Сото люди
Басото | |
---|---|
![]() Король Мошошу I , основатель народа южного басуто в Лесото, со своими министрами. | |
Общая численность населения | |
в. 7 254 315 (оценка на 2023 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 5,103,205 |
![]() | 2,130,110 |
![]() | 11,000 |
![]() | 6,000 |
![]() | 4,000 |
Языки | |
Английский коса , зулу , английский , африкаанс | |
Религия | |
Христианство , Модимо | |
Родственные этнические группы | |
Народ педи , народ тсвана и народ лози , народ сан , народ пхути , народ тембу |
сото | |
---|---|
Человек | Покрути его |
Люди | Они кривые |
Язык | Это не так уж |
Страна | Ты кривой |
Сото родом ( / ˈ s uː t uː / ), также известные как басуто ( / b æ ˈ s uː t uː / ), — этническая группа сото-тсвана, из Южной Африки . В основном они населяют регионы Лесото и Южной Африки.
Считается, что предки народа сото произошли из Северо-Восточной Африки и мигрировали на юг в пятом веке нашей эры. Народ сото со временем разделился на разные кланы в результате Мфекане (серии войн и миграций, произошедших в 19 веке). [ 1 ] и колониализм . Есть 3 типа басуто: северные сото , южные сото и тсвана.
Британцы ) и буры ( потомки голландцев разделили между собой земли сото в конце 19 века. Лесото было создано поселенцами в 1869 году на Конвенте Аливал Норт после конфликта из-за земли с Мошошу I , королем Южного Сотоса.
Самосознание южного сото Лесото возникло в результате создания Лесото британцами после того, как буры победили Мошошу I в Третьей войне басуто в 1868 году, и он попросил у британцев защиты. Некоторые из носителей южного сото, которые не были частью королевства Мошошу, когда он объединил некоторые из своих соплеменников, живут в Гаутенге , а некоторые проживают на западе Квазулу-Натала , на севере Восточного Кейпа и на большей части Свободного штата. провинции .
В наше время сото продолжают вносить значительный вклад в развитие обществ Южной Африки и Лесото.
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Нация басуто представляет собой смесь кланов , говорящих на банту , которые смешались с народом сан , который уже жил в Южной Африке, когда они туда прибыли. Люди, говорящие на языке банту , поселились на территории нынешней Южной Африки примерно к 500 году нашей эры. [ 2 ] [ 3 ] Предполагается, что отделение от Батсваны произошло к 14 веку. Некоторые народы басуто отделились от нгуни , в то время как другие ассимилировались, создав нацию нгуни. К 16 веку обработка железа прочно утвердилась в общинах басуто наряду с их соседями -нгуни . Басото были в основном независимыми и относительно изолированными до этого момента, когда они время от времени торговали с регионами к северу от своей родины с помощью внешних связей, которые описываются как «спорадические и маргинальные». [ 4 ] По крайней мере, к 17 веку нашей эры ряд королевств басуто покрывал южную часть Африканского плато (ныне провинция Свободного государства и части Гаутенга ), северо-запад . Общество басуто было сильно децентрализовано и организовано на основе краалей или расширенных кланов, каждый из которых управлялся своим вождем. [ 5 ] Вождества объединялись в рыхлые конфедерации . [ 5 ]
19 век
[ редактировать ]В 1820-е годы беженцы из зулусской экспансии под руководством Шаки [ 6 ] вступил в контакт с народом басуто, проживающим на Хайвельде . В 1823 году давление заставило одну группу басуто, кололо , мигрировать на север. Они прошли мимо болота Окаванго и через Замбези в Баротселэнд (который сейчас является частью Замбии , Анголы , Зимбабве , Ботсваны и Намибии ). [ 7 ] В 1845 году кололо завоевали Баротцелэнд. [ 8 ]
Примерно в то же время буры начали вторгаться на территорию басуто. [ 9 ] После того, как Капская колония была передана Великобритании по завершении Наполеоновских войн , многие фермеры решили покинуть бывшую голландскую колонию во время Великого похода . Они двинулись вглубь страны, где в конечном итоге создали независимое государство. [ 9 ] [ 10 ]
