Старый Север
Старый Север ( Валлийское произношение: [ər ˌheːn ˈɔɡlɛð] ), что означает Старый Север , является историческим регионом , который был населен бретонскими народами субримской Британии в раннем средневековье , ныне Северной Англии и южных шотландских низменностях , наряду с другими британцами. Кельтское королевство Элмет . Его население говорило на разновидности бриттонского языка, известного как камбрик , который тесно связан, если не является диалектом, со староваллийским языком . Жители Уэльса и Хен Огледд считали себя одним народом, и оба назывались кимри («земляки») от британского слова «combrogi» . Хен Огледд отличался от частей Великобритании, населенных пиктами , англосаксами и шотландцами .
Основными королевствами Хен Огледд были Элмет , Гододдин , Регед и Королевство Стратклайд (валлийский: Истрад Клуд ). Меньшие королевства включали Аэрон и Кальхфинидд . Эйдин , Ллеуддинион и Манау Гододдин, очевидно, были частями Гододдина. Оба более поздних англских королевства Дейра и Бернисия имели названия, заимствованные из бриттских языков, что позволяет предположить, что изначально они, возможно, были бриттскими королевствами. Примерно к 800 году все королевства Хен Огледд, за исключением Стратклайда, были постепенно либо интегрированы, либо включены в состав возникающих англосаксонских королевств, гэльских шотландцев и других британских пиктов; В конечном итоге Стратклайд вошел в состав растущего среднеирландскоязычного Королевства Шотландия в 11 веке.
Память о Хен Огледде осталась сильна в Уэльсе после его падения, и действительно, этот термин появился в Уэльсе после разрушения северных британских королевств. Валлийская традиция включала генеалогии Gwŷr y Gogledd , или Людей Севера, и несколько важных валлийских династий прослеживали свою родословную от них. Людям Севера приписывался ряд важных ранних валлийских текстов, таких как Талиесин , Анейрин , Мирддин Виллт и поэты Синфейрдд . Герои севера, такие как Уриен , Оуайн маб Уриен и Коэл Хен и его потомки, фигурируют в валлийской поэзии и валлийских триадах .
Фон
[ редактировать ]Почти ничего достоверно не известно о Центральной Британии до ок. 550 . никогда не было периода долгосрочного эффективного римского К северу от линии Тайн – Солуэй контроля , а к югу от этой линии эффективный римский контроль начал разрушаться до традиционно установленной даты вывода римских вооруженных сил из римской Британии в 407 году. и других отмечалось В трудах Аммиана Марцеллина , что примерно с 100 г. римский контроль постоянно уменьшался, а в годы после 360 г. наблюдались широкомасштабные беспорядки и крупномасштабное постоянное оставление территорий римлянами. [ нужна ссылка ]
К 550 году регион контролировался коренными бриттоязычными народами, за исключением восточных прибрежных районов, которые контролировались английскими народами Бернисии и Дейры . На севере находились пикты (теперь также признанные носителями бриттского языка до гэльизации) с гэльским королевством Дал Риата на северо-западе. Все эти народы сыграют свою роль в истории Старого Севера. [ нужна ссылка ]
Исторический контекст
[ редактировать ]С исторической точки зрения войны часто были междоусобными, и британцы были как агрессорами, так и защитниками, как и англы, пикты и гэлы . [ нужна ссылка ] Однако те валлийские истории о Хен Огледде, в которых рассказывается о бриттах, сражающихся с англами, имеют аналог, рассказанный с противоположной стороны. История упадка королевств Старого Севера - это история возникновения Королевства Нортумбрия из двух прибрежных королевств и превращения его в главную державу Британии к северу от Хамбера и к югу от Ферт-оф-Клайд и Ферт-оф-Форт. .
