Jump to content

Мэннинг Кларк

(Перенаправлено с Мэннинга Кларка )

Мэннинг Кларк
Кларк в своем кабинете, около 1988 года.
Рожденный
Чарльз Мэннинг Хоуп Кларк

( 1915-03-03 ) 3 марта 1915 г.
Умер 23 мая 1991 г. ( 1991-05-23 ) (76 лет)
Национальность австралийский
Супруг Димфна Кларк
Дети Эндрю, Аксель, Бенедикт, Катерина, Роланд, Себастьян
Награды
Академическое образование
Альма-матер
Влияния
Академическая работа
Учреждения
Известные студенты
Основные интересы История Австралии
Известные работы История Австралии
Под влиянием

Чарльз Мэннинг Хоуп Кларк , AC FAHA (3 марта 1915 - 23 мая 1991) был австралийским историком и автором самой известной всеобщей истории Австралии, его шеститомной «Истории Австралии» , опубликованной между 1962 и 1987 годами. был описан как «самый известный историк Австралии», [ 1 ] но его работа стала объектом большой критики, особенно со стороны консервативных и классических либеральных ученых и философов.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Кларк родился в Сиднее 3 марта 1915 года. [ 2 ] сын преподобного Чарльза Кларка, англиканского священника английского происхождения из рабочего класса (он был сыном лондонского плотника), и Кэтрин Хоуп, происходившей из старой австралийской знатной семьи. По материнской линии он был потомком преподобного Сэмюэля Марсдена , «священника порки» раннего колониального Нового Южного Уэльса . У Кларка были сложные отношения со своей матерью, которая никогда не забывала о своем высоком социальном происхождении и стала отождествлять ее с протестантским средним классом, на который он так энергично нападал в своих более поздних работах. [ 3 ] Чарльз занимал различные священники в Сиднее, включая собор Святого Андрея в Сиднее и собор Святого Иоанна в Эшфилде , где Кэтрин была учителем воскресной школы. [ 4 ] Семья переехала в Мельбурн, когда Кларк был ребенком; [ 5 ] и жил в том, что один биограф называет «благородной бедностью» на скромный доход англиканского викария.

Самые счастливые воспоминания Кларка о своей юности относятся к 1922–1924 годам, когда его отец был викарием острова Филлип , к юго-востоку от Мельбурна, где он приобрел любовь к рыбалке и крикету , которую сохранил на всю оставшуюся жизнь. . Он получил образование в государственных школах в Коусе и Белгрейве , а затем в Мельбурнской гимназии . Здесь, будучи интроспективным мальчиком из скромного происхождения, он страдал от насмешек и издевательств и на всю жизнь приобрел неприязнь к сыновьям высшего класса Мельбурна , которые мучили его и других в этой школе. [ 6 ] Однако его последующие школьные годы были более счастливыми. Он обнаружил любовь к литературе и классике и стал выдающимся исследователем греческого , латыни и истории (британской и европейской). В 1933 году он был равным герцогом школы. [ 7 ]

В результате Кларк выиграл стипендию в Тринити-колледже университета Мельбурнского . Здесь он преуспел, добившись первых успехов в древней истории и истории Великобритании, а также возглавив команду колледжа по крикету. На втором году обучения он добился первых успехов в истории конституции и права, а также в современных политических институтах. Глубокое впечатление на него произвел один из его учителей, У. Макмахон Болл Австралии , один из ведущих политологов этого периода. К этому времени он утратил христианскую веру, но его не привлекала ни одна из предлагаемых светских альтернатив. Его студенческие сочинения открыто отвергали как социализм , так и коммунизм. [ 8 ] В этот момент политические взгляды Кларка постоянно менялись от либерализма к умеренному социализму. Его любимыми писателями в это время были Федор Достоевский и Т.С. Элиот , а любимым историком был консерватор Томас Карлейль . Что касается развития его политических взглядов, то несколько лет спустя, примерно в 1944 году, Кларк стал социалистом умеренных взглядов, и эту политическую позицию он сохранял до конца своей взрослой жизни, с политическими симпатиями в основном к левым и австралийским лейбористам. Вечеринка . [ 9 ]

В 1937 году Кларк получил стипендию в Баллиол - колледже в Оксфорде и покинул Австралию в августе 1938 года. Среди его учителей в Оксфорде были Хью Тревор-Ропер (консерватор), Кристофер Хилл (в то время коммунист) и А. Дж. П. Тейлор (консерватор ), Кристофер Хилл (в то время коммунист). умеренный социалист). Он завоевал признание, преуспев в крикете – играя за Оксфорд XI и соревнуясь вместе с Эдвардом Хитом и Роем Дженкинсом . Он начал работу над магистерской диссертацией об Алексисе де Токвиле (наконец, он представил ее в 1947 году, и она была опубликована в 2000 году). [ 10 ] Будучи в основном симпатизирующим либерализму де Токвиля, Кларк писал, что его политическое видение справедливого общества было ошибочным из-за его незнания страданий масс и его нежелания рассматривать силу как средство обеспечения справедливости. [ 11 ]

В Оксфорде в конце 1930-х годов он разделял ужас левых перед фашизмом – который он увидел своими глазами во время визита в нацистскую Германию в 1938 году – но его не привлекал коммунизм, который был распространен среди студентов в то время. Его знакомство с нацизмом и фашизмом в 1938 году сделало его более пессимистичным и скептическим в отношении состояния европейской цивилизации. Однако его не привлекал освободительный процесс социалистической революции левых, и вместо этого он отдавал предпочтение капиталистическому , социал-демократическому и демократическому социалистическому подходу. [ 12 ] В Оксфорде он также страдал от социального пренебрежения, с которым обычно сталкивались «колониалы» того времени, что, очевидно, было источником его пожизненной неприязни к англичанам . [ 13 ] В 1939 году в Оксфорде он женился на Димфе Лодевикс , дочери фламандского интеллектуала и выдающегося ученого, от которой у него было шестеро детей.

Академическая карьера

[ редактировать ]
Мэннинг Кларк в качестве тренера Geelong Grammar First XI, 1941 год.

Когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война , Кларк был освобожден от военной службы на основании легкой эпилепсии . Во время защиты диссертации он зарабатывал себе на жизнь, преподавая историю и тренируя команды по крикету в школе Бланделла , государственной школе в Тивертоне в Девоншире , Англия. Здесь он обнаружил в себе дар преподавания. В июне 1940 года он внезапно решил вернуться в Австралию, отказавшись от незавершенной диссертации, но не смог получить должность преподавателя в австралийском университете из-за сокращения набора студентов во время войны. Вместо этого он преподавал историю в гимназии Джилонга , а также тренировал первый XI школы – очень престижная должность. Среди тех, кого он преподавал, были Руперт Мердок и Стивен Мюррей-Смит . [ 14 ]

В Джилонге он опубликовал две статьи. [ 11 ] Первая, «Дилемма французской интеллигенции», касалась того, почему французские католические интеллектуалы, такие как Шарль Моррас, поддерживали режим Виши. [ 11 ] Кларк утверждал, что Моррас и другие французские католические интеллектуалы неохотно сотрудничали, будучи вынуждены поддержать Виши из-за неудовлетворенности буржуазным консерватизмом во Франции и страха перед массами, движимыми воспоминаниями о Французской революции. [ 11 ] В своей второй статье, озаглавленной «Франция и Германия», Кларк предложил сравнительное исследование интеллигенции Германии и Франции, задав вопрос, почему первая нация породила национал-социализм, а вторую нужно было победить, чтобы она стала нацистской. [ 11 ] Кларк предложил то, что сегодня можно было бы назвать интерпретацией Зондервега , утверждая, что в XIX веке большинство французских интеллектуалов в целом приняли либерализм, рационализм и ценности свободы, равенства и братства, тогда как большинство немецких интеллектуалов, напротив, приняли консерватизм, эмоциональность и видение иерархического общества, управляемого автократической элитой. [ 11 ] Кларк отметил, что в начале 20-го века самым известным французским интеллектуалом был писатель Эмиль Золя, который был ведущим Дрейфусаром в деле Дрейфуса, поскольку он утверждал, что справедливость должна распространяться на всех французов. Напротив, Кларк отметил, что самым известным немецким интеллектуалом в какой-то период был уроженец Англии Хьюстон Стюарт Чемберлен , «евангелист расы», чьи теории разделили мир на расовую иерархию с германской арийской расой как герренволком (« герренволк »). раса господ»). В Джилонге он впервые начал систематически читать австралийскую историю, литературу и критику. Результатом стала его первая публикация на австралийскую тему — открытое письмо австралийскому писателю XIX века « Тому Коллинзу » на тему товарищества , появившееся в литературном журнале Meanjin .

