Алауддин Халджи
Алауддин Халджи | |||||
---|---|---|---|---|---|
Султан Сикандер-э-Сани (Александр Второй) | |||||
13-й султан Дели | |||||
Царствование | 19 июля 1296 г. – 4 января 1316 г. | ||||
Коронация | 21 октября 1296 г. | ||||
Предшественник | Джалалуддин Фируз Халджи | ||||
Преемник | Шихабуддин Омар | ||||
Губернатор Авада | |||||
Срок владения | в. 1296–19 июля 1296 г. | ||||
Губернатор Кары | |||||
Срок владения | в. 1266–1316 гг. | ||||
Предшественник | Малик Чаджу | ||||
Преемник | Алах уль-Мульк | ||||
Амир-и-Тузук | |||||
Срок владения | в. 1290–1291 гг. | ||||
Рожденный | Али Гуршасп в. 1266 | ||||
Умер | 4 января 1316 г. Дели (современная Индия) | ( 1316-01-04 ) ||||
Похороны | |||||
Супруг |
| ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Дом | Династия Халджи | ||||
Отец | Шихабуддин Масуд (брат Джалалуддина Халджи ) | ||||
Религия | Суннитский ислам [2] |
Алауддин Халджи ( персидский : علاء الدین خلجی ; годы правления 1296–1316 ), урожденный Али Гуршасп , был правителем из династии Халджи , правившей Делийским султанатом на Индийском субконтиненте . Алауддин ввел ряд значительных административных изменений в Индии, связанных с доходами , контролем над ценами и обществом . Он также успешно отразил несколько вторжений монголов в Индию .
Алауддин был племянником и зятем своего предшественника Джалалуддина . Когда Джалалуддин стал султаном Дели после свержения мамлюков Амир- и , Алауддин получил должность -Тузука (эквивалент церемониймейстера ). После подавления восстания против Джалалуддина Алауддин получил губернаторство Кары в 1291 году и губернаторство Авада в 1296 году после прибыльного набега на Бхилсу . В 1296 году Алауддин совершил набег на Девагири и использовал добытую добычу для организации успешного восстания против Джалалуддина. Убив Джалалуддина, он укрепил свою власть в Дели, а сыновей Джалалуддина подчинил себе в Мултане .
В течение следующих нескольких лет Алауддин успешно отражал монгольские вторжения со стороны Чагатайского ханства в Джаран-Манджуре (1297–1298 гг.), Сивистане (1298 г.), Кили (1299 г.), Дели (1303 г.) и Амрохе (1305 г.). В 1306 году его войска одержали решительную победу над монголами у берега реки Рави , а затем разграбили монгольские территории на территории современного Афганистана . В число военачальников, успешно поведших его армию против монголов, входят Зафар-хан , Улуг-хан и генерал-раб Алауддина Малик Кафур .
Алауддин завоевал королевства Гуджарат (совершен набег в 1299 г. и аннексирован в 1304 г.), Джайсалмер (1299 г.), Рантхамбор (1301 г.), Читтор (1303 г.), Мальва (1305 г.), Сивана (1308 г.) и Джалор (1311 г.). Эти победы положили конец нескольким раджпутским и другим индуистским династиям, в том числе Парамарам , Вагелам , Чахаманам Ранастамбхапуры и Джалора , Равалской ветви Гухил и , возможно, Яджвапалам . Его генерал-раб Малик Кафур провел несколько кампаний на юг Виндхья , получив значительное богатство от Девагири (1308 г.), Варангала (1310 г.) и Дварасамудры (1311 г.). Эти победы вынудили Ядава царя Рамачандру , Какатия царя Пратапарудру и Хойсалы царя Баллалу III Алауддина стать данниками . Кафур также совершил набег на королевство Пандья (1311 г.), забрав много сокровищ, слонов и лошадей.
В последние годы своей жизни Алауддин болел и полагался на Малика Кафура в управлении администрацией. После его смерти в 1316 году Малик Кафур назначил Шихабуддина , сына Алауддина и его жены-индуистки Джатьяпали марионеточным монархом . Старший сын Алауддина Кутбуддин Мубарак Шах захватил власть вскоре после его смерти.
Ранний период жизни
Современные летописцы мало писали о детстве Алауддина. По словам летописца XVI–XVII веков Хаджи-уд-Дабира, Алауддину было 34 года, когда он начал свой поход на Рантхамбор (1300–1301). Если это верно, рождение Алауддина можно датировать 1266–1267 годами. [3] Его настоящее имя было Али Гуршасп. Он был старшим сыном Шихабуддина Масуда, который был старшим братом основателя династии Халджи султана Джалалуддина . У него было три брата: Алмас-бек (позже Улуг-хан), Кутлуг Тигин и Мухаммед. [4]
Алауддин был воспитан Джалалуддином после смерти Шихабуддина. [5] И Алауддин, и его младший брат Алмас-бек женились на дочерях Джалалуддина. После того, как Джалалуддин стал султаном Дели, Алауддин был назначен Амир-и-Тузуком (эквивалент церемониймейстера ), а Алмас-бек получил должность Ахур-бега (эквивалент мастера конюшни ). [6]
Брак с дочерью Джалалуддина
Алауддин женился на дочери Джалалуддина Малика-и-Джахан задолго до Халджийской революции 1290 года. Брак, однако, не был счастливым. Внезапно став принцессой после восхождения Джалалуддина на престол, она была очень высокомерна и пыталась доминировать над Алауддином. По словам Хаджи-уд-Дабира, Алауддин женился на второй женщине по имени Махру, которая была сестрой Малика Санджара по прозвищу Алп Хан . [7] Малика-и-Джахан была сильно разгневана тем, что ее муж взял вторую жену. По словам Дабира, это и стало основной причиной недопонимания между Алауддином и его первой женой. [7] Однажды, когда Алауддин и Махру были вместе в саду, дочь Джалалуддина напала на Махру из ревности. В ответ Алауддин напал на нее. Об инциденте было доложено Джалалуддину, но султан не предпринял никаких действий против Алауддина. [6] Алауддин также не был в хороших отношениях со своей тещей, имевшей большое влияние на султана. По словам историка XVI века Фиришты , она предупредила Джалалуддина, что Алауддин планирует основать независимое королевство в отдаленной части страны. Она внимательно следила за Алауддином и поощряла высокомерное поведение дочери по отношению к нему. [8]
Губернатор Кары
В 1291 году Алауддин сыграл важную роль в подавлении восстания губернатора Кара Малика Чаджу. Джалалуддин наградил Алауддина, назначив его новым губернатором Кары в 1291 году. [6] Малика Чаджу Бывшие эмиры (подчиненные дворяне) в Каре считали Джалалуддина слабым и неэффективным правителем и подстрекали Алауддина узурпировать трон Дели. [7] Это, в сочетании с его несчастной семейной жизнью, побудило Алауддина решить свергнуть Джалалуддина. [5]
Заговор против Джалалуддина
Подстрекая Алауддина к восстанию против Джалалуддина, сторонники Малика Чаджу подчеркивали, что ему нужно много денег, чтобы собрать большую армию и организовать успешный переворот: восстание Малика Чаджу провалилось из-за нехватки ресурсов. [7] Чтобы профинансировать свой план по свержению Джалалуддина, Алауддин решил совершить набег на соседние индуистские королевства. В 1293 году он совершил набег на Бхилсу , богатый город в Парамара королевстве малва , который был ослаблен многочисленными вторжениями. [5] В Бхилсе он узнал об огромных богатствах южного королевства Ядава в районе Декана , а также о путях, ведущих к их столице Девагири . Поэтому он хитро сдал добычу из Бхилсы Джалалуддину, чтобы завоевать доверие султана, скрывая при этом информацию о королевстве Ядава. [9] Довольный Джалалуддин дал ему должность Ариз-и Мамалика (военного министра), а также сделал его губернатором Авада . [10] Кроме того, султан удовлетворил просьбу Алауддина использовать излишки доходов для найма дополнительных войск. [11]
После многих лет планирования и подготовки Алауддин успешно совершил набег на Девагири в 1296 году. Он оставил Девагири с огромным богатством, включая драгоценные металлы, драгоценности, шелковые изделия, слонов, лошадей и рабов. [12] Когда весть об успехе Алауддина достигла Джалалуддина, султан прибыл в Гвалиор , надеясь, что Алауддин подарит ему там добычу. Однако Алауддин со всем богатством направился прямо к Каре. Советники Джалалуддина, такие как Ахмад Чап, рекомендовали перехватить Алауддина в Чандери, но Джалалуддин верил в своего племянника. Он вернулся в Дели, полагая, что Алауддин перенесет богатство из Кары в Дели. Достигнув Кары, Алауддин отправил султану письмо с извинениями и выразил обеспокоенность тем, что его враги могли настроить султана против него во время его отсутствия. Он запросил письмо о помиловании, подписанное султаном, которое султан немедленно отправил через гонцов. В Каре посланники Джалалуддина узнали о военной мощи Алауддина и о его планах свергнуть султана. Однако Алауддин задержал их и не позволил им общаться с султаном. [13]
Тем временем младший брат Алауддина Алмас-бек (впоследствии Улуг-хан), который был женат на дочери Джалалуддина, заверил султана в лояльности Алауддина. Он убедил Джалалуддина навестить Кару и встретиться с Алауддином, сказав, что Алауддин покончит жизнь самоубийством из-за вины, если султан не простит его лично. Легковерный Джалалуддин отправился со своим войском в Кару. Подойдя близко к Каре, он приказал Ахмаду Чапу направить свою основную армию в Кару по суше, а сам решил пересечь реку Ганг с меньшим отрядом численностью около 1000 солдат. 20 июля 1296 года Алауддин приказал убить Джалалуддина, притворившись, что приветствует султана, и объявив себя новым королем. Соратники Джалалуддина также были убиты, а армия Ахмада Чапа отступила в Дели. [14]
Вознесение и поход на Дели.
