Jump to content

Мольсхайм Чартерхаус

Координаты : 48 ° 32'34 "N 7 ° 29'25" E  /  48,5429 ° N 7,4903 ° E  / 48,5429; 7.4903
(Перенаправлено с Koenigshoffen Charterhouse )
Мольсхайм Чартерхаус
Чартерхаус Мольсхайм в 1744 году
Информация о монастыре
Заказ Картезианский орден
епархия Страсбургская архиепархия
Люди
Основатель(и) Жан Шустейн
Архитектура
Архитектор Ульрих Треч (церковь)
Джован Бетто (отель)
Стиль Архитектура барокко
Сайт
Страна Франция
Координаты 48 ° 32'34 "N 7 ° 29'25" E  /  48,5429 ° N 7,4903 ° E  / 48,5429; 7.4903
Веб-сайт http://chartreuse-molsheim.info/

Чартерхаус Мольсхайм ( фр . Chartreuse de Molsheim ) — бывший монастырь картезианского ордена , или чартерхаус , расположенный в самом сердце города Мольсхайм , в Нижнерейнском регионе Эльзаса ( регион Гранд-Эст , Франция ). Сейчас здесь находится Музей Шартреза .

После того, как картезианский монастырь Кенигсхоффен был разрушен в 1591 году, картезианская община укрылась у иезуитов в Мольсхайме, эльзасской столице Контрреформации , где община решила восстановиться и построить новый монастырь в 1626 году. Фундамент представляет собой редкий, если не уникальный, случай картезианского монастыря, задуманного как интегрированный в городскую территорию, что предполагает определенную особую организацию пространства. [ нужны разъяснения ]

Этот новый чартерный дом быстро стал главным религиозным зданием города в 17 и 18 веках. Он особенно известен качеством витражей , украшавших большую отцовскую обитель , а также богатой библиотекой и особенно знаменитым кодексом Hortus deliciarum , который хранился там несколько десятилетий. Монахи были также известны своими лечебными «шариками», которые они изготавливали и продавали.

Чартерхаус действовал до Французской революции , во время которой он был закрыт, продан как национальная собственность, разделен на несколько участков, частично разрушен и снабжен городской проезжей частью. На протяжении почти двух столетий оставшиеся части монастыря, разделенные между несколькими владельцами, перестраивались или сносились по мере необходимости. Мебель и витражи были разбросаны; некоторые из них были разрушены позже, то ли в 1870 году во время осады Страсбурга , то ли во время Второй мировой войны . Местная больница приобрела почти все временные здания.

Лишь в 1981 году появилось осознание исторической ценности остальных зданий. С этого момента муниципалитет выкупил части здания, и волонтеры начали восстанавливать здания и территорию. В 1985 году исторический музей города Мольсхайм, ранее располагавшийся в Мециге, переехал в дом бывшего приора под названием Musée de la Chartreuse. В 1986 году Фонд Бугатти также открыл выставочный зал в бывших монастырских кухнях.

С 23 декабря 1998 года здание признано историческим памятником .

Расположение

[ редактировать ]

Монастырь расположен в северо-западной части исторического центра города Мольсхайм, между улицей Этудиантов на юге, улицей де ла Шартрез на севере, площадью Марке на востоке и местной больницей на западе. . Сам город Мольсхайм расположен в Эльзасе , у подножия Вогезов , в конце долины Брюш и на левом берегу последней . [ 1 ]

Учреждение

[ редактировать ]

Кенигсхоффен Чартерхаус

[ редактировать ]
Отрывок из старой карты, на которой на востоке виден Страсбург.
Отрывок из карты Кассини , на котором в центре карты, между Брюшом и каналом Брюш, виден «старый зеленовато-зеленый трез» Кенигсхоффена.

Картезианский монастырь, расположенный в Кенигсхоффене — сегодня пригороде Страсбурга — и известный как «Мон-Сент-Мари» (« Мариенбюль »), был основан в 1335 году на берегу Брюше тремя монахами на земле, подаренной Бертольдом II Бючекским. , епископ Страсбургский . Монастырь был духовно плодотворным и имел 18 келий и посылал монахов для поддержки уставных домов в Хильдесхайме и Базеле. В 1418 г. в монастыре было 16 отцов и 12 братьев; столетие спустя, в 1521 году, там было еще 15 отцов, девять мирян и четыре брата. Однако введение Реформации в Страсбурге три года спустя привело к уходу половины из 28 членов общины. [ 2 ]

Когда в 1525 году разразилась Крестьянская война , чартерный дом решил, что сможет избежать разграбления, перейдя под защиту города, который затем обратился к протестантизму. В свою очередь, XV Собор сначала потребовал, чтобы картезианским вотчином управляли миряне, затем запретил проведение литургических служб и, наконец, въезд послушников, что осудило общину в среднесрочной перспективе. Поэтому головной офис Гранд-Шартрез планировал передать общину, но сначала ничего не было сделано. [ 2 ]

В начале 1590-х годов Генрих IV , занявший у города Страсбурга 42 000 флоринов , решил отплатить городу, предложив ему взамен чартерный дом. 8 августа 1591 года, когда в помещении остались только настоятель Жан Шустейн, три отца и пожертвованный брат, Страсбургский сенат послал 300 каменщиков и плотников разобрать весь монастырь. В 1592 году он был разрушен «к всеобщему одобрению и радости». » населения, которое спасло все материалы до такой степени, что к концу августа от них ничего не осталось. Библиотека и литургические украшения были распределены среди других религиозных домов Страсбурга, а монахи были насильно задержаны до мая 1592 года в их доме, известном как « Картаузерхоф » (картезианский двор), расположенном недалеко от Сен-Тома , за исключением настоятеля, который было разрешено укрыться в Чартерхаусе Майнца . [ 2 ]

Трансфер в Мольсхайм.

[ редактировать ]
Погребальная стела, украшенная выступом козла
Герб семьи Бёклин фон Бёклинзау, владельцев дома, проданного картезианским монахам для основания чартерного дома в Мольсхайме.

Из этого последнего убежища бывший настоятель с помощью своего провинциального начальника тщетно пытался воссоединиться со своей общиной. Он обратился к епископам Кёльна , Майнца и Трира ( Эрнесту Баварскому , Вольфгангу Дальбергскому и Иоанну Шененбергскому соответственно), которые подали прошение Рудольфу II . Последний издал указ от 5 марта 1594 г., предписывающий жителям Страсбурга восстановить монастырь и вернуть монахам свое имущество. Ожидая этого возвращения, Жан Шустейн с октября 1594 года поселился в Мольсхайме у иезуитов . В 1597 году к нему присоединились три отца-картезианца и два брата. В 1598 году настоятель провинции согласился основать новый чартерный дом в Мольсхайме, а император повторил свое распоряжение вернуть его жителям Страсбурга. [ 3 ]

Община купила дом, известный как « Бёклерхоф », у Барбе де Шауэнбург, вдовы Бёклина фон Бёклинзау, за 5000 флоринов; в то же время, 21 августа 1598 года, был подписан договор между Генрихом IV и картезианскими монахами, по которому последние получали компенсацию в размере 7500 турских ливров в год за свои потери в Страсбурге. В то же время город Страсбург наконец согласился выплатить компенсацию; настоятеля и магистрата Мольсхайма приветствовал в Страсбурге магистрат, который предложил монахам обмен: земля и имущество, конфискованные протестантским муниципалитетом, должны были остаться у последнего, но документы, подтверждающие право собственности в 47 католических населенных пунктах, должны были быть сохранены. предоставлено в обмен. Кроме того, им должны были быть переданы ключи от комнаты, где хранились изъятые в Кёнигсгофене книги и богослужебные украшения. [ 3 ]

Основание нового чартерного дома

[ редактировать ]
Гравюра, изображающая картезианский монастырь, расположенный у подножия холма и окруженный стеной.
Гравюра с изображением чартерного дома XVIII века.

