Берлин Шенефельд аэропорт
Берлин Шенефельд аэропорт Берлин Шенефельд аэропорт | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||
Краткое содержание | |||||||||||
Тип аэропорта | Несуществующий | ||||||||||
Владелец/Оператор | Аэропорт Берлин-Бранденбург ГмбХ | ||||||||||
Служит |
| ||||||||||
Расположение | Шенефельд , Бранденбург | ||||||||||
Открыто | 15 октября 1934 г. | ||||||||||
Закрыто | 25 октября 2020 г. [ 1 ] [ 2 ] | ||||||||||
Центр для | Интерфлюг (1963–1991) | ||||||||||
Высота AMSL | 157 футов / 48 м | ||||||||||
Координаты | 52 ° 22'43 "N 013 ° 31'14" E / 52,37861 ° N 13,52056 ° E | ||||||||||
Карта | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
| |||||||||||
Статистика (2018) | |||||||||||
| |||||||||||
Аэропорт Берлин-Шёнефельд ( нем . Flughafen Berlin-Schönefeld ) ( IATA : SXF , ICAO : EDDB, ETBS ) был [ 1 ] [ 2 ] второстепенный международный аэропорт Берлина , столицы Германии. Он был расположен в 18 км (11 миль) к юго-востоку. [ 3 ] Берлина недалеко от города Шенефельд в земле Бранденбург и граничил с южной границей Берлина. Это был меньший из двух аэропортов Берлина , после аэропорта Берлин-Тегель , и он служил операционной базой для компаний easyJet и Ryanair . В 2017 году аэропорт обслужил 12,9 миллиона пассажиров, обслуживая в основном европейские столичные и развлекательные направления. В том же году туристический портал eDreams назвал Берлин-Шёнефельд худшим аэропортом в мире после оценки 65 000 отзывов об аэропортах. [ 4 ] Аэропорт Шенефельд был крупным гражданским аэропортом Восточной Германии (ГДР) и единственным аэропортом бывшего Восточного Берлина .
25 октября 2020 года название Шенефельд и код IATA прекратили свое существование. [ 1 ] [ 2 ] ознаменовав его закрытие как независимого аэропорта, при этом большая часть его инфраструктуры будет включена в новый аэропорт Берлин-Бранденбург ( IATA : BER , ICAO : EDDB ) в качестве его Терминала 5 . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Однако к ноябрю 2022 года отремонтированный Терминал 5 был окончательно закрыт, так и не введен в эксплуатацию. [ 8 ]
История
[ редактировать ]



Первые годы, Вторая мировая война и период ГДР: 1934–1990 гг.
[ редактировать ]15 октября 1934 года началось строительство трех взлетно-посадочных полос длиной 800 метров (2600 футов) для обслуживания авиационного завода Henschel в Шенефельде. К концу Второй мировой войны было построено более 14 000 самолетов. 22 апреля 1945 года объекты были оккупированы советскими войсками , завод разобран и снесен. К концу 1947 года железнодорожное сообщение было отремонтировано, на месте построена и отремонтирована сельскохозяйственная техника. [ нужна ссылка ]
В 1946 году советские ВВС перебрались с аэродрома Йоханнисталь в Шенефельд, включая гражданскую авиакомпанию «Аэрофлот» . В 1947 году советская военная администрация в Германии одобрила строительство на этом месте гражданского аэропорта. [ нужна ссылка ]
Положением . Соглашения четырех держав после Второй мировой войны был полный запрет на участие немецких перевозчиков в воздушных перевозках в Берлин, куда доступ был ограничен американскими, британскими, французскими и советскими авиакомпаниями Поскольку аэропорт Шенефельд находился за пределами города Берлина, это ограничение не распространялось. Так, самолеты восточногерманского перевозчика Interflug могли использовать аэропорт Шенефельд, тогда как западногерманской Lufthansa Тегель или Темпельхоф . было отказано в доступе к аэропортам [ нужна ссылка ]
Развитие после воссоединения Германии: 1990–2020 гг.
[ редактировать ]В последние годы в берлинском аэропорту Шенефельд наблюдался значительный рост числа пассажиров, что было вызвано открытием баз как для easyJet , так и для Germanwings . В 2008 году аэропорт обслужил 6,6 миллиона пассажиров.
