Транспорт в Судане
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Транспорт в Судане в начале 1990-х годов включал разветвленную систему железных дорог , которая обслуживала наиболее важные населенные пункты, за исключением крайнего юга, скудную дорожную сеть (очень незначительная часть которой состояла из всепогодных дорог), естественный внутренний водный путь - реку Нил. и его притоки, а также национальная авиакомпания, выполняющая как международные, так и внутренние рейсы. Дополнением к этой инфраструктуре был Порт-Судан , крупный глубоководный порт на Красном море , и небольшой, но современный национальный торговый флот. протянулся трубопровод, транспортирующий нефтепродукты Кроме того, от порта до Хартума .
В начале 1980-х годов были затрачены лишь минимальные усилия на улучшение существующих и, по мнению как суданских, так и иностранных наблюдателей, в основном неэффективно эксплуатируемых транспортных средств. Растущее внимание к экономическому развитию создало растущую нагрузку на систему. Начиная с середины 1970-х годов значительная часть государственных инвестиционных средств направлялась на развитие транспортного сектора. К началу 1980-х годов сообщалось о некотором прогрессе в достижении целей по оснащению, но все еще требовалась существенная дальнейшая модернизация и должным образом подготовленный персонал. Ожидалось, что до тех пор, пока они не будут созданы, неадекватный транспорт станет серьезным препятствием на пути экономического развития Судана.
железные дороги
[ редактировать ]
Всего: 7251 км.
Узкая колея: 5851 км.
Колея 0,600 м: 1400 км (2014 г.) [ 1 ]
Основная линия проходит от Порт-Судана на суданском побережье до Хартума через Атбару . Также существует связь между Хайей и Сеннаром через Кассалу . Другие линии соединяют Ад-Дамазин с Малакалем в Южном Судане и Ньялу с Генейной и Аль-Фаширом . [ 2 ] Сообщалось, что в 2013 году предпринимались скромные усилия по модернизации железнодорожного транспорта. [ 3 ] и 2015 год [ 4 ] обратить вспять десятилетия пренебрежения и снижения эффективности.
Основная система, Суданские железные дороги , которой управляла государственная Суданская железнодорожная корпорация (SRC), предоставляла услуги большинству центров производства и потребления страны. [ 2 ] Другая линия, легкая железная дорога Гезира , принадлежала Суданскому совету Гезиры и обслуживала схему Гезира и ее расширение Манакил . [ 5 ] В 1959 году железные дороги составляли 40% валового внутреннего продукта Судана. [ 3 ] но к 2009 году только 6% перевозок Судана осуществлялось по железной дороге. [ 2 ] а с 1970-х годов конкуренция со стороны автомагистралей быстро возросла. [ 6 ]
Шоссе
[ редактировать ]Общий : 31 000 км
Асфальтированный : 8000 км
Немощеные : 23 000 км
Городской : 1000 км (2019) [ 1 ]
Судан по-прежнему сильно зависит от железных дорог, но дорожная сеть играет все более важную роль. [ 7 ] Через Судан проходят два трансафриканских автомобильных маршрута: шоссе Каир — Кейптаун с севера на юг и шоссе Нджамена — Джибути с запада на восток. По оценкам, протяженность дорожной сети в 2009 году варьировалась от 55 000 километров, но это недостаточная сеть для размеров страны. [ 7 ] Протяженность асфальтированных всепогодных дорог, без учета мощеных улиц в городах и поселках, составила около 3600 километров, из них важнейшая автомагистраль Хартум-Порт-Судан составила почти 1200 километров. [ 7 ] Было около 3740 километров гравийных дорог и около 45 000 километров в основном сезонных грунтовых и песчаных дорог, около половины из которых были классифицированы как подъездные дороги. [ 7 ]
В 2009–2010 годах дороги в целом находились в плохом состоянии, но ими можно было пользоваться круглый год, хотя в сезон дождей путешествие могло иногда прерываться. [ 7 ] Большинство гравийных дорог в Южном Судане стали непригодными для использования после того, как их сильно заминировали повстанческие силы Народно-освободительной армии Судана (НОАС). [ 7 ]