В 1944 году Кларк вернулся в Мельбурнский университет , чтобы защитить магистерскую диссертацию, что было обязательным требованием для получения университетской должности. Он зарабатывал себе на жизнь репетиторством по политике , а позже в том же году его наконец назначили читать лекции по политике. Исполняющим обязанности главы политического департамента в это время был Ян Милнер , который вскоре уехал, чтобы стать австралийским дипломатом . Спустя годы выяснилось, что Мильнер был секретным коммунистическим и советским агентом . Кратковременная дружба Кларка с Милнером в это время была расценена как свидетельство предполагаемых симпатий Кларка к коммунистам, но маловероятно, что Кларк знал что-либо о тайной деятельности Милнера. [ 15 ] В конце 1945 года он перешел на исторический факультет в качестве постоянного преподавателя истории Австралии. При поддержке Макса Кроуфорда (руководителя исторического факультета с 1937 по 1970 год) он читал первый в университете полный годовой курс истории Австралии. Среди его учеников были Фрэнк Крин (впоследствии заместитель премьер-министра), Джеффри Блейни , Брюс Грант , Джеффри Серл , Кен Инглис и Ян Тернер (последние пятеро - все будущие известные историки), Хелен Хьюз и Питер Райан , позже издатель Кларка. В это время он начал тщательно исследовать архивы Мельбурна и Сиднея в поисках документальных свидетельств ранней истории Австралии. [ 16 ] Он также заработал репутацию сильно пьющего и был известной фигурой в пабах соседнего Карлтона . (В 1960-х годах он бросил пить и воздерживался от алкоголя .) всю оставшуюся жизнь [ 17 ]

Позже Кларк заявил, что именно чтение романистов, поэтов и драматургов того периода, таких как Джозеф Ферфи , Джеймс Маколи , Дуглас Стюарт , Генри Лоусон и Д.Х. Лоуренс , привело его к «открытию Австралии», поскольку он убедился, что история Историки не рассказали об Австралии должным образом, и у австралийцев было прошлое, которым можно было гордиться. [ 16 ] Кларк был также разочарован отношением историков к австралийцам «динкум» (то есть обычным австралийцам, названным так потому, что они говорили на разновидности английского языка «динкум») с их ценностями товарищества, эгалитаризма и антиэлитаризма по отношению к «динкум». людей изображают почти как национальный позор. [ 16 ] Кларк утверждал, что австралийским интеллектуалам пора перестать относиться к Великобритании как к образцу совершенства, которому австралийцы должны стремиться соответствовать, и писал, что к Австралии следует относиться как к самостоятельному существу. [ 16 ] Однако сам Кларк критиковал австралийцев-динкумов, хотя и с другой стороны, поскольку он утверждал, что такие ценности, как товарищество, были всего лишь «утешителями», которые помогали сделать жизнь в колониальной Австралии с ее суровой средой более терпимой, и не могли обеспечить средства для достижения этой цели. коренным образом изменить общество. [ 16 ] Кларк заявил, что он не знает, какие новые ценности нужны австралийскому обществу, но историки обязаны начать такие дебаты. [ 16 ] Серьезной проблемой для австралийских историков 1940-х годов было то, что большинство первоисточников, относящихся к колониальному периоду, хранились в архивах Великобритании, что делало исследования дорогостоящими и трудоемкими. [ 16 ] Начиная с 1946 года Кларк вместе с Л. Дж. Прайором собирал документальные материалы, касающиеся основания колонии Новый Южный Уэльс в 1788 году, перевозки каторжников в исправительную колонию и скваттеров, незаконно живущих в буше, с целью их публикации для они более доступны историкам. [ 16 ]    

В 1948 году Кларк был назначен старшим преподавателем и имел все шансы на пожизненную карьеру в Мельбурнском университете. Но когда началась холодная война , интеллектуальный климат Мельбурна стал ему неприятен. В 1947 году Ф.Л. Эдмундс, либеральный член Законодательного собрания штата Виктория , начал атаку на «коммунистическое проникновение» в университет, назвав Кроуфорда (в основном аполитичного либерала) и Джима Кэрнса , преподавателя экономики и члена левой Лейбористской партии. Имя Кларка не было названо, но когда он выступил по радио, чтобы защитить своих коллег, на него тоже напали. Тридцать учеников Кларка подписали письмо, подтверждающее, что он был «ученым и искренним учителем» «безукоризненной преданности». Отделение Коммунистической партии Мельбурнского университета заявило, что Кларк был «реакционером» и не был их другом. [ 18 ]

В июле 1949 года Кларк переехал в Канберру , чтобы занять должность профессора истории в Университетском колледже Канберры (CUC), который в то время был филиалом Мельбурнского университета, а в 1960 году стал Школой общих исследований австралийского университета . Национальный университет (АНУ). Всю оставшуюся жизнь он прожил в Канберре, тогда еще «бушной столице» в сельской местности. С 1949 по 1972 год Кларк был профессором истории сначала в CUC, а затем в АНУ. В 1972 году он был назначен на новую должность профессора истории Австралии, которую занимал до выхода на пенсию в 1974 году. Затем до своей смерти он сохранял звание почетного профессора.

В 1950-е годы Кларк продолжил обычную академическую карьеру, преподавая историю в Канберре. В 1950 году он опубликовал первый из двух томов « Избранных документов по истории Австралии» (том 1, 1788–1850; том 2, 1851–1900, появился в 1955 году). [ 16 ] Эти тома внесли важный вклад в преподавание австралийской истории в школах и университетах, предоставив в руки студентов широкий выбор первоисточников, многие из которых никогда ранее не публиковались. [ 16 ] Публикация первого тома « Избранных документов» в 1950 году привлекла в то время большое внимание средств массовой информации и была провозглашена началом нового периода австралийской историографии. [ 16 ] Документы сопровождались обширными аннотациями и комментариями Кларка, и его критики теперь считают это его лучшей работой до наступления того, что они считают его более поздним упадком. [ 19 ] На этом этапе своей карьеры Кларк публиковался как CMH Clark, но он всегда был известен как Мэннинг Кларк и публиковал свои более поздние работы под этим именем.

В этот период Кларк считался консерватором как в политическом отношении, так и в своем подходе к истории Австралии. В влиятельной лекции 1954 года, опубликованной под названием «Переписывание австралийской истории», [ 20 ] он отвергал ностальгический радикальный национализм историков «старых левых», таких как Брайан Фицпатрик , Рассел Уорд , Вэнс Палмер и Робин Голлан , которые, по его словам, имели тенденцию рассматривать австралийскую историю просто как «навозную кучу», из которой наступит наступающий золотой век возник бы социализм. Он атаковал многие стереотипы националистической школы, такие как идеализация заключенных , бушрейнджеров и пионеров. По его словам, переписывание австралийской истории «не будет исходить от радикалов этого поколения, потому что они привязаны к некогда великой, но теперь чрезмерно жесткой вере». [ 21 ] был ряд подобных комментариев В его аннотации к «Избранным документам» . землекопы Эврики Например, были не революционерами, а честолюбивыми капиталистами; доминирующим вероучением 1890-х годов был не социализм, а страх перед азиатской иммиграцией. [ 22 ] Хотя в то время эти взгляды считались консервативными, позже они были с большей силой подхвачены историком-марксистом Хамфри Маккуином в его книге 1970 года «Новая Британия» .

