Морские облака светлеют

Осветление морских облаков, также известное как морских засев облаков и инженерия морских облаков , представляет собой предлагаемый управления солнечным излучением метод климатической инженерии , который сделает облака ярче, отражая небольшую часть поступающего солнечного света обратно в космос, чтобы компенсировать антропогенное глобальное потепление . Наряду с выбросом стратосферных аэрозолей , это один из двух методов управления солнечной радиацией, которые наиболее вероятно могут оказать существенное воздействие на климат. [1] Земли Цель состоит в том, чтобы увеличение альбедо в сочетании с парниковых газов сокращением выбросов , удалением углекислого газа и адаптацией привело бы к уменьшению изменения климата и связанных с ним рисков для людей и окружающей среды . Ожидается, что в случае реализации охлаждающий эффект будет ощущаться быстро и будет обратимым в довольно короткие сроки. Однако на пути крупномасштабного посветления морских облаков остаются технические препятствия. Существуют также риски, связанные с такой модификацией сложных климатических систем.
Основные принципы
[ редактировать ]Пояснение морских облаков основано на явлениях, которые в настоящее время наблюдаются в климатической системе. Сегодня частицы выбросов смешиваются с облаками в атмосфере и увеличивают количество отражаемого ими солнечного света, замедляя потепление. Этот эффект «охлаждения» оценивается в пределах от 0,5 до 1,5 °C и является одним из наиболее важных неизвестных в климате. [2] Осветление морских облаков предполагает создание аналогичного эффекта с использованием безвредного материала (например, морской соли), доставляемого в облака, которые наиболее восприимчивы к этим эффектам ( морские слоисто-кучевые облака ).
Большинство облаков обладают хорошей отражающей способностью , перенаправляя поступающую солнечную радиацию обратно в космос. Увеличение альбедо облаков приведет к увеличению отражаемой части приходящей солнечной радиации, что, в свою очередь, приведет к охлаждению планеты. Облака состоят из капель воды, а облака с более мелкими каплями обладают большей отражающей способностью (из-за эффекта Туми ). Ядра конденсации облаков необходимы для образования капель воды. Основная идея, лежащая в основе осветления морских облаков, заключается в добавлении аэрозолей в атмосферные места, где образуются облака. Затем они будут действовать как ядра конденсации облаков, увеличивая альбедо облаков .
Небольшое посветление морских облаков уже происходит непреднамеренно из-за аэрозолей в выхлопных газах кораблей , оставляющих следы кораблей . [3] Предполагается, что изменения в правилах судоходства, принятые Международной морской организацией (ИМО) Организации Объединенных Наций с целью сокращения выбросов некоторых аэрозолей, приведут к уменьшению облачного покрова и усилению потепления океана, обеспечивая дополнительную поддержку потенциальной эффективности осветления морских облаков при изменении температуры океана. . [4] Различные облачные режимы, вероятно, будут иметь различную восприимчивость к стратегиям повышения яркости, при этом морские слоисто-кучевые облака (низкие слоистые облака над океанскими регионами) наиболее чувствительны к изменениям аэрозолей. [5] [6] Таким образом, морские слоисто-кучевые облака обычно предлагаются в качестве подходящей цели. Они распространены в более прохладных регионах субтропических и средних широт океанов, где их покрытие может превышать 50% в среднем за год. [7]
Основным возможным источником дополнительных ядер конденсации облаков является соль из морской воды , хотя есть и другие. [8]
Несмотря на то, что важность аэрозолей для образования облаков в целом хорошо понята, остается много неопределенностей. Фактически, в последнем отчете МГЭИК взаимодействие аэрозоля и облаков рассматривается как одна из основных проблем моделирования климата в целом. [9] В частности, количество капель не увеличивается пропорционально при наличии большего количества аэрозолей и может даже уменьшаться. [10] [11] Экстраполяция воздействия частиц на облака, наблюдаемого в микрофизическом масштабе, на региональный, климатически значимый масштаб, не является простой задачей. [12]
