Jump to content

Эжен Виолле-ле-Дюк

(Перенаправлено с Эжена Виолле-ле-Дюка )
Эжен Виолле-ле-Дюк
Фотография Надара
Рожденный
Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк

( 1814-01-27 ) 27 января 1814 г.
Париж, Франция
Умер 17 сентября 1879 г. (1879-09-17) (65 лет)
Лозанна , Швейцария
Национальность Французский
Занятие Архитектор
Награды Королевская золотая медаль (1864 г.)
Подпись

Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (англ. Французский: [øʒɛn vjɔlɛ dyk] ; 27 января 1814 — 17 сентября 1879) — французский архитектор и писатель, известный своей реставрацией самых выдающихся средневековых достопримечательностей Франции. Его основные проекты реставрации включали Нотр-Дам де Пари , базилику Сен-Дени , Мон-Сен-Мишель , Сент-Шапель , средневековые стены города Каркассон и замок Рокетайлад в регионе Бордо.

Его труды об декорировании и о взаимосвязи между формой и функцией в архитектуре оказали фундаментальное влияние на целое новое поколение архитекторов, включая всех крупнейших модерна художников : Антонио Гауди , Виктора Орта , Гектора Гимара , Анри ван де Вельде , Анри Соважа. и Школа Нанси , Поль Ханкар , Отто Вагнер , Эжен Грассе , Эмиль Галле и Хендрик. Петрус Берлаге . Он также оказал влияние на первых современных архитекторов Фрэнка Ллойда Райта , Миса ван дер Роэ , Огюста Перре , Луи Салливана и Ле Корбюзье , которые считали Виолле-ле-Дюк отцом современной архитектуры. [ 1 ] Английский архитектор Уильям Берджес в конце жизни признался: «Мы все записывали Виолле-ле-Дюк, хотя никто не умел читать по-французски». [ 2 ]

Его произведения также повлияли на Джона Раскина , Уильяма Морриса и движение искусств и ремесел . [ 3 ] На Международной выставке 1862 года в Лондоне эстетические произведения Эдварда Бёрн-Джонса , Кристины Россетти , Филипа Уэбба , Уильяма Морриса, Симеона Соломона и Эдварда Пойнтера находились под прямым влиянием рисунков в «Словаре Виолле-ле-Дюк». [ 4 ]

Молодежь и образование

[ редактировать ]

Виолле-ле-Дюк родился в Париже в 1814 году. Его дед был архитектором, а отец — высокопоставленным государственным служащим, который в 1816 году стал смотрителем королевских резиденций Людовика XVIII. Его дядя Этьен-Жан Делеклюз был художником, бывшим учеником Жака-Луи Давида , искусствоведом и вел литературный салон, который посещали Стендаль и Сент-Бев . У его матери был собственный салон, который могли посещать как женщины, так и мужчины. Там в 1822 или 1823 году Эжен познакомился с Проспером Мериме , писателем, сыгравшим решающую роль в его карьере. [ 5 ] [ 6 ]

В 1825 году он начал свое образование в пансионе Моран в Фонтене-о-Роз . Он вернулся в Париж в 1829 году в качестве студента колледжа де Бурбон (ныне лицей Кондорсе ). Он сдал экзамен на степень бакалавра в 1830 году. Его дядя убеждал его поступить в Школу изящных искусств , которая была создана в 1806 году, но в Школе была чрезвычайно жесткая система, полностью основанная на копировании классических моделей, и Эжен не был заинтересован. Вместо этого он решил получить практический опыт в архитектурных бюро Жака-Мари Юве и Ахилла Леклера , посвятив при этом большую часть своего времени рисованию средневековых церквей и памятников вокруг Парижа.

В шестнадцать лет он участвовал в июльской революции 1830 года , свергнувшей Карла X , построив баррикаду. После революции, которая привела к власти Луи-Филиппа , его отец стал главой бюро королевских резиденций. Новое правительство впервые учредило должность генерального инспектора исторических памятников. Дядя Эжена Делеклюз согласился взять Эжена в длительную поездку по Франции, чтобы осмотреть памятники. С июля по октябрь 1831 года они путешествовали по югу Франции, и он вернулся с большой коллекцией подробных картин и акварелей церквей и памятников. [ 5 ]

Женский банкет в Тюильри, картина Виолле-ле-Дюк (1835 г.)

По возвращении в Париж он переехал с семьей во дворец Тюильри , где его отец теперь был губернатором королевских резиденций. Его семья снова убеждала его поступить в Школу изящных искусств, но он все равно отказался. В декабре 1831 года он написал в своем дневнике: « Школа - это всего лишь образец для архитекторов. Все они получаются практически одинаковыми». [ 5 ] Он был талантливым и дотошным художником; он путешествовал по Франции, посещал памятники, соборы и другую средневековую архитектуру, делал подробные рисунки и акварели. В 1834 году, в возрасте двадцати лет, он женился на Элизабет Темплие, и в том же году он был назначен доцентом кафедры декоративного оформления Королевской школы декоративных искусств, что давало ему более регулярный доход. [ 7 ] Среди его первых учеников был Леон Гошерель . [ 8 ]

На деньги от продажи своих рисунков и картин Виолле-ле-Дюк отправился в длительное путешествие по памятникам Италии, посетив Рим, Венецию, Флоренцию и другие места, рисуя и рисуя. В 1838 году он представил несколько своих рисунков в Парижском салоне и начал делать книгу путешествий « Живописные и романтические образы старой Франции» , для которой между 1838 и 1844 годами он сделал около трёхсот гравюр. [ 9 ]

Первые архитектурные реставрации

[ редактировать ]
Аббатство Везле , первый проект реставрации Виолле-ле-Дюк.

В октябре 1838 года по рекомендации Ахилла Леклера , архитектора, у которого он обучался, он был назначен заместителем инспектора по расширению отеля Soubise , нового дома Французского национального архива. Его дядя, Делеклюз, затем рекомендовал его новой Комиссии исторических памятников Франции, возглавляемой Проспером Мериме , который только что опубликовал книгу о средневековых французских памятниках. Хотя ему было всего двадцать четыре года и он не имел степени архитектора, его попросили поехать в Нарбонну , чтобы предложить план завершения строительства там собора. Проект был отвергнут местными властями как слишком амбициозный и слишком дорогой.

