Jump to content

Ракуго

(Перенаправлено с Очи )

Ракугока на фестивале Санма

Ракуго ( Ракуго , буквально «история с падением») [ 1 ] — форма японской словесной комедии, традиционно исполняемая в ёсэ . театрах [ 2 ] Одинокий рассказчик ( 落語家 , ракугока ) сидит на возвышении, кодза ( 高座 ) . Используя в качестве реквизита только бумажный веер ( 扇子 , сенсу ) и небольшую ткань ( 手拭 , тэнугуи ) и не вставая из сидячего положения сэйдза , художник ракуго изображает длинную и сложную комичную (а иногда и сентиментальную) историю. История всегда предполагает диалог двух и более персонажей. Разница между персонажами изображается лишь через изменение высоты тона, тона и легкий поворот головы.

Описание

[ редактировать ]

Оратор находится в центре сцены, и его цель — стимулировать общее веселье тоном и ограниченными, но конкретными жестами тела. Монолог всегда заканчивается повествовательным трюком ( изюминка ), известным как оти ( 落ち , букв. «падение») или мудрецом ( 下げ , букв. «понижение») , состоящим из внезапного прерывания потока игры слов. Двенадцать видов оти систематизированы и признаны, причем более сложные вариации со временем развились из более основных форм. [ 3 ]

Раннее ракуго развилось во множество стилей, включая сибайбанаси ( поэзия , театральные беседы) , онгёкунаси ( поэзия , музыкальные беседы) , кайданбанаси ( поэзия , беседы о призраках, см. кайдан ) и ниндзёбанаси ( одиночные речи , сентиментальные) . дискурсы) . Во многих из этих форм отсутствует оти , необходимый для оригинального ракуго.

описала «Ракуго» как « ситком , в котором один человек играет все роли». Норико Ватанабэ, доцент кафедры современных языков и сравнительной литературы в колледже Баруха , [ 4 ]

Лексический фон

[ редактировать ]

Предшественника ракуго называли ( буквально карукучи «легкий рот») . [ 1 ] : 38  Самое старое появление кандзи , относящегося именно к этому типу исполнения, датируется 1787 годом, но в то время сами иероглифы (落とし噺) обычно читались как отошибанаси («история падения»).

В середине периода Мэйдзи выражение ракуго . (1868–1912) впервые стало использоваться [ 1 ] : 45  и оно вошло в обиход только в период Сёва (1926–1989).

Синдзюку суэхиротей — знаменитый театр водевиля в Токио, где проводятся мероприятия ракуго.

Одним из предшественников ракуго считается юмористический рассказ на языке сэцува . Кондзяку Моногатарису и Удзи Шуй Моногатари представляли сэцува собой сборники , составленные от периода Хэйан (794–1185) до периода Камакура (1185–1333); в них было много забавных историй, и японские буддийские монахи проповедовали буддизм, цитируя их. В «Макура-но Соси» описывается, что монахи приобрели репутацию благодаря своим прекрасным голосам и повествовательному искусству. [ 5 ]

Прямым предком ракуго является юмористическая история среди историй, рассказанных отогисю в период Сэнгоку (1467–1615). Отогисю были учёными, буддийскими монахами и чайными мастерами, которые служили даймё (феодалу), и их обязанностью было читать даймё лекции по книгам и быть партнёром для беседы. Анракуан Сакудэн , который был отогисю и монахом Дзёдо -сю , часто считается создателем ракуго , а его 8 томов «Сэйсуи сё» содержат 1000 историй, включая оригинальные истории ракуго . [ 5 ] [ 6 ]

Около 1670 года в период Эдо (1603–1867) появились три рассказчика, которые считались первыми ракугока . Цуюно Горобе в Киото , Ёнедзава Хикохати в Осаке и Сикано Бузаэмон в Эдо примерно в одном возрасте построили простые хижины и начали рассказывать смешные истории широкой публике за определенную плату. Ракуго в этот период называлось Цудзибанаси , но как только оно потеряло популярность, ракуго пришло в упадок примерно на 100 лет. [ 6 ]

