Jump to content

Древние Гавайи

(Перенаправлено с Макаайнана )
Петроглифы в национальном парке Гавайских вулканов

Древние Гавайи — период гавайской истории, предшествовавший объединению в 1810 году Королевства Гавайи Камехамехой Великим . Традиционно исследователи считали, что первое заселение Гавайских островов произошло спорадически между 400 и 1100 годами нашей эры полинезийскими мореплавателями дальнего следования с островов Самоа , Маркизских островов и Таити на территории современной Французской Полинезии . [1] В 2010 году было опубликовано исследование, основанное на радиоуглеродном датировании более надежных образцов, которое предполагает, что острова были заселены гораздо позже, в течение короткого периода времени, примерно с 1219 по 1266 год. [2]

Острова Восточной Полинезии характеризуются преемственностью своих культур, и короткий период миграции может служить объяснением этого результата. Диверсифицированное агролесоводство и аквакультура обеспечили поддержку местной гавайской кухне . Для жилья были приняты тропические материалы. Сложные храмы (называемые хейау ) были построены из доступных лавовых пород.

Богатые природные ресурсы поддерживали относительно плотное население, организованное правящим классом и социальной системой с религиозными лидерами. Капитан Джеймс Кук совершил первый известный контакт европейцев с древними гавайцами в 1778 году. За ним последовали многие другие европейцы и американцы.

Путешествие на Гавайские острова

[ редактировать ]
Карта, показывающая миграцию австронезийцев
Священники путешествуют по заливу Кеалакекуа для проведения ритуалов первого контакта. Каждый шлем представляет собой тыкву, украшенную листвой и полосками тапа. Окруженный перьями акуа находится в руках жреца в центре гравюры.

Менялись взгляды на первоначальное открытие полинезийцами и заселение Гавайев. [3] Радиоуглеродное датирование на Гавайях первоначально указывало на возможное поселение еще в 124 году нашей эры. [4] [5] Ранние книги Патрика Винтона Кирча по гавайской археологии датируют первые полинезийские поселения примерно 300 годом нашей эры, а более поздние предположения Кирча датируются 600 годом нашей эры. Другие теории предполагают, что датировка датируется 700–800 годами нашей эры. [3]

В 2010 году исследователи объявили о новых результатах, используя пересмотренное высокоточное радиоуглеродное датирование, основанное на более надежных образцах, чем те, которые ранее использовались во многих исследованиях датирования. [6] Эти новые данные указывают на то, что период колонизации восточной и северной Полинезии имел место намного позже, в более короткие сроки и состоял из двух волн: «самая ранняя на островах Общества около 1025–1120 годов, на четыре столетия позже, чем предполагалось ранее; затем после 70 лет». –265 лет, распространение продолжалось одним крупным импульсом на все оставшиеся острова ок. [2] Согласно этому исследованию, заселение Гавайских островов произошло ок. 1219–1266. [2] Считается, что эта быстрая колонизация объясняет «замечательное единообразие культуры, биологии и языка Восточной Полинезии». [2]

Согласно гавайской мифологии, на Гавайях были и другие поселенцы: народы, которые были вынуждены вернуться в отдаленные долины вновь прибывшими. Они утверждают, что истории о менехуне , маленьких людях, построивших хейау и пруды для разведения рыбы, доказывают существование древних народов, заселивших острова до гавайцев. [7]

Ранние гавайские памятники

[ редактировать ]

Каменное убежище Вайахукини (Зона H8)

[ редактировать ]

Каменное убежище Вайахукини, участок H8, находится внутри лавовой трубы примерно в 600 футах от берега в южной части острова Гавайи. Из-за отсутствия света и пространства, необходимого для нормальных условий проживания, маловероятно, что участок Н8 использовался в качестве жилого помещения. Раскопки участка H8 начались в 1954 году Уильямом Дж. Бонком и студентами Гавайского университета в Хило и завершились в 1958 году. [8] Раскопки на этом месте выявили восемь каминов на разной глубине, а также 1671 артефакт, в том числе остатки фауны, рыболовные крючки и каменные материалы из базальта и вулканического стекла. [8] [9] Распределение артефактов на участке H8 указывает на то, что он постоянно использовался в качестве рыболовного убежища до извержения Мауна-Лоа в 1868 году. [10] По ранней оценке Эмори и Синото в 1969 году, первоначальное заселение этого места датировалось 750 годом нашей эры. [11] но более позднее исследование с использованием обновленных методов радиоуглеродного датирования показало гораздо более позднюю дату, где-то в середине 14 века. [10]