Картезианская община в Мольсхайме пополнилась монахами из Кобленца, Кёльна, Майнца и Реттеля близ Тьонвиля . Монахи, которых в 1600 году насчитывалось шесть человек, приняли своего первого явного в следующем году члена, Жоржа Шона, из Селестата. В 1602 году Карл Лотарингский , архиепископ Страсбургский, официально предоставил картезианским монахам разрешение вновь основать монастырь. Поэтому начались работы над Бёклерхофом с установки келий и первой молельни, освященной 16 апреля 1606 года и посвященной Троице , Святому Себастьяну , Святому Генриху Исповеднику и Святой Екатерине . [ 4 ]

Анри Топффер, приор с 1602 по 1612 год, отслужил первую мессу в монастырской церкви 25 марта 1610 года; однако официально здание не было освящено до 3 августа 1614 года с посвящением Троице , Марии , Иоанну Крестителю и всем святым. [ 5 ]

Многочисленные пожертвования позволили монастырю быстро расти. Строительство монастыря было начато в 1614 году. В 1619 году прибыли еще трое монахов из картезианских монастырей Майнца и Трира. В 1620 году первый монах Мольсхайма дал обет. [ 4 ] В том же году приор Жан Лейкен из Трира был убит перед своей кельей 14 февраля 1619 года и найден монахами с расколотым топором черепом. Затем убийца сбежал из города, поднявшись на валы, но потерял некоторые предметы. , некоего Томаса Реттеля, «близкого родственника» (вероятно, племянника) погибшего Через шесть дней посланные на его поиски солдаты нашли в Хартхаусе, близ Агенау . Последний приехал двумя годами ранее учиться в иезуитский колледж и регулярно посещал чартерный дом под предлогом посещения своего дяди, а на самом деле для того, чтобы украсть средства общины. Он был пойман настоятелем во время последней кражи и ударил его перед тем, как скрыться. Суд проводился муниципалитетом, точнее судом по делам о вреде « Малефизгерихт» , который заранее приговорил Томаса к смертной казни с применением множества пыток. [ 6 ]

Картезианский монастырь был канонически признан в состоянии совершенства в 1662 году. [ 7 ]

Жизнь картезианского монастыря

[ редактировать ]

Рост сообщества

[ редактировать ]

Между 1623 и 1626 годами к общине присоединились еще несколько монахов, которая также выросла за счет пяти послушников, включая первого жителя Мольсхайма Жан-Жака Фурмана. Тридцатилетняя война показала актуальность создания католического города. Картезианских монахов не беспокоили разрушения, вызванные боями и грабежами. Тем не менее в качестве меры безопасности архивы и различные ценные вещи до 1641 года хранились в Бенфельде , а затем в Вогезах. [ 4 ]

Количество монахов в уставном доме
Дата Число
1617 17 отцов
1633 14 отцов
1666 17 отцов и 6 даров
1721 Всего 20, в том числе 14 французских.
1792 17 отцов и 6 братьев [ 8 ]

9 мая 1623 года краеугольный камень капитула был заложен мастерами-каменщиками Лукасом Вифом и Кристофом Вамбсером; два года спустя, 26 октября 1625 года, здание было завершено и освящено. [ 9 ]

Луи Перженер был настоятелем монастыря с 1651 по 1660 год и значительно расширил монастырь, приобретя Берггассе и несколько прилегающих к нему земельных участков, чтобы интегрировать их в помещения. Его преемник Мартин Мальбург руководил монастырем до 1665 года; он был первым настоятелем, избранным канонически монахами, а не назначенным провинцией. [ 4 ] Устав Мольсхайма оставался относительно небольшой общиной, что было продиктовано небольшими размерами монастыря, втиснутого в стеснённое городское пространство. Число монахов в 25 человек, похоже, никогда не превышалось. [ 8 ]

Набор монахов показывает очень широкое влияние монастыря. Только 31 из 152 отцов, живших здесь за два столетия его существования, были эльзасцами; подавляющее большинство других монахов были выходцами из долины Рейна. Что касается братьев, которых было меньше, то их было немного больше из этого региона: из 47 братьев было 13 эльзасцев, в основном из самого Мольсхайма и его окрестностей. [ 8 ] Кельи обычно выделялись отцам-картезианцам на всю жизнь, и этот обычай в любом случае воспринимался сообществом благосклонно. Однако по состоянию здоровья или различным обидам не исключено, что перенос клеток имел место. В Мольсхайме отец Николя Шеклер несколько раз переезжал, прежде чем умер в камере L в 1695 году. И наоборот, Николя Баустер не покидал камеру H, в которую он вошел в 1661 году, пока не сильно заболел, незадолго до своей смерти в 1692 году. [ 10 ]

Весной 1683 года город Мольсхайм, включая Чартерхаус, посетил Людовик XIV и его жена Мария Терезия . В сопровождении нескольких княгинь из своей свиты она получила исключительное разрешение войти в церковь, монастырь и даже в некоторые монашеские кельи. Поскольку картезианские обычаи запрещают женщинам входить в мужской монастырь, эти немногие привилегированные оставались уникальными в истории общины Мольсхайм. [ 11 ]

Приоры Чартерхауса

[ редактировать ]
Список настоятелей чартерного дома
Даты Имя Смерть Другие детали
1594-1602 Йоханнес Шутайн 5 октября 1603 г. Похоронен в иезуитской церкви.
1602-1612 Хенрикус Топффер 6 мая 1612 г. Похоронен в картезианской церкви.
1613-1619 Йоаннес Лейкен 14 февраля 1619 г. Убит в своей камере
1619-1622 Йоаннес Удальрикус Репфф 3 августа 1645 г. Умер в Гданьском Чартерхаусе.
1622-1636 Майкл Арнольди 25 августа 1659 г. Умер в Трире Чартерхаусе.
1637-1651 Вильгельмус Хакштейн 3 августа 1653 г. Умер в Кельнском Чартерхаусе.
1651-1660 Фрэнсис Луи Перженер 25 июня 1660 г. Похоронен на картезианском кладбище.
1660-1665 Мартинус Мальбург 1 декабря 1665 г. Похоронен на картезианском кладбище.
1666-1672 Винсент Гретцингер 9 марта 1672 г. Похоронен на картезианском кладбище.
1672-1679 Питер Губель 29 апреля 1679 г. Похоронен на картезианском кладбище.
1689-1684 Герардус Поейн 2 февраля 1684 г. Похоронен на картезианском кладбище.
1684-1692 Конрад Одендал 8 июля 1692 г. Умер от падения в церкви
1692-1715 Филипп Зелл 1716
1715-1716 Петрус Хорст 4 февраля 1716 г. Автор Annales cartusiae molshemensis.
1716-1727 Рафаэль Шауб 1727
1727-1766 Бруно Фортин 1766 Родился в Мольсхайме.
1766-1771 Габриэль Ландонне 1771
1771-1782 Лукас Расс 1782 Родился в Селестате.
1782-1792 Жан-Батист Бек 3 июня 1794 г. Родился в Рибовилле, где и был похоронен. [ 12 ]

Во времена приората Конрада Одендаля был построен дом приора, который позже ошибочно назвали «Картезианским монастырем». 7 ноября 1684 года алтарь в часовне этого здания был освящен в честь Троицы и Святого Семейства . [ 13 ] Вскоре после этого, в 1698 году, первоначальное здание « Бёклерхоф » было снесено, чтобы создать перед новым домом большой двор, известный как «Картезианский двор» или « Кур д'Оннер », окруженный с запада временными постройками и на востоке, возле церкви и дома настоятеля. [ 14 ]

Наследие монастыря

[ редактировать ]

Первые поместья чартерного дома состояли из собственности, переданной ему в качестве компенсации городом Страсбургом в 47 католических городах и деревнях: эти владения были распространены от Селестата до Виссембурга , то есть на территории современного Нижнего Рейна . Помимо этого первоначального имущества, были многочисленные пожертвования от дворян, горожан и священнослужителей. Это свойство находилось в постоянной эволюции вследствие обменов и перестановок. Хотя состояние владений так и не было зафиксировано, оценка середины XVIII века показывает, что Мольсхайм Чартерхаус владел землей почти в 100 местах: в виноградниках предгорий Вогезов (от Дамбах-ля-Вилль до Марленхайма ), в влажные низменности Рида, между Бенфельдом и Эрштейном , на зерновых землях Кохерсберга , главным образом к северу от Трухтерсхайма , вокруг Лес Хагенау, главным образом в Суффленхайме , Бишвиллере и Бетшдорфе и, наконец, в Утр-Форе , недалеко от Нидербронна . Несколько редких владений находились в отдаленных прирейнских районах, в Трир , Майнц , Баден и Дурлах . [ 15 ]

Эти владения в основном располагались (42% на тот момент) на землях, находящихся под суверенитетом архиепископа Страсбурга, в основном в окрестностях Дахштайна, Бенфельда, Ширмека и в Кохерсберге. 11% располагались на землях под сеньорией Шуазель-Стенвиль , главным образом недалеко от Агенау; еще 11% были присоединены к графству Ханау-Лихтенберг , находившемуся тогда под контролем ландграфства Гессен-Дармштадт ; еще 11% принадлежали различным дворянам Нижнего Эльзаса. Оставшаяся четверть находилась под властью свободного имперского города Страсбурга, городов Декаполя , аббатств или капитулов в регионе. Примерно три четверти проживали в католических населенных пунктах, но почти четверть - в протестантских; во время обмена 1598 года это явно было не так. Эти владения на протестантских землях в основном располагались в Отр-Форе , в Барре, Берштетте , Васселоне и Обербронне . [ 15 ]

Точнее, в Мольсхайме монастырю принадлежало 250 акеров (пятьдесят-шестьдесят гектаров), на которых было разделено 63% полей, 19% виноградников и 18% лугов. Последние располагались на наименее продуктивных землях, главным образом в главном русле Брюше. Отвод реки, осуществленный Вобаном, также означал, что община потеряла значительную часть имевшихся у нее лугов. Луга, обычно разделенные на длинные и узкие участки, располагались на равнине в направлении Дорлисхайма на юге, Альтрофа на юго-востоке и Авольсхайма на севере. Виноградники были разделены на три группы участков на склонах Брудерталь. [ 16 ]