В 1786 году Утэй Энба председательствовал на шоу ракуго в рётей , традиционном японском заведении общественного питания, в Мукодзиме. Его считают отцом восстановления ракуго . Его выступления привели к созданию первого театра, посвящённого ракуго ( ёсэ ) Сансётэем Караку и Санютэю Энсё, и возрождению ракуго . [ 6 ]

В период Эдо, благодаря появлению торгового класса тёнинов , ракуго распространилось на низшие классы. Были сформированы многочисленные коллективы исполнителей, наконец-то напечатаны сборники текстов. В 17 веке актеры были известны как ханасика (пишется как 噺家 , 咄家 или 話家 ; «рассказчик»), что соответствует современному термину ракугока ( 落語家 , «человек падающего слова») .

До появления современного ракуго существовали кобанаси ( 小噺 ) : короткие комические виньетки, заканчивающиеся оти , популярные между 17 и 19 веками. Их разыгрывали в небольших общественных местах или на улицах, печатали и продавали в виде брошюр. Происхождение кобанаси можно найти в « Кино ва кё но моногатари» ( «Вчерашние истории, рассказанные сегодня» , ок. 1620 г.), работе неизвестного автора, в которой собрано около 230 рассказов, описывающих простой класс .

Виды очи

[ редактировать ]

«Нивака оти»: оти, использующий каламбур, его также называют «Дзигучи оти».

«Хёси оти»: оти, в котором используются повторяющиеся изюминки.

«Сакаса оти»: оти с изюминкой, в которой роли меняются местами.

«Кангэ оти»: кульминация, которую трудно понять, но люди будут смеяться, поразмыслив некоторое время.

«Мавари очи»: кульминационная фраза, завершающая историю возвращением к началу.

«Митатэ оти»: оти, в котором используются неожиданные изюминки.

«Мануке оти»: оти, заканчивающее историю глупой или нелепой шуткой.

«Тотан очи»: очи с использованием фирменной фразы.

«Бутцукэ оти»: Концовка с изюминой, основанной на недоразумении.

«Сигуса очи»: изюминка, в которой используется физический жест.

Важные участники

[ редактировать ]
Асакуса Энгей Холл — еще один известный театр водевиля в Токио, где проводятся мероприятия ракуго.

Многие художники внесли свой вклад в развитие ракуго . Некоторые были просто исполнителями, но многие сочиняли и оригинальные произведения.

Среди наиболее известных ракугока периода Токугава были такие исполнители, как Анракуан Сакуден (1554–1642), автор « Сэйсуисё» ( «Смех, прогоняющий сон» , 1628), сборника из более чем 1000 рассказов. В Эдо (сегодняшний Токио ) также жил Сикано Бузаэмон [ джа ] (1649–1699), написавший « Сикано Бузаэмон куденбанаси» ( «Беседы с устными инструкциями Сикано Бузаэмон» ) и « Сикано макифудэ» ( «Кисть оленя» , 1686), произведение, содержащее 39 рассказы, одиннадцать из которых посвящены кабуки среде . Татекава Энба I [ ja ] (1743–1822) был автором « Ракуго рокуги» ( «Шесть значений ракуго »).

Киото был домом Цую-но Горобэя I [ ja ] (1643–1703), который считается отцом традиции ракуго области Камигата (Камигата ракуго ( Kamigata Rakugo ) ). [ 7 ] Его произведения включены в « Карукути цую га ханаси» ( «Рассказы Джокула Цую» , дата написания неизвестна), содержащее множество словесных игр, эпизодов из жизни известных литературных авторов, а также пьесы на разных диалектах районов Токио , Осаки и Киото. .

Похожую структуру имеет « Карукучи годзэн отоко» ( «Островки: важный рассказчик» , дата публикации неизвестна), в которой собраны истории Ёнезавы Хикохати I [ ja ] , который жил в Осаке в конце 17 века. Пример из коллекции Ёнедзавы Хикохати:

Мужчина теряет сознание в ванне. В возникшей за этим большой суматохе приходит врач, измеряет его пульс и спокойно дает инструкции: «Вытащите пробку и выпустите воду». Как только вода полностью вытекла из ванны, он говорит: «Ладно. Теперь закрой крышкой и отнеси парня на кладбище».

