Историчность короля Артура

Историчность короля Артура обсуждалась как учеными, так и популярными писателями. Хотя было много утверждений о том, что король Артур был реальной исторической личностью, нынешний консенсус среди специалистов по этому периоду считает его мифологической или фольклорной фигурой. [ 1 ] [ 2 ]
Первое определенное упоминание об Артуре появляется около 828 года в Historia Brittonum . [ 3 ] где он представлен как военачальник, сражающийся против вторгшихся саксов V-VI веков в субримской Британии в битве при Бадоне , написанный более чем через три столетия после описанных событий. Он превращается в легендарную фигуру в « Дело Британии» XII века, следуя за Джеффри Монмутского влиятельной, но в значительной степени вымышленной «Historia Regum Britanniae» .
Историки предлагают множество возможных источников мифа об Артуре, возможно, как о сложном персонаже . Исторические личности, вовлеченные в такие теории, включают Артура мак Аэдана VI века , сына короля Дала Риаты в современной Шотландии; Амвросий Аврелиан , возглавивший романо-британское сопротивление саксам; Луций Арториус Кастус II века , римский командующий сарматской конницей ; и британский король Риотамус , который вместе с последними галло-римскими полководцами сражался против вестготов в экспедиции в Галлию в V веке. Другие включают валлийских королей Оуайна Данвина , [ 4 ] Энниаун Гирт, [ 5 ] и Африс ап Мейриг . [ 6 ]
Историография
[ редактировать ]До конца 20 века среди историков и археологов велись академические дебаты об историчности Артура. В 21 веке академический консенсус отвергает это.
В 1936 году Р. Г. Коллингвуд и Дж. Н. Л. Майрес относились к Артуру как к римлянину, прибывшему из Британии . Они утверждали, что «историчность [Артура] вряд ли может быть поставлена под сомнение», хотя они старались отделить исторического Артура от легендарного Артура. [ 7 ]
В 1971 году Лесли Алкок заявил, что «продемонстрировал наличие приемлемых исторических свидетельств того, что Артур был подлинной исторической личностью, а не просто плодом мифа или романтики». [ 8 ] Также в 1971 году, признавая, что Гильдас не упоминает Артура, Фрэнк Стентон написал, что это «может свидетельствовать о том, что Артур в истории был менее внушительной фигурой, чем Артур из легенд», но затем заявил, что «нельзя позволить удалить его из сферы истории». [ 9 ] В 1977 году Джон Моррис выступил в пользу: [ 10 ] но его работа в то время широко критиковалась как имеющая «серьезные методологические недостатки». [ 11 ] Дэвид Дамвилл в том же году занял противоположную позицию: «Дело в том, что об Артуре нет никаких исторических свидетельств; мы должны исключить его из наших историй и, прежде всего, из названий наших книг». [ 12 ]
К 1986 году Майрес, написавший в 1936 году (вместе с Коллингвудом), что Артур был исторической личностью, сказал: «Немыслимо, чтобы Гильдас... не упомянул роль Артура...» (то есть, если бы он существовал) и жаловался. что «ни одна фигура на грани истории и мифологии не потратила больше времени историка». [ 13 ] К 1991 году « Биографический словарь Британии темных веков» заявил, что «историки склонны минимально оценивать историческую ценность даже самых ранних свидетельств об Артуре, но, скорее всего, все еще видят в нем историческую фигуру…», в то время как « рыцарский Артур... по существу был творением Джеффри Монмутского в двенадцатом веке». [ 14 ]
В 2003 году в книге Томаса Чарльза-Эдвардса об этом периоде Артур упоминался только в контексте более поздней валлийской истории. [ 15 ] В 2004 году Фрэнсис Прайор отверг доказательства существования Артура, но заявил, что доказать его отсутствие так же невозможно, как и доказать его существование. [ 16 ] В 2007 году О. Дж. Падель в Оксфордском национальном биографическом словаре описал Артура как «легендарного воина и предполагаемого короля Британии». [ 17 ] В 2014 году он был менее пренебрежительным, назвав Артура «изначально легендарным или историческим», но также сослался на провал валлийской поэмы десятого века «Армес Придейн» , в которой предсказывалось изгнание англичан из Британии, и упомянул Артура среди древних героев, которые будут вернуться, чтобы возглавить сопротивление. [ 18 ]