Алауддин, известный как Али Гуршасп до своего вознесения на престол в июле 1296 года, был официально провозглашен новым королем с титулом Алауддунья вад Дин Мухаммад Шах-ус Султан в Каре . Тем временем голову Джалалуддина выставили напоказ на копье в его лагере, прежде чем отправить в Авад . [4] В течение следующих двух дней Алауддин сформировал временное правительство в Каре. Он повысил нынешних амиров до ранга Маликов и назначил своих близких друзей новыми эмирами . [15]
В то время прошли сильные дожди, и реки Ганга и Ямуна были разлиты. Но Алауддин подготовился к походу на Дели и приказал своим офицерам набрать как можно больше солдат без тестов на пригодность или проверки анкетных данных . [15] Его целью было вызвать изменение общего политического мнения, изображая себя человеком, пользующимся огромной общественной поддержкой. [16] Чтобы изобразить себя щедрым королем, он приказал 5 манов золотых монет. выстрелить из манджаника ( катапульты ) в толпу в Каре [15]
Одна часть его армии, возглавляемая им самим и Нусрат-ханом , двинулась в Дели через Бадаун и Баран (современный Буландшахр ). Другая часть, возглавляемая Зафар-ханом , двинулась в Дели через Койл (современный Алигарх ). [15] Когда Алауддин двинулся в Дели, в городах и деревнях распространилась новость о том, что он вербует солдат и одновременно раздает золото. К нему присоединилось много людей как военного, так и невоенного происхождения. К тому времени, когда он достиг Бадауна, у него была 56-тысячная кавалерия и 60-тысячная пехота. [15] В Баране к Алауддину присоединились семь могущественных дворян Джалалуддина, которые ранее выступали против него. Этими дворянами были Таджул Мульк Кучи, Малик Абаджи Ахур-бек, Малик Амир Али Дивана, Малик Усман Амир-ахур, Малик Амир Хан, Малик Умар Сурха и Малик Хиранмар. Алауддин дал каждому из них от 30 до 50 манов золота, а каждому из их солдат - по 300 серебряных танка (чеканных монет). [16]
Марш Алауддина на Дели был прерван разливом реки Ямуна. Тем временем в Дели вдова Джалалуддина Малка-и-Джахан назначила своего младшего сына Кадр-хана новым королем с титулом Рукнуддин Ибрагим, не посоветовавшись с дворянами. Это раздражало Аркали-хана, ее старшего сына и губернатора Мултана . Когда Малика-и-Джахан услышала, что дворяне Джалалуддина присоединились к Алауддину, она извинилась перед Аркали и предложила ему трон, попросив его отправиться из Мултана в Дели. Однако Аркали отказался прийти ей на помощь. [16]
Алауддин возобновил свой марш на Дели на второй неделе октября 1296 года, когда река Ямуна утихла. Когда он достиг Сири , Рукнуддин повел против него армию. Однако в полночь часть армии Рукнуддина перешла на сторону Алауддина. [16] Удрученный Рукнуддин затем отступил и сбежал в Мултан вместе со своей матерью и верной знатью. Затем Алауддин вошел в город, где ряд дворян и чиновников признали его власть. 21 октября 1296 года Алауддин был официально провозглашен султаном в Дели. [17]
Консолидация власти
Первоначально Алауддин консолидировал власть, предоставляя щедрые гранты и пожертвования и назначая множество людей на государственные должности. [18] Он сбалансировал власть между офицерами, назначенными мамлюками , назначенными Джалалуддином и своими назначенцами. [17] Он также увеличил численность армии Султаната и подарил каждому солдату полуторагодовую зарплату наличными. писал о первом году Алауддина на посту султана, Летописец Зиауддин Барани что это был самый счастливый год, который когда-либо видел народ Дели. [18]
В это время Алауддин не мог осуществлять свою власть над всеми бывшими территориями Джалалуддина. В регионе Пенджаб его власть была ограничена территориями к востоку от реки Рави . Регион за пределами Лахора пострадал от набегов монголов и восстаний Хохаров . Мултан контролировался сыном Джалалуддина Аркали, который укрывал беглецов из Дели. [18] В ноябре 1296 года Алауддин послал армию под предводительством Улуг-хана и Зафар-хана для завоевания Мултана . По его приказу Нусрат Хан арестовал, ослепил и/или убил выживших членов семьи Джалалуддина. [19] [20]
Вскоре после завоевания Мултана Алауддин назначил Нусрат-хана своим вазиром (премьер-министром). [21] Укрепив свой контроль над Дели, султан приступил к устранению офицеров, не являвшихся его собственными назначенцами. [22] В 1297 году [23] аристократы ( малики ), покинувшие семью Джалалуддина и присоединившиеся к Алауддину, были арестованы, ослеплены или убиты. Все их имущество, включая деньги, ранее переданные им Алауддином, было конфисковано. В результате этих конфискаций Нусрат-хан получил огромную сумму денег для королевской казны. Только три малика со времен Джалалуддина были спасены: Малик Кутбуддин Алави, Малик Насируддин Рана и Малик Амир Джамал Халджи. [24] На смену остальным старшим аристократам пришли новые дворяне, которые были чрезвычайно лояльны к Алауддину. [25]
Тем временем Ала-уль-Мульк, который был губернатором Алауддина в Каре, прибыл в Дели со всеми офицерами, слонами и богатством, которые Алауддин оставил в Каре. Алауддин назначил Ала-уль Мулька котвалом Дели и передал под его опеку всех нетюркских муниципальных служащих. [22] Поскольку Ала-уль-Мульк сильно ожирел , губернаторство Кары было поручено Нусрат-хану, который стал непопулярным в Дели из-за конфискаций. [25]
Военные кампании
Монгольские нашествия и северные завоевания, 1297–1306 гг.