Правительство отдавало предпочтение железным дорогам до начала 1970-х годов, полагая, что они лучше отвечают потребностям страны в транспортировке и что основная цель дорог - служить подъездными путями к железнодорожной системе. [ 7 ] Железные дороги также были прибыльной государственной операцией. [ 7 ] Разочарование в работе железных дорог привело к новому акценту на дорогах при корректировке пятилетнего плана в 1973 году — так называемой «Промежуточной программе действий» — и к решению поощрять конкуренцию между железнодорожным и автомобильным транспортом как лучший способ улучшить услуги. [ 7 ] Мощение дороги в сухую погоду между Хартумом и Порт-Суданом через Аль-Гедареф и Кассалу было наиболее важным немедленным шагом. [ 7 ]
Другие важные проекты по мощению дорог начала 1980-х годов включали дорогу от Вад-Мадани до Синнара и продолжение от Синнара до Кости на Белом Ниле, завершенное в 1984 году. [ 7 ] С тех пор асфальтированная дорога была продлена до Умм-Равабы и Аль-Обейда. [ 7 ] Также был улучшен ряд основных гравийных дорог, расходящихся от Джубы. [ 7 ] В их число входили дороги, ведущие в города к юго-западу от Джубы, и дорога, ведущая к границе с Угандой. [ 7 ] Кроме того, правительство построило гравийную всепогодную дорогу к востоку от Джубы, которая дошла до границы с Кенией и соединилась с кенийской дорожной системой. [ 7 ] Однако все эти улучшения, исходящие от Джубы, были сведены на нет гражданской войной, в ходе которой дороги были широко заминированы НОАС, а мосты разрушены. [ 7 ] Кроме того, поскольку дороги не содержались в хорошем состоянии, они серьезно ухудшились. [ 7 ]

В середине 2000-х годов были завершены или строились новые асфальтированные дороги к северу и югу от Хартума, а также новые дороги в нефтяных регионах и дорога, соединяющая Судан с Чадом. [ 7 ] Эти проекты финансировались за счет грантов и льготных кредитов, в основном от Исламского банка развития, Арабского валютного фонда и других арабских организаций развития. [ 7 ] Шоссе от Аль-Гедарефа до Гондара в Эфиопии было отремонтировано и вновь открыто в 2002 году, чтобы обеспечить расширение торговли после улучшения дипломатических отношений. [ 7 ] Недавно заасфальтированная автомагистраль из Порт-Судана в Атбару, финансируемая Кувейтским фондом арабского экономического развития и стоимостью 110 миллионов долларов США, вновь открылась в 2009 году. [ 7 ] Это сократило время в пути между Порт-Суданом и Хартумом на несколько часов. [ 7 ] Дорога «Северная линия жизни» Хартум-Атбара-Абу-Хамид-Мерове также была недавно заасфальтирована, открыта и в 2011 году продолжалась на север, а асфальтированная дорога вела от Хартума до Кости и далее на юг. [ 7 ] Автомобильный транспорт и автобусное сообщение, вероятно, возрастут, поскольку улучшенные дороги были расширены к югу от Хартума в основных сельскохозяйственных районах страны. [ 7 ]
В преддверии подписания мирного договора в 2005 году Всемирная продовольственная программа запросила 64 миллиона долларов США на разминирование и ремонт дорог на юге, чтобы облегчить доставку продовольствия миллионам людей в регионе и позволить еще миллионам человек безопасно вернуться в свои дома. [ 7 ] Была проделана большая работа по увеличению сеть всепогодных дорог, поскольку многие существующие дороги стали непроходимыми в сезон дождей. [ 7 ]
Другие новые дороги, находящиеся в стадии строительства, включают подъездные пути к нефтяным регионам и дорогу из Порт-Судана в Египет. [ 7 ] Через Нил были построены новые мосты, все в Хартуме, за исключением одного, открытого в 2007 году в Мерове. [ 7 ] Одна новая дорога, соединяющая Север и Юг, была запланирована в рамках обязательств CPA, хотя к 2011 году она не была построена. [ 7 ] В 2009 году велось строительство по расширению небольшой сети всепогодных дорог на юге; однако эта работа по-прежнему затруднялась наличием наземных мин. [ 7 ]
Внутренние водные пути
