммерция. п. 171 . Проверено 14 апреля 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вуффарден, Луис Эдуардо Гарсиа Брайс, Хосе; Майлуф, Наталья Виллакорта, Хорхе, Тривелли, Карло (2004). Тематическая энциклопедия Перу. Искусство и архитектура (изд. 2004 г.). Торговля. п. 182 . Проверено 14 апреля 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вуффарден, Луис Эдуардо Гарсиа Брайс, Хосе; Майлуф, Наталья Вильякорта, Хорхе, Тривелли, Карло. (2004). Тематическая энциклопедия Перу. Искусство и архитектура (изд. 2004 г.). Коммерция. п. 182.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лопес, Мигель (9 июля 2014 г.). «Музей, musexo, mutexto, mutante: la máquina travesti de Giuseppe Campuzano» . Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ "История керамики Чулуканас [так в оригинале]". Керамика Чулуканас. (получено 15 ноября 2011 г.)
- ^ "Мы" . Центр коренных искусств Коско (на испанском языке). Центр местного искусства Коско.
- ^ Мендоса, Зойла С. (2006). Создание и ощущение себя: фольклор, региональная и национальная идентичность в Куско, 20 век . Лима: Редакционный фонд Папского католического университета Перу. п. 99. ИСБН 9972-42-770-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Древняя перуанская керамика: коллекция Натана Каммингса Алана Р. Сойера , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о перуанском искусстве.