Маргарет Тафойя
Маргарет Тафойя | |
---|---|
Кукурузный цвет | |
![]() | |
Рожденный | Мария Маргарита Тафоя 13 августа 1904 г. |
Умер | 25 февраля 2001 г. | (96 лет)
Национальность | Коренной индеец пуэбло (Кха-По Овингех) |
Известный | Традиционная керамика |

Мария Маргарет «Маргарет» Тафойя ( 13 августа ) – 25 февраля 2001 1904 [ 1 ] была матриархом гончаров Санта-Клара-Пуэбло . [ 2 ] В 1984 году она была лауреатом стипендии национального наследия, присуждаемой Национальным фондом искусств , что является высшей наградой правительства США в области народного и традиционного искусства. [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маргарет была дочерью Сары Фины (иногда пишется Серафина). [ 4 ] [ 5 ] Гитеррес Тафойя (1863–1949) и Хосе Джеронимо Тафойя (1863–1955). Она училась в начальной школе Санта-Клара-Пуэбло, а затем в индийской школе Санта-Фе. [ 6 ] с 1915 по 1918 год. [ 7 ] Ей пришлось бросить школу, чтобы помочь своей семье во время пандемии гриппа 1918 года . [ 6 ]
Маргарет научилась искусству изготовления керамики у своих родителей, и особое влияние на нее оказала мать. [ 5 ] Сара Фина считалась ведущим гончаром Санта-Клары своего времени как мастер изготовления исключительно больших, тщательно отполированных черных изделий. Иногда она также изготавливала красную посуду, кувшины для хранения из слюдяной глины и другие утилитарные формы меньшего размера. Отец Маргарет в первую очередь занимался выращиванием еды для семьи, но он также был известен как мастер гончарного дела и помогал Саре Фине во многих аспектах ее гончарного производства. [ 8 ]
В детстве Тафоя начала делать маленьких животных из глины, которую ее родители добыли на землях Санта-Клары для работ Сары Фины. Подавая надежды, ее мать поощряла юную Маргарет делать гончарные изделия самостоятельно и научила ее месить глину и полировать горшки, а также где собирать топливо для процесса обжига. [ 9 ] Сара Фина позволила Маргарет продать свою первую керамику дилеру в Санта-Фе , хотя Маргарет не помнила, сколько денег она заработала в тот день. Но продажа ее работ вселила в нее уверенность в том, что она сможет продолжать заниматься гончарным делом. [ 6 ]
Карьера
[ редактировать ]Несколько лет Маргарет работала поваром и официанткой, прежде чем в 1924 году вышла замуж за Алькарио Тафойя (1900–1995). [ 9 ] Алькарио, дальний родственник с такой же фамилией, [ 5 ] и Маргарет вместе занималась гончарным делом, как это делали ее мать и отец. Мужья Маргарет и Сары Фины помогали копать и готовить глину, а также обжигать горшки. Алькарио также помог Маргарет создать и вырезать узоры на ее горшках.
В начале своей карьеры Маргарет часто обменивала керамику на детскую одежду или другие предметы домашнего обихода, чтобы прокормить свою растущую семью. В 1930-х и 1940-х годах Тафоя часто загружали горшки Маргарет в конный фургон и ездили за сотни миль в Санта-Фе и Таос, чтобы продать работы туристам и торговцам. Тафоя также начала продавать свои работы на ярмарках индийского искусства, таких как Индийский рынок Санта-Фе и Межплеменной церемониал в Гэллапе . [ 9 ] В 1950-х годах, когда интерес к искусству коренных американцев вырос, публика стала ездить в пуэбло как туристы, а также покупать художественные товары, поэтому семье не приходилось ехать так далеко, чтобы продать свои товары. [ 5 ] В это время Тафоя подружились с владельцем курорта в Ройал-Гордж, штат Колорадо, который нанял их для летних резиденций, чтобы они могли исполнять церемониальные танцы и продавать свою керамику гостям. [ 6 ]
К 1960-м годам керамика Маргарет стала знаменитой, особенно ее большие черные кувшины. Маргарет продолжила традицию своей матери делать эти исключительно большие горшки с тонко отполированной поверхностью и простым резным узором. «На формование и полировку этих сосудов размером до трех футов ушли месяцы. Они также требовали огромных технических навыков, особенно для того, чтобы не допустить их разрушения во время стрельбы». [ 9 ] Трудоемкие методы означали, что Тафоя обычно делала только один большой горшок в год. [ 10 ] Ее мотив «медвежьей лапы» и глубоко вырезанные пуэбло символы , такие как Аванью (водяной змей) и ступеньки кива на плечах ее кувшинов, стали визитной карточкой керамики семьи Тафойя. [ 7 ]