В этот период левые ортодоксы резко критиковали Кларка. Когда Поль Мортье рецензировал второй том « Избранных документов» в газете Коммунистической партии «Трибьюн» , он критиковал Кларка за отсутствие понимания марксизма: «Профессор Кларк отвергает классовую борьбу как ключ к историческому развитию: он выразил серьезные сомнения относительно того, существовала ли какая-либо реальный прогресс: и у него нет хорошего слова в адрес историков, которые отдают дань уважения трудящимся за их вклад в традиции Австралии», — написал он. [ 23 ]

В 1962 году Кларк написал эссе для Питера Коулмана книги «Австралийская цивилизация» , в котором утверждал, что большую часть австралийской истории можно рассматривать как трехстороннюю борьбу между католицизмом , протестантизмом и секуляризмом , тему, которую он продолжал развивать в своих более поздних своих работах. работа. [ 24 ] Во введении Коулман писал:

«Послевоенная контрреволюция [в австралийской историографии] включает в себя так много влияний, что было бы смешно приписывать ее влиянию какого-либо одного человека, но, тем не менее, влияние Мэннинга Кларка имело величайшее значение. из ортодоксальных предположений он сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы освободить историков из тюрьмы радикальной интерпретации и начать систематическое изучение забытых тем в нашей истории, особенно религии». [ 25 ]

В это время Кларк также был близок к Джеймсу Маколи , основателю консервативного литературно-политического журнала Quadrant . членом первоначального редакционно-консультативного совета Quadrant Маколи убедил его стать . [ 26 ] Однако Кларк никогда полностью не отождествлял себя с политическим консерватизмом. В 1954 году он был одним из группы интеллектуалов, которые публично критиковали позицию правительства Мензиса по вопросу войны во Французском Индокитае , и в результате подвергся нападкам как коммунистические попутчики в Палате представителей со стороны откровенных правых. парламентарий Билл Вентворт . [ 27 ] В результате он оказался под наблюдением внутренней разведывательной организации Австралии ASIO , которая на протяжении многих лет собирала о нем большое количество пустяков и сплетен, так и не обнаружив в его деятельности ничего, что представляло бы угрозу «национальной безопасности». [ 28 ]

История Австралии

[ редактировать ]
Стол Мэннинга Кларка в его доме в Канберре, где он написал шесть томов «Истории Австралии».

В середине 1950-х годов Кларк задумал новый проект: большую многотомную историю Австралии, основанную на документальных источниках, но выражающую собственные идеи Кларка о смысле австралийской истории. В конце 1955 года он получил исследовательский грант от Фонда Рокфеллера на изучение первых посещений европейцами Австралии в 17 веке. [ 29 ] Он взял отпуск из Канберры в 1956 году и посетил Джакарту , Бирму и различные города Индии, роясь в музеях и архивах в поисках документов и карт, касающихся открытия Австралии голландцами в 17 веке, а также возможного открытия Австралии Китайцы или португальцы. Затем он посетил Лондон, Оксфорд и Нидерланды , где прочесал архивы в поисках дополнительных документов, касающихся голландских исследователей и основания Нового Южного Уэльса в 1788 году. Димфна Кларк провела большую часть исследовательской работы в голландских архивах. Непосредственным результатом этого исследования стали «Источники австралийской истории» (Oxford University Press, 1957). [ 30 ]

Во время его пребывания в Лондоне характер проекта радикально изменился, как он вспоминал: «Это должно было быть очень академическое, очень осторожное представление, в значительной степени «да» и «нет», с коленопреклонениями в сторону мистера». Сухой как пыль» и с тревогой оглядывался через плечо на людей, которые мне нравились, надеясь, что они не так скучны и потеряны, как я. Все это было безнадежно, безжизненно, бессмысленно и фальшиво. Я был в Англии и писал об Австралии. пишу о стране, которую я на самом деле не знал, и о стране, с которой у меня были отношения любви и ненависти». [ 29 ] После некоторых размышлений Кларк решил, что на самом деле он хотел написать яркое повествование об истории Австралии с акцентом на влиянии австралийской окружающей среды на европейских колонистов в 18 и 19 веках, положив начало серии книг, которая стала впоследствии История Австралии . [ 31 ]  

По возвращении в Австралию Кларк начал писать «Историю Австралии» , которая изначально задумывалась как двухтомный труд, первый том которого относился к 1860-м годам, а второй том заканчивался в 1939 году. Однако Кларк начал писать: работа резко расширилась как по размеру, так и по концепции. Первый том « Истории » с подзаголовком «От древнейших времен до эпохи Маккуори » появился в 1962 году, а в течение следующих 26 лет появились еще пять томов, охватывающие историю до 1935 года. В своих автобиографических мемуарах « Ученичество историка» , опубликованных после его смерти, Кларк вспоминал, что его моделями были Карлайл, Эдвард Гиббон ​​и Т. Б. Маколей – два консерватора и виг – и что его вдохновляла вера в то, что «история Австралии была библией мудрость как для ныне живущих, так и, как я надеялся, для тех, кто придет после нас». [ 32 ] К этому времени он отверг все идеи прогрессивной или марксистской историографии: «Я начал рассматривать австралийскую историю, да и всю историю, как трагедию. Неудача была судьбой отдельного человека: успех мог бы стать судьбой общества. Если бы это было так, противоречие, я мог только ответить, что это лишь одно из многих противоречий, которые мы должны принять как можно скорее как часть человеческого существования». [ 33 ]

Доминирующей темой первых томов истории Кларка было взаимодействие суровой окружающей среды австралийского континента и европейских ценностей людей, которые открыли, исследовали и заселили его в 18 и 19 веках. Как и большинство австралийцев его поколения, он мало знал или мало интересовался культурой коренных австралийцев , хотя в дальнейшей жизни это изменилось. Он рассматривал католицизм, протестантизм и Просвещение как три великих противоборствующих влияния в истории Австралии. [ 34 ] Его больше всего интересовали яркие, символические личности и борьба, которую они пережили, чтобы сохранить свои убеждения в Австралии; такие люди, как Уильям Блай , Уильям Вентворт , Джон Макартур и Дэниэл Денихи . По его мнению, у большинства его героев был «трагический недостаток», который делал их борьбу в конечном итоге тщетной.

Кларк в значительной степени игнорировал историографическую озабоченность 20-го века экономической и социальной историей и полностью отверг марксистский акцент на классе и классовой борьбе как движущей силе социального прогресса. Его также не очень интересовала подробная фактическая история, и по мере развития «Истории» она все меньше и меньше основывалась на эмпирических исследованиях и все больше и больше превращалась в литературное произведение: эпос, а не историю. [ 35 ] Красочный стиль письма Кларка с его отсылками к Библии, апокалиптическим образам и акцентом на психологической борьбе внутри отдельных людей часто подвергался критике со стороны историков, но сделал его популярным среди публики. [ 36 ] Кларк утверждал, что определяющая борьба между протестантизмом, католицизмом и мировоззрениями Просвещения в конечном итоге закончилась не триумфом «счастливой страны», а, скорее, духовным упадком в «царство небытия» и «эпоху руин», как говорили австралийцы. стала, по мнению Кларка, нацией материалистических мелких, мелкобуржуазных собственников. [ 34 ] Несмотря на свои пессимистические выводы, Кларк написал, что у него все еще есть надежда на будущее Австралии:

«Австралийцы освободились от участи быть второсортными европейцами и начали вносить свой вклад в бесконечный разговор человечества о смысле жизни, средствах мудрости и понимания. Пока еще никто не описал феникса, который возникнет из пепел эпохи руин. Никто не рискнул предсказывать, станет ли эпоха руин прелюдией к приходу варваров или к участию в великом пире жизни. Отрицатели жизни и упрямцы были сметены. на свалку человеческой истории. Сейчас настало время жизнеутверждателям и расширителям показать, есть ли у них что сказать, есть ли у них пища для великого голода человечества». [ 31 ]

