Миктлантекутли
Миктлантекутли | |
---|---|
Правитель подземного мира Бог мертвых | |
Обитель | Миктлан (Подземный мир) |
Пол | Мужской |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки (Науа) |
Генеалогия | |
Родители | Создано Тескатлипока [ 1 ] (Кодекс Зумаррага) |
Супруга | Миктекасиуатль |
Дети | Никто |
Эквиваленты | |
Эквивалент Майя | О, Пуч |
Отоми эквивалент | Хмушитху |
Миктлантекутли или Миктлантекутли (англ. Произношение на науатле: [mik.t͡ɬaːn.ˈteːkʷ.t͡ɬi] , что означает «Повелитель Миктлана»), в ацтекской мифологии — бог мёртвых и король Миктлана (Чикунаухмиктлан), самой нижней и самой северной части подземного мира . Он является одним из главных богов ацтеков и наиболее выдающимся из нескольких богов и богинь смерти и подземного мира. Поклонение Миктлантекутли иногда включало ритуальный каннибализм , когда в храме и вокруг него поедали человеческое мясо. [ 2 ] Другие имена, данные Миктлантекутли, включают Икспуцтек («Разбитое лицо»), Некстепеуа («Разбрасыватель пепла») и Цонтемок («Тот, кто опускает голову»). [ 3 ]
статуи Миктлантекутли в натуральную величину были найдены у входа в Дом Орлов к северу от Великого Храма Теночтитлана Две глиняные . [ 4 ]
Атрибуты
[ редактировать ]Миктлантекутли считался ростом 6 футов (1,8 м) и изображался в виде забрызганного кровью скелета или человека с зубастым черепом. [ 5 ] Хотя его голова обычно представляла собой череп, в его глазницах были глазные яблоки. [ 6 ] Его головной убор был украшен перьями совы и бумажными знаменами, а на нем было ожерелье из человеческих глаз. [ 5 ] а его уши были сделаны из человеческих костей. [ 7 ]
Он был не единственным ацтекским богом, изображенным таким образом, поскольку многие другие божества имели черепа вместо голов или носили одежду или украшения, включающие кости и черепа. В мире ацтеков изображения скелетов были символом плодородия, здоровья и изобилия, намекая на тесную символическую связь между жизнью и смертью. [ 8 ] Его часто изображали в сандалиях как символ его высокого ранга лорда Миктлана. [ 9 ] Его руки часто изображались поднятыми в агрессивном жесте, показывая, что он был готов разорвать на части мертвецов, когда они входили в его присутствие. [ 9 ] В ацтекских кодексах Миктлантекутли часто изображается с открытой челюстью скелета, чтобы принять звезды, нисходящие на него в дневное время. [ 7 ]
Его женой была Миктекасиуатль . [ 5 ] Говорят, что вместе они жили в доме без окон в Миктлане. Миктлантекутли ассоциировался с пауками , [ 7 ] совы , [ 7 ] летучие мыши , [ 7 ] 11-й час и северное направление компаса, известное как Миктлампа, область смерти. [ 10 ] Он был одним из немногих божеств, которые управляли всеми тремя типами душ, идентифицированных ацтеками, которые различали души людей, умерших нормальной смертью (от старости, болезней и т. д.) и героической смертью (например, в бою). , жертвоприношение или во время родов), или негероические смерти. Миктлантекутли и его жена были противоположностями и дополнениями Ометекутли и Омесиуатля , дарителей жизни. [ 11 ]
Миктлантекутли был знаком бога дня Ицкуинтли ( собака ), [ 5 ] один из 20 таких знаков, признанных в ацтекском календаре , и считался снабжающим души тех, кто родился в этот день. Его считали источником душ для тех, кто родился в шестой день 13-дневной недели , и был пятым из девяти Ночных Богов ацтеков . Он также был второстепенным Богом недели на 10-й неделе 20-недельного цикла календаря , присоединяясь к богу Солнца Тонатиу, чтобы символизировать дихотомию света и тьмы. [ нужна ссылка ]
В Колониальном кодексе Ватикана 3738 Миктлантекутли назван на испанском языке «повелителем подземного мира Цицимитлем ». [ 12 ]
Мифы
[ редактировать ]В мифологии ацтеков после того, как Кецалькоатль и Тескатипока создали мир, они привели свое творение в порядок и поместили Миктлантекутли и его жену Миктекациуатль в подземный мир. [ 13 ]
Согласно ацтекской легенде, боги-близнецы Кецалькоатль и Ксолотль были посланы другими богами, чтобы украсть кости предыдущего поколения богов у Миктлантекутли. Бог подземного мира стремился заблокировать побег Кетцалькоатля костями и, хотя ему это не удалось, он заставил Кетцалькоатля уронить кости, которые были разбросаны и сломаны при падении. Раздробленные кости были собраны Кетцалькоатлем и отнесены обратно в страну живых, где боги превратили их в различные расы смертных. [ 14 ]
Когда человек умирал, его хоронили с погребальным инвентарем, который он вез с собой в долгое и опасное путешествие в подземный мир. По прибытии в Миктлан эти товары были предложены Миктлантекутли и его жене. [ 6 ]
В другом мифе проницательный бог смерти соглашается отдать кости Кецалькоатлю, если тот сможет полностью завершить, казалось бы, простое испытание. [ 15 ] Бог сообщает Кецалькоатлю, что ему придется четыре раза пройти через свое королевство, при этом снаряд звучит как труба. Однако вместо того, чтобы дать Кетцалькоатлю панцирь из Миктлантекутля, он дает ему обычный панцирь, без дырок в нем. Чтобы не быть осмеянным, Кетцалькоатль призывает червей выйти и пробить оболочку, образовав тем самым отверстия. Затем он призывает пчел войти в скорлупу и заставить ее звучать как труба. (Как эмблема его власти над ветром и жизнью, Кецалькоатль обычно изображается с разрезанным панцирем на груди, этот панцирь представляет собой тот же панцирь, который носит Эекатль , бог ветра). [ 16 ]
Слушая рев трубы, Миктлантекутль сначала решает позволить Кецалькоатлю забрать все кости последнего творения, но затем быстро меняет свое мнение. Тем не менее, Кецалькоатль более проницателен, чем Миктлантекутль и его приспешники, и сбегает с костями. Миктлантекутли, теперь очень разгневанный, приказывает своим последователям вырыть очень глубокую яму. Пока Кецалькоатль убегает с костями, его пугает перепел , из-за чего он падает в яму. Он падает в яму и умирает (по крайней мере, так может показаться), и впоследствии его мучает животное (перепелка), а кости, которые он несет, разбросаны. Затем перепел начинает грызть кости.
