Jump to content

Историчность короля Артура

Бывшее место предполагаемой могилы Артура в « Авалоне » в аббатстве Гластонбери.

Историчность короля Артура обсуждалась как учеными, так и популярными писателями. Хотя было много утверждений о том, что король Артур был реальной исторической личностью, нынешний консенсус среди специалистов по этому периоду считает его мифологической или фольклорной фигурой. [ 1 ] [ 2 ]

Первое определенное упоминание об Артуре появляется около 828 года в Historia Brittonum . [ 3 ] где он представлен как военачальник, сражающийся против вторгшихся саксов V-VI веков в субримской Британии в битве при Бадоне , написанный более чем через три столетия после описанных событий. Он превращается в легендарную фигуру в « Дело Британии» XII века, следуя за Джеффри Монмутского влиятельной, но в значительной степени вымышленной «Historia Regum Britanniae» .

Историки предлагают множество возможных источников мифа об Артуре, возможно, как о сложном персонаже . Исторические личности, вовлеченные в такие теории, включают Артура мак Аэдана VI века , сына короля Дала Риаты в современной Шотландии; Амвросий Аврелиан , возглавивший романо-британское сопротивление саксам; Луций Арториус Кастус II века , римский командующий сарматской конницей ; и британский король Риотамус , который вместе с последними галло-римскими полководцами сражался против вестготов в экспедиции в Галлию в V веке. Другие включают валлийских королей Оуайна Данвина , [ 4 ] Энниаун Гирт, [ 5 ] и Африс ап Мейриг . [ 6 ]

Историография

[ редактировать ]

До конца 20 века среди историков и археологов велись академические дебаты об историчности Артура. В 21 веке академический консенсус отвергает это.

В 1936 году Р. Г. Коллингвуд и Дж. Н. Л. Майрес относились к Артуру как к римлянину, прибывшему из Британии . Они утверждали, что «историчность [Артура] вряд ли может быть поставлена ​​под сомнение», хотя они старались отделить исторического Артура от легендарного Артура. [ 7 ]

В 1971 году Лесли Алкок заявил, что «продемонстрировал наличие приемлемых исторических свидетельств того, что Артур был подлинной исторической личностью, а не просто плодом мифа или романтики». [ 8 ] Также в 1971 году, признавая, что Гильдас не упоминает Артура, Фрэнк Стентон написал, что это «может свидетельствовать о том, что Артур в истории был менее внушительной фигурой, чем Артур из легенд», но затем заявил, что «нельзя позволить удалить его из сферы истории». [ 9 ] В 1977 году Джон Моррис выступил в пользу: [ 10 ] но его работа в то время широко критиковалась как имеющая «серьезные методологические недостатки». [ 11 ] Дэвид Дамвилл в том же году занял противоположную позицию: «Дело в том, что об Артуре нет никаких исторических свидетельств; мы должны исключить его из наших историй и, прежде всего, из названий наших книг». [ 12 ]

К 1986 году Майрес, написавший в 1936 году (вместе с Коллингвудом), что Артур был исторической личностью, сказал: «Немыслимо, чтобы Гильдас... не упомянул роль Артура...» (то есть, если бы он существовал) и жаловался. что «ни одна фигура на грани истории и мифологии не потратила больше времени историка». [ 13 ] К 1991 году « Биографический словарь Британии темных веков» заявил, что «историки склонны минимально оценивать историческую ценность даже самых ранних свидетельств об Артуре, но, скорее всего, все еще видят в нем историческую фигуру…», в ​​то время как « рыцарский Артур... по существу был творением Джеффри Монмутского в двенадцатом веке». [ 14 ]

В 2003 году в книге Томаса Чарльза-Эдвардса об этом периоде Артур упоминался только в контексте более поздней валлийской истории. [ 15 ] В 2004 году Фрэнсис Прайор отверг доказательства существования Артура, но заявил, что доказать его отсутствие так же невозможно, как и доказать его существование. [ 16 ] В 2007 году О. Дж. Падель в Оксфордском национальном биографическом словаре описал Артура как «легендарного воина и предполагаемого короля Британии». [ 17 ] В 2014 году он был менее пренебрежительным, назвав Артура «изначально легендарным или историческим», но также сослался на провал валлийской поэмы десятого века «Армес Придейн» , в которой предсказывалось изгнание англичан из Британии, и упомянул Артура среди древних героев, которые будут вернуться, чтобы возглавить сопротивление. [ 18 ]

