Тамада
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Грузинская кухня Грузинская кухня |
---|
![]() |

Тамада [1] ( грузинский : თამადა ) — грузинский тамада на грузинской супре (застолье) или на свадьбе, [2] соответствующий симпозиарху на греческом симпозиуме или тиллу на англосаксонском сумбеле .
Во всех супрах, независимо от размера, есть тамада, или тамада: один человек, который произносит каждый тост . Грузины любят говорить, что тамада – диктатор стола, но уместнее было бы сравнить его с лидером или даже с учителем. Тамада традиционно должен быть красноречивым, умным, сообразительным, сообразительным и сообразительным, с хорошим чувством юмора. [3] - так как очень часто кто-то из гостей может попытаться посоревноваться с ним в приготовлении тостов. Считается, что за грузинским столом тамада помогает преодолеть разрыв между прошлым, настоящим и будущим, поднимая тосты за предков и потомков, а также за других гостей за столом. [3] Тост может произнести только тамада; остальные — развивать идею. Некоторые тосты принимают традиционную форму; например, во время некоторых тостов все мужчины должны встать и молча выпить вино. Однако во многих случаях гости соперничают в том, чтобы сказать что-то более оригинальное и эмоциональное, чем предыдущий выступающий, и весь процесс перерастает в своего рода ораторское состязание.
Исторически тамада имел больший контроль над столом, чем сегодня. Например, члены супры должны были спрашивать разрешения, прежде чем покинуть стол и вечеринку. Если бы они получили разрешение, тамада и другие участники могли бы поджарить их перед уходом. Если первый тост произносится за тамаду, его предлагает кто-то другой, обычно ведущий, который предлагает выдвинуть тамаду.
Выбор тамады
[ редактировать ]
Если супра очень маленькая, в доме всего несколько гостей, роль тамады не будет специально отведена, а просто возьмет на себя главу семьи. В очень больших случаях, таких как свадьбы или поминки, тамада заранее выбирается семьей, которая просит родственника или друга, который известен как хороший тамада, возглавить супру. Однако на мероприятиях среднего размера люди за столом сами выбирают тамаду.
Выбор зависит от нескольких факторов. За столом может находиться старший человек, которому естественным образом выпадает эта роль. В некоторых группах будет один мужчина, который регулярно выполняет тамаду, потому что ему это нравится и у него это хорошо получается. Иногда группы друзей, которые часто собираются, поочередно берут на себя ответственность за тамаду. Во многих случаях, когда приходит время выбирать, один человек – часто самый старший из членов стола – предлагает кандидата на тамаду, говоря что-то вроде: «Коте должен быть нашей тамадой, не так ли?». Другие выражают согласие, и, если Котэ не выдвигает серьезных возражений, тот, кто первым предложил выбор, поднимает бокал и предлагает первый тост за тамаду – «Котес Гаумарджос» (за Котэ). Сверхучастники делают то же самое. Только что поджаренный тамада с этого момента начинает новые тосты.
Если кандидат отказывается быть тамадой, то люди за столом предлагают в качестве тамады кого-нибудь другого, пока кто-нибудь за столом не согласится быть тамадой, и за него выпивают первый тост.
Если тамада была выбрана семьей заранее, старший член семьи инициирует распитие, предлагая первый тост непосредственно за тамаду, без какого-либо предварительного обсуждения. После предложения этого первого тоста каждый член супры произносит тост за тамаду одной или двумя фиксированными фразами и выпивает свой стакан. Этот тост пьют довольно быстро, почти хором и без каких-либо словесных проработок темы тоста. Некоторые часто слышимые фразы в этом первом тосте включают «Kotes Gaumarjos» (Котэ), где Котэ — имя человека, который будет тамадой, или «Kargad chaatarebinos es supra» («Пусть он хорошо руководит этой супрой») или «Пусть он руководит этой супрой хорошо», или « Пусть он поможет нам хорошо провести время»).
Есть только одно распространенное обстоятельство, когда первый тост произносится не за тамаду, и это касается обычно небольших, менее формальных супр, где тамадой является сам ведущий. В этом случае ведущий просто берет на себя роль, как отмечалось выше, и предлагает первый тост на определенную тему (обсуждаемую ниже).