Его невнимание к фактическим деталям стало печально известным и было отмечено даже в первом томе, который вызвал критическую рецензию Малкольма Эллиса под названием «История без фактов». [ 37 ] Эллис, у которого была личная неприязнь к Кларку, [ 38 ] [ 39 ] был первым из многих критиков, которые обвинили Кларка в слишком большом количестве рассуждений о том, что было в сердцах людей, и слишком малом описании того, что они на самом деле делали. Историк Э.Г.Л. Шоу , который был шафером на свадьбе Кларка, сказал, что, хотя большинство ошибок Кларка были тривиальны, вместе они создали «чувство недоверия к работе в целом». [ 40 ] Также высказывалась критика за то, что Кларк слишком сильно полагался на собственную интерпретацию первоисточников и игнорировал вторичную литературу. Напротив, многие историки, в том числе Макс Кроуфорд, Беде Нэрн , Кэтлин Фицпатрик и Аллан В. Мартин, официальный биограф Роберта Мензиса , высоко оценили книгу. [ 41 ]

Таким образом, « История » встретила неоднозначную критическую реакцию: «похвалы, опасения и недоумение в разных пропорциях». [ 42 ] – но в целом позитивный публичный. Большинству читателей понравился великий талант Кларка к повествовательной прозе и изображению отдельных персонажей, и их не беспокоили комментарии академических критиков по поводу его фактических неточностей или их сомнения по поводу его историографических теорий. Книги продавались очень хорошо и принесли крупный доход издательству Мельбурнского университета (MUP) и его директору Питеру Райану. [ 43 ] Даже критики, критиковавшие « Историю» как историю, восхищались ею как литературой. В «Веке » Стюарт Сэйерс назвал его «крупным трудом не только в науке… но и в австралийской литературе». [ 44 ] Некоторые рецензенты жаловались, что Кларк был «слишком озабочен трагическим видением», или осуждали его «библейский и слегка манерный стиль», но «признавали, что сами крайности Кларка придали Истории ее глубину и особую проницательность». Уважаемый историк Джон Ла Ноз , автор высоко оцененной биографии Альфреда Дикина , писал, что важность работы Кларка «заключается не в апокалиптическом видении нашей истории... которого я не понимаю и который, я уверен, я бы понял». не согласен с тем, если бы я это сделал», а в «отдельных вспышках интерпретации», которые придавали «новый вид знакомым чертам». [ 45 ] Аластер Дэвидсон заявил в обзоре журнала Dissent в 1968 году: «Удивительное разрушение первого тома «Истории Австралии» , когда он появился в 1962 году, кажется почти символическим. Важно то, что такая мелочность не причинила вреда таким, как Гиббон ​​и Тейн Мэннинг Кларк не отправится на свалку истории из-за придирок Эллиса по поводу точного времени того или иного события. Более мягкий вопрос Макманнерса о том, действительно ли он правильно понял природу Просвещения, действительно важен. Великая история не определяется точностью содержащихся в ней фактов. . [ 46 ]

Встреча с советским человеком

[ редактировать ]

В 1958 году Кларк посетил Советский Союз на три недели в качестве гостя Советского Союза писателей в сопровождении -коммуниста писателя Джуды Уотена и поэта из Квинсленда Джеймса Девани , католика умеренных взглядов. Делегация посетила Москву и Ленинград , а Кларк посетил также Прагу по пути домой . В то время как Уотен хотел, чтобы он восхищался достижениями советского государства, Кларк больше интересовался посещением Большого театра , музея Достоевского и Свято-Сергиева монастыря в Загорске . Кларк раздражал и Уотена, и его советских хозяев, задавая вопросы о Борисе Пастернаке , советском писателе-диссиденте, который попал в беду из-за его романа «Доктор Живаго» публикации на Западе . Тем не менее, он был впечатлен материальным прогрессом страны после опустошения Второй мировой войны и ограниченной политической либерализацией , которая происходила при Никите Хрущеве . [ 47 ]

По возвращении он написал серию статей для либерального новостного журнала Nation , которые позже были опубликованы в виде буклета под названием « Встреча с советским человеком» (Angus and Robertson 1960). Эта работа позже стала «доказательством А» в обвинении Кларка в том, что он был коммунистом, сочувствовал коммунистам или, в лучшем случае, безнадежно наивен в отношении коммунизма. погибли миллионы людей В нем он дал боеприпасы своим врагам, отрицая, что во время сталинской коллективизации сельского хозяйства . С другой стороны, он резко критиковал культурную мрачность Советского Союза, жадность и мещанство советской бюрократии. Хотя он критиковал советское общество за «серость» повседневной жизни и подавление религии, он хвалил способность советского государства обеспечивать материальные потребности людей. [ 48 ] Его комментарий о том, что Владимир Ленин стоял на одном уровне с Иисусом как один из величайших людей всех времен, позже часто цитировался против него.

Однако в то время книга не воспринималась повсеместно как просоветская. В своей статье в Tribune Уотен назвал его вводящим в заблуждение и «наполненным полуправдой и антисоветскими клише». [ 49 ] Сын Кларка вспоминает:

«Ирония в том, что именно во время публикации отношения моего отца с Иудой были наиболее натянутыми, и точка конфликта заключалась в содержании книги. Иуда нападал на «Встречу советского человека» за то, что он слишком сочувствовал Западу, и Критически настроенный по отношению к Советскому Союзу, я вспоминаю одну особенно напряженную встречу в доме Джуды. Чтобы разрядить атмосферу, он провел первый час, рассказывая нам красочные истории о профессиональных боксерских боях, которые он посетил в старом Фестивальном зале Мельбурна. Затем он и мой отец ушли на пенсию. в другую комнату, чтобы обсудить этот вопрос, по мрачным выражениям лиц, когда они появились, я мог сказать, что их разногласия не были решены». [ 50 ]

Тем не менее, «Встреча с советским человеком» положила начало репутации Кларка как левого сторонника, о чем его работа на тот момент не давала никаких указаний. Джеймс Маколи, до сих пор близкий друг, назвал книгу «дрянной», а Дональд Хорн , в то время консерватор и редактор «Бюллетеня» , назвал ее «поверхностной» и демонстрирующей «слишком много сентиментальной доброжелательности» по отношению к Советскому Союзу. [ 48 ]

Остается неясным, каковы были на самом деле политические взгляды Кларка, хотя ясно, что с середины 1960-х годов он считал Австралийскую Лейбористскую партию партией прогресса и независимости Австралии и особенно восхищался Гофом Уитлэмом (который стал лидером оппозиции АЛП в « « Хотя он : Стивен Холт написал в своем исследовании Краткая история Мэннинга Кларка» никогда не принадлежал к партии, он был сильно политический, олицетворяющий противоречивую лояльность Австралии в период между двумя мировыми войнами ... Он нарушил консервативное и общепринятое мнение, но сам не стал стойким левым сторонником». [ 51 ] Питер Крэйвен не согласился: «Я не уверен, что он [Холт] прав в том, что Кларк был глубоко политической фигурой. эту страну, так что обе стороны были готовы изводить его». [ 52 ]

Какими бы ни были его истинные взгляды, Кларк наслаждался похвалой и известностью, и, поскольку теперь он получал их в основном от левых, в своих публичных заявлениях он имел тенденцию играть на галерке. «Он был более популярен и заслуживал освещения в прессе, «лучший гуру в бизнесе», как выразился Джефф Серл в 1974 году». [ 53 ] Однако нет никаких доказательств того, что Кларк действительно симпатизировал коммунизму как идеологии или системе правления. Он снова посетил Советский Союз в 1970 и 1973 годах и снова выразил свое восхищение Лениным как исторической личностью. Но в 1971 году он принял участие в демонстрации возле советского посольства в Канберре против советского преследования писателя Александра Солженицына , а в 1985 году снова принял участие в антисоветской демонстрации, на этот раз в поддержку польского профсоюза «Солидарность» . [ 54 ] В 1978 году он сказал в интервью, что не является сторонником революции. По его словам, он разрывался между «радикализмом и пессимизмом», пессимизмом, основанным на сомнениях в том, что социализм действительно улучшит ситуацию. [ 55 ]

Дом Мэннинга и Димфны Кларк в Форресте , Канберра , где они жили с 1955 года до смерти Мэннинга в 1991 году и Димфны в 2000 году. Сейчас дом открыт для публики.