Зимой 1297 года монголы под предводительством нойана Чагатайского ханства совершили набег на Пенджаб, продвинувшись до Касура . Войска Алауддина под предводительством Улуг-хана нанесли поражение монголам 6 февраля 1298 года. По словам Амира Хусрова , 20 000 монголов были убиты в битве, и еще многие были убиты в Дели после того, как их доставили туда в качестве пленников. [26] В 1298–1299 годах другая монгольская армия (возможно, Негудери беглецы ) вторглась в Синд и заняла форт Сивистан . На этот раз генерал Алауддина Зафар-хан разгромил захватчиков и отбил форт. [27] [28]
В начале 1299 года Алауддин послал Улуг-хана и Нусрат-хана вторгнуться в Гуджарат , где Вагела король Карна оказал слабое сопротивление. Армия Алауддина разграбила несколько городов, включая Сомнатх , где осквернила знаменитый индуистский храм. Армия Дели также захватила в плен несколько человек, в том числе королеву Ваггелы Камалу Деви и раба Малика Кафура , который позже возглавил южные кампании Алауддина. [29] [30] Во время обратного пути армии в Дели некоторые ее монгольские воины устроили неудачный мятеж близ Джалора долю добычи ( хумов , после того как генералы насильно попытались отобрать у них ). Администрация Алауддина жестоко наказала семьи мятежников в Дели, включая убийства детей на глазах у их матерей. [31] По словам Зиауддина Барани , с этого инцидента в Дели началась практика наказания жен и детей за преступления мужчин. [32]
В 1299 году чагатайский правитель Дува послал монгольское войско под предводительством Кутлуга Ходжи для завоевания Дели. [33] В последовавшей битве при Кили Алауддин лично возглавил силы Дели, но его генерал Зафар-хан атаковал монголов, не дожидаясь его приказа. Хотя Зафар-хану удалось нанести захватчикам тяжелые потери, он и другие солдаты его отряда погибли в бою. [34] Кутлуг Ходжа также был серьезно ранен, что вынудило монголов отступить. [35]
Завоевание северной Индии
Примерно в то же время Алауддин обратил свое внимание на современный штат Раджастан, чтобы подчинить себе раджпутские королевства и создать безопасную базу в Гуджарате и малва , а также для дальнейших экспедиций на юг. В 1299 году нашей эры Алауддин осадил крепость Джайсалмер, которой в то время правил Бхатис под руководством Джайта Сингха I. После длительной осады и из-за нехватки еды и ресурсов, в конце концов, осажденные раджпуты под командованием Мулараджи провели Саку, где женщины совершил Джаухар , и люди сражались до смерти. Таким образом, Алауддин успешно проник на территории Бхатти. После завоевания Джайсалмера он оставался под властью Халджи еще несколько лет. [36]
В 1301 году Алауддин приказал Улуг-хану и Нусрат-хану вторгнуться в Рантхамбор , король которого Хаммирадева предоставил убежище лидерам мятежа возле Джалора. После того, как Нусрат-хан был убит во время осады, Алауддин лично возглавил осадные операции и захватил форт в июле 1301 года. [37] Во время кампании в Рантхамборе Алауддин столкнулся с тремя безуспешными восстаниями . [38] Чтобы подавить любые будущие восстания, он создал систему разведки и наблюдения, ввел полный запрет в Дели, установил законы, запрещающие его дворянам объединяться друг с другом, и конфисковал богатство у широкой публики. [39]
Зимой 1302–1303 годов Алауддин отправил армию для разграбления Какатии столицы Варангала . Тем временем он сам повел другую армию на завоевание Читтора , столицы королевства Гухила , которым правил Ратнасимха . [40] Алауддин захватил Читтор после восьмимесячной осады . [41] По словам его придворного Амира Хосрова, после этого завоевания он приказал устроить резню 30 000 местных индусов. [42] В некоторых более поздних легендах говорится, что Алауддин вторгся в Читтор, чтобы захватить прекрасную королеву Ратнасимхи Падмини , но большинство современных историков отвергают подлинность этих легенд. [43]
Пока имперские армии были заняты кампаниями в Читторе и Варангале, примерно в августе 1303 года монголы начали новое вторжение в Дели . [44] Алауддину удалось добраться до Дели раньше захватчиков, но у него не было достаточно времени для подготовки к сильной обороне. [45] [46] Между тем, Варангальская кампания оказалась неудачной (по словам Зиауддина Барани, из-за проливных дождей ), и армия потеряла несколько человек и свой обоз. Ни эта армия, ни подкрепления, посланные губернаторами провинций Алауддина, не смогли войти в город из-за блокад, устроенных монголами. [47] [48] В этих трудных обстоятельствах Алауддин укрылся в хорошо охраняемом лагере строящегося форта Сири . Монголы участвовали с его войсками в нескольких незначительных конфликтах, но ни одна из армий не добилась решительной победы. Захватчики разграбили Дели и его окрестности, но в конечном итоге решили отступить, так как не смогли взломать Siri. [49] Монгольское нашествие 1303 года было одним из самых серьезных вторжений в Индию и побудило Алауддина предпринять несколько шагов, чтобы предотвратить его повторение. Он усилил форты и военное присутствие на монгольских маршрутах в Индию. [50] Он также провел ряд экономических реформ , чтобы обеспечить достаточный приток доходов для поддержания сильной армии. [51]
В 1304 году Алауддин, судя по всему, приказал провести второе вторжение в Гуджарат , в результате которого королевство Вагела было присоединено к Делийскому султанату. [52] В 1305 году он начал вторжение на малва в центральной Индии, которое закончилось поражением и смертью Парамары царя Махалакадевы . [53] [54] Династия Яджвапала , правившая регионом к северо-востоку от малва, похоже, также пала в результате вторжения Алауддина. [55]
В декабре 1305 года монголы снова вторглись в Индию. Вместо того, чтобы атаковать хорошо охраняемый город Дели, захватчики двинулись на юго-восток к равнинам Ганга вдоль предгорий Гималаев . 30-тысячная кавалерия Алауддина под предводительством Малика Наяка нанесла поражение монголам в битве при Амрохе . [56] [57] Многие монголы были взяты в плен и убиты; Историк XVI века Фиришта утверждает, что головы ( сэр ) 8000 монголов были использованы для строительства форта Сири по заказу Алауддина. [58]
В 1306 году другая монгольская армия, посланная Дувой, продвинулась до реки Рави , по пути грабя территории. Войска Алауддина под предводительством Малика Кафура нанесли решительное поражение монголам . [59] Дува умер в следующем году, и после этого монголы во время правления Алауддина больше не предпринимали никаких экспедиций в Индию. Напротив, Дипалпура губернатор Алауддина Малик Туглук регулярно совершал набеги на монгольские территории, расположенные на территории современного Афганистана. [60] [61]
Марвар и южные кампании, 1307–1313 гг.
Около 1308 года Алауддин послал Малика Кафура вторгнуться в Девагири , чей король Рамачандра прекратил выплату дани, обещанную в 1296 году, и предоставил убежище королю Ваггелы Карне в Баглане . [62] Кафура поддержал губернатор Гуджарата Алауддина Алп Хан, чьи силы вторглись в Баглану и захватили дочь Карны Деваладеви (позже вышедшую замуж за сына Алауддина Хизр Хана). [63] При Девагири Кафур одержал легкую победу, и Рамачандра согласился стать пожизненным вассалом Алауддина. [64]
осаждала форт Сивана в регионе Марвар . Тем временем часть армии Алауддина в течение нескольких лет безуспешно [65] В августе – сентябре 1308 года Алауддин лично руководил осадными операциями в Сиване. [54] Армия Дели захватила форт во время осады Сиваны , а защищавшийся правитель Ситаладева был убит в ноябре 1308 года. [66]
Грабеж, полученный от Девагири, побудил Алауддина спланировать вторжение в другие южные королевства, которые накопили огромное богатство и были защищены от иностранных армий, разграбивших северную Индию. [67] В конце 1309 года он послал Малика Кафура разграбить Какатии столицу Варангал . С помощью Рамачандры Девагири Кафур вошел на территорию Какатии в январе 1310 года, грабя города и деревни по пути в Варангал. [68] После месячной осады Варангала король Какатии Пратапарудра согласился стать данником Алауддина и сдал Кох-и-Нур ). захватчикам большое количество богатств (возможно, включая алмаз [69]
Тем временем, после завоевания Сиваны, Алауддин приказал своим генералам подчинить себе другие части Марвара, прежде чем вернуться в Дели. Набеги его генералов на Марвар привели к ихстолкновения с Канхададевой , Чахамана правителем Джалора . [70] В 1311 году генерал Алауддина Малик Камалуддин Гург захватил форт Джалор после победы и убийства Канхададевы. [71]
Во время осады Варангала Малик Кафур узнал о богатстве королевств Хойсала и Пандия, расположенных южнее. Вернувшись в Дели, он воспользовался разрешением Алауддина возглавить туда экспедицию. [72] Кафур начал свой поход из Дели в ноябре 1310 года. [73] и пересек Декан в начале 1311 года при поддержке данников Алауддина Рамачандры и Пратапарудры. [74]
В это время королевство Пандья тряслось из-за войны за престолонаследие между двумя братьями Вирой и Сундарой, и, воспользовавшись этим, король Хойсала Баллала вторгся на территорию Пандья. Когда Баллала узнал о походе Кафура, он поспешил обратно в свою столицу Дварасамудру . [78] заключил перемирие Однако он не смог оказать сильного сопротивления и после непродолжительной осады , согласившись отдать свои богатства и стать данником Алауддина. [79] [80]
Из Дварасамудры Малик Кафур двинулся в королевство Пандья, где совершил набег на несколько городов, доходивших до Мадурая . И Вира, и Сундара покинули свою штаб-квартиру, и поэтому Кафур не смог сделать их данниками Алауддина. Тем не менее, армия Дели разграбила множество сокровищ, слонов и лошадей. [81] Делийский летописец Зиауддин Барани описал этот захват богатств Дварасамудры и королевства Пандья как величайший со времени захвата Дели мусульманами. [82]
Во время этой кампании монгольский генерал Абачи вступил в сговор с Пандиями, и в результате Алауддин приказал казнить его в Дели. Это, в сочетании с их общим недовольством Алауддином, привело к недовольству среди монголов, поселившихся в Индии после принятия ислама. Часть монгольских лидеров планировала убить Алауддина, но заговор был раскрыт агентами Алауддина. Затем Алауддин приказал устроить массовую резню монголов в своей империи, в результате которой, по словам Барани, погибло 20 000 или 30 000 монголов. [83]
Тем временем в Девагири , после смерти Рамачандры, его сын пытался свергнуть сюзеренитет Алауддина. Малик Кафур снова вторгся в Девагири в 1313 году, победил его и стал губернатором Девагири.
