Jump to content

Хорхе Луис Борхес и математика

Борхес в 1967 году

Хорхе Луис Борхес и математика касаются нескольких современных математических концепций, найденных в некоторых эссе и рассказах аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса (1899–1986), включая такие концепции, как теория множеств , рекурсия , теория хаоса и бесконечные последовательности . [1] хотя самые сильные связи Борхеса с математикой связаны с теорией бесконечных множеств Георга Кантора , изложенной в «Доктрине циклов» ( La doctrina de los ciclos ). Некоторые из самых популярных произведений Борхеса, такие как « Вавилонская библиотека » ( La Biblioteca de Babel ), « Сад расходящихся троп » ( El Jardín de Senderos que se Bifurcan ), « Алеф » ( El Aleph ), аллюзия использованию Кантором еврейской буквы алеф ( ) для обозначения мощности трансфинитных множеств, [2] и « Подход к Аль-Мутасиму » ( El acercamiento a Almotásim ) иллюстрируют его использование математики.

По словам аргентинского математика Гильермо Мартинеса , Борхес, по крайней мере, обладал познаниями в математике на уровне первых курсов алгебры и анализа в университете, охватывая логику , парадоксы , бесконечность, топологию и теорию вероятностей . Он также был в курсе современных дебатов об основаниях математики. [1]

Бесконечность и мощность

[ редактировать ]

Его эссе 1939 года «Аватары черепахи» ( Avatares de la Tortuga ) посвящено бесконечности, и он начинает с описания книги, которую он хотел бы написать о бесконечности: «Пять или семь лет метафизической, теологической и математической подготовки подготовят меня (возможно) за правильное планирование этой книги». [3]

Визуализация нулевой меры, установленной как предел последовательности вложенных интервалов . Страницы « Книги песка » имеют нулевую меру.

В рассказе Борхеса 1941 года «Вавилонская библиотека» рассказчик заявляет, что коллекция книг с фиксированным количеством орфографических символов и страниц бесконечна. [4] Однако, поскольку перестановки двадцати пяти орфографических символов конечны, библиотека должна быть периодической и самоповторяющейся. [2]

В своем рассказе 1975 года « Книга песка » ( El Libro de Arena ) он имеет дело с другой формой бесконечности; тот, элементы которого представляют собой плотное множество , то есть для любых двух элементов мы всегда можем найти другой между ними. , из которой взят рассказ песка» Эта концепция также использовалась в книге «Книга . [1] Рассказчик описывает книгу как имеющую «бесконечно тонкие» страницы, что можно интерпретировать либо как ссылку на набор нулевой меры , либо как имеющие бесконечно малую длину в смысле логики второго порядка . [5]

В своем эссе 1936 года «Доктрина циклов» ( La doctrina de los ciclos ) [6] опубликованный в том же году в его антологии эссе Historia de la eternidad , Борхес размышлял о Вселенной с бесконечным временем и конечной массой: «Число всех атомов, составляющих мир, огромно, но конечно, и, как таковое, способно только к конечному (хотя тоже огромное) количество перестановок. За бесконечный отрезок времени необходимо пробежаться по числу возможных перестановок, и Вселенная должна повториться. Снова вы родитесь из чрева, еще раз ваш скелет вырастет. , еще раз эта же страница попадет в ваши одинаковые руки, вы еще раз проследите ход всех часов вашей жизни до часа вашей невероятной смерти». [7] Как обычно бывает со многими идеями и конструкциями Борхеса, этот ход мысли был воспринят как метафизическая спекуляция, языковая и философская игра. Тем не менее, почти столетие спустя физики-теоретики пересекают те же пути, на этот раз как возможное следствие теории струн: «Что ж, если Вселенная действительно ускоряет свое расширение, то мы знаем, что она станет бесконечно большой, и что вещи будет происходить снова и снова». А если у вас есть бесконечное количество попыток чего-то, то каждый возможный результат произойдет бесконечно много раз, каким бы маловероятным он ни был». [8]

Геометрия и топология

[ редактировать ]

Борхес в «Вавилонской библиотеке» утверждает, что «Библиотека — это сфера , точный центр которой — любой шестиугольник , а окружность недостижима». Тогда библиотеку можно визуализировать как 3- многообразие , и если единственным ограничением является то, что она локально евклидова , ее с тем же успехом можно визуализировать как топологически нетривиальное многообразие, такое как тор или бутылка Клейна . [5]

