Jump to content

Маюма (фестиваль)

Майума, Майума
Торжества Театральные и водные представления: игры, пантомимы, плавание в обнаженном виде.
Дата В мае

Майума или Майума , также пишется с окончанием «s» , — греко-сирийский ночной праздник воды в честь Диониса и Афродиты , проводившийся в течение месяца мая- Артемисия . [1] [2] По словам Малалы ( Хроника 284–285), он отмечался в Антиохии каждые три года как ночной праздник, известный также как Оргии , или Мистерии Диониса и Афродиты. [1] Самым известным местом его проведения была Дафна-антиохийская (Дафна, пригород эллинистической метрополии на Оронте ). [3] Водные представления, пантомимы и танцевальные шоу сделали фестиваль очень популярным в нескольких городах Восточной Римской империи . [2] Есть ученые, которые различают первоначальный греко-сирийский праздник, характеризующийся двумя основными компонентами: водой и весельем, и более поздние праздники аналогичного характера из языческого греко-римского и даже христианского византийского мира, которые также приняли первоначальное название. [4] Празднования были настолько распущенными, что некоторые римские правители пытались их запретить. [5]

Происхождение и этимология

[ редактировать ]

О первоначальном предназначении Маюмы информации нет. [2]

«Народная этимология» Малала.

[ редактировать ]

писатель VI века Малал из Антиохии в Сирии, византийский из Сирии, вероятно, носитель сирийского языка , но писавший по-гречески, рассматривал имя Маюмас как слово, происходящее от названия месяца мая, когда проводился фестиваль. [1]

Теория древнесемитского происхождения

[ редактировать ]

Тезис Роберта М. Гуда 1986 года заключается в том, что пуническое слово mayumas ( my'ms ), которое встречается в небольшом количестве надписей из Карфагена , является калькой после греческого термина гидрофория (см. статью Мерриам-Вебстера здесь ) и, следовательно, означает «обряды». движения воды», [6] на основе его этимологической интерпретации - май = вода, юмас = нести, что позволяет предположить, что майумас был церемонией переноса воды. [5] Гуд отмечает, что «фестивали движения воды были обычным явлением в древнем сиро-палестинском мире» и считает ханаанскую , финикийско - карфагенскую традицию. весьма вероятной [6] Разъясняя возможный характер ряда сиро-палестинских обрядов движения воды, которые могут быть связаны с карфагенским фестивалем маюмас , он предупреждает, что это не может быть более чем спекуляциями из-за ограниченности результатов. [6] Тем не менее, само название, неуклюжая композиция на пуническом языке, по-прежнему вполне правдоподобно как калька от греческого термина, который помещает время его принятия где-то между завоеванием Финикии Александром Великим в 332 г. до н. э. и падением Карфагена в 332 г. до н. э. 146 г. до н. э., учитывая, что там были найдены надписи. [6]

Р.М. Гуд также упоминает афинскую антестерию , дионисийский фестиваль, содержащий обряды гидрофории , и тот факт, что такие обряды, связанные с возлияниями , были широко известны в средиземноморском мире. [6] Гуд отвергает объяснение Малалуса слова Mayumas как производного от месяца май как народную этимологию , которую он видит в результате того факта, что ко времени Малала связь с финикийским/пуническим родительским словом, обозначающим воду, may- , и составное слово, основанное на нем, было совершенно забыто. [6]

Американский исследователь финикийского языка Филип Шмитц аналогичным образом предполагает, что пуническое слово my'ms происходит от словосочетания семитского слова, обозначающего воду, и греческого названия весеннего праздника Μαιουμα(ς) , «Майума(ы)». [7]

Альтернативные значения: водный фестиваль или гавань.