Интересы королевств этой эпохи не ограничивались их непосредственной близостью. Союзы заключались не только внутри одних и тех же этнических групп, а вражда не ограничивалась соседними различными этническими группами. Альянс британцев сражался против другого союза британцев в битве при Арфдеридде . Аэдан мак Габрайн из Дала Риаты появляется в Bonedd Gwŷr y Gogledd , генеалогии среди родословных Людей Севера. [ 1 ] В Historia Brittonum говорится, что Освиу , король Нортумбрии, женился на британке, которая, возможно, имела пиктское происхождение. [ 2 ] [ 3 ] В результате брака между нортумбрийскими и пиктскими королевскими семьями родился пиктский король Талорган I. Аэдан мак Габрайн сражался на стороне британцев против нортумбрийцев. Кадваллон ап Кадфан из Королевства Гвинед объединился с Пендой из Мерсии, чтобы победить Эдвина Нортумбрии .
Завоевание и поражение не обязательно означали искоренение одной культуры и замену ее другой. Бреттонский регион на северо-западе Англии был поглощен английской Нортумбрией в VII веке, но через 300 лет он вновь возник как Южная Камбрия, объединившаяся с Северной Камбрией (Стратклайд) в единое государство.
Социальный контекст
[ редактировать ]Организация Людей Севера была племенной , [ примечание 1 ] на основе групп родства расширенных семей, обязанных подчиняться доминирующей «королевской» семье, иногда косвенно через отношения с клиентами, и получать взамен защиту. Для кельтских народов эта организация все еще действовала сотни лет спустя, как показано в ирландском законе Брегона , валлийских законах Хивела Дда и шотландских законах бретов и шотландцев . Англосаксонское право имело разное культурное происхождение, но имело много общего с кельтским правом . Как и кельтское право, оно было основано на культурной традиции и не имело какой-либо заметной связи с римской оккупацией Британии. [ примечание 2 ]
Главный королевский двор ( валлийский : llys ) сохранялся как «столица», но он не был бюрократическим административным центром современного общества, ни поселением или civitas римского правления. Будучи правителем и защитником своего королевства, король содержал несколько судов по всей своей территории, путешествуя между ними, чтобы осуществлять свою власть и удовлетворять потребности своего народа, например, при отправлении правосудия. Этот древний метод отправления правосудия сохранялся как часть королевской процедуры до тех пор, пока реформы Генриха II (годы правления 1154–1189 гг.) не модернизировали отправление закона.
Язык
[ редактировать ]Современные ученые используют термин «Камбрик» для обозначения бриттонского языка, на котором говорят в Хен Огледд. Судя по всему, он был очень тесно связан со старо-валлийским языком , с некоторыми местными различиями, и более отдаленно связан с корнуоллским , бретонским и догэльской формой пиктского языка . Текстов, написанных на этом диалекте, не сохранилось; Доказательства этого исходят из географических названий, имен собственных в нескольких ранних надписях и более поздних источниках, не принадлежащих Камбрику, двух терминов в Leges inter Brettos et Scottos и сборнике стихов cynfeirdd , «ранних поэтов», почти все из которых занимается севером. [ 4 ]
Поэзия цинфейрдд является крупнейшим источником информации, и общепринято считать, что некоторая часть ее сборника была впервые составлена в «Хен Огледд». [ 4 ] Однако он полностью сохранился в более поздних рукописях, созданных в Уэльсе, где продолжалась устная традиция, и неизвестно, насколько они верны оригиналам. Тем не менее, тексты содержат заметные различия, которые отличают эту речь от валлийских диалектов. В частности, эти тексты содержат ряд архаизмов – особенностей, которые, по-видимому, когда-то были общими для всех бриттонских разновидностей, но позже исчезли из валлийского и юго-западных бриттских языков . [ 4 ] В целом, однако, различия кажутся небольшими, и различие между камбриком и староваллийским в основном географическое, а не лингвистическое. [ 5 ]