Административные изменения
Алауддин был самым могущественным правителем своей династии. [84] В отличие от предыдущих правителей Делийского султаната, во многом опиравшихся на существовавшую ранее административную систему, Алауддин предпринял масштабные реформы. [85] Столкнувшись с монгольскими нашествиями и несколькими восстаниями , он провел несколько реформ, чтобы иметь возможность сохранить большую армию и ослабить тех, кто способен организовать восстание против него. [86] Барани также объясняет налоговую реформу Алауддина желанием султана подчинить индусов, «лишив их того богатства и собственности, которые способствуют восстанию». [87] По словам историка Сатиша Чандры , реформы Алауддина были основаны на его концепции страха и контроля как основы хорошего правительства, а также на его военных амбициях: основная часть мер была разработана для централизации власти в его руках и поддержки большой армии. [88]
Некоторые земельные реформы Алауддина были продолжены его преемниками и легли в основу аграрных реформ, проведенных более поздними правителями, такими как Шер Шах Сури и Акбар . [89] Однако другие его правила, включая контроль над ценами, были отменены его сыном Кутбуддином Мубараком Шахом через несколько месяцев после его смерти. [90]
Реформы доходов
Сельская местность и сельскохозяйственное производство во времена Алауддина контролировались деревенскими старостами, традиционными индуистскими властями. Он рассматривал их высокомерие, а также их прямое и косвенное сопротивление как главную трудность, влияющую на его правление. Ему также пришлось столкнуться с разговорами о заговорах при своем дворе. [91]
После некоторых первоначальных заговоров и индуистских восстаний в сельских районах в ранний период своего правления он устранил корень проблемы, проведя реформы, которые также были направлены на обеспечение поддержки его армии и снабжения продовольствием его столицы. Он отобрал всю земельную собственность своих придворных и дворян и отменил налоговые отчисления, которые отныне контролировались центральными властями. Отныне «все были заняты зарабатыванием на жизнь, так что никто не мог даже подумать о восстании». Он также приказал «установить некоторые правила и положения для подавления индусов и лишения их того богатства и собственности, которые способствуют восстанию. одежду или наслаждаться любой роскошью жизни». [91]
Алауддин привел большой участок плодородных земель под непосредственно управляемую территорию короны, устранив икту , земельные гранты и вассалов в регионе Ганга-Ямуна-Доаб . [92] Он ввел 50-процентный налог харадж на сельскохозяйственную продукцию на значительной части северной Индии: это была максимальная сумма, разрешенная ханафитской школой ислама, которая в то время доминировала в Дели. [93]
Налоговая система Алауддина Халджи была, вероятно, единственным институтом его правления, который просуществовал дольше всех и дожил до девятнадцатого или даже двадцатого века. Отныне земельный налог ( харадж или мал ) стал основной формой экспроприации крестьянских излишков правящим классом.
- Кембриджская экономическая история Индии: около 1200–1750 гг., [94]
Алауддин также устранил посредников-индуистских сельских вождей и начал собирать харадж непосредственно с земледельцев. [95] Он не взимал никаких дополнительных налогов с сельского хозяйства и отменил льготу, которую получали посредники за сбор доходов. [96] Требование Алауддина о налоге, пропорциональном площади земли, означало, что богатые и влиятельные деревни, имеющие больше земли, должны были платить больше налогов. [97] Он заставил сельских начальников платить те же налоги, что и другие, и запретил им облагать крестьян незаконными налогами. [97] Чтобы предотвратить любые восстания, его администрация лишила сельских вождей богатства, лошадей и оружия. [98] Подавляя этих вождей, Алауддин позиционировал себя как защитник более слабой части сельского общества. [99] Однако, хотя земледельцы были свободны от требований землевладельцев, высокие налоги, взимаемые государством, означали, что у земледельца «едва хватало для ведения сельского хозяйства и удовлетворения своих потребностей в продовольствии». [96]
Чтобы провести в жизнь эти земельные и аграрные реформы, Алауддин создал сильную и эффективную систему управления доходами. Его правительство наняло множество бухгалтеров, коллекционеров и агентов. Этим чиновникам хорошо платили, но они подвергались суровому наказанию, если их уличали в получении взяток. Бухгалтерские книги проверялись, и даже за небольшие неточности наказывались. В результате и крупные землевладельцы, и мелкие земледельцы боялись упустить возможность уплаты начисленных налогов. [100]
Правительство Алауддина ввело налог джизья на своих подданных-немусульман, а его подданные-мусульмане были обязаны платить закят . [101] Он также взимал налоги с жилищ ( гари ) и пастбищ ( чараи ), что не было санкционировано исламским законом. [102] Кроме того, Алауддин потребовал от своих солдат четыре пятых доли военной добычи вместо традиционной одной пятой доли ( хумс ). [101]
Рыночные реформы
Алауддин ввел меры по контролю цен на широкий спектр рыночных товаров. [89] Придворный Алауддина Амир Хосров и писатель XIV века Хамид Каландар предполагают, что Алауддин ввел эти изменения ради общественного благосостояния. [103] Однако Барани утверждает, что Алауддин хотел снизить цены, чтобы его солдатам были приемлемы низкие зарплаты, и, таким образом, сохранить большую армию. [104] [105] Кроме того, Барани предполагает, что индуистские торговцы занимались спекуляцией , а рыночные реформы Алауддина стали результатом желания султана наказать индусов. [97]
Чтобы гарантировать, что товары продавались по регулируемым ценам, Алауддин назначил контролеров рынка и шпионов и получал от них независимые отчеты. Чтобы предотвратить черный рынок , его администрация запретила крестьянам и торговцам хранить зерно и создала государственные зернохранилища, где хранилась государственная доля зерна. Правительство также заставило транспортников переселиться в деревни на определенных расстояниях вдоль реки Ямуна, чтобы обеспечить быструю транспортировку зерна в Дели. [106]
Летописцы, такие как Хосров и Барани, заявляют, что ценам не разрешалось повышаться при жизни Алауддина, даже когда осадков было мало. [107] Владельцы магазинов, нарушившие правила контроля цен или пытавшиеся обойти их (например, используя фальшивые гири), подвергались суровым наказаниям. [108]
Военные реформы
Алауддин содержал большую постоянную армию , которая, по данным летописца XVI века Фиришты , включала 475 000 всадников . [109] Ему удалось собрать такую большую армию, выплачивая своим солдатам относительно низкую зарплату, и ввел контроль над рыночными ценами , чтобы гарантировать, что низкие зарплаты будут приемлемы для его солдат. [105] Хотя он был против предоставления земель своим генералам и солдатам, он щедро награждал их после успешных кампаний, особенно в Декане . [110]
Правительство Алауддина вело описательный список каждого солдата и иногда проводило строгие проверки армии для проверки лошадей и оружия солдат. Чтобы гарантировать, что ни одна лошадь не может быть представлена дважды или заменена лошадью низкого качества во время смотра, Алауддин установил систему клеймения лошадей . [111]
Социальные реформы