Его первым настоящим проектом была реставрация аббатства Везле , которую многие считали невозможной. Церковь была разграблена гугенотами в 1569 году, а во время Французской революции фасад и скульптуры на фасаде были разрушены. Своды крыши были ослаблены, и многие камни были увезены для других проектов. Когда Мериме пришел осмотреть строение, он услышал, как вокруг него падают камни. В феврале 1840 года он поручил Виолле-ле-Дюку восстановить и реконструировать церковь, чтобы она не рухнула, «точно соблюдая в своем проекте восстановления все древние замыслы церкви». [ 10 ]

Задача была тем более сложной, что до этого времени не проводилось научных исследований средневековых строительных технологий и не существовало школ реставрации. У него не было планов относительно первоначального здания, в котором можно было бы работать. Виолле-ле-Дюк должен был обнаружить недостатки конструкции, из-за которых здание изначально начало разрушаться, и построить более прочную и устойчивую конструкцию. Он облегчил крышу и построил новые арки для стабилизации конструкции, а также немного изменил форму сводов и арок. За эти модификации его критиковали в 1960-е годы, однако, как отмечали его защитники, без них крыша бы рухнула под собственным весом. [ 10 ] Заместитель Мериме, Ленорман, осмотрел строительство и доложил Мериме: «Молодой Ледюк, кажется, вполне достоин вашего доверия. Ему нужна была великолепная смелость, чтобы взять на себя руководство столь отчаянным предприятием; подожди всего десять лет, и церковь превратилась бы в груду камней». [ 11 ] Реставрационные работы продолжались 19 лет.

Сент-Шапель и Амбуаз

[ редактировать ]

Успех Виолле-ле-Дюк в Везле привел к появлению большого количества проектов. В 1840 году в сотрудничестве со своим другом архитектором Жаном-Батистом Лассю он начал реставрацию Сент-Шапель в Париже, которая после революции была превращена в склад. В феврале 1843 года король Луи-Филипп отправил его в замок Амбуаз , чтобы восстановить витражи в часовне, в которой находится гробница Леонардо да Винчи . К сожалению, окна были разрушены в 1940 году во время Второй мировой войны. [ 12 ]

В 1843 году Мериме взял Виолле-ле-Дюка с собой в Бургундию и на юг Франции во время одной из своих длительных поездок по осмотру памятников. Виолле-ле-Дюк сделал чертежи зданий и написал подробные отчеты о каждом объекте, иллюстрированные своим рисунком, которые были опубликованы в архитектурных журналах. Благодаря своему опыту он стал самым выдающимся академическим исследователем французской средневековой архитектуры. [ 12 ] а его средневековый словарь, содержащий более 4000 рисунков, на сегодняшний день содержит крупнейшую иконографию по этой теме.

Нотр-Дам Парижа

[ редактировать ]

В 1844 году при поддержке Мериме тридцатилетняя Виолле-ле-Дюк и тридцатисемилетний Лассус выиграли конкурс на реставрацию собора Парижской Богоматери , который длился двадцать пять лет. Их проект касался в первую очередь фасада, где многие статуи над порталами были обезглавлены или разбиты во время революции. Они предложили два основных изменения в интерьере: восстановить два отсека до их первоначальной средневековой высоты в четыре этажа и удалить мраморные неоклассические конструкции и украшения, которые были добавлены к хору во время правления Людовика XIV. Мериме предупредил их, чтобы они были осторожны: «В таком проекте нельзя действовать слишком осмотрительно или осмотрительно... Реставрация может оказаться более губительной для памятника, чем разрушительные действия веков». [ 12 ] Комиссия по историческим памятникам одобрила большую часть планов Виолле-ле-Дюка, но отклонила его предложение убрать хор, построенный при Людовике XIV. Сам Виолле-ле-Дюк отклонил предложение добавить к башням два новых шпиля, аргументируя это тем, что такой памятник «был бы замечательным, но не был бы Собором Парижской Богоматери». [ 13 ] Вместо этого он предложил восстановить первоначальный средневековый шпиль и колокольню над трансептом, которые были сняты в 1786 году из-за неустойчивости на ветру. [ 14 ]

После утверждения проекта Виолле-ле-Дюк сделала рисунки и фотографии существующих декоративных элементов; затем их убрали, и поток скульпторов принялся делать в основанной им мастерской новые статуи святых, горгульи, химеры и другие архитектурные элементы, работая по его рисункам и фотографиям подобных произведений в других соборах того же периода. [ 14 ] Он также спроектировал новую сокровищницу в готическом стиле, которая будет служить музеем собора, заменив резиденцию архиепископа, разрушенную во время беспорядков в 1831 году.

Колокола в двух башнях были вывезены в 1791 году и переплавлены для изготовления пушек. Виолле-ле-Дюк приказал отлить новые колокола для северной башни и построить внутри новую конструкцию для их поддержки. Виолле-ле-Дюк и Лассю также восстановили ризницу на южной стороне церкви, которая была построена в 1756 году, но была сожжена мятежниками во время июльской революции 1830 года. Был завершен новый шпиль, более высокий и прочный. построен, чтобы противостоять погоде; он был украшен статуями апостолов, а лик святого Фомы, покровителя архитекторов, имел заметное сходство с Виолле-ле-Дюком. [ 14 ] Шпиль был разрушен 15 апреля 2019 года в результате пожара в соборе Парижской Богоматери .

Сен-Дени и Амьен

[ редактировать ]

В свободное от работы время в Париже Виолле-ле-Дюк продолжал свои длительные поездки по французским провинциям, инспектируя и проверяя ход более двадцати различных реставрационных проектов, находившихся под его контролем, в том числе семь только в Бургундии. Новые проекты включали базилику Сен-Сернен в Тулузе и базилику Сен-Дени недалеко от Парижа. Сен-Дени реставрировал другой архитектор, Франсуа Дебре, который перестроил одну из двух башен. Однако в 1846 году новая башня, перегруженная каменной кладкой, начала трескаться, и был вызван Виолле-ле-Дюк. Он не нашел способа спасти здание и был вынужден наблюдать за сносом башни, экономя камни. Он сосредоточился на восстановлении интерьера церкви и смог восстановить оригинальную погребальную камеру королей Франции. [ 15 ]

В мае 1849 года он был назначен архитектором восстановления Амьенского собора , одного из крупнейших во Франции, строившегося на протяжении многих веков в самых разных стилях. Он писал: «Его цель должна состоять в том, чтобы сохранить в каждой части памятника свой собственный характер, но при этом сделать так, чтобы соединенные части не конфликтовали друг с другом; и чтобы это можно было поддерживать в прочном и прочном состоянии». простой." [ 16 ]

Имперские проекты: Каркассон, Венсен и Пьерфон.