Камбрик постепенно исчез, поскольку эта территория была завоевана англосаксами, а затем шотландцами и норвежцами , хотя она сохранилась в Королевстве Стратклайд с центром в Альт-Клате на территории современного Дамбартона в Шотландии. Кеннет Х. Джексон предположил, что он вновь появился в Камбрии в 10 веке, когда Стратклайд установил гегемонию над этой территорией. Неизвестно, когда Камбрик окончательно вымер, но серия систем счета бриттонского происхождения, зарегистрированная в Северной Англии с 18 века, была предложена как свидетельство выживания элементов Камбрика; [ 5 ] хотя эта точка зрения была в значительной степени отвергнута по лингвистическим причинам, при этом есть доказательства, указывающие на тот факт, что она была импортирована в Англию после древнеанглийской эпохи . [ 6 ] [ 7 ]
валлийская традиция
[ редактировать ]Одна из традиционных историй, касающихся генеалогий валлийских династий, происходит от Кунедды и его сыновей как «Людей Севера». Сам Кунедда считается прародителем королевской династии Королевства Гвинед, одного из крупнейших и наиболее могущественных из средневековых валлийских королевств, и имеет постоянную связь с Хен Огледд. Генеалогия Кунедды показывает, что он является потомком одного из генералов Магнуса Максимуса , Патернуса, которого Максимус назначил командующим в Альт-Клуте. Валлийцы и люди Севера, возможно, считали себя одним народом. Валлийское , происходит от этих древних отношений, хотя это спорно, поскольку, хотя у Гвинеда, казалось, были хорошие отношения с ними и с Кередигионом название, Кимри , неизвестно, как их видели другие валлийские королевства, поскольку они не были едины. Сами по себе, особенно южные королевства, такие как Дайфед и Истрад Тайви , в которых в то время было активное ирландское присутствие. «Кимри» — это термин, который относился как к валлийцам, так и к людям Севера, но иногда применялся и к другим людям, таким как пикты и ирландцы. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Оно происходит от британского слова combrogoi , которое означает «земляки», и стоит отметить, что его бретонский аналог kenvroiz до сих пор имеет первоначальное значение «соотечественники». Это слово стало использоваться в качестве эндонима людьми Севера в начале VII века (а, возможно, и раньше). [ 11 ] и использовался в Средние века для описания Королевства Стратклайд . До этого и в течение нескольких столетий после этого традиционным, а также более литературным термином был Бритониаид , напоминая о еще более древних временах, когда все на острове оставалось единым. Кимри сохранилась и сегодня в родном названии Уэльса ( Симру , земля Кимри ) и в английском названии графства Камбрия , что означает «родина», «мать-страна».
Многие из традиционных источников информации о Хен Огледд сохранились в валлийской традиции, а барды, такие как Анейрин (известный автор « Й Гододдина »), считаются придворными поэтами Хен Огледд.
Природа источников
[ редактировать ]Список отрывков из литературных и исторических источников, особенно имеющих отношение к «Хен Огледд», можно найти в сэра Эдварда Анвила статье «Уэльс и британцы Севера» . [ 12 ] Несколько устаревшее введение в изучение старой валлийской поэзии можно найти в его статье 1904 года «Пролегомены к изучению старой валлийской поэзии» . [ 13 ]
Литературные источники
[ редактировать ]- Бардовская поэзия , приписываемая Талиесину , Анейрину и Лливарху Хену .
- Генеалогические трактаты Harleian генеалогий , Bonedd Gwŷr y Gogledd и генеалогий колледжа Иисуса MS 20 .
- Триады острова Британия (обратите внимание, что большинство триад, опубликованных в пресловутом третьем томе «Мивирской археологии Уэльса», как известно, являются подделками Иоло Морганвга и не считаются действительными источниками исторической информации). [ 14 ] Стандартное научное издание — Trioedd Ynys Brydein Рэйчел Бромвич . [ 15 ]
- другие элегии ( валлийский : marwnadau ) и хвалебные песни ( валлийский : кану маул ), а также некоторые мифологические истории. Сохранились
Истории, восхваляющие покровителя, и построение лестных генеалогий не являются ни беспристрастными, ни надежными источниками исторически достоверной информации. Однако, хотя они могут преувеличивать и делать апокрифические утверждения, они не фальсифицируют и не изменяют исторические факты, известные слушателям бардов, поскольку это вызвало бы насмешки и дурную славу как бардов, так и их покровителей. Кроме того, существование историй о поражениях и трагедиях , а также историй о победах придает дополнительную достоверность их ценности как источников истории. В этом контексте истории содержат полезную информацию, по большей части случайную, об эпохе британской истории, о которой достоверно известно очень мало.
