Маюма (фестиваль)
Майума, Майума | |
---|---|
Торжества | Театральные и водные представления: игры, пантомимы, плавание в обнаженном виде. |
Дата | В мае |
Майума или Майума , также пишется с окончанием «s» , — греко-сирийский ночной праздник воды в честь Диониса и Афродиты , проводившийся в течение месяца мая- Артемисия . [1] [2] По словам Малалы ( Хроника 284–285), он отмечался в Антиохии каждые три года как ночной праздник, известный также как Оргии , или Мистерии Диониса и Афродиты. [1] Самым известным местом его проведения была Дафна-антиохийская (Дафна, пригород эллинистической метрополии на Оронте ). [3] Водные представления, пантомимы и танцевальные шоу сделали фестиваль очень популярным в нескольких городах Восточной Римской империи . [2] Есть ученые, которые различают первоначальный греко-сирийский праздник, характеризующийся двумя основными компонентами: водой и весельем, и более поздние праздники аналогичного характера из языческого греко-римского и даже христианского византийского мира, которые также приняли первоначальное название. [4] Празднования были настолько распущенными, что некоторые римские правители пытались их запретить. [5]
Происхождение и этимология
[ редактировать ]О первоначальном предназначении Маюмы информации нет. [2]
«Народная этимология» Малала.
[ редактировать ]писатель VI века Малал из Антиохии в Сирии, византийский из Сирии, вероятно, носитель сирийского языка , но писавший по-гречески, рассматривал имя Маюмас как слово, происходящее от названия месяца мая, когда проводился фестиваль. [1]
Теория древнесемитского происхождения
[ редактировать ]Тезис Роберта М. Гуда 1986 года заключается в том, что пуническое слово mayumas ( my'ms ), которое встречается в небольшом количестве надписей из Карфагена , является калькой после греческого термина гидрофория (см. статью Мерриам-Вебстера здесь ) и, следовательно, означает «обряды». движения воды», [6] на основе его этимологической интерпретации - май = вода, юмас = нести, что позволяет предположить, что майумас был церемонией переноса воды. [5] Гуд отмечает, что «фестивали движения воды были обычным явлением в древнем сиро-палестинском мире» и считает ханаанскую , финикийско - карфагенскую традицию. весьма вероятной [6] Разъясняя возможный характер ряда сиро-палестинских обрядов движения воды, которые могут быть связаны с карфагенским фестивалем маюмас , он предупреждает, что это не может быть более чем спекуляциями из-за ограниченности результатов. [6] Тем не менее, само название, неуклюжая композиция на пуническом языке, по-прежнему вполне правдоподобно как калька от греческого термина, который помещает время его принятия где-то между завоеванием Финикии Александром Великим в 332 г. до н. э. и падением Карфагена в 332 г. до н. э. 146 г. до н. э., учитывая, что там были найдены надписи. [6]
Р.М. Гуд также упоминает афинскую антестерию , дионисийский фестиваль, содержащий обряды гидрофории , и тот факт, что такие обряды, связанные с возлияниями , были широко известны в средиземноморском мире. [6] Гуд отвергает объяснение Малалуса слова Mayumas как производного от месяца май как народную этимологию , которую он видит в результате того факта, что ко времени Малала связь с финикийским/пуническим родительским словом, обозначающим воду, may- , и составное слово, основанное на нем, было совершенно забыто. [6]
Американский исследователь финикийского языка Филип Шмитц аналогичным образом предполагает, что пуническое слово my'ms происходит от словосочетания семитского слова, обозначающего воду, и греческого названия весеннего праздника Μαιουμα(ς) , «Майума(ы)». [7]
Альтернативные значения: водный фестиваль или гавань.
