Круглые руины
«Круглые руины» | |
---|---|
Рассказ Хорхе Луиса Борхеса | |
![]() Плакат создан, чтобы проиллюстрировать историю | |
Оригинальное название | Круглые руины |
Страна | Аргентина |
Язык | испанский |
Жанр (ы) | Фэнтези , рассказ |
Публикация | |
Опубликовано в | Художественная литература , Лабиринты |
Тип носителя | Распечатать |
Дата публикации | 1940 |
Опубликовано на английском языке | 1949 |
Страницы | 7 (изд. Бантам, 1971 г.) |
« Круглые руины » ( испанский : Las Ruinas Circlees ) — рассказ аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса . Впервые опубликованный в литературном журнале Sur в декабре 1940 года, он был включен в сборник 1941 года «Сад расходящихся троп» ( испанский : El jardín de senderos que se bifurcan ) и сборник 1944 года Ficciones . Впервые он был опубликован на английском языке в журнале View (серия V, № 6, 1946 г.), в переводе Пола Боулза . С момента публикации он стал одним из самых известных рассказов Борхеса. [ 1 ]
История о человеке, который постепенно мечтает о существовании другого человека в руинах древнего храма. Хотя ему это удалось, в конце истории мечтатель понимает, что он сам является чьей-то мечтой. Критики интерпретировали «Круглые руины» как исследование тем философского идеализма , гностицизма или каббализма и творчества.
Сюжет
[ редактировать ]Мужчина прибывает на каноэ к сгоревшим руинам древнего храма. В центре храма находится статуя неоднозначного божества, похожего на тигра или лошадь. Мужчина сразу засыпает; его цель, как показывает рассказчик, - «приснить человека с предельной честностью и воплотить его в реальность». [ 2 ] [ 3 ] Местные жители приносят ему еду, и большую часть времени он спит в руинах.
Сначала мужчине снится, что он обращается к группе учеников по анатомии, космографии и магии; он надеется найти среди своих учеников «душу, которая заслужила бы участие во вселенной». [ 2 ] [ 4 ] В конце концов мужчина сужает группу студентов до мальчика, похожего на него, но вскоре обнаруживает, что страдает бессонницей и не может продолжать мечтать.
Отдохнув, чтобы восстановить силы, мужчина пробует другую тактику: он начинает мечтать о человеке по частям, начиная с сердца и постепенно добавляя другие органы и особенности. Процесс занимает больше года и является кропотливым. Разочарованный, мужчина обращается к храмовому божеству, которое во сне оказывается многогранным божеством, известным как «Огонь», которое также может выглядеть как бык, роза и буря. Огонь обещает человеку, что он воплотит приснившееся в реальность, и что все, кроме Огня и сновидца, поверят заколдованному человеку из плоти и крови. Огонь требует, чтобы после окончания обучения заклинателя его отправили в другой разрушенный храм ниже по течению, «чтобы в этом заброшенном здании голос мог воздать славу богу». [ 5 ] [ 6 ]
Мужчина проводит два года, обучая призванного человека, которого он считает своим сыном. Хотя он втайне боится их разлуки, в конце концов мужчина отправляет своего сына во второй храм. Однако прежде чем он это сделает, он уничтожает воспоминания сына о своем ученичестве, «чтобы он никогда не узнал, что он призрак, чтобы его считали таким же человеком, как и другие». [ 7 ] [ 8 ]
Мужчина остается в своем храме и слышит от путешественников вести о своем сыне, который, как сообщается, может ходить по огню и не обжечься. Хотя мужчина все еще беспокоится, что его сын узнает его истинное происхождение, его опасения прерываются лесным пожаром, который поднимается с юга и окутывает разрушенный храм. Приняв смерть, мужчина идет в пламя. Он не чувствует боли и осознает это «с облегчением, с унижением, с ужасом». [ 9 ] [ 10 ] что он тоже иллюзия и что ему снится кто-то другой.
Темы
[ редактировать ]«Круглые руины» посвящены темам, которые повторяются в творчестве Борхеса, в частности идеализму и проявлению мыслей в «реальном мире».