Сайт дюн Халава

[ редактировать ]

Расположенный на острове Молокаи участок дюн Халава был впервые обнаружен в 1964 году и состоит из двух курганов . Летом 1970 года Патрик Винтон Кирч провел раскопки большего из двух курганов, кургана B, обнаружив шесть основных слоев. В четвертом слое находились артефакты, остатки фауны и фундаменты домов. [12] Из 496 артефактов, обнаруженных в этом слое, наиболее значимыми были рыболовные крючки и тесла . Тесла, найденные в кургане B, были похожи на тесла, найденные на Нихоа и островах Неккер , и, по словам Кирча и Маккоя, послужили «доказательством того, что участок дюн Халава представляет собой раннюю фазу развития гавайской материальной культуры». [13] Первоначальное радиоуглеродное датирование этого места, проведенное Кирхом, предполагало диапазон от 600 до 1200 г. н.э. [12] однако повторная датировка образцов в 2007 году показала, что это место датируется не ранее 1300 г. н.э. и было заселено в основном между 1400 и 1650 гг. н.э. [14]

Урегулирование

[ редактировать ]

Ранние поселенцы привезли с собой одежду, растения (так называемые « растения каноэ ») и домашний скот и основали поселения вдоль побережья и в более крупных долинах. По прибытии поселенцы выращивали кало ( таро ), майа ( банан ), ниу ( кокос ), улу ( хлебное дерево ), а также выращивали пуаа ( свинина ), моа ( курица ) и Илио ( собака пои ), хотя это мясо было едят реже, чем фрукты, овощи и морепродукты. Популярные приправы включали паакай ( соль ), молотый орех кукуи , лиму ( морские водоросли ) и ко ( сахарный тростник ), которые использовались и как сладость, и как лекарство. [15] В дополнение к привезенным ими продуктам поселенцы также приобрели уала ( сладкий картофель ), который начали выращивать по всей Полинезии около 1000 года или раньше. [16] с самыми ранними свидетельствами выращивания на Гавайях около 1300 года. [17] Сладкий картофель родом из Южной Америки. Недавно был проведен анализ ДНК 1245 сортов сладкого картофеля из Азии и Америки, и исследователи обнаружили генетическую связь, которая доказывает, что корень попал в Полинезию из Анд около 1100 года. Результаты опубликованы в Proceedings of the National Академия наук представила дополнительные доказательства того, что древние полинезийцы, возможно, взаимодействовали с людьми в Южной Америке задолго до того, как европейцы ступили на континент. [18]

Тихоокеанская крыса сопровождала людей в их путешествии на Гавайи. Дэвид Бёрни утверждает, что люди вместе с позвоночными животными, которых они привезли с собой (свиньями, собаками, курами и крысами), стали причиной исчезновения многих местных видов птиц, растений и крупных наземных улиток в процессе колонизации. [19]

Устья и ручьи были превращены в пруды для разведения рыбы ранними полинезийскими поселенцами еще в 500 году нашей эры или раньше. [20] Уплотненная земля и тесаный камень использовались для создания среды обитания, что сделало древнюю гавайскую аквакультуру одной из самых передовых из коренных народов Тихого океана. [21] Ярким примером является пруд Менехуне , построенный по крайней мере 1000 лет назад в Алекоко (Кауаи). На момент прибытия капитана Джеймса Кука здесь было не менее 360 прудов, производящих 2 000 000 фунтов (900 000 кг) рыбы в год. [20] В течение последнего тысячелетия гавайцы реализовали «крупномасштабные проекты орошения полей с прудами, питаемыми по каналам», для выращивания кало (таро). [22]

Новые поселенцы построили хале (дома) и хэйау (храмы). Археологи в настоящее время полагают, что первые поселения находились на южной оконечности Большого острова Гавайи и что они быстро распространились на север, вдоль морских побережий и легкодоступных речных долин. По мере увеличения населения поселения располагались дальше вглубь страны. Поскольку острова были такими маленькими, население было очень плотным. До контакта с европейцами численность населения составляла от 200 000 до 1 000 000 человек. Однако после контакта с европейцами численность населения резко сократилась из-за различных заболеваний, включая оспу . [23]