[ редактировать ]Река Нил , пересекающая Судан с юга на север, обеспечивает важный внутренний транспортный маршрут. [ 7 ] Однако его общая полезность была ограничена природными особенностями, включая ряд водопадов в главном течении Нила между Хартумом и египетской границей. [ 7 ] Белый Нил южнее Хартума имеет мелководные участки, ограничивающие грузоподъемность барж, особенно в годовой период межени, и реку имеет резкие изгибы. [ 7 ] Большинство этих препятствий было устранено компанией Chevron , которая в рамках своей программы разведки и разработки нефти провела дноуглубительные работы на Белого Нила мелководье и установила навигационные маяки от Кости до Бентиу . [ 7 ] Искусственные особенности, такие как растущее количество плотин, также ограничивают использование реки. [ 7 ]

По состоянию на 2011 год (до отделения Южного Судана) общая протяженность судоходных рек в Судане составляла 4068 километров, но в течение года было открыто только 1723 километра, что делало речной транспорт минимальным. [ 7 ] Важнейшим маршрутом раньше был 1436-километровый участок Белого Нила от Кости до Джубы (известный как Южный плес), который обеспечивал единственное общедоступное транспортное сообщение между центральной и южной частями страны. [ 7 ] Такое речное судоходство прекратилось в 1984 году, когда НОАС регулярно топила регулярные пароходы, но оно начало восстанавливаться после подписания Соглашения о ВМС в 2005 году. [ 7 ]
Транспортное сообщение одно время осуществлялось также по притокам Белого Нила ( Бахр-эль-Газаль и реки Джур ) к западу от Малакаля . [ 7 ] Эти услуги доходили до Вау , но были сезонными и зависели от уровня воды. [ 7 ] Их производство было прекращено в 1970-х годах, поскольку водные пути блокировала растительность, особенно быстрорастущий водяной гиацинт . [ 7 ] В начале 2003 года вновь открылся приток Белого Нила к востоку от Малакала, известный как коридор реки Собат , что улучшило распределение продовольственной помощи в регионе. [ 7 ] На главном течении Нила 287-километровый участок от Кураймы до Донголы , расположенный между четвертым и третьим порогами и известный как Донгола-Рич , также имеет регулярное сообщение, за исключением периода межени в феврале и марте. [ 7 ] С 1981 года правительство пыталось исправить прежнее пренебрежение и запросило иностранную помощь для углубления рек, улучшения причалов и предоставления навигационных средств. [ 7 ]
Корпорация речного транспорта (RTC) действовала как полугосударственная компания с 1973 по 2007 год, когда две частные компании, Корпорация речного транспорта Нила и Корпорация речного транспорта Судана . ее переняли [ 7 ] До этого последние компании находились в ведении Корпорации железных дорог Судана, по существу, в качестве подключающих устройств к железнодорожной линии. [ 7 ] Другая полугосударственная компания, совместная суданско-египетская корпорация речного судоходства , осуществляла перевозки между Вади-Хальфа и Асуаном , но обслуживание часто прерывалось из-за политической напряженности между Египтом и Суданом. [ 7 ] После приватизации РТК услуги начали предоставлять и другие частные операторы. [ 7 ] В 2009 году речные суда эксплуатировали шесть частных компаний. [ 7 ]
В 2003 году правительство начало расширять Корпорацию морских портов , чтобы она могла управлять речными услугами и исследованиями в области речного судоходства, чтобы квалифицировать три новых порта в Малакале, Джубе и Аль-Ренке . [ 7 ] В 2006 году кувейтская группа подписала предварительное соглашение о реконструкции порта Джуба на Белом Ниле. [ 7 ]
Речные грузовые и пассажирские перевозки из года в год меняются и во многом зависят от наличия и вместимости транспортных судов. [ 7 ] В 1970-е годы ежегодно перевозилось около 100 000 тонн грузов и 250 000 пассажиров. [ 7 ] Однако закрытие Южного пролива в 1984 году сделало речное движение незначительным. [ 7 ] К началу 2000-х годов грузопоток снизился до менее 44 000 тонн, а пассажиров — до менее 5 000 в год, но к 2010 году по внутренним водным путям было перевезено 114 000 тонн и 13 000 пассажиров, несмотря на пороги, водопады, растущее количество плотин и сезонные колебания уровня воды. это продолжало препятствовать речному судоходству. [ 7 ]