[ редактировать ]

Французский переворот 1851 года привел к власти Наполеона III и превратил Францию ​​из республики в империю. Переворот ускорил реализацию некоторых проектов Виолле-ле-Дюка, поскольку его покровитель Проспер Мериме представил его новому императору. Он продвинулся вперед в медленной работе по восстановлению Реймсского собора и Амьенского собора . В Амьене он очистил интерьер от французского классического декора, добавленного при Людовике XIV, и предложил сделать его решительно готическим. В сентябре 1853 года он провел императору экскурсию по своему проекту; Императрица немедленно предложила оплатить две трети стоимости реставрации. В том же году он предпринял восстановление Венсенского замка , долгое время занятого военными, вместе с его часовней, похожей на Сент-Шапель . Приверженец чистой готики, он описал часовню как «один из лучших образцов готики в упадке». [ 17 ]

В ноябре 1853 года он представил стоимость и планы средневековых валов Каркассона , планирование которых он впервые начал в 1849 году. Первые укрепления были построены вестготами ; Помимо этого, в средние века Людовик XI , а затем Филипп Смелый построили огромную серию башен, галерей, стен, ворот и взаимосвязанных защитных сооружений, которые выдерживали все осады до 1355 года. Укрепления остались в основном нетронутыми, поскольку окрестности В 19 веке город все еще был военной оборонительной зоной, но башни были без верхушек, а у старых стен было построено большое количество построек. Получив финансирование и составив свои планы, он начал сносить все конструкции, которые были добавлены к валам на протяжении веков, и восстановил ворота, стены и башни в их первоначальный вид, включая оборонительные платформы, крыши на башнях и укрытия для лучники, которых можно было использовать во время осады. Он обнаружил, что многие оригинальные крепления для оружия все еще на месте. В дополнение к своей работе он опубликовал подробную историю города и его укреплений со своими рисунками. [ 18 ] Каркассон стал лучшим образцом средневековой военной архитектуры Франции, а также важной туристической достопримечательностью. [ 19 ]

Наполеон III предоставил дополнительное финансирование для продолжения восстановления Нотр-Дама. Виолле-ле-Дюк также должен был заменить великий бестиарий мифических зверей и животных, украшавший собор в 18 веке. В 1856 году, используя в качестве модели образцы других средневековых церквей и обломки Нотр-Дама, его мастерская создала драконов, химер, гротесков и горгулий, а также множество живописных вершин и флёронов . [ 20 ] Он участвовал в новом проекте по восстановлению собора Клермон-Ферран , проект, который продолжался десять лет. Он также осуществил необычный проект для Наполеона III; проектирование и постройка шести железнодорожных вагонов с неоготическим внутренним убранством для Императора и его окружения. Две машины все еще существуют; Почетный салон вагона с фреской на потолке находится в Компьенском замке , а вагон-ресторан с массивным беркутом в качестве центрального элемента декора находится в Железнодорожном музее Мюлуза .

Наполеон III спросил Виолле-ле-Дюка, может ли он восстановить средневековый замок для собственного использования императора недалеко от Компьеня, где император традиционно проводил сентябрь и октябрь. Виолле-ле-Дюк первым изучал реставрацию замка Куси , в котором была самая высокая средневековая башня во Франции. Когда это оказалось слишком сложным, он остановился на Шато де Пьерфон , замке, построенном Людовиком Орлеанским в 1396 году, а затем разобранным в 1617 году после нескольких осад Людовиком XIII из Франции . Наполеон купил руины за 5000 франков в 1812 году, а Мериме объявил их историческим памятником в 1848 году. В 1857 году Виолле-ле-Дюк начал проектировать на руинах совершенно новый замок. Это сооружение было спроектировано не для воссоздания чего-то существовавшего, а для того, чтобы воссоздать дух готики, с роскошным неоготическим декором и удобствами 19-го века. [ 21 ] Пьерфон и его внутренние украшения повлияли не только на Уильяма Берджеса и его замки Кардифф и Кох, но также на замки Людвига II Баварского ( замок Нойшванштайн ) и Верхний Кенигсбург императора Вильгельма II .


Хотя большая часть его внимания была посвящена реставрации, Виолле-ле-Дюк спроектировал и построил в Париже ряд частных резиденций и новых зданий. Он также участвовал в самом важном конкурсе того периода – в новой Парижской опере . , был предложен сто семьдесят один проект На первоначальный конкурс, представленный на Парижской универсальной выставке 1855 года . Жюри, состоящее из известных архитекторов, сузило его до пяти, включая проекты Виолле-ле-Дюка и Шарля Гарнье , тридцатипятилетнего возраста. Виолле-ле-Дюк был окончательно ликвидирован, и это положило конец желанию Виолле-ле-Дюк строить общественные здания.

Наполеон III также обращался к Виолле-ле-Дюку для выполнения широкого спектра археологических и архитектурных задач. Когда он хотел поставить памятник в честь битвы при Алезии , где Юлий Цезарь победил галлов, осады, фактическое место которой оспаривалось историками, он попросил Виолле-ле-Дюк указать точное место битвы. Виолле-ле-Дюк проводил раскопки в различных предполагаемых местах и, наконец, нашел остатки стен, построенных в то время. Он также спроектировал металлический каркас для шестиметровой статуи галльского вождя Верцингеторикса , которая будет установлена ​​на этом месте. Позже он спроектировал аналогичный каркас для гораздо большей статуи, Статуи Свободы , но умер до того, как эта статуя была закончена. [ 21 ]

Конец Империи и Реставрации

[ редактировать ]

В 1863 году Виолле-ле-Дюк был назначен профессором Школы изящных искусств, школы, студентом которой он отказался стать. В крепости неоклассической архитектуры изящных искусств против него было большое сопротивление, но он привлек на свой курс двести студентов, которые в конце аплодировали его лекции. Но хотя у него было много сторонников, преподаватели факультетов и некоторые студенты вели против него кампанию. Его критики жаловались, что, помимо того, что он сам не имел формального архитектурного образования, он построил лишь несколько новых зданий. Он устал от конфронтации и ушел в отставку 16 мая 1863 года, продолжив писать и преподавать за пределами изящных искусств. В ответ на изящные искусства он инициировал создание Специальной школы архитектуры в Париже в 1865 году.