После воссоединения Германии в 1990 году эксплуатация трех отдельных аэропортов становилась все более дорогостоящей, что побудило законодательный орган Берлина реализовать планы создания единого аэропорта, который был бы более эффективным и снизил бы уровень авиационного шума в аэропортах внутри города. Поэтому было решено построить аэропорт Берлин-Бранденбург на нынешнем месте аэропорта Шенефельд, открытие которого первоначально планировалось открыть в конце 2012 года. По разным причинам, в основном из-за проблем с системой пожарной сигнализации/безопасности, открытие было отложено на ноябрь 2020 года.
В начале зимнего сезона 2012 года компания Germanwings покинула Шёнефельд и перебралась в Берлин-Тегель, чтобы продолжить там более тесную деятельность в рамках Lufthansa Group . [ 9 ] Однако, чтобы обеспечить конкуренцию новым маршрутам Ryanair, Germanwings объявила о возвращении в Шенефельд в дополнение к своим операциям в Тегеле с октября 2015 года. [ 10 ]
Aer Lingus также объявила, что к марту 2015 года сменит аэропорты в Берлине с Шенефельда на Тегель. [ 11 ] Между тем, Ryanair объявила о создании своей шестой немецкой базы в Шенефельде к 27 октября 2015 года, направив в аэропорт пять самолетов и добавив 16 новых маршрутов. [ 12 ]
2 мая 2015 года самолет, вылетевший из Шенефельда, стал первым коммерческим рейсом, использовавшим южную взлетно-посадочную полосу нового аэропорта Берлин-Бранденбург , который временно стал единственной взлетно-посадочной полосой Шенефельда, а его собственная взлетно-посадочная полоса, ставшая северной взлетно-посадочной полосой нового аэропорта, была отремонтирована. [ 13 ]
Работы по расширению аэропорта Шенефельд были завершены в 2016 году. Терминал K был расширен прибл. Площадь багажного отделения составила 600 квадратных метров (6500 квадратных футов), а багажное отделение также было увеличено на 40 процентов. Терминал M2, совершенно новый терминал прибытия, был построен к западу от Терминала M. Это здание площадью почти 3800 квадратных метров (41 000 квадратных футов) имеет три багажные карусели, а парковка для автобусов была перенесена в новую зону на P6. [ 14 ]
В аэропорту продолжал наблюдаться исключительно высокий рост числа пассажиров на фоне экономического роста Берлина . По состоянию на ноябрь 2016 года аэропорт работал почти на полную мощность, несмотря на несколько дополнений к инфраструктуре за последние годы. [ 15 ]
Закрытие
[ редактировать ]В конце 2018 года начались строительные работы по модернизации терминала и перрона аэропорта, чтобы обеспечить более высокую пропускную способность в рамках его преемника, близлежащего аэропорта Берлин-Бранденбург . Ранее предполагалось, что объекты Шенефельда будут снесены, чтобы освободить место для нового правительственного терминала. [ 16 ]
25 октября 2020 года аэропорт Шенефельд стал Терминалом 5 аэропорта Берлин-Бранденбург. [ 17 ] [ 2 ] В этот день код IATA SXF был прекращен. [ 1 ] Здания терминала Шенефельда предполагалось использовать до открытия запланированного Терминала 3 к 2030 году. [ 18 ] с Ryanair в качестве основного арендатора. [ 19 ]
Однако в ноябре 2020 года было объявлено, что Терминал 5 будет закрыт из-за низкого количества пассажиров из-за пандемии COVID-19 в Германии , и все рейсы будут переведены в главный Терминал 1. [ 20 ] Впоследствии, 22 февраля 2021 года, терминал был закрыт на неопределенный срок. [ 21 ]
В ноябре 2022 года было объявлено, что Терминал 5, бывший аэропорт Шенефельд, будет окончательно закрыт. [ 8 ]
Удобства
[ редактировать ]
Аэропорт Шенефельд состоял из четырех терминалов A, B, C и D, которые были переименованы в K, L, M и Q перед слиянием с новым аэропортом Берлин-Бранденбург. [ 7 ] [ 22 ] Эти терминалы располагались рядом друг с другом, но имели отдельные зоны общего доступа. Однако они были соединены через общий вестибюль в контролируемой зоне. В терминале Q не было возможности регистрации; он использовался исключительно для пассажиров, проходящих проверку безопасности при входе в выходы на посадку в контролируемой зоне. Из-за нехватки места здесь было не так много объектов, как во многих других международных аэропортах. Однако есть несколько магазинов, в том числе беспошлинная торговля, газетные киоски, несколько ресторанов быстрого питания и единственный зал ожидания авиакомпании.