Хаапаали и Кееку Хейау

Традиционный город древних Гавайев включал в себя несколько построек. Перечислены в порядке важности: [24]

  • Хэйау , храм богов. Было два основных типа. Сельскохозяйственный тип мапеле был посвящен Лоно и мог быть построен дворянством, священниками и начальниками земельных участков, и чьи церемонии были открыты для всех. Второй тип, луакини , представлял собой большие военные храмы, где в жертву животные и люди приносились . Они были построены на высоких каменных террасах и украшены резными идолами из дерева и камня. Луакини , источник великой маны или божественной силы, мог войти только в Али'и , короля, важных вождей и знать, а также кахуну , которые были членами жречества Ку . [25] [26]
  • Хале Али'и , дом вождя. Он использовался как резиденция высшего вождя и дом собраний младших вождей. Он всегда строился на возвышении из камня, что символизировало высокий социальный статус. Кахили , или штандарты из перьев, были размещены снаружи в знак королевской власти. Женщинам и детям вход был запрещен.
  • Хале паху , дом священных инструментов хула. В нем находились барабаны паху . К нему относились как к религиозному пространству, поскольку хула была религиозной деятельностью в честь богини Лаки .
  • Хейл папаа , королевский склад. Он был построен для хранения королевского инвентаря, включая ткани, ценные сети и лески, дубинки, копья и другое оружие.
  • Рисунок хейау в Ваймеа, Кауаи.
    Хейл улана , дом ткача. Это был дом, где каждый день собирались мастерицы для изготовления деревенских корзин, вееров, циновок и других принадлежностей из сушеных листьев пандануса, называемых лаухала .
  • Хейл Муа , мужская столовая. Это место считалось священным, поскольку здесь вырезали каменных идолов аумакуа или богов предков. Конструкция была предназначена для того, чтобы мужчины могли быстро входить и выходить.
  • Хейлайна , женская столовая. Женщины ели в отдельной столовой. Мужчины и женщины не могли есть друг с другом, опасаясь, что во время еды мужчины будут уязвимы, и их мана , или божественный дух, будет украдена женщинами.
  • Хейл ваа , дом каноэ. Он был построен вдоль пляжей как укрытие для рыболовных судов. Гавайцы также хранили бревна коа , используемые для изготовления каноэ .
  • Хейл Лавайа , дом рыбалки. Он был построен вдоль пляжей как укрытие для рыболовных сетей и лесок. Сети и лески делались из прочной веревки, сотканной из кокосовой скорлупы. Рыболовные крючки изготавливались из человеческой, свиной или собачьей кости. Орудия, найденные в хале-лавайа, были одними из самых ценных вещей во всей деревне.
  • Хейл Нохо , жилой дом. Он был построен как спальное и жилое помещение для гавайской семьи.
  • Иму , общественная земляная печь. Вырытый в земле, он использовался для приготовления еды всей деревни, включая пуаа или свинину. Только мужчины готовили с использованием иму .

Кастовая система

[ редактировать ]
Гавайский шлем и плащ XVIII века, знаки королевской семьи.

Древние Гавайи представляли собой кастовое общество , возникшее из предков полинезийцев . В книге «Свержение системы капу на Гавайях» Стефани Сето Левин описывает основные классы: [27]

  • Алии . Этот класс состоял из высших и низших вождей королевств. Они правили с помощью божественной силы ( мана ) в рамках иногда теократической системы. [28]
  • Кахуна . Священники, проводившие религиозные церемонии в хейау и других местах. В число профессионалов входили мастера-плотники и судостроители, певцы, танцоры, специалисты по генеалогии, врачи и целители.
  • Макаайнана . Простолюдины, которые занимались сельским хозяйством, ловили рыбу и занимались простыми ремеслами. Они трудились не только для себя и своих семей, но и для поддержки вождей и кахунов .
  • Каува . Широкая и унизительная категория слуг, рабов и изгоев. [29] Брак между высшими кастами и каува был строго запрещен. Каува луакини работали на вождей, а мужчин часто использовали в качестве человеческих жертвоприношений (через утопление) в хейау . (Нарушителей закона из других каст и побежденных политических противников также иногда использовали в человеческих жертвоприношениях.)