Картезианские ремесла

[ редактировать ]

В 18 веке картезианцы Мольсхайма были известны в регионе производством своих лечебных «шариков». Точный состав сейчас утерян, но по крайней мере некоторые элементы все еще известны. В состав шариков входили как минимум битартрат калия , железо , ладан , мирра и смоляная мастика. Эти вещества измельчали ​​в ступке и смешивали, образуя пасту, которую нужно было спрессовать в форму. Полученные шарики весили от «одной до полутора унций » (т.е. от тридцати до пятидесяти граммов). Наконец, их высушили и смазали раствором смолы и несколькими каплями орехового красителя, чтобы они стали черными и блестящими. [ 17 ]

Считалось, что шарики эффективны против хлороза ( гипохромной анемии ), рахита , белей (безкровянистых выделений из влагалища) и, в более общем плане, против анемии и астении . Лекарство было чрезвычайно простым в использовании: шарик нужно было замачивать в воде до тех пор, пока он не приобретал янтарный цвет, после чего раствор нужно было выпить. После использования мяч просто клали сушиться на воздух или в тень. Шарики также использовали в качестве компрессов для лечения синяков, ран и растяжений. [ 17 ]

Помимо шаров, отцы-картезианцы также изготавливали «лечебное вино», предполагаемое действие которого было мочегонным и желудочным . Ряд веществ, в основном растительного происхождения, а также битартрат калия в очень малых дозах были объединены в пакетик, который монахи оставили настаиваться на 24 часа в теплом белом вине. Это лекарство разработал один из монахов Кенигсхоффена Отто Брунфельс (1488-1534). [ 18 ]

Библиотека и книги Чартерхауса

[ редактировать ]

Библиотека чартерного дома в Кенигсхоффене была особенно богата рукописями, которые город Страсбург приобрел в 1591 году. Жан Паппюс составил неполный список из 265 томов, 342 рукописей и 83 печатных документов. Из этих книг картезианские монахи попытались вернуть в 1596 году «хоровые книги» (использованные для литургии), а также копии произведений из библиотеки. В 1600 году их просьба была частично удовлетворена, и 83 печатные книги были возвращены, составив основу будущей библиотеки Мольсхайм Чартерхаус. Первоначально библиотека располагалась в Бёклерхофе, в главном дворе. Поскольку последнее здание было снесено, библиотека была переведена в неизвестную дату, но после 1744 года, в бывшую Т-камеру, которую подняли на один этаж, чтобы вместить всю коллекцию. Верхний этаж этого здания тогда был соединен с «галереей», вероятно, мезонином, что облегчало доступ к работам. Поскольку камера Т располагалась справа от прохода, соединяющего церковь с южным монастырем, библиотека простиралась над последним проходом. [ 19 ]

Во время Французской революции инвентаризация, проведенная 13 июля 1790 года, показывает, что монастырская библиотека содержала 4133 произведения, 486 рукописей и 184 комплекта архивов, причем библиотека не пострадала ни от Тридцатилетней войны, ни от других грабежей; Однако записи монастыря не позволяют подробно проанализировать политику приобретения. С другой стороны, до 1688 года книги монастыря имели внешний переплет. Начиная с последней даты, переплетку осуществляли сами монахи, что и объясняет закупку шкур и шкур. На произведениях библиотеки имеется знак собственности: либо рукописная надпись на титульном листе, либо отметка на переплете с порядковым номером. В номере вызова указывается заглавная буква, обозначающая тему, затем номер столбца и номер строки. [ 19 ]

Hortus deliciarum («сад наслаждений») — безусловно, самый известный экспонат в библиотеке. Это кодекс , созданный Геррадом Ландсбергским для религиозного обучения ее монахинь в аббатстве Мон-Сент-Одиль и датируемый 11 веком; она считалась самой ценной рукописью, сохранившейся в Эльзасе. Он состоял из 342 листов с 336 миниатюрами почти 7000 человек, представляющих широкий спектр предметов, таких как теология , философия , история , астрономия , физика , география и мифология . Текст, в свою очередь, представлял собой христианскую антологию, разделенную на четыре раздела: Ветхий и Новый Заветы , религиозная жизнь и спасение . [ 20 ]

Чудом его удалось спасти от пожара, обрушившегося на Мон-Сент-Одиль в 1546 году; Затем Эразм Страсбургский приказал передать его в Саверн в 1609 году. В неизвестную дату он был передан в чартерный дом в Мольсхайме, но причины, обстоятельства и условия этого перевода неизвестны. Монахи-картезианцы сделали с него копию между 1693 и 1695 годами, но держали ее в секрете от ученых, приезжих монахов и еще больше от посетителей. [ 21 ] [ 20 ]

В 1790 году последний приор лично передал его окружному комиссару гражданину Виденлёхеру. В 1792 году все монастырские тома были перевезены в Страсбург и включены в муниципальную библиотеку, как и все книги, конфискованные из религиозных учреждений Нижнего Рейна. Это решило судьбу большинства этих произведений, поскольку пожар, вызванный прусской бомбардировкой во время осады Страсбурга в 1870 году, уничтожил почти все произведения, хранившиеся в здании. Сохранившиеся произведения - это те, которые были возвращены церкви библиотекой в ​​1827 году и переданы Большой семинарии Страсбурга , причем последнее здание не пострадало от пожара 1870 года. Из картезианской библиотеки Мольсхайма сохранилось 169 произведений, состоящих из двух инкунабулы , 41 произведение 16 века, 123 17 века и три 18 века. век. Помимо этой коллекции, несколько очень редких произведений сохранились в других местах: в Мон-Сент-Одиль (семь работ), в монастыре Бишенберг (одна работа), в современном Музее Шартреза в Мольсхайме (три работы). ), на Bibliothèque Nationale et Universitaire (одна работа) и в монастыре сестер Божественного Провидения в Рибовилле (одна работа). [ 22 ] [ 19 ]

Конец монастыря

[ редактировать ]
Старая кадастровая карта.
Выдержка из раздела F наполеоновской кадастровой карты Мольсхайма: церковь уже полностью исчезла, а новая улица Шартрез разорвала северную часть келий (слева).

13 июля 1790 года прокурор коммуны Мольсхайм приказал мэру Жан-Жаку Беллингу, скорее в пользу монахов, пойти и произвести инвентаризацию монастыря. Последний подчинился в сопровождении двух муниципальных агентов. Этот визит не получил немедленного развития; 23 декабря того же года городская комиссия допросила монахов-картезианцев об их желании продолжать религиозную жизнь в своем монастыре. Монахи были единодушны в своем желании остаться и отказались смешиваться с другими монашескими орденами, что им тоже предлагалось. 11 марта следующего года муниципалитет Дорлисхайм получил право вступить во владение Мулен де ла Шартрез (120 лет спустя эту мельницу купил Этторе Бугатти , построивший там свою фабрику). Через 11 дней после этого захвата Амбруаз Мюллер был последним братом, похороненным на кладбище Чартерхауса. Вслед за этим произошли первые отъезды: из монастыря вышли пять отцов и один брат. 12 июля 1791 года муниципалитету был отдан приказ заставить монахов уйти. 17 августа все золото и серебро монастыря было конфисковано для переплавки в деньги. 12 сентября «друг Конституции» Йозеф Кляйн яростно обвинил мэра, который, на его взгляд, был слишком близок к монахам, и предложил не только изгнание картезианских монахов, но и сдачу в аренду келий и продажу витражи, но превращение монастыря в торговый пассаж. [ 23 ]

В ночь на 23 ноября 1791 года явно умышленный пожар затронул крыши церкви, библиотеки и восьми келий. Критики монастыря обвинили монахов в том, что они стали причиной пожара, и отправили первую партию из восьми коробок с книгами и витражами в Страсбург. 21 марта следующего года монахи сдались и отреклись от мирской жизни. 1 мая 1792 года устав был ликвидирован, монахи разошлись и вернулись большей частью в свои родные города. Здания были объявлены национальной собственностью и использовались в качестве тюрьмы для политических заключенных в 1794 году. 15 июня 1793 года (27 прериаля I года) «пять алтарей, две железные ограды, 96 кусков зеркального стекла в хоре, монастыре Дье киоски и другие изделия из дерева» были проданы и разбросаны вместе с экзотическими деревьями в оранжерее. [ 23 ]

Главный алтарь 1672 года был продан 21 мая 1793 года (2 прериаля I года) муниципалитету Оберне , который установил его в своей приходской церкви. Последний был снесен в 1867 году, чтобы освободить место для современной церкви Сен-Пьер и Поль; При этом главный алтарь чартерного дома был разрушен. Точно так же четыре большие статуи святых Бруно, Иоанна Крестителя, Петра и Павла были приобретены Оберне, чтобы украсить вестибюль ратуши. [ 24 ] Два алтаря в стиле рококо 1769 года постигла та же участь, а два других были перенесены в церковь Сен-Антуан в Бернарвиле . Реликварии были полностью лишены крышек из драгоценных металлов. [ 25 ] Два алтаря в ризнице были перенесены в церковь Сен-Морис в Битшхоффене , где они исчезли во время Второй мировой войны . [ 26 ]