В обзоре 2007 года Говард Уайзман последовал за Шеппардом Фрером (1967), заявив, что «факты позволяют , а не требуют веры», и следует за Кристофером Снайдером (2000), подчеркивая необходимость лучшего понимания того периода, независимо от того, существовал ли Артур. . [ 11 ] В 2011 году в истории того периода Робина Флеминга Артур вообще не упоминался. [ 19 ] В 2013 году Гай Холсолл сообщил, что «в академическом сообществе скептики решительно одержали победу». [ 20 ] В 2018 году Николас Дж. Хайэм опроверг все выдвинутые утверждения об историческом Артуре, резюмируя свою позицию так: «То, что Артур произвел необычайное количество «дыма», во многом объясняется тем, что он так хорошо подходит для того, чтобы быть опорой для творческих людей». Но в основе историй, которые собрались вокруг него, нет никакого исторического «огня», а только «горный туман». [ 21 ] Его книга получила всеобщую похвалу. [ 11 ] [ 1 ]

В обзоре 2018 года Том Шиппи резюмировал ситуацию так: «Современные академические историки не хотят иметь ничего общего с королем Артуром». [ 1 ] В обзоре 2019 года Брайан Дэвид сообщил, что «немногие темы в истории поздней античности и средневековья вызывают у ученых стоны, подобные идее о якобы «реальном» короле Артуре. Тем не менее, историки и другие ученые приводили доводы в пользу существования Артура в исторических и литературных исследованиях до тех пор, пока 1980-е годы. Для сегодняшних учёных вопрос о реализме короля Артура в значительной степени отошёл от популярных книг, видеоигр и фильмов». [ 2 ]

Эндрю Бриз утверждал в 2015 и 2020 годах, что Артур был историческим персонажем, и утверждал, что определил места его сражений, а также место и дату его смерти. [ 22 ] [ 23 ] Однако его выводы были оспорены. [ 24 ] [ нужны разъяснения ]

Этимология слова «Артур»

[ редактировать ]

Происхождение имени Артур неясно. Одна из предложенных этимологий происходит от римской фамилии Арториус . [ 25 ] сам по себе неясной и спорной этимологии, [ 26 ] возможно, из Мессапика [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] или этрусского происхождения. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Некоторые ученые отметили, что имя легендарного короля Артура появляется только как Артур , Артурус или Артурус в ранних латинских текстах о короле Артуре, но никогда как Арториус (хотя классическая латынь Арториус стала Артуриусом в некоторых диалектах вульгарной латыни). Однако это может не относиться к происхождению имени Артур , поскольку Арториус регулярно становился Артуром (h)ur при заимствовании в валлийский язык . [ 33 ]

По мнению лингвиста и кельтика Стефана Циммера, возможно, что Арториус имеет кельтское происхождение и является латинизацией гипотетического имени *Artorījos, происходящего от патронима *Arto-rīg-ios , что означает «Сын Медведя» или «Король-воин». ". *Arto-rīg-ios не подтвержден, но корень *arto-rīg является источником древнеирландского личного имени Артри . [ 34 ]

Джон Моррис утверждал, что появление имени Артур среди шотландских и валлийских деятелей предполагает, что это имя на короткое время стало популярным в Британии начала VI века. Он предположил, что все подобные происшествия были связаны с важностью другого Артура, который, возможно, временно правил как император Британии. [ 10 ] и предположил, что период наступления саксонцев был остановлен и повернут вспять, прежде чем возобновиться в 570-х годах.

Ранние источники

[ редактировать ]

Гильдас и Бадон

[ редактировать ]

Артур не упоминается в книге Гильдаса VI века De Excidio et Conquestu Britanniae . Гильдас упоминает о победе британцев над саксами у «Бадонской горы» ( mons Badonicus ), которая произошла в год рождения Гильдаса и положила начало миру между двумя враждующими народами. Это сражение теперь называется битвой при Бадоне . Гильдас описывает битву как произошедшую «в наше время» и как одну из «последних, если не величайших» убийств саксов, и что новое поколение, родившееся после Бадона, достигло совершеннолетия в Британии. Более поздние камбро-латинские источники дают староваллийскую форму места битвы как Бадон, например, в « Анналах Камбрии» , и это было принято большинством современных ученых. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]

Латынь Гильдаса несколько неясна; он не называет имени Артура или любого другого лидера битвы. Он действительно обсуждает Амвросия Аврелиана как великого бича саксов непосредственно перед этим: [ 35 ] но он, кажется, указывает на то, что между победой Амвросия и битвой при Бадоне прошло некоторое время. Детали битвы, включая ее дату и место, остаются неопределенными, при этом большинство ученых принимают дату около 500 г.; За прошедшие годы было предложено множество мест по всей Великобритании.

