Низари Кухистани
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Хаким Саад-ад-Дин ибн Шамс-ад-Дин Низари Бирджанди Кухистани ( персидский : Хаким Саад ад-Дин ибн Шамс ад-Дин Низари Бирджанди Кухистани ), или просто Низари Гохестани (умер в 1320 г. н.э.), был 13-м автор XIX века Низаритский исмаилитский и поэт, живший во времена имама Шамс ад-Дина (Низари) Мухаммада. Низари родился в семье землевладельцев примерно через десять лет после капитуляции государства Аламут был родом из города Бирджанд. и Низари - единственный поэт-исмаилит этого периода, чьи произведения дошли до нас. Работу Низари Кухистани цитировали многие более поздние авторы-исмаилиты, такие как персидский Ходжа Мухаммад Рида б. Султан Хусейн, также известный как Хайрхвах-и Харати. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Низари получил начальное образование в Бирджанде и Каине и стал знатоком арабской и персидской литературы и философии. Он получил высшее образование в колледже ( медресе ) , о котором сожалел, поскольку оно совершенно не походило на образование, которое он получил в своем родном городе. Какое-то время он служил одним из немногих исмаилитских чиновников при дворе Малика Шамс-уддина Мухаммада Курта I (ум. 1285 г.), более известного как Шамс ад-Дин Карт в Герате. Служение двору было для Низари одновременно драгоценным и опасным положением. В этой роли Низари совершил поездку по Хорасану , Райю , Систану и Кухистану , в конце концов встретившись с преемником имама Рукн ад-Дина Хвуршаха , которого он идентифицировал как Шах Шамса . Однако, когда его близкий человек был приговорен к смертной казни, Низари не смог промолчать и, выступив против суда, был уволен со своей должности. Низари умер в 1320 году нашей эры, примерно через десять лет после смерти имама Шамс ад-Дина Мухаммада.
Псевдоним Низари Кухистани «Низари» был предметом споров среди ученых. Некоторые историки, в том числе Мирхванд , Хвандамир и Давлатшах, предположили, что это прозвище подразумевает приверженность Низари исмаилитскому имаму Низару . Вторая теория псевдонима Низари состоит в том, что он был худощавого (низар) телосложения, хотя это было отвергнуто выдающимся исследователем персидской истории Э. Г. Брауном . Однако даже теория о преданности Низари имаму Низару вызывает вопросы о личности такой фигуры. Поэтому неясно, обозначает ли это имя преданность Низари первому имаму Низару, то есть Низару б. аль-Мустансирбилла , обозначая его как сторонника низаритской ветви исмаилитской веры или преемника имама Шамса ад-Дина Мухаммада, который был известен как имам Низар и имам Касимшах. Шафик Вирани не было исмаилитов -мусталитов отмечает, что, однако , на персоязычных территориях , и поэтому маловероятно, чтобы поэт отличал себя от ветви, практически неизвестной в регионе. Более того, назвать себя таковым означало бы привлечь внимание к его религиозным убеждениям, что было совершенно опасным решением после нападения монголов на регион. [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]Низари Кухистани является автором многочисленных поэтических композиций, благодаря которым он занял место среди известных персидских литературных деятелей. Биограф Амин Ахмад Рази заметил в 1594 году нашей эры, что на место Низари в истории не повлияла его религиозная принадлежность к исмаилитской вере. Точно так же в своей знаменитой «Литературной истории Персии » Э.Г. Браун сравнивает поэтическое мастерство Низари с поэтическим мастерством прославленного Насир-и Хосрова . Некоторые из его стихотворений сохранились в других произведениях, например в анонимном исмаилитском произведении «Послание правильного пути» (Рисала-йи Сират аль-Мустаким) . Ниже приводится список известных дошедших до нас работ Низари:
Суд
[ редактировать ]Диван . ( دیوان ) Низари Кухистани, возможно, является его крупнейшим письменным произведением Этот сборник содержит подробности работы да'ва и называет различные регионы, предположительно те, в которых находились исмаилиты под эгидой иерархии.
Путеводитель
[ редактировать ]В этом поэтическом путеводителе Низари описывает свое путешествие, предпринятое в 1280 году нашей эры, и встречи с людьми, которые, по словам Нади Э. Джамал, возможно, были видными исмаилитскими деятелями Армении, Аррана, Азербайджана и Грузии. [ 3 ] Именно в этой работе Низари указывает на свою встречу с преемником имама Рукн ад-Дина Хвуршаха имамом Шахом Шамсом.
Мунасара-йи Шаб ва Руз
[ редактировать ]« Мунасара» ( персидский : مناظره شب و روز ) Низари Кухистани характеризует спор между экзотерическим исламом, символизируемым ночью, и эзотерическими традициями, символизируемыми днем. Это короткое метафорическое стихотворение написано в форме маснави .
Азхар ва Мажар
[ редактировать ]Эта эпическая поэма представляет собой защиту исмаилитской веры и описана российским исследователем низаритизма Байбурди как воплощение идеалов низаритов. Герой этого стихотворения Мажар является поборником эзотерического ислама и представляет веру исмаилитов, сражающуюся против Халила, олицетворяющего экзотерическое.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Забудь об этом, Шафик. «Хайрхвах-и Харати» . Энциклопедия ислама . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_35517 .
- ^ Вирани, Шафик Н. Исмаилиты в средние века: история выживания, поиск спасения (Нью-Йорк: Oxford University Press), 2007, стр. 82–83.
- ^ Вирани, Шафик Н. Исмаилиты в средние века: история выживания, поиск спасения (Нью-Йорк: Oxford University Press), 2007, стр. 64.