14 июля 1796 года (26 мессидора IV года) здания оценивались в 50 400 ливров, но уже находились в «значительном ветхом состоянии», вплоть до потери трети своей стоимости. 18 числа того же месяца мельников из Молсхайма Жан Жоффруа Огст, коллекционер Алексис Фоккар, страсбургский купец Луи Кинон и нотариус Андре Бремзингер подписали договор купли-продажи чартерного дома. 5 фруктидора (22 августа) нотариус перенес свой квартал на август. В результате этого обмена западная часть принадлежала Хинону: рецепт [ нужны разъяснения ] , конюшни и большая часть сада. Фоккару принадлежал центр: гостевой дом, оранжерея и остальная часть сада. Наконец, Аугст приобрел восточную часть, включая церковь, кельи, дом настоятеля и кухонный флигель. Церковь очень быстро использовалась как каменоломня, а кельи продавались как отдельные дома частным лицам с VI по VIII год (1798-1800). [ 27 ]

Будущее бывшего монастыря

[ редактировать ]

В начале XIX века две камеры I и S были разрушены. 21 декабря 1807 года Огст продал старые кухни Леонару Рубе, владельцу кафе, за 5472 франка. В последующие три месяца были снесены входная галерея в церковь, известная как атрий, братская обитель и отцовская трапезная. В 1809 году дом приора, вероятная резиденция Жана Жоффруа Огста, был расчищен, и на месте старых монастырских построек открылась улица Шартрез. 8 января 1830 года Алексис Фоккар приобрел долю Луи Кинона, которую восемь лет спустя продал чете Макенштурм. 1 октября 1842 года поместье приобрел город Мольсхайм, который превратил его в хоспис (ставший местной больницей). Брат Алексиса Фоккара, Луи Элуа (1772–1855), разместил свою большую семью (шестеро детей) в бывшем гостевом доме. Клодин Фоккар, потомок Луи Элоя, использовала «большую связку свитков, датируемых 14-18 веками, оставшуюся из картезианских архивов, [в качестве] фартука или для покрытия банок с вареньем». Фоккары продали свою собственность на аукционе в 1853 году. Здание напротив было куплено вдовой Дженнер 21 августа 1867 года для размещения бенефициаров ее фонда, то есть обездоленных вдов.

Реабилитация и рейтинг

[ редактировать ]

В 1980 году город Мольсхайм начал проявлять интерес к наследию, представленному чартерным домом. Голосованием городского совета 12 декабря того же года было принято решение о первой покупке дома Герлингера, то есть дома бывшего приора, площадь которого вместе с хозяйственными постройками составляет 2779 квадратных метров. земля. За этим последовало еще 15 покупок в период с 1981 по 2009 год, всего 16 покупок общей площадью 7 097 квадратных метров. [ 28 ]

С 1987 года скульптор из Мольсхайма Раймонд Келлер запустил программу реабилитации, проводимую волонтерами. На объекте работали 48 человек, посвятивших в общей сложности 75 000 часов работы. Результатом этой работы стало восстановление шести келий, трех садов, северного и южного крыльев монастыря. [ 28 ]

Монастырь после первой регистрации в дополнительной инвентаризации 9 июня 1989 г. был признан историческим памятником 23 марта 1998 г. Засекреченные части частично являются коммунальной собственностью, остальные принадлежат местной больнице; защищенными элементами являются все останки и полы. [ 29 ] международный конгресс Analecta Cartusiana . В 2005 году здесь прошел [ 30 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Со времен монахов

[ редактировать ]
План картезианского монастыря с девятнадцатью отцовскими кельями
Генеральный план чартерного дома.
  отшельнические постройки (кельи и монастырь)
  общественные постройки (церковь, монастырь, трапезная, кухня и т. д.)
  временные постройки (налоговая служба, гостиница, ферма и т. д.)
1. Конвентская церковь (1608-1609). 2. Ризница. 3. Дом капитула (1623-1626). 4. Кладбище и большой крест. 5. Отцовский монастырь (1614-1626). 6. Атриум (1700-1701 гг.). 7. Монастырь братьев (1700-1701). 8. Дом приора, известный как «приорат Чартерхауса» (начало XVIII века). 9. Отцовская трапезная (1614 г.) 10. Усадьба и библиотека, бывшая келья Т. 11. Кухонный флигель и братские комнаты (начало XVIII в.). 12. Главный вход. 13. Двор почета, известный как «Картезианские монахи». 14. Подвал и гостевой дом (1699-1701). 15. Приемный флигель (1701 г.). 16. Столярная, кузница, слесарная мастерская и прислуга. 17. Конюшни. 18. Конюшни. 19. Сараи. 20. Оранжерея (XVII век). 21. Пресса (начало XVIII века). 22. Ликеро-водочный и уксусный завод. 23. Задний подвал (начало XVIII века). 24. Сарай и хозяйственные постройки. 25. Елеонская гора. 26. Порт кошер. 27. Фруктовый сад. 28. Сады и огород. 29. Пруд с рыбками. [Вне монастыря] 30. Воскресный дом Великого Капитула. 31. Городская стена. 32. Пороховая башня (или Пульвертурм) [ 31 ]

Между 1598 и 1792 годами чартерный дом занимал площадь в одиннадцать арпентов и 742 квадратных фута , т. е. с футом 29,3 сантиметра и арпеном 24 000 квадратных футов, то есть площадь примерно 22 700 квадратных метров по современным меркам. Таким образом, он занимал около 8% городского пространства Мольсхайма. Монастырь был разделен на две части. В юго-западной части, где расположена современная местная больница, располагались временные постройки и помещения: ферма, приемный корпус и гостевой дом. На северо-востоке находилась церковь, окруженная двумя монастырями отцов и братьев, окруженными кельями монахов. [ 32 ] Вокруг нынешнего «Cour des Chartreux», с восточной и южной сторон, группировались места коллективной жизни: церковь, библиотека, трапезная, кухня. Однако аспект общины оставался относительным, поскольку отцы и братья имели к нему разный доступ. [ 33 ]

Планировка церкви в центре двора довольно необычна и контрастирует с общей картезианской практикой «большого монастыря» (отцы) и «малого монастыря» (братья). [ 34 ]

Картезианская церковь, как правило, представляет собой относительно простое здание ограниченных размеров. Исключением из этого правила была церковь в Мольсхайме. Около тридцати пяти метров в длину и восьми метров в ширину он также был богато украшен, первоначальный орнамент постоянно дополнялся и обогащался вплоть до революции. 2 сентября 1606 года Адам Питц, вспомогательный епископ Страсбурга во время светского управления Леопольда V Австро-Тирольского , заложил первый камень на месте главного алтаря . Строительство церкви в этом месте потребовало сильного уплотнения почвы, так как был необходим деревянный фундамент. Настоятель Альторфа пожертвовал деревья, необходимые для этого объединения, «столько, сколько необходимо». [ 5 ]

на открытом воздухе

[ редактировать ]
Отрывок из гравюры, изображающей довольно высокую церковь в городе.
Монастырская церковь 1644 года (отрывок с рисунка Жан-Жака Архарда)

После завершения однонефная церковь имела весьма необычный план. Неф . , относительно короткий и предназначавшийся для братьев, имеет всего четыре пролета по двенадцать метров в длину и площадь поверхности около 95 квадратных метров, а хор с пятью пролетами и апсидой имеет длину двадцать метров один метр и площадь около ста шестидесяти квадратных метров составляют две трети помещения. Между нефом и хором высокая перегородка делила церковь на две части. Главная дверь с двумя створками, пробитая в западном фасаде, принадлежала братьям. Отцы же имели две маленькие двери по обе стороны от клироса, позволяющие им после службы проходить прямо в свои кельи, используя северную и южную галереи монастыря. [ 5 ]

Фрагмент картины, изображающей довольно высокую церковь в городе.
Монастырская церковь (фрагмент анонимной картины 1744 г.)