Образование

[ редактировать ]

Гавайская молодежь обучалась жизненным навыкам и религии дома, часто с бабушками и дедушками. Для «умных» детей [30] существовала система ученичества, в которой очень молодые ученики начинали изучать ремесло или профессию, помогая эксперту, или кахуна . Поскольку гавайцы считали, что духовные силы наполняют всю природу, специалисты во многих областях работы были известны как кахуна , термин, обычно понимаемый как священник . [31] Различные типы кахуна передавали знания о своей профессии, будь то «генеалогии, меле , лекарственные травы, строительство каноэ или земельные границы». [32] и т. д. путем привлечения и обучения учеников в их работе. Существовали более формальные школы для изучения хулы и, вероятно, для изучения более высоких уровней священных знаний.

Кахуна принимал ученика в свой дом как члена семьи, хотя часто «наставником был родственник». [30] Во время религиозной «выпускной» церемонии «учитель посвящал ученика, который после этого был един с учителем в психических отношениях, столь же определенных и обязательных, как кровное родство». [30] Подобно детям, которые учились у своих бабушек и дедушек, дети, которые были учениками, учились, наблюдая и участвуя в повседневной жизни. Детям не рекомендовалось задавать вопросы в традиционной гавайской культуре.

Землевладение

[ редактировать ]

В гавайской идеологии человек не «владеет» землей, а просто живет на ней. Считалось, что и земля, и боги бессмертны. Затем это привело к убеждению, что земля также божественна и, следовательно, выше смертных и нечестивых людей, и поэтому люди не могут владеть землей. Гавайцы считали, что вся земля принадлежит богам ( акуа ).

являются Считалось, что алии «управляющими» землей. То есть они контролировали тех, кто работал на земле, макаайнана .

После смерти одного вождя и прихода на престол другого земли были перераспределены: некоторые из предыдущих «управляющих» теряли свои земли, а другие получали их. Земли также перераспределялись, когда один вождь побеждал другого и перераспределял завоеванные земли в качестве награды своим воинам.

На практике у простолюдинов была определенная защита от произвольного повторного владения их домами и фермами. Обычно их оставляли на месте, чтобы платить дань и поставлять рабочую силу новому вождю под присмотром нового конохики , или надзирателя.

Эта система землевладения имеет сходство с феодальной системой, господствовавшей в Европе в средние века .

Древние гавайцы использовали ахупуа как источник управления водными ресурсами. Каждый ахупуа представлял собой участок земли от горы до моря. Гавайцы использовали воду дождя, протекавшего по горам, для орошения. Гавайцы также поселились в этих частях земли из-за ведения сельского хозяйства. [33]

Религия и капу система

[ редактировать ]

Религия объединяла древнее гавайское общество, влияя на привычки, образ жизни, методы работы, социальную политику и право. Правовая система была основана на религиозных капу или табу . Существовал правильный способ жить, поклоняться и даже есть. Примеры капу включали положение, согласно которому мужчины и женщины не могли есть вместе (религия Айкапу). Рыбалка ограничивалась определенными сезонами года. тень алии, поскольку Нельзя трогать она крадет его ману .

Жесткость системы капу могла возникнуть из-за второй волны миграций в 1000–1300 годах, в результате которой между Гавайями и островами Общества были распространены различные религии и системы. Если бы Гавайи находились под влиянием таитянских вождей, система капу стала бы более строгой, а социальная структура изменилась бы. Человеческие жертвоприношения стали бы частью их нового религиозного обряда, и алии получили бы больше власти над советами экспертов на островах. [34]

Капу произошел от традиций и верований гавайского поклонения богам, полубогам и наследственной мане . Силы природы олицетворялись главными богами Ку (бог войны), Кане (бог света и жизни), Каналоа (бог смерти) и Лоно (бог мира и роста). Среди хорошо известных меньших богов - Пеле (богиня огня) и ее сестра Хииака (богиня танца). В известной истории творения полубог Мауи выловил рыбу на Гавайских островах из моря после небольшой ошибки, которую он допустил во время рыбалки. Из Халеакалы Мауи поймал солнце в ловушку другой истории, заставив его замедлиться, чтобы каждый день были равные периоды тьмы и света.

