Мистерианцы
Мистерианцы | |||
---|---|---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |||
Японское имя | |||
Кандзи | силы защиты земли | ||
| |||
Режиссер | Исиро Хонда | ||
Автор сценария | Такеши Кимура [1] | ||
Рассказ | Джоджиро Оками [1] | ||
На основе | Адаптация Сигэру Каяма [1] | ||
Продюсер: | Томоюки Танака [1] | ||
В главных ролях | |||
Кинематография | Хадзиме Коидзуми [1] | ||
Под редакцией | Хироичи Ивашита [1] | ||
Музыка | Акира Ифукубе [1] | ||
Производство компания | |||
Распространено | Вон тот | ||
Дата выпуска |
| ||
Время работы | 89 минут [2] | ||
Страна | Япония | ||
Языки | японский Английский | ||
Бюджет | 200 миллионов йен [3] | ||
Театральная касса | 1,5 миллиона долларов [а] |
Мистерианцы ( яп . 地球防衛軍 , Хепберн : Chikyū Bōeigun , букв. « Силы защиты Земли » ) — японский эпический научно-фантастический фильм 1957 года режиссёра Исиро Хонды со спецэффектами Эйдзи Цубурая . Произведенный и распространяемый Toho Co., Ltd. , это первая совместная работа Honda-Tsuburaya, снятая как в цвете, так и в TohoScope , в которой снимались Кэндзи Сахара , Юми Сиракава , Момоко Коти , Акихико Хирата , Ёсио Цучия , Сусуму Фудзита и Такаши Симура . с Харуо Накадзимой и Кацуми Тэдзукой в роли Могеры. В фильме силы обороны Земли объединяются для борьбы с инопланетной расой, желающей вступить в брак с человеческими женщинами и поселиться на планете.
Вдохновленные успехом высокобюджетных научно-фантастических фильмов в Японии и США, руководители Toho загорелись желанием создать собственную научно-фантастическую эпопею. Продюсер Томоюки Танака нанял писателя-фантаста Дзёдзиро Оками для разработки истории, которую Сигэру Каяма позже адаптировал для Такеши Кимуры сценария . Хонда заявил, что в производстве фильма участвовали три компании, что является наибольшим количеством среди всех постановок токусацу , которые он руководил.
«Мистеры» были показаны в Японии 28 декабря 1957 года как двойной полнометражный фильм с «Молодежью Сазаэ» . После выхода он имел кассовые сборы в Японии: заработал 193 миллиона йен при бюджете в 200 миллионов йен во время первоначального показа в кинотеатрах, что сделало его десятым по прибылям японским фильмом 1957 года и привело Тохо к созданию еще двух космических фильмов. тематические научно-фантастические эпопеи: «Битва в космосе» (1959) и «Горат» (1962) . Английский дубляж фильма был произведен RKO Radio Pictures и распространен в США компанией Metro-Goldwyn-Mayer 27 мая 1959 года, где он собрал 975 000 долларов и, как сообщается, получил в основном положительные отзывы. Западные кинокритики высоко оценили спецэффекты Цубураи, но некоторые раскритиковали сюжет как запутанный и детский.
«Мистеры» в настоящее время считаются одними из самых известных и зрелищных фильмов Хонды-Цубурая и приобрели культ среди поклонников научно-фантастических фильмов. Это вдохновило знаменитую гаражную рок-группу ? а также «Мистерианцы» и снятый для телевидения фильм 1968 года «Марсу нужны женщины» . Могера из фильма Робот Кайдзю позже стал повторяющимся персонажем франшизы Тохо о Годзилле , особенно появившись в фильме 1994 года «Годзилла против Космического Годзиллы» (1994), телесериале « Остров Годзиллы» (1997–1998), а также в многочисленных комиксах и видеоиграх.
