Иуда бар Илай
Иуда берабби Илай ( мишнаитский иврит : יהודה בר' אלאי), обычно известный как раввин Иуда или Иуда бар Илай , [ а ] был раввином II века (четвертого поколения Таннаимов ). Из многих Иуд в Талмуде его называют просто «раввин Иуда», и он наиболее часто упоминается в Мишне . [ 1 ] Его не следует путать с Иудой бар Маарава ( . «Иуда Запада»), амора букв . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Иуда родился в Уше в Галилее . [ 3 ] Его учителями были его отец раввин Илай I (сам ученик Элиезера бен Уркануса ), раввин Акива и раввин Тарфон . В ранней юности учился у Тарфона, [ 4 ] и был настолько тесно связан с Тарфоном, что даже выполнял для него черную работу. [ 5 ]
Он был рукоположен Иудой бен Бавой в то время, когда Римская империя запрещала рукоположение. Иуда был вынужден бежать от . преследований Адриана
Почти в начале гонений Адриана Иуда был вынужден бежать из Уши и скрываться, и он часто рассказывал эпизоды «опасных времен». [ 6 ] Когда после отмены указов Адриана о гонениях ученики Акивы устроили свои собрания и советы в Уше, Иуда получил право высказать свое мнение раньше всех остальных. Тогда он был известен как «Рош ха-Медаббебрим» («лидер среди ораторов») на том основании, что он был лучшим знатоком еврейских традиций. [ 7 ] [ 8 ] Он был тесно связан с патриархом Симеоном бен Гамалиэлем II , в доме которого ему, как говорят, было поручено решать вопросы, относящиеся к религиозному закону . [ 9 ] Ему также удалось завоевать доверие римлян, восхваляя их цивилизаторские тенденции, проявленные в строительстве мостов, шоссе и рынков. [ 10 ]
Личное благочестие Иуды было очень строгим, и он соблюдал многие обычаи хасидеев и ессеев . Он не пил вина, за исключением тех дней, когда еврейский закон требовал: [ 11 ] и рекомендовалось не есть дорогое мясо, чтобы не развить пристрастие к роскоши. [ 12 ] В пятницу, после того как он омылся и оделся в белое, чтобы подготовиться к субботе , он показался своим ученикам ангелом. Согласно более позднему правилу толкования, Иуда подразумевается во всех отрывках, гласящих: «Однажды это случилось с благочестивым человеком». [ 13 ]
Бар Илай от природы был страстным и вспыльчивым. [ 14 ] но его самообладание было таково, что он казался противоположным. Однажды он проявил исключительную мягкость, когда ему представилась возможность помирить супружескую пару. [ 15 ] Изучение Галахи было его главным и самым дорогим занятием, и он сетовал на то, что такое увлечение больше не было широко распространено, как в прежние времена. Однако его интерес к радостям и горестям своих собратьев был еще острее. Всякий раз, когда проходили похороны или свадебная процессия, он прерывал учебу, чтобы присоединиться к ней. [ 16 ]
Иуда жил в бедности. Его жена сшила плащ, который по очереди служил им обоим: его жене, когда она шла на рынок, и ему по пути на мидраш ставки . Тем не менее, он отказался от любой помощи; он привык к самому простому образу жизни и не желал иметь наслаждений в этом мире. [ 17 ]
Могила
[ редактировать ]Считается, что Иуда дожил до старости; пережив своих учителей и всех своих коллег. Среди его учеников, оказавших ему последние почести, был Иуда ха-Наси . Его могила была найдена в Эйн-Зейтиме рядом с могилой его отца. [ 18 ]
Авдия Бертиноро , посетив его могилу, писал в 1495 году:
В 2000 локтей от Цфата находится могила рабби Иуды берабби Илая, и там есть небольшая деревня под названием Эйн-Зейтун. На могиле красивая могила, у которой зажжены свечи. . . [ 19 ]
Итальянский паломник Моисей бен Мордехай Бассола писал в 1523 году:
Я был в Эйн-Зейтуне, в миле от Цфата. . . а в выстреле из лука от деревни находится могила рабби Иуды берабби Илая и его сына рабби Йосе. На этой могиле растет миндальное дерево, которое последние три года лежало под паром, и огромное поле оливковых деревьев, отданных этому святому. Говорят, что арабская женщина залезла на дерево, чтобы собрать миндаль, пренебрегая сначала спросить разрешения у святого, как ей наставляли другие, и вместо этого насмехалась над ними. Она упала с дерева и сломала все свои кости, поэтому она отказалась от своих золотых браслетов и купила на них оливковые деревья, и другие последовали ее примеру, так что теперь у него есть четыреста оливковых деревьев. Этот случай произошел около шестидесяти лет назад. [ 20 ]
Обучение
[ редактировать ]Галаха
[ редактировать ]Иуда часто преподает Мишну Элиезера, которую он получил от своего отца. [ 21 ] Он часто объясняет традиционный галахот с помощью уточнений, представленных фразами «Эматай?» (= «Когда это утверждение применимо?») и «Бамех дебарим амурим?» (= «В связи с чем это было сказано?»). [ 22 ] Однако наиболее частыми его учениями являются доктрины его учителя Акибы. Свой собственный галахот он излагает в форме мидрашей , поскольку, по его мнению, мишна и мидраш тождественны. [ 23 ] Тех, кто посвящает себя только «мишне» (то есть стереотипной Галахе без ее библейской основы, он называет «врагами»); [ 24 ] но те, кто обращают свое внимание на Писание, являются «братьями». Однако это последнее имя получают только те, кто истолковывает или разъясняет Библию; ибо тот, кто делает буквальный перевод стиха Писания, есть «лжец», а тот, кто добавляет к нему, «богохульник». [ 25 ]
Самое известное учение Иуды содержится в четвертой главе «Месехет Берахот». Рабби Иуда считает, что в последний раз послеобеденную молитву совершают в Плаг ха-Минча.
