Jump to content

Сото люди

(Перенаправлено с BaSotho )

Сото люди
Басото
Король Мошошу I , основатель народа южного басуто в Лесото, со своими министрами.
Общая численность населения
в. 7 254 315 (оценка на 2023 г.)
Регионы со значительной численностью населения
 ЮАР 5,103,205
 Лесото 2,130,110
 Ботсвана 11,000
 Эсватини 6,000
 Намибия 4,000
Языки
Английский
коса , зулу , английский , африкаанс
Религия
Христианство , Модимо
Родственные этнические группы
Народ педи , народ тсвана и народ лози , народ сан , народ пхути , народ тембу
сото
Человек Покрути его
Люди Они кривые
Язык Это не так уж
Страна Ты кривой

Сото родом ( / ˈ s t / ), также известные как басуто ( / b æ ˈ s t / ), — этническая группа сото-тсвана, из Южной Африки . В основном они населяют регионы Лесото и Южной Африки.

Считается, что предки народа сото произошли из Северо-Восточной Африки и мигрировали на юг в пятом веке нашей эры. Народ сото со временем разделился на разные кланы в результате Мфекане (серии войн и миграций, произошедших в 19 веке). [ 1 ] и колониализм . Есть 3 типа басуто: северные сото , южные сото и тсвана.

Британцы ) и буры ( потомки голландцев разделили между собой земли сото в конце 19 века. Лесото было создано поселенцами в 1869 году на Конвенте Аливал Норт после конфликта из-за земли с Мошошу I , королем Южного Сотоса.

Самосознание южного сото Лесото возникло в результате создания Лесото британцами после того, как буры победили Мошошу I в Третьей войне басуто в 1868 году, и он попросил у британцев защиты. Некоторые из носителей южного сото, которые не были частью королевства Мошошу, когда он объединил некоторые из своих соплеменников, живут в Гаутенге , а некоторые проживают на западе Квазулу-Натала , на севере Восточного Кейпа и на большей части Свободного штата. провинции .

В наше время сото продолжают вносить значительный вклад в развитие обществ Южной Африки и Лесото.

Ранняя история

[ редактировать ]

Нация басуто представляет собой смесь кланов , говорящих на банту , которые смешались с народом сан , который уже жил в Южной Африке, когда они туда прибыли. Люди, говорящие на языке банту , поселились на территории нынешней Южной Африки примерно к 500 году нашей эры. [ 2 ] [ 3 ] Предполагается, что отделение от Батсваны произошло к 14 веку. Некоторые народы басуто отделились от нгуни , в то время как другие ассимилировались, создав нацию нгуни. К 16 веку обработка железа прочно утвердилась в общинах басуто наряду с их соседями -нгуни . Басото были в основном независимыми и относительно изолированными до этого момента, когда они время от времени торговали с регионами к северу от своей родины с помощью внешних связей, которые описываются как «спорадические и маргинальные». [ 4 ] По крайней мере, к 17 веку нашей эры ряд королевств басуто покрывал южную часть Африканского плато (ныне провинция Свободного государства и части Гаутенга ), северо-запад . Общество басуто было сильно децентрализовано и организовано на основе краалей или расширенных кланов, каждый из которых управлялся своим вождем. [ 5 ] Вождества объединялись в рыхлые конфедерации . [ 5 ]

Воин Сото XIX века (вверху) и король Мошошу (внизу).

В 1820-е годы беженцы из зулусской экспансии под руководством Шаки [ 6 ] вступил в контакт с народом басуто, проживающим на Хайвельде . В 1823 году давление заставило одну группу басуто, кололо , мигрировать на север. Они прошли мимо болота Окаванго и через Замбези в Баротселэнд (который сейчас является частью Замбии , Анголы , Зимбабве , Ботсваны и Намибии ). [ 7 ] В 1845 году кололо завоевали Баротцелэнд. [ 8 ]

Примерно в то же время буры начали вторгаться на территорию басуто. [ 9 ] После того, как Капская колония была передана Великобритании по завершении Наполеоновских войн , многие фермеры решили покинуть бывшую голландскую колонию во время Великого похода . Они двинулись вглубь страны, где в конечном итоге создали независимое государство. [ 9 ] [ 10 ]