[ редактировать ]

Николь Бенайш (2004) показывает, как это слово — вероятно, семитского происхождения, а затем греческое, возможно, также являющееся игрой слов на греческом майе — стало обозначать в греческом и римском мире две разные вещи: либо весенние праздники, либо весенние праздники, либо связанный с водой и приятный, но не имеющий более глубокой связи с греко-сирийскими мистериями , как, например, в Остии ; или гавань города, как, например, в Александрии в Египте, где этот термин относился к острову Фарос . [4] Птолемей (2 в. н. э.) и Марк Диакон (в Газе 395–420 гг.) объясняют это слово просто как означающее морской квартал города. [8]

Император Коммод (годы правления 177–192), когда он своим указом возобновил проведение Олимпийских игр, выделил доходы, полученные от определенных церемоний, для финансирования ритуалов Майумаса. [9]

Император Юлиан Отступник (годы правления 355–363), по-видимому, предпринял неудачную попытку запретить фестиваль Маюмас. [9]

Малалас, писавший в VI веке, сообщает, что праздник проводился в его городе Антиохии каждые три года и длился 30 дней. [9] Однако в надписи из аль-Биркетейна в Герасе конца того же века упоминается фестиваль, который проводится там ежегодно несколько лет подряд.

Города, в которых проводятся фестивали Маёма

[ редактировать ]

Такие авторы, как Николь Бенайше, предостерегают от ошибки, объединяющей греко-сирийский фестиваль с более поздними водными праздниками, а также использования широко используемого топонима Майума, который часто встречается как нарицательное имя для гавани или приморского квартала, в качестве доказательства этого. город, хранящий ночные мистерии. [4] Она отмечает широкую популярность мероприятий, проводимых у воды в более поздние периоды, сопровождавшихся строительством специальных зданий. [4]

Древние литературные источники прямо упоминают три места, где происходили церемонии, называемые Маюмас: Антиохия, Остия и Константинополь . [4] И описание того, что в источнике III века называется «Майюмас» в Риме и Остии, и контекст константинопольских «Майюмас» VIII века, мало общего с греко-сирийскими театральными и мистическими ритуалами. [4] Иоанн Лидийский описывает, как в мае римские купцы дали обет Майе и ее сыну Гермесу , прося удачи в их торговле, которую они называли «созданием Маюмы », отправились в Остию и столкнули друг друга в море, развлекаясь. [4] В 777 году император Леон IV отпраздновал свою победу над арабами и «сделал Майума » в Софианских банях в Константинополе. [4] Джаён Че рассматривает это событие позднего периода Майумы как продолжение политеистических ритуалов, ориентированных на удовольствия, существовавших еще в христианскую эпоху. [10]

Эпиграфические свидетельства празднеств Маюмы были найдены в Никее (надпись III в.), Тире и Герасе (с 535 г.). [4] Только в случае с Тиром этот термин используется и как топоним, и как название фестиваля. [4]

Помимо Антиохии с ее пригородом Дафной, местами проведения фестиваля известны еще несколько мест в Восточной Римской империи, например, Шуни-Майумас (ныне Биньямина, Израиль ), где полукруглый бассейн, построенный за сценой театра , предлагал основная площадка проведения водного фестиваля; [2] [11] Гераса (сегодняшний Джераш в Иордании ), где он находился недалеко от городских стен, известный сегодня как аль-Биркетайн, арабское название, означающее «двойной бассейн», что точно описывает его главную особенность; [12] и Афродисиас в Карии , Малая Азия почетной надписи V века возле открытого бассейна южной агоры упоминается губернатор, который исполнял обязанности maioum Archès , где в , председательствуя на торжествах. [2] [4]

Майумас или подобные фестивали также предположительно проводились в Айн-Баки , Газе (но см. предостережение Бенайше, который опровергает это), Ашкелоне , Иерусалиме , Иераполисе и, возможно, в Хомсе , Баальбеке , Ботне возле Хеврона и Дура-Европус . [6] Однако не следует применять топонимический аргумент, например, в случае с « civitas Maiuma Ascalonitis », записанным в VI веке, который А. Негев и Н. Бенайче читали как «порт Аскалона ». [4]

Как топоним

[ редактировать ]

Майкл Ави-Йона и Шимон Гибсон упоминают четыре места, названные в честь фестиваля, начиная с Майумаса , порта Газы. [9]

Анонимный паломник из Пьяченцы упоминает в 570-х годах место под названием Майумас на побережье недалеко от Ашкелона, возможно, сегодняшний Хирбат аль-Ашраф у входа в долину Шикма/Вади Сикрайр [ он ] . [9]

Археологический памятник, известный по-арабски как Хирбат Миямас, сохранил в своем названии память о древнем празднике и отождествляется с Кфар Шуми или Шами III века, упомянутым в Иерусалимском Талмуде . [9] Сегодня он расположен недалеко от Биньямина к востоку от Кесарии Приморской . В ранневизантийский период здесь все еще проводились языческие водные игры. [9]