В обзоре 2007 года Говард Уайзман последовал за Шеппардом Фрером (1967), заявив, что «факты позволяют , а не требуют веры», и следует за Кристофером Снайдером (2000), подчеркивая необходимость лучшего понимания того периода, независимо от того, существовал ли Артур. . [ 11 ] В 2011 году в истории того периода Робина Флеминга Артур вообще не упоминался. [ 19 ] В 2013 году Гай Холсолл сообщил, что «в академическом сообществе скептики решительно одержали победу». [ 20 ] В 2018 году Николас Дж. Хайэм опроверг все выдвинутые утверждения об историческом Артуре, резюмируя свою позицию так: «То, что Артур произвел необычайное количество «дыма», во многом объясняется тем, что он так хорошо подходит для того, чтобы быть опорой для творческих людей». Но в основе историй, которые собрались вокруг него, нет никакого исторического «огня», а только «горный туман». [ 21 ] Его книга получила всеобщую похвалу. [ 11 ] [ 1 ]
В обзоре 2018 года Том Шиппи резюмировал ситуацию так: «Современные академические историки не хотят иметь ничего общего с королем Артуром». [ 1 ] В обзоре 2019 года Брайан Дэвид сообщил, что «немногие темы в истории поздней античности и средневековья вызывают у ученых стоны, подобные идее о якобы «реальном» короле Артуре. Тем не менее, историки и другие ученые приводили доводы в пользу существования Артура в исторических и литературных исследованиях до тех пор, пока 1980-е годы. Для сегодняшних учёных вопрос о реализме короля Артура в значительной степени отошёл от популярных книг, видеоигр и фильмов». [ 2 ]
Эндрю Бриз утверждал в 2015 и 2020 годах, что Артур был историческим персонажем, и утверждал, что определил места его сражений, а также место и дату его смерти. [ 22 ] [ 23 ] Однако его выводы были оспорены. [ 24 ] [ нужны разъяснения ]
Этимология слова «Артур»
[ редактировать ]Происхождение имени Артур неясно. Одна из предложенных этимологий происходит от римской фамилии Арториус . [ 25 ] сам по себе неясной и спорной этимологии, [ 26 ] возможно, из Мессапика [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] или этрусского происхождения. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Некоторые ученые отметили, что имя легендарного короля Артура появляется только как Артур , Артурус или Артурус в ранних латинских текстах о короле Артуре, но никогда как Арториус (хотя классическая латынь Арториус стала Артуриусом в некоторых диалектах вульгарной латыни). Однако это может не относиться к происхождению имени Артур , поскольку Арториус регулярно становился Артуром (h)ur при заимствовании в валлийский язык . [ 33 ]
По мнению лингвиста и кельтика Стефана Циммера, возможно, что Арториус имеет кельтское происхождение и является латинизацией гипотетического имени *Artorījos, происходящего от патронима *Arto-rīg-ios , что означает «Сын Медведя» или «Король-воин». ". *Arto-rīg-ios не подтвержден, но корень *arto-rīg является источником древнеирландского личного имени Артри . [ 34 ]
Джон Моррис утверждал, что появление имени Артур среди шотландских и валлийских деятелей предполагает, что это имя на короткое время стало популярным в Британии начала VI века. Он предположил, что все подобные происшествия были связаны с важностью другого Артура, который, возможно, временно правил как император Британии. [ 10 ] и предположил, что период наступления саксонцев был остановлен и повернут вспять, прежде чем возобновиться в 570-х годах.
Ранние источники
[ редактировать ]Гильдас и Бадон
[ редактировать ]Артур не упоминается в книге Гильдаса VI века De Excidio et Conquestu Britanniae . Гильдас упоминает о победе британцев над саксами у «Бадонской горы» ( mons Badonicus ), которая произошла в год рождения Гильдаса и положила начало миру между двумя враждующими народами. Это сражение теперь называется битвой при Бадоне . Гильдас описывает битву как произошедшую «в наше время» и как одну из «последних, если не величайших» убийств саксов, и что новое поколение, родившееся после Бадона, достигло совершеннолетия в Британии. Более поздние камбро-латинские источники дают староваллийскую форму места битвы как Бадон, например, в « Анналах Камбрии» , и это было принято большинством современных ученых. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Латынь Гильдаса несколько неясна; он не называет имени Артура или любого другого лидера битвы. Он действительно обсуждает Амвросия Аврелиана как великого бича саксов непосредственно перед этим: [ 35 ] но он, кажется, указывает на то, что между победой Амвросия и битвой при Бадоне прошло некоторое время. Детали битвы, включая ее дату и место, остаются неопределенными, при этом большинство ученых принимают дату около 500 г.; За прошедшие годы было предложено множество мест по всей Великобритании.
