Эффект Левитина
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( январь 2021 г. ) |
Эффект Левитина — явление, при котором люди, даже не имеющие музыкального образования, склонны запоминать песни в правильной тональности . Это открытие противоречит большому объему лабораторной литературы, предполагающей, что такие детали перцептивного опыта теряются в процессе кодирования памяти , поэтому люди запоминают мелодии с относительной высотой звука , а не с абсолютной высотой звука .
Эффект был впервые задокументирован Дэниелом Дж. Левитином в 1994 году и расценен как значительный результат в когнитивной психологии . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В 2012 году эффект был воспроизведен впервые. [ 5 ] Существуют теории относительно возможного развития этого эффекта и сильной разницы между способностью человека различать относительный слух и абсолютный слух. [ нужна ссылка ] Когнитивные расстройства могут повлиять на способность человека ощущать эффект Левитина. [ нужна ссылка ]
Исследования эффекта левитина
[ редактировать ]В первоначальном исследовании Левитина приняли участие 46 студентов-добровольцев из Стэнфордского университета, которым было предложено принять участие в исследовании. По прибытии студенты заполнили анкету и выбрали две песни из 56 ранее выбранных компакт-дисков. Затем волонтеры попытались спеть часть своих песен. Результаты исследования показали, что 40% участников смогли спеть правильную высоту звука хотя бы в одной из своих песен. 12% попали в правильную высоту звука в обоих испытаниях, а 44% — в пределах двух полутонов . [ 1 ]
Второе исследование было проведено в 2012 году в шести европейских лабораториях. Это исследование было конкурентной копией оригинального исследования Левитина. Это показало, что 25% участников могли спеть правильную высоту хотя бы в одной из своих песен; 4% спели правильные ноты в обеих песнях. [ 6 ] Эти исследования показывают, что люди обычно запоминают песни так же, как они их слышали, даже без привязки к музыке. По сравнению с оригинальным исследованием Левитина, репликация показала более низкую тенденцию в данных, что указывает на то, что меньший процент населения смог вспомнить относительную высоту звука.
Необходимо больше данных, чтобы понять, какая часть населения может точно вспомнить относительную высоту выбранной песни.
Возможные варианты развития событий
[ редактировать ]Левитин предлагает возможные объяснения этого явления, описывая, что даже маленькие дети в определенной степени обладают этой способностью, поэтому эта способность распознавать музыкальные закономерности может быть расположена в мозжечке мозга. [ 7 ] Мозжечок помогает контролировать баланс и координацию, но при прослушивании музыки мозжечок помогает организму интерпретировать ритм. Исследователи из Лоуренса Парсонса и Питера Фокса из Центра медицинских наук Техасского университета провели сканирование мозга проводников и увидели увеличение притока крови к мозжечку, когда они одновременно слушали ноты и слушали их. Сканирование показало, что по мере изменения ритма менялся и объем кровотока в мозжечке. [ 8 ] Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить это явление. Одна теория утверждает, что нашим предкам необходимо было синхронизировать свои шаги в природе, чтобы не производить больше шума, чем необходимо, во время охоты. Другая теория предполагает, что те ранние люди, которые были способны различать рудиментарные ритмы, могли слышать и интерпретировать различные шаги, что делало их более приспособленными к окружающей среде и обладало лучшими инстинктами выживания. [ 9 ] Те, кто различал разные звуки в окружающей среде, имели больше шансов выжить и передать свою генетику. Это всего лишь возможные теории о том, как люди развили высоту звука и ритмическую интерпретацию. Нет четких доказательств, подтверждающих или опровергающих эти теории.
Абсолютный и относительный шаг
[ редактировать ]Абсолютный слух, также называемый идеальным слухом, — это способность правильно идентифицировать или воссоздавать звук или высоту звука без необходимости использования ссылки. Эта способность редко встречается среди людей, но было показано, что существует корреляция между теми, кто подвергался воздействию музыки в детстве, и теми, кто обладает этой способностью. Есть также свидетельства того, что это может быть генетическим, а это означает, что те, у кого есть член семьи с абсолютным слухом, с большей вероятностью будут иметь его. [ 10 ] Музыканты обычно считают абсолютный слух полезным, но многие успешные музыканты обладают только относительным слухом, то есть способностью определять изменения высоты звука и тембра в музыке. [ 11 ] Относительный слух гораздо более распространен среди населения, и, в отличие от идеального слуха, считается, что он не основан на какой-либо музыкальной подготовке или опыте. [ нужна ссылка ] Собственно, именно это и пытался показать Левитин в своих экспериментах. В то время как у большинства людей есть врожденная способность различать музыкальные интервалы, музыканты разного происхождения считают необходимым тщательно тренировать слух, чтобы формализовать свое понимание. Хотя большая часть человечества имеет общее представление о высоте звука, существуют люди, которые действительно « глухи по тону ». Эта неспособность обрабатывать и понимать изменения высоты звука, известная как амузия , может быть врожденной или приобретенной.