По высоте, хотя и гораздо более компактная, картезианская церковь мало чем отличалась от общего вида иезуитской церкви. Он имел довольно высокий силуэт и освещался большими стеклянными окнами и, возможно, окном-розеткой на юго-западном фасаде. В отличие от черепичных крыш остальной части монастыря, крыша церкви была покрыта серым шифером. В 1644 году каждую галерею доступа к хору по обе стороны от хора венчал высокий фронтон. Эти два фронтона исчезли в конце 17 или начале 18 века. [ 5 ]

Между южным фасадом церкви и восточным фасадом дома настоятеля пятиугольная башенка, прикрытая выпуклой колокольней, открывала доступ к галерее и чердаку. Над хором располагалась шестиугольная колокольня, также с луковичной башней, по гравюре 1644 года. Напротив, в произведениях 1744 года изображена колокольня со слегка куполообразным куполом, увенчанная более тонкой колокольней и завершенная шпилем . [ 5 ] На главном фасаде была помещена статуя Богородицы; в 1659 году ее заменила деревянная статуя Святого Михаила , которая после разрушения из-за непогоды была заменена в 1701 году. [ 24 ]

Дизайн интерьера

[ редактировать ]

В 1609 году церковь украсили пять алтарей , которые монахам удалось привезти из своего первого монастыря в Кенигсхоффене. Готический , датируемый 1460-1475 годами алтарь и обогащенный полихромным изображением Страстей Христовых , также был восстановлен и установлен в церкви в Мольсхайме. [ 24 ]

Два дополнительных алтаря были поставлены в братском хоре и освящены 10 августа 1614 г.: один святому Иоанну на севере, другой святому Стефану на юге; они также были родом из Кёнигсхоффена и были установлены под сводной перегородкой, обрамляющей дверь, ведущую в отцовский клирос. Между алтарями находится серебряная статуя Богородицы с Младенцем . Над двумя алтарями, на самом крестовом экране, находятся два алтаря Дев на севере и Святой Анны на юге. В отцовском хоре в 1619 году были поставлены два ряда резных партеров, каждый из которых прерывался аналоем. В 1624 году аналой был приобретен и поставлен в хоре . Окна в апсиде были установлены в 1635 году и украшены фигурными витражами брата Мартина, монаха фрайбургского Чартерхауса . [ 24 ]

1648 Вестфальские договоры года положили конец Тридцатилетней войне ; Окончание военных действий ознаменовало возобновление программ украшения церкви. В 1652 году протестантский скульптор Самуэль Клок создал хоры братьев, которые были украшены картинами, изображающими Страсти Христовы. Последние киоски, предназначенные для посетителей, были изготовлены тем же мастером в 1653 году и расписаны отцом Вернером Хамахером или Хамменмахером, который был монахом в Мольсхайме с 1640 по 1686 год. В 1652 году была также добавлена ​​железная решетка, изготовленная мастером-слесарем. города Страсбурга, чтобы разделить неф между «хором братьев» и «светскими скамейками», причем последняя открыта для остальные насельники монастыря. шестой алтарь, посвященный трем королям . В 1664 году на сводной перегородке между алтарями, установленными в 1614 году, был освящен [ 24 ]

Завещание отца Матье Рейса, умершего 9 марта 1672 года, позволило сдать в эксплуатацию новый главный алтарь Жану-Кристофу Фейнлейну, краснодеревщику из Вальдсхута на Рейне над Базелем . Эта работа обошлась монахам в 2500 флоринов и потребовала шестнадцати месяцев работы с июля 1672 года по ноябрь следующего года. Его перевезли на лодке, а затем на телеге, а затем установили и освятили 11 декабря 1673 года. Большое полотно было подарено монастырю Францом-Эгоном Фюрстенбергским , епископом Страсбурга, для украшения этого главного алтаря. На ней изображена Богородица с Младенцем , она была написана в Кельне. Картина обрамлена четырьмя коринфскими колоннами , которые поддерживают балдахин, подобный балдахину в церкви аббатства Эберсмюнстер . четыре большие статуи, изображающие святых Бруно, Иоанна Крестителя , Петра и Павла . Также в 1672 году вокруг этого алтаря были установлены [ 24 ] Балдахин был модифицирован приором Филипом Зеллом между 1692 и 1715 годами; он добавил две колонны, переместил статуи Петра и Павла и завершил шесть пирамидальных реликвариев. [ 25 ]

Между 1686 и 1692 годами приор Конрад Одендал установил обшивку, чтобы покрыть верхнюю часть стены над хорами, что потребовало работы двух скульпторов и четырех плотников. В то время такое использование панелей было очень популярно в эльзасских церквях. После этой последней кампании по украшению в картезианской церкви было двадцать четыре картины, двадцать три деревянные статуи и двадцать шесть групп из двух колонн. Консоли , поддерживающие эти пары колонн, вырезаны в виде херувимов голов ; над картинами были ангелы с распростертыми крыльями. Также Конрад Одендал заменил первоначальный кафедру на новую, изображающую ангела, несущего кафедру. [ 25 ]

Картины в нефе хора братьев изображали тайны Воплощения и Младенчества Иисуса, а также зарождение картезианского ордена . Картины за ширмой изображали Страсти Христовы , а статуи были евангелистами и апостолами . В 1696 году -бенедиктинец монах Тьерри Рюинар оценил церковь как «украшенную с большим вкусом, с очень ценными картинами и другими украшениями». были установлены четыре новых алтаря в стиле рококо Позже, в 18 веке, были внесены некоторые последние изменения: в 1769 году ; У входа в хор была установлена ​​кованая решетка работы Жана-Батиста Пертуа. [ 25 ]

Двор и его постройки

[ редактировать ]

С трех сторон монастырскую церковь окружал двор , ограниченный отцовской обителью; только с западной стороны он упирался в дом настоятеля. В этом дворе также располагалось кладбище монахов, ризница и дом капитула . Вокруг апсиды церкви была построена ризница — довольно невысокое здание квадратной формы. Он был построен одновременно со святилищем и включал в себя контрфорсы хора. В этой ризнице были установлены два второстепенных алтаря, первый посвящен Святому Бруно, Святому Антельму Белли и Святому Хью Линкольнскому , второй Святому Гуго Гренобльскому , трем архангелам Михаилу , Гавриилу и Рафаилу , а также Святым Антельму и Хью из Линкольна. [ 26 ]

Дом капитула также примыкал к церкви, примыкая к апсиде и ризнице с южной стороны отцовского клироса. Ввиду относительно небольшого числа отцов дом капитула представляет собой очень маленькое помещение, меньше монашеской кельи (около 6×4 метра). Тонкие стены показывают, что свода нет. Несмотря на свои небольшие размеры, в помещении до сих пор находится алтарь, посвященный Святому Кресту. Кроме того, брат Мартин Фрайбургский расписал алтарь, который был дополнен распятием, подаренным аббатом Альторфским в 1648 году. Зал покрыт расписными панелями и фреской с изображением Страшного суда , которая сама была обрамлена картинами. Рядом с алтарем были помещены еще две картины: одна изображала Большой Шартрез , другая — первое место последней. [ 9 ]

Во дворе также располагалось кладбище монахов, простиравшееся от северного угла. Картезианские гробницы сводятся к своему простейшему виду, то есть к простому деревянному кресту, не имеющему никакого имени; у покойного монаха нет гроба, а просто закутан в свою рясу, со скрещенными на груди руками. Гробницы расположены в произвольном порядке по обе стороны от центрального прохода. Приоры второй половины XVII века все сгруппированы в первых трех рядах от большого креста; в следующих рядах находятся могилы отцов и дарителей; последние ряды, на западной стороне, занимали братья и слуги. [ 35 ] Крест, украшавший кладбище с восточной стороны, был установлен 26 сентября 1626 г.; оно пришло из Кенигсхоффена. Долгое время считалось, что это работа монаха-мирянина, но сейчас общепринята гипотеза, что это работа талантливого страсбургского скульптора. Крест, вырезанный из глыбы розового вогезовского песчаника весом почти двадцать тонн, высотой четыре с половиной метра и шириной два с половиной метра, датируется примерно 1480 годом, по словам Вальтера Хотца, который сравнивает его с баден-баденским распятием. вырезан Николасом Герхартом из Лейдена. На верхнем плече креста размещена надпись INRI на латыни, греческом и иврите в классическом стиле. [ 36 ]

Отцовский монастырь

[ редактировать ]

Сам монастырь был построен в 1614 году и завершен до 1626 года; северное крыло самое старое. В отличие от монастыря аббатства, хотя он также образует вытянутый прямоугольник, северное и южное крылья выходят за пределы восточной и западной галерей и обслуживают все кельи отцов. Такое расположение не характерно для картезианских монастырей, но характерно для Мольсхайма. Таким образом, северное крыло монастыря имело в длину тридцать четыре пролета, т. е. сто девять метров; южное крыло, более короткое с западной стороны и ограниченное жилищем настоятеля, имело в длину всего двадцать девять пролетов, т. е. чуть более 90 метров. Более короткие восточное и западное крылья имели длину всего десять пролетов, или около тридцати двух метров. Наконец, две галереи, ведущие к отцовскому хору, имели длину в три пролета. [ 37 ] [ 34 ] Форма консолей, поддерживающих ребра, а также более сложная орнаментация замковых камней, более совершенная в южной галерее, показывают, что последняя более поздняя, ​​чем северная. В южной галерее, особенно возле кладбищенского креста, мотивы на кронштейнах изображают сцены Страстей. Дальше на запад мотивы растительные, листья или фрукты; По всей южной галерее замковые камни, в отличие от плоских колец северной галереи, украшены цветочными или звездчатыми мотивами или розетками. [ 38 ]