Ибо бедняк уже мертв. Шутка становится яснее, если заметить, что традиционная японская ванна имеет форму гроба.

Текущие исполнители

[ редактировать ]

Среди нынешних ракуго исполнителей — Татибаная Энзо , Кацура Бунси VI , Татибаная Такэдзо II , Татекава Синосукэ и Хаясия Сёдзо IX . Более того, многие люди считались более популярными комиками, первоначально обучавшимися в качестве учеников ракугока , даже принимая сценические псевдонимы, данные им их учителями. Некоторые примеры включают Акасия Санма , Сёфукутей Цурубе II и Сёфукутей Сёхей . [ 8 ] Другой известный исполнитель ракуго , Сидзяку Кацура II , был известен за пределами Японии своими исполнениями ракуго на английском языке.

Известный Ракугока

[ редактировать ]

Эдо (Токио)

[ редактировать ]

Камигата (Осака)

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Танака, Сакурако (1993). Разговор через текст: Ракуго и устно-буквальный интерфейс (магистерская диссертация). Университет Британской Колумбии . стр. 30, 45. doi : 10.14288/1.0076952 . Архивировано из оригинала 3 мая 2023 года.
  2. ^ Суини, Амин (1979). «Ракуго: Профессиональное японское повествование» (pdf) . Азиатские фольклорные исследования (на японском языке). 38 (1). Университет Нанзан : 29. doi : 10.2307/1177464 . JSTOR   1177464 . Архивировано (PDF) из оригинала 6 августа 2019 года . Проверено 3 мая 2023 г. (Библиография: том 38(1) , статья )
  3. ^ Ракуго: всеобщий смех , Тим Райан. Проверено 11 мая 2007 г.
  4. ^ Интервью, связанное с Ракуго , Колледж Баруха. Проверено 11 мая 2007 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б История Совета искусств Японии.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Знакомство с городом Ракуго.
  7. ^ Словарь Кодзиэн , статьи для «Цую но Горобей».
  8. ^ Исполнители ракуго . Проверено 11 мая 2007 г.
  9. ^ Татекава, Синохару (21 августа 2017 г.). Манджу коваи (Напуган Манджу) (mp3) . Ракуго — японская комедия в традиционном стиле (передача на FM-радио) . Япония. Токио ФМ . Проверено 11 ноября 2019 г.
  10. ^ Татекава, Синохару (17 октября 2016 г.) Meguro no samma (mp3) ) . - японская комедия в традиционном стиле (радиопередача FM , Япония Проверено 11 ноября 2019 г.
  11. ^ Татекава, Синохару (5 февраля 2018 г.). Момотаро (mp3) . Ракуго — японская комедия в традиционном стиле (FM-радиопередача) . Япония. Токио ФМ . Проверено 11 ноября 2019 г.
  12. ^ Татекава, Синохару (4 февраля 2019 г.). Кошачья тарелка (mp3) . Ракуго — японская комедия в традиционном стиле (передача на FM-радио) . Япония. Токио ФМ . Проверено 11 ноября 2019 г.
  13. ^ Татекава, Синохару (18 декабря 2017 г.). Шибахама (mp3) . Ракуго — японская комедия в традиционном стиле (FM-радиопередача) . Япония. Токио ФМ . Проверено 11 ноября 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брау, Лори. Ракуго: исполнение комедии и культурное наследие в современном Токио . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books, 2008.
  • МакАртур, Ян. Генри Блэк: На сцене в Японии эпохи Мэйдзи . Клейтон: Издательство Университета Монаша, 2013.
  • Мориока, Хайнц и Миёко Сасаки. Ракуго: популярное повествовательное искусство Японии Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, 1990.
  • Шорс, М.В. Комическое повествование о Западной Японии: сатира и социальная мобильность в Камигата Ракуго . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2021.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7608b786c8dc1954530a2a502806252a__1719238320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/2a/7608b786c8dc1954530a2a502806252a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rakugo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)