Бессмертный (рассказ)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2012 г. ) |
"Бессмертный" | |
---|---|
Рассказ Хорхе Луиса Борхеса | |
Оригинальное название | Бессмертный |
Страна | ![]() |
Язык | испанский |
Жанр (ы) | Новелла |
Публикация | |
Тип носителя | Распечатать |
Дата публикации | 1947 |
« Бессмертный » (оригинальное испанское название: «El inmortal») — рассказ аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса , впервые опубликованный в феврале 1947 года. [ 1 ] а затем в сборнике «Эль Алеф» в 1949 году. История рассказывает о персонаже, который по ошибке достигает бессмертия , а затем, устав от долгой жизни, изо всех сил пытается его потерять и пишет отчет о своем опыте. Рассказ состоит из цитаты, введения, пяти глав и постскриптума. Критик Рональд Дж. Крист назвал «Бессмертный» «кульминацией искусства Борхеса». [ 2 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Борхес начинает с цитирования Фрэнсиса Бэкона » « Очерков , LVIII. « Саломон говорит: «Нет ничего нового на земле. Итак, как у Платона было воображение, что все знание было всего лишь воспоминанием; так Саломон выносит свой приговор, что всякое новизна есть не что иное, как забвение».
Введение происходит в Лондоне в первой половине июня 1929 года. Предполагается, что следующие пять глав были найдены в последнем из шести томов небольшого ин-кварто (1715–1720) » Александра Поупа , «Илиады подаренного принцессе. Люсинге продавцом редких книг по имени Джозеф Картафил.
Эта история представляет собой автобиографическую историю, рассказанную римским солдатом Марком Фламинием Руфом во время правления императора Диоклетиана . Бессонной ночью в египетских Фивах таинственный человек, измученный и раненый, ищет убежища в своем лагере. Незадолго до смерти он рассказывает Руфусу о реке, воды которой даруют бессмертие тому, кто из нее пьет. Река находится рядом с местом под названием Город Бессмертных. Решив найти его, Руфус вместе со своими солдатами отправляется в Африку. Тяжелые условия путешествия заставили многих его людей дезертировать. Услышав, что оставшиеся солдаты планируют его смерть, Руфус убегает и бродит по пустыне.
Руфус просыпается от кошмара и обнаруживает себя связанным в небольшой нише на склоне горы, населенной троглодитами. Внизу он замечает загрязненный ручей и прыгает вниз, чтобы напиться из него; раненый, он засыпает. В течение следующих нескольких дней он выздоравливает и, увидев вдалеке Город Бессмертных, может идти туда в сопровождении Троглодита.
Город Бессмертных представляет собой огромный лабиринт с тупиками, перевернутыми лестницами и множеством хаотичных архитектурных сооружений. Руфус, напуганный и отталкиваемый городом, описывает его как «хаос разнородных слов, тело тигра или быка, в котором зубы, органы и головы чудовищно деформируются во взаимном соединении и ненависти». В конце концов он сбегает из города и находит Троглодита, который следовал за ним и ждал снаружи; он называет его Аргосом (в честь собаки Одиссея ) и решает научить его языку. Однако вскоре после этого Аргос показывает, что он Гомер , а троглодиты - Бессмертные, разрушившие первоначальный Город Бессмертных и (по совету Гомера) заменив его лабиринтом, с которым столкнулся Руфус.
Руфус проводит столетия, живя с Бессмертными, в основном погруженный в мысли, пока мысль о существовании реки, способной «отнять» бессмертие, не заставляет группу рассеяться на ее поиски в десятом веке. Руфус странствует по миру, сражаясь на Стэмфорд Бридж , записывая путешествия Синдбада-морехода и покупая вышеупомянутое издание Папы « Илиады» в 1714 году. В 1921 году корабль Руфуса садится на мель в Эритрее по пути в Бомбей, и он пьет из весна, теряющая свое бессмертие.