VI века На карте Мадабы показан город «Бетомарси, также называемый Майумас» в окрестностях Чарахмобы (сегодняшний Аль-Карак ), места, где древние источники связывают с Баал-Пеором из Чисел 25: 3–9 , где «Бетомарсеас псевдоним Майумас» «понимается как «дом Марзеи (семитское имя: Бех Марзеах) или Маюмас», где марзеа (х) рассматривается как семитская идолопоклонническая форма поклонения. [9] [6] [5]

Моральные реакции

[ редактировать ]

Водные представления и языческие религиозные мероприятия вызвали гнев как еврейских раввинов , так и христианских святых, которые считали популярный праздник распущенным. [2] [9] От возмущенного Иоанна Златоуста мы узнаем о мимах, плавающих обнаженными в театре, а Иисус Навин , сирийский летописец, пишет о ночных празднествах, проводившихся в конце V века в Эдессе в середине мая, оба, вероятно, относящиеся к празднованию Майумаса. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Пирс, Роджер. Фестиваль Майума в Антиохии , на сайте roger-pearse.com, 2 июля 2012 г. Проверено 15 мая 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Вайс, Зеев (2014). Публичные зрелища в римской и позднеантичной Палестине . Издательство Гарвардского университета. стр. 31, 139–140. ISBN  9780674048317 . Проверено 15 мая 2024 г.
  3. ^ Майума в Оксфордском словаре поздней античности , Oxford University Press (2018), ISBN   9780191744457 , через oxfordreference.com. Проверено 15 мая 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бенайш, Николь (2004). «Языческие праздники в Газе четвертого века: в Газе нет маюмы» . В Броуриа-Биттон-Ашкелони; Арье Кофски (ред.). Христианская Газа в поздней античности . Иерусалимские исследования в области религии и культуры (Том 3). БРИЛЛ. стр. 14–19. ISBN  9004138684 . Проверено 17 мая 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Кросс, Эндрю (2014). Баал Пеор и праздник Марзеа на arcalog.com. По состоянию на 16 мая 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хорошо, Роберт М. (1986). «Карфагенский Маюмас » (PDF) . Эпиграфические и лингвистические исследования древнего Ближнего Востока (SEL) (3) . Проверено 15 мая 2024 г.
  7. ^ Шмитц, Филип (2023). «Пунические my'ms и греческое Μαιουμα(ς): пересмотр» . Журнал древней истории . 11 (2): 277–290. дои : 10.1515/jah-2023-0019 . Проверено 15 мая 2024 г.
  8. ^ Негев, Авраам ; Гибсон, Шимон , ред. (2001). «Майумас(а)». Археологическая энциклопедия Святой Земли . Нью-Йорк и Лондон: Континуум. стр. 308–309. ISBN  0-8264-1316-1 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ави-Йона, Майкл ; Гибсон, Шимон (2008). «Маймас». Майумас . Энциклопедия иудаики (2-е изд.). Группа Гейл . Проверено 15 мая 2024 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
  10. ^ Че, Джаён. «Политический и социальный конфликт между православным христианством (Константинополем и Римом) и восточным монофизитством: контраст свободы, пацифизма и милитаризма, бюрократизма в политеистическом эллинизме и монотеистического христианства» (PDF) . Афинский исторический журнал . 1 (4): 267-288 [272]. дои : 10.30958/ajhis.1-4-2 . Проверено 17 мая 2024 г.
  11. ^ Ди Сеньи, Лия (2023). Две греческие надписи на мозаиках театра в Шуни (PDF), в Атикот 110 , стр. 159–172. По состоянию на 15 мая 2024 г.
  12. ^ Иордания, Гераса: Римские бассейны Аль-Биркетайн в Джераше (Гераса) . В Виртуальном музее Гидрии. Средиземноморское информационное бюро по окружающей среде, культуре и устойчивому развитию (MIO-ECSDE/MEdIES), Афины, Греция. Проверено 15 мая 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a235215cedc7f6355028fa923d36a32__1719191100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/32/5a235215cedc7f6355028fa923d36a32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maiuma (festival) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)