Кичеш люди
Общая численность населения | |
---|---|
1,680,551 (11,28% населения Гватемалы) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 1,680,551 [ 1 ] |
Киш | 570,985 [ 1 ] |
Тотоникапан | 405,765 [ 1 ] |
Кесальтенанго | 227,663 [ 1 ] |
Солола | 180,488 [ 1 ] |
Сучитепекес | 143,396 [ 1 ] |
Языки | |
Киче , испанский | |
Религия | |
Римско-католическая , евангелическая , религия майя | |
Родственные этнические группы | |
Какчикель , Цутуджил , Успантек , Сакапультек |
Kʼicheʼ (произносится [kʼiˈtʃeʔ] ; предыдущее испанское написание: Quiché ) [ 2 ] являются коренными народами Америки и являются одним из народов майя . Одноименный язык киче — мезоамериканский язык языковой семьи майя . Горные государства Киче в доколумбовую эпоху связаны с древней цивилизацией майя и достигли пика своего могущества и влияния в постклассический период майя ( ок. 950–1539 гг. н. э.).
Значение слова Киче на языке Киче - «много деревьев». Перевод на науатль , Cuauhtēmallān «Место многих деревьев (людей)», является источником слова Гватемала . департамент Киче В их честь также назван . Ригоберта Менчу Тум , активистка за права коренных народов, получившая Нобелевскую премию мира в 1992 году, пожалуй, самая известная личность киче.
Люди
[ редактировать ]
По данным переписи 2011 года, люди киче составляют 11% населения Гватемалы, что составляет 1 610 013 человек из общего числа 14 636 487 человек. [ 3 ] Подавляющее большинство народа киче проживает в высокогорной местности Гватемалы , особенно в департаментах Эль-Киче , где проживает 65,1% киче, а общая численность населения киче составляет 622 163 человека; [ 3 ] Тотоникапан , который на 95,9% состоит из киче, а общая численность населения киче составляет 453 237 человек; [ 3 ] Кесальтенанго , 25,9% которого составляют киче, а общая численность населения киче составляет 205 228 человек; и [ 3 ] Солола , 35,3% населения которой составляют киче, а общая численность населения киче составляет 151 992 человека. [ 3 ]
Эль-Киче является центром проживания народа Киче. В доколумбовые времена поселения и влияние киче распространялись за пределы высокогорья, включая долину Антигуа и прибрежные районы Эскуинтлы .
Большинство киче говорят на своем родном языке и имеют хотя бы базовые знания испанского языка. Исключения составляют некоторые отдаленные и изолированные сельские общины, где люди говорят только на языке киче. Языки майя, тесно связанные с киче, — это успантек , сакапультек , какчикель и цутуджиль .
История
[ редактировать ]Историю народа киче можно разделить на два основных исторических периода: до завоевания и после завоевания. Завоевание произошло в 1524 году с приходом конкистадора Педро де Альварадо , который вел войну против этого народа. [ 4 ]

До завоевания
[ редактировать ]Во времена, предшествовавшие завоеванию, Королевство Кичеу Кумаркадж было одним из самых могущественных государств в регионе. Киче было независимым государством, существовавшим после упадка цивилизации майя в результате классического краха (около 300–950 гг. Н.э.). [ 5 ] Кичеш находился в высокогорной горной долине современной Гватемалы ; в это время они также были обнаружены в некоторых частях Сальвадора.