Во время этих событий Мошошу I получил контроль над королевствами басуто южного хайвельда. [ 10 ] Получивший всеобщее признание как опытный дипломат и стратег, он превратил разрозненные группы беженцев, бежавших из Дифакане, в сплоченную нацию. [ 11 ] Его руководство позволило его маленькой нации пережить препятствия, которые разрушили другие коренные южноафриканские королевства в 19 веке, такие как зулусское Мфекане , внутреннюю экспансию воортреккеров и планы Колониального управления . [ 12 ]

В 1822 году Мошошу основал столицу в Бута-Буте , легко защищаемой горе в северной части горного хребта Дракенсберг, заложив таким образом основы будущего Королевства Лесото. [ 11 ] Позже его столица была перенесена в Таба Босиу . [ 11 ]

Чтобы справиться с вторжением групп вортреккеров , Мошошу поощрял французскую миссионерскую деятельность в своем королевстве. [ 13 ] Миссионеры, посланные Парижским евангелическим миссионерским обществом, давали королю советы по международным делам и помогали закупить современное оружие. [ 13 ]

Помимо выполнения функций государственных министров, миссионеры (в первую очередь Казалис и Арбуссе) сыграли жизненно важную роль в определении орфографии сесото и печати материалов на языке сесото в период с 1837 по 1855 год. [ 14 ] Первый перевод Библии на сесото появился в 1878 году. [ 15 ]

В 1868 году, после потери западных низменностей бурам во время войн Свободного государства и Басото , Мошошу успешно обратился к королеве Виктории с просьбой провозгласить Басутоленд (современное Лесото ) протекторатом Великобритании. Соответственно, британская администрация была создана в Масеру , на месте нынешней столицы Лесото. [ 9 ] Местные вожди сохраняли власть над внутренними делами, а Британия отвечала за внешнюю политику и защиту протектората. [ 16 ]

В 1869 году британцы спонсировали процесс демаркации границ Басутоленда. [ 9 ] В то время как многие кланы имели территорию в Басутоленде, большое количество говорящих на сесото проживало на территориях, отведенных Оранжевому Свободному государству , суверенной республике воортреккеров , граничащей с королевством Басото. Король Мошошу умер два года спустя, в 1870 году, после окончания войны, и был похоронен на вершине Таба Босиу.

Мужчина Мосото с бриллиантом

Защита Великобритании гарантировала, что неоднократные попытки Оранжевого Свободного государства , а затем и Южно-Африканской Республики поглотить часть или весь Басутоленд, оказались безуспешными. [ 3 ] В 1966 году Басутоленд получил независимость от Великобритании, став Королевством Лесото .

На сесото широко говорят по всему субконтиненту из-за внутренней миграции . Чтобы войти в денежную экономику, мужчины Лесото часто мигрировали в крупные города Южной Африки, чтобы найти работу в горнодобывающей промышленности . [ 17 ] Таким образом, рабочие-мигранты из Свободного государства и Лесото способствовали распространению сесото в городских районах Южной Африки. Общепризнано, что труд мигрантов нанес ущерб семейной жизни большинства говорящих на сесото, поскольку взрослые (в основном мужчины) были вынуждены оставлять свои семьи в бедных общинах, пока они работали в отдаленных городах. [ 17 ]

Попытки правительства апартеида заставить говорящих на сесото переехать на определенные родные земли мало повлияли на структуру их расселения. Большое количество рабочих продолжало покидать традиционные районы поселения Блэков. [ 3 ] Женщины тяготели к занятости в качестве сельскохозяйственных или домашних работников, в то время как мужчины обычно находили работу в горнодобывающем секторе. [ 3 ]