Терминал А
[ редактировать ]Главное здание было первоначальной частью аэропорта. В нем располагалась регистрация для терминалов K и L. В терминале A были стойки регистрации L01–L18, причем крупнейшим пользователем была Ryanair, а также несколько других авиакомпаний, таких как Аэрофлот .
Терминал Б
[ редактировать ]Терминал B, расположенный в боковом крыле, изначально предназначался для транзитных пассажиров, следующих в Западный Берлин и обратно, которые воспользовались более дешевыми авиабилетами и пакетными турами, организованными восточногерманским туристическим агентством. В последнее время он использовался исключительно easyJet со стойками регистрации K20–K29 и в последние годы был отремонтирован. Воздушная зона состояла из трех реактивных мостов , а также нескольких посадочных мест для самолетов, расположенных на пирсе 3а , пристройке, которая была открыта в 2005 году. До середины 2019 года пирс 3а находился на капитальной реконструкции, чтобы его можно было использовать как часть нового аэропорта Берлин-Бранденбург. . [ 16 ]
Терминал С
[ редактировать ]Терминал C был первоначально построен в начале 1980-х годов как внешний VIP-зал под названием «Sonderraum» (Специальное помещение) и строго охранялся Министерством государственной безопасности (Штази). Допускались только официальные гости правительства Восточной Германии и подведомственных ему организаций. Регистрация и все обязательные проверки были либо отменены, либо проводились незаметно для путешественников. После 1990 года специальный зал был преобразован в терминал C для приема рейсов с повышенным уровнем безопасности, таких как рейсы израильских авиакомпаний, а также для чартерных рейсов в Северную Америку. В 2008 году он был реконфигурирован для обслуживания экскурсий и полетов в связи со специальными мероприятиями. [ 23 ] В 2015 году он был реконфигурирован, чтобы обеспечить доступ ко всем выходам терминала. Чтобы уменьшить перегруженность других терминалов, в нем были установлены дополнительные контрольно-пропускные пункты для пассажиров, которые прошли регистрацию и зарегистрировали свой багаж или имеют только ручную кладь. [ 24 ]
Терминал D
[ редактировать ]Терминал D был открыт в декабре 2005 года в связи с быстро растущим числом пассажиров. Будучи почти идентичным терминалу C в аэропорту Берлин-Тегель , он имел стойки регистрации M40–M57, которые в основном использовались авиакомпаниями Ryanair , Condor и Norwegian Air Shuttle . Там не было трапов, но было несколько площадок для прогулок. площадью 4500 квадратных метров (48 000 квадратных футов) В ноябре 2016 года новая большая зона прибытия D 2 открылась прямо рядом с Терминалом D. [ 15 ]
Другие удобства
[ редактировать ]- Головной офис Private Wings расположен в терминале гражданской авиации на территории аэропорта Шенефельд. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
- До своего закрытия штаб-квартира восточногерманского перевозчика Interflug располагалась на территории аэропорта. [ 28 ] [ 29 ]
- Пока не началось строительство аэропорта Бранденбург c. В 2006 году 07L/25R на самом деле был известен как 07R/25L, поскольку у Шенефельда был другой 07L/25R. Эта взлетно-посадочная полоса пересекает нынешний автобан 113 , а светофоры приближаются к старой взлетно-посадочной полосе 25R, простирающейся до Бонсдорфа . Эта взлетно-посадочная полоса имела длину около 8 891 фута (2710 м) - примерно на 850 футов (260 м) короче, чем тогдашняя 07R/25L, и была покрыта бетонными плитами вместо асфальтового покрытия. [ 30 ]
Авиакомпании и направления