Хотя ислам запрещает алкогольные напитки , пьянство было обычным явлением среди мусульманских королевских особ и знати Делийского султаната в 13 веке, а сам Алауддин был пьяницей. В рамках своих мер по предотвращению мятежей Алауддин ввел запрет , поскольку считал, что безудержное употребление спиртных напитков позволяет людям собираться, терять рассудок и думать о бунте. По словам Исами , Алауддин запретил алкоголь после того, как дворянин осудил его за веселье, когда его подданные страдали от голода. Однако эта версия, похоже, является слухами. [112]
Впоследствии Алауддин также запретил другие одурманивающие вещества, в том числе каннабис . [112] Он также запретил азартные игры и отлучил от церкви пьяниц и игроков из Дели, а также торговцев одурманивающими напитками. [113] Администрация Алауддина строго наказала нарушителей и обеспечила недоступность алкоголя не только в Дели, но и в прилегающих к нему районах. Тем не менее, алкоголь продолжали незаконно производиться и ввозиться в Дели. [114] Некоторое время спустя Алауддин уступил и разрешил варить пиво и пить наедине. Однако публичное распространение и распитие вина по-прежнему было запрещено. [115]
Алауддин также увеличил свой уровень контроля над знатью. Чтобы предотвратить восстания знати, он конфисковал их богатство и лишил их власти. Были конфискованы даже благотворительные земли, находящиеся в ведении дворян. За нелояльность применялись суровые наказания. Даже жены и дети солдат, восставших ради большей военной добычи, были заключены в тюрьму. Была создана эффективная шпионская сеть, проникавшая в частные дворянские дворы. Брачные союзы между знатными семьями должны были быть одобрены королем. [116]
Алауддин запретил проституцию и приказал всем существующим проституткам Дели выйти замуж. [113] Фиришта утверждает, что он разделил проституток на три класса и соответственно установил им плату. Однако историк Кишори Саран Лал отвергает эту версию как неточную. Алауддин также предпринял шаги по пресечению прелюбодеяния , приказав кастрировать прелюбодея-мужчину, а прелюбодейку-женщину забить камнями до смерти . [117]
Алауддин запретил шарлатанов и приказал забивать камнями до смерти колдунов (которых его придворный Амир Хосров называл «кровососущими магами»). [118]
Последние дни
В последние годы своей жизни Алауддин заболел и стал очень недоверчивым к своим офицерам. Он начал концентрировать всю власть в руках своей семьи и своих рабов. [119] Он был очарован своим генералом-рабом Маликом Кафуром , который стал фактическим правителем Султаната после того, как был произведен в ранг наместника ( наиба ). [120] [121]
Алауддин сместил нескольких опытных администраторов, упразднил должность вазира (премьер-министра) и даже казнил министра Шарафа Каини. Похоже, что Малик Кафур, который считал этих офицеров своими соперниками и угрозой, убедил Алауддина провести эту чистку. [119] Кафур приказал ослепить старших сыновей Алауддина Хизр-хана и Шади-хана. Он также убедил Алауддина отдать приказ об убийстве своего зятя Альп-хана, влиятельного дворянина, который мог соперничать с властью Малика Кафура. Пострадавшие якобы планировали заговор с целью свержения Алауддина, но это могла быть пропаганда Кафура. [119]
Алауддин умер в ночь на 4 января 1316 года. [122] Барани утверждает, что, по мнению «некоторых людей», Кафур . его убил [123] Ближе к концу ночи Кафур принес тело Алауддина из места Сири и похоронил его в мавзолее Алауддина (который был построен еще до смерти Алауддина). Говорят, что мавзолей находился за пределами мечети Джама, но ни одно из этих сооружений невозможно идентифицировать с уверенностью. По мнению историка Банарши Прасада Саксены , разрушенные фундаменты этих двух сооружений, вероятно, лежат под одним из курганов Сири. [122]
На следующий день Кафур назначил маленького сына Алауддина Шихабуддина марионеточным монархом . [122] старший сын Алауддина Мубарак-хан . Однако вскоре после этого Кафур был убит, а власть захватил [124]
Могила Алауддина и посвященное ему медресе находятся в задней части комплекса Кутб , Мехраули , в Дели . [125]
Личная жизнь
Среди жен Алауддина были дочь Джалалуддина, носившая титул Малика-и-Джахан , и Алп-хана Махру. сестра [7] Он также женился на Джатьяпали, дочери индуистского короля Рамачандры Девагири , вероятно, после набега Девагири в 1296 году. [126] или после завоевания им Девагири в 1308 году. [127] У Алауддина был сын от Джатьяпали, Шихабуддин Омар , который стал его преемником на посту следующего правителя Халджи. [126]
Алауддин также женился на Камале Деви, индуистке, которая изначально была главной королевой Карны , короля Вагелы Гуджарата. [128] Она была схвачена силами Халджи во время вторжения, препровождена в Дели как часть военной добычи и доставлена в гарем Алауддина . [129] [130] В конце концов она смирилась со своей новой жизнью. [131] По словам летописца Фиришты , где-то между 1306 и 1307 годами Камала Деви просила Алауддина освободить ее дочь Деваль Деви от опеки ее отца, Раджи Карана. [131] [132] Алауддин отправил Радже Карану приказ немедленно отправить Деваль Деви. [132] В конце концов Девал Деви была доставлена в Дели и жила в королевском дворце со своей матерью. [133]
Малик Кафур , раб, захваченный во время кампании в Гуджарате , [134] приглянулся Алауддину. [135] Он быстро поднялся на службе у Алауддина, главным образом благодаря своим доказанным способностям военачальника и мудрого советника. [120] и в конце концов стал наместником ( наибом ) Султаната. [136] Между Алауддином и Кафуром возникла глубокая эмоциональная связь. [135] По словам Барани, в течение последних четырех-пяти лет своей жизни Алауддин глубоко благоволил Кафуру и передал ему управление. [123] Основываясь на описании Барани, ученые Рут Ванита и Салим Кидвай полагают, что Алауддин и Кафур были в гомосексуальных отношениях. [137] Историк Джудит Э. Уолш, ученый Ниланджан Саркар и ученый Томас Гуглер также полагают, что Алауддин и Кафур были любовниками в интимных интимных отношениях. [138] [139] [140] Учитывая его отношения с Кафуром, историки полагают, что Алауддин мог быть бисексуалом или даже гомосексуалистом. [141] Историк Банарши Прасад Саксена считает, что близость между ними не была сексуальной. [121]
Архитектура
В 1296 году Алауддин построил водохранилище Хауз-и-Алай (позже Хауз-и-Хас ), занимавшее площадь в 70 акров и имевшее каменную стену . Постепенно оно заполнилось грязью и было опустошено Фируз -шахом Туглаком около 1354 года. В автобиографических мемуарах Тимура , вторгшегося в Дели в 1398 году, упоминается, что водохранилище было источником воды для города в течение всего года. [142]
В первые годы 14 века Алауддин построил форт Сири . Стены форта были построены в основном из щебня (глины), хотя есть некоторые следы тесаной кладки ( известки и известковой штукатурки ). [142] Алауддин разбил лагерь в Сири во время монгольского вторжения в 1303 году , а после ухода монголов он построил дворец Каср-и-Хазар Ситун на месте своего лагеря. Город-крепость Сири существовал во времена Тимура, в мемуарах которого говорится, что он имел семь ворот. Разрушение форта приписывают местным правителям, которые убрали из форта камни, кирпичи и другие артефакты для своих построек. В частности, Шер Шах Сури (1540–1545) из Восточной Индии (Бихар) забрал у Сири материал для строительства собственного города. [143]
- Хауз -и-Хас
- Разрушенная стена Сири
- Дворы к востоку от мечети Кувват уль-Ислам , в комплексе Кутб, добавленном Халджи в 1300 году нашей эры.
- Медресе Алауддина, комплекс Кутб , Мехраули , южнее которого также находится его могила.