История британцев
[ редактировать ]Артур также не упоминается в » Беды « Historia ecclesiastica gentis Anglorum « Церковной истории английского народа », датируемой ок. 731, или любая другая сохранившаяся работа примерно до 829 года, дата, приписываемая Historia Brittonum , приписываемая валлийскому священнослужителю по имени Ненний . [ 3 ] В «Истории» говорится: «Тогда в те дни Артур сражался с королями бриттов против них [ саксов ], но сам он был командующим сражениями ( dux bellorum ) ». Перечислены двенадцать битв, в которых участвовал Артур. Комментируя изображение Артура как короля после завоевания , историк Николас Хайэм отмечает: «Более ранние тексты одинаково изображают Артура исключительно как воина или лидера воинов, «реальных» или сверхъестественных... В средние века роль короля заключалась в том, чтобы возглавлять армию, возглавлять силы подчиненных правителей. «Главное королевство» было хорошо известно, как в Уэльсе, так и в других местах, поэтому от «командующего» был небольшой шаг. сражения» квазиимперской фигуре, командующей валлийскими королями, а также их войсками. Это должно было доказать знаковый сдвиг в традиции Артура, ведущий непосредственно к «королю» Артуру». [ 38 ]
Анналы Уэльса
[ редактировать ]Самая ранняя версия Annales Cambriae ( Валлийские летописи ) была составлена в середине X века. В нем указана дата Бадона - 516 год, а смерть Артура указана как произошедшая в 537 году в битве при Камланне . Как и «Анналы» , все другие источники, в которых упоминается Артур, были написаны по крайней мере через 400 лет после описываемых в них событий. [ 39 ]
Деяния королей Англии
[ редактировать ]Артур ненадолго появляется в Gesta Regum Anglorum («Деяния английских королей») Уильяма Малмсберийского в 1124 году. Несмотря на название, в работе была предпринята попытка реконструировать британскую историю в целом, собрав воедино различные рассказы Гильдаса, Беды, Ненний и различные летописцы. [ 40 ] В работе Артур рассматривается как исторический персонаж, а фигурирует Амвросий Аврелиан его очевидным работодателем . Малмсбери также упомянул об обнаружении могилы некоего «Уолвина» (предполагаемого племянника Артура) во времена Вильгельма Завоевателя .
История королей Британии
[ редактировать ]Впервые Артур был назван королем бриттов в Джеффри Монмута псевдоисторической хронике Historia Regum Britanniae ( «История королей Британии »), которая датируется ок. 1136. [ примечание 1 ] Джеффри также называет Амброзиуса Аврелиана (которого он называет Аврелием Амброзиусом) королем Британии и старшим братом Утера Пендрагона , отца Артура, таким образом устанавливая семейные отношения между Аврелианом и Артуром. Он идентифицирует Аврелия Амвросия как сына Константина, бретонского правителя и брата Альдроена . [ 41 ]
Жития
[ редактировать ]Артур упоминается в нескольких житиях валлийских и бретонских святых XII-XIII веков, в том числе Кадока , Карантока , Гильдаса , Гоэзновиуса , Илтуда и Патерна . Legenda Sancti Goeznovii — это житие бретонского святого Гоэзновия, которое ранее датировалось ок. 1019 [ 42 ] но теперь датируется концом 12 - началом 13 века. [ 43 ] Он включает в себя краткий отрывок, посвященный Артуру и лидеру, известному как Вортигерн . [ 44 ]
Бардские источники
[ редактировать ]Есть ряд упоминаний о легендарном герое по имени Артур в ранней валлийской и бретонской поэзии. Эти источники сохранились в рукописях Высокого Средневековья и не могут быть точно датированы. В основном они относятся к IX–X векам, хотя некоторые авторы датируют их уже VII веком. Самым ранним из них, по-видимому, является древневаллийская поэма «Y Gododdin» , сохранившаяся в рукописи XIII века. Речь идет о воине, который «напоил черных воронов [т. е. убил много людей] на валу крепости, хотя он и не был Артуром». [ 39 ]
Валлийское стихотворение «Герайнт, сын Эрбина» описывает битву в портовом поселении и вскользь упоминает Артура. [ 45 ] Произведение представляет собой хвалебную поэму и элегию королю Герайнту , которого обычно считают историческим королем Думнонии , и имеет важное значение, показывая, что он был связан с Артуром в относительно ранние времена. [ 45 ] Здесь также содержится самое раннее известное упоминание об Артуре как об «императоре». [ 45 ] Герайнт, сын Эрбина, встречается в Черной книге Кармартена . [ 46 ] составлено около 1250 года, хотя само стихотворение может быть датировано 10 или 11 веком. [ 45 ] Y Gododdin Примерно в то же время был скопирован . Эти два стихотворения различаются относительной архаичностью языка, причем стихотворение «Й. Гододдина» является более древним по форме. Однако это могло просто отражать различия в дате последней редакции языка в двух стихотворениях, поскольку язык должен был быть изменен, чтобы стихи оставались понятными.
