Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() Подписанты и ратификации по состоянию на апрель 2023 г. Подписано Ратифицирован Присоединение / правопреемство Использует Конвенцию САДК Использует Конвенцию SICA | |
Подписано | 8 ноября 1968 г. |
---|---|
Расположение | Вена |
Эффективный | 6 июня 1978 г. |
Состояние | Ратификация 15 государствами |
Подписавшиеся | 35 |
Вечеринки | 71 |
Депозитарий | Генеральный секретарь ООН |
Языки | Китайский, английский, французский, русский и испанский |

Конвенция о дорожных знаках и сигналах , широко известная как Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах , представляет собой многосторонний договор по стандартизации системы знаков для дорожного движения ( дорожные знаки , светофоры и дорожная разметка ), используемой на международном уровне.
История
[ редактировать ]Эта конвенция была согласована Экономическим и Социальным Советом Организации Объединенных Наций на его Конференции по дорожному движению в Вене с 7 октября по 8 ноября 1968 года, заключена в Вене 8 ноября 1968 года и вступила в силу 6 июня 1978 года. Эта конференция также подготовила Венская конвенция о дорожном движении , которая дополняет это законодательство путем стандартизации международных правил дорожного движения .
Конвенция пересмотрела и существенно расширила ранее принятый Женевский протокол 1949 года о дорожных знаках и сигналах. [1] в свою очередь, основано на Женевской конвенции 1931 года об унификации дорожных сигналов. В 2003 году были приняты поправки, в том числе новые положения, касающиеся разборчивости знаков, приоритета на круговых развязках и новые знаки для повышения безопасности в туннелях.
И Венская конвенция, и Женевский протокол были сформированы в соответствии с консенсусом в отношении дорожных знаков, который возник в основном в континентальной Западной Европе 20-го века . Чтобы сделать его максимально универсальным, конвенция допускает некоторые вариации, например, знаки, предупреждающие об опасности, могут иметь треугольную или квадратную ромбовидную форму, а дорожная разметка может быть белой или желтой. Хотя большинство членов ООН не ратифицировали полный договор, знаки и правовые принципы, закрепленные в нем, составляют основу правил дорожного движения в большинстве мест.
Альтернативная конвенция под названием SADC-RTSM, разработанная Сообществом развития юга Африки (SADC), используется десятью странами юга Африки. Многие правила и принципы САДК-РТСМ аналогичны правилам и принципам Венской конвенции.
В Соединенных Штатах знаки основаны на Руководстве Федерального управления шоссейных дорог США по унифицированным устройствам управления дорожным движением . Знаки в MUTCD часто более ориентированы на текст, хотя на некоторых знаках также используются пиктограммы. В Канаде и Австралии дорожные знаки в основном основаны на MUTCD. В Южной Америке, Ирландии, ряде азиатских стран (Камбоджа, Япония, Таиланд, Малайзия и Индонезия) и Новой Зеландии на дорожные знаки влияют как Венская конвенция, так и MUTCD. В Центральной Америке дорожные знаки находятся под сильным влиянием MUTCD и основаны на Руководстве Centroamericano de Dispositivos Uniformes para el Control del Transito , Центральноамериканской системе интеграции (SICA), эквивалентной MUTCD США. [2]
Правила
[ редактировать ]Дорожные знаки
[ редактировать ]В статье 2 конвенции все дорожные знаки классифицируются по нескольким категориям (A – H):
- A: Знаки, предупреждающие об опасности.
- B: Знаки приоритета
- C: Запрещающие или ограничительные знаки.
- D: Обязательные знаки
- E: Знаки специальных правил.
- F: Информационные, служебные или служебные знаки.
- G: Знак направления, положения или индикации.