- Недостроенный Алай-Минар
Алауддин сдал в эксплуатацию Алай Дарвазу , строительство которой было завершено в 1311 году и служит южными воротами, ведущими к мечети Кувват-уль-Ислам, построенной Кутб ад-Дином Айбаком . [144] Он также начал строительство Алай-Минара , который должен был быть вдвое больше Кутб-Минара , но проект был заброшен, вероятно, после его смерти. [145]
Строительство здания из песчаника Лал Махал (Красный дворец) возле Чаусат Хамба также приписывается Алауддину, поскольку его архитектура и дизайн аналогичны архитектуре и дизайну Алай Дарваза . [146]
В 1311 году Алауддин отремонтировал водохранилище Хауз-и-Шамаси площадью 100 акров, построенное Шамсуддином Илтутмишем в 1229 году, а также построил купол в его центре. [142]
Религиозная политика
Взгляды на религию
Как и его предшественники, Алауддин был мусульманином-суннитом . Его администрация преследовала меньшинства исмаилитов ( шиитов ) после того, как ортодоксальные сунниты ложно обвинили их в разрешении инцеста на их «тайных собраниях». Алауддин приказал провести против них расследование где-то до 1311 года. Расследование провели ортодоксальные улемы , которые признали нескольких исмаилитов виновными. осужденных Алауддин приказал распилить пополам. [147]
Зиауддин Барани , писавший спустя полвека после своей смерти, упоминает, что Алауддин не покровительствовал мусульманским улемам и что «его вера в ислам была тверда, как вера неграмотных и невежественных». Далее он заявляет, что Алауддин однажды задумал основать новую религию. исламского пророка Мухаммеда Точно так же, как четыре -рашидуна халифа способствовали распространению ислама, Алауддин считал, что у него тоже было четыре хана ( Улуг , Нусрат , Зафар и Альп ), с помощью которых он мог основать новую религию. [148] Дядя Барани, Алаул Мулк, убедил его отказаться от этой идеи, заявив, что новую религию можно найти только на основе откровения Бога , а не на основе человеческой мудрости. [149] Алаул Мульк также утверждал, что даже великие завоеватели, такие как Чингисхан, не смогли ниспровергнуть ислам, и люди восстанут против Алауддина за основание новой религии. [150] Утверждение Барани о том, что Алауддин думал об основании религии, было повторено несколькими более поздними летописцами, а также более поздними историками. Историк Банарси Прасад Саксена сомневается в подлинности этого утверждения, утверждая, что оно не поддерживается современными писателями Алауддина. [148]
По словам Барани, Алауддин был первым султаном, отделившим религию от государства. Барани писал, что он: [151]
пришел к выводу, что государственное устройство и правительство — это одно, а правила и постановления закона — другое. Королевские распоряжения принадлежат королю, правовые указы основываются на решении кази и муфтиев . В соответствии с этим мнением, какое бы государственное дело ни стояло перед ним, он заботился только об общественном благе, не задумываясь о том, законен или незаконен его способ обращения с ним. Он никогда не спрашивал юридических заключений по политическим вопросам, и его посещали очень немногие ученые люди.
- Тарих и Фирозе Шахи Зиауддина Барани. [151]
Историк К.С. Лал не согласен с Барани, отмечая, что Алауддин очень верил в свою религию и никогда не позволял говорить что-либо нерелигиозное: [152] Индийский историк и придворный поэт XIV века Абдул Малик Исами подтверждает это:
Аллаудин осознавал свои обязанности короля. Для него эта царская должность была божественной, влекущей за собой множество обязанностей. Ибо он был очень благодарен Всемогущему Богу. Более того, как мусульманин, он верил в Судный день и считал себя ответственным за все свои деяния в этот день. Поэтому он всегда старался изо всех сил совершать дела, угодные Богу. Он провел множество реформ только для того, чтобы устранить страдания масс, независимо от их цвета кожи и вероисповедания, чтобы он мог заслужить удовольствие своего создателя. [153]
Отношения с индуистами
Временами он использовал мусульманский фанатизм против индуистских вождей и обращения с зимми . [151] Персидский историк Вассаф утверждает, что он послал экспедицию против Гуджарата как священную войну , и она не была мотивирована «жаждой завоеваний». [154] Маснави утверждает, что Гуджарат был аннексирован только во время второго вторжения , Девал Деви-Хизр Хан Амира Хосрова которое произошло через семь лет после первого, подразумевая, что первое было просто грабительским набегом. [155] были застигнуты врасплох. Хамбхата Говорят, что жители [156] Вассаф заявляет, что «мусульманские силы начали безжалостно убивать и убивать справа и слева по всей нечистой земле ради ислама, и кровь лилась потоками». [157]
Алауддин и его генералы во время своих военных кампаний разрушили несколько индуистских храмов. В число этих храмов входили храмы в Бхилсе (1292 г.), Девагири (1295 г.), Виджапуре (1298–1310 гг.), Сомнатхе (1299 г.), Джайне (1301 г.), Чидамбараме (1311 г.) и Мадурае (1311 г.). [158]
Он пошел на компромисс с индуистскими вождями, которые были готовы принять его сюзеренитет. В документе 1305 года Хосров упоминает, что Алауддин любезно относился к послушным индуистским заминдарам (феодалам-землевладельцам) и оказал им больше милостей, чем они ожидали. В своем поэтическом стиле Хосров утверждает, что к этому времени все наглые индусы в царстве Хинд погибли на поле боя, а остальные индусы склонили головы перед Алауддином. Описывая суд, состоявшийся 19 октября 1312 года, Хосров пишет, что земля приобрела шафрановый цвет от тилаков индуистских вождей, склонившихся перед Алауддином. [159] Эта политика компромисса с индуистами подверглась резкой критике со стороны небольшой, но громкой группы мусульманских экстремистов, как видно из работ Барани. [160]
Алауддин редко прислушивался к советам ортодоксальных улемов. Когда он спросил о положении индуистов в исламском государстве, кази Мугис ответил, что индуист «должен платить налоги с кротостью и смирением в сочетании с величайшим уважением и без всякого нежелания. Если сборщик решит плюнуть себе в рот , он должен открыть его без колебаний, чтобы чиновник мог плюнуть в него... Смысл этой крайней кротости и смирения с его стороны... состоит в том, чтобы показать крайнюю покорность, возложенную на эту расу Самого Бога Всемогущего (в. Коран) предписывает их полную деградацию, поскольку эти индусы являются самыми смертельными врагами истинного пророка. Мустафа отдал приказ об их убийстве, грабеже и заключении в тюрьму, постановив, что они должны либо следовать истинной вере, либо быть убитыми. или заключены в тюрьму, а все их богатство и имущество конфисковано». [161]
Алауддин считал, «что индус никогда не будет покорным и послушным мусульманину, если он не дойдёт до крайней нищеты». Он предпринял меры по их обнищанию и считал это оправданным, поскольку знал, что вожди и мукаддамы ведут роскошную жизнь, но никогда не платят ни джитала налогов. Его энергичные и обширные завоевания привели к тому, что на него стали смотреть как на преследователя как дома, так и за рубежом, в том числе Маулана Шамсуддин Тёрк, Абдул Малик Исами и Вассаф. [162] Барани, подводя итог своим достижениям, отмечает, что покорность и послушание индусов в последнее десятилетие его правления стали установленным фактом. Он заявляет, что такого подчинения со стороны индусов «никогда не наблюдалось и не будет в будущем». [163]
При династии Мамлюков получение членства в высшей бюрократии было трудным для индийских мусульман и невозможным для индуистов. Однако, похоже, ситуация изменилась при Халджисе. Хосров утверждает в Хазайнул Футух , что Алауддин направил 30-тысячную армию под командованием индуистского офицера Малика Наика, Ахур-бека Майсары , для отражения монголов. [164] Во время восстания Икат-хана жизнь султана спасли индуистские солдаты ( пайки ). Из-за большого присутствия немусульман в императорской армии Алаул Мульк посоветовал ему не покидать Дели, чтобы дать отпор монголу Кутлуг Ходже . окружившему его [165]
Отношения с джайнами
Согласно джайнским источникам, Алауддин проводил беседы с джайнскими мудрецами и однажды специально вызвал Ачарью Махасену в Дели. [166] В тот период в Северной Индии не было образованного дигамбрачарья, и джайны убедили Махасену защитить веру. Алауддин был впечатлен его глубокими знаниями и аскетизмом. Дигамбара - джайн Пуранчандра был очень близок к нему, и султан также поддерживал контакты с мудрецами Шветамбара . джайнского поэта Ачарью Рамачандру Сури. Он также удостоил чести [167]
Кхаратарагачча Паттавали , завершенный в 1336–1337 годах, подробно описывает зверства джайнов во время его правления, включая разрушение религиозной ярмарки в 1313 году при захвате Джабалипура ( Джалора ). Кажется, год спустя условия изменились. Банарасидас в «Ардхакатанаке» упоминает, что джайнские купцы Шрималы распространились по Северной Индии, и в 1314 году сыновья Шрималы и другие вместе со своими двоюродными братьями и огромным собранием паломников смогли посетить храм в Пхалуди, несмотря на то, что Аджмер и его окрестности находились в осаде Мусульманские силы. [167]
Монеты
- Медная половинка Гани
- Медная половинка Гани
- Какой миллиард
- Серебряная Танка
- Двуязычная монета
- Серебряная Танка Дар аль-Ислам Монетный двор
- Серебряный Танка Кила Деогир Мятный
Халджи чеканил монеты под титулом Сикандер Сани . Сикандер по-древнеперсидски означает «Александр», титул, популяризированный Александром Великим , а сани по-арабски означает «Второй». Легенда на монете ( Сикандер-э-Сани ) переводится как «Второй Александр» в знак признания его военных успехов. [168]
Он накопил богатство в своей казне благодаря кампаниям в Декане и Южной Индии и выпустил много монет. В его монетах упоминание Халифа было исключено , заменив его самохвалебным титулом Сикандер-ус-сани Ямин-уль-Хилафат . [169] Он перестал добавлять Аль-Мустасима имя , вместо этого добавив Ямин-уль-Хилафат Насир Амири 'л-Муминин (Правая рука Халифата, помощник Повелителя правоверных). [170]
В популярной культуре
- Алауддин Халджи — антагонист «Падмавата» , эпической поэмы, написанной суфийским поэтом Маликом Мухаммадом Джаяси в 1540 году. [171]
- Он также изображен как центральный персонаж средневековой бенгальской эпической поэмы «Падмавати» (поэмы) 1648 года бенгальского поэта - аракани средневековой эпохи Сайеда Алаола .