Климатические воздействия
[ редактировать ]Снижение глобального потепления
[ редактировать ]Данные моделирования глобальных климатических последствий посветления морских облаков остаются ограниченными. [1] Текущие исследования моделирования показывают, что увеличение яркости морских облаков может существенно охладить планету. По оценкам одного исследования, он может производить 3,7 Вт/м. 2 глобально усредненного негативного воздействия. Это будет противодействовать потеплению, вызванному удвоением доиндустриальной концентрации углекислого газа в атмосфере , или примерно на 3 градуса Цельсия. [5] хотя модели указали меньшую емкость. [13] Исследование 2020 года выявило существенное увеличение отражательной способности облаков из-за судоходства в юго-восточном Атлантическом бассейне, что позволяет предположить, что испытание MCB регионального масштаба в регионах с преобладанием слоисто-кучевых облаков может быть успешным. [14]
Климатические последствия посветления морских облаков будут быстро реагировать и быть обратимыми. Если бы интенсивность просветления изменилась или вообще прекратилась, то яркость облаков отреагировала бы в течение нескольких дней или недель, поскольку частицы ядер конденсации облаков выпадают естественным путем. [1]
Опять же, в отличие от инъекции стратосферных аэрозолей, осветление морских облаков можно будет использовать на региональном уровне, хотя и в ограниченном объеме. [15] Морские слоисто-кучевые облака распространены в определенных регионах, особенно в восточной части Тихого океана и восточной части Южной Атлантики. Типичным результатом симуляционных исследований было постоянное охлаждение Тихого океана, подобное явлению «Ла-Нинья», и, несмотря на локализованный характер изменения альбедо, увеличение полярного морского льда. [13] [16] [17] [18] [19] Недавние исследования направлены на сопоставление результатов моделирования, полученных на основе различных моделей. [20] [21]
Побочные эффекты
[ редактировать ]Существует некоторый потенциал для изменений в характере и амплитуде осадков. [17] [22] [23] хотя моделирование показывает, что изменения, вероятно, меньше, чем при выбросе стратосферных аэрозолей, и значительно меньше, чем при неослабевающем антропогенном глобальном потеплении. [1]
При региональном внедрении MCB потребуется осторожность, чтобы избежать возможных неблагоприятных последствий в регионах, находящихся далеко от региона, которому они стремятся помочь. Например, потенциальное прояснение морских облаков, направленное на охлаждение западной части Соединенных Штатов, может привести к увеличению жары в Европе из-за климатических телесвязей , таких как непреднамеренное возмущение атлантической меридиональной опрокидывающей циркуляции . [24]
Исследовать
[ редактировать ]Осветление морских облаков было первоначально предложено Джоном Лэтэмом в 1990 году. [25]
Поскольку облака остаются основным источником неопределенности в изменении климата, некоторые исследовательские проекты по отражательной способности облаков в общем контексте изменения климата позволили понять, в частности, увеличение яркости морских облаков. Например, в рамках одного проекта дым выпускался за кораблями в Тихом океане и контролировался воздействие частиц на облака. [26] Хотя это было сделано для того, чтобы лучше понять облака и изменение климата, исследование имеет значение для увеличения яркости морских облаков.
исследовательская коалиция под названием « Проект осветления морских облаков» Для координации исследовательской деятельности была создана . Предлагаемая программа включает моделирование, полевые эксперименты, разработку технологий и политические исследования для изучения эффектов облачных аэрозолей и посветления морских облаков. Предлагаемая программа в настоящее время служит моделью для экспериментальных программ на уровне процессов (экологически безопасных) в атмосфере. [27] Основанная в 2009 году Келли Вансер при поддержке Кена Калдейры . [28] сейчас проект находится в Вашингтонском университете. Его соруководителями являются Роберт Вуд, Томас Акерман, Филип Раш, Шон Гарнер (PARC) и Келли Вансер (Silver Lining). Проектом управляет Сара Доэрти.