Авиация
[ редактировать ]В середине 1991 года регулярные внутренние авиаперевозки обеспечивала компания Sudan Airways , государственное предприятие, управляемое Sudan Airways Company. Компания начала свою деятельность в 1947 году как государственное учреждение. Он осуществляет коммерческую деятельность с конца 1960-х годов, фактически удерживая монополию на внутренние услуги. В 1991 году компания Sudan Airways выполняла регулярные рейсы из Хартума в двадцать других внутренних аэропортов, хотя и не всегда придерживалась своего расписания. Он также предоставлял международные услуги нескольким европейским странам, в том числе Великобритании, Германии, Греции и Италии. Региональные рейсы выполнялись в Северную Африку и на Ближний Восток, а также в Чад, Эфиопию, Кению, Нигерию и Уганду. В 1991 году флот Sudan Airways состоял из тринадцати самолетов, в том числе пяти Boeing 707, используемых на международных рейсах, двух Boeing 737 и двух Boeing 727, используемых на внутренних и региональных рейсах, а также четырех Fokker F-27, используемых для внутренних рейсов.

Шестнадцать международных авиакомпаний осуществляли регулярные рейсы в Хартум. Число внутренних и международных пассажиров увеличилось примерно с 478 000 в 1982 году до примерно 485 000 в 1984 году. Авиаперевозки увеличились с 6 миллионов тонн на километр в 1982 году до 7,7 миллионов тонн на километр в 1984 году. По сравнению с предыдущим годом в 1989 году пассажиропоток увеличился. на Sudan Airways сократилось на 32% до 363 181 человека, снизив коэффициент загрузки до 34,9%. Напротив, объем грузовых перевозок увеличился на 63,7% до 12 317 тонн. В конце 1979 года компания Sudan Airways заключила соглашение об объединении с британской компанией Tradewinds Airways для обеспечения чартерных грузовых перевозок между этой страной и Хартумом в рамках дочерней компании Sudan Air Cargo. новый грузовой терминал В Хартуме построен .
Деятельность Sudan Airways в целом приносила убытки, и в начале 1980-х годов корпорация, как сообщается, получала ежегодную государственную субсидию в размере около фунтов стерлингов. 500 000. В 1987 году правительство предложило приватизировать Sudan Airways, что спровоцировало острую полемику, которая в конечном итоге привела к созданию совместного предприятия между правительством и частными интересами. Однако, как и операторы железнодорожного и речного транспорта, Sudan Airways страдала от нехватки квалифицированного персонала, раздутости штата, а также от отсутствия твердой валюты и кредитов на запасные части и надлежащее техническое обслуживание.
В начале 1980-х годов гражданские аэропорты страны, за исключением международного аэропорта Хартума и аэропорта в Джубе, иногда закрывались в дождливые периоды из-за состояния взлетно-посадочной полосы. После засухи 1986 года, вызвавшей серьезные проблемы в региональных аэропортах, правительство запустило программу улучшения взлетно-посадочных полос, которая будет финансироваться на местном уровне. Средства воздушной связи и навигации были минимальными, а в некоторых аэропортах относительно примитивными. Только международный аэропорт Хартума был оснащен современным оборудованием, но к началу 1990-х годов Хартум и семь других аэропортов имели взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. В середине 1970-х годов МАР и Саудовский фонд развития согласились выделить средства на строительство новых аэропортов в Порт-Судане и Вау, реконструкцию и улучшение аэропорта в Малакале , а также существенную модернизацию аэропорта Джубы; на эти четыре аэропорта приходилось почти половина внутренних перевозок. Поскольку гражданская война возобновилась, улучшения были сделаны только в Порт-Судане. Взлетно-посадочные полосы аэропорта Джубы были восстановлены за счет кредита Европейского фонда развития , но диспетчерская вышка и навигационное оборудование остались незавершенными.