Пол галерей покрыт четырехугольными плитами из вогезовского песчаника. Со стороны внутреннего двора стены монастыря пронизаны двойными нишами и входными дверями на кладбище, все они заключены в низкие арки. С другой стороны, вдоль пристроек галереи за пределами двора освещение обеспечивается только окулярами в верхней части стен. В двух нишах было 115 или 116 очень известных витражей. [ 39 ] [ 37 ] Витражи — работа Лоренца и Бартелеми Линков; без дальнейших разъяснений невозможно определить, является ли последний первым по имени, отцом Лорана, или вторым, братом последнего, хотя современная историография склоняется в пользу этой второй гипотезы. [ 40 ] Кроме того, монастырь представлял собой очень красочное пространство: стены были покрыты штукатуркой желтой охры, оконные рамы были выделены более светлым желтым, оконные арки - серыми, кронштейны - красными, их узор - желтым, а ребра свода - синими. [ 41 ]

Витражи монастыря

[ редактировать ]

Витражи были, безусловно, самым важным декоративным элементом монастыря, что подтверждается несколькими свидетельствами. Жан-Гаспар Бернеггер упоминает о них еще в 1675 году, опасаясь ущерба, который голландская война и ее распространение на Эльзас могут нанести этим произведениям. В 1696 году Антуан Рюинар восторгался витражами, «написанными с такой тонкостью и отделкой, что ничего более совершенного в этом жанре нельзя было себе представить». Жан Андре Зильберманн, молодой органостроитель, посетивший Мольсхайм, когда его отец Андре устанавливал орган в церкви аббатства Альторф, «не мог налюбоваться красивыми окнами, расписанными в картезианском монастыре». Бенедиктинский монах Филипп-Андре Грандидье восхищался «красивыми и свежими стеклянными росписями, которыми монастырь украшен вокруг келий». Наконец, в 1771 году Иоганн Вольфганг фон Гете , который упомянул только этот памятник во время своей поездки в Эльзас, кратко вспоминал, что «в монастыре аббатства [так в оригинале] Мольсгейма мы восхищались цветными витражами». [ 42 ]

Революционеры, несмотря на желание его уничтожить, не остались равнодушными к качеству витража. Джозеф Кляйн предложил разместить рекламу в The London Gazette , сообщив, что «английские ценители» оценили всю коллекцию в сто тысяч фунтов. [ 23 ] В 1790 году, когда уже начались грабежи, 95 из 114 витражей, насчитанных Зильберманом, все еще находились в монастыре; Затем окна были разобраны и перевезены в Страсбург. 15 февраля 1796 года хранитель художественных памятников Нижнего Рейна Леопольд Кейль насчитал 89 панелей. Новый перевод в городскую библиотеку, располагавшуюся тогда в бывшей доминиканской церкви (ныне Темпл-Нойф ), состоялся в 1800 году, но было зафиксировано всего 83 витража. В 1842 году историк Чарльз Шмидт упоминает эти окна в своем «Уведомлении о городе Страсбург » и приписывает их Лоренцу Линку, а также «Леонару» (а не Бартелеми). По его мнению, главное живописное вдохновение для мастеров стекла должно было быть найдено в Маартене де Восе . Во время археологического конгресса 1859 года 77 сохранившихся витражей были выставлены на четырнадцати экспозициях Пьера Риеля де Шауенбура. Фердинанд Шарль Леон де Ластейри воспроизвел две панели в 1853 году в своей работе Note sur les vitraux d'Alsace. . Оглядываясь назад, он заявляет, что «самая замечательная коллекция витражей такого типа, которую я когда-либо видел, была коллекция бывшего аббатства Мольсхайм [...] Это была несравненная коллекция [...] Витражи из Мольсхайма в высшей степени носил черты швейцарского искусства». [ 42 ]

В ночь с 24 на 25 августа 1870 года во время осады Страсбурга сгорела муниципальная библиотека Страсбурга. Все витражи в библиотеке были разрушены; только семь сохранились в своем первоначальном состоянии, еще одно, «Распятие», было восстановлено, а два других известны по акварельным гравюрам Ластейри. [ 39 ]

Монашеские кельи

[ редактировать ]

Чартерхаус Молсхайма имел средние размеры, с девятнадцатью кельями, что больше, чем «простой» картезианский монастырь (двенадцать келий), но меньше, чем Гранд Шартрез (тридцать пять келий) или Аула Деи недалеко от Сарагосы (тридцать шесть). [ 37 ] Ячейки были пронумерованы первыми девятнадцатью буквами алфавита от А до Т по часовой стрелке, начиная с запада. Первые восемь камер, пронумерованные от A до H, были построены мастером-строителем Ульрихом Тречем; первые семь были профинансированы за счет пожертвований Леопольда V Австро-Тирольского , восьмой - самого Треча. Даты постройки остальных камер неизвестны, за исключением камер О и П, построенных в 1670 году. [ 43 ]

Как и во всех картезианских монастырях, кельи A и B традиционно предназначены для настоятеля и викария; кроме того, в Мольсхайме камера E была камерой помощника ризницы. Ячейки отмечены на карте и обозначены черными заглавными буквами над каждой дверью ячейки. В 2017 году буквы D, E, F, M, P и T, видимые над дверями, являются оригинальными. Некоторые ячейки, например E, содержат только буквы. Другие, например M и P, показывают два последовательных состояния букв. Дверные косяки камер иногда украшены растительными мотивами, как в случае с дверями D и E. Две двери камер E и G также сохранили свою старую кованую фурнитуру. Каждая дверь также соседствует с проходом, известным как «гише», который позволяет картезианскому отцу получать еду без контакта с людьми. Дверные косяки камер иногда украшены растительными узорами, как в случае с дверями D и E. Две двери камер E и G также сохранили свою старую фурнитуру, полученную методом холодной ковки. Каждая дверь также соседствует с проходом, известным как «прилавок», который позволяет картезианскому отцу получать еду без контакта с людьми. [ 43 ]

Каждая камера представляла собой одноэтажный дом. Этот небольшой домик, прислоненный к стене, отделявшей его от соседней кельи, был покрыт четырехскатной крышей, перпендикулярной церкви, за исключением кельи А, находившейся на оси восток-запад. Дома в восточном конце монастыря были сгруппированы парами под одной крышей: H с L, I с K, M с P и N с O. В каждом домике был небольшой сад, который возделывал монах; вдоль него был построен променуар, галерея, идущая вдоль сада, которая позволяла картезианскому отцу гулять, особенно во время эльзасской зимы, а также иметь доступ к уборным, простым ямам, опорожнение которых было обязанностью палача Мольсгейма. Размер камеры, без учета прохода, составлял примерно восемь на девять метров, что, учитывая толщину стен, давало полезную внутреннюю площадь около 56 квадратных метров. [ 44 ]

В Мольсхайме сосуществовали два плана камер: первый можно найти в камере E (см. ниже), а также D, F или G. Главной особенностью этого плана является наличие коридора шириной около метра, отделяющего жилые помещения от монастырь. Этот коридор заканчивается в одном конце дверью в небольшой сад, а в другом - лестницей на чердак кельи. Другой, упрощенный план, воспроизводится, например, в камерах К, L, M, P или Q (внизу камера L): длинный коридор, служащий тамбуром, отсутствует, а входная дверь камеры ведет прямо в большую комнату. , как и лестница на чердак. В большинстве картезианских монастырей жизнь монаха делится на две части: ручной труд внизу в саду и молитва, учеба и жизнь наверху. В Мольсхайме такая схема не была реализована, и ручная работа была сосредоточена в мастерской. [ 10 ] [ 44 ]

Каким бы ни был план, после возможного шлюза камера разделяется на три комнаты. Самый большой из них, расположенный на стене, освещен одним окном. Известная как «мастерская» или «лаборатория», она использовалась отцом для ручной работы: рисования, точения по дереву, для некоторых видов деятельности, определенных в Мольсхайме. Две другие комнаты расположены со стороны сада. Ближайшая к монастырю спальня или кубикулум отца, которая также служила его молельней для чтения богослужений. Состоит из кровати, шкафа и ларька с прикроватной тумбой. Последняя небольшая комната, расположенная на противоположной от монастыря стороне сада, представляет собой студию. Отапливаемая печью (сначала глиняной, затем чугунной в конце XVIII в.) она представляла собой кабинет, где переписывались и переплетались рукописи. Для этого в нем был стол и несколько библиотечных полок. Полка в оконном проеме позволяла монаху принимать пищу. [ 10 ] [ 44 ]

Наконец, небольшой сад, примерно такого же размера, как коттедж, был в основном засажен лекарственными растениями и цветами. Деревья и шпалеры , видимые на изображении 1744 года, смягчали минеральный облик этого места. [ 10 ]

Дом настоятеля

[ редактировать ]

Дом настоятеля, позже известный как «Картезианский монастырь», представляет собой длинное здание, которое было южным концом западного фасада церкви. Основная часть, более широкая, выходила на двор почета, ставший впоследствии «Картезианским двором». К югу здание было расширено более узкой и, вероятно, более поздней частью, вероятно, после 1744 года. Более качественная обработка первой части здания особенно заметна на фасаде, украшенном фронтоном, изображающим Марию Магдалу , на вход в пещеру, положив руку на череп. Фактически христианская историография, и в частности картезианская историография, считает ее первой из отшельников и как таковая пользуется большим уважением в ордене. [ 13 ]