Главным городом киче в западном высокогорье Гватемалы был Кумаркадж . Это был политический, церемониальный и социальный центр народа Киче. Город занимал ориентировочную площадь 3,25 км . 2 через плато Ресгуардо. Есть также свидетельства значительной степени культурного обмена между киче и народами Центральной Мексики. Лингвисты обнаружили влияние науатля в языке киче. [ 6 ] Вплоть до 16 века, до завоевания, киче были грамотной цивилизацией, создававшей иероглифы и пиктограммы, которые помогали сохранить свою культуру. [ 7 ]
Пост-завоевание
[ редактировать ]Киче были завоеваны конкистадором Педро де Альварадо в 1524 году. Их последний военачальник, Текун Уман , возглавил армии Киче против объединенных сил Альварадо и его союзников Какчикеля . Битва произошла в долине Кселаджу ( Кесальтенанго ), где армии киче были разбиты и погибло около 10 000 киче, включая Текуна Умана. С тех пор Текун стал важной легендарной фигурой в устной традиции Киче. После битвы киче сдались и пригласили Альварадо в свою столицу Кумаркадж . Однако Альварадо заподозрил засаду и сжег город. Руины города все еще можно увидеть недалеко от Санта-Крус-дель-Киче . [ 8 ]
Одной из главных задач испанского духовенства во время завоевания было обращение мезоамериканского народа в католическое христианство. Хотя они так и не обратили людей полностью, они повлияли на их язык. Люди киче были одной из первых групп, изучавшихся католическим миссионерским религиозным орденом, известным как доминиканцы . Францисканцы основали Theologia Indorum , христианский богословский текст, написанный на родном языке киче и адаптирующий концепции киче к католицизму. [ 9 ] Текст должен был стать инструментом для обращения киче и других мезоамериканских групп в христианство. [ 10 ] Для этого доминиканцы попытались изменить значение некоторых местных слов, чтобы они лучше отражали их католические концепции. Они также использовали слова, предложения и ритмическую структуру, аналогичные Пополь Вуху , чтобы создать сходство между текстами. [ 9 ]
Двадцатый век
[ редактировать ]В начале 1980-х годов правительство Гватемалы под руководством Эфраина Риоса Монтта провело масштабную кампанию по подавлению обоих восстаний, организованных в основном народом майя. [ 11 ] и распространение идей освобождения, вдохновленных католической церковью. [ 12 ] Поскольку киче являются крупнейшей группой майя в Гватемале, [ 11 ] они стали главной целью программ борьбы с повстанцами, которые стали называть геноцидом Гватемалы многие коренные жители . Тактика гватемальской армии в борьбе с повстанцами варьировалась от осквернения священных символов и сжигания посевов до изнасилования женщин майя, нанесения увечий и выставления напоказ тел майя, а также принуждения мужчин майя к участию в патрулях гражданской обороны . [ 13 ] По данным Гватемальской комиссии по разъяснению истории , майя в Южном Киче составили 98,4% от общего числа жертв. [ 14 ]
Из-за непропорционального нападения на коренные народы народ киче, населяющий Южный Киче, продолжает подвергаться воздействию правительственных программ борьбы с повстанцами. Однако ученые указали на различия между западными представлениями о травме и латиноамериканским пониманием. [ 15 ] Гватемалы Комиссия по разъяснению истории подчеркнула необходимость решений в области психического здоровья, которые подчеркивали бы развитие общества и права человека. [ 15 ] Предыдущие усилия по оказанию помощи включали в себя поощрение местных жителей к даче показаний о действиях Риоса Монтта, перезахоронение членов семьи, которые ранее были брошены в братские могилы , а также обучение волонтеров сообщества сопровождать пострадавших людей и оказывать поддержку. [ 15 ]
Двадцать первый век