История Австралии : более поздние тома

[ редактировать ]

Тома II и III « Истории» в целом следовали пути, подготовленному более ранними работами и идеями Кларка. Том II (выпущенный в 1968 году) переносит историю в 1830-е годы и посвящен конфликтам между колониальными губернаторами и их союзниками-землевладельцами с формирующимся первым поколением коренных белых австралийцев, многие из которых были детьми заключенных. Это побудило Рассела Уорда похвалить Кларка как «величайшего историка Австралии, живого или мертвого». Даже Леони Крамер , старейшина консервативных интеллектуалов и тесно связанная с группой «Квадрант» , назвала том II своей «книгой года». [ 56 ] Появление тома III в 1973 году не вызвало особых споров - комментаторы всех политических взглядов, очевидно, считали, что о работе Кларка нельзя сказать ничего нового. [ 57 ]

Однако к моменту выхода тома IV в 1979 году тон как его работы, так и критической реакции на нее сильно изменился. (Этому процессу способствовал уход Кларка с преподавательской деятельности в 1975 году – он больше не сталкивался с требованиями профессиональной академической карьеры и мог свободно писать то, что ему нравилось.) Хотя Кларк отверг ностальгический национализм историков «старых левых», он во многом разделяли их презрение к старому англо-австралийскому высшему классу, оплотом которого был «Мельбурнский истеблишмент», где Кларк вырос и получил образование. Его прежняя озабоченность столкновением европейских систем верований, импортированных в Австралию в 18 веке, угасла и сменилась вниманием к тому, что Кларк считал конфликтом между «теми, кто стоял за «короля и империю» и теми, кто стоял за «короля и империю». Австралийский образ жизни и австралийская мечта» между «Старым мертвым деревом и зеленым молодым деревом». [ 58 ] Хотя эта тема была более актуальной для истории Австралии конца 19-го и 20-го веков, она также была гораздо более спорной с политической точки зрения, а неприкрытое презрение Кларка к «старому мертвому дереву» англо-австралийского среднего класса подпитывало мнение, что теперь он писал полемику, а не историю.

Работая в накаленной политической атмосфере Австралии 1970-х годов, Кларк пришел к выводу, что Роберт Мензис (премьер-министр-либерал 1949–1966) является представителем «старой» Австралии, а Уитлэм — героем новой прогрессивной Австралии. Кларк проводил кампанию за Уитлама на выборах 1972 и 1974 годов и был возмущен его увольнением генерал-губернатором сэром Джоном Керром статью в 1975 году, после чего он написал для Meanjin под названием «Мы нация ублюдков?». [ 59 ] Эти взгляды все больше окрашивали его произведения и были заметны в последних трех томах «Истории » . Том IV «Истории » , вышедший в 1978 году, был особенно резким в своих нападках на англо-австралийский консерватизм, материализм, мещанство и «низменность». [ 60 ] Это вызвало уже знакомый диапазон критических комментариев: критику со стороны консерваторов, похвалу со стороны левых (хотя марксисты, такие как Коннелл и Маккуин, продолжали жаловаться, что Кларк на самом деле был «буржуазным историком»).

В 1975 году Австралийская комиссия по телерадиовещанию пригласила Кларка прочитать « Лекции Бойера 1976 года », серию лекций, которые транслировались и позже были опубликованы под названием «Открытие Австралии» . Лекции Бойера позволили Кларку описать многие основные идеи его опубликованных работ и даже его собственной жизни в характерном стиле. «Все, что пишет историк, — заявлял он, например, — должно быть праздником жизни, хвалебным гимном жизни. Оно должно исходить изнутри человека, который знает все об этом ужасе тьмы, когда человек возвращается в пыль, откуда он пришел, человек, заглянувший в самое сердце этой великой тьмы, но обладающий одновременно нежностью ко всем и, тем не менее, как это ни парадоксально, меланхолией, печалью и состраданием, потому что самое важное в жизни никогда не бывает вероятным. произойти». [ 61 ] Следующая работа Кларка, «В поисках Генри Лоусона» (1979), представляла собой переработку эссе, которое первоначально было написано в 1964 году как глава Джеффри Даттона новаторской книги «Литература Австралии» . Он был разработан в некоторой спешке в ответ на желание издательства «Макмиллан» выпустить новую книгу, с помощью которой они могли бы заработать на популярности Кларка. Как и ожидалось, и с более чем обычным оправданием, Кларк видел в Лоусоне еще одного из своих трагических героев и с большим сочувствием писал о проигрыше Лоусона в борьбе с алкоголизмом: судьбы, которой сам Кларк едва избежал, отказавшись от алкоголя в 1960-х годах. , ведущий специалист по Лоусону, раскритиковал ее Но книга показала как свой возраст, так и поспешность подготовки, и Колин Родерик как «запутанную гущу фактических ошибок, спекуляций и идеологических интерпретаций». [ 62 ]

К тому времени, когда в 1981 году вышел пятый том « Истории» , охватывающий период с 1881 по 1915 год, Кларк все больше отстранялся от политических споров. Уход Уитлама после его поражений на выборах 1975 и 1977 годов сместил основной фокус политической лояльности Кларка — его не очень впечатлил прагматичный преемник Уитлама Билл Хейден , и еще меньше его впечатлил главный соперник Хайдена Боб Хоук , которого Кларк известен еще со студенческих времен в АНУ и считается в принципе недостатком. Вдобавок Кларк, хотя ему было всего около 60 лет, имел слабое здоровье и уже страдал от проблем с сердцем, которые омрачили его последние годы. [ 63 ] В любом случае, в этой книге Кларк ясно дал понять, что его энтузиазм по поводу Уитлама не изменил его взглядов на Лейбористскую партию как на партию: лидеры-основатели Лейбористской партии, Крис Уотсон и Эндрю Фишер , писал он, были скучными и лишенными воображения людьми, которые хотели не более того, что рабочие должны иметь скромную долю процветания буржуазной Австралии. Настоящим героем пятого тома был Альфред Дикин , лидер просвещенного либерализма среднего класса и (как и Кларк) выпускник Мельбурнской грамматики и Мельбурнского университета. [ 64 ]

В свои последние годы Кларк ответил на критику по поводу его обращения с аборигенами, и многие раскритиковали его за его заявление 1962 года о том, что «цивилизация зародилась в Австралии только в последней четверти восемнадцатого века». [ 36 ] В ответ Кларк заявил, что, когда он начал « Историю» , он писал, думая о «британских часах», говоря: «Теперь я хочу убедить австралийцев построить свои собственные часы. Я думаю, что это должно начаться». сорок или пятьдесят тысяч лет назад, во время миграции аборигенов в Австралию... Я рассказал лишь часть того, что, возможно, является величайшей человеческой трагедией в истории Австралии, - противостояния между белым человеком и аборигеном». [ 36 ]