Качества хорошего тамада
[ редактировать ]
Хороший тамада выбирается на основании его ряда особых качеств. Прежде всего, хороший тамада — это тот, кто хорошо владеет словом, кто говорит ясно и умно, кто может оригинально сказать то, что слышится снова и снова на каждой супре. Лучшие тамады — импровизированные поэты.
Во-вторых, хороший тамада должен уметь хорошо организовывать, так как он почти полностью отвечает за развлечения. Он должен решить, какие тосты и когда произносить и как часто предлагать новые тосты, чтобы установить хороший ритм. Ему приходится аранжировать пение или танцы, если таковые имеются, между тостами, чтобы люди оставались внимательными и развлекались. Это тесно связано с третьим качеством хорошего тамада: чувствительностью. Тамада должен хорошо чувствовать настроение за столом и стараться поддерживать приятную жизнерадостную атмосферу, в которой участвуют все участники. За столом должно быть некое единство, сказал один грузин, за это отвечает тамада. Он должен заметить, если некоторые участники начинают уделять меньше внимания, и привлечь их, возможно, специальным тостом или назвав их «алаверди».
Он должен уметь чувствовать, сколько люди выпили, и при необходимости увеличивать или уменьшать темп произнесения тостов. (Как правило, темп поджаривания ускоряется в начале вечера и замедляется, когда все достигают определенного уровня опьянения.) Частично это включает в себя распознавание того, когда гости находятся на должном уровне опьянения, чтобы он мог предложить более абстрактные или эмоциональные тосты. Если тамада хорошо знает людей на супре, он сможет адаптировать свои тосты к гостям, побуждая их хорошо провести время.
В-четвертых, хорошая тамада должна быть несколько напористой, чтобы заставить людей обратить внимание на тост и заставить всех выпить каждый тост. Чем ближе к вечеру, тем сложнее становится, и некоторые люди предпочитают поговорить, а не тост. И последнее, но не менее важное: хороший тамада должен также хорошо пить; Ожидается, что тамада опустошает свой стакан при каждом тосте, но на самом деле напиться для него считается позорным.
Ожидается, что и тамада, и другие гости произведут тост за каждого человека за грузинским столом. Каждый оратор старается выделить в тосте наиболее интересные, оригинальные и достойные похвалы черты. Грузины считают это не лестью, а способом поощрения хороших качеств. Они верят, что когда человеку говорят, что он добр и честен, ему трудно творить зло; когда ему говорят, что он щедр, он постарается не быть жадным.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ От общечеркесского *tħamada (сравните адыгейский тхьяматэ («старшина села; начальник; хозяин; председатель; ( датированный ) муж») и кабардинского тхьэммадэ («старшина села; начальник; хозяин; председатель; ( диалектный ) жених, вауер)) Предположение о том, что слово тамада происходит от слов, означающих «глава стола» на грузинском языке, является народной этимологией : см. Тамада в английском Викисловаре .
- ^ Наташа Дмитриева (1 июня 2007 г.). «Брачные обычаи» . Русская жизнь . Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн, Фредерик (2010). Кавказ: введение . Серия Routledge «Современная Россия и Восточная Европа». Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. п. 201. ИСБН 978-0-415-48660-6 . OCLC 311036644 .
- Библиография
- Игорь де Гарин, Валери де Гарин (2001), Алкоголь: антропологические подходы . Книги Бергана, ISBN 1-57181-315-2 .
- Дарра Гольдштейн (1999), Грузинский праздник: яркая культура и пикантная еда Республики Грузия . Калифорнийский университет Пресс, ISBN 0-520-21929-5 .
- Мюфрид, Флориан (2006). Постсоветские торжества: Грузинский банкет в переходный период (на немецком языке). Штутгарт: там же издательство.
- Мэннинг, Пол (2012). Семиотика напитка и пьянства . Нью-Йорк: Континуум. ISBN 9781441160188 .
- Туите, К. (2010). «Самодержец пиршественного стола: политическое и социальное значение грузинской супры». В Вамлинге, К. (ред.). Язык, история и культурная идентичность на Кавказе. Материалы конференции, 17-19 июня 2005 г., Университет Мальмё (PDF) . Мальмё: Департамент международной миграции и этнических отношений, Университет Мальмё. стр. 9–35. ISBN 978-91-7104-088-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Искусство поджаривания: книга неписаных правил тамады Джалы Гарибовой. Азербайджанский международный журнал, Том 10:4 (зима 2002 г.) на AZER.com.
- Грузинская культура тамада