Судоходная отрасль, возможно, проводила непреднамеренный эксперимент по увеличению яркости морских облаков из-за выбросов судов и вызывал снижение глобальной температуры на целых 0,25 ˚C ниже, чем могло бы быть в противном случае. [29] Исследование 2020 года выявило существенное увеличение отражательной способности облаков из-за судоходства в юго-восточном Атлантическом бассейне, что позволяет предположить, что испытание MCB регионального масштаба в регионах с преобладанием слоисто-кучевых облаков может быть успешным. [14]
Осветление морских облаков рассматривается как способ затенять и охлаждать коралловые рифы, такие как Большой Барьерный риф . [30]
Предлагаемые методы
[ редактировать ]Ведущий предложенный метод осветления морских облаков заключается в создании мелкого солевого тумана из морской воды и доставке в целевые слои морских слоисто-кучевых облаков с кораблей, пересекающих океан. Для этого требуется технология, которая сможет генерировать частицы морской соли оптимального размера (около 100 нм) и доставлять их с достаточной силой и масштабом, чтобы проникнуть в низколежащие морские облака. Полученный распыленный туман затем необходимо непрерывно доставлять в целевые облака над океаном.
В самых ранних опубликованных исследованиях Джон Лэтэм и Стивен Солтер предложили создать флот из примерно 1500 беспилотных роторных кораблей или кораблей Флеттнера, которые будут распылять в воздух туман, создаваемый морской водой. [5] [31] Суда будут распылять капли морской воды со скоростью примерно 50 кубических метров в секунду на большую часть поверхности океана Земли. Электроэнергия для роторов и корабля может вырабатываться с помощью подводных турбин. Солтер и его коллеги предложили использовать активные гидрокрылья с регулируемым шагом для увеличения мощности.[1]
Последующие исследователи определили, что эффективность транспорта важна только для масштабного использования и что для исследовательских целей в качестве транспорта можно использовать стандартные корабли. (Некоторые исследователи рассматривали самолеты как вариант, но пришли к выводу, что это будет слишком дорого.) Технология создания и доставки капель имеет решающее значение для прогресса, и технологические исследования были сосредоточены на решении этой сложной проблемы.
Были предложены и исключены другие методы, в том числе:
- Использование небольших капель морской воды в воздухе через океанскую пену. Когда пузырьки в пене лопаются, из них поднимаются маленькие капли морской воды. [32]
- Использование пьезоэлектрического преобразователя. Это создаст волны Фарадея на свободной поверхности. Если волны достаточно крутые, капли морской воды будут выбрасываться с гребней и образовавшиеся частицы соли могут попасть в облака. Однако требуется значительное количество энергии. [33]
- Электростатическое распыление капель морской воды. В этом методе будут использоваться мобильные распылительные платформы, которые перемещаются, приспосабливаясь к изменяющимся погодным условиям. Они тоже могут быть на беспилотных кораблях.
- Использование выбросов двигателя или дыма в качестве источника CCN. [1] Частицы парафинового масла также были предложены, хотя их жизнеспособность не учитывалась. [26]
Затраты
[ редактировать ]Затраты на увеличение яркости морских облаков остаются в значительной степени неизвестными. В одной научной статье предполагались ежегодные затраты примерно от 50 до 100 миллионов британских фунтов (примерно от 75 до 150 миллионов долларов США ). [5] В отчете Национальной академии США предлагается примерно пять миллиардов долларов США ежегодно на крупную программу развертывания (снижение радиационного воздействия на 5 Вт/м2). 2 ). [1]
Управление
[ редактировать ]Пояснение морских облаков будет регулироваться в первую очередь международным правом, поскольку оно, скорее всего, будет происходить за пределами территориальных вод страны и повлияет на окружающую среду других стран и океанов. По большей части международное право, регулирующее управление солнечной радиацией, [ сломанный якорь ] в целом применимо. Например, согласно обычному международному праву , если страна должна провести или утвердить деятельность по осветлению морских облаков, которая создаст значительный риск нанесения ущерба окружающей среде других стран или океанов, то эта страна будет обязана свести к минимуму этот риск. в соответствии со стандартом должной осмотрительности . При этом стране необходимо будет потребовать разрешение на такую деятельность (если она будет проводиться частным субъектом), провести предварительную оценку воздействия на окружающую среду , уведомить и сотрудничать с потенциально затронутыми странами, информировать общественность и разработать планы по возможна чрезвычайная ситуация.