В 1983 году Кларк впервые был госпитализирован и перенес операцию шунтирования, а в 1984 году понадобилась дальнейшая операция. Всегда пессимист, Кларк убедился, что его время истекает, и с этого момента он потерял интерес к внешнему миру и его забот и сосредоточился исключительно на завершении Истории перед своей смертью. Его работа над шестым томом, охватывающим годы между двумя мировыми войнами, заставила его сравнить Хоука, ставшего премьер-министром в марте 1983 года, с Джеймсом Скаллином , незадачливым премьер-министром от Лейбористской партии в годы Великой депрессии , который не предпринял никаких радикальных шагов. и увидел, как его правительство разрушено. Здоровье Кларка улучшилось в 1985 году, и он смог поехать в Китай и на австралийские военные кладбища во Франции. Последний прилив энергии позволил ему закончить шестой том в 1986 году, хотя история была продолжена только до 1935 года, когда и Джон Кертин, и Роберт Мензис стали национальными лидерами, что позволило Кларку провести резкий контраст между этими двумя, изображая Мензиса как представитель старых англо-австралийских «пресмыкающихся» и Кертин как лидер нового австралийского национализма. Книга была выпущена в июле 1987 года. [ 65 ]

Критика его работы

[ редактировать ]

К 1970-м годам Кларк, все еще писавший историю, консервативную в историографическом смысле (то есть не основанную на какой-либо экономической или классовой теории истории), стал считаться «левым» историком, и в конечном итоге он принял этот ярлык, несмотря на свой фундаментальный скептицизм и пессимизм. Это означало, что левые интеллектуалы и комментаторы в целом хвалили его работу, в то время как правые все чаще осуждали ее, в обоих случаях часто не обращая особого внимания на достоинства работы.

Предполагаемый переход Кларка налево в 1970-х годах вызвал ярость среди литературных и интеллектуальных правых, особенно потому, что его сопровождали несколько других ведущих фигур, включая Дональда Хорна и писателя Патрика Уайта , чья карьера имеет некоторые параллели с карьерой Кларка. [ 66 ] В «Квадранте» и на колонках прессы Мердока он был назван крестным отцом « взгляда на историю с черной повязкой ». [ 67 ] Его сравнивали с Джеффри Блейни , ведущим «ортодоксальным» историком Австралии (который придумал фразу «черная повязка»). Кларк отреагировал на эти нападения в типично противоположном стиле, став более откровенным, тем самым провоцируя дальнейшие нападения. Эти разговоры были еще более горькими из-за того, что большинство участников были друзьями на протяжении многих лет. [ 68 ]

Нападки на Кларка не были полностью политически мотивированы. Профессиональная репутация Кларка как историка снизилась в более поздний период его жизни, и последние два тома «Истории » не получили должного внимания со стороны других серьезных историков, независимо от их политических взглядов. Это произошло не потому, что их считали слишком «левыми», а потому, что их считали многословными, повторяющимися и не дающими ничего нового. Издатель Кларка в MUP, Питер Райан утверждает, что ведущие историки признавали ему в частном порядке, что более поздние тома «Истории » были неполноценной работой, но не говорили об этом публично из уважения к Кларку или из-за нежелания дать толчок политическим усилиям. нападения на него. «К тому времени, когда в 1981 году был опубликован пятый том, это уже достигло масштабов профессионального скандала. Например, компания Quadrant попросила пятерых ведущих историков Австралии дать рецензию на него и получила еще пять менее идентичных ответов: «Это ужасная книга, но вы не можете ожидать, что я скажу это в печати ". [ 69 ]

Склонность Кларка сосредотачиваться на отдельных людях и их трагических недостатках, в то время как полезный подход, когда он писал о первых днях колониального Нового Южного Уэльса, маленького и изолированного общества, в котором доминировали такие яркие персонажи, как Макартур и Вентворт, имела гораздо меньшую ценность, когда он писал. о более сложной Австралии конца 19 и 20 веков. Его отсутствие интереса к экономической и социальной истории стало менее простительным, особенно среди молодого поколения историков, независимо от их политики. Марксист Рэвин Коннелл писал, что Кларк не имел понимания исторического процесса, полагая, что все произошло случайно или «по странной иронии». [ 70 ] Билл Коуп , пишущий в «Истории труда », домашнем журнале левых историков, писал, что Кларк «оставлен позади как новыми социальными движениями послевоенных десятилетий, так и новыми историями, которые изменили то, как мы видим наше прошлое». и мы сами». [ 71 ] Джон Херст , которого обычно считают умеренно консервативным историком, писал: «В конце концов Кларк стал тем историком, которого он намеревался заменить, - казармой для «прогрессивной» стороны, которая некритически приняла ее взгляд на мир». [ 72 ]

Посмертная репутация

[ редактировать ]

К моменту смерти Кларка в мае 1991 года он стал чем-то вроде национального учреждения, как в плане своего публичного имиджа, так и в плане исторической деятельности. Его бородка, кустовая шляпа, толстая трость и загадочные публичные высказывания стали широко известны даже среди людей, которые никогда не открывали ни одну из его книг. Именно это вдохновило проект 1988 года по превращению « Истории» в мюзикл « История Австралии Мэннинга Кларка – мюзикл» , финансируемый двухсотлетием Австралии и написанный по сценарию Дона Уотсона , историка, а затем спичрайтера премьер-министра Лейбористской партии Пола Китинга . Шоу провалилось, но не умалило общественного авторитета Кларка. Мюзикл укрепил репутацию Кларка как «бесстыдного любителя» Австралии, поскольку его сценическая версия пел: «Для меня Австралия и никто другой / Госпожа, блудница, богиня, мать / Чей первый великий родной сын я». [ 36 ] Его последними работами были два тома автобиографии: «Загадки детства» (Викинг, 1989) и «В поисках благодати» (Викинг, 1990). Третий, незаконченный том, «Ученичество историка» (издательство Мельбурнского университета, 1992), был опубликован после его смерти.

В сентябре 1993 года Quadrant опубликовал статью Питера Райана, который отредактировал и опубликовал тома со второго по шестой « Истории Кларка» в издательстве Мельбурнского университета. В этой статье он писал, что в ходе этого процесса «научная строгость и историческая строгость медленно просачивались и из человека, и из Истории , и что сентенциональная эффектность в них обоих, по мере своего роста, делала все начинание недостойным отпечатка научное издательство». [ 73 ] Статья Райана подверглась критике со стороны ряда критиков, в частности таких историков, как Рассел Уорд, Дон Уотсон, Хамфри МакКуин, Стюарт Макинтайр и Пол Бурк , а также критик Роберт Хьюз . Полемика развернулась по линии левых и правых.

24 августа 1996 года атака на репутацию Кларка вышла на новый уровень после публикации на первой полосе принадлежащей Мердоку Руперту статьи Herald Sun , в которой утверждалось, что Кларк был советским шпионом. Кларка Он опубликовал выдержки из файла ASIO и заявил, что он дружил с двумя мужчинами, которые, как позже выяснилось, были советскими агентами. он был награжден орденом Ленина Также утверждалось, что за заслуги . К этой истории вернулись в августе 1999 года, когда в брисбенской газете Courier-Mail появилось обвинение в том, что он был «советским агентом влияния». Фактически Кларк, как и многие другие, получил бронзовый медальон массового производства, когда он посетил Москву в 1970 году, чтобы выступить на конференции, организованной в честь столетия со дня рождения Ленина. [ 74 ] Расследование, проведенное Австралийским советом по прессе, показало, что обвинения в получении Ордена Ленина являются ложными. В постановлении Совета прессы говорилось: «У газеты было слишком мало доказательств, чтобы утверждать, что профессор Кларк был награжден орденом Ленина – скорее, существует много доказательств обратного. Таким образом, Совет прессы считает, что курьерская почта не была оправдана. опубликовав свое ключевое утверждение и выводы, которые так сильно вытекали из него. Газета должна была предпринять дальнейшие шаги для проверки точности своих сообщений. Хотя Courier-Mail посвятила много места людям, оспаривающим ее утверждения, Совет Прессы считает, что так и должно быть. отказались от обвинений, на которые жаловались сторонники профессора Кларка». [ 75 ]