История британцев

[ редактировать ]

Артур также не упоминается в » Беды « Historia ecclesiastica gentis Anglorum « Церковной истории английского народа », датируемой ок. 731, или любая другая сохранившаяся работа примерно до 829 года, дата, приписываемая Historia Brittonum , приписываемая валлийскому священнослужителю по имени Ненний . [ 3 ] В «Истории» говорится: «Тогда в те дни Артур сражался с королями бриттов против них [ саксов ], но сам он был командующим сражениями ( dux bellorum ) ». Перечислены двенадцать битв, в которых участвовал Артур. Комментируя изображение Артура как короля после завоевания , историк Николас Хайэм отмечает: «Более ранние тексты одинаково изображают Артура исключительно как воина или лидера воинов, «реальных» или сверхъестественных... В средние века роль короля заключалась в том, чтобы возглавлять армию, возглавлять силы подчиненных правителей. «Главное королевство» было хорошо известно, как в Уэльсе, так и в других местах, поэтому от «командующего» был небольшой шаг. сражения» квазиимперской фигуре, командующей валлийскими королями, а также их войсками. Это должно было доказать знаковый сдвиг в традиции Артура, ведущий непосредственно к «королю» Артуру». [ 38 ]

Анналы Уэльса

[ редактировать ]

Самая ранняя версия Annales Cambriae ( Валлийские летописи ) была составлена ​​в середине X века. В нем указана дата Бадона - 516 год, а смерть Артура указана как произошедшая в 537 году в битве при Камланне . Как и «Анналы» , все другие источники, в которых упоминается Артур, были написаны по крайней мере через 400 лет после описываемых в них событий. [ 39 ]

Деяния королей Англии

[ редактировать ]

Артур ненадолго появляется в Gesta Regum Anglorum («Деяния английских королей») Уильяма Малмсберийского в 1124 году. Несмотря на название, в работе была предпринята попытка реконструировать британскую историю в целом, собрав воедино различные рассказы Гильдаса, Беды, Ненний и различные летописцы. [ 40 ] В работе Артур рассматривается как исторический персонаж, а фигурирует Амвросий Аврелиан его очевидным работодателем . Малмсбери также упомянул об обнаружении могилы некоего «Уолвина» (предполагаемого племянника Артура) во времена Вильгельма Завоевателя .

История королей Британии

[ редактировать ]

Впервые Артур был назван королем бриттов в Джеффри Монмута псевдоисторической хронике Historia Regum Britanniae ( «История королей Британии »), которая датируется ок. 1136. [ примечание 1 ] Джеффри также называет Амброзиуса Аврелиана (которого он называет Аврелием Амброзиусом) королем Британии и старшим братом Утера Пендрагона , отца Артура, таким образом устанавливая семейные отношения между Аврелианом и Артуром. Он идентифицирует Аврелия Амвросия как сына Константина, бретонского правителя и брата Альдроена . [ 41 ]

Артур упоминается в нескольких житиях валлийских и бретонских святых XII-XIII веков, в том числе Кадока , Карантока , Гильдаса , Гоэзновиуса , Илтуда и Патерна . Legenda Sancti Goeznovii — это житие бретонского святого Гоэзновия, которое ранее датировалось ок. 1019 [ 42 ] но теперь датируется концом 12 - началом 13 века. [ 43 ] Он включает в себя краткий отрывок, посвященный Артуру и лидеру, известному как Вортигерн . [ 44 ]

Бардские источники

[ редактировать ]

Есть ряд упоминаний о легендарном герое по имени Артур в ранней валлийской и бретонской поэзии. Эти источники сохранились в рукописях Высокого Средневековья и не могут быть точно датированы. В основном они относятся к IX–X векам, хотя некоторые авторы датируют их уже VII веком. Самым ранним из них, по-видимому, является древневаллийская поэма «Y Gododdin» , сохранившаяся в рукописи XIII века. Речь идет о воине, который «напоил черных воронов [т. е. убил много людей] на валу крепости, хотя он и не был Артуром». [ 39 ]

Валлийское стихотворение «Герайнт, сын Эрбина» описывает битву в портовом поселении и вскользь упоминает Артура. [ 45 ] Произведение представляет собой хвалебную поэму и элегию королю Герайнту , которого обычно считают историческим королем Думнонии , и имеет важное значение, показывая, что он был связан с Артуром в относительно ранние времена. [ 45 ] Здесь также содержится самое раннее известное упоминание об Артуре как об «императоре». [ 45 ] Герайнт, сын Эрбина, встречается в Черной книге Кармартена . [ 46 ] составлено около 1250 года, хотя само стихотворение может быть датировано 10 или 11 веком. [ 45 ] Y Gododdin Примерно в то же время был скопирован . Эти два стихотворения различаются относительной архаичностью языка, причем стихотворение «Й. Гододдина» является более древним по форме. Однако это могло просто отражать различия в дате последней редакции языка в двух стихотворениях, поскольку язык должен был быть изменен, чтобы стихи оставались понятными.