- Халджи сыграл М. Н. Намбияр в Читрапу Нараяны Рао фильме « Читтур Рани Падмини » (1963). [172]
- Ом Пури сыграл Алауддина Халджи в Дурдаршана исторической драме «Бхарат Эк Ходж» . [173]
- Халджи сыграл Мукеш Риши в Sony Entertainment Television исторической драме «Читтод Ки Рани Падмини Ка Джохур» . [174]
- Ранвир Сингх изобразил вымышленную версию Алауддина в Санджая Лилы Бхансали « эпическом историческом драматическом фильме Падмаават» (2018). [175]
- Даршан Пандья сыграл роль Алауддина в исторической драме «Касумбо» (2024). [176]
Ссылки
- ^ Лафон, Жан-Мари и Рехана (2010). Французы и Дели: Агра, Алигарх и Сардхана (1-е изд.). Нью-Дели: India Research Press. п. 8. ISBN 9788183860918 .
- ^ Мехта, Джасвант Лал (1979). Расширенное исследование истории средневековой Индии . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 141. ИСБН 978-81-207-0617-0 .
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 40–41.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 326.
- ^ Перейти обратно: а б с Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 321.
- ^ Перейти обратно: а б с Кишори Саран Лал 1950 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кишори Саран Лал 1950 , с. 42.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 43.
- ^ ПРО Хабибулла 1992 , с. 322.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 45.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 322.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 322–323.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 323.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 324.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 327.
- ^ Перейти обратно: а б с д Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 328.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 329.
- ^ Перейти обратно: а б с Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 330.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 331.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 79.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 332.
- ^ Питер Джексон 2003 , с. 85.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 333.
- ^ Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1950 , с. 81.
- ^ Питер Джексон 2003 , с. 221.
- ^ Питер Джексон 2003 , стр. 219–220.
- ^ Мохаммад Хабиб 1981 , с. 266.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 84–86.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 334–335.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 88.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 335.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 338.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 159–161.
- ^ Питер Джексон 2003 , стр. 221–222.
- ^ Рима Худжа (2006). ИСТОРИЯ РАДЖАСТАНА (ПБ) . Рупа и компания. п. 368. ИСБН 978-81-291-1501-0 .
Нападение на Джайсалмер во время правления султана Алауддина Хилджи, похоже, началось в 1299 году нашей эры, когда правил его король Бхати Джайт Сингх I. Осажденный форт выдерживал штурм и окружение, пока, наконец, нехватка продовольствия и провианта не сыграла свою неизбежную роль в решении исхода. К этому времени Джайт Сингх, возможно, уже погиб, как гласит традиция, и корону перенял его сын Муларадж. Именно на этом этапе женщины форта Джайсалмер исполнили джаухар, в то время как мужчины во главе с Равалом Мулараджем и его младшим братом Ратаном Сингхом распахнули ворота форта и бросились умирать, сражаясь до последнего. Некоторые источники предполагают, что Муларадж погиб во время более раннего вылета, и что Ратан Сингх (или Ратан-Си) сменил его на посту Равала и осуществлял защиту Джайсалмера до последней шаки. В любом случае, как только Джайсалмер был захвачен, известно, что он оставался в руках Хильджи в течение следующих нескольких лет.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 342–347.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 343–346.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 350–352.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 366.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 367.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 119–120.
- ^ Сатиш Чандра 2004 , с. 89.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 368.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 369.
- ^ Мохаммад Хабиб 1981 , с. 267.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 164-165.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 366-369.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 369–370.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 372.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 373.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 191.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 133–134.
- ^ Перейти обратно: а б Питер Джексон 2003 , с. 198.
- ^ Питер Джексон 2003 , с. 145.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 392–393.
- ^ Питер Джексон 2003 , стр. 227–228.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 393.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 171–172.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 175.
- ^ Питер Джексон 2003 , с. 229.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 189.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 400–402.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 192–193.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 396.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 135.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 186.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 195–197.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 409-410.
- ^ Ашок Кумар Шривастава 1979 , стр. 48–50.
- ^ Ашок Кумар Шривастава 1979 , с. 52-53.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 201.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 411.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 411–412.
- ^ Древности из Сан-Томе и Милапура . 1936. стр. 264–265.
- ^ Кадой, Юка (2010). «О флаге Тимуридов» . Beiträge zur islamischen Kunst und Archäologie . 2 : 148. дои : 10.29091/9783954909537/009 .
... помогает идентифицировать еще один любопытный флаг, найденный на севере Индии – коричневый или первоначально серебряный флаг с вертикальной черной линией – как флаг Делийского султаната (602–962/1206–1555).
- ^ Божар, Филипп (2019). Миры Индийского океана: глобальная история: переработанный и обновленный перевод . Издательство Кембриджского университета. п. Глава 8. ISBN 978-1-108-42456-1 .
Султан захватил раджпутский форт Читор в Раджастане, а в 1310 году подчинил своей власти большую часть Декана. Он взял Девагири – столицу Ядавы – в 1307 году.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 412.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 413.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 203.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 415-417.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 213.
- ^ Питер Джексон 2003 , с. 174.
- ^ Хабиб, Ирфан (2002). Очерки истории Индии: к марксистскому восприятию . Лондон: Гимн Пресс. п. 81. ИСБН 9781843310617 .
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 241.
- ^ Герман Кульке и Дитмар Ротермунд 2004 , с. 172.
- ^ Герман Кульке и Дитмар Ротермунд 2004 , стр. 172–173.
- ^ Сатиш Чандра 2004 , с. 76-79.
- ^ Перейти обратно: а б Сатиш Чандра 2007 , с. 105.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 429.
- ^ Перейти обратно: а б Герман Кульке и Дитмар Ротермунд 2004 , с. 171-173.
- ^ Сатиш Чандра 2007 , с. 102.
- ^ Питер Джексон 2003 , с. 242.
- ^ Ирфан Хабиб 1982 , с. 62.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 357–358.
- ^ Перейти обратно: а б Сатиш Чандра 2004 , с. 78-80.
- ^ Перейти обратно: а б с Сатиш Чандра 2007 , с. 104.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 358–359.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 361.
- ^ Сатиш Чандра 2004 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1950 , с. 250.
- ^ Питер Джексон 2003 , с. 243.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 374–376.
- ^ Сатиш Чандра 2007 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Авраам Эрали 2015 , с. 166.
- ^ Герман Кульке и Дитмар Ротермунд 2004 , с. 173.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 379.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 387.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 257.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 260.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 256–257.
- ^ Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1950 , с. 261.
- ^ Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1950 , с. 262.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 262–263.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 263.
- ^ Сатиш Чандра 2004 , с. 76-77.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 264.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 265.
- ^ Перейти обратно: а б с Питер Джексон 2003 , с. 176.
- ^ Перейти обратно: а б Авраам Эрали 2015 , с. 177-8.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 421.
- ^ Перейти обратно: а б с Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 425.
- ^ Перейти обратно: а б Р. Ванита и С. Кидвай 2000 , с. 132.
- ^ Авраам Эрали 2015 , стр. 178–179.
- ^ Комплекс Кутб: Медресе Ала аль Дин Халджи , ArchNet
- ^ Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1950 , стр. 56–57.
- ^ Сатиш Чандра 2004 , с. 92.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 84.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 334.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1950 , с. 190.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 402.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 297.
- ^ С. Дигби 1978 , с. 419.
- ^ Перейти обратно: а б Шанти Садик Али 1996 , с. 35.
- ^ Авраам Эрали 2015 , с. 177-178.