[ редактировать ]До закрытия в качестве независимого аэропорта Шенефельд обслуживался в основном бюджетными авиакомпаниями и авиакомпаниями для отдыха, причем easyJet , Ryanair , Condor и Wizz Air большинство направлений предлагали . Аэропорт не принимал никаких дальнемагистральных рейсов, но обслуживал несколько десятков маршрутов в европейские мегаполисы и места отдыха по всему Средиземноморью. Лишь немногие устаревшие перевозчики предпочли Шёнефельд аэропорту Тегель, в первую очередь Аэрофлот , El Al и Egypt Air . [ 31 ]
Статистика
[ редактировать ]Годовой трафик
[ редактировать ]Год | Пассажиры | % Изменять |
---|---|---|
2000 | 2,209,444 | ![]() |
2001 | 1,915,110 | ![]() |
2002 | 1,688,028 | ![]() |
2003 | 1,750,921 | ![]() |
2004 | 3,382,106 | ![]() |
2005 | 5,075,172 | ![]() |
2006 | 6,059,343 | ![]() |
2007 | 6,331,191 | ![]() |
2008 | 6,638,162 | ![]() |
2009 | 6,797,158 | ![]() |
2010 | 7,297,911 | ![]() |
2011 | 7,113,989 | ![]() |
2012 | 7,097,274 | ![]() |
2013 | 6,727,306 | ![]() |
2014 | 7,292,517 | ![]() |
2015 | 8,526,268 | ![]() |
2016 | 11,652,922 | ![]() |
2017 | 12,865,312 | ![]() |
2018 | 12,725,937 | ![]() |
2019 | 11,417,435 | ![]() |
Самые загруженные маршруты
[ редактировать ]Классифицировать | Место назначения | Все пассажиры | Действующие авиакомпании |
---|---|---|---|
1 | Лондон-Гатвик | 486,222 | Изиджет |
2 | Барселона | 459,363 | Изиджет , Райанэйр |
3 | Базель/Мюлуз | 438,698 | Изиджет |
4 | Лондон-Станстед | 436,444 | Райанэйр |
5 | Москва-Шереметьево | 409,388 | Аэрофлот |
Классифицировать | Место назначения | Все пассажиры | Действующие авиакомпании |
---|---|---|---|
1 | Тель-Авив-Бен-Гурион | 290,622 | Astra Airlines , Easyjet , Эль Аль |
2 | Стамбул-Сабиха Гекчен | 153,251 | Пегасус Эйрлайнз |
3 | Анталия | 128,805 | Corendon Airlines , Freebird Airlines , Germania , Pegasus Airlines |
4 | Хургада | 71,213 | Корендон Эйрлайнз , Германия |
5 | Каир | 44,071 | EgyptAir |
Наземный транспорт
[ редактировать ]
Тренироваться
[ редактировать ]Аэропорт Берлин-Шёнефельд обслуживался железнодорожной станцией Берлин-Шёнефельд-Флюгхафен , находящейся в нескольких минутах ходьбы по крытому переходу на уровне земли от терминалов аэропорта. Центральный вокзал Берлина ( Berlin Hbf ) обслуживался напрямую региональными поездами ( RE Regional-Express или RB Regional-Bahn). Они курсировали каждые 30 минут и проезжали через Остбанхоф Берлина , Александерплац , Фридрихштрассе , Центральный вокзал Берлина (через 30 минут), Зоологический сад , Шарлоттенбург и далее. берлинской городской железной дороги Линии S9 и S45 ходят каждые двадцать минут, но только S9 проходит через центральный вокзал Берлина.
Машина
[ редактировать ]До аэропорта можно добраться по близлежащей автомагистрали A113 (выход Schönefeld Süd ), которая сама соединена с автомагистралями A100 , ведущей к центру Берлина, и A10 , которая огибает Берлин и соединяется со всеми направлениями.
Автобус
[ редактировать ]Аэропорт был связан местными BVG автобусными линиями 162 (в сторону Адлерсхофа ) и 171 (в сторону Нойкёльна ). Кроме того, автобусное сообщение X7 обеспечивало соединение с сетью берлинского метро на станции Рудов . [ 34 ] Ночью был доступен подземный запасной автобус N7 .
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 14 августа 1972 года Ил-62 самолет компании Interflug ( зарегистрированный DM-SEA) разбился недалеко от Кенигса Вустерхаузена вскоре во время рейса в Бургас , в результате чего погибли все 156 пассажиров и члены экипажа на борту.