Альтернативные кандидаты на исторического короля Артура

[ редактировать ]

Некоторые теории предполагают, что «Артур» был псевдонимом засвидетельствованной исторической личности.

Луций Арториус Кастус и связь с сарматами

[ редактировать ]

Одна теория предполагает, что Луций Арториус Кастус , римский военачальник, служивший в Британии в конце 2-го или начале 3-го века, был прототипом Артура. [ 47 ] [ 48 ] Арториус известен по двум надписям, в которых подробно рассказывается о его службе. После долгой карьеры центуриона в римской армии он был назначен префектом штаб VI Victrix легиона со - квартирой в Эборакуме (современный Йорк, Англия). [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Позже он командовал двумя британскими легионами в экспедиции против армориканцев ( в современной Бретани) или против армян . [ 52 ] [ 53 ] Впоследствии он стал гражданским губернатором Либурнии в современной Хорватии, где и умер. [ 50 ]

Кемп Мэлоун впервые установил связь между Арториусом и королем Артуром в 1924 году. Отметив, что валлийское имя Артур правдоподобно происходит от латинского Artorius , Мэлоун предположил, что некоторые детали биографии Кастуса, в частности его возможная кампания в Бретани и тот факт, что он был вынужденный уйти из армии (возможно, из-за травмы), возможно, вдохновил Джеффри Монмутского на изображение короля Артура. [ 54 ] [ 26 ] Более поздние ученые оспорили эту идею, основываясь на том факте, что Арториус жил за два-три столетия до периода, обычно ассоциируемого с Артуром, и на том факте, что части надписей, якобы похожие на историю Артура, открыты для интерпретации. [ 55 ]

Идея Мэлоуна на протяжении десятилетий не привлекала особого внимания, но была возрождена в 1970-х годах как часть теории, известной как «сарматская связь». [ 54 ] [ 56 ] В эссе 1975 года Хельмут Никель предположил, что Арториус был настоящим Артуром и что группа сарматской кавалерии, служившая под его началом в Британии, вдохновила рыцарей Круглого стола . Никель писал, что сарматский отряд Кастуса сражался под знаменем красного дракона и что их потомки все еще находились в Британии в V веке; он также выявил сходство между легендой о короле Артуре и традициями, связанными с сарматами и другими народами Кавказского региона . Он предположил, что потомки сарматов сохранили наследие Каста на протяжении веков и смешали его с мифами своих предков, включающими волшебные котлы и мечи. [ 57 ]

Независимо от Никеля К. Скотт Литтлтон разработал более сложную версию связи с сарматами. Литтлтон впервые написал об этой теории вместе с Энн К. Томас в 1978 году и подробно изложил ее в книге 1994 года, соавтором которой была Линда Малкор, « От Скифии до Камелота» . [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Литтлтон и Малкор утверждали, что Арториус и сарматская кавалерия были источником вдохновения для короля Артура и его рыцарей, но что многие элементы истории Артура происходят из кавказской мифологии , якобы принесенной в Британию во 2 веке сарматами и аланами . Они находят параллели ключевым особенностям легенды о короле Артуре, включая Меч в камне , Святой Грааль и возвращение меча Артура в озеро, в традициях Кавказа, и связывают Артура и его рыцарей с Батразом и его нартами. , герои легенд Северного Кавказа . [ 58 ] [ 61 ]

Некоторые исследователи эпохи Артура доверяют связи с сарматами, но другие считают, что она основана на предположениях и слабых доказательствах. [ 58 ] Лишь немногие из кавказских традиций, приводимых в поддержку этой теории, можно проследить именно у сарматов; многие из них известны только из устно передаваемых сказок, которые не подлежат датировке до того, как они были впервые записаны в XIX веке. [ 62 ] [ 58 ] Кроме того, многие из наиболее ярких параллелей легенде о короле Артуре не встречаются в самых ранних британских материалах, а появляются только в более поздних континентальных романах XII века или позже. [ 61 ] Таким образом, традиции должны были выжить в Британии в течение как минимум тысячи лет между приходом сарматов во 2 веке и романами о короле Артуре в 12 веке. [ 58 ] Тем не менее, связь с сарматами продолжает пользоваться популярностью; это основа фильма 2004 года «Король Артур» . [ 58 ]

Риотамус

[ редактировать ]

Риотамус (также пишется Риотимус) был исторической фигурой, которую древние источники называют « королем бриттов ». Он жил в конце V века, и большинство рассказов о нем записано в книге византийского историка Иордана « Происхождение и деяния готов» , написанной в середине VI века, всего лишь примерно через 80 лет после его предполагаемой смерти.