[ редактировать ]Николь Бенайш (2004) показывает, как это слово — вероятно, семитского происхождения, а затем греческое, возможно, также являющееся игрой слов на греческом майе — стало обозначать в греческом и римском мире две разные вещи: либо весенние праздники, либо весенние праздники, либо связанный с водой и приятный, но не имеющий более глубокой связи с греко-сирийскими мистериями , как, например, в Остии ; или гавань города, как, например, в Александрии в Египте, где этот термин относился к острову Фарос . [4] Птолемей (2 в. н. э.) и Марк Диакон (в Газе 395–420 гг.) объясняют это слово просто как означающее морской квартал города. [8]
История
[ редактировать ]Император Коммод (годы правления 177–192), когда он своим указом возобновил проведение Олимпийских игр, выделил доходы, полученные от определенных церемоний, для финансирования ритуалов Майумаса. [9]
Император Юлиан Отступник (годы правления 355–363), по-видимому, предпринял неудачную попытку запретить фестиваль Маюмас. [9]
Малалас, писавший в VI веке, сообщает, что праздник проводился в его городе Антиохии каждые три года и длился 30 дней. [9] Однако в надписи из аль-Биркетейна в Герасе конца того же века упоминается фестиваль, который проводится там ежегодно несколько лет подряд.
Города, в которых проводятся фестивали Маёма
[ редактировать ]Такие авторы, как Николь Бенайше, предостерегают от ошибки, объединяющей греко-сирийский фестиваль с более поздними водными праздниками, а также использования широко используемого топонима Майума, который часто встречается как нарицательное имя для гавани или приморского квартала, в качестве доказательства этого. город, хранящий ночные мистерии. [4] Она отмечает широкую популярность мероприятий, проводимых у воды в более поздние периоды, сопровождавшихся строительством специальных зданий. [4]
Древние литературные источники прямо упоминают три места, где происходили церемонии, называемые Маюмас: Антиохия, Остия и Константинополь . [4] И описание того, что в источнике III века называется «Майюмас» в Риме и Остии, и контекст константинопольских «Майюмас» VIII века, мало общего с греко-сирийскими театральными и мистическими ритуалами. [4] Иоанн Лидийский описывает, как в мае римские купцы дали обет Майе и ее сыну Гермесу , прося удачи в их торговле, которую они называли «созданием Маюмы », отправились в Остию и столкнули друг друга в море, развлекаясь. [4] В 777 году император Леон IV отпраздновал свою победу над арабами и «сделал Майума » в Софианских банях в Константинополе. [4] Джаён Че рассматривает это событие позднего периода Майумы как продолжение политеистических ритуалов, ориентированных на удовольствия, существовавших еще в христианскую эпоху. [10]
Эпиграфические свидетельства празднеств Маюмы были найдены в Никее (надпись III в.), Тире и Герасе (с 535 г.). [4] Только в случае с Тиром этот термин используется и как топоним, и как название фестиваля. [4]
Помимо Антиохии с ее пригородом Дафной, местами проведения фестиваля известны еще несколько мест в Восточной Римской империи, например, Шуни-Майумас (ныне Биньямина, Израиль ), где полукруглый бассейн, построенный за сценой театра , предлагал основная площадка проведения водного фестиваля; [2] [11] Гераса (сегодняшний Джераш в Иордании ), где он находился недалеко от городских стен, известный сегодня как аль-Биркетайн, арабское название, означающее «двойной бассейн», что точно описывает его главную особенность; [12] и Афродисиас в Карии , Малая Азия почетной надписи V века возле открытого бассейна южной агоры упоминается губернатор, который исполнял обязанности maioum Archès , где в , председательствуя на торжествах. [2] [4]
Майумас или подобные фестивали также предположительно проводились в Айн-Баки , Газе (но см. предостережение Бенайше, который опровергает это), Ашкелоне , Иерусалиме , Иераполисе и, возможно, в Хомсе , Баальбеке , Ботне возле Хеврона и Дура-Европус . [6] Однако не следует применять топонимический аргумент, например, в случае с « civitas Maiuma Ascalonitis », записанным в VI веке, который А. Негев и Н. Бенайче читали как «порт Аскалона ». [4]
Как топоним
[ редактировать ]Майкл Ави-Йона и Шимон Гибсон упоминают четыре места, названные в честь фестиваля, начиная с Майумаса , порта Газы. [9]