С точки зрения религии, центральная роль, которую христианские миссионеры сыграли в помощи Мошошу I в обеспечении безопасности его королевства, помогла обеспечить широкое обращение басуто в христианство. Сегодня большинство носителей сесото исповедуют форму христианства, которая сочетает в себе элементы традиционных христианских догм с местными, дозападными верованиями. Модимо («Бог») рассматривается как высшее существо, к которому смертные не могут приблизиться. Предки рассматриваются как посредники между Модимо и живыми, и их расположение необходимо культивировать посредством поклонения и почтения. [ 18 ] Официально большинство населения Лесото — католики. [ 19 ] Сердцем южного басуто является провинция Свободного государства в Южной Африке и соседнее Лесото. [ 20 ] В обоих этих преимущественно сельских районах широко распространена бедность и отсталость. [ 21 ] Многие говорящие на сесото живут в условиях экономических трудностей, но люди, имеющие доступ к земле и стабильную работу, могут иметь более высокий уровень жизни. [ 21 ] Землевладельцы часто участвуют в натуральных или мелких коммерческих сельскохозяйственных предприятиях. [ 19 ] Однако чрезмерный выпас скота и неэффективное управление земельными ресурсами становятся все более серьезными проблемами. [ 19 ]

Демография

[ редактировать ]

Привлекательность городских территорий не уменьшилась, и сегодня продолжается внутренняя миграция многих чернокожих людей, родившихся в Лесото и других центральных районах Басото. [ 22 ] В целом структура занятости среди басуто соответствует той же модели, что и в более широком южноафриканском обществе. Исторические факторы приводят к тому, что безработица среди басуто и других чернокожих южноафриканцев остается высокой. [ 21 ]

Басото на лошадях

Процент говорящих на сесото в Южной Африке: [ 23 ]

Музыкальный лук Ухади или томо музыкальный лук , используемый народом сото, около 1897 года.

Язык басуто называется сесото. [ 24 ] менее известный как южный сото [ 25 ] В некоторых текстах сесото может называться «южным сото», чтобы отличить его от северного сото , также называемого сепеди.

Сесото — первый язык 1,5 миллиона человек в Лесото , или 85% населения. [ 19 ] Это один из двух официальных языков Лесото (второй — английский). [ 19 ] В Лесото один из самых высоких уровней грамотности в Африке: 59% взрослого населения грамотны, в основном на сесото. [ 26 ]

Сесото — один из одиннадцати официальных языков Южной Африки . [ 24 ] По данным южноафриканской национальной переписи населения 2011 года , почти 4 миллиона человек говорят на сесото как на своем родном языке , в том числе 62% жителей Свободного государства . [ 27 ] Примерно 13,1% жителей Гаутенга говорят на сесото как на родном языке. [ 23 ] В Северо-Западной провинции 5% населения говорит на сесото как на родном языке, при этом концентрация носителей приходится на регион Маболока. [ 27 ] Три процента жителей Мпумаланги говорят на сесото как на родном языке, многие из которых живут в районе Стандертона. [ 27 ] Два процента жителей Восточно-Капской провинции говорят на сесото как на родном языке, хотя они проживают в основном в северной части провинции. [ 27 ]

Помимо Лесото и Южной Африки, на силози (близком родственнике сесото) в Замбии говорят 60 000 человек . [ 28 ] несколько говорящих на сесото проживают в Ботсване , Свазиленде и полосе Каприви в Намибии. Кроме того , [ 28 ] Официальной статистики по использованию второго языка нет, но по самым скромным оценкам количество людей, говорящих на сесото как на втором (или более позднем) языке, составляет 5 миллионов. [ 28 ]

Сесото используется в различных образовательных учреждениях, как в качестве предмета обучения, так и в качестве средства обучения. [ 26 ] Он используется в устной и письменной формах во всех сферах образования: от дошкольного до докторантуры. [ 26 ] Однако количество технических материалов (например, в области торговли, информационных технологий, права, естественных наук и математики) на языке все еще относительно невелико. [ 26 ]

После окончания апартеида Сесото приобрело значительное присутствие в средствах массовой информации . Lesedi FM — круглосуточная радиостанция сесото, принадлежащая Южноафриканской радиовещательной корпорации (SABC), вещающая исключительно на языке сесото. Есть и другие региональные радиостанции по всему Лесото и Свободному государству. [ 26 ] Получасовые выпуски новостей сесото транслируются ежедневно на бесплатном канале SABC SABC 2 . Независимая телекомпания eTV также выпускает ежедневный получасовой бюллетень сесото. И SABC, и группа eTV выпускают ряд программ, в которых присутствуют диалоги на сесото.