Во время этих событий Мошошу I получил контроль над королевствами басуто южного хайвельда. [ 10 ] Получивший всеобщее признание как опытный дипломат и стратег, он превратил разрозненные группы беженцев, бежавших из Дифакане, в сплоченную нацию. [ 11 ] Его руководство позволило его маленькой нации пережить препятствия, которые разрушили другие коренные южноафриканские королевства в 19 веке, такие как зулусское Мфекане , внутреннюю экспансию воортреккеров и планы Колониального управления . [ 12 ]
В 1822 году Мошошу основал столицу в Бута-Буте , легко защищаемой горе в северной части горного хребта Дракенсберг, заложив таким образом основы будущего Королевства Лесото. [ 11 ] Позже его столица была перенесена в Таба Босиу . [ 11 ]
Чтобы справиться с вторжением групп вортреккеров , Мошошу поощрял французскую миссионерскую деятельность в своем королевстве. [ 13 ] Миссионеры, посланные Парижским евангелическим миссионерским обществом, давали королю советы по международным делам и помогали закупить современное оружие. [ 13 ]
Помимо выполнения функций государственных министров, миссионеры (в первую очередь Казалис и Арбуссе) сыграли жизненно важную роль в определении орфографии сесото и печати материалов на языке сесото в период с 1837 по 1855 год. [ 14 ] Первый перевод Библии на сесото появился в 1878 году. [ 15 ]
В 1868 году, после потери западных низменностей бурам во время войн Свободного государства и Басото , Мошошу успешно обратился к королеве Виктории с просьбой провозгласить Басутоленд (современное Лесото ) протекторатом Великобритании. Соответственно, британская администрация была создана в Масеру , на месте нынешней столицы Лесото. [ 9 ] Местные вожди сохраняли власть над внутренними делами, а Британия отвечала за внешнюю политику и защиту протектората. [ 16 ]
В 1869 году британцы спонсировали процесс демаркации границ Басутоленда. [ 9 ] В то время как многие кланы имели территорию в Басутоленде, большое количество говорящих на сесото проживало на территориях, отведенных Оранжевому Свободному государству , суверенной республике воортреккеров , граничащей с королевством Басото. Король Мошошу умер два года спустя, в 1870 году, после окончания войны, и был похоронен на вершине Таба Босиу.
20 век
[ редактировать ]
Защита Великобритании гарантировала, что неоднократные попытки Оранжевого Свободного государства , а затем и Южно-Африканской Республики поглотить часть или весь Басутоленд, оказались безуспешными. [ 3 ] В 1966 году Басутоленд получил независимость от Великобритании, став Королевством Лесото .
На сесото широко говорят по всему субконтиненту из-за внутренней миграции . Чтобы войти в денежную экономику, мужчины Лесото часто мигрировали в крупные города Южной Африки, чтобы найти работу в горнодобывающей промышленности . [ 17 ] Таким образом, рабочие-мигранты из Свободного государства и Лесото способствовали распространению сесото в городских районах Южной Африки. Общепризнано, что труд мигрантов нанес ущерб семейной жизни большинства говорящих на сесото, поскольку взрослые (в основном мужчины) были вынуждены оставлять свои семьи в бедных общинах, пока они работали в отдаленных городах. [ 17 ]
Попытки правительства апартеида заставить говорящих на сесото переехать на определенные родные земли мало повлияли на структуру их расселения. Большое количество рабочих продолжало покидать традиционные районы поселения Блэков. [ 3 ] Женщины тяготели к занятости в качестве сельскохозяйственных или домашних работников, в то время как мужчины обычно находили работу в горнодобывающем секторе. [ 3 ]
С точки зрения религии, центральная роль, которую христианские миссионеры сыграли в помощи Мошошу I в обеспечении безопасности его королевства, помогла обеспечить широкое обращение басуто в христианство. Сегодня большинство носителей сесото исповедуют форму христианства, которая сочетает в себе элементы традиционных христианских догм с местными, дозападными верованиями. Модимо («Бог») рассматривается как высшее существо, к которому смертные не могут приблизиться. Предки рассматриваются как посредники между Модимо и живыми, и их расположение необходимо культивировать посредством поклонения и почтения. [ 18 ] Официально большинство населения Лесото — католики. [ 19 ] Сердцем южного басуто является провинция Свободного государства в Южной Африке и соседнее Лесото. [ 20 ] В обоих этих преимущественно сельских районах широко распространена бедность и отсталость. [ 21 ] Многие говорящие на сесото живут в условиях экономических трудностей, но люди, имеющие доступ к земле и стабильную работу, могут иметь более высокий уровень жизни. [ 21 ] Землевладельцы часто участвуют в натуральных или мелких коммерческих сельскохозяйственных предприятиях. [ 19 ] Однако чрезмерный выпас скота и неэффективное управление земельными ресурсами становятся все более серьезными проблемами. [ 19 ]