Аэропорты с твердыми взлетно-посадочными полосами
[ редактировать ]Общий:
17
свыше 3047 м:
2
От 2438 до 3047 м:
11
От 1524 до 2437 м:
2
От 914 до 1523 м: 1
ниже 914 м : 1 (2020) [ 1 ]
Аэропорты с грунтовыми взлетно-посадочными полосами
[ редактировать ]Общий:
50
От 1524 до 2437 м:
17
От 914 до 1523 м:
24
до 914 м:
9 (2020) [ 1 ]
Порты и судоходство
[ редактировать ]В 1990 году в Судане была только одна действующая глубоководная гавань — Порт-Судан , расположенная на входе в Красное море . Порт был построен с нуля, начиная с 1905 года, чтобы дополнить железнодорожную линию от Хартума до Красного моря, служа точкой входа и выхода для внешней торговли, которую должна была осуществлять железнодорожная линия. Он действовал как подразделение SRC до 1974 года, когда он был передан Корпорации морских портов , недавно созданному государственному предприятию, созданному для управления морскими портами Судана. В порту в конечном итоге появились пятнадцать грузовых причалов , навесы , склады и резервуары для хранения пищевых масел , патоки и нефтепродуктов . Оборудование включало причальные, мобильные и другие краны , а также несколько вилочных погрузчиков , но большая часть погрузочно-разгрузочных работ выполнялась вручную. Также было несколько буксиров , которые использовались для швартовки кораблей в узком заливе.

В начале 1970-х годов объем портовых перевозок в среднем составлял около 3 миллионов тонн в год при общей пропускной способности около 3,8 миллиона тонн. Экспорт составил чуть более 1 миллиона тонн, а импорт — около 2 миллионов тонн; около половины последней составляли нефть и нефтепродукты. К середине 1970-х годов ускоренное экономическое развитие привело к увеличению трафика до уровня пропускной способности. Однако в 1985 году, в основном из-за гражданской войны, экспорт сократился до 663 тысяч тонн (на 51% меньше, чем в предыдущем году), а импорт составил 2,3 миллиона тонн (на 25% меньше, чем в предыдущем году). Физическому расширению гавани и прилегающих территорий в целом препятствовали природные особенности и близость города Порт-Судан. Однако исследования показали, что использование может быть значительно увеличено за счет модернизации и усовершенствования существующих объектов, а также добавления дополнительного погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1978 году с помощью кредита МАР начались работы по строительству глубоководных причалов и предоставлению контейнеров типа «ролик-на-ролл». Кредит на приобретение оборудования был предоставлен западногерманской организацией. Первый этап был завершен в 1982 году, а второй этап начался в 1983 году, чему способствовал грант в размере 25 миллионов долларов США. Кредит Всемирного банка . Одним из основных улучшений стало повышение доступности порта для автотранспорта. Созданный почти полностью как объект железнодорожного сообщения, порт имел большие площади переплетающихся железнодорожных путей, которые в основном не находились на одном уровне с окружающими поверхностями, что сильно ограничивало движение транспортных средств. Многие из этих путей были удалены и построены новые подъездные пути. Большая часть расчищенной территории стала доступна для дополнительных складских помещений.
В начале 1980-х годов правительство Нимейри объявило о плане строительства нового глубоководного порта в Савакине , примерно в двадцати километрах к югу от Порт-Судана. Строительство нового порта уже давно рассматривалось в ответ на прогнозируемый рост портовых перевозок во второй половине двадцатого века. Детальное исследование предлагаемого порта было проведено западногерманской фирмой в середине 1970-х годов, и были составлены планы строительства трех причалов для генеральных грузов, включая контейнерные терминалы типа «ролл-он-ролл» и нефтяной терминал. Крупное финансирование для порта, известного как Савакин, было предложено в 1985 году западногерманским агентством развития Kreditanstalt für Wiederaufbau и DFC. После того, как правительство Нимейри неоднократно откладывало работы в порту, правительство Германии вместо этого выделило средства на закупку сельскохозяйственных ресурсов. Однако после возобновления работ в январе 1991 года открылся порт Савакин, способный обрабатывать примерно 1,5 миллиона тонн грузов в год.