Монастырь был захвачен Одендалем, опасавшимся риска возгорания. Первый этаж устроен вокруг вестибюля, по обе стороны которого располагались часовня и «печь». Этот вестибюль ведет к монастырю на востоке, который интегрирован в здание. В монашеские времена на первый этаж дома настоятеля можно было попасть по винтовой лестнице между церковью и домом. На первом этаже квартира настоятеля состоит из четырех больших комнат подряд с видом на главный двор и двух комнат с видом на двор. Вторая часть здания состоит из большого сводчатого подвала на первом этаже, увенчанного на втором этаже тремя большими комнатами в ряд, отделанными панелями и инкрустацией. Самый большой из них имеет лепной потолок в стиле рококо. Обстановка этой части датируется серединой 18 века. [ 13 ]

Кухонный флигель фактически включал в себя кухни на первом этаже и комнаты братьев на верхнем этаже. Винтовая лестница эпохи Возрождения ведет на верхний этаж. Об этой более ранней постройке также свидетельствуют два камина, датированные 1673 годом. В 1690 году приор Конрад Одендал улучшил систему водоснабжения в этом здании, так что у монаха-повара была проточная вода для сохранения рыбы. [ 45 ]

Гостеприимство

[ редактировать ]

Строительство гостевого дома планировалось заменить « Бёклергофом », разрушение которого началось 21 октября 1698 года. Провинциальные гости и генерал Ордена одобрили проект. Встреча приора Филиппа Целля и итальянского архитектора Джована Бетто, работавшего над Чартерхаусом Боссервилля, имела решающее значение, но монахи поначалу предпочли проект, позволяющий повторно использовать старый фундамент, тогда как Бетто предложил построить здание дальше, неудача которого могла бы украсить фасад церкви. Дополнительная стоимость этого проекта была компенсирована меньшей высотой. [ 14 ]

Своды подвала приемного корпуса построены в 1700 году; атрий и монастырь братьев, а также каждая из комнат нового гостевого дома были освящены 31 августа 1701 года. В тот же день Te Deum в церкви пропели благодарственный и заложили первый камень заложена монументальная лестница приемного корпуса работы Жана Рокюза. Фасад нового гостевого дома также украсили большие солнечные часы, которые стоят и в XXI веке. [ 46 ] [ 14 ]

Здание L-образной формы представляет собой гостевой дом с девятью отсеками на первом этаже на северной стороне, пересекаемый на первом этаже проезжей частью, закрытой с обоих концов двойными дверями. Две боковые двери ведут в этот проход и обеспечивают доступ к сводчатым подвалам с обеих сторон. Восточный подвал имел два нефа по шесть пролетов каждый, западный подвал - четыре пролета. Внутри, с восточной стороны, трехмаршевая лестница 1699 года с коваными перилами, украшенными листвой, соединяла подвалы с верхним этажом. Наверху длинный центральный коридор обслуживал двенадцать комнат по обе стороны. Комнаты оформлены в стиле XVIII века, в частности потолки украшены лепниной. [ 14 ]

Крыло на западной стороне главного двора, хотя и входило в тот же комплекс, что и северный гостевой дом, имело совершенно иную функцию и было известно как здание приемов ( recette ): оно включало в себя дом прокурора ( монастырского управляющего или человек дела). Вопреки тому, что предполагает обычный фасад с пятнадцатью эркерами, внутренняя планировка была довольно нерегулярной, что, скорее всего, отражает повторное использование старых стен или фундамента. Как и в гостевом доме, флигель делит широкий коридор на две части. По одну сторону этого прохода располагались пекарня, две кухни, спальня и две отапливаемые комнаты; с другой - бондарня, спальня, прихожая и подвал. Первый этаж, куда ведет монументальная лестница Жана Рокюза, был разделен на одиннадцать комнат, обслуживаемых узким центральным коридором. Чердак был разделен двумя несгораемыми стенами из песчаника, фронтоны которых возвышались ярусами. [ 14 ]

Монастырские сады

[ редактировать ]
Цветная фотография памятника из песчаника под открытым небом, изображающего стоящего в молитве Христа в окружении спящих учеников и воинов с оружием в руках.
в Елеонская гора Мольсхайме, ранее располагавшаяся в восточных садах чартерного дома, а теперь рядом с церковью иезуитов.

Монастырь имеет две зеленые зоны с обеих сторон. Первый расположен западнее. Начиная с 1599 года, он приобретался по частям, в основном за счет покупки недвижимости на Берггассе, переулке, идущем параллельно западным городским стенам. В 1653 году, когда монахи выкупили всю недвижимость на улице, муниципалитет продал монахам саму улицу. В 17 веке сад был местом развлечений. Но до 1714 года он постепенно трансформировался и приобрел преимущественно продовольственную функцию. Он включал в себя огород, пруд с рыбой и каменную оранжерею с экзотическими деревьями, растущими у вала. [ 47 ]

Второй сад, расположенный к северу от отцовских келий, т. е. к востоку от монастыря, был более посвящен молитве и был украшен большой Елеонской горой . Этот памятник, похожий на Голгофу , но представляющий еще один эпизод Страстей Христовых , часто использовался для моментов молчаливой молитвы. Близость городской территории, и в частности восточных ворот чартерного дома, к северу от десятинного сарая ( Dîme de Molsheim ), означала, что монахам во время молитв часто мешали крики детей. [ 47 ] Сама Елеонская гора была разобрана и перенесена в иезуитскую церковь в начале 19 века. [ 48 ]

После монахов

[ редактировать ]

Основное изменение пространственной планировки касается разрушения построек. В частности, монастырская церковь была сровнена с землей до основания. Последние, обнаруженные в ходе раскопок 1983 года, были восстановлены на пространстве бывшего двора. С 1985 года Исторический музей Мольсхайма, ранее располагавшийся в Мециге, переехал в чартерный дом, точнее, в «монастырь», то есть резиденцию настоятеля между 1684 и 1792 годами. В 1986 году Фонд Бугатти открыл мемориальный зал. в бывшем кухонном крыле, посвященном семье Бугатти и автомобильному бренду Bugatti. С 1991 года в том же крыле, еще дальше на запад, размещалась городская медиатека. [ 28 ]

Общество истории и археологии Мольсхайма и его окрестностей, основанное в 1952 году, имеет штаб-квартиру в уставном доме, где оно регулярно организует конференции и выставки. [ 28 ] [ 49 ] [ 50 ]

Аналогичным образом, с 2006 года ассоциация Arts et Cloître проводит семинары и лекции. Наконец, с 1987 года ассоциация Les Vendredis de la Chartreuse предлагает концерты и шоу.

Все «светские» постройки монастыря принадлежат местной больнице, которая переоборудовала их под свои нужды. Общий план и внешний вид соблюдены. С другой стороны, тяжелые работы, предпринятые в 1987 году, забетонировали лестницу гостевого крыла до крыши, несмотря на защиту исторических памятников, в результате которой были устранены перила из кованого железа. Восточный подвал был превращен в часовню. [ 14 ] Оригинальная перегородка комнат в это время исчезла, как и большая часть убранства. Здание приемной было расширено на север небольшим зданием XVIII века, примыкавшим к городским стенам. [ 51 ]