- ^ Р. Ванита и С. Кидвай 2000 , с. 113, 132.
- ^ Джудит Э. Уолш (2006). Краткая история Индии Издательство информационной базы. п. 71 . ISBN 1438108257 .
- ^ Ниланджан Саркар (2013). «Запретные привилегии и историописание в средневековой Индии». Журнал средневековой истории . 16 (1): 33–4, 48, 55.
- ^ Гуглер Т.К. (2011). «Политика удовольствий: выпрямление Южной Азии». Южноазиатские хроники . 1 : 355–392.
- ^ Крейг Локард (2006). Общества, сети и переходы: глобальная история . Том. 1: К 1500. Cengage Learning. п. 366. ИСБН 0618386114 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кишори Саран Лал 1950 , с. 375.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 376.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 377–378.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 380.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , стр. 376–377.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 399.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 336–337.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 90.
- ^ Кишори Саран Лал 1950 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б с Дж. Л. Мехта. Расширенное исследование истории средневековой Индии - Том. III: Средневековое индийское общество и культура . Стерлинговые издательства. п. 102. ИСБН 9788120704329 .
- ^ КС Лал, История Халджи: 1290-1320 гг. н. э., стр. 308
- ^ Абдул Малик Исами, Фатух Ус Салатин, стр. 306
- ^ М.Б. Деопухари (1973). «Декканская политика султаната (1296–1351)». Журнал Нагпурского университета: Гуманитарные науки . 24 . Нагпурский университет : 39.
- ^ М. Ясин Мажар Сиддики. «Хронология Делийского султаната» Ислам и современность 27 . Ислам и общество современности; Доктор А.С. Институт исламских обществ Закира Хусейна, Джамия Миллия Исламия :
- ^ Мэри Бойс (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. п. 168. ИСБН 9780415239028 .
- ^ RC Маджумдар 1967 , стр. 625.
- ^ Ричард М. Итон 2001 , стр. 72–73.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 354.
- ^ Банарши Прасад Саксена 1992 , стр. 355–356.
- ^ Кишори Саран Лал . «Политические условия индусов при Халджисе». Труды Индийского исторического конгресса . 9 . Конгресс истории Индии : 234.
- ^ Кишори Саран Лал . «Политические условия индусов при Халджисе». Труды Индийского исторического конгресса . 9 . Конгресс истории Индии : 234–235.
- ^ Кишори Саран Лал . Теория и практика мусульманского государства в Индии . Публикации Адитьи. п. 128.
- ^ Мохаммад Хабиб , Афсар Умар Салим Хан. Политическая теория Делийского султаната: включая перевод Фатава-и Джахандари Зиауддина Барани, около 1358–1359 годов нашей эры . Китаб Махал. п. 150.
- ^ Канхайя Лалл Шривастава (1980). Положение индусов при Делийском султанате, 1206–1526 гг . Мунширам Манохарлал . п. 142.
- ^ Бурджор Авари (апрель 2015 г.). Эпоха гнева: история Делийского султаната . Пингвин Великобритания. ISBN 9789351186588 .
- ^ Перейти обратно: а б Пушпа Прасад. «Джайнская община Делийского султаната». Труды Индийского исторического конгресса . 54 . Конгресс истории Индии : 224, 225.
- ^ Сальма Ахмед Фаруки (2011). Всеобъемлющая история средневековой Индии: с двенадцатого по середину восемнадцатого века . Pearson India Education Services. п. 13. ISBN 9788131732021 .
- ^ Випул Сингх (2009). Интерпретация средневековой Индии: раннее средневековье, Делийский султанат и регионы (около 750–1550 гг.) . Макмиллан. п. 17. ISBN 9780230637610 .
- ^ Томас Уокер Арнольд (2010). Халифат . Издательство Адам. п. 88. ИСБН 9788174350336 .
- ^ Шарма, Манимугдха С. (29 января 2017 г.). «Падмавати — это не история, так о чем весь этот шум?» . Таймс оф Индия . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ Гай, Рэндор (13 июня 2015 г.). «Читур Рани Падмини (1963)» . Индус . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ Гош, Авиджит (27 февраля 2017 г.). «Актер Ом Пури переосмыслил представление о главной мужской роли» . Таймс оф Индия . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ Шах, Шраван (21 сентября 2017 г.). «Знаете ли вы? Дипика Падуконе не первая актриса, сыгравшая Падмавати на экране?» . www.zoomtv.com . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ Палат, Лакшана Н. (21 ноября 2017 г.). «Ссора Падмавати: кем был муж Рани Падмавати, Махаравал Ратан Сингх?» . Индия сегодня . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Чаухан, Четансингх (17 февраля 2024 г.). «Рецензия на гуджаратский фильм «Касумбо» » . Новости, папа . Проверено 18 февраля 2024 г.
Библиография
- ПРО Хабибулла (1992) [1970]. «Халджи: Джалалуддин Халджи». В Мохаммеде Хабибе; Халик Ахмад Низами (ред.). Всеобъемлющая история Индии . Том. 5: Делийский султанат (1206–1526 гг. н.э.). Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 31870180 .
- А. Л. Шривастава (1966). Султанат Дели, 711–1526 гг. Н.э. (второе изд.). Шива Лал Агарвала. OCLC 607636383 .
- Авраам Эрали (2015). Эпоха гнева: история Делийского султаната . Книги о пингвинах. п. 178. ИСБН 978-93-5118-658-8 .
- Ашок Кумар Шривастава (1979). Чахаманы Джалора . Сахитья Сансар Пракашан. ОСЛК 12737199 .
- Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 4413150 .
- Банарши Прасад Саксена (1992) [1970]. «Хальджи: Алауддин Халджи». Мохаммад Хабиб и Халик Ахмад Низами (ред.). Всеобъемлющая история Индии: Делийский султанат (1206–1526 гг. Н. Э.) . Том. 5 (Второе изд.). Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 31870180 .
- Герман Кульке ; Дитмар Ротермунд (2004). История Индии . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-32919-4 .
- Ирфан Хабиб (1982). «Северная Индия под властью султаната: аграрная экономика» . В Тапане Райчаудхури; Ирфан Хабиб (ред.). Кембриджская экономическая история Индии: Том 1, C.1200-C.1750 . Архив Кубка. ISBN 978-0-521-22692-9 .
- Кишори Саран Лал (1950). История Халджиса (1290-1320) . Аллахабад: Индийская пресса. OCLC 685167335 .
- Мохаммад Хабиб (1981). Политика и общество в период раннего средневековья . Народное издательство. ОСЛК 32230117 .
- Питер Джексон (2003). Делийский султанат: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54329-3 .
- Р. К. Маджумдар (1967) [1960]. «Социальная жизнь: индуистские и мусульманские отношения». История и культура индийского народа: Делийский султанат . Том. VI (Второе изд.). Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 634843951 .
- Р. Ванита ; С. Кидвай (2000). Однополая любовь в Индии: Чтения по индийской литературе . Спрингер. ISBN 978-1-137-05480-7 .
- Ричард М. Итон (сентябрь 2000 г.). «Осквернение храмов и индо-мусульманские государства» . Журнал исламских исследований . 11 (3). Оксфордский центр исламских исследований: 283–319. дои : 10.1093/jis/11.3.283 .
- Ричард М. Итон (5 января 2001 г.). «Осквернение храма и индо-мусульманские государства: II» (PDF) . Передовая линия : 70–77.
- С. Дигби (1978). «Кафур, Малик». У Э. Ван Донзеля; Б. Льюис; Чарльз Пеллат (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 4, Иран – Ха (2-е изд.). Брилл. п. 419. ИСБН 90-04-05745-5 .
- Сатиш Чандра (2004). Средневековая Индия: От султаната до Великих Моголов-Делийского султаната (1206-1526) - Часть первая . Публикации Хар-Ананда. ISBN 9788124110645 .
- Сатиш Чандра (2007). История средневековой Индии: 800-1700 гг . Ориент Лонгман. ISBN 978-81-250-3226-7 .
- Шанти Садик Али (1996). Распространение Африки в Декане: от средневековья до современности . Ориент Блэксван. ISBN 978-81-250-0485-1 .
Внешние ссылки
- Хазаину-л Футух (также известный как Тарих-и Алай ), книга, описывающая военную карьеру Алауддина его придворным поэтом Амиром Хосровом .
- Английский перевод, как он представлен в книге История Индии, рассказанная ее собственными историками : мусульманский период» сэра Х. М. Эллиота « . Том III. 1866–177. Страница: 67-92.