Сюжет
[ редактировать ]![]() | Краткое изложение сюжета этой статьи может быть слишком длинным или чрезмерно подробным . ( Апрель 2023 г. ) |
Астрофизик Рёити Сираиси, его невеста Хироко Ивамото, его сестра Эцуко и его друг Джоджи Ацуми присутствуют на фестивале бон в деревне у подножия горы Фудзи . Во время фестиваля Сираиси бросается расследовать внезапный лесной пожар, вспыхнувший неподалеку, и исчезает во время суматохи. На следующий день Ацуми встречает своего наставника, доктора Танджиро Адачи, главного астронома , в местной обсерватории. Адачи вручает ему неполный отчет, написанный Сираиси о недавно открытом астероиде, который, по его мнению, когда-то был планетой между Марсом и Юпитером, получившим название «Мистероид». Однако Адачи отвергает свою радикальную теорию.
Тем временем деревня, в которой проводился фестиваль, полностью уничтожена сильным землетрясением . Исследуя местность, Ацуми и группа полицейских натыкаются на гигантского робота Могеру, который вырывается со склона холма. Он испускает лучи, уничтожающие большую часть следственной группы; выживают только Ацуми и главный полицейский. Затем той ночью робот направляется в город возле моста Кояма, где встречает сильное сопротивление со стороны Сил самообороны Японии . Однако их артиллерия не действует на Могеру, и робот продолжает неистовствовать, пока не будет уничтожен взрывчаткой, взорванной японскими войсками возле моста Кояма.
После того, как Ацуми информирует чиновников о том, что удалось узнать о роботе в здании Национального парламента , астрономы становятся свидетелями активности в космическом пространстве вокруг Луны. Они предупреждают мир об этом открытии, и вскоре после этого появляются инопланетяне, их гигантский купол прорывается сквозь земную кору возле горы Фудзи. Доктор Адачи и пять других ученых соглашаются провести конференцию под куполом после того, как загадочный голос попросил их сделать это во время наблюдения за куполом военного и научного окружения. Мужчин официально проводят под купол, где научно развитая гуманоидная инопланетная раса, известная как «мистерианцы», раскрывает свои требования к людям Земли: полосу земли радиусом в две мили и право жениться на женщинах Земли. Тайный лидер рассказывает, что тысячи лет назад их планета — Мистероид, некогда пятая планета от Солнца — была уничтожена ядерной войной . Хотя некоторым мистерианцам удалось сбежать на Марс до того, как их планета стала непригодной для жизни, стронций-90 Оставшаяся часть населения инопланетян деформирована и искалечена, и поэтому они желают скрещиваться с женщинами на Земле, чтобы произвести более здоровое потомство и сохранить свою расу живой.
Япония быстро отклоняет их просьбы и начинает мобилизацию своих вооруженных сил вокруг горы Фудзи. Сираиси, исчезнувший во время лесного пожара, показывает, что он встал на сторону мистерианцев из-за их технологических достижений. Без колебаний Япония быстро начинает полномасштабную атаку на купол Мистерианцев, но их современное вооружение не может сравниться с технологиями Мистерианцев. Эта неудача заставляет Японию умолять другие страны объединить усилия для искоренения угрозы мистерианцев. Страны всего мира реагируют и в течение короткого периода времени совершают еще один налет на купол Мистерианцев, используя недавно разработанные дирижабли классов Альфа и Бета, которые также не справляются с их передовым вооружением.
Затем мистерианцы увеличивают свои требования, прося участок земли радиусом 75 миль, поскольку Земля продолжает разрабатывать новый метод нападения. Усилия Земли в этом вопросе окупаются, поскольку был разработан Markalite FAHP (Летающий атомный тепловой проектор), гигантская линза, которая может отражать вооружение мистерианцев. Тем временем мистерианцы похищают Эцуко и Хироко, заставляя Ацуми искать и находить вход в пещеру, ведущую в туннель под куполом мистерианцев.
Тем временем Markalite FAHP запускаются большими ракетами Markalite GYRO, и начинается финальная битва против оперативной базы мистерианцев. Ацуми входит в купол и находит женщин, похищенных мистерианцами, живых и невредимых, в неохраняемой комнате. Он забирает их обратно в туннель, где находит Шираиси, который признает, что мистерианцы обманули его и действительно не имеют добрых намерений. В последней атаке на базу изнутри Сираиси жертвует собой в последней атаке на базу изнутри, в то время как маркалитские FAHP атакуют команду с воздуха. В разгар битвы вторая Могера, развернутая Мистерианцами, выводится из строя после того, как на нее падает один из FAHP. Когда Адачи и женщины достигают безопасного места на холмах над оккупированной землей мистерианцев, купол рушится и взрывается. В то время как некоторые из выживших мистерианцев убегают в космос на своих космических кораблях, доктор Адачи отмечает необходимость сохранения бдительности.