Около 460 г. римский дипломат и епископ Сидоний Аполлинарий направил письмо Риотамусу с просьбой помочь подавить волнения среди бреттонов, колонии бриттоязычных людей, живущих в Арморике ; это письмо сохранилось до сих пор . В 470 году западноримский император Антемий начал кампанию против Эврика , короля вестготов, ведших кампанию за пределами своей территории в Галлии . Анфемий просил помощи у Риофама, а Иордан пишет, что он переправился через океан в Галлию с 12 000 солдат в землю битуригов , вероятно, в Аварик ( Бурж ). Местоположение армии Риотамуса было выдано вестготам Арвандом , ревнивым преторианским префектом Галлии , и Эврик победил его в битве при Деоле . В последний раз Риотамуса видели отступающим на северо-запад, в Бургундию .

Джеффри Эш указывает, что, по словам Джеффри Монмутского, Артур дважды переправлялся в Галлию: один раз, чтобы помочь римскому императору, и один раз, чтобы подавить гражданскую войну. Риотамус сделал и то, и другое, предполагая, что он был королем как Британии, так и Арморики. Говорят также, что Артура предал один из его советников, а Риотамуса предал один из его предполагаемых союзников. Наконец, в романах о короле Артуре традиционно рассказывается, что король Артур был унесен на Авалон (названный островом Аваллонис Джеффри Монмутским, первым автором, упомянувшим легендарный остров) перед своей смертью; В последний раз известно, что Риотамус после своего поражения при Деоле бежал в королевство германских бургундцев , возможно, пройдя через город под названием Аваллон (который находился на территории Бургундии, недалеко от Буржа).

Неизвестно, был ли Риотамус королем Британии или Арморики. Арморика была британской колонией, и Иордан пишет, что Риотамус «пересек океан», так что, возможно, оба правы. Имя Риотамус интерпретируется Эшем и некоторыми другими учеными как титул, означающий «Верховный король», хотя нет никаких свидетельств того, что такой титул использовался древними бриттами или галлами , а также формирование имени (существительное/прилагательное + превосходная степень - tamo-суффикс) следует образцу, обнаруженному во многих других британских и галльских личных именах. [ примечание 2 ] Родственные имени Риотамус сохранились в древневаллийском ( Риатав / Риадаф ) и старобретонском ( Риатам ); все они происходят от общебританского *Rigotamos , что означает «самый королевский» или «самый королевский».

Амвросий Аврелиан

[ редактировать ]

По словам Гильдаса, Амброзиус Аврелиан (также иногда называемый Аврелием Амброзиусом) был могущественным романо-британским лидером в Британии. Он был известен своими кампаниями против саксов, и есть некоторые предположения, что он, возможно, командовал британскими войсками в битве при Бадон-Хилле или что эта битва была продолжением его усилий. [ 64 ]

Такие ученые, как Леон Флерио, отождествили Амброзия Аврелиана с вышеупомянутой фигурой Риотамуса из Иордана, и эта идея является частью гипотезы Флерио о происхождении легенды о короле Артуре. [ 65 ] Другие, такие как Джеффри Эш, не согласны с этим, поскольку Амброзиус не назывался «королем» до появления несколько легендарной Historia Brittonum . [ 66 ]

Артур, сын Аэдана

[ редактировать ]

Артур мак Эдан был старшим сыном Аэдана мак Габрейна , ирландского короля Дала Риаты (на территории современной юго-западной Шотландии) в конце VI века. Сам Артур так и не стал королем Дала Риаты; его брат Эохайд Буйде правил после смерти их отца. Однако Артур стал военачальником, когда Аэдан отказался от своей роли и ушел в монашество, хотя официально Аэдан все еще оставался королем. Таким образом, именно Артуир возглавил шотландцев Дала Риаты в войне против пиктов , отдельной от более поздней войны с Нортумбрией .

