Сломанный
Геброхтс ( идиш : געבראקטס , букв. «сломанный», также известный как иврит : מצה שרויה , латинизированный : маца шруйя , букв. «пропитанная маца») относится к маце , впитавшей жидкость. Избегание геброхтов, или «не геброхтов», - это аспект пасхального кашрута, наблюдаемый многими представителями хасидской еврейской общины, а также некоторыми другими еврейскими группами ашкенази, находящимися под влиянием хасидизма. [ 1 ]
Обычай
[ редактировать ]Во время праздника Песах евреям запрещено есть любые из пяти видов зерна ( пшеница , ячмень , полба , овес и рожь ), если они были «квасными». Закваска ( иврит : חמץ , латинизированное : хамец ) определяется как мука из одного из этих зерен, смешанная с водой и оставленная на более чем 18 минут перед выпечкой. После того, как мука прореагировала с водой и быстро запекалась в мацу , она больше не подвергается закваске. Согласно этому аргументу, маца и ее производные не являются ни «заквашенными», ни «заквашенными», и поэтому их разрешено употреблять во время Песаха. Чтение трактата «Песахим» из Вавилонского Талмуда (ок. 500 г.) дает понять, что во времена Талмуда во время Песаха разрешалось употреблять мацу, вымоченную в воде; ашкеназский раввин и экзегет Раши . (ок. 1100 г.) также указывает, что это не вызывало возражений (Брахот 38б) [ 2 ]
, появился обычай Однако позже среди некоторых ашкенази , в первую очередь евреев-хасидов избегать добавления мацы (или любого ее производного, например, мацовой муки) в воду (или любую жидкость), чтобы избежать возможности того, что комок муки, который никогда не был должным образом перемешан с водой (и, следовательно, все еще подвержен разжижению), может вступить в контакт с жидкостью. По словам раввина Ицхака Эйзика из Витебска, этот обычай возник у Дов Бера из Мезерича . [ 3 ] (Об этом говорится, например, в «Шулхан Арух ха-Рав» , около 1800 года.) Поэтому некоторые еврейские общины, особенно евреи-хасиды, не едят суп из шариков мацы во время Песаха. Рецепты и продукты «не геброхты» обычно заменяют крахмалом картофельным мацу . [ 2 ]
Соблюдение
[ редактировать ]Некоторые любители геброхтов не будут использовать блюда, которые использовались для геброхтов. Некоторые отели и рестораны, открытые во время Песаха , указывают в своих меню: «Если вы хотите добавить мацу в куриный суп, сообщите об этом официанту, чтобы он/она предоставил вам одноразовую миску и ложку». Другие соблюдают этот обычай только в первую ночь Песаха или сами воздерживаются от употребления геброхта, но не считают его хамецом . Личные обычаи обычно отражают нормы семьи и общества.
Большинство ашкенази считают геброхтов не проблемой. Хотя никто не утверждает, что геброхты необходимо употреблять во время Песаха, многие считают, что блюда из геброхтов (например, суп из мацы или маца-брей ) играют приятную и важную роль в их Песахе и, таким образом, являются способом выполнить мицву быть счастливыми в праздник Пасхи. Йом Тов . [ нужна ссылка ] Фактически, члены некоторых литовских еврейских общин девятнадцатого века намеренно ели геброхты, чтобы продемонстрировать допустимость этой практики. [ нужна ссылка ] Оба Виленских Гаона [ 4 ] а раввин Моше Файнштейн постановил, что нет причин избегать употребления геброхтов.
В Израиле Песах отмечается семь дней, как того требует Тора ; те, у кого есть обычай не есть геброхты, обычно воздерживаются все семь дней. Однако за пределами Израиля восьмой день соблюдается согласно постановлению раввинского закона . В этот восьмой день практически все общины считают геброхт разрешенным, даже те, кто старается не есть геброхт в течение первых семи дней. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Следуя тенденциям Пасхи, Байла Шева Бреннер. Архивировано 30 марта 2012 г. в Wayback Machine - № 6: Сотни пасхальных инноваций - Oy Gebrocht!
- ^ Jump up to: а б «Геброкц»: омоченная маца.
- ^ Шлахан Арух Ох 13 - Шниор Залман - Баал ХаТанья
- ^ Геброкц - Маца, омоченная водой на Песах
- ^ "Геброктс": Смоченная маца.