Демография
[ редактировать ]Привлекательность городских территорий не уменьшилась, и сегодня продолжается внутренняя миграция многих чернокожих людей, родившихся в Лесото и других центральных районах Басото. [ 22 ] В целом структура занятости среди басуто соответствует той же модели, что и в более широком южноафриканском обществе. Исторические факторы приводят к тому, что безработица среди басуто и других чернокожих южноафриканцев остается высокой. [ 21 ]

Процент говорящих на сесото в Южной Африке: [ 23 ]
- Гаутенг : 13,1% Провинция
- Аттериджвилл : 12,3%
- Муниципалитет города Йоханнесбург : 9,6%
- Соуэто : 15,5%
- Муниципалитет Экурхулени : 10,0%
- Успех : 22,4%
- Муниципалитет района Седибенг : 46,7%
- Муниципалитет округа Вест-Рэнд : 10,8%
- Муниципалитет Мидваал : 27,9%
- Провинция Фри-Стейт : 64,2%
- Блумфонтейн : 33,4%
Язык
[ редактировать ]
Язык басуто называется сесото. [ 24 ] менее известный как южный сото [ 25 ] В некоторых текстах сесото может называться «южным сото», чтобы отличить его от северного сото , также называемого сепеди.
Сесото — первый язык 1,5 миллиона человек в Лесото , или 85% населения. [ 19 ] Это один из двух официальных языков Лесото (второй — английский). [ 19 ] В Лесото один из самых высоких уровней грамотности в Африке: 59% взрослого населения грамотны, в основном на сесото. [ 26 ]
Сесото — один из одиннадцати официальных языков Южной Африки . [ 24 ] По данным южноафриканской национальной переписи населения 2011 года , почти 4 миллиона человек говорят на сесото как на своем родном языке , в том числе 62% жителей Свободного государства . [ 27 ] Примерно 13,1% жителей Гаутенга говорят на сесото как на родном языке. [ 23 ] В Северо-Западной провинции 5% населения говорит на сесото как на родном языке, при этом концентрация носителей приходится на регион Маболока. [ 27 ] Три процента жителей Мпумаланги говорят на сесото как на родном языке, многие из которых живут в районе Стандертона. [ 27 ] Два процента жителей Восточно-Капской провинции говорят на сесото как на родном языке, хотя они проживают в основном в северной части провинции. [ 27 ]
Помимо Лесото и Южной Африки, на силози (близком родственнике сесото) в Замбии говорят 60 000 человек . [ 28 ] несколько говорящих на сесото проживают в Ботсване , Свазиленде и полосе Каприви в Намибии. Кроме того , [ 28 ] Официальной статистики по использованию второго языка нет, но по самым скромным оценкам количество людей, говорящих на сесото как на втором (или более позднем) языке, составляет 5 миллионов. [ 28 ]
Сесото используется в различных образовательных учреждениях, как в качестве предмета обучения, так и в качестве средства обучения. [ 26 ] Он используется в устной и письменной формах во всех сферах образования: от дошкольного до докторантуры. [ 26 ] Однако количество технических материалов (например, в области торговли, информационных технологий, права, естественных наук и математики) на языке все еще относительно невелико. [ 26 ]
После окончания апартеида Сесото приобрело значительное присутствие в средствах массовой информации . Lesedi FM — круглосуточная радиостанция сесото, принадлежащая Южноафриканской радиовещательной корпорации (SABC), вещающая исключительно на языке сесото. Есть и другие региональные радиостанции по всему Лесото и Свободному государству. [ 26 ] Получасовые выпуски новостей сесото транслируются ежедневно на бесплатном канале SABC SABC 2 . Независимая телекомпания eTV также выпускает ежедневный получасовой бюллетень сесото. И SABC, и группа eTV выпускают ряд программ, в которых присутствуют диалоги на сесото.