В начале 1864 года он отпраздновал завершение своего самого важного проекта — реставрации Нотр-Дама. [ 22 ] В январе того же года он завершил первый этап реставрации собора Сен-Сернен в Тулузе, одной из достопримечательностей французской романской архитектуры. Наполеон III пригласил Виолле-ле-Дюка изучить возможные реставрации за рубежом, в том числе в Алжире, Корсике и Мексике, где Наполеон назначил нового императора Максимилиана при поддержке Франции. Он также присутствовал на освящении третьей спроектированной им церкви, неоготической церкви Сен-Дени-де-л'Эстре, в пригороде Парижа Сен-Дени . Между 1866 и 1870 годами его главным проектом было постоянное преобразование Пьерфона из руин в королевскую резиденцию. Его планы металлического каркаса, который он спроектировал для Пьерфона, были показаны на Всемирной выставке в Париже 1867 года . Он также начал новую область исследований, исследуя геологию и географию региона вокруг Монблана в Альпах. Во время своей картографической экскурсии в Альпы в июле 1870 года он узнал, что между Пруссией и Францией объявлена ​​война. [ 23 ]

Когда началась франко-прусская война , Виолле-ле-Дюк поспешил обратно в Париж и предложил свои услуги военного инженера; он был принят на службу в звании инженерного полковника, готовя оборону Парижа. В сентябре император был взят в плен в битве при Седане , к власти пришло новое республиканское правительство, а императрица Евгения бежала в изгнание, поскольку немцы дошли до Парижа и осадили его. В то же время 23 сентября на юге Франции мирно скончался главный покровитель и сторонник Виолле-ле-Дюк Проспер Мериме. Виолле-ле-Дюк руководил строительством новых оборонительных сооружений за пределами Парижа. Война была катастрофой, как он писал в своем дневнике 14 декабря 1870 года: «Дезорганизация повсюду. Офицеры не доверяют войскам, а войска не доверяют офицерам. Каждый день новые приказы и новые проекты, которые противоречат вчерашним». Он сражался вместе с французской армией против немцев при Бузенвале 24 января 1871 года. Битва была проиграна, и 28 января французы капитулировали. Виолле-ле-Дюк писал жене 28 февраля: «Я не знаю, что со мной будет, но я не хочу больше возвращаться к администрации. Она мне навсегда противна, и я не хочу ничего, кроме как провожу оставшиеся мне годы в учёбе и в самой скромной жизни». [ 24 ] Всегда будучи ученым, он написал подробное исследование эффективности и недостатков укреплений Парижа во время осады, которое должно было быть использовано для защиты Вердена в 1917 году и строительства линии Мажино в 1938 году.

В мае 1871 года он покинул свой дом в Париже, как раз перед тем, как прибыли национальные гвардейцы, чтобы призвать его в вооруженные силы Парижской Коммуны , которые впоследствии приговорили его к смертной казни. Он сбежал в Пьерфон, где у него была небольшая квартира, прежде чем отправиться в изгнание в Лозанну , где он занимался своей страстью к горам, создавая подробные карты и серию из тридцати двух рисунков альпийских пейзажей. В Лозанне его также попросили заняться восстановлением собора.

Позже он вернулся в Париж после подавления Коммуны и увидел руины большинства общественных зданий города, сожженных Коммуной в последние дни ее существования. Он получил свою единственную комиссию от нового правительства Третьей французской республики ; Жюль Симон , новый министр культуры и народного просвещения, попросил его разработать мемориальную доску для установки перед собором Парижской Богоматери в честь заложников, убитых Парижской Коммуной в последние дни ее существования. [ 24 ]

Новое правительство Третьей французской республики мало использовало его опыт в восстановлении крупных правительственных зданий, сожженных Парижской коммуной , включая дворец Тюильри , Дворец Почетного легиона , Пале-Рояль , библиотека Лувра , Министерства юстиции и Министерства финансов. Единственная реконструкция, по поводу которой с ним консультировались, была реконструкция Отеля де Виль . Писатель Эдмон де Гонкур призывал оставить руины ратуши такими, какими они были, «руинами волшебного дворца, чуда живописности. Страна не должна осуждать его, не призвав к реставрации Виолле-ле-Дюк». ." Правительство попросило Виолле-ле-Дюк организовать конкурс. Он представил два варианта; либо восстановить здание в первоначальном состоянии, с историческим интерьером; или снести его и построить новую ратушу. В июле 1872 года правительство решило сохранить ренессансный фасад, но в противном случае полностью снести и отстроить здание заново. [ 24 ]

Автор и теоретик

[ редактировать ]

За свою жизнь Виолле ле Дюк написал более 100 публикаций по архитектуре, декорированию, истории, археологии и т. д. Некоторые из них стали международными бестселлерами: Словарь французской архитектуры с 11 по 16 века (1854–1868), Entretiens sur архитектура (1863–1872), «История дома» (1873) и «История рисовальщика: как научиться рисовать». (1879).

В своих интервью об архитектуре [ 25 ] он сосредоточился, в частности, на использовании железа и других новых материалов, а также на важности проектирования зданий, архитектура которых была адаптирована к их функциям, а не к определенному стилю. Книга была переведена на английский язык в 1881 году и завоевала большое количество поклонников в Соединенных Штатах. Чикагский архитектор Луи Салливан , один из изобретателей небоскреба, часто использовал фразу: «Форма следует за функцией».

Лозаннский собор был его последним крупным проектом реставрации; он был перестроен по его плану между 1873 и 1876 годами. Работы продолжались и после его смерти. Его реконструкция колокольни позже подверглась критике; он устранил исходное восьмиугольное основание и добавил новый шпиль, который опирался на стены, а не на свод, как первоначальный шпиль. Он также добавил новое украшение, увенчав шпиль на средней высоте фронтонами, еще одним оригинальным элементом, и удалив оригинальные плитки. Его также критиковали за материалы и украшения, которые он добавлял в башни, включая горгулий. Его структурный проект был сохранен, но в 1925 году его горгульи и оригинальные украшения были удалены, а шпиль был восстановлен плиткой. [ 26 ]

Его репутация вышла за пределы Франции. Шпиль и крыша Страсбургского собора были повреждены немецкой артиллерией во время франко-прусской войны , и теперь город стал частью Германии. Правительство Германии пригласило Виолле-ле-Дюка прокомментировать планы реставрации, которая включала в себя более грандиозную романскую башню. Виолле-ле-Дюк сообщил немецкому архитектору, что запланированная новая башня совершенно не соответствует первоначальному фасаду и стилю собора. Его совет был принят, и церковь была восстановлена ​​в первоначальном виде. [ 26 ]

В 1872 году Виолле-ле-Дюк занимался реконструкцией замка Амбуаз , принадлежавшего потомкам бывшего короля Луи-Филиппа. Замок был конфискован Наполеоном III в 1848 году, но был возвращен семье в 1872 году. Это был масштабный проект по превращению его в резиденцию, в котором иногда участвовало триста рабочих. Виолле-ле-Дюк продумал всю работу до мельчайших деталей, включая плитку на полу, газовое освещение в салонах, духовки на кухне и электрические звонки для вызова прислуги.