Альтернативные кандидаты на исторического короля Артура
[ редактировать ]Некоторые теории предполагают, что «Артур» был псевдонимом засвидетельствованной исторической личности.
Луций Арториус Кастус и связь с сарматами
[ редактировать ]Одна теория предполагает, что Луций Арториус Кастус , римский военачальник, служивший в Британии в конце 2-го или начале 3-го века, был прототипом Артура. [ 47 ] [ 48 ] Арториус известен по двум надписям, в которых подробно рассказывается о его службе. После долгой карьеры центуриона в римской армии он был назначен префектом штаб VI Victrix легиона со - квартирой в Эборакуме (современный Йорк, Англия). [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Позже он командовал двумя британскими легионами в экспедиции против армориканцев ( в современной Бретани) или против армян . [ 52 ] [ 53 ] Впоследствии он стал гражданским губернатором Либурнии в современной Хорватии, где и умер. [ 50 ]
Кемп Мэлоун впервые установил связь между Арториусом и королем Артуром в 1924 году. Отметив, что валлийское имя Артур правдоподобно происходит от латинского Artorius , Мэлоун предположил, что некоторые детали биографии Кастуса, в частности его возможная кампания в Бретани и тот факт, что он был вынужденный уйти из армии (возможно, из-за травмы), возможно, вдохновил Джеффри Монмутского на изображение короля Артура. [ 54 ] [ 26 ] Более поздние ученые оспорили эту идею, основываясь на том факте, что Арториус жил за два-три столетия до периода, обычно ассоциируемого с Артуром, и на том факте, что части надписей, якобы похожие на историю Артура, открыты для интерпретации. [ 55 ]
Идея Мэлоуна на протяжении десятилетий не привлекала особого внимания, но была возрождена в 1970-х годах как часть теории, известной как «сарматская связь». [ 54 ] [ 56 ] В эссе 1975 года Хельмут Никель предположил, что Арториус был настоящим Артуром и что группа сарматской кавалерии, служившая под его началом в Британии, вдохновила рыцарей Круглого стола . Никель писал, что сарматский отряд Кастуса сражался под знаменем красного дракона и что их потомки все еще находились в Британии в V веке; он также выявил сходство между легендой о короле Артуре и традициями, связанными с сарматами и другими народами Кавказского региона . Он предположил, что потомки сарматов сохранили наследие Каста на протяжении веков и смешали его с мифами своих предков, включающими волшебные котлы и мечи. [ 57 ]
Независимо от Никеля К. Скотт Литтлтон разработал более сложную версию связи с сарматами. Литтлтон впервые написал об этой теории вместе с Энн К. Томас в 1978 году и подробно изложил ее в книге 1994 года, соавтором которой была Линда Малкор, « От Скифии до Камелота» . [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Литтлтон и Малкор утверждали, что Арториус и сарматская кавалерия были источником вдохновения для короля Артура и его рыцарей, но что многие элементы истории Артура происходят из кавказской мифологии , якобы принесенной в Британию во 2 веке сарматами и аланами . Они находят параллели ключевым особенностям легенды о короле Артуре, включая Меч в камне , Святой Грааль и возвращение меча Артура в озеро, в традициях Кавказа, и связывают Артура и его рыцарей с Батразом и его нартами. , герои легенд Северного Кавказа . [ 58 ] [ 61 ]
Некоторые исследователи эпохи Артура доверяют связи с сарматами, но другие считают, что она основана на предположениях и слабых доказательствах. [ 58 ] Лишь немногие из кавказских традиций, приводимых в поддержку этой теории, можно проследить именно у сарматов; многие из них известны только из устно передаваемых сказок, которые не подлежат датировке до того, как они были впервые записаны в XIX веке. [ 62 ] [ 58 ] Кроме того, многие из наиболее ярких параллелей легенде о короле Артуре не встречаются в самых ранних британских материалах, а появляются только в более поздних континентальных романах XII века или позже. [ 61 ] Таким образом, традиции должны были выжить в Британии в течение как минимум тысячи лет между приходом сарматов во 2 веке и романами о короле Артуре в 12 веке. [ 58 ] Тем не менее, связь с сарматами продолжает пользоваться популярностью; это основа фильма 2004 года «Король Артур» . [ 58 ]
Риотамус
[ редактировать ]Риотамус (также пишется Риотимус) был исторической фигурой, которую древние источники называют « королем бриттов ». Он жил в конце V века, и большинство рассказов о нем записано в книге византийского историка Иордана « Происхождение и деяния готов» , написанной в середине VI века, всего лишь примерно через 80 лет после его предполагаемой смерти.