- 22 ноября 1977 года самолёт Ту-134 компании Interflug (регистрация DM-SCM) разбился при посадке в аэропорту Шенефельд из-за неправильно настроенного автопилота . Среди 74 пассажиров и экипажа погибших не было, но самолет был поврежден и не подлежал ремонту. [ 35 ]
- 19 августа 1978 года рейс 165 LOT Polish Airlines , рейс LOT из аэропорта Гданьск-Рембехово в Шенефельд (выполнявшийся на Ту-134, регистрационный SP-LGC), был угнан и вынужден приземлиться в аэропорту Темпельхоф в Западном Берлине. таким образом, его использовали как средство побега из Восточного блока . В этих случаях западные власти обычно не предъявляли преступникам обвинений. [ 36 ]
- 12 декабря 1986 года рейс 892 Аэрофлота , самолет Ту-134 Аэрофлота Ту-134 (регистрационный CCCP-65795), следовавший из аэропорта Минск , разбился в берлинском Бонсдорфе на подходе к аэропорту Шенефельд после попытки приземлиться на взлетно-посадочной полосе, которая была временно заблокирована из-за строительных работ. , в результате чего погибли 72 из 82 пассажиров и членов экипажа на борту. [ 37 ]
- 17 июня 1989 года самолет Ил-62 авиакомпании Interflug (регистрация DDR-SEW), направлявшийся в Москву, вскоре после взлета разбился в поле недалеко от аэропорта и загорелся. Погибли 21 человек на борту и один человек на земле. Власти Восточной Германии опасались диверсии из-за годовщины восстания в Восточной Германии , что привело к задержке оказания помощи раненым. Спасателям Западного Берлина, предлагавшим помощь, было отказано в доступе на место происшествия. Позже причиной аварии стало заклинивание руля направления из-за производственного дефекта. [ 38 ]
- 28 марта 2000 года Боинг 737-300 немецкий (регистрация D-AGES), выполнявший чартерный рейс от имени LTU из Южного аэропорта Тенерифе в Шенефельд, подвергся попытке захвата в полете. Пассажир ворвался в кабину, где напал на пилота, что привело к внезапной потере высоты. Преступник был задержан, и полет продолжился в Берлин. [ 39 ]
- 19 июня 2010 года исторический самолет Douglas DC-3 D-CXXX компании Berlin Air Services, построенный в 1944 году, разбился вскоре после взлета во время местного экскурсионного рейса, в результате чего 7 человек получили ранения, но никто не погиб. [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]- Транспорт в Германии
- Транспорт в Берлине
- Список аэропортов Германии
- Аэропорт Берлин-Бранденбург
- Аэропорты Берлина
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Аэропорты Берлина: SXF становится BER / Обновленный аэропорт Шенефельд становится Терминалом 5 нового аэропорта» . Aviation24.de. 26 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д dmm.travel - «Берлин Шенефельд становится историей 25 октября 2020 г.» (немецкий) 22 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «ЕАД Базовый» . Ead.eurocontrol.int. Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ Сэм Шид (13 марта 2017 г.). «10 ХУДШИХ АЭРОПОРТОВ МИРА» . Независимый . Проверено 15 июня 2021 г.
- ^ «Берлин: Новый аэропорт BER откроется 31 октября 2020 года» . berlinspectator.com . 9 декабря 2019 г.
- ^ Новый аэропорт Берлина наконец откроется в октябре 2020 г. - Reuters, 15 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «ABCD становится KLMQ» . Аэропорт Берлин-Бранденбург . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б aerotelegraph.com - «Терминал 5 Берлина закрывается навсегда» (немецкий) 25 ноября 2022 г.
- ^ «Немецкие крылья переезжают в Берлин-Тегель» . Spiegel.de. 4 сентября 2012 г.