В 1874 году Виолле-ле-Дюк ушел с поста епархиального архитектора Парижа, и его место занял его современник Поль Абади . [ 27 ] В последние годы своей жизни он продолжал руководить проектами реставрации, которые проводились для Комиссии по историческим памятникам. Он участвовал в полемике по поводу архитектуры в прессе и был избран в муниципальный совет Парижа.

Статуя Свободы

[ редактировать ]

Планируя проектирование и строительство Статуи Свободы ( «Свобода, озаряющая мир »), скульптор Фредерик Огюст Бартольди заинтересовал своим проектом Виолле-ле-Дюк, своего друга и наставника. [ 28 ] Будучи главным инженером, [ 28 ] Виолле-ле-Дюк спроектировал кирпичный пирс внутри статуи, к которому будет прикреплена кожа. [ 29 ] После консультаций с литейным заводом Gaget, Gauthier & Co. Виолле-ле-Дюк выбрал металл, который будет использоваться для обшивки, медные листы, и метод, используемый для ее формования, репуссе , при котором листы нагревались, а затем ударяли деревянными молотками. [ 28 ] [ 30 ] Преимущество этого выбора заключалось в том, что вся статуя будет легкой для своего объема, поскольку толщина меди должна быть всего 0,094 дюйма (2,4 мм).

Национальный музей французских памятников и последние годы

[ редактировать ]
Национальный музей французских памятников

Он стал заниматься планированием и строительством Всемирной выставки в Париже 1878 года . Он предложил министру образования Жюлю Ферри , чтобы дворец Трокадеро , главное здание экспозиции на вершине холма Шайо, после выставки превратился в музей французских памятников, в котором будут представлены модели архитектуры и скульптуры из достопримечательностей Франции. . Эта идея была принята. Национальный музей французских памятников открылся в 1882 году, после его смерти. Дворец был реконструирован во Дворец Шайо в 1937 году, но Музей французских памятников сохранился и его можно увидеть сегодня. [ 31 ]

В последние годы своей жизни его сын Эжен-Луи стал главой Комиссии по историческим памятникам. Он взялся за всего один новый проект — восстановление монастыря Августинов в Тулузе. Он завершил серию словарей архитектурных периодов, рассчитанную на широкую аудиторию. Он также посвятил больше времени изучению географии Альп вокруг Монблана. Лето он проводил в походах по горам и писал статьи о своих путешествиях. Он начал общественную кампанию по восстановлению лесов в Альпах и опубликовал подробную карту местности в 1876 году. Он проводил все больше и больше времени на Ла Ведетт , вилле, которую он построил в Лозанне, доме по образцу савойского дома. шале, но с минимумом украшений, иллюстрирующее его новую доктрину формы, следующей за функцией. Он совершил последний визит, чтобы осмотреть Каркассон, работой которого теперь руководил его сын. После изнурительного летнего похода в Альпы в 1879 году он заболел и умер в Лозанне 17 сентября 1879 года. Он был похоронен на кладбище Ла-Салья в Лозанне. В 1946 году его могила и памятник были перенесены на кладбище Буа-ле-Во (секция XVIII) в Лозанне. [ 32 ]

Виолле-ле-Дюк женился на Элизабет Темпье в Париже 3 мая 1834 года. У пары было двое детей, но они расстались через несколько лет после свадьбы и мало времени проводили вместе; он постоянно был в пути. Писательница Женевьева Виолле-ле-Дюк (лауреат премии Брокет-Гонен в 1978 году) была его правнучкой.

Доктрина

[ редактировать ]

Виолле-ле-Дюк дал знаменитое определение реставрации в восьмом томе своего «Резонного словаря французской архитектуры XI или XVI века» 1858 года: «Восстановить здание — это не значит поддерживать его, ремонтировать или переделывать: это значит заново установить его в законченном состоянии, которого, возможно, никогда не существовало в любой данный момент». Затем он объяснил, что оно должно соответствовать четырем условиям: (1) «Восстановление» должно быть научно задокументировано планами, фотографиями и археологическими записями, которые гарантировали бы точность. (2) Реставрация должна была затронуть не только внешний вид памятника или эффект, который он произвел, но и его структуру; ему пришлось использовать наиболее эффективные средства, чтобы обеспечить долгий срок службы здания, в том числе использовать более прочные материалы, используемые более разумно. (3) восстановление должно было исключить любые изменения, противоречащие очевидным доказательствам; но структуру можно было адаптировать для более современного или рационального использования и практики, что означало внесение изменений в первоначальный план; и (4) Реставрация должна сохранить старые изменения, внесенные в здание, за исключением тех, которые поставили под угрозу его устойчивость или сохранность, или тех, которые серьезно нарушили ценность его исторического присутствия. [ 33 ]

Он сделал выводы из средневековой архитектуры, которые применил к современной архитектуре. Он отметил, что иногда при реставрации приходилось использовать железный каркас, чтобы избежать опасности пожара, при условии, что новая конструкция не была тяжелее оригинала и сохраняла первоначальный баланс сил, присущий средневековым сооружениям. «Памятники Средневековья были тщательно рассчитаны, а их организм нежен. В их произведениях нет ничего лишнего, ничего бесполезного. Изменяя одно из состояний этих организмов, вы меняете и все остальные. Многие так считают. для нас это качество, которым мы слишком часто пренебрегаем в нашем современном строительстве... Зачем нам строить дорогие стены толщиной два метра, если стены толщиной в пятьдесят сантиметров [с усиленными опорами] обеспечивают достаточную устойчивость? В средневековой структуре каждая часть произведения выполняла функцию и обладал действием». [ 34 ]

Готика против изящного искусства

[ редактировать ]

На протяжении всей карьеры Виолле-ле-Дюк был вовлечен в спор с доктринами Школы изящных искусств , ведущей архитектурной школы Франции, которую он отказался посещать в качестве студента и где некоторое время преподавал в качестве студента. профессор, прежде чем его заставили уйти. В 1846 году он вступил в горячую печатную беседу с Катремером де Кенси , бессменным секретарем Французской академии, по вопросу: «Уместно ли в XIX веке строить церкви в готическом стиле?» Де Куинси и его последователи осудили готический стиль как бессвязный, беспорядочный, неразумный, декадентский и безвкусный. Виолле-ле-Дюк ответил: «Чего мы хотим, господа , так это возвращения искусства, которое зародилось в нашей стране… Оставьте Риму то, что принадлежит Риму, а Афинам то, что принадлежит Афинам. Рим этого не сделал. хотят нашу готику (и были, пожалуй, единственными в Европе, кто отверг ее), и они были правы, потому что, когда кому-то повезло обладать национальной архитектурой, самое лучшее — сохранить ее».