Торговый флот
[ редактировать ]Общий: 2 судна (1000 GT и более) общим водоизмещением 38 093 GT/ дедвейтом 49 727 тонн (DWT) Доставка по типу: груз 2 (2010)
Национальный торговый флот Судан Шиппинг Лайн был создан в 1962 году как совместное предприятие правительства и Югославии. В 1967 году он стал полностью государственным. С первых двух югославских грузовых судов к середине 1970-х годов линия выросла до семи судов общим дедвейтом около 52 340 тонн. В 1979 и начале 1980 годов было добавлено еще восемь кораблей, в том числе шесть построенных в Югославии и два в Дании. В 1990 году торговый флот состоял из десяти судов дедвейтом 122,2 тыс. тонн. Все югославские суда были многоцелевыми и имели функции контейнерных перевозок. Датские корабли были оборудованы катковыми средствами. Пароходство, которое в основном осуществлялось между портами Красного моря и Северной Европой, в конце 1980-х годов было расширено до нескольких портов Средиземноморья.
Трубопроводы
[ редактировать ]Газ:
156 км
Масло:
4070 км
Рафинированные продукты:
1613 км (2013 г.) [ 1 ]
К началу 1970-х годов эксплуатационные проблемы на участке Суданских железных дорог Порт-Судан-Хартум привели к неадекватным поставкам нефтепродуктов в Хартум и другие части страны. В 1975 году было начато строительство нефтепровода от порта до Хартума, чтобы снизить нагрузку на железную дорогу. Он был завершен в середине 1976 года, но были обнаружены утечки, и трубопровод длиной 815 километров, проложенный в основном параллельно железной дороге, вступил в строй только в сентябре 1977 года. было достигнуто только в середине 1981 года. В начале 1982 года были предприняты шаги по добавлению дополнительных дожимных насосных станций для увеличения производительности до годовой пропускной способности в 1 миллион тонн. По линии перевозились только продукты нефтепереработки, в том числе бензин, газойль, керосин и авиационное топливо, полученные либо с нефтеперерабатывающего завода в порту, либо с тамошних импортных холдингов. Это топливо непрерывно перемещалось в резервуары для хранения в Хартуме, а часть запасов выгружалась в Атбаре. Выпущенные по трубопроводу железнодорожные цистерны были перепрофилированы для увеличения поставок нефтепродуктов в западные и юго-западные регионы страны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Судан» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 16 ноября 2021 г. , получено 21 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Корпорация Суданских железных дорог (SRC)» . Институт развивающихся экономик Японская организация внешней торговли . ДЖЕТРО. 2009. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Лессинг, Ульф (20 февраля 2013 г.). «Судан рассматривает возрождение железных дорог, чтобы помочь преобразовать свою экономику» . Рейтер . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ «Башир обещает восстановить железнодорожную сеть Судана» . Судан Трибьюн . Судан Трибьюн. 5 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Хилл, Ричард (1965). Суданский транспорт: история железнодорожного, морского и речного сообщения в Республике Судан (PDF) . Издательство Оксфордского университета. стр. 166–169. ASIN B0000CMPMP .
- ^ Должное, Джон Ф. (1977). Железнодорожный и автомобильный транспорт в Судане (PDF) . Иллинойс, США: Университет Иллинойса - Урбана Шампейгм. п. 10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры
В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : ДеЛанси, Вирджиния (2015). «Транспорт и телекоммуникации» (PDF) . В Берри, ЛаВерль (ред.). Судан: страновое исследование (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 201–213. ISBN 978-0-8444-0750-0 . . Хотя эта работа была опубликована в 2015 году, она охватывает события на всей территории Судана (включая современный Южный Судан) до отделения Южного Судана в 2011 году.
Атрибуция:
В этой статье использованы общедоступные материалы из Всемирная книга фактов . ЦРУ .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с транспортом в Судане, на Викискладе?