То, что Артуир является исторической основой мифического короля Артура, было предложено Дэвидом Ф. Кэрроллом. [ 67 ] и Майкл Вуд . [ 68 ] Согласно этой гипотезе, Артур действовал преимущественно в регионе между стеной Адриана и стеной Антонина , королевстве Гододдинов . Однако в конечном итоге он был убит в битве в 596 году – таким образом, он жил слишком поздно, чтобы стать победителем в битве при Бадоне, как упоминал Гильдас в начале VI века.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. «История королей Британии» Гильдаса опирается, среди других источников, на «De Excidio Britanniae» , « Historia Brittonum » и « Annales Cambriae» .
  2. ^ Примеры: старобретонский/валлийский Cunatam / Cunotami / Condam / Cyndaf (британский *Cunotamos «Великий пес»), староваллийский Caurdaf ( британский *Kawarotamos «Великий великан»), староваллийский/бретонский Eudaf / Outham (британский *Awitamos ") Великая воля/желание»), Ууоратам / Gwrdaf (британский *Wortamos «Верховный»), старо-бретонский Rumatam (британский *Roimmotamos «Великая группа/ведущий»), Gwyndaf (британский *Windotamos «Самый светлый/белый/святейший»), бретонский Uuentamau (британский *Wenitamaua «Самый дружелюбный», и *Windotamawā «Маленький Самый светлый/Белый/Святейший (Один)»). [ 63 ]
Например, Артур Мак Конаинг, [ 69 ] которого, возможно, назвали в честь его дяди Артура мак Эдайна. В этот период сообщалось еще об Артуре, сыне Бикуара, «Британце», который убил Монгана Мак Фиахнаи из Ольстера в 620/625 году в Кинтайре. [ 70 ] Человек по имени Ферадах, по-видимому, внук некоего Артура, подписал синод, принявший Закон Адомнана в 697 году. [ 70 ] Артур ап Педр был принцем в Дифеде , родившимся около 570–580 гг. [ 71 ]
  1. ^ Jump up to: а б с Шиппи, Том (20 декабря 2018 г.). «Так много дыма: обзор Николаса Дж. Хайэма, Король Артур: Создание легенды , 2018» . Лондонское обозрение книг . 40 (24): 23.
  2. ^ Jump up to: а б Дэвид, Брайан, Обзор Николаса Дж. Хайэма, Король Артур: Создание легенды в Comitatus: журнал исследований Средневековья и Возрождения 50 : 221-222 (2019) два : 10.1353/cjm.2019.0021 Проект МУЗА   734087
  3. ^ Jump up to: а б Флетчер, Ричард (1989). Кто есть кто в римской Британии и англосаксонской Англии . Шепард-Уолвин. п. 112. ИСБН  0856830895 .
  4. ^ Филлипс, Грэм; Китман, Мартин (1992). Король Артур: Правдивая история . Лондон: Век. ISBN  9780712655804 .
  5. ^ Филлипс, Грэм (2016). Затерянная гробница короля Артура: В поисках Камелота и острова Авалон . Медведь и компания.
  6. ^ Бартрум, Питер Клемент (1993). Валлийский классический словарь: люди в истории и легендах примерно до 1000 года нашей эры (PDF) . Национальная библиотека Уэльса. п. 35. Уильям Оуэн Пью в своей «Кембрийской биографии» , 1803 г., ... выдвинул предположение, что Артур был тем же человеком, что и Атрвис ап Мейриг. Его обсуждали и отвергали Шэрон Тернер ( «История англосаксов» , Bk.3, Ch.3, 1805) и Райс Рис ( «Welsh Saints» , 1836, стр. 185–6), но принимал Роберт Оуэн ( «Кимры , 1891, с.77)
  7. ^ Коллингвуд, РД ; Майрес, JNL (1936). Римская Британия и английские поселения . Серия «Оксфордская история Англии». Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 320–324.
  8. ^ Алкок, Лесли (1971). Британия Артура: история и археология, 367–634 гг. н.э. Пингвин. п. хв. ISBN  0141390697 .
  9. ^ Stenton, Frank . Anglo-Saxon England . p. 3.
  10. ^ Jump up to: а б Моррис, Джон (1977). Эпоха Артура: История Британских островов с 350 по 650 годы . Чичестер: Филлимор и Ко.
  11. ^ Jump up to: а б с Уайзман, Ховард М. (май 2007 г.). «Историчность и историография Артура: критический обзор книги Король Артур: мифотворчество и история» Н. Хайэма « Правление Артура: от истории к легенде и К. Гидлоу « » . Героический век: журнал раннесредневековой Северо-Западной Европы . 10 . Полный текст.