[ редактировать ]До 2012 года Риос Монтт работал в Конгрессе, что предоставило ему иммунитет от судебного преследования. [ 16 ] В 2013 году Риосу Монтту и его вооруженным силам было предъявлено обвинение в массовых убийствах 15 деревень в районе Киче. [ 17 ] Риос Монтт на протяжении всего процесса заявлял о своей невиновности. [ 16 ] и был осужден за преступления против человечности и приговорен к 80 годам тюремного заключения. [ 16 ] Приговор Риосу Монтту был отменен Конституционным судом из-за лоббирования со стороны бизнес-элиты страны. [ 18 ] проведение повторного судебного разбирательства, которое было отложено из-за самоотвода судьи. [ 16 ] В конце концов, в 2017 году началось повторное судебное разбирательство, но, поскольку у Риоса Монтта была диагностирована деменция, судебный процесс был закрытым для публики, и Риосу Монтту не требовалось присутствовать на нем. [ 19 ] Он умер в своем доме во время суда в апреле 2018 года. [ 19 ]
Известные цифры
[ редактировать ]Правители Киче
[ редактировать ]Происхождение элитных правителей Киче обсуждается, но ученые широко полагают, что военачальники отправились в Гватемальское нагорье в 1225 году нашей эры. Они начали свою миграцию после краха юкатанского центра майя Чичен-Ица , который, как полагают, произошел около нашей эры. 1200. Элитные военачальники проследовали за дренажами Рио-Усумасинта , Рио-Негро и Рио-Агуа. Кальенте, пока они не перешли в бассейн Сан-Андрес, где основали ранние поселения киче. Эти военачальники были небольшими группами, которые были очень мобильны и состояли в основном из мужчин. Они начали смешиваться с местным населением киче вскоре после своего прибытия. Хронологический список правителей можно составить, используя длину поколений от первого правителя и так далее. [ 20 ]
Даты (нашей эры) | Имя |
---|---|
1225–1250 | Балам Китце |
1250–1275 | Коккоджа |
1275–1300 | Э-Циким |
1300–1325 | Приглашать |
1325–1350 | Кокайб |
1350–1375 | Коначе |
1375–1400 | Котуя |
1400–1425 | Куккумац |
1425–1475 | Кикаб |
1475–1500 | Вахшак иКаам |
1500–1524 | Оксиб Кей |
Человек Текун
[ редактировать ]
Объявлен национальным героем Гватемалы в 1960 году. [ 21 ] Текун Уман был последним из правителей киче. Его смерть 20 февраля 1524 г. [ 21 ] ежегодно отмечается народом Гватемалы. Частично это делается с помощью «Танца завоевания», в котором рассказывается история обращения туземцев в христианство после испанского завоевания . [ 22 ] Документы Киче, такие как Título Xucul , подробно описывают его огромное богатство, утверждая, что он носил перья кетсаля, редкие драгоценные камни и множество украшений. [ 22 ]
Некоторые ученые сомневаются в существовании Текуна Умана как исторической фигуры, ссылаясь на рассказы о вожде, летающем как кетцаль или орел в рассказах Киче. [ 22 ] Другие ученые утверждают, что наследие Текуна Умана является результатом романтизированной версии исторической фигуры.
Ригоберта Менчу Тум
[ редактировать ]Ригоберта Менчу Тум — борец за права коренных народов, лауреат Нобелевской премии мира в 1992 году. [ 23 ] В молодости Менчу начала выступать за движение за права женщин через католическую церковь Гватемалы. [ 23 ] Позже она присоединилась к Комитету крестьянского единства (КУК) вместе со своим отцом, чтобы выступать за улучшение условий труда для фермеров. [ 23 ] Во время правления генерала Эфраина Риоса Монтта Менчу вместе со своей семьей протестовала против правительственных программ борьбы с повстанцами, утверждая, что они были результатом культурной и социально-экономической напряженности. [ 24 ] После того, как ее отец, мать и брат были убиты правительством Гватемалы за участие в этих протестах, Менчу бежала в Мексику. [ 24 ] Находясь в изгнании, она опубликовала свою автобиографию, в которой рассказала о гражданской войне в Гватемале и насилии, совершенном против ее семьи и народа киче. [ 24 ]
В 1996 году Ригоберта Менчу стала послом ООН по делам коренных народов мира. [ 23 ] и помог продвинуть первое Международное десятилетие коренных народов мира. [ 25 ] С тех пор она баллотировалась на пост президента Гватемалы в 2007 и 2011 годах как член левой партии Винак , но проиграла оба выбора с подавляющим большинством голосов. [ 24 ]
Луис Энрике Сэм Колоп
[ редактировать ]Луис Энрике Сэм Колоп — кичеанский писатель, который наиболее известен своими достижениями в переводе Пополь Вух с киче на современный испанский язык, возвращая при этом оригинальный поэтический элемент. [ 26 ] Сэм родился носителем языка киче, а также выучил испанский язык. [ 27 ] Он учился в Университете Рафаэля Ландивара в Гватемале, получив степень по юриспруденции. [ 27 ] Позже он получил степень магистра лингвистики в Университете Айовы. [ 27 ] Кроме того, он получил докторскую степень по английскому языку в Государственном университете Нью-Йорка и защитил диссертацию по поэзии майя. [ 28 ] За работу над « Пополь Вух» он получил грант Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма для передовых специалистов. [ 29 ] [ 30 ]