- H: Дополнительные панели
Затем в соглашении определяются точные цвета, размеры и формы для каждого из этих классов знаков:
Класс знака | Форма | Земля | Граница | Размер | Символ | Примеры |
---|---|---|---|---|---|---|
Предупреждающий знак опасности | Равносторонний треугольник | Белый или желтый | Красный | 0,9 м (большой), 0,6 м (маленький) | Варьируется; Черный или темно-синий | ![]() ![]() |
Алмаз | Желтый | Черный | 0,6 м (большой), 0,4 м (маленький) | Варьируется; Черный или темно-синий | ![]() | |
Знаки приоритета | ||||||
Знак «Уступи дорогу» | Перевернутый равносторонний треугольник | Белый или желтый | Красный | 0,9 м (большой), 0,6 м (маленький) | Никто | ![]() ![]() |
Знак остановки | Октагон | Красный | Белый | 0,9 м (большой), 0,6 м (маленький) | Останавливаться † написано белым | ![]() |
Круговой | Белый или желтый | Красный | 0,9 м (большой), 0,6 м (маленький) | Останавливаться † написано черным или темно-синим цветом внутри красного перевернутого треугольника. | ![]() ![]() | |
Приоритетная дорога | Алмаз | Белый | Черный | 0,5 м (большой), 0,35 м (маленький) | Желтый или оранжевый квадрат | ![]() ![]() |
Конец приоритетной дороги | Алмаз | Белый | Черный | 0,5 м (большой), 0,35 м (маленький) | Желтый или оранжевый квадрат с черными или серыми диагональными линиями, пересекающими знак. | ![]() ![]() |
Приоритет встречного движения | Круговой | Белый или желтый | Красный | Не указано | Черная стрелка указывает направление с приоритетом, красная стрелка указывает направление без приоритета. | ![]() ![]() |
Приоритет перед встречным движением | Прямоугольник | Синий | Никто | Не указано | Белая стрелка указывает направление с приоритетом, красная стрелка указывает направление без приоритета. | ![]() |
Запрещающие знаки | ||||||
Стандартный запрет | Круговой | Белый или желтый | Красный | 0,6 м (большой), 0,4 м (маленький) | Варьируется; черный или темно-синий | ![]() ![]() |
Парковка запрещена | Круговой | Синий | Красный | 0,6 м (большой), 0,2 м (маленький) | Никто | ![]() |
Круговой | Белый или желтый | Красный | 0,6 м (большой), 0,2 м (маленький) | Начальная буква или идеограмма для обозначения парковки; черный или темно-синий | ![]() ![]() | |
Остановка запрещена | Круговой | Синий | Красный | 0,6 м (большой), 0,4 м (маленький) | Никто | ![]() |
Конец запрета | Круговой | Белый или желтый | Никто | 0,6 м (большой), 0,4 м (маленький) | Черная или серая диагональная линия | ![]() |
Обязательные знаки | ||||||
Стандартное обязательное | Круговой | Синий | Нет, белый | 0,6 м (большой), 0,4 м (маленький), 0,3 м (очень маленький) | Варьируется, белый | ![]() |
Круговой | Белый или желтый | Красный | 0,6 м (большой), 0,4 м (маленький), 0,3 м (очень маленький) | Варьируется, черный или темно-синий | ![]() ![]() | |
Знаки специального регулирования | ||||||
Все знаки | Прямоугольный | Синий | Не указано | Не указано | Варьируется, белый | ![]() |
Свет | Не указано | Не указано | Варьируется, Черный | ![]() | ||
Информационные знаки, средства или служебные знаки | ||||||
Все знаки | Не указано | Синий или зеленый | Не указано | Не указано | Варьируется, на белом или желтом прямоугольнике | ![]() |
Знаки направления, положения или указания | ||||||
Информационные знаки | Прямоугольная, иногда со стрелкой. | Свет | Не указано | Не указано | Варьируется, темный | ![]() |
Темный | Не указано | Не указано | Варьируется, светлый | ![]() | ||
Автомагистрали | Прямоугольный | Синий или зеленый | Не указано | Не указано | Варьируется, белый | ![]() ![]() |
Временный | Прямоугольный | Желтый или оранжевый | Не указано | Не указано | Варьируется, черный | ![]() |
Дополнительные панели | ||||||
Все панели | Не указано | Белый, синий или желтый | Черный, синий или красный | Не указано | Варьируется, черный или темно-синий | ![]() |
Черный, красный или темно-синий | Белый, синий или желтый | Не указано | Варьируется, белый, синий или желтый | ![]() | ||
Класс знака | Форма | Земля | Граница | Размер | Символ | Примеры |
† Может быть написано на английском или национальном языке.