«Если вы присмотритесь на минутку к церкви XIII века, — писал он, — вы увидите, что все строительство ведется по неизменной системе. Все силы и тяжести выброшены наружу, расположение что дает интерьеру максимально открытое пространство. Только контрфорсы и контрфорсы поддерживают всю конструкцию и всегда имеют аспект сопротивления, силы и устойчивости, который успокаивает глаз и дух. Своды, построенные из прочных материалов; легко монтировать и размещать на большой высоте, они объединены в конструкцию, которая переносит весь их вес на сваи, что всегда используются самые простые средства... и что все части этих конструкций независимы друг от друга; другие, даже когда они опираются друг на друга, обеспечивают эластичность и легкость, необходимые для здания таких огромных размеров. Мы все еще можем видеть (и это встречается только в готической архитектуре), что человеческие пропорции являются единственным неизменным правилом». [ 35 ]

Некоторые критики, как в его время, так и позже, часто обвиняли Виолле-ле-Дюка в том, что он в некоторых своих реставрациях следовал духу готического стиля вместо строгой исторической точности. Многие историки искусства также считают, что британский писатель-архитектор Джон Раскин и Уильям Моррис были ярыми противниками реставраций Виолле ле Дюк. Но Раскин никогда не критиковал реставрационную работу Виолле ле Дюк как таковую, а критиковал сам принцип реставрации. Действительно, в начале своей карьеры Раскин придерживался весьма радикального мнения о реставрации: «За зданием следует ухаживать, а если нет, то его следует оставить умирать». Позиция Виолле ле Дюка по этому вопросу была более тонкой: «если за зданием не ухаживают, его следует отреставрировать».

Существование оппозиции между Рёскином и Виолле ле Дюк по вопросам реставрации сегодня подвергается сомнению в результате нового исследования. [ 3 ] на основе собственных сочинений Раскина: «Не существует книги по архитектуре, в которой было бы все правильно, кроме словаря Виолле ле Дюка». [ 36 ] А в конце жизни Рёскин выразил сожаление, что «никто в Англии не проделал той работы, которую Виолле ле Дюк проделала во Франции». [ 37 ]

Реставрации Виолле-ле-Дюка иногда включали неисторические дополнения либо для обеспечения устойчивости здания, либо иногда просто для поддержания гармонии дизайна. Флеш . или шпиль Нотр-Дама де Пари, построенный примерно в 1250 году, был снят в 1786 году после того, как он был поврежден ветром Виолле-ле-Дюк спроектировал и построил новый шпиль, украшенный скульптурами, который был выше оригинала и модифицирован, чтобы противостоять непогоде, но гармонировал с остальной частью дизайна. В 19 и 20 веках его флеш был мишенью критиков.

Позже его также критиковали за модификации хора Нотр-Дама, который был перестроен в стиле Людовика XIV во время правления этого короля. Виолле-ле-Дюк убрал старый хор, включая алтарь, на котором Наполеон Бонапарт был коронован императором, и заменил их готическим алтарем и украшением, которое он разработал. Когда он модифицировал хор, он также построил новые ниши с небольшими готическими окнами-розетками по образцу тех, что в церкви Шарс в долине Уазы. [ 14 ] Некоторые историки осудили эти реставрации как неисторическое изобретение. Его защитники указывали, что Виолле-ле-Дюк не принимал никаких решений по восстановлению Нотр-Дама самостоятельно; все его планы были одобрены Проспером Мериме, инспектором исторических памятников, и Комиссией исторических памятников. [ 38 ]

Его критиковали за обилие готических горгулий, химер, флёронов и башен, которые он добавил к собору Парижской Богоматери. Эти украшения существовали в средние века, но во время правления Людовика XIV их практически удалили. Последние оригинальные горгульи были снесены в 1813 году. Он смоделировал новых горгулий и монстров по образцам из других соборов того периода. [ 14 ]

Позже его критиковали также за витражи, которые он спроектировал и сделал для часовен на первом этаже собора, которые имеют замысловатый готический орнамент в гризайле , пропускающий больше света в церковь. Современный взгляд на споры по поводу его реставрации резюмирован на описательной панели возле алтаря собора: «Великая реставрация, осуществленная Виолле-ле-Дюком после смерти Лассуса, придала собору новое сияние – каким бы оно ни было. могут возникнуть оговорки относительно сделанного выбора. Работы девятнадцатого века теперь являются такой же частью архитектурной истории Нотр-Дама, как и работы, предпринятые в предыдущие века». [ 39 ]

Реставрация валов Каркассона также подвергалась критике в 20 веке. Его критики отмечали, что остроконечные верхушки построенных им башен были более типичны для северной Франции, а не для региона, где находился Каркассон, недалеко от испанской границы. Точно так же он добавил крыши из северной сланцевой черепицы, а не из южной глиняной черепицы, но в более поздних реставрациях этот выбор был изменен. Его критики также утверждали, что Виолле-ле-Дюк стремился к «состоянию завершенности», которого на самом деле никогда не существовало в любой момент времени. [ 40 ] Главный контраргумент, выдвинутый защитниками Виолле-ле-Дюка, заключался в том, что без его быстрых реставраций многие из восстановленных им зданий были бы потеряны, и что он сделал все, что мог, используя имеющиеся в то время знания.

Запись Мортимера Уиллера об английском археологе Чарльзе Р. Пирсе для Национального биографического словаря (1971) достойна цитирования из-за ее критики Виолле-ле-Дюк: «Он [Пирс] заложил принципы, которые управляли сохранением архитектуры в Соединенном Королевстве и послужили образцом в других частях мира. Его основным принципом было сохранить, а не восстановить уцелевшие остатки древнего сооружения; и в этом отношении он решительно отошел от традиции Виолле-ле-Дюка и его преемников во Франции и Италии, где бурная реставрация часто затемняла доказательства, на которых она основывалась…» [ 41 ]

Существующие здания, спроектированные и построенные Виолле-ле-Дюком.