В Лесото Национальная радиовещательная служба Лесото вещает на Южную Африку через провайдера спутникового платного телевидения DSTV .
Большинство газет в Лесото издаются на сесото или на сесото и английском языке. В Сесото нет полноценных южноафриканских газет, за исключением региональных информационных бюллетеней в КваКве , Фурисберге , Фиксбурге и, возможно, в других городах Свободного государства. [ 26 ]
В настоящее время основной южноафриканский журнал Bona [ 29 ] включать контент сесото. [ 26 ] После кодификации орфографии сесото литературные произведения создавались на сесото. Известная литература на языке сесото включает Томаса Мофоло эпос « Чака » , который был переведен на несколько языков, включая английский и немецкий. [ 30 ]
Одежда
[ редактировать ]Басото имеют уникальную традиционную одежду. Сюда входит мокоротло , коническая шляпа с украшенной ручкой наверху, которую мужчины и женщины носят по-разному. Одеяло басуто часто носят на плечах или талии и защищает владельца от холода. Хотя многие сото носят вестернизированную одежду, часто поверх нее надевают традиционную одежду.
Пастухи басуто
[ редактировать ]Многие басуто, живущие в сельской местности, носят одежду, соответствующую их образу жизни. Например, мальчики, которые пасут скот в сельской местности Свободного государства и Лесото, носят одеяло басуто и большие резиновые сапоги ( резиновые сапоги ) в качестве защиты от влажной горной местности. Мальчики-пастухи также часто круглый год носят шерстяные балаклавы или шапки, чтобы защитить лица от холода и пыльного ветра.
Женщины басуто
[ редактировать ]Женщины басуто обычно носят юбки и длинные платья ярких цветов и узоров, а также традиционные одеяла вокруг талии. В особых случаях, например, на свадебных торжествах, они носят сешвешве , традиционное платье басуто. Местные традиционные платья сделаны из цветной ткани и лент, окаймляющих каждый слой. Женщины-сото часто покупают этот материал и создают его в стиле, похожем на платья Западной и Восточной Африки. Женщины часто обматывают талию длинной тканью с рисунком или небольшим одеялом, либо в качестве юбки, либо в качестве второй одежды поверх нее. Это обычно известно как накидка , и ее можно использовать для ношения младенцев на спине. [ 31 ]
Специальные предметы одежды
[ редактировать ]Специальную одежду носят для особых мероприятий, таких как обряды инициации и традиционные церемонии исцеления.
На Леболло ла базади , или церемонии посвящения девочек, девушки носят расшитую бисером повязку на талии, называемую тэтана , которая закрывает талию, особенно область промежности и часть ягодиц. Они также носят серые одеяла и юбки из козьей кожи. Эту одежду носят молодые девушки и женщины, особенно девственницы.
На Леболло ла банна , или церемонию инициации мальчика, мальчики носят набедренную повязку, называемую тшеа, а также разноцветные одеяла. Эти традиционные наряды часто сочетаются с более современными предметами, например солнцезащитными очками.
Традиционные целители сото носят патронташ, состоящий из полос и веревок из кожи, сухожилий или бус, образующих крест на груди. К патронташу часто прикрепляют мешочки с зельями для определенных ритуалов или физической/духовной защиты. Считается, что народ сан перенял этот патронташ для целителей во времена, когда басуто и сан торговали и развивали связи посредством торговли, брака и дружбы. Использование патронташей народом Сан можно увидеть на их наскальных рисунках, датируемых 1700-ми годами. [ 32 ] [ 33 ]
- Сото-культурная одежда
-
Seana Marena в традиционном стиле. Шерстяное плед
-
Женщины басуто во время Мохибо
Известные сото люди
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Томас Мофоло, писатель, родившийся в Лесото
Политика
[ редактировать ]
- Мошошу I , основатель народа басуто.