Деятельность по осветлению морских облаков будет осуществляться в соответствии с международным морским правом, в частности, Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС). Стороны ЮНКЛОС обязаны «защищать и сохранять морскую среду», в том числе путем предотвращения, сокращения и контроля загрязнения морской среды из любого источника. [34] [35] «Морская среда» не определена, но широко интерпретируется как включающая океанскую воду, формы жизни и воздух над ней. [36] «Загрязнение морской среды» определяется таким образом, что оно включает глобальное потепление и парниковые газы. [37] [38] Таким образом, ЮНКЛОС можно интерпретировать как обязательство участвующих сторон использовать такие методы, как осветление морских облаков, если они окажутся эффективными и экологически безопасными. Неясно, может ли само посветление морских облаков быть таким загрязнением морской среды. В то же время, борясь с загрязнением, Стороны «не должны переносить прямо или косвенно ущерб или опасности из одного района в другой или трансформировать один тип загрязнения в другой». [39] Если окажется, что посветление морских облаков причиняет ущерб или создает опасность, UNCLOS может запретить это. Если бы деятельность по просветлению морских облаков считалась «морскими научными исследованиями» (также неопределенный термин), то стороны ЮНКЛОС имели бы право проводить исследования с некоторыми оговорками. [40] [41] Как и все другие корабли, те, которые будут проводить осветление морских облаков, должны нести флаг страны, которая дала им разрешение на это и с которой судно имеет реальную связь, даже если судно является беспилотным или автоматизированным. [42] Государство под флагом должно осуществлять свою юрисдикцию над этими судами. [43] Юридические последствия будут зависеть, среди прочего, от того, будет ли деятельность осуществляться в территориальных водах , исключительной экономической зоне (ИЭЗ) или в открытом море ; и была ли эта деятельность научным исследованием или нет. Прибрежные государства должны будут одобрить любые мероприятия по осветлению морских облаков в своих территориальных водах. В ИЭЗ судно должно соблюдать законы и правила прибрежного государства. [44] Похоже, что государству, проводящему деятельность по осветлению морских облаков в ИЭЗ другого государства, не потребуется разрешение последнего, если только эта деятельность не является морскими научными исследованиями. В этом случае прибрежное государство должно предоставить разрешение при обычных обстоятельствах. [45] Государства, как правило, будут иметь право проводить мероприятия по осветлению морских облаков в открытом море при условии, что это будет сделано с «должным учетом» интересов других государств. Существует некоторая юридическая неясность в отношении беспилотных и автоматизированных судов. [46]
Преимущества и недостатки
[ редактировать ]Осветление морских облаков, по-видимому, имеет большинство преимуществ и недостатков управления солнечной радиацией в целом. Например, в настоящее время оно кажется недорогим по сравнению с ущербом от изменения климата и сокращением выбросов парниковых газов, быстродействующим и обратимым в своих прямых климатических последствиях. Ему присущи некоторые преимущества и недостатки по сравнению с другими предлагаемыми методами управления солнечным излучением.
По сравнению с другими предлагаемыми методами управления солнечной радиацией, такими как введение стратосферных аэрозолей , эффект осветления морских облаков может быть частично локализован. [15] Это можно было бы, например, использовать для стабилизации ледникового щита Западной Антарктики . Кроме того, для осветления морских облаков, как это предполагается в настоящее время, будут использоваться только природные вещества, морская вода и ветер, а не вносить в окружающую среду искусственные вещества.
Потенциальные недостатки включают в себя то, что конкретные реализации MCB могут иметь различный эффект с течением времени; то же самое вмешательство может даже стать чистым фактором глобального потепления через несколько лет после его первого запуска, хотя этого можно было бы избежать при тщательном планировании. [24]
См. также
[ редактировать ]- Климатическая инженерия
- Управление солнечной радиацией
- Стратосферные сульфатные аэрозоли (геоинженерия)
- Разрежение перистых облаков
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Комитет по геоинженерному климату: техническая оценка и обсуждение воздействий; Совет по атмосферным наукам и климату; Совет по океаническим исследованиям; Отдел исследований Земли и жизни; Национальный исследовательский совет (2015). Изменение климата: отражение солнечного света для охлаждения Земли . Пресса национальных академий. ISBN 978-0-309-31482-4 . Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 г. Проверено 21 октября 2016 г.
- ^ Гуннар Мюре (Норвегия); Дрю Шинделл (США) (2013). «Антропогенное и природное радиационное воздействие» (PDF) . Пятый оценочный отчет МГЭИК . Глава 8. Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2018 г. Проверено 22 января 2017 г.