Гавайское мистическое мировоззрение позволяет различным богам и духам проникать в любой аспект мира природы. [35] С этой мистической точки зрения, помимо своего присутствия в молниях и радуге, бог света и жизни Кане может присутствовать в дожде, облаках и мирном ветерке (обычно это «дом» Лоно).

Хотя вся еда и напитки имели религиозное значение для древних гавайцев, особое культурное значение уделялось аве ( каве ) из-за ее наркотических свойств. Этот напиток на основе корня, обладающий психоактивным и расслабляющим действием, использовался для освящения трапез и празднования церемоний. Его часто упоминают в гавайских песнопениях. [36] Разные касты использовали разные разновидности корня, а настой служил «введением в мистику». [35]

Руководители

[ редактировать ]

Четыре крупнейших острова, острова Гавайи , Мауи , Кауаи и Оаху, как правило, управлялись собственными алинуи (верховными правителями) с подчиненными вождями более низкого ранга, называемыми алии аймоку , управлявшими отдельными районами с земельными агентами, называемыми конохики .

Все эти династии были взаимосвязаны и считали всех гавайцев (и, возможно, всех людей) потомками легендарных родителей Вакеи (символизирующего воздух) и его жены Папы (символизирующей землю). До конца восемнадцатого века островом Гавайи управляла одна линия, происходящая от Уми-а-Лилоа . После смерти Кеавеикекахиалииокамоку вождь более низкого ранга Алапаинуи острова сверг двух сыновей бывшего правителя, которые были следующими в очереди на пост алии нуи .

Если предположить, что в столетии рождалось от пяти до десяти поколений, то в 1800 году нашей эры династии Али Аймоку существовали примерно от трех до шести веков. Считается, что заселение Таити Гавайских островов произошло в тринадцатом веке. . По-видимому , в этот период возникли алии и другие социальные касты

Сложная экономика

[ редактировать ]

Древняя гавайская экономика со временем усложнилась. Люди начали специализироваться на определенных навыках. Поколения семей выбрали определенные профессии: кровельщики, строители домов, шлифовщики камня, ловцы птиц, которые шили перьевые плащи алии , строители каноэ. Вскоре целые острова начали специализироваться на определенных ремеслах. Оаху стал главным производителем капы (ткани из коры тапа). Мауи стал главным производителем каноэ. На острове Гавайи обменялись тюками сушеной рыбы.

Первый зарегистрированный контакт с Европой

[ редактировать ]

Контакты европейцев с Гавайскими островами ознаменовали начало конца периода древних Гавайев. В 1778 году британский капитан Джеймс Кук сначала высадился на Кауаи , а затем поплыл на юг, чтобы наблюдать и исследовать другие острова в цепочке.

Когда он впервые прибыл в залив Кеалакекуа в 1779 году, некоторые местные жители полагали, что Кук был знаком их бога Лоно. Мачта и паруса Кука по совпадению напоминали эмблему (мачту и полотно белой капы ), которая символизировала Лоно в их религиозных ритуалах; корабли прибыли во время сезона Макахики, посвященного миру.

Капитан Кук в конце концов был убит во время ожесточенного столкновения и оставлен на пляже отступающими моряками. Британцы потребовали вернуть его тело, но гавайцы уже исполнили погребальные ритуалы своей традиции. [37]