Исторические источники
[ редактировать ]- Historia Brittonum, приписываемая Неннию
- Анналы Камбрии
- Англосаксонская хроника
- « Церковная история английского народа Беды »
- Анналы Тигернаха
Эти источники не лишены недостатков. И авторы, и их более поздние переписчики иногда демонстрировали партийную принадлежность, которая продвигала их собственные интересы, изображая свои собственные программы в позитивном свете, всегда на стороне справедливости и моральной чистоты. Факты, противоречащие этой программе, иногда опускаются, а иногда добавляются апокрифические записи.
Хотя Беда был сторонником Нортумбрии и высказывался с предубеждением против коренных британцев, его «Церковная история английского народа» высоко ценится за усилия по точному изложению истории и за использование надежных источников. Передавая «традиционную» информацию, не имеющую исторической основы, Беда старается отметить ее как таковую. [ 16 ]
(ок. 516–570) « De Excidio et Conquestu Britanniae» Книга Гильдаса иногда актуальна, поскольку в ней упоминаются древние люди и места, также упомянутые в литературных и исторических источниках. Работа была предназначена для проповеди христианства современникам Гильдаса и не задумывалась как история. Это одно из немногих сохранившихся современных описаний его эпохи.
Названия мест
[ редактировать ]Бриттонские топонимы в Шотландии к югу от Форта и Клайда, а также в Камберленде и соседних графствах указывают на районы Хен-Огледда, населенные британцами в раннем средневековье.
Отдельные места более позднего британского присутствия также обозначены топонимами древнеанглийского и древнескандинавского происхождения . В Йоркшире имена Уолден , Уолтон и Уолберн от древнеанглийского walas «британцы или валлийцы» указывают на британцев, с которыми столкнулись англосаксы, а имя Биркби от древнескандинавского Breta «британцы» указывает на место, где Викинги встретились с британцами. [ 17 ]
Сомнительные и мошеннические источники
[ редактировать ]«Historia Regum Britanniae » Джеффри Монмутского пренебрегается псевдоисторией , хотя она и выглядит как источник вымышленных рыцарских романтических историй, известных под общим названием « Дело Британии» . Отсутствие исторической ценности, приписываемой « Истории», лишь отчасти объясняется тем фактом, что она содержит так много вымыслов и фальсификаций истории; [ примечание 3 ] тот факт, что историческая точность явно не учитывалась при его создании, делает любые ссылки на реальных людей и места не более чем литературным удобством.
Рукописи Иоло — это собрание рукописей, представленное в начале 19 века Эдвардом Уильямсом, более известным как Иоло Моргануг . Содержащие различные рассказы, анекдотический материал и тщательно продуманные генеалогии, которые связывают практически каждого известного человека со всеми остальными известными людьми (а также имеют множество связей с родным регионом Артура и Иоло, Морганнугом ), они сначала считались подлинными, но с тех пор было доказано, что они ассортимент поддельных или подделанных рукописей, транскрипций и фантазий, в основном изобретенных самим Иоло. Список работ, испорченных тем, что они опирались на материалы, представленные Иоло (иногда без указания авторства), был бы довольно длинным.