В нем также указаны символы и пиктограммы , которые можно использовать, а также направления, в которых они могут использоваться. Если доступно более одного, один и тот же должен использоваться на национальном уровне. Все знаки, за исключением тех, которые не применяются в ночное время, должны быть достаточно светоотражающими, чтобы их можно было увидеть в темноте при свете фар на расстоянии.
Дорожная разметка
[ редактировать ]Конвенция также определяет дорожную разметку. Вся такая разметка должна быть высотой не более 6 мм , а светоотражатели типа «кошачий глаз» — не выше 15 мм над поверхностью дороги. Дорожная разметка должна быть белого или желтого цвета. [3]
Длина и ширина маркировки варьируются в зависимости от цели, хотя точные цифры размера не указаны; На дорогах в населенных пунктах следует использовать пунктирную линию для разделения полос, а сплошные линии следует использовать только в особых случаях, таких как ограниченная видимость или сужение проезжей части.
Все слова, нарисованные на поверхности дороги, должны состоять либо из географических названий, либо из слов, узнаваемых на большинстве языков, таких как «Стоп» или «Такси».
Светофоры
[ редактировать ]Конвенция определяет цвета светофоров и их значения, а также места и цели, в которых могут использоваться огни, например:
Красные мигающие огни разрешается использовать только в местах, указанных выше; любое другое использование огней является нарушением конвенции. Красные огни должны располагаться сверху, если огни расположены вертикально, или на стороне, ближайшей к встречному транспортному средству, если они расположены горизонтально.
Договаривающиеся стороны
[ редактировать ]По состоянию на октябрь 2022 года в конвенции участвует 71 государство и подписалось 35 стран (включая присоединяющихся членов): Албания, Армения, Австрия, Азербайджан, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Бенин, Босния и Герцеговина, Бразилия, Болгария, Бурунди, Центральноафриканская Республика, Чили. , Коста-Рика, Кот-д'Ивуар, Хорватия, Куба, Кипр, Чехия, Демократическая Республика Конго, Дания, Эквадор, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Гана, Греция, Гайана, Святой Престол, Венгрия, Индия, Индонезия, Иран, Ирак, Италия, Казахстан, Кувейт, Кыргызстан, Латвия, Либерия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Северная Македония, Мадагаскар, Мексика, Молдова, Монголия, Черногория, Марокко, Мьянма, Нидерланды, Нигерия, Норвегия, Пакистан, Парагвай , Филиппины, Польша, Португалия, Катар, Румыния, Россия, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сенегал, Сербия, Сейшелы, Сьерра-Леоне, Словакия, Словения, Испания, Шри-Ланка, Суринам, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Таиланд, Тунис, Туркменистан, Уганда, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, Узбекистан, Венесуэла и Вьетнам. [4]
Единственными странами Европы, не являющимися участниками конвенции, являются Андорра, Ирландия, Исландия, Мальта и Монако. [4]
Странами Азии, не являющимися участниками конвенции, являются Афганистан, Бангладеш, Малайзия, Китайская Народная Республика (включая Гонконг и Макао), Китайская Республика (Тайвань), Израиль, Япония, Иордания, Ливан, Северная Корея, Оман, Палестина. , Сирия и Йемен. Камбоджа, Лаос и Южная Корея подписали конвенцию, но еще не ратифицировали конвенцию. [4]
Другие страны не подписали конвенцию; однако некоторые из них добровольно приняли некоторые знаки Венской конвенции. [5]
См. также
[ редактировать ]- Сравнение европейских дорожных знаков
- Сравнение дорожных знаков, созданных под влиянием MUTCD
- Сравнение дорожных знаков в англоязычных странах – Сравнение дорожных знаков.
