Тайное чудо
« Тайное чудо » ( исп . «El milagro secreto» ) — рассказ аргентинского Хорхе писателя и поэта Луиса Борхеса . В центре сюжета — автор, приговоренный к смерти. В момент казни время замирает, позволяя ему завершить свой шедевр, но только в своем воображении.
Рассказ был впервые опубликован в журнале Sur в феврале 1943 года и вошёл в сборник Ficciones (1944).
Сюжет
[ редактировать ]Второстепенный чешский писатель Яромир Хладик. [ 1 ] живет в Праге , когда она оккупирована нацистами в марте 1939 года. Хладика арестовывают и обвиняют в том, что он еврей , а также выступает против аншлюса , и его приговаривают к расстрелу через неделю.
В ужасе от предстоящей казни, Хладик проводит большую часть этой недели, представляя ее с бесконечными вариациями, пока не «умер сотнями смертей». [ 2 ] [ 3 ] Однако вскоре главная забота Хладика обращается к его незаконченной пьесе « Враги» — истории человека девятнадцатого века, попавшего в странную, повторяющуюся петлю переживаний. Хладик хочет завершить свою пьесу, которая, по его мнению, оправдает его предыдущие посредственные литературные произведения и дело всей жизни.
В последнюю ночь перед смертью он молится Богу, прося еще год, чтобы закончить пьесу. Той ночью он мечтает пойти в библиотеку Клементинум , где библиотекарь ослеп в поисках единственной буквы, олицетворяющей Бога. Кто-то возвращает атлас в библиотеку; Хладик прикасается к письму и слышит голос, который говорит: «Время вашего труда даровано». [ 4 ] [ 5 ]
На следующее утро Хладика выводят на расстрел. Сержант отдает приказ стрелять, но тут время останавливается. Хладик не может пошевелиться, но остается в сознании. После первого дня паники он понимает, что Бог ответил на его молитву, дав ему дополнительный год субъективного времени, хотя никто больше не осознает, что произошло что-то необычное – «тайное чудо», названное в названии истории.
Работая по памяти, Хладик мысленно пишет, расширяет и редактирует свою пьесу, оформляя каждую деталь и нюанс к своему удовлетворению. Наконец, когда он к своему удовлетворению завершает последнюю фразу, время начинается заново, и залп солдатских винтовок убивает его.
Состав и темы
[ редактировать ]«Тайное чудо» часто сравнивают с « Происшествием на мосту Оул-Крик » (1890) американского писателя Амброуза Бирса , в котором шпион Конфедерации, повешенный во время Гражданской войны в США, в момент своей смерти галлюцинирует длительный побег. Однако неизвестно, оказала ли история Бирс особое влияние на композицию Борхеса. [ 6 ] [ 7 ]
В одной из самых известных строк повести Хладик размышляет о том, что «ирреальность» — это «одна из необходимых вещей искусства». [ 8 ] [ 9 ] Эта линия часто цитируется в дискуссиях о собственных исследованиях Борхеса искусства, искусственности и реальности. [ 10 ]
Критик Эдна Айзенберг отметила, что, хотя Борхеса часто считают автором, который фокусируется на «ирреальности», а не на социальных проблемах, «Тайное чудо» прочно укоренено в Холокосте ; Хладик арестован в начале нацистской оккупации Чехословакии и приговорен к смертной казни, главным образом за то, что он еврей. [ 10 ] Джон Фрейзер считает, что эта история также укоренена в исторических проблемах, утверждая, что Хладик предлагает модель того, как искусство можно использовать для преодоления современных геополитических ужасов. [ 11 ]
Влияние
[ редактировать ]Американский писатель Николсон Бейкер назвал «Тайное чудо» оказавшим влияние на его эротический научно-фантастический роман «Фермата» . [ 12 ]
Наряду с другим рассказом Борхеса, « Круглые руины », «Тайное чудо» оказало влияние на Кристофера Нолана научно-фантастический фильм «Начало » , в котором различное восприятие времени внутри и снаружи снов. важную сюжетную роль играет [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Имя персонажа, возможно, было вдохновлено ныне забытым чешским писателем Вацлавом Хладиком (1868–1913).
Балдерстон, Дэниел. Вне контекста. Исторические ссылки и представление реальности в Борхесе , Дарем – Лондон, Duke University Press, 1993, ISBN 0-8223-1316-2 . (Испанское издание: Beatrix Viterbo Editora, 1996.)
См. также эссе «Борхес и Прага» (2000, на испанском языке) (1943). Франтишека Вреля - ^ Борхес 1962 , с. 89.
- ^ Английский : «умер сотни смертей»
- ^ Борхес 1962 , с. 92.
- ^ Английский : «Время вашего труда было даровано».
- ^ Алазраки, Дж. Повествовательная проза Хорхе Луиса Борхеса. Стиль, Мадрид, Гредос, 1983. С. 352-356.
- ^ Лами, Николь (30 октября 2018 г.). «Художественные произведения, которые лучше всего читать вместе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Борхес 1962 , с. 91.
- ^ Английский : «нереальность, которая является условием искусства»
- ^ Jump up to: а б Эйзенберг, Эдна. «Постмодерн или пост-Освенцим: Борхес и пределы репрезентации». Вариации Борхеса , нет. 3, 1997, с. 141–52. ДЖСТОР. Доступ 11 авг. 2023.
- ^ Фрейзер, Джон. «Хорхе Луис Борхес, живой в своем лабиринте». Критика , т. 31, нет. 2, 1989, стр. 179–91. ДЖСТОР. По состоянию на 11 августа 2023 г.
- ^ Слунг, Мишель (13 февраля 1994 г.). «Магический вуайеризм» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Уэллетт, Дженнифер (07 сентября 2020 г.). «Не можете посмотреть Тенет? Сейчас идеальное время, чтобы вернуться к «Началу» . Арс Техника . Проверено 7 сентября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Борхес, Хорхе Луис (1962). Лабиринты: избранные рассказы и другие произведения . Перевод Ониса, Харриет. Нью-Йорк: Новые направления.