В Лесото Национальная радиовещательная служба Лесото вещает на Южную Африку через провайдера спутникового платного телевидения DSTV .

Большинство газет в Лесото издаются на сесото или на сесото и английском языке. В Сесото нет полноценных южноафриканских газет, за исключением региональных информационных бюллетеней в КваКве , Фурисберге , Фиксбурге и, возможно, в других городах Свободного государства. [ 26 ]

В настоящее время основной южноафриканский журнал Bona [ 29 ] включать контент сесото. [ 26 ] После кодификации орфографии сесото литературные произведения создавались на сесото. Известная литература на языке сесото включает Томаса Мофоло эпос « Чака » , который был переведен на несколько языков, включая английский и немецкий. [ 30 ]

Басото имеют уникальную традиционную одежду. Сюда входит мокоротло , коническая шляпа с украшенной ручкой наверху, которую мужчины и женщины носят по-разному. Одеяло басуто часто носят на плечах или талии и защищает владельца от холода. Хотя многие сото носят вестернизированную одежду, часто поверх нее надевают традиционную одежду.

Пастухи басуто

[ редактировать ]

Многие басуто, живущие в сельской местности, носят одежду, соответствующую их образу жизни. Например, мальчики, которые пасут скот в сельской местности Свободного государства и Лесото, носят одеяло басуто и большие резиновые сапоги ( резиновые сапоги ) в качестве защиты от влажной горной местности. Мальчики-пастухи также часто круглый год носят шерстяные балаклавы или шапки, чтобы защитить лица от холода и пыльного ветра.

Женщины басуто

[ редактировать ]

Женщины басуто обычно носят юбки и длинные платья ярких цветов и узоров, а также традиционные одеяла вокруг талии. В особых случаях, например, на свадебных торжествах, они носят сешвешве , традиционное платье басуто. Местные традиционные платья сделаны из цветной ткани и лент, окаймляющих каждый слой. Женщины-сото часто покупают этот материал и создают его в стиле, похожем на платья Западной и Восточной Африки. Женщины часто обматывают талию длинной тканью с рисунком или небольшим одеялом, либо в качестве юбки, либо в качестве второй одежды поверх нее. Это обычно известно как накидка , и ее можно использовать для ношения младенцев на спине. [ 31 ]

Специальные предметы одежды

[ редактировать ]

Специальную одежду носят для особых мероприятий, таких как обряды инициации и традиционные церемонии исцеления.

На Леболло ла базади , или церемонии посвящения девочек, девушки носят расшитую бисером повязку на талии, называемую тэтана , которая закрывает талию, особенно область промежности и часть ягодиц. Они также носят серые одеяла и юбки из козьей кожи. Эту одежду носят молодые девушки и женщины, особенно девственницы.

На Леболло ла банна , или церемонию инициации мальчика, мальчики носят набедренную повязку, называемую тшеа, а также разноцветные одеяла. Эти традиционные наряды часто сочетаются с более современными предметами, например солнцезащитными очками.

Традиционные целители сото носят патронташ, состоящий из полос и веревок из кожи, сухожилий или бус, образующих крест на груди. К патронташу часто прикрепляют мешочки с зельями для определенных ритуалов или физической/духовной защиты. Считается, что народ сан перенял этот патронташ для целителей во времена, когда басуто и сан торговали и развивали связи посредством торговли, брака и дружбы. Использование патронташей народом Сан можно увидеть на их наскальных рисунках, датируемых 1700-ми годами. [ 32 ] [ 33 ]

Известные сото люди

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]