Дальнейшая критика надежности Кларка возникла в марте 2007 года, когда выяснилось, что рассказ Кларка, приведенный в его мемуарах и других источниках, о прогулке по улицам Бонна на следующий день после Хрустальной ночи не соответствует действительности. Изучая письма и дневник Кларка, писатель Марк Маккенна установил, что именно будущая жена Кларка Димфна, а не Кларк, присутствовала в тот день, хотя Кларк все же прибыл в Бонн две недели спустя. [ 76 ] Брайан Мэтьюз , однако, отмечает, что, когда Кларк воссоединился с Димфной, «как записано в его дневнике, 25 ноября 1938 года», свидетельства Хрустальной ночи «все еще были шокирующе заметны, и они были достаточно явными и противоречивыми, чтобы ранить его чувства и жить в его памяти. ...С его способностью к творческой реконструкции и острой чувствительностью к эмоциональной среде и атмосфере то, что он увидел непосредственные последствия, было для него столь же сокрушительным, как первоначальное событие было для Димфны и других, кто пережил его в ночь на 10 числа. Ноябрь 1938 года». [ 77 ]

Кларк был назначен кавалером Ордена Австралии (AC) в 1975 году. [ 78 ] Он был научным сотрудником Австралийской академии гуманитарных наук (1969). [ 79 ] Он выиграл премию Сообщества австралийских писателей (Виктория) за книгу истории Мумбы и премию Генри Лоусона в области искусств в 1969 году, золотую медаль Австралийского литературного общества в 1970 году, премию Age Book в 1974 году и литературную премию премьер-министра Нового Южного Уэльса в 1979 году. Он был удостоен почетных докторских степеней университетов Мельбурна , Ньюкасла и Сиднея . В 1980 году он был назван австралийцем года . [ 80 ]

После смерти Димфны Кларк в 2000 году дом Кларков в Тасмании Серкл, Форрест , спроектированный Робином Бойдом , был превращен в Дом Мэннинга Кларка , образовательный центр, посвященный жизни и работе Мэннинга Кларка. Дом Мэннинга Кларка «предоставляет возможность всему сообществу обсуждать и обсуждать современные проблемы и идеи посредством программы конференций, семинаров, форумов, публикаций, а также мероприятий в области искусства и культуры». [ 81 ] В 1999 году Дом Мэннинга Кларка открыл ежегодную лекцию Мэннинга Кларка, которую каждый год читает выдающийся австралиец.

Помимо книги Маккенны, Брайан Мэтьюз опубликовал «Мэннинг Кларк: Жизнь» в 2008 году. Тем временем появились две менее амбициозные книги: исследование Стивена Холта « Краткая история Мэннинга Кларка» и сборник эссе Карла Бриджа « Мэннинг Кларк: его место ». в истории . Manning Clark House также планирует опубликовать издание писем Кларка. [ 82 ]

В его честь был назван Центр Мэннинга Кларка, бывший комплекс лекционных залов Австралийского национального университета . На юге Канберры дом Мэннинга Кларка был построен по его наследию в 1984 году и служил штаб-квартирой Департамента образования ACT. Сейчас в здании находится Департамент социальных служб.