К западу от здания приемной все еще находилась ферма. В монастырских записях 1702 года перечислены восемь лошадей, семнадцать коров, четыре быка, шесть свиней и 90 домашних птиц. Изображение 1744 года подтверждает сельскохозяйственное назначение западной части. На другом конце монастыря, полностью на востоке, картезианский монастырь имел «задний подвал», расположенный в продолжении Дима и состоящий из трех уровней, а также двух мансардных уровней над сводчатыми подвалами трех нефов с тремя пролетами. . [ 51 ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Карта IGN 3716
  2. ^ Jump up to: а б с Грегори Освальд (2017 , стр. 13-14, От Страсбурга до Мольсхайма — Шартрез Кенигсхоффена)
  3. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 14–15, Из Страсбурга в Мольсхайм - Перенос монастыря в Мольсхайм)
  4. ^ Jump up to: а б с д Грегори Освальд (2017 , стр. 17–19, От Страсбурга до Мольсхайма - Эволюция зеленовато-желтого цвета)
  5. ^ Jump up to: а б с д и Грегори Освальд (2017 , стр. 43–47, Монастырская церковь. Строительство и описание здания)
  6. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 25–26, Повседневная жизнь монахов - Убийство в Шартрезе)
  7. ^ Луи Шлефли (2020). «Шартрез». Исторический словарь учреждений Эльзаса (на французском языке). Федерация исторических и археологических обществ Эльзаса. Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 18 ноября 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Грегори Освальд (2017 , стр. 24, Повседневная жизнь монахов — Мужчины на службе Богу)
  9. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 54–55, Вокруг церкви — Дом капитула)
  10. ^ Jump up to: а б с д Грегори Освальд (2017 , стр. 73–74, Кельи монахов — Монах в своей келье)
  11. Грегори Освальд (2017 , стр. 24, Повседневная жизнь монахов — Женщина в Шартрезе)
  12. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 25, Повседневная жизнь монахов - Список настоятелей уставного дома Мольсхайма (1598-1792))
  13. ^ Jump up to: а б с Грегори Освальд (2017 , стр. 75–77, Монастырь и его окрестности - Дом приора)
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Грегори Освальд (2017 , стр. 81–85, Временные постройки. Гостиничная индустрия и рецепт)
  15. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 27–30, Земельное наследие Шартреза — обширное сельскохозяйственное поместье)
  16. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 30–32, Земельное наследие Шартреза - Владения вокруг Мольсхайма)
  17. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 33–35, Минеральные шарики картезианцев - Фармакопея отцов картезианцев)
  18. ^ Пьер Бахоффнер (1982 , стр. 63 и 64)
  19. ^ Jump up to: а б с Грегори Освальд (2017 , стр. 91–95, Библиотека картезианцев — Бесценные сокровища)
  20. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 97 и 98, Le Hortus deliciarum - Le manuscrit et sa copy)
  21. ^ Александр, Ленобль (1840). «Уведомление о Hortus deliciarum, рукописной энциклопедии, составленной в двенадцатом веке Эррадой де Ландсберг, настоятельницей монастыря Хоэнбург (Сент-Одиллия) в Эльзасе и хранящейся в Страсбургской библиотеке» . Библиотека Чартерной школы (на французском языке). 1 :239.дои 10.3406 : /bec.1840.444248 . ISSN   1953-8138 . OCLC   725997094 . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 года . Проверено 17 ноября 2020 г.
  22. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 95–96, Библиотека картезианцев}} — Сохранившиеся произведения библиотеки)
  23. ^ Jump up to: а б с Грегори Освальд (2017 , стр. 136 и 137, От революции до наших дней - Революционные события)
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж Грегори Освальд (2017 , стр. 47–49, Монастырская церковь. Первые кампании по внутренней отделке)
  25. ^ Jump up to: а б с д Грегори Освальд (2017 , стр. 50–52, Монастырская церковь - Поздние украшения церкви)
  26. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 53, Вокруг церкви — Ризница)
  27. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 137–139, От революции до наших дней — Судьба зданий)
  28. ^ Jump up to: а б с д Грегори Освальд (2017 , стр. 139–140, От революции до наших дней — Реабилитация Шартреза)
  29. ^ Уведомление № P100084796, база Мериме, Министерство культуры Франции.
  30. ^ «35 лет исследований и духовности. Международный конгресс Analecta Cartusiana с 23 по 26 июня 2005 г., Шартрез де Мольсхайм, Франция» (на французском языке). Университет Жан-Монне-Сент-Этьен. 2007. Архивировано из оригинала 9 января 2022 года . Проверено 18 ноября 2020 г.
  31. ^ Грегори Освальд (2017 , Крышка)
  32. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 37–41, Общая организация монастыря)
  33. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 41, Общая организация монастыря — Общественные постройки)
  34. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 42, Общая организация монастыря — Особо успешный план)
  35. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 55 и 56, Вокруг церкви — Кладбище)
  36. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 56, Вокруг церкви — Большой крест картезианцев)
  37. ^ Jump up to: а б с Грегори Освальд (2017 , стр. 57–61, Монастырь и его галереи - Общий вид монастыря)
  38. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 63, Монастырь и его галереи — Этапы строительства)
  39. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 121–122, Сохранившиеся витражи)
  40. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 113, Витражи монастыря - Художники по стеклу Бартелеми и Лоренц Линк)
  41. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 64, Монастырь и его галереи - Яркое пространство)
  42. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 109–112, Витражи монастыря - Свидетельства некоторых посетителей)
  43. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 65–68, Кельи монахов. Идентификация келий)
  44. ^ Jump up to: а б с Грегори Освальд (2017 , стр. 69-73, Монахские кельи — Описание келий)
  45. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 79–80, Монастырь и его окрестности}} — Кухонное крыло)
  46. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 81–85, Временные здания}} — Гостиничная индустрия и рецепт)
  47. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 87-90, Временные постройки — Сады Шартрез)
  48. ^ Грегори Освальд (2017 , стр. 105–108, Le Mont-des-Oliviers)
  49. ^ «Шартрез де Мольсхайм» (на французском языке). Искусство и Клоатр. 16 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2023 года . Проверено 26 февраля 2023 г.
  50. ^ «Шартрез Мольсхайма» . Пятницы Шартреза. 2020. Архивировано из оригинала 24 ноября 2020 года . Проверено 16 ноября 2020 г.
  51. ^ Jump up to: а б Грегори Освальд (2017 , стр. 86–87, Монастырь и его окрестности - Другие постройки)

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Лефевр, Ф.А. (1883). Святой Бруно и Картезианский орден (PDF) (на французском языке). Париж: Международный католический книжный магазин. п. 359. Лефевр . Проверено 25 января 2020 г.
  • Джозеф Гасс (1921). Шартрез Мольсхайма: его художественные и литературные сокровища (на французском языке). Страсбург: Ф.-Х. Ле Ру. п. 38. Джозеф Гасс 1921.
  • Пьер Бахоффнер (2 июля 1982 г.). «Лекарственное вино картезианцев Мольсхайма (1702 г.): Винсент Клее и Кристиан Де Бакер, Vinum medicatum (1702 г.) картезианца Антуана Базеля, его формула сохранилась в Анналах эльзасского Шартреза Мольсхайма, недавно найденного в Шартрезе в Мольсхайме. Плетерье (Югославия). Revue d'Histoire de la Pharmacie (на французском языке). 70 (252). Общество истории фармацевтики: 63–65. Пьер Бахоффнер, 1982 год.
  • Луи Шлефли (1984). «Шартрез Мольсхайма, некоторые даты». Справочник Общества истории и археологии Мольсхайма и прилегающих территорий (на французском языке). Мольсхайм : Общество истории и археологии Мольсхайма и прилегающих территорий. стр. 57–64. Луи Шлефли 1984.
  • Джеймс Хогг (1987). «Утерянные хроники Чартерхауса Мольсхайма». Картезианская Аналекта (76). Институт Англии и Америки: 196–200. ОСЛК   18061988 . Джеймс Хогг 1987.
  • Жан-Филипп, Мейер; Огюст, Шмитт (1988). «Здания чартерного дома Мольсхайма: 17 и 18 века» . Бюллетень Монументальный (на французском языке). 148 (1). Мольсхайм: Общество истории и археологии Мольсхайма и прилегающих территорий: 101. Meyer & Schmitt 1988 . Проверено 25 января 2020 г.
  • Джон, Мартин (1995). «Формулы уязвимых стальных шариков» (PDF) . Обзор истории аптеки . 83 (305). Общество истории фармации: 196–200. дои : 10.3406/pharm.1995.4244 . Жан Мартен 1995 . Проверено 17 ноября 2020 г.
  • Раймонд, Келлер (2011). «Вести с «добровольческой стройки» Чартерхауса Мольсхайма». Справочник Общества истории и археологии Мольсхайма и прилегающих территорий (на французском языке). Мольсхайм : Общество истории и археологии Мольсхайма и прилегающих территорий. п. 122. Раймонд Келлер 2011.
  • Луи, Шлефли (2011). «Пропавшие сокровища из библиотеки чартерного дома Мольсхайм». Справочник Общества истории и археологии Мольсхайма и прилегающих территорий (на французском языке). Мольсхайм : Общество истории и археологии Мольсхайма и прилегающих территорий. стр. 13–18. Луи Шлефли 2011-1.
  • Луи, Шлефли (2011). «Новинки, относящиеся к циклу витражей Шартрез де Мольсхайм». Справочник Общества истории и археологии Мольсхайма и прилегающих территорий (на французском языке). Мольсхайм : Общество истории и археологии Мольсхайма и прилегающих территорий. стр. 33–34. Луи Шлефли 2011-1.
  • Раймонд, Келлер; Роберт, Блоссер (2015). Шартрез де Мольсхайм: возрождение после более чем 28 лет реставрации (на французском языке). Мольсхайм: Ассоциация волонтеров строительной площадки Шартрез де Мольсхайм. п. 176. ИСБН  978-2-915954-34-0 . ОСЛК   930362095 . Келлер и Блоссер 2015 . Проверено 25 января 2020 г.
  • Грегори, Освальд; Роберт, Блоссер (2017). Чартерный дом Мольсхайма: 1598–1792 (на французском языке). Мольсхайм: Общество истории и археологии Мольсхайма и прилегающих территорий. п. 136. ИСБН  9782915954333 . OCLC   1010268162 . Грегори Освальд 2017 . Проверено 25 января 2020 г.
  • Луи, Шлефли (2018). «Экономика чартерного дома Мольсхайма по отчетам 1755-1788 гг.». Справочник (на французском языке) (305). Общество истории и археологии региона Мольсхайм и его окрестностей: 47–64. дои : 10.3406/pharm.1995.4244 . ISSN   0986-1610 . Луи Шлефли 2018.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d240e36ae7f536b4a2a86d039f5a3064__1697651220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/64/d240e36ae7f536b4a2a86d039f5a3064.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Molsheim Charterhouse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)