Около 460 г. римский дипломат и епископ Сидоний Аполлинарий направил письмо Риотамусу с просьбой помочь подавить волнения среди бреттонов, колонии бриттоязычных людей, живущих в Арморике ; это письмо сохранилось до сих пор . В 470 году западноримский император Антемий начал кампанию против Эврика , короля вестготов, ведших кампанию за пределами своей территории в Галлии . Анфемий просил помощи у Риофама, а Иордан пишет, что он переправился через океан в Галлию с 12 000 солдат в землю битуригов , вероятно, в Аварик ( Бурж ). Местоположение армии Риотамуса было выдано вестготам Арвандом , ревнивым преторианским префектом Галлии , и Эврик победил его в битве при Деоле . В последний раз Риотамуса видели отступающим на северо-запад, в Бургундию .
Джеффри Эш указывает, что, по словам Джеффри Монмутского, Артур дважды переправлялся в Галлию: один раз, чтобы помочь римскому императору, и один раз, чтобы подавить гражданскую войну. Риотамус сделал и то, и другое, предполагая, что он был королем как Британии, так и Арморики. Говорят также, что Артура предал один из его советников, а Риотамуса предал один из его предполагаемых союзников. Наконец, в романах о короле Артуре традиционно рассказывается, что король Артур был унесен на Авалон (названный островом Аваллонис Джеффри Монмутским, первым автором, упомянувшим легендарный остров) перед своей смертью; В последний раз известно, что Риотамус после своего поражения при Деоле бежал в королевство германских бургундцев , возможно, пройдя через город под названием Аваллон (который находился на территории Бургундии, недалеко от Буржа).
Неизвестно, был ли Риотамус королем Британии или Арморики. Арморика была британской колонией, и Иордан пишет, что Риотамус «пересек океан», так что, возможно, оба правы. Имя Риотамус интерпретируется Эшем и некоторыми другими учеными как титул, означающий «Верховный король», хотя нет никаких свидетельств того, что такой титул использовался древними бриттами или галлами , а также формирование имени (существительное/прилагательное + превосходная степень - tamo-суффикс) следует образцу, обнаруженному во многих других британских и галльских личных именах. [ примечание 2 ] Родственные имени Риотамус сохранились в древневаллийском ( Риатав / Риадаф ) и старобретонском ( Риатам ); все они происходят от общебританского *Rigotamos , что означает «самый королевский» или «самый королевский».
Амвросий Аврелиан
[ редактировать ]По словам Гильдаса, Амброзиус Аврелиан (также иногда называемый Аврелием Амброзиусом) был могущественным романо-британским лидером в Британии. Он был известен своими кампаниями против саксов, и есть некоторые предположения, что он, возможно, командовал британскими войсками в битве при Бадон-Хилле или что эта битва была продолжением его усилий. [ 64 ]
Такие ученые, как Леон Флерио, отождествили Амброзия Аврелиана с вышеупомянутой фигурой Риотамуса из Иордана, и эта идея является частью гипотезы Флерио о происхождении легенды о короле Артуре. [ 65 ] Другие, такие как Джеффри Эш, не согласны с этим, поскольку Амброзиус не назывался «королем» до появления несколько легендарной Historia Brittonum . [ 66 ]
Артур, сын Аэдана
[ редактировать ]Артур мак Эдан был старшим сыном Аэдана мак Габрейна , ирландского короля Дала Риаты (на территории современной юго-западной Шотландии) в конце VI века. Сам Артур так и не стал королем Дала Риаты; его брат Эохайд Буйде правил после смерти их отца. Однако Артур стал военачальником, когда Аэдан отказался от своей роли и ушел в монашество, хотя официально Аэдан все еще оставался королем. Таким образом, именно Артуир возглавил шотландцев Дала Риаты в войне против пиктов , отдельной от более поздней войны с Нортумбрией .
То, что Артуир является исторической основой мифического короля Артура, было предложено Дэвидом Ф. Кэрроллом. [ 67 ] и Майкл Вуд . [ 68 ] Согласно этой гипотезе, Артур действовал преимущественно в регионе между стеной Адриана и стеной Антонина , королевстве Гододдинов . Однако в конечном итоге он был убит в битве в 596 году – таким образом, он жил слишком поздно, чтобы стать победителем в битве при Бадоне, как упоминал Гильдас в начале VI века.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ «История королей Британии» Гильдаса опирается, среди других источников, на «De Excidio Britanniae» , « Historia Brittonum » и « Annales Cambriae» .