В 1988 году, в год двухсотлетия европейской оккупации, был поставлен мюзикл «История Австралии Мэннинга Кларка»; мюзикл», который несколько недель выступал в Мельбурне. Основанный в основном на первом томе, он не смог заполнить залы и продлился всего семь недель. На плакате был изображен Кларк, держащий в руках сборник своей истории, в хоре известных австралийских персонажей в окружении Неда Келли и Нелли Мельба . [ 83 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Кларк, CMH; Прайор, ЖЖ (1950). Избранные документы по истории Австралии 1788-1850 гг . Сидней: Ангус и Робертсон. ISBN  0207941432 .
  • Кларк, CMH (1962). История Австралии . Том. I. От древнейших времен до эпохи Маккуори. Карлтон: Издательство Мельбурнского университета. ISBN  0522841651 .
  • Кларк, CMH; Шоу, AGL, ред. (1967). Австралийский биографический словарь: том 2: 1788-1850, ИЗ . Мельбурн: Издательство Мельбурнского университета.
  • Кларк, CMH (1968). История Австралии . Том. II. Новый Южный Уэльс и Земля Ван Димена. 1822-1838 гг. Карлтон: Издательство Мельбурнского университета. ISBN  0522838219 .
  • Кларк, CMH (1973). История Австралии . Том. III. Начало австралийской цивилизации. 1824-1851. Карлтон: Издательство Мельбурнского университета. ISBN  052284054X .
  • Кларк, CMH (1978). История Австралии . Том. IV. Земля Пребудет Вовек. 1851-1888. Карлтон: Издательство Мельбурнского университета. ISBN  0522841449 .
  • Кларк, CMH (1981). История Австралии . Том. V. Народ создает законы. 1888-1915. Карлтон: Издательство Мельбурнского университета. ISBN  0522842232 .
  • Кларк, CMH (1987). История Австралии . Том. VI. «Старое мертвое дерево и зелень молодого дерева». 1916-1935 с эпилогом. Карлтон: Издательство Мельбурнского университета. ISBN  0522843522 .
  • Кларк, Мэннинг; Хупер, Мередит; Ферье, Сюзанна (иллюстратор) (1988). Схоластическая история Австралии Эштона . Сидней: Эштон Схоластик. ISBN  086896686X .
  • Кларк, CMH (1962) «Вера» в книге «Австралийская цивилизация: симпозиум» под редакцией Питера Коулмана. Мельбурн: Ф.В. Чешир.
  1. ^ Грэм Дэвидсон и другие, Оксфордский справочник по истории Австралии , Oxford University Press, 1998, 128.
  2. Основные факты жизни и карьеры Кларка приведены в книге Стивена Холта « Краткая история Мэннинга Кларка» , Аллен и Анвин, 1999, а также во введении Бриджа к Мэннингу Кларку , 2–9.
  3. ^ Мириам Диксон, «Кларк и национальная идентичность», в Карле Бридже (редактор), Мэннинг Кларк: Очерки его места в истории , Melbourne University Press 1994, стр. 195.
  4. ^ Маккенна, Марк (октябрь 2012 г.). Око вечности: жизнь Мэннинга Кларка . стр. 50–52.
  5. ^ Холт 1999 , с. 6 Этот переезд стал результатом поспешного отъезда Чарльза Кларка из своего прихода в Кемпси , где у него был роман с горничной, от которой у него была дочь. Этот скандал, невысказанный, но всегда присутствующий, преследовал Кларка в детстве.
  6. ^ Холт 1999 , с. 149 Кларк, тем не менее, отправил своих сыновей в Мельбурнскую грамматическую школу.
  7. ^ Холт 1999 , с. 12.
  8. ^ Холт 1999 , с. 20 Холт отмечает: «[Коммунистическая] партия отказывалась признавать малейшие разногласия, что было анафемой для деликатно отточенного чувства индивидуальности Кларка... Отдельные коммунисты излучали всепроникающее чувство самодовольства. Вера во что всеведение Сталина означала, им не хватало здорового чувства человеческой ошибочности».
  9. ^ М. МакКенна, Око на вечность , 245. Политические взгляды Кларка после 1944 года: «Я считаю, что социализм — лучшая организация… Мне не нравятся последствия нашей [нынешней социальной] организации — война, бедность, расточительство. ...буржуазия [негуманна], им не нужны несчастные мужчины и женщины»
  10. Брюс Джаддери , «Нация теряет людей истории», The Canberra Times , 20 мая 2000 г., стр. C7.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж Хьюз-Уоррингтон 2000 , с. 33.
  12. ^ Холт 1999 , с. 36.
  13. Диксон в Carl Bridge, Manning Clark , 195. Примеры англофобии Кларка приведены в Peter Ryan, «Manning Clark», Quadrant , август 1993, 9.
  14. ^ Холт 1999 , с. 49.
  15. ^ Холт 1999 , с. 66.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хьюз-Уоррингтон 2000 , с. 34.
  17. Райан, «Мэннинг Кларк», 12.
  18. ^ Холт 1999 , с. 75.
  19. Джон Барретт, «Два Кларка», в «Бридж», Мэннинг Кларк , 115.
  20. ^ CMH Кларк, «Переписывание австралийской истории», в TAG Hungerford, Australian Signpost , Melbourne University Press, 1956, 130. Лекция теперь более доступна в Имре Салусински (редактор), The Oxford Book of Australian Essays , Oxford University Press, 1997.
  21. ^ Холт 1999 , с. 95.
  22. ^ Холт 1999 , с. 96.
  23. Поль Мортье, «Профессор сбит с толку, но документы ясны», Tribune , 27 июля 1955 г.
  24. ^ CMH Кларк, «Вера», в Питере Коулмане (редактор), «Австралийская цивилизация» , Чешир, Чешир, 1962. Коулман позже был депутатом от либеральной партии штата и федерального правительства и тестем Питера Костелло.
  25. ^ Коулман, Австралийская цивилизация , 7.
  26. ^ Кассандра Пибус, Дьявол и Джеймс Маколи , University of Queensland Press 1999, 35, 115, 157
  27. Стюарт Макинтайр, «Всегда на расстоянии шага или двух», в «Бридж», Мэннинг Кларк , 19 лет.
  28. ^ Холт 1999 , с. 89.
  29. ^ Jump up to: а б Хьюз-Уоррингтон 2000 , с. 35.
  30. ^ Холт 1999 , с. 107.
  31. ^ Jump up to: а б Хьюз-Уоррингтон 2000 , стр. 36–37.
  32. ^ Кларк 1992 , с. 2.
  33. ^ Кларк 1992 , с. 4.
  34. ^ Jump up to: а б Хьюз-Уоррингтон 2000 , с. 36.
  35. ^ Дж. С. Райан, « история Австралии Эпическая », в Bridge, Мэннинг Кларк , 61.
  36. ^ Jump up to: а б с д Хьюз-Уоррингтон 2000 , с. 37.
  37. ^ М. Х. Эллис , «История без фактов», Бюллетень , 22 сентября 1962 г. - см. Также Эндрю Мур (1999). История без фактов : М. Х. Эллис, Мэннинг Кларк и истоки Австралийского биографического словаря, Журнал Королевского австралийского исторического общества. , декабрь 1999 г.:( http://findarticles.com/p/articles/mi_hb4817/is_2_85/ai_n28745196/ )
  38. ^ Кларк 1992 , с. 8.
  39. ^ Холт 1999 , с. 139.
  40. Стюарт Макинтайр, «Критики Мэннинга Кларка», Meanjin , Том 41, № 4, 1982, 442.
  41. ^ Холт 1999 , стр. 138–145.
  42. ^ Макинтайр, «Критики Мэннинга Кларка», 443.
  43. Райан подтверждает это несколько раз в своей статье в Quadrant 1993 года.
  44. ^ Холт 1999 , с. 137.
  45. Цитаты Макинтайра в книге Bridge, Manning Clark , 24.
  46. ^ Аластер Дэвидсон в Dissent Summer 1968, цитируется по Брайану Мэтьюзу. Мэннинг Кларк. Жизнь Аллена и Анвина. Воронье гнездо, Сидней, 2008, стр. 269–270.
  47. ^ Холт 1999 , стр. 116–120.
  48. ^ Jump up to: а б П.А. Хауэлл, «В хрущевской России», в книге «Бридж», Мэннинг Кларк , 56 лет.
  49. Tribune , 2 марта 1960 г., перефразировано Хауэллом в «Бридж», Мэннинг Кларк , 59 лет.
  50. ^ Эндрю Кларк на веб-сайте Manning Clark House. Архивировано 20 августа 2006 г. в Wayback Machine.
  51. ^ Холт 1999 , с. xi.
  52. ^ Человек противоречий. Архивировано 23 сентября 2006 года в Wayback Machine , рецензия Питера Крейвена на книгу Стивена Холта.
  53. ^ Макинтайр, «Критики Мэннинга Кларка», Meanjin , 446.
  54. ^ Холт 1999 , с. 171 Холт не упоминает в своем тексте демонстрацию «Солидарности», но воспроизводит фотографию Кларка, участвующего в демонстрации.
  55. ^ Холт 1999 , с. 191.
  56. ^ Холт 1999 , стр. 151–152.
  57. ^ Холт 1999 , с. 169.
  58. Алан Аткинсон, «Великий историк?», в Bridge, Мэннинг Кларк , 124.
  59. ^ Холт 1999 , с. 177.
  60. ^ Холт 1999 , с. 181.
  61. ^ CMH Кларк. Открытие Австралии. 1976 Лекции Бойера Австралийской комиссии по радиовещанию, Сидней, 1976, стр. 12.
  62. ^ Холт 1999 , с. 187.
  63. ^ Холт 1999 , с. 197.
  64. ^ Холт 1999 , с. 198.
  65. ^ Холт 1999 , с. 213.
  66. ^ Как и Кларк, Уайт считался консерватором в 1950-х годах, и его мрачные и пессимистические романы регулярно подвергались нападкам в Meanjin (не говоря уже о Tribune ) со стороны писателей прогрессивно-националистических и соцреалистических школ. Как и Кларк, он повернулся влево в конце 1960-х годов, отчасти из-за своей оппозиции войне во Вьетнаме, и стал горячим сторонником левых идей, не сильно изменив свой литературный стиль или основные взгляды.
  67. Эдвард Кинастон напал на Кларка в журнале The Australian (24 октября 1981 г.), а Клаудио Велис, профессор социологии в Университете Ла Троб, сделал это в Quadrant (Клаудио Велис, «Плохая история», Quadrant , май 1982 г.)
  68. См., например, «Два Кларка» бывшего студента доктора Джона Барретта в «Бридж», Мэннинг Кларк , 113.
  69. ^ Райан, «Мэннинг Кларк», 14. (Сильность этого утверждения несколько ослаблена тем фактом, что «Квадрант» — это скорее форум для консервативной полемики, чем научный журнал: очень немногие профессиональные историки сочли бы его подходящим местом для обзора Том истории. Эту точку зрения высказал Питер Крейвен в «Дело Райана» в книге «Бридж», Мэннинг Кларк , 174).
  70. Цитируется (но без ссылки на источник) Барреттом в Bridge, Manning Clark , 115.
  71. ^ Билл Коуп, Обзор истории Австралии , Том VI, Мэннинг Кларк, История труда , № 1, 1988 г.
  72. ^ Джон Херст, «Австралийская история и европейская цивилизация», Quadrant, том 37, № 5, 1993, 28. Соответствующий отрывок перепечатан как «Вся игра ускользнула от него», в Bridge, Manning Clark , 117 .
  73. Райан, «Мэннинг Кларк», 10.
  74. ^ Холт 1999 , с. 159.
  75. ^ Решение Австралийского совета прессы, Решение № 890 (ноябрь 1996 г.) [1996] APC 64
  76. ^ Раскрыто мошенничество Мэннинга Кларка, Дэвид Марр, SMH
  77. ^ Брэйн Мэтьюз. Мэннинг Кларк. Жизнь. Аллен и Анвин Воронье гнездо, Сидней (2008), стр. 28–29. ISBN   978-1-74237-303-4
  78. ^ «Профессор Чарльз Мэннинг Хоуп КЛАРК» . Австралийский центр поиска наград . Проверено 17 апреля 2024 г.
  79. ^ «Наша история» . Австралийская академия гуманитарных наук . Проверено 17 апреля 2024 г.
  80. ^ Льюис, Венди (2010). Австралийцы года . Пирс 9 Пресс. ISBN  978-1-74196-809-5 .
  81. Веб-сайт Manning Clark House. Архивировано 3 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
  82. Веб-сайт Manning Clark House. Архивировано 30 августа 2006 г. в Wayback Machine.
  83. ^ «История Австралии. Мюзикл, история» .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60b1d691b5c3afbbfd00a9f66607342d__1713680460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/2d/60b1d691b5c3afbbfd00a9f66607342d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manning Clark - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)