Литература
[ редактировать ]Пополь Вух
[ редактировать ]Один из наиболее значительных сохранившихся мезоамериканских литературных документов и основных источников знаний об общественных традициях, верованиях и мифологии майя является продуктом народа кичеш XVI века. Этот документ, известный как Пополь Вух («Поп вудж» в собственном киче – «книга событий») и первоначально написанный примерно в 1550-х годах, содержит компиляцию мифологических и этноисторических повествований, известных этим людям в то время. Они были взяты из более ранних доколумбовых источников (ныне утерянных), а также из устных традиций. Это священное повествование включает в себя миф о сотворении мира , рассказывающий о том, как мир и люди были созданы богами, историю божественных братьев и историю киче от их миграции на родину до испанского завоевания . [ 31 ]
« Пополь-Вух , с момента его создания и до наших дней, стал важным символом культуры коренных народов как для современных гватемальцев , так и для людей происхождения майя. Этот священный текст использовался в религиозных и духовных церемониях, университетских исследованиях, политических движениях и протестах, а также в исторических исследованиях жизни майя и, в частности, народа киче. В 1971 году она была объявлена официальной книгой Гватемалы. Пополь -Вух использовался людьми происхождения майя в современной Гватемале для защиты своих традиционных земель и политических прав, чтобы сохранить свою культуру коренных народов. По сей день Пополь Вух продолжают анализировать и изучать, чтобы лучше понять духовные верования и практики майя, а также то, как они сформировали современные культуры. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Результаты переписи населения 2018 года» (PDF) . Национальный институт статистики Гватемалы . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Бейли, Джон (1850). Центральная Америка; Описание каждого из штатов Гватемалы, Гондураса, Сальвадора, Никарагуа и Коста-Рики . Лондон: Трелони Сондерс. п. 83.
- ^ Jump up to: а б с д и «Характеристика» (PDF) . Национальный институт статистики (Гватемала) . Проверено 17 октября 2017 г.
- ^ Минстер, Кристофер. «Майя: завоевание Киче Педро де Альварадо» . МысльКо . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ фамси. «FAMSI - Мезоамерика Джона Пола - Хронология Мезоамерики» . www.famsi.org . Проверено 6 октября 2017 г.
- ^ Брасуэлл, Джеффри (2003), «5», Постклассический мезоамериканский мир , Солт-Лейк-Сити: University of Utah Press, Солт-Лейк-Сити, стр. 51–56, ISBN 978-1-60781-024-7
- ^ Кристенсон, Аллен Дж (2007). Пополь Вух: Священная книга майя: великая классика центральноамериканской духовности, перевод с оригинального текста майя . Университет Оклахомы Пресс. п. 4. ISBN 978-0806138398 .
- ^ Шерер, Роберт Дж. (14 мая 2009 г.). Повседневная жизнь цивилизации майя, 2-е издание . АВС-КЛИО. ISBN 9780313351303 .
- ^ Jump up to: а б Ромеро, Серджио (24 августа 2015 г.). «Язык, катехизисы и мезоамериканские лорды в высокогорной Гватемале: обращение к «Богу» после испанского завоевания». Этноистория . 62 (3): 623–649. дои : 10.1215/00141801-2890273 .
- ^ Основание компании Frauke Sachse. «Theologia Indorum: критический перевод теологии монаха Доминго де Вико и майя - Institut für Archäologie und Kulturanthropologie» . www.iae.uni-bonn.de (на немецком языке). Университет Бонн . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Мейсон, Патрик Л. (2013). Энциклопедия расы и расизма . Справочник Macmillan США. ISBN 978-1-78539-809-4 . OCLC 953519130 .
- ^ Эспарса, Марсия (сентябрь 2005 г.). «Послевоенная Гватемала: долгосрочные последствия психологической и идеологической милитаризации майя киче» . Журнал исследований геноцида . 7 (3): 377–391. дои : 10.1080/14623520500190330 . ISSN 1462-3528 . S2CID 71265209 .