Бросать
[ редактировать ]- Кендзи Сахара в роли Джоджи Ацуми
- Юми Сиракава в роли Эцуко Сираиси
- Момоко Коти в роли Хироко Ивамото
- Акихико Хирата в роли Рёити Сираиси
- Такаши Шимура и доктора. Кенджиро Адачи
- Сусуму Фудзита, как генерал Морита
- Хисая Ито, как капитан Секи
- Ёсио Косуги, как командир Сугимото
- Фуюки Мураками в роли доктора Нобу Каванами
- Тецу Накамура, как доктор Кода
- Ёсио Цучия — таинственный лидер
- Джордж Фернесс, как доктор Свенсон
- Гарольд Конвей, как доктор ДеГрасиа
- Хэйхачиро Окава — директор по внешним связям штаба обороны
- Харуо Накадзима , Кацуми Тэдзука в роли Могеры
Темы
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2023 г. ) |
Режиссер Исиро Хонда описал фильм, сказав, что он «больше по масштабу по сравнению с Годзиллой или Роданом и призван стать скорее настоящим научно-фантастическим фильмом ... Я хотел бы стереть представление о Востоке [эпохи холодной войны]». против Запада и передают простое, универсальное стремление к миру, объединению всего человечества как одного целого для создания мирного общества». [6] Размышляя о периоде разработки фильма, Хонда заявил, что уважает ученых, но «боится опасности науки, что тот, кто ее контролирует, может захватить всю Землю». [7]
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Вдохновленные успехом высокобюджетных научно-фантастических фильмов в Японии и США (таких как Байрона Хаскина » режиссера эпопея «Война миров 1953 года и фильм Фреда Ф. Сирса 1956 года «Земля против летающих тарелок» ), Toho руководители увлеклись созданием собственного научно-фантастического эпоса. [8] [9]
Продюсер Томоюки Танака нанял писателя-фантаста Дзёджиро Оками для написания истории после прочтения романа Оками «Маленькая коробочка со свинцом» . [10] Несмотря на то, что Танака просил, чтобы его рассказ был написан в виде романа, при условии, что позже он будет опубликован в журнале, [10] Сюжетная трактовка Оками фильма так и не была опубликована. [11] Обращение Оками не включало Могеру, Сираиси, предавших человечество, или мистерианцев, стремящихся к браку с человеческими женщинами. [11] , сказал Оками, Сообщается, что Сигэру Каяма, который адаптировал его для сценария Такеши Кимуры что обработка «сделает его более романтичным». [11]
Кастинг
[ редактировать ]Партнер по фильму «Семь самураев» (1954) Ёсио Цучия особенно сыграл в фильме таинственного лидера. Цучию не беспокоил тот факт, что на нем будет шлем, очки и натирающий кожу костюм из огнестойкой стекловолоконной ткани. Пытаясь компенсировать это, Цучия создал свои собственные отрывистые жесты - «космическую игру». В интервью Цучия заявил: «Тохо отказался [нанять меня на эту роль], потому что мое лицо будет закрыто. Я не согласился, сказав, что быть актером - это не просто показывать наши лица. Это впечатлило Хонда-сана. очень сильно, и у нас сложились отношения как на работе, так и вне работы». По словам режиссера Исиро Хонды , «[Цучия] хотел [сыграть эту роль], но я также знал его очень хорошо, поэтому подумал, что он быть хорошо брошенным». [12]
«Мистеры» стали Такаси Симуры третьей второстепенной ролью в фильме токусацу , созданном Тохо , после его роли палеонтолога в «Годзилле» Хонды (1954) и Мотоёси Оды ( «Снова набеги Годзиллы» 1955). [13] Точно так же Годзиллы звезды Момоко Коти и Акихико Хирата и звезды Родана (1956) Кендзи Сахара и Юми Сиракава играют в фильме главные роли в роли Хироко Ивамото, Рёити Сираиси, Дзёдзи Ацуми и Эцуко Сираиси соответственно. [14]