- ^ Примеры: старобретонский/валлийский Cunatam / Cunotami / Condam / Cyndaf (британский *Cunotamos «Великий пес»), староваллийский Caurdaf ( британский *Kawarotamos «Великий великан»), староваллийский/бретонский Eudaf / Outham (британский *Awitamos ") Великая воля/желание»), Ууоратам / Gwrdaf (британский *Wortamos «Верховный»), старо-бретонский Rumatam (британский *Roimmotamos «Великая группа/ведущий»), Gwyndaf (британский *Windotamos «Самый светлый/белый/святейший»), бретонский Uuentamau (британский *Wenitamaua «Самый дружелюбный», и *Windotamawā «Маленький Самый светлый/Белый/Святейший (Один)»). [ 63 ]
- ^α Например, Артур Мак Конаинг, [ 69 ] которого, возможно, назвали в честь его дяди Артура мак Эдайна. В этот период сообщалось еще об Артуре, сыне Бикуара, «Британце», который убил Монгана Мак Фиахнаи из Ольстера в 620/625 году в Кинтайре. [ 70 ] Человек по имени Ферадах, по-видимому, внук некоего Артура, подписал синод, принявший Закон Адомнана в 697 году. [ 70 ] Артур ап Педр был принцем в Дифеде , родившимся около 570–580 гг. [ 71 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Шиппи, Том (20 декабря 2018 г.). «Так много дыма: обзор Николаса Дж. Хайэма, Король Артур: Создание легенды , 2018» . Лондонское обозрение книг . 40 (24): 23.
- ^ Jump up to: а б Дэвид, Брайан, Обзор Николаса Дж. Хайэма, Король Артур: Создание легенды в Comitatus: журнал исследований Средневековья и Возрождения 50 : 221-222 (2019) два : 10.1353/cjm.2019.0021 Проект МУЗА 734087
- ^ Jump up to: а б Флетчер, Ричард (1989). Кто есть кто в римской Британии и англосаксонской Англии . Шепард-Уолвин. п. 112. ИСБН 0856830895 .
- ^ Филлипс, Грэм; Китман, Мартин (1992). Король Артур: Правдивая история . Лондон: Век. ISBN 9780712655804 .
- ^ Филлипс, Грэм (2016). Затерянная гробница короля Артура: В поисках Камелота и острова Авалон . Медведь и компания.
- ^ Бартрум, Питер Клемент (1993). Валлийский классический словарь: люди в истории и легендах примерно до 1000 года нашей эры (PDF) . Национальная библиотека Уэльса. п. 35.
Уильям Оуэн Пью в своей «Кембрийской биографии» , 1803 г., ... выдвинул предположение, что Артур был тем же человеком, что и Атрвис ап Мейриг. Его обсуждали и отвергали Шэрон Тернер ( «История англосаксов» , Bk.3, Ch.3, 1805) и Райс Рис ( «Welsh Saints» , 1836, стр. 185–6), но принимал Роберт Оуэн ( «Кимры , 1891, с.77)
- ^ Коллингвуд, РД ; Майрес, JNL (1936). Римская Британия и английские поселения . Серия «Оксфордская история Англии». Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 320–324.
- ^ Алкок, Лесли (1971). Британия Артура: история и археология, 367–634 гг. н.э. Пингвин. п. хв. ISBN 0141390697 .
- ^ Stenton, Frank . Anglo-Saxon England . p. 3.
- ^ Jump up to: а б Моррис, Джон (1977). Эпоха Артура: История Британских островов с 350 по 650 годы . Чичестер: Филлимор и Ко.
- ^ Jump up to: а б с Уайзман, Ховард М. (май 2007 г.). «Историчность и историография Артура: критический обзор книги Король Артур: мифотворчество и история» Н. Хайэма « Правление Артура: от истории к легенде и К. Гидлоу « » . Героический век: журнал раннесредневековой Северо-Западной Европы . 10 . Полный текст.
- ^ ( Дамвилл 1977 )
- ^ Джон Ноуэлл Линтон Майрес, Английские поселения , 1989, стр. 15-16.
- ^ Уильямс, Энн ; Смит, Альфред П .; Кирби, Дэвид Питер (1991). Биографический словарь Британии темных веков: Англия, Шотландия и Уэльс, ок. 500–ок. 1050 . п. 48. ИСБН 1852640472 .
- ^ Чарльз-Эдвардс, Томас (2003). После Рима . Серия «Краткая оксфордская история Британских островов». Издательство Оксфордского университета. ISBN 0199249822 .
- ^ Фрэнсис Прайор, Великобритания нашей эры: В поисках Артура, Англии и англосаксов , 2004, с. 22.
- ^ Падель, О.Дж. (2007). «Артур (доп. эт. в VI веке или ранее)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/703 . ISBN 9780198614128 . Проверено 24 июня 2020 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Падель, О.Дж. (2014). "Артур". В Лапидже, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (ред.). Энциклопедия англосаксонской Англии Уайли Блэквелла (2-е изд.). Чичестер: издательство Blackwell Publishing. стр. 50–51. ISBN 9780470656327 .