В своем эссе 1951 года «Сфера Паскаля» ( La esfera de Pascal ) [9] Борхес пишет о «сфере, у которой центр везде, а окружность нигде». Реализацию этой концепции может дать последовательность сфер с содержащимися в них центрами и все более большими радиусами, которая в конечном итоге охватывает все пространство. Это можно сравнить с особой точкой в ​​«Алеф» посредством процесса инверсии . [1]

Кот Шредингера : оба исхода можно с равной достоверностью интерпретировать как происходящие в альтернативных вселенных

Квантовая физика

[ редактировать ]

В «Саде расходящихся тропок» Борхес описывает роман вымышленного китайского ученого Цуй Пена, сюжет которого раздваивается в каждый момент времени. Идею разветвления потока времени можно сравнить с многомировой интерпретацией квантовой механики и понятием мультивселенных, присутствующим в некоторых версиях теории струн . [10] Точно так же бесконечность расходящихся, бесконечных вселенных в математической космологии отражает отказ Борхеса от линейного, абсолютного времени. [11] Сочинения Борхеса обращаются к природе сущности и возможности бесконечных «реальностей», как, например, в его эссе «Опровержения нового времени» (1946). [12]

Теория хаоса

[ редактировать ]

Теория бифуркаций — это модель порядка в теории хаоса , возникающего из неупорядоченной системы, и локальная теория, описывающая поведение систем в локальных точках. Борхес предвосхитил развитие теории бифуркаций в математике в «Саде расходящихся троп» в 1941 году. В «Саде» Борхес уловил идею разделения системы на множество некоррелированных состояний. Например, если лист, плывущий по реке, натыкается на камень, он должен перетечь по обе стороны камня, и эти две возможности статистически не коррелируют. [13]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Мартинес, Гильермо (19 февраля 2003 г.). «Борхес и математика» . Проверено 4 марта 2012 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Хейлс, Н. Кэтрин (1984). Космическая паутина: модели научного поля и литературные стратегии двадцатого века . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN  0801492904 .
  3. ^ «Аватары черепахи», в Sur, № 63, Буэнос-Айрес, декабрь 1939 г., стр. 18-23. (Собрано в разделе «Обсуждение», Буэнос-Айрес, Emecé, 1957). В оригинальной цитате говорится: «Пять-семь лет метафизических, теологических и математических знаний позволят мне (возможно) достойно спланировать эту книгу».
  4. ^ Борхес, Хорхе Луис (1998). Сборник художественной литературы . Викинг. ISBN  0-670-84970-7 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Блох, Уильям Голдблум (2008). Невообразимая математика Вавилонской библиотеки Борхеса . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-533457-9 .
  6. Доктрина циклов , Sur, № 20, Буэнос-Айрес, май 1936 г., стр. 20-29. (Собрано в журнале History of Eternity, Буэнос-Айрес, Виау-и-Зона, 1936 г. Датировано 1934 г.)
  7. В оригинальной цитате в начале эссе говорится: «Число всех атомов, составляющих мир, хотя и непропорционально, но конечно и способно как таковое только на конечное (хотя и непропорциональное) число перестановок. В бесконечном времени , число возможных перестановок должно быть достигнуто, и Вселенная должна повториться. Ты снова родишься из чрева, твой скелет снова вырастет, эта же страница снова попадет в твои равные руки, ты снова завершишь все. перестановки. часов до твоей невероятной смерти».
  8. ^ Брукман, Джон (2014). Вселенная: ведущие ученые исследуют происхождение, тайны и будущее космоса . Многолетник Харпер. ISBN  978-0062296085 .
  9. Сфера Паскаля , в Ла Насьоне, Буэнос-Айрес, 14 января 1951 г., 2-я сек., с. 1. (Собрано в книге «Другие инквизиции», Буэнос-Айрес, Сур, 1952 г.)
  10. ^ Меррел, Флойд (1991). Бездумное мышление: Хорхе Луис Борхес, математика и новая физика . Вест-Лафайет: Издательство Университета Пердью. ISBN  1-55753-011-4 .
  11. ^ Тьер, Аллен (2005). Художественная литература преломляет науку: писатели-модернисты от Пруста до Борхеса . Университет Миссури Пресс.
  12. ^ Ди Марко, Оскар Антонио (2006). «Борхес, квантовая теория и параллельные вселенные» (PDF) . Журнал американской науки . Проверено 10 марта 2012 г.
  13. ^ Хейлс, Н. Кэтрин (1991). Хаос и порядок: сложная динамика в литературе и науке . Издательство Чикагского университета. ISBN  0226321436 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc519e5d78b80a3fdae21e66ec2fbd02__1714646280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/02/bc519e5d78b80a3fdae21e66ec2fbd02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jorge Luis Borges and mathematics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)