В конце концов Руфус понимает, что он включил в свой рассказ переживания и слова Гомера, но заключает: «Я был Гомером; скоро, как Улисс, я буду Никто; скоро я стану всеми людьми — я буду мертвый." На самом деле Руфус — книготорговец Картафил, который, как мы узнаем в начале рассказа, умирает в октябре 1929 года, возвращаясь в Смирну.
История заканчивается кратким постскриптумом, в котором обсуждается вымышленная книга доктора Наума Кордоверо «Разноцветное пальто» , в которой утверждается, что рассказ о Руфусе/Картафиле является апокрифом на основе вставок текстов Плиния , Томаса Де Квинси , Рене Декарт и Джордж Бернард Шоу . Постскриптум заканчивается тем, что неизвестный автор постскриптума отвергает утверждение Кордоверо.
Анализ
[ редактировать ]«Бессмертный» затрагивает несколько тем, которые присутствуют в большей части произведений Борхеса; одна из таких тем — бессмертие. [ 3 ] Концепция бессмертия Борхеса принимает различные проявления на протяжении всего его творчества, и даже в этом четко названном произведении неясно, кто именно должен быть бессмертным. С одной стороны, Руфус явно ищет город бессмертных, и поэтому существо, которое он там находит, на самом деле должно быть бессмертным. Однако можно также сказать, что Руфус становится бессмертным, когда отправляется в путешествие. В этом смысле бессмертие Борхеса связано с вдохновленным Ницше гуманистическим бессмертием, которое вращается вокруг сверхобильного развития человека как личности. Эта тема развита также в « Круговых руинах », « Саде расходящихся троп », « Секте Феникса » и, в каком-то смысле, во всем творчестве Борхеса.
Еще одна присутствующая тема — бесконечность, которую также можно найти во многих произведениях Борхеса. Постоянным символом бесконечности является лабиринт, который представляет собой динамику личного выбора внутри бесконечных изменений существования. Троглодита, рисующего узоры на песке, и героя (Руфуса), который ищет и достигает бессмертия, следует рассматривать как синонимичные, всеобъемлющие представления выбирающего человека в бесконечном потоке пермутаций вселенной. По существу, бесконечность представляет собой полное противоречие личности, а также ее подтверждение.
Ницше «Бессмертный» был описан как вымышленное исследование теории вечного возвращения , в которой бесконечное время уничтожило индивидуальность людей. [ 1 ] Эту историю можно сравнить с Гомера « Одиссеей» в том смысле, что она является данью универсальной, мифической пропорции творчества Гомера. [ 2 ] «Бессмертный» отображает литературную иронию Борхеса, объединяя свифтовскую сатиру, Джорджа Бернарда Шоу творческую эволюцию в «Назад к Мафусаилу» и видения снов Томаса Де Квинси в одном произведении . Борхес также комментирует литературный идеализм , в котором личности составных авторов Гомера , Шекспира и самого Борхеса кажутся сливающимися друг с другом.
Сам Борхес сказал об этой истории: « Блейк писал, что если бы наши чувства не работали – если бы мы были слепы, глухи и т. д. – мы бы видели вещи такими, какие они есть; бесконечными. «Бессмертный» возник из этой странной идеи, а также из стих Руперта Брука : «И смотри, мы больше не ослеплены нашими глазами». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уильямсон, Эдвин (2002). Борхес, Жизнь Викинг Пингвин. стр. 100-1 297–300 . ISBN 0-670-88579-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Христос, Рональд (1986). «Бессмертный» . В Блуме, Гарольд (ред.). Хорхе Луис Борхес . Издательство «Челси Хаус». стр. 49–77 . ISBN 0-87754-721-1 .
- ^ Уилок, Картер (1969). Создатель мифов . Остин: Издательство Техасского университета. стр. 129–134.
- ^ Блум, Гарольд (1974). Биокритика Блума: Хорхе Луис Борхес . Филадельфия: Издательство Chelsea House. ISBN 0-7910-7872-8 .