- ^ Флеминг, Робин (2010). Британия после Рима: падение и подъем, с 400 по 1070 год . Серия «История Британии». Пингвин. ISBN 978-0140148237 .
- ^ Холсолл, Гай (май 2014 г.). Миры Артура: факты и вымыслы темных веков . Издательство Оксфордского университета . п. 9. ISBN 978-0198700845 .
- ^ ( Хайэм 2018 )
- ^ Эндрю Бриз, «Исторический Артур и Шотландия шестого века», Northern History 52 : 2: 158-181 (2015)
- ^ Бриз, Эндрю (2020). Британские сражения 493–937 гг . Лондон: Гимн Пресс. стр. 13–24. дои : 10.2307/j.ctvv4187r . ISBN 9781785272233 . JSTOR j.ctvv4187r . S2CID 243164764 .
- ^ Хайэм 2018 , стр. 262–263.
- ^ Кох, Джон Т. , изд. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Санта-Барбара: ABC-CLIO. стр. 121–122. ISBN 1851094407 .
- ^ Jump up to: а б Мэлоун, 1925 год .
- ^ Марселла Челотти, Винченца Морицио, Марина Сильвестрини, Римские эпиграфы Канозы, Том 1, Edipuglia srl, 1990, стр. 261, 264.
- ^ Чиро Санторо, «Для новой мессапической надписи Ории», La Zagaglia , A. VII, n. 27, 1965, с. 271–93.
- ^ Чиро Санторо, «Новый мессапийский эпиграф 'IM 4. 16, I – III» Остуни и имен в искусстве», Ricerche e Studi , Том 12, 1979, стр. 45–60.
- ^ Вильгельм Шульце, «К истории латинских имен собственных» (том 5, выпуск 2 Трактатов Общества наук в Геттингене, Филолого-исторический класс, Филолого-исторический класс Общества наук Геттингена ), 2-е издание, Вайдманн, 1966 г. , с. 72, стр. 333–38.
- ^ Олли Саломиес: Римские имена. Исследования римского именования . Хельсинки 1987, с. 68.
- ^ Хербиг, Густ., «Фалиска», Глотта, Том II, Геттинген, 1910, стр. 98.
- ^ Кох, Джон Т. (1996), «Кельтские земли», в Лейси, Норрис Дж. (ред.), Средневековая литература о короле Артуре: Путеводитель по новейшим исследованиям , Нью-Йорк: Гарланд, стр. 253, ISBN 9780815321606
- ^ Циммер, Стефан (2009). «Имя Артура – новая этимология» . Журнал кельтской лингвистики . 13 : 131–136. ISSN 2058-5063 . Проверено 24 февраля 2021 г.
Имя Артура, мифического полководца и идеального короля, вероятно, относящееся к римскому полководцу второго века в Британии, до сих пор не имеет убедительной во всех деталях этимологии. В этой короткой заметке рассматриваются предыдущие предложения и представлено новое объяснение. Валлийский Артур <латинский Artōrius — это латинизированная форма кельтского патронима *Arto-rīg-ios, производного от *Arto-rīXs = древнеирландского Art-rí.
- ^ Jump up to: а б Грин, Томас (2008). Концепции Артура . Страуд, Англия: Темпус. п. 31.
- ^ Удален в 1994 году .
- ^ Green 2007 , главы пятая и седьмая.
- ^ Хайэм 2018 , стр. 185, 239.
- ^ Jump up to: а б Флетчер, Ричард (1989). Кто есть кто в римской Британии и англосаксонской Англии . Шепард-Уолвин. стр. 17–19. ISBN 0856830895 .
- ^ Коррел (1984), стр. 5–30
- ^ «Христианские произведения: история королей Британии» . цифровая библиотека Кембриджская Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ Тэтлок, JSP (июль 1939 г.). «Даты легенд о святых Артуре». Зеркало . 14 : 345–365 [349]. дои : 10.2307/2848601 . JSTOR 2848601 . S2CID 163470282 .
- ^ Бурже, Андре-Ив (995). «Гийом ле Бретон и бретонская агиография XII и XIII веков». Анналы Бретани и западных стран (на французском языке) (102–101): 35–45.
- ^ Эш, Джеффри (1991). «Сказание о Санкти-Гезновии» . В Норрисе Дж. Лейси (ред.). Новая энциклопедия Артура . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гарленд. стр. 100-1 204–05 . ISBN 0824043774 .
- ^ Jump up to: а б с д Боллард, Джон К. (1994). «Артур в ранней валлийской традиции». Романс об Артуре: Антология средневековых текстов в переводе . Рутледж: 11–23.
- ^ Джарман, AOH (1982). Черная книга Кармартена . Издательство Уэльского университета. ISBN 0708306292 .