Когнитивные расстройства
[ редактировать ]Существуют определенные нарушения в мозге, которые могут помешать человеку воспринимать относительную высоту звука. Эти нарушения могут быть врожденными или развитыми. Амузия — это термин, используемый для описания человека, которому трудно различать высоту звука или распознавать музыку. Врожденную амузию часто называют глухотой. Люди с врожденной амузией могут воспринимать речь, различия в голосах людей и слышать звуки окружающей среды, но большинство из них не могут идентифицировать закономерности в музыке. [ 12 ] Они описывают это как неспособность «слышать» музыку, которая звучит так, будто кто-то стучит по разным кастрюлям и сковородкам, а не как ритмичная мелодия. Уровень амузии тоже может быть разным. Некоторые люди могут различать разные песни и «слышать» музыку, а другие совершенно не разбираются в музыке. Амузия также может развиться в результате черепно-мозговых травм или повреждений и опухолей головного мозга. Те, кто когда-то мог воспринимать относительный слух, могут потерять эту способность в результате такого события, как травма головы в автокатастрофе. Иногда это состояние обратимо, но невозможно узнать, сможет ли человек снова различать звуки. [ 13 ] Причина этого состояния точно не известна, но исследования и сканирование мозга показывают, что часть причины может находиться в лобной коре головного мозга. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б DJ Левитин (1994). «Абсолютная память музыкального слуха: данные по воспроизведению выученных мелодий» . Восприятие и психофизика . 56 (4): 414–423. дои : 10.3758/bf03206733 . ПМИД 7984397 .
- ^ Д. Гурон (2006). «Изучение того, как музыка творит чудеса». Церебрум . [ нужна страница ]
- ^ «Распространенные выражения: Левитин» . Интернет-словарь Вебстера . Вебстера. 18 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ Джеймс Мартин (лето 2004 г.). «Разум для музыки». Макгилл Ньюс . стр. 1–2.
- ^ « Сравнительные повторные исследования «Эффекта Левитина» в пяти лабораториях », КУ.edoc .
- ^ Фрилер, Клаус; Фишингер, Тимо; Шлеммер, Катрин; Лотвезен, Кай; Якубовский, Келли; Мюллензифен, Даниэль (04 сентября 2013 г.). «Абсолютная память на слух: сравнительное повторение исследования Левитина 1994 года в шести европейских лабораториях» . Музыкальные науки . 17 (3): 334–349. дои : 10.1177/1029864913493802 . S2CID 8220702 .
- ^ Томпсон, Клайв (31 декабря 2006 г.). «Музыка полушарий (издание 2006 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Фербер, Дэн (9 ноября 1998 г.). «Звуки музыки в мозжечке» . Наука | АААС . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Ларссон, Мац (01 января 2014 г.). «Самогенерируемые звуки движения и вентиляции и эволюция ритмических способностей человека» . Познание животных . 17 (1): 1–14. дои : 10.1007/s10071-013-0678-z . ISSN 1435-9456 . ПМЦ 3889703 . ПМИД 23990063 .
- ^ Моултон, Калум (1 октября 2014 г.). «Идеальный слух переосмыслен» . Клиническая медицина . 14 (5): 517–519. doi : 10.7861/clinmedicine.14-5-517 . ISSN 1470-2118 . ПМК 4951961 . ПМИД 25301913 .
- ^ Макдермотт, Джош Х.; Лер, Андриана Дж.; Оксенхэм, Эндрю Дж. (декабрь 2008 г.). «Является ли относительная высота звука специфичной для высоты?» . Психологическая наука . 19 (12): 1263–1271. дои : 10.1111/j.1467-9280.2008.02235.x . ISSN 0956-7976 . ПМЦ 2841133 . ПМИД 19121136 .
- ^ Айотт, Джули; Перец, Изабель; Хайд, Криста (1 февраля 2002 г.). «Врожденная амузия. Групповое исследование взрослых, страдающих музыкальным расстройством» . Мозг . 125 (2): 238–251. дои : 10.1093/brain/awf028 . ISSN 0006-8950 . ПМИД 11844725 .
- ^ Стюарт, Лорен; фон Кригштейн, Катарина; Уоррен, Джейсон Д.; Гриффитс, Тимоти Д. (01 октября 2006 г.). «Музыка и мозг: нарушения музыкального слушания» . Мозг . 129 (10): 2533–2553. дои : 10.1093/brain/awl171 . ISSN 0006-8950 . ПМИД 16845129 .
- ^ Чен, Цзянь; Юань, Цзе (27 июля 2016 г.). «Нейральные причины врожденной амузии» . Журнал неврологии . 36 (30): 7803–7804. doi : 10.1523/JNEUROSCI.1500-16.2016 . ISSN 0270-6474 . ПМК 6601881 . PMID 27466325 .