- ^ Хоббс, Питер В.; Гарретт, Тимоти Дж.; Ферек, Рональд Дж.; Стрейдер, Скотт Р.; Хегг, Дин А.; Фрик, Глендон М.; Хоппель, Уильям А.; Гаспарович, Ричард Ф.; Рассел, Линн М. (1 августа 2000 г.). «Выбросы с судов и их воздействие на облака» (PDF) . Журнал атмосферных наук . 57 (16): 2570–2590. Бибкод : 2000JAtS...57.2570H . doi : 10.1175/1520-0469(2000)057<2570:efswrt>2.0.co;2 . ISSN 0022-4928 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 августа 2017 г. Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ Воосен, Пол (2 августа 2023 г.). « Мы меняем облака». Непредвиденное испытание геоинженерии приводит к рекордному потеплению океана» . Наука . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Солтер, Стивен; Сортино, Грэм; Лэтэм, Джон (13 ноября 2008 г.). «Морское оборудование для метода альбедо облаков, позволяющего обратить вспять глобальное потепление». Философские труды Лондонского королевского общества A: Математические, физические и технические науки . 366 (1882): 3989–4006. Бибкод : 2008RSPTA.366.3989S . дои : 10.1098/rsta.2008.0136 . ISSN 1364-503X . ПМИД 18757273 .
- ^ Ореопулос, Лазарос; Платник, Стивен (27 июля 2008 г.). «Радиационная восприимчивость облачной атмосферы к возмущениям числа капель: 2. Глобальный анализ с помощью MODIS». Журнал геофизических исследований: Атмосфера . 113 (Д14): Д14С21. Бибкод : 2008JGRD..11314S21O . дои : 10.1029/2007JD009655 . ISSN 2156-2202 .
- ^ Вуд, Роберт (9 февраля 2012 г.). «Слоисто-кучевые облака» . Ежемесячный обзор погоды . 140 (8): 2373–2423. Бибкод : 2012MWRv..140.2373W . дои : 10.1175/MWR-D-11-00121.1 . ISSN 0027-0644 .
- ^ Вингентер, Оливер В.; Хаазе, Карл Б.; Зейглер, Макс; Блейк, Дональд Р.; Роуленд, Ф. Шервуд; Сайв, Баркли К.; Паулино, Ана; Тирхауг, Рунар; Ларсен, Ауд (01 марта 2007 г.). «Неожиданные последствия увеличения CO2 и кислотности океана на морское производство DMS и CH2ClI: потенциальное воздействие на климат» (PDF) . Письма о геофизических исследованиях . 34 (5): L05710. Бибкод : 2007GeoRL..34.5710W . дои : 10.1029/2006GL028139 . ISSN 1944-8007 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 августа 2017 г. Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Межправительственная группа экспертов по изменению климата, под ред. (март 2014 г.). Изменение климата, 2013 г. – Физическая научная основа, Межправительственная группа экспертов по изменению климата . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781107415324 . ISBN 9781107415324 .
- ^ Лейтч, WR; Ломанн, У.; Рассел, LM; Гарретт, Т.; Шанц, Северная Каролина; Тум-Сонтри, Д.; Страпп, Дж.В.; Хайден, КЛ; Маршалл, Дж. (18 августа 2010 г.). «Увеличение альбедо облаков из-за углеродистого аэрозоля» . Атмосфера. хим. Физ . 10 (16): 7669–7684. Бибкод : 2010ACP....10.7669L . дои : 10.5194/acp-10-7669-2010 . hdl : 20.500.11850/22281 . ISSN 1680-7324 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2019 г. Проверено 4 сентября 2019 г.
- ^ Чен, Ю.-К.; Кристенсен, МВт; Сюэ, Л.; Сорушян А.; Стивенс, Г.Л.; Расмуссен, РМ; Сейнфельд, Дж. Х. (12 сентября 2012 г.). «Появление нижнего альбедо облаков на следах кораблей» . Атмосфера. хим. Физ . 12 (17): 8223–8235. Бибкод : 2012ACP....12.8223C . дои : 10.5194/acp-12-8223-2012 . ISSN 1680-7324 .