- ^ Фоксен, Патрисия (сентябрь 2000 г.). «Какофония голосов: рассказ майя о воспоминаниях и забвении» . Транскультуральная психиатрия . 37 (3): 355–381. дои : 10.1177/136346150003700305 . ISSN 1363-4615 . S2CID 145721316 .
- ^ (Гватемала), Комиссия по разъяснению истории (2004 г.). Выводы и рекомендации: Гватемальская память молчания . Редакторы F&G. OCLC 948236977 .
- ^ Jump up to: а б с Фоксен, Патрисия (16 апреля 2010 г.). «Местные рассказы о бедствии и устойчивости: уроки психосоциального благополучия среди майя киче в послевоенной Гватемале» . Журнал латиноамериканской и карибской антропологии . 15 (1): 66–89. дои : 10.1111/j.1935-4940.2010.01063.x . ISSN 1935-4932 .
- ^ Jump up to: а б с д Кинзер, Стивен (01 апреля 2018 г.). «Эфраин Риос Монтт, диктатор Гватемалы, осужденный за геноцид, умер в возрасте 91 года» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ "Фон" . Монитор международного правосудия . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Малкин, Элизабет (21 мая 2013 г.). «Суд Гватемалы отменил приговор экс-диктатору о геноциде» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Эфраин Риос Монтт | Биография, суд и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Бэбкок, Томас Ф. (2012). Утатлан: Устоявшаяся община киче-майя Кумаркаджа . Боулдер: Университетское издательство Колорадо. ISBN 9781607321545 .
- ^ Jump up to: а б «Онлайн-коллекции | Британский музей» . www.britishmuseum.org . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Мазариегос, ОК (01 октября 2013 г.). «Текум, упавшее солнце: мезоамериканская космогония и испанское завоевание Гватемалы» . Этноистория . 60 (4): 693–719. дои : 10.1215/00141801-2313876 . ISSN 0014-1801 .
- ^ Jump up to: а б с д «Нобелевская премия мира 1992 года» . NobelPrize.org . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Знакомьтесь, лауреат Нобелевской премии мира Ригоберта Менчу Тум, Нобелевская женская инициатива» . Нобелевская женская инициатива . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ «Ригоберта Менчу Тум | Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры» . www.unesco.org . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Энрикес, Алехандро (2011). «Обзор Пополь Вуджа» . Америки . 68 (2): 287–289. дои : 10.1353/tam.2011.0122 . ISSN 0003-1615 . JSTOR 41239183 .
- ^ Jump up to: а б с «Луис Энрике Сэм Колоп и эль Пополь Вуй» . ГАЗета (на испанском языке). 08.10.2020 . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ «Девять лет после ухода академика майя Луиса Энрике Сэма Колопа» (на испанском языке). 15 июля 2020 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ «Добро пожаловать в Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма» . Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ «Луис Энрике Сэм Колоп» . Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Пополь Вух: Священная книга майя Университет Оклахомы Пресс. 2003. ISBN 9780806138398 .
- ^ Кироа, Нестор (август 2013 г.). «Миссионерская интерпретация Пополь Вух: культурная и религиозная преемственность майя-киче в колониальной и современной горной Гватемале». История религий . 53 : 66–97. дои : 10.1086/671250 . JSTOR 671250 . S2CID 161180696 .
Библиография
[ редактировать ]- Кармак, Роберт М. (1973). Цивилизация Кичеан: Этноисторические, этнографические и археологические источники . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-01963-6 . OCLC 649816 .
- Кармак, Роберт М. (1981). Киче-майя Утатлана: эволюция горного королевства Гватемала . Цивилизация из сериала американских индейцев, нет. 155. Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-1546-7 . OCLC 6555814 .
- Коу, Майкл Д. (1999). Майя . Серия «Древние народы и места» (6-е издание, полностью переработанное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28066-5 . OCLC 59432778 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Киче - введение - статья в Citizendium
- K'iche' Аллена Дж. Кристенсона - английский словарь
- Разворот, Англо-кишеский словарь
- Ригоберта Менчу Тум - статья в Нобелевском центре мира