В течение нескольких десятилетий Камеамеа I использовал европейскую тактику ведения войны, а также огнестрельное оружие и пушки, чтобы объединить острова в Королевство Гавайи .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Форнандер, Авраам; Трам, Томас Г. (1985). Коллекция Форнандера гавайских древностей и фольклора: гавайские рассказы об образовании их островов и происхождении их расы, с традициями их миграций и т. д . Перепечатка Крауса. ISBN  0-527-01638-1 . OCLC   11676151 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Джанет М. Уилмшерст, Терри Л. Хант, Карл П. Липо и Атолл Дж. Андерсон. «Высокоточная радиоуглеродная датировка показывает недавнюю и быструю начальную колонизацию Восточной Полинезии человеком» , PNAS , vol. 108 нет. 5, doi : 10.1073/pnas.1015876108 , по состоянию на 26 октября 2015 г.
  3. ^ Jump up to: а б Пирс, Чарльз EM; Пирс, FM (17 июня 2010 г.). Океанская миграция: пути, последовательность, время и диапазон доисторической миграции в Тихом и Индийском океанах . Springer Science & Business Media. п. 167. ИСБН  978-90-481-3826-5 .
  4. ^ Эмори, КП; Бонк, WJ; Синото, Ю.Х. (1959). «Гавайская археология: рыболовные крючки». Специальное издание 47 Музея Бернис П. Бишоп. Гонолулу
  5. ^ Уиттакер, Элви В. (январь 1986 г.). Материковый Хаоле: опыт белых на Гавайях . Издательство Колумбийского университета. п. 3. ISBN  978-0-231-05316-7 .
  6. ^ Маклай, Кэтлин (8 июля 2010 г.). «Испытания кораллов показывают быстрые темпы строительства полинезийских храмов» . Калифорнийский университет в Беркли. Новости Беркли . Проверено 2 апреля 2016 г.
  7. ^ Лучший обзор этих историй, собранных во второй половине XIX века, можно найти в «Гавайской мифологии» Беквита , стр. 321–336.
  8. ^ Jump up to: а б Эмори, Кеннет Пайк; Бонк, Уильям Дж.; Синото, Ёсихико Х. (1969). «Убежище Вайахукини (H8), остров, Гавайи» Отдел антропологии, Музей епископа Бернис Пауахи : 1–12.
  9. ^ Лундблад, Стивен П.; Миллс, Питер Р.; Кан, Дженнифер; Малликен, Кэтрин; Коли, Кристина (2014). «Новые данные из каменного убежища Вайахукини (H8), район Кау, остров Гавайи, полученные с помощью неразрушающего геохимического анализа EDXRF». Гавайская археология . 14 : 73–84.
  10. ^ Jump up to: а б Малруни, Мара А.; Эш, Келли С.; Маккой, Марк Д.; Биклер, Саймон Х.; Синото, Ёсихико Х. (2014). «Новые даты из старых образцов: пересмотренная радиоуглеродная хронология для каменного убежища Вайахукини (H8), округ Кау, остров Гавайи». МакЭлрой и Комори : 17–26.
  11. ^ Эмори, Кеннет П.; Синото, Ёсихико Х. (1969). «Возраст памятников в районе Саут-Пойнт, Кау, Гавайи». Отдел антропологии, Музей епископа Бернис Пауахи : 1–17.
  12. ^ Jump up to: а б Кирч, Патрик Винтон (1971). «Участок дюн Халава (Гавайские острова): предварительный отчет». Журнал Полинезийского общества . 80 (2): 228–236 – через JSTOR.
  13. ^ Кирч, Патрик В.; Маккой, Марк Д. (2007). «Реконфигурация гавайской культурной последовательности: результаты повторной датировки участка дюн Халава Мо-А1-3, остров Молока'И». Журнал Полинезийского общества . 116 (4): 385–406 – через JSTOR.
  14. ^ Кирх, Патрик В. (2011). «Когда полинезийцы заселили Гавайи? Обзор 150-летних научных исследований и предварительный ответ». Гавайская археология . 12 :3–26.
  15. ^ Адамс, 2006, стр. 90–92.
  16. ^ Андерсон, А ; Петчи, Ф (2020). «Перенос кумары («Ipomoea batatas») с Востока в Южную Полинезию и ее распространение в Новой Зеландии». Журнал Полинезийского общества . 129 (4): 351–381. дои : 10.15286/jps.129.4.351-382 . S2CID   234436359 .
  17. ^ Винницки, Элизабет; Кагава-Вивиани, Аврора; Перес, Кауахи; Радович, Теодор; Кантар, Майкл (2021). «Характеристика разнообразия гавайского сладкого картофеля (Ipomoea batatas [L.] Lam.)». Экономическая ботаника . 75 : 48–62. дои : 10.1007/s12231-020-09511-2 . S2CID   234165494 .