- ^ Мартин, генеральный менеджер; Джонсон, Д.В.; Спайс, А. (1 июля 1994 г.). «Измерение и параметризация эффективного радиуса капель в теплых слоисто-кучевых облаках» . Журнал атмосферных наук . 51 (13): 1823–1842. Бибкод : 1994JAtS...51.1823M . doi : 10.1175/1520-0469(1994)051<1823:tmapoe>2.0.co;2 . ISSN 0022-4928 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Энди; Хейвуд, Джим; Буше, Оливье (27 мая 2009 г.). «Климатическое воздействие геоинженерных морских слоисто-кучевых облаков». Журнал геофизических исследований: Атмосфера . 114 (Д10): Д10106. Бибкод : 2009JGRD..11410106J . дои : 10.1029/2008JD011450 . hdl : 10871/9161 . ISSN 2156-2202 .
- ^ Перейти обратно: а б Даймонд, Майкл С.; Режиссер Ханна М.; Истман, Райан; Посснер, Анна; Вуд, Роберт (2020). «Значительное просветление облаков из-за судоходства в субтропических низких облаках» . АГУ Прогресс . 1 (1). дои : 10.1029/2019av000111 .
- ^ Перейти обратно: а б Лэтэм, Джон; Гадиан, Алан; Фурнье, Джим; Паркс, Бен; Вадхамс, Питер; Чен, Джек (28 декабря 2014 г.). «Осветление морских облаков: региональные применения» . Философские труды Лондонского королевского общества A: Математические, физические и технические науки . 372 (2031): 20140053. Бибкод : 2014RSPTA.37240053L . дои : 10.1098/rsta.2014.0053 . ISSN 1364-503X . ПМК 4240952 . ПМИД 25404682 .
- ^ Лэтэм, Джон; Раш, Филип; Чен, Чи-Чье; Кеттлс, Лаура; Гадиан, Алан; Геттельман, Эндрю; Моррисон, Хью; Бауэр, Кейт; Чулартон, Том (13 ноября 2008 г.). «Глобальная стабилизация температуры посредством контролируемого повышения альбедо морских облаков низкого уровня». Философские труды Лондонского королевского общества A: Математические, физические и технические науки . 366 (1882): 3969–3987. Бибкод : 2008RSPTA.366.3969L . дои : 10.1098/rsta.2008.0137 . ISSN 1364-503X . ПМИД 18757272 . S2CID 6985875 .
- ^ Перейти обратно: а б Раш, Филип Дж.; Лэтэм, Джон; Чен, Чи-Чье (Джек) (1 января 2009 г.). «Геоинженерия путем засева облаков: влияние на морской лед и климатическую систему» . Письма об экологических исследованиях . 4 (4): 045112. Бибкод : 2009ERL.....4d5112R . дои : 10.1088/1748-9326/4/4/045112 . ISSN 1748-9326 .
- ^ Хилл, Спенсер; Мин, Йи (16 августа 2012 г.). «Нелинейная реакция климата на региональное посветление тропических морских слоисто-кучевых облаков». Письма о геофизических исследованиях . 39 (15): L15707. Бибкод : 2012GeoRL..3915707H . дои : 10.1029/2012GL052064 . ISSN 1944-8007 .
- ^ Баугман, Э.; Гнанадэсикан, А.; Дегаэтано, А.; Адкрофт, А. (18 мая 2012 г.). «Исследование поверхностного и циркуляционного воздействия геоинженерии, повышающей яркость облаков» . Журнал климата . 25 (21): 7527–7543. Бибкод : 2012JCli...25.7527B . дои : 10.1175/JCLI-D-11-00282.1 . ISSN 0894-8755 . S2CID 130550105 .
- ^ Альтерскьер, К.; Кристьянссон, JE (16 января 2013 г.). «Знак радиационного воздействия от посветления морских облаков зависит как от размера частиц, так и от количества впрыскиваемых частиц» . Письма о геофизических исследованиях . 40 (1): 210–215. Бибкод : 2013GeoRL..40..210A . дои : 10.1029/2012GL054286 . ISSN 1944-8007 .