В своей библейской интерпретации и выводе из нее юридических требований Иуда строго придерживается метода своего учителя Акивы, правила экзегезы которого он перенимает. Так он объясняет слово, по-видимому, лишнее: [ 26 ] и применяет правила «ат-тихри». [ 27 ] и «нотарикон». [ 28 ] Тем не менее, он интерпретирует также в соответствии со старой Галахой в тех случаях, когда выводит определение из буквальной формулировки отрывка, и основывает свое объяснение строго на его очевидном значении: «дебарим ки-ктаван». [ 29 ] Большую часть « Сифры» следует приписать Иуде, почти все анонимные высказывания в ней принадлежат ему, «Сетам Сифра Р. Йеуда». [ 30 ] Из его экзегетических принципов следует отметить лишь одно: «В Священном Писании изменены некоторые фразы, граничащие с богохульством». [ 31 ]
Агада
[ редактировать ]Сохранились многие агадические высказывания и традиции Иуды. Его предания относительно Храма в Иерусалиме очень многочисленны; и особый интерес представляют его рассказы о происхождении Храма Ониаса. [ 32 ] и Септуагинты , [ 33 ] а также к его описанию синагоги в Александрии [ 34 ] и об условиях и институтах древности. [ 35 ]
Его высокое представление о призвании и ответственности учителя Закона, а также его кроткое суждение о народе выразились в его толковании Исайи 58:1: «Покажи народу моему беззаконие его», то есть учителям Закона, из-за ошибок которого возникает зло – «и дома Иакова грехи его» – то есть невежественных, чье нечестие является лишь заблуждением. [ 36 ]
Сохранились также многие изречения и пословицы Иуды; они включают в себя:
- «Велика милостыня, приближающая [день] искупления». [ 37 ]
- «Велик труд, ибо он улучшает участь человека» [ 38 ]
- «Кто не учит своего сына ремеслу, тот как будто научил его разбою» [ 39 ]
- «Лучший путь лежит посередине» [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Иуда бен Илай» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Дрю Каплан, «Популярность раввинов в Мишне VII: первая десятка в целом [окончательный подсчет] Блог Дрю Каплана (5 июля 2011 г.).
- ^ «Введение в аморайскую литературу, Часть I (Введение в трактаты Бабли), Сота 115» . www.sefaria.org . Проверено 13 июля 2024 г.
- ^ Канте. Рабба 2
- ^ Мегилла 20а
- ^ Тосефта Негаим 8:1
- ^ Тосефта Эрувин 8:6; Сукка 1:7
- ^ Еврейская энциклопедия Иуда бен Илай
- ^ Другие основания для этого названия см. Cant. Раба 2:4; Берахот 63б; Шаббат 33а
- ^ Менахот 104а
- ^ Шаббат 33а
- ^ Мы не делаем 49б.
- ^ Пес. 114а
- ^ Бава Камма 104а
- ^ Кидушин 52б
- ^ Я не жертвую 66b
- ^ Кетубот 17а
- ^ Мы не делаем 49б.
- ^ «Седер ха-Дорот», с. 169
- ^ Курт Вильгельм (1948). Дороги в Сион: четыре столетия отчетов путешественников . Шокенские книги. п. 20 . Проверено 25 октября 2011 г.
- ^ Нашел Моисей, сын Мардохея; Авраам Дэвид (31 декабря 1999 г.). В Сионе и Иерусалиме: маршрут раввина Моисея Басолы (1521-1523 ) Кафедра земель Израиля Университета Бар-Илан. п. 65. ИСБН 978-965-222-926-7 . Проверено 25 октября 2011 г.
- ^ Менахот 18а
- ^ Халлин 5:3; Берахот 2:4
- ^ Кидушин, 49а.
- ^ Бава Меция 33б
- ^ Тосефта, Мегилла, конец
- ^ Бехорот 43б; Песахима 42а
- ^ Арачин 13б
- ^ Менахот 29б
- ^ Песахим 21б, 91а; Зебахима 59б
- ^ Эрувин 96б
- ^ Мехильта, изд. Вайса, 46а
- ^ Менахот 109б
- ^ Мегилла 9
- ^ Сукка 51б
- ^ Тосефта Терумот 1:1; Шаббат 5:2; и многие другие отрывки
- ^ Бава Меция 33б
- ^ Бава Батра 10а
- ^ Мы не делаем 49б.
- ^ Кидушин 29а
- ^ Авот раввина Натана 28
- ↑ Средневековое еврейское сокращение слова beRabbi («сын раввина») отличалось от арамейского bar («сын») только одним апострофом, о котором часто забывают переписчики и типографы. Поэтому тех, кого зовут берабби, часто ошибочно называют «бар».