  12. ^ ( Дамвилл 1977 )
  13. ^ Джон Ноуэлл Линтон Майрес, Английские поселения , 1989, стр. 15-16.
  14. ^ Уильямс, Энн ; Смит, Альфред П .; Кирби, Дэвид Питер (1991). Биографический словарь Британии темных веков: Англия, Шотландия и Уэльс, ок. 500–ок. 1050 . п. 48. ИСБН  1852640472 .
  15. ^ Чарльз-Эдвардс, Томас (2003). После Рима . Серия «Краткая оксфордская история Британских островов». Издательство Оксфордского университета. ISBN  0199249822 .
  16. ^ Фрэнсис Прайор, Великобритания нашей эры: В поисках Артура, Англии и англосаксов , 2004, с. 22.
  17. ^ Падель, О.Дж. (2007). «Артур (доп. эт. в VI веке или ранее)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/703 . ISBN  9780198614128 . Проверено 24 июня 2020 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
  18. ^ Падель, О.Дж. (2014). "Артур". В Лапидже, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (ред.). Энциклопедия англосаксонской Англии Уайли Блэквелла (2-е изд.). Чичестер: издательство Blackwell Publishing. стр. 50–51. ISBN  9780470656327 .
  19. ^ Флеминг, Робин (2010). Британия после Рима: падение и подъем, с 400 по 1070 год . Серия «История Британии». Пингвин. ISBN  978-0140148237 .
  20. ^ Холсолл, Гай (май 2014 г.). Миры Артура: факты и вымыслы темных веков . Издательство Оксфордского университета . п. 9. ISBN  978-0198700845 .
  21. ^ ( Хайэм 2018 )
  22. ^ Эндрю Бриз, «Исторический Артур и Шотландия шестого века», Northern History 52 : 2: 158-181 (2015)
  23. ^ Бриз, Эндрю (2020). Британские сражения 493–937 гг . Лондон: Гимн Пресс. стр. 13–24. дои : 10.2307/j.ctvv4187r . ISBN  9781785272233 . JSTOR   j.ctvv4187r . S2CID   243164764 .
  24. ^ Хайэм 2018 , стр. 262–263.
  25. ^ Кох, Джон Т. , изд. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Санта-Барбара: ABC-CLIO. стр. 121–122. ISBN  1851094407 .
  26. ^ Jump up to: а б Мэлоун, 1925 год .
  27. ^ Марселла Челотти, Винченца Морицио, Марина Сильвестрини, Римские эпиграфы Канозы, Том 1, Edipuglia srl, 1990, стр. 261, 264.
  28. ^ Чиро Санторо, «Для новой мессапической надписи Ории», La Zagaglia , A. VII, n. 27, 1965, с. 271–93.
  29. ^ Чиро Санторо, «Новый мессапийский эпиграф 'IM 4. 16, I – III» Остуни и имен в искусстве», Ricerche e Studi , Том 12, 1979, стр. 45–60.
  30. ^ Вильгельм Шульце, «К истории латинских имен собственных» (том 5, выпуск 2 Трактатов Общества наук в Геттингене, Филолого-исторический класс, Филолого-исторический класс Общества наук Геттингена ), 2-е издание, Вайдманн, 1966 г. , с. 72, стр. 333–38.
  31. ^ Олли Саломиес: Римские имена. Исследования римского именования . Хельсинки 1987, с. 68.
  32. ^ Хербиг, Густ., «Фалиска», Глотта, Том II, Геттинген, 1910, стр. 98.
  33. ^ Кох, Джон Т. (1996), «Кельтские земли», в Лейси, Норрис Дж. (ред.), Средневековая литература о короле Артуре: Путеводитель по новейшим исследованиям , Нью-Йорк: Гарланд, стр. 253, ISBN  9780815321606
  34. ^ Циммер, Стефан (2009). «Имя Артура – ​​новая этимология» . Журнал кельтской лингвистики . 13 : 131–136. ISSN   2058-5063 . Проверено 24 февраля 2021 г. Имя Артура, мифического полководца и идеального короля, вероятно, относящееся к римскому полководцу второго века в Британии, до сих пор не имеет убедительной во всех деталях этимологии. В этой короткой заметке рассматриваются предыдущие предложения и представлено новое объяснение. Валлийский Артур <латинский Artōrius — это латинизированная форма кельтского патронима *Arto-rīg-ios, производного от *Arto-rīXs = древнеирландского Art-rí.
  35. ^ Jump up to: а б Грин, Томас (2008). Концепции Артура . Страуд, Англия: Темпус. п. 31.
  36. ^ Удален в 1994 году .
  37. ^ Green 2007 , главы пятая и седьмая.
  38. ^ Хайэм 2018 , стр. 185, 239.