- Мошошу II , верховный вождь Лесото
- Летси III , король Лесото
- Королева-сенатор Мохато Сиисо , королева-консорт Лесото
- Пакалита Мосисили бывший премьер-министр Лесото
- Эпенетт Мбеки — активистка, выступающая против апартеида, мать бывшего президента ЮАР Табо Мбеки.
- Нцу Мокехле бывший премьер-министр Лесото
- Леабуа Джонатан бывший премьер-министр Лесото
- Мосиуоа Лекота, южноафриканский активист, выступающий против апартеида
- Хлауди Мотсоененг , южноафриканский радиоведущий, руководитель телерадиовещания и политик.
- Лимфо Хани, уроженка Лесото, активистка и жена Криса Хани.
- Пхумуло Масуалле южноафриканский политик и бывший премьер-министр Восточно-Капской провинции.
- Циетси Машинини, южноафриканский студенческий активист, известный тем, что возглавил восстание в Соуэто в 1976 году против образования африкаанс.
- Энджи Мотшекга, южноафриканский политик
- Лечеса Ценоли Южноафриканский политик и бывший заместитель спикера Национальной ассамблеи
Бизнес
[ редактировать ]- Пхути Маханьеле , руководитель бизнеса; генеральный директор компании Насперс
- Кайзер Мотаунг , деловой человек; председатель Kaizer Chiefs
- Дэвид Тлейл , деловой человек и известный модельер
- Сэм Моцуэньяне, предприниматель и председатель-основатель Африканского банка.
- Джеймс Мотлаци бывший профсоюзный деятель и бизнесмен
Развлечение
[ редактировать ]- Нана Койот , певица, родившаяся в Лесото.
- Джошуа Пулумо Мохапелоа , композитор
- Лира , южноафриканская певица
- Ивонн Чака Чака , южноафриканская певица
- Майкл Мосоу Моэране , композитор хоровой музыки
- Мфо Коахо - актер канадского происхождения сотонского происхождения.
- Терри Фето , южноафриканская актриса.
- Санкомота — джаз-бэнд Лесото.
- Фана Мокоена - Я не боюсь (официальное музыкальное видео)
- Кабело Мабалане , южноафриканский музыкант и одна треть группы Kwaito Tkzee.
- Цепо Тшола бывший солист Санкомота бэнда джаз- ,
- Джерри Мофокенг — южноафриканский актёр.
- Дэвид Кау южноафриканский комик
- Наташа Тахане, южноафриканская актриса.
- Maglera Doe Boy южноафриканский рэпер
Спорт
[ редактировать ]- Спортсмен Хоцо Мокоэна (прыжки в длину)
- Стив Леколеа, южноафриканский футболист клуба «Орландо Пайрэтс».
- Аарон Мокоэна, бывший футболист команд «Джомо Космос» , «Блэкберн Роверс» и «Портсмут».
- Табо Муки — южноафриканский футболист, выступавший за команды «Кайзер Чифс» и «Бафана Бафана».
- Абиа Нейл, бывший футболист Kaizer Chiefs
- Тебохо Мокоена - южноафриканский футболист.
- Лехлохоноло Сима, футболист и тренер, родившийся в Лесото.
- Камохело Мокотджо — южноафриканский футболист.
- Лебоханг Мабоэ, южноафриканский футболист, выступающий за «Мамелоди Сандаунс».
См. также
[ редактировать ]- Сото-английские народы
- Сото-английские языки
- Англичане
- Педи люди
- Баротселанд
- Лози люди
- Историческое место Лопхофун
- сото календарь
- Битва при Верии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Исторический взгляд на мфекане в Африке» .
- ^ Л. Томпсон, История Южной Африки (2001); Джеймс Л. Ньюман, Заселение Африки: географическая интерпретация , издательство Йельского университета , Нью-Хейвен, 1995.
- ^ Перейти обратно: а б с д Банди, К.; Сондерс, К. (1989). Иллюстрированная история Южной Африки: реальная история . Кейптаун: Ридерс Дайджест.