На второстепенные роли в фильме было задействовано большое количество иностранных актеров, что указывает на зарубежные амбиции Тохо в отношении фильмов Хонда-Цубурая. Среди актеров, сыгранных Организации Объединенных Наций в фильме в роли ученых , были Джордж Фернесс, британский юрист, который представлял бывших обвиняемых Японской империи в Токийском трибунале по военным преступлениям , и Гарольд С. Конвей, токийский бизнесмен. Их переводчиком был Хэйхатиро Окава , актер с плодотворной эклектичной карьерой в Японии и за рубежом. [4] сыгравший в фильме эпизодическую роль в качестве директора по внешним связям штаба обороны. [15]
Съемки
[ редактировать ]«Мистеры» — это первая совместная работа Хонды и режиссера спецэффектов Эйдзи Цубурая , снятая в анаморфотном TohoScope , который студия представила совсем недавно. [7]
Выпускать
[ редактировать ]«Мистеры» были выпущены в Японии компанией Toho 28 декабря 1957 года. [2] За время проката фильм заработал 193 миллиона йен , что сделало его вторым самым кассовым фильмом года Тохо после « Хироши Инагаки » Человека-рикши и десятым самым кассовым фильмом в Японии в целом. [4] Фильм был переиздан в кинотеатрах Японии 18 марта 1978 года. [16]
В Соединенных Штатах «Мистеры» изначально были приобретены компанией RKO Radio Pictures , которая обеспечила дубляж, но были проданы Loew's Inc. для выпуска из-за неудачного состояния RKO. [2] Metro-Goldwyn-Mayer выпустила фильм в США 15 мая 1959 года как двойной полнометражный фильм с Ватуси . [2] он собрал 975 000 долларов. В американском прокате [5] но принесла MGM только прибыль в размере 58 000 долларов . [17]
Домашние СМИ
[ редактировать ]В 2005 году «Мистеры» были выпущены на DVD «Регион 1» компанией Media Blasters под их лейблом Tokyo Shock. Он содержал японскую версию с английскими субтитрами и совершенно новый неотредактированный английский дубляж, любезно предоставленный Bang Zoom! У Entertainment as Toho не было оригинальных мастеров для RKO Dub. По состоянию на 2019 год их DVD больше не издается. В 2006 году BFI выпустила японскую версию « Мистеров» на DVD. [18] Фильм доступен на канале The Criterion . [19]
Прием
[ редактировать ]Современный
[ редактировать ]По данным Boxoffice , «Мистеры» получили в целом положительные отзывы в США. [20] Variety назвал его «хорошо сделанным», отметив, что «спецэффекты, включающие скользящую землю, сотрясение земли и плавящиеся минометы, реалистично выполнены, что доказывает, что объект, в котором японские кинематографисты работают с миниатюрами». [21] но нашел фильм «Так же банально, как и яростно», отметив, что «в то время как Джуниор может быть тронут прибытием гремлинов из космоса, старший брат и все ему подобные будут смеяться до упаду». [21] В обзоре прокомментирован английский дубляж, заявив, что он «достаточно понятен, но можно легко поверить, что что-то было потеряно при переводе». [21] В «Отчетах Харрисона» говорится, что он «намного лучше, чем большинство картин такого типа, снятых в Америке» и «хотя идея сюжета предлагает мало нового [ sic ], действие хорошо удерживает интерес, главным образом, из-за творческой обстановки, тщательно продуманного космического корабля используемый захватчиками вместе со своими многочисленными электронными устройствами, а также очень хорошие спецэффекты, с помощью которых изображаются катастрофические сцены разрушений, в то время как захватчики и земляне сражаются друг с другом, используя все виды оружия». [22] Motion Picture Daily высоко оценила эффекты фильма, написав, что «даже самый измученный поклонник боевиков должен будет признать, что некоторые сцены массовых катастроф, кажущиеся бесконечными стычки в небе и на земле, а также ультрасовременные декорации из «Бака Роджерса» редко когда вызывают восторг». если когда-либо, были равны». [23]