Как и ее мать, Маргарет формовала горшки традиционным методом намотки. «Этому методу и многим техникам, использованным при производстве ее керамических изделий, датируется более 1200 лет, при этом древние «анасази» на плато Колорадо были культурой-основателем. Распространенным заблуждением было убеждение, что черный цвет По словам Ларри Фрэнка и Фрэнсиса Х. Харлоу, черная полированная керамика пуэбло «вымерла». [ нужна ссылка ]
Работы Тафои «отразили трансформацию гончарной традиции Санта-Клары из утилитарной в художественную». [ 4 ]
Ретроспективные выставки
[ редактировать ]- 1982: «Маргарет Тафойя: наследие гончара и ее наследие» в Денверском музее естественной истории , городской парк, Колорадо. [ 7 ]
- 1983: «Красное и черное: керамика Санта-Клары Маргарет Тафойя» в Музее американских индейцев Уилрайта , Санта-Фе, Нью-Мексико. [ 7 ]
- 2015–2016: «Маргарет Тафойя: Санта-Клара Пуэбло Поттер» в Музее Миллисент Роджерс , Эль-Прадо, Нью-Мексико. [ 7 ]
Награды и почести
[ редактировать ]- И в 1978, и в 1979 году Тафоя получила награду Best of Show на индийском рынке Санта-Фе . [ 2 ]
- В 1984 году Национальный фонд искусств наградил ее стипендией национального наследия в знак признания ее достижений. [ 11 ]
- В 1985 году она была признана и получила награду как Мастер традиционного искусства.
- Также в 1985 году она получила Премию губернатора Нью-Мексико за выдающиеся достижения в области искусств. [ 2 ]
- В 1990 году она была принята в Американского ремесленного совета . Колледж стипендиатов [ 12 ]
- В 1992 году она получила Почетную награду за выдающиеся достижения в области изобразительного искусства от национального женского собрания по искусству. [ 13 ]
- Ее работы были выставлены на Национальной аллее в Вашингтоне, округ Колумбия, на Смитсоновском фольклорном фестивале 1992 года . [ 14 ]
- В 1996 году Тафоя получила Премию за заслуги перед жизнью от Юго-западной ассоциации индийских искусств. [ 15 ]
- Она получила премию «Мастер-художник» от музея Херда в Фениксе, штат Аризона (точный год неизвестен). [ 16 ]
- Тафойя - единственный коренной американец, когда-либо удостоенный Премии за пожизненный вклад Национальной академии западного искусства в Зале ковбойской славы и Центре западного наследия в Оклахома-Сити (год вручения неизвестен). [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Маргарет и ее муж Алькарио воспитали тринадцать детей. На момент смерти в феврале 2001 года у Маргарет было 30 внуков, 45 правнуков и 11 праправнуков. [ 6 ] Многие из ее потомков продолжают семейную традицию гончарного дела Тафойя, в том числе: Тони Роллер, Джефф Роллер, Луэнн Тафойя , Крис Янгблад, Нэнси Янгблад, Натан Янгблад, Дэррил Уайтгиз, Райан Роллер, Клифф Роллер, Тим Роллер, Тайлер Роллер, Джордан Роллер, Джеймс Эбелакер, Сарена Эбелакер, Джамелин Эбелакер и Тэмми Гарсия . [ 17 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэр, Мэри Эллен и Лоуренс Блэр: Маргарет Тафойя: Наследие и наследие Тевы Поттер (1986) [ 18 ]
- Хант, Марджори и Борис Вайнтрауб: профиль Тафойи «Мастера традиционных искусств» в National Geographic (январь 1991 г.) [ 19 ]
- Диллингем, Рик: Четырнадцать семей в керамике Пуэбло (1994) [ 20 ]
- Хейс, Аллан и Джон Блом: Юго-западная керамика: от Анасази до Зуни (1996) [ 21 ]
- Петерсон, Сьюзен: Керамика женщин американских индейцев: Наследие поколений (1997) [ 22 ]
- Шааф, Грегори: Индийская керамика пуэбло: 750 биографий художников (2000) [ 23 ]
- Кинг, Чарльз С. и Дуэйн Рейдер: Рожденный из огня: жизнь и керамика Маргарет Тафойя (2008) [ 24 ]
- Роллер, Райан А.: Санта-Клара Пуэбло [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Маргарет Тафойя» . Клара: База данных женщин-художников . Национальный музей женщин в искусстве. 18 ноября 2018 года. Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Тафоя, опытный гончар, умирает». Журнал Альбукерке . Альбукерке, Нью-Мексико. 27 февраля 2001 г. с. 2.