[ редактировать ]

Неполный список реставраций

[ редактировать ]
Церкви
Ратуши
Замки

Неполный список архитектурного проекта

[ редактировать ]
  • Замок Тертр, Амбриер-ле-Валле (Майенна)
  • Замок Аббадия (Андай)
  • Замок де ла Флашер, Сен-Веран (Рона)
  • Церковь Сен-Гимер, Каркассон, Каркассон (Од)
  • Шотландская церковь в Лозанне, Швейцария
  • Церковь Сен-Мартен, Айан-сюр-Толон (Йонна)
  • Замок Мондардье, Мондардье (Гар)
  • Шато Жаксон, Шалон-ан-Шампань (Марна)
  • Церковь Сен-Дени-де-л'Эстре, Сен-Дени (Сен-Сен-Дени)
  • Погребальная часовня герцога де Морни, кладбище Пер-Лашез, Париж.
  • Похоронная часовня баронов д'Арбелей, кладбище Карм, Клермон-Ферран (Пюи-де-Дом)
  • Крытые главные помещения, Замок Преньи, Преньи (Швейцария)

Неполный список зданий

[ редактировать ]
  • Здание, улица Льеж, 28, Париж (1846 г.)
  • Здание, бульвар Монпарнас, 80, Париж (1859 г.)
  • Здание, улица Дуэ, 15, Париж (1860 г.)
  • Его собственная собственность, здание, улица Кондорсе, 68, Париж (1862 г.)
  • Здание, улица Шошат, 23 - улица Лафайет, 42, Париж (1864 г.)

Реставрации Виолле-ле-Дюк

[ редактировать ]

Публикации

[ редактировать ]
Передняя обложка Dictionnaire Raisonné de L'Architecture Française du XIe au XVIe siècle , редактор А. Мореля, Париж, 1868 г.

На протяжении всей своей карьеры Виолле-ле-Дюк делал заметки и рисунки не только для зданий, над которыми он работал, но также для романских , готических и ренессансных зданий, которые вскоре должны были быть снесены. Его заметки пригодились при подготовке к публикации работ. Его исследование периодов Средневековья и Возрождения не ограничивалось архитектурой, но распространялось и на такие области, как мебель, одежда, музыкальные инструменты, вооружение и геология.

Его работы издавались сначала в серийном виде, а затем и в виде полномасштабных книг, как:

  • Словарь французской архитектуры 11-16 (1854–1868) веков - оригинальное (на французском языке) издание, включая многочисленные иллюстрации.
  • Словарь французской мебели ( 1858–1870 )
  • Американские города и руины Митла, Паленке, Исамаль, Чичен-Ица, Ушмаль (1863 г.)
  • Entretiens sur l'architecture (в двух томах, 1863–1872), в котором Виолле-ле-Дюк систематизировал свой подход к архитектуре и архитектурному образованию в системе, радикально противоположной системе Школы изящных искусств , которую он избегал. в юности и презираемый. Генри Ван Бранта Перевод «Рассуждения об архитектуре » был опубликован в 1875 году, что сделало его доступным для американской аудитории немногим более чем через десять лет после его первой публикации во Франции.
  • История обитания человека, от доисторических времен до наших дней (1875 г.). Опубликовано на английском языке в 1876 году под названием «Обитание человека во все времена» . Виолле-Ле-Дюк прослеживает историю отечественной архитектуры среди разных «рас» человечества.
  • Русское искусство: его истоки, его конструктивные элементы, его апогей, его будущее (1877 г.), где Виолле-ле-Дюк применил свои идеи рационального строительства к русской архитектуре.
  • История рисовальщика: как научиться рисовать (1879)

Теория архитектуры и проекты новостроек

[ редактировать ]
Проект железокаркасного дома с фаянсовой облицовкой (1871 г.)
Проект концертного зала 1864 года, выражающий готические принципы в современных материалах; кирпич, камень и чугун. Entretiens sur l'architecture

Многие считают Виолле-ле-Дюка первым теоретиком современной архитектуры . Сэр Джон Саммерсон писал, что «в истории европейской архитектуры было два выдающихся теоретика – Леон Баттиста Альберти и Эжен Виолле-ле-Дюк». [ 6 ]

Его архитектурная теория во многом основывалась на поиске идеальных форм для конкретных материалов и использовании этих форм для создания зданий. Его труды основывались на идее, что материалы следует использовать «честно». Он считал, что внешний вид здания должен отражать рациональную конструкцию здания. В книге «Entretiens sur l'architecture» Виолле-ле-Дюк похвалил греческий храм за рациональное представление его конструкции. Для него «греческая архитектура служила образцом соответствия строения и облика». [ 42 ]

Еще одним компонентом теории Виолле-ле-Дюка было то, как проектирование здания должно начинаться с его программы и плана и заканчиваться его украшениями. Если это привело к асимметричному экстерьеру, пусть будет так. Он отверг симметрию классических зданий как тщетную, слишком заботясь о внешнем виде в ущерб практичности и удобству для жителей дома. [ 43 ]

В нескольких незастроенных проектах новых зданий Виолле-ле-Дюк применил уроки, которые он извлек из готической архитектуры , применив ее рациональные структурные системы к современным строительным материалам, таким как чугун. В поисках вдохновения он также исследовал органические структуры, такие как листья и скелеты животных. Его особенно интересовали крылья летучих мышей, влияние которых выразил его проект Зала собраний.

Чертежи железных ферм Виолле-ле-Дюка были новаторскими для того времени. Многие из его проектов, подчеркивающих железо, позже повлияли на движение в стиле модерн , наиболее заметно в работах Эктора Гимара , Виктора Орты , Антонио Гауди и Хендрика Петруса Берлаге . Его сочинения вдохновили нескольких американских архитекторов, в том числе Фрэнка Фернесса , Джона Веллборна Рута , Луи Салливана и Фрэнка Ллойда Райта . [ 43 ]

Военная карьера и влияние

[ редактировать ]

Виолле-ле-Дюк сделал вторую военную карьеру, в первую очередь при защите Парижа во время франко-прусской войны (1870–71). Конфликт настолько повлиял на него, что в последние годы жизни он описал идеализированную оборону Франции по аналогии с военной историей Ле-Рош-Пон, воображаемого замка, в своей работе «История крепости» ( «Анналы крепости» , дважды переведен на английский язык). Доступный и хорошо исследованный, он отчасти является вымышленным.