Несмотря на падение, Кецалькоатль в конце концов возрождается и собирает все сломанные кости. Именно по этой причине люди сегодня бывают самых разных размеров. Сбежав из подземного мира, Кецалькоатль несет драгоценный груз в Тамоанчан . [ 17 ] место чудесного происхождения.
В популярной культуре
[ редактировать ]Миктлантекутли появился в анимационном фильме « La leyenda de las Momias» от Anima Estudios. В фильме божество отвечает за возвращение к жизни мертвых в городе Гуанахуато.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 351. ИСБН 970-07-3149-9 .
- ^ Смит и др. 2003, с.245.
- ^ Лухан, Леонардо Лопес и Скотт Сешнс. «Божества смерти». Дэвид Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001 г.
- ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр. 60, 458.
- ^ Перейти обратно: а б с д Миллер и Таубе 1993, 2003, стр. 113.
- ^ Перейти обратно: а б Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.206.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фернандес 1992, 1996, стр. 142.
- ^ Смит 1996, 2003, стр.206.
- ^ Перейти обратно: а б Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.434.
- ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр. 54, 458.
- ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.458.
- ^ Кляйн 2000, стр. 3–4.
- ^ Рид и Гонсалес 2000, стр. 193, 223.
- ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.113. Рид и Гонсалес 2000, стр. 224.
- ^ Альфредо Лопес, Оливье, Дэвидсон, Остин, Гильем, Расс (2015). Миф о Кетцалькоатле: религия, правление и история в мире науа . Колорадо: У Прессо из Колорадо.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лиминг, Дэвид Адамс (2005). Оксфордский спутник мировой мифологии . Нью-Йорк: Oxford U Press.
- ^ Альфредо Лопес, Остин (1997). Тамоанчан, Тлалокан: места тумана . Нивот, Колорадо: Пр. Колорадо.
Ссылки
[ редактировать ]- Фернандес, Адела (1996) [1992]. Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Мехико: Редакция Панорамы. ISBN 968-38-0306-7 . OCLC 59601185 .
- Кляйн, Сесилия Ф. (2000). «Дьявол и юбка: иконографическое исследование доиспанской природы цицимима». Древняя Мезоамерика . 11 . Издательство Кембриджского университета : 1–26. дои : 10.1017/S0956536100111010 . S2CID 162520948 .
- Лухан, Леонардо Лопес и Скотт Сешнс. «Божества смерти». В Карраско Дэвиде (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур. : Издательство Оксфордского университета, 2001 г.
- Матос Моктесума, Эдуардо ; Фелипе Солис Ольгин (2002). Ацтеки . Лондон: Королевская академия художеств . ISBN 1-903973-22-8 . OCLC 56096386 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (2003) [1993]. Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27928-4 . ОСЛК 28801551 .
- Прочтите, Кей Алмере; Джейсон Гонсалес (2000). Справочник по мезоамериканской мифологии . Справочники серии по мировой мифологии. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . ISBN 1-85109-340-0 . OCLC 43879188 .
- Смит, Майкл Э. (2003). Ацтеки (второе изд.). Молден, Массачусетс; Оксфорд: Издательство Блэквелл . ISBN 0-631-23016-5 . ОСЛК 48579073 .
- Смит, Майкл Э .; Дженнифер Б. Уортон; Ян Мари Олсон (2003). «Ацтекские праздники, ритуалы и рынки». У Тамары Л. Брей (ред.). Археология и политика еды и пиршеств в ранних государствах и империях . Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum Publishing . стр. 235–270. ISBN 0-306-47730-0 . OCLC 52165853 .
Лиминг, Дэвид Адамс (2005). Оксфордский спутник мировой мифологии . Нью-Йорк: Oxford U Press. Распечатать.
Остин, Альфредо Лопес, Гильем Оливье и Расс Дэвидсон (2015). Миф о Кетцалькоатле: религия, правление и история в мире науа . Боулдер: U Press of Colorado. Распечатать.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Миктлантекутли , на Викискладе?