  18. ^ Денхэм, Тим (5 февраля 2013 г.). «Древние и исторические расселения сладкого картофеля в Океании» . ПНАС . 110 (6): 1982–1983. Бибкод : 2013PNAS..110.1982D . дои : 10.1073/pnas.1221569110 . ПМЦ   3568348 . ПМИД   23355678 .
  19. ^ Берни, Назад в будущее в пещерах Кауаи. стр. 83
  20. ^ Jump up to: а б Коста-Пирс, бакалавр (1987). «Аквакультура на древних Гавайях» (PDF) . Бионаука . 37 (5): 320–331. дои : 10.2307/1310688 . JSTOR   1310688 .
  21. ^ Бёрни, «Назад в будущее в пещерах Кауаи». стр.60-62
  22. ^ Кирч, Гавайи, Наследственная Полинезия. стр. 130-131
  23. ^ Дай, Том (1994). «Демографические тенденции на Гавайях до 1778 года» (PDF) . Гавайский исторический журнал . 28 : 1–20.
  24. ^ Ладефогед, Тен Н. (1998). «Пространственные сходства и изменения в гавайской архитектуре: выражение ритуального подношения и капу в луакини хейау, жилых комплексах и домах». Азиатские перспективы : 59–73 – через JSTOR.
  25. ^ Лучано, Минерби (1992). «Гавайские святилища, места убежища и знания коренных народов на Гавайях». Институт тихоокеанских исследований . 5:12 .
  26. ^ Грин, Линда В. (1993). «Глава 1, Е.6.д». Культурная история трех традиционных гавайских мест на западном побережье острова Гавайи . Министерство внутренних дел США, Служба национальных парков, Денверский сервисный центр . Проверено 18 марта 2018 г.
  27. ^ Левин, Стефани Сето (1968). «Свержение системы капу на Гавайях». Журнал Полинезийского общества . 77 (4): 402–430 – через JSTOR.
  28. ^ Калакауа, Дэвид (1888). «Апофеоз Пеле». В Даггетте, Роллин Мэллори (ред.). Легенды и мифы Гавайев: басни и фольклор странного народа . Нью-Йорк: Чарльз Л. Вебстер. п. 140 . Проверено 20 марта 2024 г. [...] древняя или более поздняя теократия группы [...].
  29. ^ Харфст, Ричард Х. (1972). «Причина или условие: объяснения гавайской культурной революции». Журнал Полинезийского общества . 81 (4): 437–471 – через JSTOR.
  30. ^ Jump up to: а б с Хэнди и Пукуи, Полинезийская семейная система в Ка-У, Гавайи, стр. 90.
  31. ^ Дадли, МК Человек, боги и природа . стр. 95
  32. ^ Хэнди, ESC Древняя гавайская цивилизация, стр. 55–57.
  33. ^ Розенфельд, Алан. «Древняя Полинезия». 19 ноября 2013. стр. 13. Лекция.
  34. ^ «Полинезийские миграции» . История Гавайев . 14 ноября 2010 г. Архивировано 26 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  35. ^ Jump up to: а б Дадли, Человек, боги и природа. стр. 77
  36. ^ Хэнди, древняя гавайская цивилизация . стр. 63
  37. ^ Смит 1961, стр. 103–104

Первоисточники

[ редактировать ]

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Адамс, Ванда А. (2006). Островная тарелка: 150 лет рецептов и кулинарных знаний от рекламодателя Гонолулу . Вайпаху, Гавайи: Издательство Island Heritage.
  • Финни, Бен Р. (1994). Путешествие нового открытия: культурная одиссея по Полинезии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-08002-5 .
  • Мужчина, Херб Каваинуи (1998). Древние Гавайи . Каваинуи Пресс. ISBN  0-943357-03-9 .
  • Кирч, Патрик Винтон (2001). На дороге ветров: археологическая история тихоокеанских островов до контакта с европейцами . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-23461-8 .
  • Кирх, Патрик (2001). Гавайки . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-78309-5 .
  • Луомала, Кэтрин (1951). Менехуне Полинезии и другие мифические маленькие народцы Океании . Бюллетень музея Бернис П. Бишоп, том. 203.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ba7f26aaf3397905999a090538f2547__1718941380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/47/9ba7f26aaf3397905999a090538f2547.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancient Hawaii - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)