Анонимный паломник из Пьяченцы упоминает в 570-х годах место под названием Майумас на побережье недалеко от Ашкелона, возможно, сегодняшний Хирбат аль-Ашраф у входа в долину Шикма/Вади Сикрайр . [9]
Археологический памятник, известный по-арабски как Хирбат Миямас, сохранил в своем названии память о древнем празднике и отождествляется с Кфар Шуми или Шами III века, упомянутым в Иерусалимском Талмуде . [9] Сегодня он расположен недалеко от Биньямина к востоку от Кесарии Приморской . В ранневизантийский период здесь все еще проводились языческие водные игры. [9]
VI века На карте Мадабы показан город «Бетомарси, также называемый Майумас» в окрестностях Чарахмобы (сегодняшний Аль-Карак ), места, где древние источники связывают с Баал-Пеором из Чисел 25: 3–9 , где «Бетомарсеас псевдоним Майумас» «понимается как «дом Марзеи (семитское имя: Бех Марзеах) или Маюмас», где марзеа (х) рассматривается как семитская идолопоклонническая форма поклонения. [9] [6] [5]
Моральные реакции
[ редактировать ]Водные представления и языческие религиозные мероприятия вызвали гнев как еврейских раввинов , так и христианских святых, которые считали популярный праздник распущенным. [2] [9] От возмущенного Иоанна Златоуста мы узнаем о мимах, плавающих обнаженными в театре, а Иисус Навин , сирийский летописец, пишет о ночных празднествах, проводившихся в конце V века в Эдессе в середине мая, оба, вероятно, относящиеся к празднованию Майумаса. [2]
См. также
[ редактировать ]- Майумы Страница значений
- Флоралия — древнеримский религиозный праздник, проводимый в апреле.
- Первомай , сегодняшний майский праздник
- Королева мая , британское олицетворение первомайского праздника.
- Римские фестивали
- Розалия — фестиваль роз, отмечаемый по всей Римской империи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Пирс, Роджер. Фестиваль Майума в Антиохии , на сайте roger-pearse.com, 2 июля 2012 г. Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вайс, Зеев (2014). Публичные зрелища в римской и позднеантичной Палестине . Издательство Гарвардского университета. стр. 31, 139–140. ISBN 9780674048317 . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Майума в Оксфордском словаре поздней античности , Oxford University Press (2018), ISBN 9780191744457 , через oxfordreference.com. Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бенайш, Николь (2004). «Языческие праздники в Газе четвертого века: в Газе нет маюмы» . В Броуриа-Биттон-Ашкелони; Арье Кофски (ред.). Христианская Газа в поздней античности . Иерусалимские исследования в области религии и культуры (Том 3). БРИЛЛ. стр. 14–19. ISBN 9004138684 . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Кросс, Эндрю (2014). Баал Пеор и праздник Марзеа на arcalog.com. По состоянию на 16 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хорошо, Роберт М. (1986). «Карфагенский Маюмас » (PDF) . Эпиграфические и лингвистические исследования древнего Ближнего Востока (SEL) (3) . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Шмитц, Филип (2023). «Пунические my'ms и греческое Μαιουμα(ς): пересмотр» . Журнал древней истории . 11 (2): 277–290. дои : 10.1515/jah-2023-0019 . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Негев, Авраам ; Гибсон, Шимон , ред. (2001). «Майумас(а)». Археологическая энциклопедия Святой Земли . Нью-Йорк и Лондон: Континуум. стр. 308–309. ISBN 0-8264-1316-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ави-Йона, Майкл ; Гибсон, Шимон (2008). «Маймас». Майумас . Энциклопедия иудаики (2-е изд.). Группа Гейл . Проверено 15 мая 2024 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- ^ Че, Джаён. «Политический и социальный конфликт между православным христианством (Константинополем и Римом) и восточным монофизитством: контраст свободы, пацифизма и милитаризма, бюрократизма в политеистическом эллинизме и монотеистического христианства» (PDF) . Афинский исторический журнал . 1 (4): 267-288 [272]. дои : 10.30958/ajhis.1-4-2 . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Ди Сеньи, Лия (2023). Две греческие надписи на мозаиках театра в Шуни (PDF), в Атикот 110 , стр. 159–172. По состоянию на 15 мая 2024 г.
- ^ Иордания, Гераса: Римские бассейны Аль-Биркетайн в Джераше (Гераса) . В Виртуальном музее Гидрии. Средиземноморское информационное бюро по окружающей среде, культуре и устойчивому развитию (MIO-ECSDE/MEdIES), Афины, Греция. Проверено 15 мая 2024 г.