Некоторые критики раскритиковали английскую дублированную версию фильма Питера Ритхофа и Карлоса Монтальбана, в том числе «HHT» из The New York Times и неуказанного автора для The Monthly Film Bulletin . [24] [25] Последний сказал, что его «основные недостатки - это небольшой и запутанный сюжет, непроработанная характеристика и бесхитростная игра», но похвалил художественную режиссуру и постановку фильма, назвав их «возможно, самым ярким проявлением пиротехники в этом жанре на сегодняшний день». [25]
Во время показа в США некоторые театралы обвинили фильм в коммунистической пропаганде . [26]
Ретроспектива
[ редактировать ]В ретроспективе советского научно-фантастического фильма британский режиссер Алекс Кокс сравнил «Мистеров» с «Первым космическим кораблем на Венере» , но назвал последний «более сложным и морально неоднозначным». [27] AllMovie хвалит фильм за спецэффекты. [28] В ретроспективном обзоре компания Sight & Sound обнаружила, что ее «космические визуальные эффекты и красочный дизайн предвосхищают впечатляющие фантазии, которые Хонда продолжала создавать для Тохо в [1960-е годы», включая Мотру , Годзиллу против Существа , Гидру Трехголового. Монстр и вторжение астромонстров [ так в оригинале ]». [29]
Наследие
[ редактировать ]«Мистеры» в настоящее время считаются одними из самых известных и зрелищных фильмов Хонды-Цубурая и приобрели культ среди поклонников фильмов о роботах и научно-фантастических фильмах. [18] Японское общество назвало этот фильм одним из самых знаменитых «научно-фантастических классиков» Японии. [30] Фильм вдохновил знаменитую гаражную рок-группу ? и мистерии [31] и снятый для телевидения фильм 1968 года «Марсу нужны женщины» . [32] Могера из фильма Робот Кайдзю позже стал повторяющимся персонажем во франшизе Тохо «Годзилла» , особенно появившись в видеоигре 1988 года «Годзилла: Монстр монстров» , фильме 1994 года «Годзилла против Космического Годзиллы» . [33] телесериал «Остров Годзиллы» (1997–1998) [34] а также многочисленные комиксы.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гэлбрейт IV 1996 , с. 301.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гэлбрейт IV 1996 , с. 302.
- ^ Мотояма и др. 2012 , стр. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Райфл и Годзишевски 2017 , стр. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Райфл и Годзишевски 2017 , стр. 148.
- ^ Райфл и Годзишевски 2017 , стр. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Райфл и Годзишевский 2017 , стр. 139.
- ^ Ньюман 2006 , с. 1.
- ^ Райфл и Годзишевски 2017 , стр. 138.
- ^ Перейти обратно: а б Toho 1986 , pp. 155-157.
- ^ Перейти обратно: а б с Мотояма и др. 2012 , стр. 26.
- ^ Райфл и Годзишевски, 2017 , стр. 140–141.
- ^ Ноллен 2019 , с. 101.
- ^ Танака 1983 , с. 535.
- ^ Танака 1983 , с. 528.
- ^ Гэлбрейт IV 2008 , с. 311.
- ^ Леджер Эдди Мэнникса , Лос-Анджелес: Библиотека Маргарет Херрик, Центр изучения кино .
- ^ Перейти обратно: а б « Мистеры (DVD)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ « Мистеры » . Канал «Критерий» . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ Кассовые сборы 1960 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с Уиллис 1985 , с. 138: «Проверено 15 мая 1959 г.»
- ^ « Мистерианцы с полностью японским составом» . Отчеты Харрисона . Том. 41, нет. 21. 23 мая 1959. с. 83.
- ^ «Чикю Бойгун (Мистеры), Япония, 1957». Кинофильм Ежедневно . Том. 85, нет. 95. 1959. с. 5.
- ^ HHT (2 июля 1959 г.). «Экран: Двойной счет; «Ватуси» прибывает с «Мистерианцами» » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Чикю Бойгун (Мистеры), Япония, 1957». Ежемесячный кинобюллетень . Том. 26, нет. 300. Британский институт кино . 1959. с. 58.