Королевства и регионы
[ редактировать ]Основные королевства
[ редактировать ]К местам Старого Севера, которые упоминаются как королевства в литературных и исторических источниках, относятся:
- Альт-Клут или Истрад-Клуд — королевство с центром на территории нынешнего Думбартона в Шотландии. Позже известный как Стратклайд, а возможно, даже позже как Камбрия, он был одним из наиболее известных северных британских королевств. Это также было последнее выживающее королевство, поскольку оно действовало как независимое королевство до 11 века, прежде чем оно было окончательно поглощено Королевством Шотландия . [ 21 ]
- Элмет – сосредоточен в западном Йоркшире на севере Англии. Он был расположен к югу от других северных британских королевств и значительно восточнее современного Уэльса, но сумел дожить до начала 7 века. [ 22 ]
- Гододдин — королевство на территории нынешней юго-восточной Шотландии и северо-восточной Англии, территория, ранее известная как территория Вотадини . Они являются предметом поэмы Y Gododdin , которая увековечивает катастрофический набег армии, собранной Gododdin на углах Берникии . [ 23 ]
- Регед — крупное королевство, которое, очевидно, включало в себя части современной Камбрии , хотя его полная протяженность неизвестна. Возможно, когда-то он занимал обширную территорию, поскольку очень тесно связан со своим королем Уриеном , чье имя связано с местами по всей северо-западной Британии. [ 24 ]
Малые королевства и другие регионы
[ редактировать ]В источниках упоминается несколько регионов, которые считаются известными регионами внутри одного из королевств, если не самими отдельными королевствами:
- Аэрон — небольшое королевство, упомянутое в таких источниках, как Y Gododdin , его местонахождение неизвестно, но некоторые ученые предполагают, что оно находилось в регионе Эйршир на юго-западе Шотландии. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Он часто ассоциируется с Уриеном Регедом и, возможно, был частью его царства. [ 29 ]
- Кальчфинидд («Меловая гора») — об этой местности почти ничего не известно, хотя она, вероятно, находилась где-то на Старом Западе, поскольку очевидный правитель Кадрауд Калчфинидд числится в списке « Джентльмены Севера» . Уильям Форбс Скин предложил отождествить себя с Келсо (ранее Кальчоу) на шотландских границах . [ 30 ]
- Эйдин – это была территория вокруг современного города Эдинбурга , известного тогда как Дин Эйдин (Форт Эйдин). Оно было тесно связано с королевством Гододдин. [ 31 ] Кеннет Х. Джексон решительно утверждал, что Эйдин имел в виду исключительно Эдинбург, [ 32 ] но другие ученые восприняли это как обозначение более широкой области. [ 33 ] [ 34 ] Название может сохраниться сегодня в таких топонимах, как Эдинбург (Данедин на гэльском языке, Дин Эйдин на камбрикском языке и Карриден (от Каэр Эйдин )), расположенный в пятнадцати милях к западу. [ 35 ] Дин Эйдин был осаждён англами в 638 году и находился под их контролем большую часть следующих трёх столетий. [ 31 ]
- Манау Гододдин — прибрежная зона к югу от залива Ферт-оф-Форт и часть территории Гододдина. [ 23 ] Название сохранилось в Сламаннан-Мур и деревне Сламаннан в Стерлингшире . [ 36 ] Это слово происходит от слова Слиаб Мананн , «Мавр Мананна». [ 37 ] Оно также появляется в названии Далмени , примерно в 5 милях к северо-западу от Эдинбурга , и ранее известного как Думанин, предположительно происходящего от Дун Мананн . [ 37 ] пиктском Манау как название города Клакманнан и Клакманнаншир одноименного графства Это название также сохранилось к северу от Форта в . [ 38 ] происходит от Clach Manann , «камня Мананна», [ 37 ] имея в виду расположенный там камень-памятник.
- Новант — королевство, упомянутое в «Y Gododdin» , предположительно связанное с племенем новантов железного века на юго-западе Шотландии. [ 39 ] [ 40 ]
- Регио Дунутинга — незначительное королевство или регион в Северном Йоркшире, упомянутое в « Жизнеописании Уилфрида» . Очевидно, он был назван в честь правителя по имени Дунаут, возможно, Дунаут ап Пабо, известного из генеалогий. [ 41 ] Его название, возможно, сохранилось в современном городе Дент , Камбрия. [ 42 ]
Королевства, которые не были частью Старого Севера, но являются частью его истории, включают:
- Дал Риата - Хотя это было гэльское королевство, семья Эдана мак Габрайна из Дала Риата появляется в Бонедд Гвур и Гогледд.
- Нортумбрия и ее штаты-предшественники Бернисия и Дейра.
- Пиктское королевство
Возможные королевства
[ редактировать ]Следующие имена встречаются в исторических и литературных источниках, но неизвестно, относятся ли они к британским королевствам и регионам Хен Огледд .