  39. ^ Jump up to: а б Флетчер, Ричард (1989). Кто есть кто в римской Британии и англосаксонской Англии . Шепард-Уолвин. стр. 17–19. ISBN  0856830895 .
  40. ^ Коррел (1984), стр. 5–30
  41. ^ «Христианские произведения: история королей Британии» . цифровая библиотека Кембриджская Проверено 27 ноября 2018 г.
  42. ^ Тэтлок, JSP (июль 1939 г.). «Даты легенд о святых Артуре». Зеркало . 14 : 345–365 [349]. дои : 10.2307/2848601 . JSTOR   2848601 . S2CID   163470282 .
  43. ^ Бурже, Андре-Ив (995). «Гийом ле Бретон и бретонская агиография XII и XIII веков». Анналы Бретани и западных стран (на французском языке) (102–101): 35–45.
  44. ^ Эш, Джеффри (1991). «Сказание о Санкти-Гезновии» . В Норрисе Дж. Лейси (ред.). Новая энциклопедия Артура . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гарленд. стр. 100-1 204–05 . ISBN  0824043774 .
  45. ^ Jump up to: а б с д Боллард, Джон К. (1994). «Артур в ранней валлийской традиции». Романс об Артуре: Антология средневековых текстов в переводе . Рутледж: 11–23.
  46. ^ Джарман, AOH (1982). Черная книга Кармартена . Издательство Уэльского университета. ISBN  0708306292 .
  47. ^ Снайдер 2006 , стр. 3, 15–16.
  48. ^ Мэлоун, Кемп (1925). «Арториус». Современная филология . 22 (4). Издательство Чикагского университета: 367–374. дои : 10.1086/387553 . ISSN   0026-8232 . S2CID   224832996 .
  49. ^ Кеппи, Лоуренс. Легионы и ветераны: Документы римской армии, 1971–2000 гг. , Franz Steiner Verlag, 2000, стр. 168.
  50. ^ Jump up to: а б Вебстер, Грэм. Римская императорская армия первого и второго веков нашей эры , University of Oklahoma Press, 1998 (3-е изд.), стр. 112–14.
  51. ^ Моммзен, Теодор; Демандт, Барбара; Демандт, Александр. История Рима при императорах . Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1999 (новое издание), стр. 311–12.
  52. ^ Бирли, Энтони. Римское правительство Британии . Оксфорд У. Пресс, 2005, с. 355.
  53. ^ Пфлаум, Ханс-Георг. Карьера конного прокуратора в Ранней Римской империи . Париж, 1960, с. 535.
  54. ^ Jump up to: а б Снайдер 2006 , с. 3.
  55. ^ Halsall 2013 , стр. 147–48.
  56. ^ Хайэм 2018 , стр. 13–76.
  57. ^ Снайдер 2006 , стр. 15–16.
  58. ^ Jump up to: а б с д и ж Снайдер 2006 , стр. 16.
  59. ^ Литтлтон, К. Скотт; Томас, Энн К. (1978). «Сарматская связь: новый свет на происхождение легенд о короле Артуре и Святом Граале». Журнал американского фольклора . 91 (359): 512–27. дои : 10.2307/539571 . JSTOR   539571 .
  60. ^ Литтлтон, К. Скотт; Малькор, Линда. От Скифии до Камелота: радикальная переоценка легенд о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и Святом Граале . Нью-Йорк: Гарленд, 2000.
  61. ^ Jump up to: а б Грин, Кейтлин Р. (2009) [1998]. «Историчность и историзация Артура» . Артуриана.co.uk . Проверено 6 июля 2018 г.
  62. ^ Halsall 2013 , стр. 149–151.
  63. ^ Ламбер, Пьер-Ив; Пино, Жорж-Жан. Галльский и континентальный кельтский язык , Librairie Droz, 2007, стр. 464.
  64. ^ Падель 1994 , стр. 16-17.
  65. ^ Леон Флерио, Истоки Бретани: эмиграция , Париж, Пайо, 1980.
  66. ^ Эш, Джеффри (1985). Открытие короля Артура . Лондон: Издательство Гильдии.
  67. ^ Кэрролл, Дэвид Ф. (1996). Артуриус: В поисках Камелота .
  68. ^ Вуд, Майкл (2007). В поисках мифов и героев . Издательство Калифорнийского университета. п. 255 . ISBN  9780520251700 .
  69. ^ Сенчус Айрон Албан. История мужчин Шотландии [1] .
  70. ^ Jump up to: а б Бромвич 1975 , стр. 163–181.
  71. ^ Бромвич 1975 , с. 178.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c9a682f79b586355fcaa01e97666c39__1723377660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/39/5c9a682f79b586355fcaa01e97666c39.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Historicity of King Arthur - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)