- ^ Снайдер 2006 , стр. 3, 15–16.
- ^ Мэлоун, Кемп (1925). «Арториус». Современная филология . 22 (4). Издательство Чикагского университета: 367–374. дои : 10.1086/387553 . ISSN 0026-8232 . S2CID 224832996 .
- ^ Кеппи, Лоуренс. Легионы и ветераны: Документы римской армии, 1971–2000 гг. , Franz Steiner Verlag, 2000, стр. 168.
- ^ Jump up to: а б Вебстер, Грэм. Римская императорская армия первого и второго веков нашей эры , University of Oklahoma Press, 1998 (3-е изд.), стр. 112–14.
- ^ Моммзен, Теодор; Демандт, Барбара; Демандт, Александр. История Рима при императорах . Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1999 (новое издание), стр. 311–12.
- ^ Бирли, Энтони. Римское правительство Британии . Оксфорд У. Пресс, 2005, с. 355.
- ^ Пфлаум, Ханс-Георг. Карьера конного прокуратора в Ранней Римской империи . Париж, 1960, с. 535.
- ^ Jump up to: а б Снайдер 2006 , с. 3.
- ^ Halsall 2013 , стр. 147–48.
- ^ Хайэм 2018 , стр. 13–76.
- ^ Снайдер 2006 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Снайдер 2006 , стр. 16.
- ^ Литтлтон, К. Скотт; Томас, Энн К. (1978). «Сарматская связь: новый свет на происхождение легенд о короле Артуре и Святом Граале». Журнал американского фольклора . 91 (359): 512–27. дои : 10.2307/539571 . JSTOR 539571 .
- ^ Литтлтон, К. Скотт; Малькор, Линда. От Скифии до Камелота: радикальная переоценка легенд о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и Святом Граале . Нью-Йорк: Гарленд, 2000.
- ^ Jump up to: а б Грин, Кейтлин Р. (2009) [1998]. «Историчность и историзация Артура» . Артуриана.co.uk . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Halsall 2013 , стр. 149–151.
- ^ Ламбер, Пьер-Ив; Пино, Жорж-Жан. Галльский и континентальный кельтский язык , Librairie Droz, 2007, стр. 464.
- ^ Падель 1994 , стр. 16-17.
- ^ Леон Флерио, Истоки Бретани: эмиграция , Париж, Пайо, 1980.
- ^ Эш, Джеффри (1985). Открытие короля Артура . Лондон: Издательство Гильдии.
- ^ Кэрролл, Дэвид Ф. (1996). Артуриус: В поисках Камелота .
- ^ Вуд, Майкл (2007). В поисках мифов и героев . Издательство Калифорнийского университета. п. 255 . ISBN 9780520251700 .
- ^ Сенчус Айрон Албан. История мужчин Шотландии [1] .
- ^ Jump up to: а б Бромвич 1975 , стр. 163–181.
- ^ Бромвич 1975 , с. 178.
Источники
[ редактировать ]- Бромвич, Рэйчел (1975). «Концепции Артура». Кельтские исследования . 11.10: 163–181.
- Дамвилл, Дэвид (1977). «Субримская Британия: история и легенда». История . 62 (205): 173–192. дои : 10.1111/j.1468-229X.1977.tb02335.x .
- Грин, Томас (2009) [1998]. «Историчность и историзация Артура» (PDF) . Артуриана.co.uk . (пересмотренная версия включена в «Концепции Артура » ниже).
- Грин, Томас (2007). Концепции Артура . Страуд: Темпус. ISBN 9780752444611 . OCLC 171553405 .
- Холсолл, Гай (2013). Миры Артура: факты и вымыслы темных веков . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198700845 .
- Хайэм, Николас Дж. (2018). Король Артур: Создание легенды . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300210927 .
- Коррел, Питер (1984). «Артур, Модред и Гвиневра в исторических записях и в легендарных материалах о короле Артуре в ранней валлийской традиции» . Артуровский треугольник: исследование происхождения, развития и характеристики Артура, Гвиневеры и Модреда . Архив Брилла. ISBN 9789004072725 .
- Падель, Оливер Дж. (1994). «Природа Артура». Кембрийские средневековые кельтские исследования . 27 : 1–31.
- Снайдер, Кристофер А. (2006). «Артурианское происхождение». В Лейси, Норрис Дж. (ред.). История стипендии Артура . Кембридж: DS Брюэр. стр. https://archive.org/details/historyarthurian00lacy/page/n15 1]–18. ISBN 9781843840695 . JSTOR 10.7722/j.ctt9qdjmt.5 . OCLC 666926459 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Филд, ПАО; Уэттер, К.С. «Исторический Артур: Библиография» . Рочестер, Нью-Йорк: Рочестерский университет.