- ^ «Немецкие крылья сталкиваются с конкуренцией со стороны Ryanair» . airliners.de . Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ «Aer Lingus переведет берлинские рейсы с Шенефельда на Тегель» . ч-авиация . Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ «Ryanair хочет значительно увеличить количество пассажиров благодаря базе в Берлине» . airliners.de . Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ «aero.de — Новости и сообщество авиации» . aero.de. 2 мая 2015 года . Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ «Строительные работы в аэропорту Шенефельд: Модернизация федеральной трассы B96a, автостоянка P4 закрыта» . Flughafen Берлин Бранденбург ГмбХ. 15 апреля 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б airliners.de - «В аэропорту Шенефельд откроется новый зал прилета» (немецкий) 25 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Нойманн, Питер (14 декабря 2018 г.). «Больше денег на расширение: аэропорт Шенефельд сохранится до 2026 года и будет расти». Berliner Zeitung (на немецком языке).
- ^ «Планы объектов» . Flughafen Берлин Бранденбург ГмбХ. Архивировано из оригинала 19 октября 2020 года . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ авиалайнеры.de (немецкий) 13 октября 2020 г.
- ^ аэротелеграф - «Расписание переездов» (немецкий) 1 октября 2020 г.
- ↑ tagesspiegel.de (немецкий), 27 ноября 2020 г.
- ^ «Коронавирусное затишье в BER: количество пассажиров в Берлине достигло нового минимума» (на немецком языке). Берлинская газета. 3 марта 2021 г. . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ «Схема аэропорта Шенефельд» .
- ^ «Терминал С для мероприятий и шоу» . Архивировано из оригинала 5 июля 2011 года . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ «Аэропорт Шенефельд: дополнительные полосы контроля в терминале C» . Аэропорт Берлин-Бранденбург . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ « Направления GAT Schönefeld ». Частные крылья . Проверено 7 января 2013 г.
- ^ « Доступ к Центру деловой авиации / GAT ». Частные крылья . Проверено 7 января 2013 г.
- ^ « Отпечаток ». Частные крылья . Получено 7 января 2013 г. «Почтовый адрес: [ sic ] PRIVATE WINGS Flugcharter GmbH Главные исполнительные директора: Питер Пауль Гатц и Андреас Вагнер, аэропорт Берлин – Шенефельд 12521 Берлин, Германия» и «Адрес доставки: Private Wings Flugcharter GmbH Waßmannsdorfer Straße 12529 Schönefeld ( ранее Дипенсее)"
- ^ "Всемирный справочник авиакомпаний". Рейс Интернешнл . 26 марта 1988 г. 82 . «Головной офис: DDR-1189, аэропорт Берлин-Шёнефельд, Германская Демократическая Республика».
- ^ "Всемирный справочник авиакомпаний". Рейс Интернешнл . 26 марта 1970 г. 484 . «Головной офис: Zentralflughafen. Берлин-Шонефельд, 1189. Германская Демократическая Республика».
- ^ «Схемы аэропорта Берлина Шенефельд, 2008 г.» (PDF) . Джеппесен Сандерсон. 7 ноября 2021 г.
- ^ «Флугплансухе» . Архивировано из оригинала 17 марта 2015 года . Проверено 29 марта 2015 г.
- ^ Наши аэропорты. «Региональная сила, глобальная связь» . www.adv.aero (на немецком языке).
- ^ Jump up to: а б Дестатис
- ^ «Берлинские автобусные линии. Проверено 23 декабря 2009 г.» . Bvg.de.
- ^ «Авария между рейсами 1977 года в базе данных авиационных происшествий. Получено 23 декабря 2009 года» . Aviation-safety.net . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ «Угон LOT в базе данных авиационных происшествий. Получено 23 декабря 2009 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ «Авария Аэрофлота 1986 года в базе данных авиационных происшествий. Получено 23 декабря 2009 года» . Aviation-safety.net . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ «Авария между рейсами 1989 года в базе данных авиационных происшествий. Получено 23 декабря 2009 года» . Aviation-safety.net . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ «Германия предприняла попытку захвата базы данных об авиационных происшествиях. Получено 23 декабря 2009 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 20 июня 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с аэропортом Берлин-Шенефельд , на Викискладе?
- Аэропорты, основанные в 1934 году.
- Несуществующие аэропорты Германии
- Здания и сооружения в Трептов-Кёпенике
- Бывшие советские военные авиабазы в Восточной Германии
- Здания и сооружения в Даме-Шпревальде
- 1934 заведения в Германии
- Закрытие предприятий в Германии в 2020 году
- Аэропорты закрыты в 2020 году
- Аэропорты города Берлин