История опирается на широкий спектр религиозных влияний. Некоторые критики заметили, что эта история, похоже, перекликается с идеей христианской гностической традиции о том, что, по словам ученого Дэвида К. Ховарда, «за каждым творцом скрывается другой творец». [ 11 ] [ 12 ] По мнению ученого Борхеса Мака Уильямса, главный герой сновидца явно использует язык зороастризма , в котором огонь считается чистейшим элементом. [ 13 ] Ученые также отметили сходство этой истории с каббалистической еврейской легендой о големе , в которой смертные люди способны воссоздать момент божественного сотворения жизни. [ 12 ] Наконец, это также может опираться на буддийскую идею о том, что мир — это иллюзия. [ 11 ]
к рассказу Эпиграф взят из четвертой главы «Зазеркалья» Льюиса Кэрролла : «А если бы он перестал мечтать о тебе…». Оно происходит из отрывка, в котором Твидлди указывает Алисе на спящего Красного Короля и утверждает, что она просто персонаж его сна. [ 14 ] [ 11 ] Что касается темы рассказа о том, что жизнь может быть только сном или иллюзией, критики отметили предшественники, в том числе Платона » «Тимей (ок. 360 г. до н.э.), » Уильяма Шекспира ( «Буря ок. 1610 г.), Барки. » Педро Кальдерона де ла «Ла vida es sueño (1635), Марка Твена » «Таинственный незнакомец (1908) и Джона Фаулза » «Волхв (1965). [ 15 ] [ 11 ]
Ученый Борхеса Арнольд М. Пенуэль описывает эту историю как «миф о творении, который парадоксальным образом демифологизирует человеческое творчество», сравнивая его с тем, как « Мигеля де Сервантеса » Дон Кихот представляет собой рыцарский роман , который также демифологизирует рыцарскую традицию. Хотя мечтатель этой истории верит, что он создает другого человека в высшем акте самоутверждения, этот опыт парадоксальным образом приводит его к осознанию того, что он сам является мечтой, разрушая его чувство идентичности. [ 15 ] Более того, хотя поначалу кажется, что эта история неявно поддерживает платонический или берклианский идеализм — идею мира идеальных форм, превосходящих непосредственно воспринимаемый мир, — она по иронии судьбы подрывает эту философию, показывая, что этот мир тоже является нестабильной мечтой. [ 15 ]
Влияние
[ редактировать ]«Круглые руины» стали одним из самых известных рассказов Борхеса. [ 1 ] Критик Дэвид К. Ховард утверждает, что колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес находился под влиянием этой истории и других произведений Борхеса при написании его романа 1967 года «Сто лет одиночества» ( Cien años de Soledad ), в котором несколько персонажей способны видеть людей во сне. или события в существование. [ 11 ] Эту историю также называют предшественником изменяющего реальность произведения писателя-фантаста Филипа К. Дика . [ 16 ] Наряду с другим рассказом Борхеса « Тайное чудо », «Круглые руины» оказали влияние на Кристофера Нолана научно-фантастический фильм «Начало », в котором персонажи перемещаются между реальностью, снами и мечтами внутри снов. [ 17 ] Фильм-картина художника Перри Холла «Круговые руины» — круг краски, который растет и удаляется в непрерывном цикле создания и разрушения, концептуально находился под влиянием работ Борхеса. [ 18 ]
В другом рассказе Борхеса, « Исследование творчества Герберта Куэйна », Борхес в шутку заявляет, что он заимствовал «Круглые руины» из произведения вымышленного автора Герберта Куэйна. [ 19 ] [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Тульпа – автономная сущность, созданная разумом человека с помощью методов визуализации.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кодама, Мария (2 января 2011 г.). «Сад господина Борхеса» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Борхес 1962 , с. 46.
- ^ Английский : «Человек хотел мечтать: он хотел мечтать об этом со всей тщательностью и накладывать это на реальность».
- ^ Английский : «Я искал душу, которая заслуживала участия во вселенной».
- ^ Борхес 1962 , с. 48.
- ^ Английский : «чтобы какой-нибудь голос мог прославить его в этом заброшенное здание».
- ^ Борхес 1962 , с. 49.
- ^ Английский : «чтобы «Он никогда не знал, что он призрак, поэтому считал себя таким же человеком, как и другие».
- ^ Борхес 1962 , с. 50.
- ^ Английский : «С облегчением, с унижением, с ужасом»,
- ^ Jump up to: а б с д и Ховард, Дэвид К. «Разум как реальность: «Круглые руины» Борхеса и « Сто лет одиночества » Гарсиа Маркеса » . CLA Journal , vol. 23, нет. 4, 1980, стр. 409–15. ДЖСТОР. По состоянию на 10 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Суд, Стивен Э. «Борхес, Создатель големов: намеки на «присутствие» в «Круговых руинах».» MLN , vol. 110, нет. 4, 1995, стр. 739–54. ДЖСТОР. По состоянию на 10 августа 2023 г.
- ^ Уильямс, Мак. «Зороастрийский и зурванитский символизм в «Las Ruinas Circulares».» Variaciones Borges , no. 25, 2008, с. 115–35. ДЖСТОР. Доступ 10 авг. 2023.
- ^ Кэрролл 2010 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Пенуэль, Арнольд М. «Парадокс и притча: тема творчества в «Круговых руинах» Борхеса». Latin American Literary Review , vol. 17, нет. 34, 1989, стр. 52–61. ДЖСТОР. По состоянию на 10 августа 2023 г.
- ^ Стейплс, Брент (19 июля 2002 г.). «Этому поколению нужен параноик параноика» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Уэллетт, Дженнифер (07 сентября 2020 г.). «Не можете посмотреть Тенет? Сейчас идеальное время, чтобы вернуться к «Началу» . Арс Техника . Проверено 7 сентября 2020 г.
- ^ Брейер. Мари-Анж и Мийгару, Фредерик. 2012 (Книга). «Натурализующая архитектура», Центр публикаций FRAC, Франция.
- ^ Райс, Томас Дж. «Тонкие размышления о Джойсе в Борхесе». Журнал современной литературы , том. 24, нет. 1, 2000, стр. 47–62. ДЖСТОР. По состоянию на 14 августа 2023 г.
- ^ Лорих, Брюс. «Загадка парадоксов Борхеса». Юго-западное обозрение , вып. 58, нет. 1, 1973, стр. 53–65. ДЖСТОР. По состоянию на 14 августа 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Борхес, Хорхе Луис (1962). Лабиринты: избранные рассказы и другие произведения . Перевод Ирби, Джеймса Э. Нью-Йорк: Новые направления.
- Кэрролл, Льюис (2010). Зазеркалье . Нью-Йорк: Козимо.