- ^ 1999. ЮНЕСКО. всеобщая история Африки: Том V – Африка с шестнадцатого по XVIII век (сокращенная версия). Оксфорд: Карри. стр.336
- ^ Перейти обратно: а б Лабанд, Дж. (2003). «Мфекане». Энциклопедия Энкарта . Редмонд : Корпорация Microsoft.
- ^ Росс, Р. (2009). Краткая история Южной Африки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- ^ Муимуи, Любоши. «Политическая история Баротселанда» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2014 года.
- ^ Фири, Бизек Дж. (2005). «Королевство Лози и Кололо». В Шиллингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия истории Африки . Том. II: Х–О. Нью-Йорк: Фицрой Дирборн (Рутледж). стр. 851–852 . ISBN 978-1-57958-454-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Росс, Р. (2009). Краткая история Южной Африки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Л. (2001). История Южной Африки . Кембридж: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300087765 .
- ^ Перейти обратно: а б с Беккер, П. (1969). Холм судьбы: жизнь и времена Мошеша, основателя Басуто . Лондон: Лонгман.
- ^ «Мошошу». Энциклопедия Энкарта . Редмонд : Корпорация Microsoft. 2003.
- ^ Перейти обратно: а б Сандерс, П. (1975). Мошошу, вождь басуто . Лондон: Хайнеманн.
- ^ Казалис, Э. (1992). Басуто: или двадцать три года в Южной Африке . Мория: Музей и архивы Мории.
- ^ Легассик, М. (1972). Гриква, сото-тсвана и миссионеры, 1780–1840 гг . Анн-Арбор, Мичиган: Международный университет микрофильмов.
- ^ Грант, Н. (1981). Мошошу: основатель нации . Лондон: Лонгман.
- ^ Перейти обратно: а б Калиникос, Л. (1982). Золото и рабочие: 1886–1924 гг . Йоханнесбург: Раван Пресс.
- ^ Беренг, П. (1987). Я мосото . Рим, Лесото: Национальный университет Лесото .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Лесото» . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление. 11 октября 2022 г. Проверено 5 января 2010 г.
- ^ Мокоена, А. (1998). Сесото — это просто . Претория: Дж. Л. ван Шайк.
- ^ Перейти обратно: а б с «Бедность в Южной Африке: степень доступа к продовольствию и доходам» . Обзор Совета по исследованиям в области гуманитарных наук . 4 (4). 2006. Архивировано из оригинала 14 июля 2010 года . Проверено 1 июля 2010 г.
- ^ Позель, Д. «Изменились ли модели миграции в Южной Африке после апартеида? Конференция по африканской миграции в сравнительной перспективе». Йоханнесбург: 2003.
- ^ Перейти обратно: а б Национальная перепись населения Южной Африки 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Конституция Южной Африки (1996 г.)
- ^ Зербян, С.; Барнард, Э. (2008). «Фонетика интонации в южноафриканских языках банту». Южноафриканская лингвистика и прикладные языкознания . 26 (2): 235–250. дои : 10.2989/SALALS.2008.26.2.5.569 . S2CID 1333262 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Совет по науке и образованию Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО) (2000 г.) Обзор мировых языков. Париж: ЮНЕСКО.
- ^ Перейти обратно: а б с д Статистическое управление ЮАР (2001 г.), перепись 2001 г. Претория: Статистическое управление Южной Африки.
- ^ Перейти обратно: а б с Льюис, П. (2009) Этнолог: языки мира . Даллас: SIL International.
- ^ «Журнал Бона» . Журнал Бона . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Кунене, Д. (1989). Томас Мофоло и появление письменной прозы сесото Йоханнесбург: Раван Пресс.
- ^ «Традиционное платье басуто» . 5 июня 2018 г.
- ^ Фостер, Дин (2002). Глобальное руководство по этикету в Африке и на Ближнем Востоке: все, что вам нужно знать для успеха в бизнесе и путешествиях . Джон Уайли и сыновья. п. 259. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Фалола, Тойин; Жан-Жак, Даниэль (2015). Африка: Энциклопедия культуры и общества . АВС-КЛИО. стр. 656–657. [ ISBN отсутствует ]