«Анналы крепости» сильно повлияли на французское военное оборонительное мышление. Критика Виолле-ле-Дюком действия артиллерии (с использованием его практических знаний, полученных в войне 1870–1871 годов) настолько полна, что точно описывает принципы, применявшиеся к обороне Франции до Второй мировой войны. Физические результаты его теорий присутствуют в укреплении Вердена перед Первой мировой войной и на линии Мажино перед Второй мировой войной. Его теории также представлены французской военной теорией «преднамеренного наступления», которая подчеркивает, что артиллерия и сильная система крепостей в тылу армии имеют важное значение.

Наследие

[ редактировать ]
Импортированная идиома: покрытые сланцем конические башни Виолле-ле-Дюка в Каркассоне.

Английский архитектор Бенджамин Бакнелл (1833–1895) был приверженцем Виолле-ле-Дюка и в период с 1874 по 1881 год перевел несколько его публикаций на английский язык, чтобы популяризировать его принципы в Великобритании. На более поздние работы английского дизайнера и архитектора Уильяма Берджеса большое влияние оказала Виолле-ле-Дюк, наиболее сильное влияние которого оказали проекты Берджеса для его собственного дома, Дома Тауэр в лондонском районе Холланд-Парк, и проекты Берджеса для Кастель-Кох недалеко от Кардиффа, Уэльс. . [ 44 ]

Выставка «Эжен Виолле-ле-Дюк 1814–1879» была представлена ​​в Париже в 1965 году, а в 1980 году состоялась более крупная столетняя выставка.

Виолле-ле-Дюк стал объектом дудла Google . 27 января 2014 года [ 45 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фруассар, Росселла (2011). «Авангард и традиции декоративного искусства во Франции. Критические чтения вокруг Гийома Жанно» (на французском языке). Франция: Университет Прованса – Экс-Марсель.
  2. ^ Мордаунт Крук, Джо (2013). Уильям Берджес и высокая викторианская мечта . Лондонский университет: Фрэнсис Линкольн. ISBN  978-0711233492 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Трэвис (2018). Великий недостаток человека . Academiccommons.columbia.edu (Диссертация). дои : 10.7916/D8CV61JX .
  4. ^ Баркер, Майкл (1992). «Оценка Виолле-ле-Дюк». Журнал Общества декоративного искусства .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Пуассон 2014 , с. 12.
  6. ^ Перейти обратно: а б Саммерсон, сэр Джон (1948). Небесные обители и другие очерки по архитектуре . Лондон: Cresset Press.
  7. ^ Пуассон 2014 , с. 61.
  8. ^ «Леон Гошерель» , Британский музей , по состоянию на 31 октября 2021 г.
  9. ^ Пуассон 2014 , с. 68.
  10. ^ Перейти обратно: а б Пуассон 2014 , с. 76.
  11. ^ Пуассон 2014 , с. 82.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Пуассон 2014 , с. 96.
  13. ^ Пуассон 2014 , стр. 96–99.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и А. Тринтиньяк и М. Ж. Колони, «Открытие Нотр-Дам де Пари Les Editions du Cerf», 1984 г., ISBN   2-204-02087-7 , с. 260.
  15. ^ Пуассон 2014 , с. 114.
  16. ^ Пуассон 2014 , с. 138.
  17. ^ Пуассон 2014 , с. 58.
  18. Эжен Виолле-ле-Дюк, Город Каркассон , Librerie des Imprimeries Réunies, Париж, 1888 г.
  19. ^ Пуассон 2014 , с. 158.
  20. ^ Пуассон 2014 , стр. 158–9.
  21. ^ Перейти обратно: а б Пуассон 2014 , с. 190.
  22. ^ Пуассон 2014 , стр. 243–250.
  23. ^ Пуассон 2014 , с. 262.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Пуассон 2014 , стр. 287–288.
  25. ^ Пуассон 2014 , с. 302.
  26. ^ Перейти обратно: а б Пуассон 2014 , стр. 307–308.
  27. ^ JPD. «Поль Абади, архитектор» . Histoire-vesinet.org . Проверено 27 января 2014 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Интервью для Уотсона, Корин. Статуя Свободы: Строительство колосса (теледокументальный фильм, 2001)
  29. ^ Хан 2010 , с. 120.
  30. ^ Хан 2010 , стр. 118, 125.
  31. ^ Пуассон 2014 , с. 328.
  32. ^ Пуассон 2014 , с. 336.
  33. ^ Grodecki 1999 , стр. 710–711.
  34. ^ Виолле-ле-Дюк, Эжен, Словарь французской архитектуры с 11 по 16 век (1858 г.)
  35. ^ Виолле-ле-Дюк, Эжен (июнь 1846 г.). От готики к девятнадцатому веку в Project Gutenberg
  36. ^ Раскин, Джон (1887). письмо своему ученику Перси Морли Холдеру . Королевский институт британских архитекторов.
  37. ^ Раскин, Джон (1903). Претерита (воспоминания о юности) . Лондон: издания Джорджа Аллена.
  38. ^ Пуассон 2014 , стр. 218–222.
  39. ^ Описательная мемориальная доска возле алтаря Нотр-Дама, запись 22 мая 2018 г.
  40. ^ Берк, Питер (2013). Социальная история знаний II: от энциклопедии к Википедии . Уайли. ISBN  978-0745650432 .
  41. ^ Энтони Чепмен. 2007. Сторожка замка Певенси. Археологические коллекции Сассекса 145: 97–118.
  42. ^ Охшорн, Джонатан. «Проектирование отказов зданий» . Корнелльский университет.
  43. ^ Перейти обратно: а б Хирн, М.Ф. (редактор), Архитектурная теория Виолле-ле-Дюка – чтения и комментарии, Массачусетский технологический институт, 1990 г.
  44. ^ «Обзор Лондона: том 37: Северный Кенсингтон» . Британская история онлайн. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 28 июня 2012 г.
  45. ^ Уильямс, Роб (27 января 2014 г.). «200-летие Эжена Виолле-ле-Дюка: архитектор отмечен в дудле Google» . Независимый . Проверено 27 января 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0de94394dcb0475ceaa19da7ad1700c2__1720918140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/c2/0de94394dcb0475ceaa19da7ad1700c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eugène Viollet-le-Duc - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)