Политика

[ редактировать ]
Королева-сенаторы делают шаг вперед

Развлечение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Исторический взгляд на мфекане в Африке» .
  2. ^ Л. Томпсон, История Южной Африки (2001); Джеймс Л. Ньюман, Заселение Африки: географическая интерпретация , издательство Йельского университета , Нью-Хейвен, 1995.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Банди, К.; Сондерс, К. (1989). Иллюстрированная история Южной Африки: реальная история . Кейптаун: Ридерс Дайджест.
  4. ^ 1999. ЮНЕСКО. всеобщая история Африки: Том V – Африка с шестнадцатого по XVIII век (сокращенная версия). Оксфорд: Карри. стр.336
  5. ^ Перейти обратно: а б Лабанд, Дж. (2003). «Мфекане». Энциклопедия Энкарта . Редмонд : Корпорация Microsoft.
  6. ^ Росс, Р. (2009). Краткая история Южной Африки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
  7. ^ Муимуи, Любоши. «Политическая история Баротселанда» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2014 года.
  8. ^ Фири, Бизек Дж. (2005). «Королевство Лози и Кололо». В Шиллингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия истории Африки . Том. II: Х–О. Нью-Йорк: Фицрой Дирборн (Рутледж). стр. 851–852 . ISBN  978-1-57958-454-2 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Росс, Р. (2009). Краткая история Южной Африки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  10. ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Л. (2001). История Южной Африки . Кембридж: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300087765 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Беккер, П. (1969). Холм судьбы: жизнь и времена Мошеша, основателя Басуто . Лондон: Лонгман.
  12. ^ «Мошошу». Энциклопедия Энкарта . Редмонд : Корпорация Microsoft. 2003.
  13. ^ Перейти обратно: а б Сандерс, П. (1975). Мошошу, вождь басуто . Лондон: Хайнеманн.
  14. ^ Казалис, Э. (1992). Басуто: или двадцать три года в Южной Африке . Мория: Музей и архивы Мории.
  15. ^ Легассик, М. (1972). Гриква, сото-тсвана и миссионеры, 1780–1840 гг . Анн-Арбор, Мичиган: Международный университет микрофильмов.
  16. ^ Грант, Н. (1981). Мошошу: основатель нации . Лондон: Лонгман.
  17. ^ Перейти обратно: а б Калиникос, Л. (1982). Золото и рабочие: 1886–1924 гг . Йоханнесбург: Раван Пресс.
  18. ^ Беренг, П. (1987). Я мосото . Рим, Лесото: Национальный университет Лесото .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и «Лесото» . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление. 11 октября 2022 г. Проверено 5 января 2010 г.
  20. ^ Мокоена, А. (1998). Сесото — это просто . Претория: Дж. Л. ван Шайк.
  21. ^ Перейти обратно: а б с «Бедность в Южной Африке: степень доступа к продовольствию и доходам» . Обзор Совета по исследованиям в области гуманитарных наук . 4 (4). 2006. Архивировано из оригинала 14 июля 2010 года . Проверено 1 июля 2010 г.
  22. ^ Позель, Д. «Изменились ли модели миграции в Южной Африке после апартеида? Конференция по африканской миграции в сравнительной перспективе». Йоханнесбург: 2003.
  23. ^ Перейти обратно: а б Национальная перепись населения Южной Африки 2011 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Конституция Южной Африки (1996 г.)
  25. ^ Зербян, С.; Барнард, Э. (2008). «Фонетика интонации в южноафриканских языках банту». Южноафриканская лингвистика и прикладные языкознания . 26 (2): 235–250. дои : 10.2989/SALALS.2008.26.2.5.569 . S2CID   1333262 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Совет по науке и образованию Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО) (2000 г.) Обзор мировых языков. Париж: ЮНЕСКО.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Статистическое управление ЮАР (2001 г.), перепись 2001 г. Претория: Статистическое управление Южной Африки.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Льюис, П. (2009) Этнолог: языки мира . Даллас: SIL International.
  29. ^ «Журнал Бона» . Журнал Бона . Проверено 29 ноября 2022 г.
  30. ^ Кунене, Д. (1989). Томас Мофоло и появление письменной прозы сесото Йоханнесбург: Раван Пресс.
  31. ^ «Традиционное платье басуто» . 5 июня 2018 г.
  32. ^ Фостер, Дин (2002). Глобальное руководство по этикету в Африке и на Ближнем Востоке: все, что вам нужно знать для успеха в бизнесе и путешествиях . Джон Уайли и сыновья. п. 259. [ ISBN отсутствует ]
  33. ^ Фалола, Тойин; Жан-Жак, Даниэль (2015). Африка: Энциклопедия культуры и общества . АВС-КЛИО. стр. 656–657. [ ISBN отсутствует ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: caab780dbc778306cdcc30cc99e7661d__1725103680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/1d/caab780dbc778306cdcc30cc99e7661d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sotho people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)