- Венская конвенция о дорожном движении – международный договор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Протокол о дорожных знаках и сигналах (PDF) . Конференция ООН по автомобильному и автомобильному транспорту. Серия договоров Организации Объединенных Наций (на английском и французском языках). Том. 182. Женева, Швейцария. 19 сентября 1949 г. - из сборника договоров Организации Объединенных Наций.
- ^ «Центральноамериканское руководство по унифицированным устройствам управления дорожным движением, 2014 г.» (PDF) (на испанском языке). СИЕКА . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ «Статья 29». Конвенция о дорожных знаках и сигналах (PDF) . Серия договоров Организации Объединенных Наций (на английском, французском, китайском, русском и испанском языках). Том. 1091. Вена. 8 ноября 1968 г. с. 27 – из Сборника договоров Организации Объединенных Наций.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «Глава XI Транспорт и связь – Б. Дорожное движение – 20. Конвенция о дорожных знаках и сигналах» . Сборник договоров Организации Объединенных Наций . Объединенные Нации. 16 января 2022 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2021 года . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ AdcIdl (1 августа 2024 г.). «Дорожные знаки в Андорре» (PDF) .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ратификации — Сборник договоров ООН
- Соглашения и конвенции о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах — Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций
- Правила дорожного движения
- Дорожные знаки
- Сигналы светофора
- Право дорожного движения
- Договоры, заключенные в 1968 г.
- Договоры вступили в силу в 1978 году.
- договоры ООН
- Договоры Албании
- Договоры Армении
- Договоры Австрии
- Договоры Азербайджана
- Договоры Бахрейна
- Договоры Белорусской Советской Социалистической Республики.
- Договоры Бельгии
- Договоры Боснии и Герцеговины
- Договоры Народной Республики Болгария
- Договоры Центральноафриканской Республики
- Договоры Чили
- Договоры Кот-д'Ивуара
- Договоры Хорватии
- Договоры Кубы
- Договоры Кипра
- Договоры Чехословакии
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Заира
- Договоры Дании
- Договоры Египта
- Договоры Эстонии
- Договоры Финляндии
- Договоры Франции
- Договоры Грузии (страны)
- Договоры Западной Германии
- Договоры Восточной Германии
- Договоры Греции
- Договоры Гайаны
- Договоры Венгерской Народной Республики
- Договоры Индии
- Договоры Пехлеви с Ираном
- Договоры баасистского Ирака
- Договоры Италии
- Договоры Казахстана
- Договоры Кувейта
- Договоры Кыргызстана
- Договоры Латвии
- Договоры Либерии
- Договоры Литвы
- Договоры Люксембурга
- Договоры Молдовы
- Договоры Монголии
- Договоры Черногории
- Договоры Марокко
- Договоры Нидерландов
- Договоры Нигерии
- Договоры Норвегии
- Договоры Пакистана
- Договоры Филиппин
- Договоры Польской Народной Республики
- Договоры Португалии
- Договоры Социалистической Республики Румыния
- Договоры Советского Союза
- Договоры Сан-Марино
- Договоры Сенегала
- Договоры Сербии и Черногории
- Договоры Югославии
- Договоры Сейшельских островов
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Швеции
- Договоры Швейцарии
- Договоры Таджикистана
- Договоры Северной Македонии
- Договоры Туниса
- Договоры Туркменистана
- Договоры Украинской Советской Социалистической Республики
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Объединенных Арабских Эмиратов
- Договоры Узбекистана
- Договоры Вьетнама
- 1968 год в Австрии
- Транспортные договоры
- 1968 год на транспорте
- Договоры распространены на Западный Берлин
- События ноября 1968 года
- 1960-е годы в Вене
- Стандарты транспортного машиностроения