- ^ «Маргарет Тафойя: Санта-Клара Пуэбло Поттер» . www.arts.gov . Национальный фонд искусств . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Говенар, Алан, изд. (2001). «Маргарет Тафойя: коренной американец пуэбло Поттер (Санта-Клара)». Мастера традиционных искусств: Биографический словарь . Том. 2 (КЗ). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio. стр. 601–603. ISBN 1576072401 . OCLC 47644303 .
- ^ Jump up to: а б с д Конгдон, Кристин Г.; Hallmark, Кара Келли (2012). Американское народное искусство: региональный справочник . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio. стр. 540–541. ISBN 9780313349362 . OCLC 721891434 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мартин, Дуглас (5 марта 2001 г.). «Маргарет Тафойя, 96 лет, Пуэбло Поттер, чьи работы нашли мировую аудиторию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Маргарет Тафойя 1904–2001» . Национальный музей женщин в искусстве . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ «Маргарет Тафойя, Санта-Клара Пуэбло Поттер» . Галерея Adobe . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Корт, Кэрол; Зоннеборн, Лиз (2002). От А до Я американских женщин в изобразительном искусстве . Нью-Йорк: факты в архиве. стр. 210–211. ISBN 9780816043972 . ОСЛК 47073303 .
- ^ Харлоу, Фрэнсис Х. (1977). Современная керамика пуэбло, 1880–1960 (1-е изд.). Флагстафф, Аризона: Northland Press. п. 28. ISBN 9780873581592 . OCLC 3286678 .
- ^ «Стипендии национального наследия NEA 1984» . www.arts.gov . Национальный фонд искусств. Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ «Колледж товарищей» . Американский ремесленный совет . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Тушетт, Шарлин; Де Новаис Герреро, Кармен, ред. (11 февраля 1992 г.). «Почетные награды WCA» (PDF) . Национальная женская конференция по искусству . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Доменичи отдает дань уважения покойному Поттеру». Журнал Альбукерке . Альбукерке, Нью-Мексико. 21 марта 2001 г. с. 8.
- ^ Нолл, Джон (5 августа 1996 г.). «Гончар, ювелир вышел за рамки красоты». Журнал Альбукерке . Альбукерке, Нью-Мексико. п. 42.
- ^ Робертс, Кэтэлин (10 августа 2014 г.). «Маргарет Тафойя расширила традицию резьбы Санта-Клары» . Журнал Альбукерке . Альбукерке, Нью-Мексико . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ «Рожденный огнем: Керамика Маргарет Тафойя» . Галерея Четырех Ветров . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ Блэр, Мэри Эллен; Блэр, Лоуренс Р. (1986). Маргарет Тафойя: Наследие и наследие Тева Поттера . Вест-Честер, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN 9780887400803 . OCLC 14393199 .
- ^ Хант, Марджори; Вайнтрауб, Борис (январь 1991 г.). «Мастера традиционных искусств». Нэшнл Географик . Том. 179, нет. 1. Вашингтон, округ Колумбия, стр. 82–83.
- ^ Диллингем, Рик (1994). Четырнадцать семей в керамике Пуэбло (1-е изд.). Альбукерке, Нью-Мексико: Университет Нью-Мексико. ISBN 9780826314987 . OCLC 28586743 .
- ^ Хейс, Аллан; Блом, Джон (1996). Юго-западная керамика: от Анасази до Зуни . Флагстафф, Аризона: Нортленд. ISBN 9780873586634 . OCLC 34515540 .
- ^ Петерсон, Сьюзен (1997). Керамика женщин американских индейцев: наследие поколений (1-е изд.). Нью-Йорк: Абвиль Пресс. ISBN 9780789203533 . OCLC 36648903 .
- ^ Шааф, Грегори (2000). Индийская керамика пуэбло: 750 биографий художников (1-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: CIAC Press. ISBN 9780966694819 . OCLC 43470641 .
- ^ Кинг, Чарльз С. (2008). Рожденный огнем: жизнь и керамика Маргарет Тафойя . фотографии Дуэйна Рейдера. Санта-Фе, Нью-Мексико: Музей прессы Нью-Мексико. ISBN 9780890135099 . OCLC 175217597 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1904 рождения
- 2001 смертей
- Американские гончары
- Керамисты из Нью-Мексико
- Победители стипендии национального наследия
- Гончары Санта-Клары-Пуэбло
- Американские женщины-гончары
- Женщины-гончары коренных американцев
- Гончары коренных американцев
- Американские женщины-художницы 20-го века
- Американские керамисты ХХ века
- Художники коренных американцев 20-го века
- Женщины коренных американцев 20-го века