- Брюнейх — это британское название англосаксонского королевства Берниция . Вероятно, до появления Английского королевства в этой области существовало Британское королевство, но это точно не известно. [ 43 ]
- Дейфр или Дьюр — это было британское название англосаксонской Дейры , региона между реками Тис и Хамбер . Имя имеет британское происхождение, как и Брюнейх, неизвестно, представляло ли оно более раннее британское королевство. [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Племенные владения назывались королевствами и возглавлялись королем, но не были организованными национальными государствами в современном (или древнеримском) смысле этого слова. Королевства могли расти и сокращаться в зависимости от преходящего состояния ведущего племени и королевской семьи, при этом региональные союзы и вражда играли свою роль в возникающей организации. Эта организация была применима к южному Уэльсу послеримской эпохи , где королевские взаимоотношения королевств Гливисинг , Гвинт и Эргинг настолько тесно переплетены, что невозможно построить самостоятельную историю ни для одного из них. . Когда происходили раздоры (т. е. война), это происходили между высокопоставленными лицами и их клиентами, подобно соперничающим Домам Ланкастеров и Домам Йорков во время Войн Роз в 15 веке.
- ^ «Англосаксонский закон» — это современный неологизм саксонского закона Уэссекса, английского закона Мерсии и датского закона , которые были достаточно похожи, чтобы заслуживать включения в этот общий термин. Законы английской Нортумбрии были заменены законами Данелау, но, безусловно, были похожи на них. Истоки английского права хорошо изучены. Например, Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae ( Трактат о законах и обычаях Королевства Англии ) XII века является авторитетной книгой по английскому общему праву , и ученые считают, что он обязан норманнскому праву и германское право , а не римское право .
- ↑ Научные работы авторитетных авторов, такие как Ллойда 1911 года «История Уэльса с древнейших времен до эдвардианского завоевания» , содержат многочисленные цитаты об исторических измышлениях Джеффри, но никогда не ссылаются на него как на источник достоверной исторической информации. [ 18 ] Более поздние исторические работы, как правило, тратят меньше энергии на «Историю » Джеффри , просто игнорируя его мимоходом. В книге Дэвиса » 1990 года «История Уэльса в первом абзаце страницы 1 обсуждается выдающееся положение Джеффри, после чего он иногда упоминается как источник исторических неточностей, а не как источник законной исторической информации. [ 19 ] Более ранние работы могли бы посвятить несколько абзацев подробному доказательству того, что Джеффри был изобретателем вымышленной информации, например, в «Ранней истории Оксфорда » Джеймса Паркера , где такие личности, как Эльдад, Элдод, аббат Амбрий и другие, отмечены как результат Собственное воображение Джеффри. [ 20 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бромвич 2006, стр. 256–257
- ^ Ненний (800 г.), «Генеалогии саксонских королей Нортумбрии» , Стивенсон, Джозеф (ред.), Nennii Historia Britonum , Лондон: Английское историческое общество (опубликовано в 1838 г.), стр. 50
- ^ Николсон, EWB (1912), «Анналы Камбрий и их так называемое «посвящение» » , в Мейер, Куно (ред.), Zeitschrift für Celtische Philologie , vol. 8, Галле: Макс Нимейер, с. 145
- ^ Перейти обратно: а б с Кох 2006, стр. 516.
- ^ Перейти обратно: а б Кох 2006, стр. 517.
- ^ Словарь английского фольклора , Жаклин Симпсон, Стивен Руд, Oxford University Press, 2000, ISBN 0-19-210019-X , 9780192100191, Оценка Шепехерда , стр. 271.
- ^ Маргарет Л. Фаулл, краевед 15: 1 (1982), 21–3
- ^ Ллойд 1911 , стр. 191–192.
- ^ Ллойд, Джон Эдвард (1912). История Уэльса с древнейших времен до эдвардианского завоевания . Лонгманс, Грин. п. 191 .
- ^ Филлимор, Эгертон (1888), «Обзор «Истории древних землевладений в маршах Северного Уэльса» » , в Филлимор, Эгертон (ред.), Y Cymmrodor , vol. IX, Лондон: Почетное общество Симмродориона, стр. 368–371
- ^ Филлимор, Эгертон (1891), «Примечание (а) к поселению в Бретани» , в Филлимор, Эгертон (редактор), Y Cymmrodor , vol. XI, Лондон: Почетное общество Симмродориона (опубликовано в 1892 г.), стр. 97–101.