- ^ Стюардсон, Кристофер (26 ноября 2020 г.). «Мысли о фильме: Мистерианцы (1957)» . Журнал «Наша культура» . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ Кокс, Алекс (30 июня 2011 г.). «Ракеты из России: великие научно-фантастические фильмы Восточного блока» . Хранитель . Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ Манникка, Элеонора. «Мистеры» . Всефильм . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Холлингс, Кен (март 2006 г.), «Обзоры: DVD-диски: Крупный план: Происхождение видов», Sight and Sound , vol. 16, нет. 3, Британский институт кино , с. 92
- ^ «Режиссура Годзиллы: Жизнь режиссера Исиро Хонды» . Японское общество . 21 февраля 2018 года . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ «Вопросительный знак и мистерии» . Топот Пондерозы . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Ньюман 2006 , с. 2.
- ^ Мамия 2000 , с. 47.
- ^ Мамия 2000 , с. 183.
Источники
[ редактировать ]- «BookinGuide: обзорный дайджест и алфавитный указатель». Театральная касса . 25 января 1960 года.
- Гэлбрейт IV, Стюарт (1996). Японская фильмография: 1900-1994 гг . МакФарланд. ISBN 0-7864-0032-3 .
- Гэлбрейт IV, Стюарт (2008). История Toho Studios: история и полная фильмография . Пугало Пресс. ISBN 978-1461673743 .
- Мамия, Наохико (2000). ゴジラ1954–1999超全集 [ Годзилла 1954–1999 Super Complete Works ] (на японском языке). Шогакукан . ISBN 978-4091014702 .
- Судзуки, Нобутака, Масаси (2012). ( на Полное собрание сочинений по фильмам со спецэффектами японском языке). Мотояма, Шо; Мацуномото, Кадзухиро ; 978-4-864-91013-2 .
- Ноллен, Скотт Аллен (14 марта 2019 г.). Такаси Симура: Хамелеон японского кино . МакФарланд и компания . ISBN 978-1-4766-3569-9 .
- Ньюман, Ким (2006). Мистерианцы (буклет). Британский институт кино . ASIN B000CNEPL0 .
- Райфл, Стив; Годзишевски, Эд (2017). Исиро Хонда: Жизнь в кино, от Годзиллы до Куросавы . Издательство Уэслианского университета. ISBN 9780819570871 .
- Танака, Томоюки (1983). Полная история фильмов Тохо со спецэффектами ( на . издательства Тохо ) японском языке, ISBN 4-924609-00-5 .
- . Серия фильмов со спецэффектами Toho Кинг-Конг против Годзиллы / Силы защиты Земли SF (на японском языке. Том 5. Издательство Toho, 1 марта 1986 г. ). 4-924609-16-1 .
- Уиллис, Дональд, изд. (1985). Полные обзоры научной фантастики журнала Variety . Гарланд Паблишинг Инк. ISBN 0-8240-6263-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Силы обороны Земли (Чикю Боэйгун)» (на японском языке). База данных японских фильмов , дата обращения 13 июля 2007 г ..
- Мистерианцы на IMDb
- Мистерианцы в AllMovie
- Мистерианцы в базе данных фильмов TCM
- фильмы 1957 года
- Научно-фантастические фильмы 1950-х годов
- Фильмы, написанные Акирой Ифукубе
- Фильмы режиссера Исиро Хонды
- Фильмы продюсера Томоюки Танаки
- Действие фильмов происходит в префектуре Сидзуока.
- Действие фильмов происходит в префектуре Тотиги.
- Фильмы, действие которых происходит в Токио
- Действие фильмов происходит в префектуре Яманаси.
- Японскоязычные фильмы 1950-х годов
- фильм Чайки
- фильмы о монстрах 1950-х годов
- Японские фильмы о роботах
- Фильмы Тохо токусацу
- Фильмы о вторжениях инопланетян
- Японские фильмы 1950-х годов
- Японские научно-фантастические триллеры
- Японские многоязычные фильмы
- Англоязычные японские фильмы