Шамс ад-Дин Мухаммад (низаритский имам)
Шамс ад-Дин Мухаммад | |
---|---|
Имам низаритского исмаилизма | |
Срок владения | 1256–1310 |
Предшественник | Рукн ад-Дин Хуршах |
Преемник | Касим Шах (Касим-Шахи) Мумин Шах (Верующий) |
Рожденный | До 1256 г. |
Умер | 1310 |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
Исламский портал |
Шамс ад-Дин Мухаммад ( арабский : شمس الدین محمد , латинизированный : Шамс ад-Дин Мухаммад ; до 1256 - ок. 1310 ) был 28-м имамом общины низаритов-исмаилитов . О его жизни мало что известно. Он был первым имамом, правившим после разрушения государства Низаритов Монгольской империей , и всю свою жизнь скрывал свою истинную личность.
После его смерти линия преемственности разделилась на две: линию Касим-Шахи, которая сохранилась по сей день в форме господствующего направления низаритского исмаилизма, возглавляемого Ага-ханами , и линию Мухаммад-Шахи или Мумини. которое сегодня сократилось до нескольких тысяч последователей в Сирии. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Его жизнь неизвестна, так как о нем сохранилось мало подробностей. [ 2 ] Он был младшим сыном Рукн ад-Дина Хуршаха , последнего правителя замка Аламут , центра государства низаритов-исмаилитов , пока он не был захвачен Монгольской империей в ноябре 1256 года. [ 2 ] Низаритская традиция гласит, что его отец назначил его ( naṣṣ ) наследником. [ 2 ] и доставлен в безопасное место в последние месяцы перед осадой Аламута монголами и капитуляцией его отца. [ 3 ] Остальные члены его семьи были казнены монголами, и Шамс ад-Дин остался единственным выжившим. [ 2 ] После казни его отца где-то в конце весны 1257 года Шамс ад-Дин автоматически сменил его на посту имама . [ 2 ]
Остаток своей жизни он провел в Азербайджане , в Тебризе или его окрестностях . [ 2 ] Он скрывал свою личность, вместо этого приняв облик суфийского мистика (обычная практика среди низаритов того времени) и вышивальщицы, откуда он традиционно известен под прозвищем Зардуз. [ 2 ] В низаритской традиции Шамса ад-Дина иногда путают с более ранним мистиком Шамсом Тебризи (1185–1248). [ 2 ]
Падение Аламута лишило широко распространенное низаритское движение центра, но Шамс ад-Дин, похоже, установил контакты по крайней мере с некоторыми низаритскими группами. [ 2 ] В своем путеводителе «Сафар-нама» современный исмаилитский поэт Низари Кухистани намекает, что видел его лично в 1280 году: [ 4 ] называя его именами Шамс-и Дин Шах Нимруз Али и Шах Шамс. [ 5 ] При его имамате низаритская община сумела перегруппироваться в Рудбаре на севере Персии и даже временно вновь оккупировала Аламут, однако сирийские низариты попали под влияние мамлюкского султаната . [ 5 ]
Споры о смерти и наследовании
[ редактировать ]Шамс ад-Дин умер ок. 1310 год , положивший начало малоизвестному периоду в истории Низари, который длился до конца 15 века. [ 6 ] Имамы того времени известны лишь как имена в списках преемников, датируемых гораздо более поздними периодами, с небольшим количеством достоверных дат или информации об их жизни. [ 6 ] Однако известно, что после смерти Шамс ад-Дина его старший сын Ала ад-Дин Мумин Шах оспаривал правопреемство с младшим, Касим Шахом . Это раскололо низаритский имамат на две конкурирующие линии: Касим-Шахи и линию Мумини или Мухаммад-Шахи, хотя сам раскол почти не упоминается в низаритской литературе. [ 7 ] Средний сын, Кия Шах, не предъявлял подобных претензий. [ 8 ]
Линия Мумини, изначально наиболее известная из двух, сегодня сократилась до нескольких тысяч последователей в Сирии. [ 9 ] в то время как линия Касим-Шахи в конечном итоге представляет большинство современных низаритов, и сегодня ее возглавляют Ага Ханы . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дафтари, Фархад (1998). Краткая история исмаилитов: традиции мусульманской общины . Эдинбург, Великобритания: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0748609040 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Регистрация 2015 .
- ^ Дафтари 1997 , стр. 295–296.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 411–412.
- ^ Jump up to: а б Листы 1997 , с. 296.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 413.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 413–414.
- ^ Дафтари 2007 , с. 414.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 413–417, 451–456.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 413–504.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (1997). «Сухамс ад-Дин Мухаммад» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Сан – Сзе . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 295–296. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6809 . ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Дафтари, Фархад (2015). «ШАМС-АД-ДИН МОХАММАД» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Вирани, Шафик Н. (2007). Исмаилиты в средние века. История выживания, поиск спасения . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531173-0 .