- ^ Анвил, Эдвард (июль 1907 – апрель 1908), «Уэльс и британцы Севера» , The Celtic Review , vol. IV, Эдинбург: Норман Маклауд (опубликовано в 1908 г.), стр. 125–152, 249–273.
- ^ Анвил, Эдвард (1904), «Пролегомены к изучению древневаллийской поэзии» , Труды Почетного общества Симмродориона (сессия 1903–1904) , Лондон: Почетное общество Симмродориона (опубликовано в 1905 г.), стр. 59–83
- ^ Ллойд 1911 : 122–123, Заметки об исторических триадах, в «Истории Уэльса».
- ^ Рэйчел Бромвич (редактор), Триодд Инис Брайдейн ( University of Wales Press , исправленное издание 1991 г.) ISBN 0-7083-0690-X .
- ^ Недавний взгляд на обращение Беды с британцами в его работе см. У. Трент Фоли и Нью-Джерси Хайэм, «Беда о британцах». Раннесредневековая Европа 17.2 (2009): стр. 154–85.
- ^ Дженсен, Джиллиан Феллоуз (1978). «Топонимы и поселения в Северном райдинге Йоркшира». Северная история . 14 (1): 22–23. дои : 10.1179/nhi.1978.14.1.19 .
- ^ Ллойд 1911 , История Уэльса
- ^ Дэвис 1990 : 1, История Уэльса
- ^ Паркер, Джеймс (1885), «Описание Оксфорда в Обзоре судного дня» , Ранняя история Оксфорда 727–1100 , Оксфорд: Оксфордское историческое общество, стр. 291
- ^ Кох 2006, стр. 1819.
- ^ Кох 2006, стр. 670–671.
- ^ Перейти обратно: а б Кох 2006, стр. 823–826.
- ^ Кох 2006, стр. 1498–1499.
- ^ Кох 2006, стр. 354–355; 904.
- ^ Бромвич 1978, стр. 12–13; 157.
- ^ Моррис-Джонс, стр. 75–77.
- ^ Уильямс 1968, с. XLII.
- ^ Кох 2006, стр. 1499.
- ^ Бромвич 2006, стр. 325.
- ^ Перейти обратно: а б Кох 2006, стр. 623–625.
- ^ Джексон 1969, стр. 77–78.
- ^ Уильямс 1972, с. 64.
- ^ Чедвик, с. 107.
- ^ Дамвилл, с. 297.
- ^ Рис, Джон (1904), «Пикты и шотландцы», Кельтская Британия (3-е изд.), Лондон: Общество распространения христианских знаний, стр. 155
- ^ Перейти обратно: а б с Рис, Джон (1901), «Истории топонимов», Кельтский фольклор: валлийский и мэнский , том. II, Оксфорд: Оксфордский университет, с. 550
- ^ Рис 1904 : 155, Кельтская Британия , Пикты и шотландцы.
- ^ Кох 2006, стр. 824–825.
- ^ Кох 1997, стр. lxxxii – lxxxiii.
- ^ Кох 2006, стр. 458.
- ^ Кох 2006, стр. 904.
- ^ Кох 2006, стр. 302–304.
- ^ Кох 2006, стр. 584–585.
Ссылки
[ редактировать ]- Бромвич, Рэйчел ; Фостер, Идрис Ллевелин; Джонс, Р. Бринли (1978), Исследования староваллийской поэзии , University of Wales Press, ISBN 0-7083-0696-9
- Бромвич, Рэйчел (2006), Триодд Инис Брайдейн: Триады острова Британия , University of Wales Press, ISBN 0-7083-1386-8
- Чедвик, Нора К. (1968), Британский героический век: валлийцы и люди Севера , University of Wales Press, ISBN 0-7083-0465-6
- Дэвис, Джон (1990), История Уэльса (первое издание), Лондон: Penguin Group (опубликовано в 1993 году), ISBN 0-7139-9098-8
- Дамвилл, Дэвид (1994), «Восточная оконечность Стены Антонина: свидетельства 12-го или 13-го века» (PDF) , Труды Общества антикваров Шотландии , 124 : 293–298, doi : 10.9750/PSAS.124.293.298 , S2CID 159974303 , заархивировано из оригинала (PDF) 15 мая 2012 года , получено 7 сентября 2011 года .
- Джексон, Кеннет Херлстон (1953), Язык и история в ранней Британии: хронологический обзор бриттских языков с первого по двенадцатый век нашей эры , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета
- Джексон, Кеннет Х. (1969), Гододдин: старейшая шотландская поэма , издательство Эдинбургского университета
- Кох, Джон Т. (1997), Гододдин Анейрина: текст и контекст темных веков Северной Британии , University of Wales Press, ISBN 0-7083-1374-4
- Кох, Джон Т. (2006), Кельтская культура: Историческая энциклопедия , ABC-CLIO, ISBN 978-1-85109-440-0
- Ллойд, Джон Эдвард (1911), История Уэльса с древнейших времен до эдвардианского завоевания , том. I (второе изд.), Лондон: Longmans, Green и Co. (опубликовано в 1912 г.)
- Моррис-Джонс, Джон (1918), «Талиесин» , И. Симмродор , 28 лет , Почетное общество Симмродориона , получено 1 декабря 2010 г.
- Уильямс, Ифор (1968), Стихи Талиесина: Том 3 средневековой и современной валлийской серии , Дублинский институт перспективных исследований
- Уильямс, Ифор (1972), Начало валлийской поэзии: исследования , University of Wales Press, ISBN 0-7083-0035-9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алкок, Лесли. Короли и воины, мастера и священники Северной Британии, 550–850 гг . н.э. Эдинбург, 2003.
- Алкок, Лесли. «Гвер-и-Норт. Археологическая оценка». Archaeologia Cambrensis 132 (1984 по 1983 год). стр. 1–18.
- Сессфорд, Крейг. «Северная Англия и поэма Гододдина». Северная история 33 (1997). стр. 218–22.
- Кларксон, Тим. Люди Севера: британцы Южной Шотландии. Эдинбург: Джон Дональд, Birlinn Ltd, 2010.
- Кларксон, Тим. Стратклайд и англосаксы в эпоху викингов. Эдинбург: Джон Дональд, Birlinn Ltd, 2014.
- Дарк, Кеннет Р. Сивитас в Королевство. Британская политическая преемственность, 300–800 гг. Лондон: Лестер, UP, 1994.
- Дамвилл, Дэвид Н. «Ранняя валлийская поэзия: проблемы историчности». В ранней валлийской поэзии: исследования книги Анейрина , изд. Бринли Ф. Робертс. Аберистуит, 1988. 1–16.
- Дамвилл, Дэвид Н. «Происхождение Нортумбрии: некоторые аспекты британского происхождения». В «Происхождении англосаксонских королевств» под ред. С. Бассетт. Лестер: Издательство Лестерского университета, 1989. стр. 213–22.
- Хайэм, Нью-Джерси «Британцы в Северной Англии: сквозь темное толстое стекло». Северная история 38 (2001). стр. 5–25.
- Маккуорри, А. «Короли Стратклайда, ок. 400–1018». В средневековой Шотландии: правительство, светлость и сообщество , изд. А. Грант и К. Дж. Стрингер. Эдинбург: Эдинбургский университет, 1993. стр. 1–19.
- Миллер, Молли. «Историчность и родословные северных соотечественников». Бюллетень Совета кельтских исследований 26 (1975). стр. 255–80.
- Вульф, Алекс. «Cædualla Rex Brettonum и гибель Старого Севера». Северная история 41.1 (2004): 1–20.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мэтьюз, Кейт Дж. «Что в имени? Британцы, англы, этническая принадлежность и материальная культура с четвертого по седьмой века». Героический век 4 (зима 2001 г.).
- Старый Север
- Кельтские британцы
- Средневековая история Англии
- 1-е тысячелетие в Шотландии
- Субримская Британия
- Англосаксонская Англия
- Средневековая история Уэльса
- Северная Англия
- История Камбрии
- История Дамфриса и Галлоуэя
- История Нортумберленда
- История шотландских границ
- История Йоркшира
- Варварские королевства
- Регионы Англии
- Регионы Шотландии
- Исторические регионы Соединенного Королевства
- Шотландская низменность