- ^ Кравиц, Бен; Калдейра, Кен; Буше, Оливье; Робок, Алан; Раш, Филип Дж.; Альтерскьер, Кари; Карам, Диана Боу; Коул, Джейсон Н.С.; Карри, Чарльз Л. (16 августа 2013 г.). «Ответ климатической модели в рамках проекта взаимного сравнения геоинженерных моделей (GeoMIP)» . Журнал геофизических исследований: Атмосфера . 118 (15): 8320–8332. Бибкод : 2013JGRD..118.8320K . дои : 10.1002/jgrd.50646 . hdl : 10871/21039 . ISSN 2169-8996 . S2CID 53139265 .
- ^ Бала, Г.; Калдейра, Кен; Немани, Рама; Цао, Лонг; Бан-Вайс, Джордж; Шин, Хо Чжон (24 июня 2010 г.). «Увеличение альбедо морских облаков для противодействия глобальному потеплению: влияние на гидрологический цикл». Климатическая динамика . 37 (5–6): 915–931. Бибкод : 2011ClDy...37..915B . дои : 10.1007/s00382-010-0868-1 . ISSN 0930-7575 . S2CID 129530032 .
- ^ Джонс, Энди; Хейвуд, Джим; Буше, Оливье (01 апреля 2011 г.). «Сравнение климатического воздействия геоинженерии в результате закачки SO2 в стратосферу и осветления морских слоисто-кучевых облаков». Письма об атмосферной науке . 12 (2): 176–183. Бибкод : 2011AtScL..12..176J . дои : 10.1002/asl.291 . ISSN 1530-261X . S2CID 121136324 .
- ^ Перейти обратно: а б Ван, Джессика С.; Чен, Чи-Чье Джек; Тилмс, Симона; Луонго, Мэтью Т.; Рихтер, Ядвига Х.; Рике, Кэтрин (2024). «Снижение эффективности регионального прояснения морских облаков в более теплом мире». Природа Изменение климата . дои : 10.1038/s41558-024-02046-7 .
- ^ Лэтэм, Джон (1990). «Контроль над глобальным потеплением?». Природа . 347 (6291): 339–340. Бибкод : 1990Natur.347..339L . дои : 10.1038/347339b0 . S2CID 4340327 .
- ^ Перейти обратно: а б Рассел, Линн М.; Сорушян, Армин; Сейнфельд, Джон Х.; Альбрехт, Брюс А.; Ненес, Афанасий; Альм, Ларс; Чен, И-Чун; Коггон, Мэтью; Крэйвен, Джилл С. (1 мая 2013 г.). «Эксперимент по выбросам аэрозольных облаков в восточной части Тихого океана» (PDF) . Бюллетень Американского метеорологического общества . 94 (5): 709–729. Бибкод : 2013BAMS...94..709R . дои : 10.1175/BAMS-D-12-00015.1 . hdl : 10945/46393 . ISSN 0003-0007 . S2CID 122917010 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2018 г. Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ Кейт, Дэвид В.; Дюрен, Райли; МакМартин, Дуглас Г. (28 декабря 2014 г.). «Полевые эксперименты по солнечной геоинженерии: отчет о семинаре, посвященном репрезентативному портфолио исследований» . Фил. Пер. Р. Сок. А. 372 (2031): 20140175. Бибкод : 2014RSPTA.37240175K . дои : 10.1098/rsta.2014.0175 . ISSN 1364-503X . ПМК 4240958 . ПМИД 25404684 .
- ^ Мортон, Оливер (2015). Переделанная планета: как геоинженерия может изменить мир . Принстон Пресс. ISBN 9781400874453 .
- ^ Темпл, Джеймс (22 января 2018 г.). «Мы собираемся положить конец масштабному, случайному эксперименту по снижению глобального потепления» . Обзор технологий Массачусетского технологического института . Архивировано из оригинала 22 января 2018 года . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ «Ученые испытывают оборудование для осветления облаков, чтобы затемнить и охладить Большой Барьерный риф» . TheGuardian.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2020 г. Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Лэтэм, Дж. (2002). «Уменьшение глобального потепления за счет контролируемого улучшения альбедо и долговечности морских облаков низкого уровня» (PDF) . Атмосфера. наук. Летт . 3 (2–4): 52–58. Бибкод : 2002AtScL...3...52L . дои : 10.1006/asle.2002.0099 . S2CID 209933251 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2011 г.
- ^ Эванс, Дж.; Страйд, Э.; Эдирисингхе, М.; Эндрюс, Д.; Саймонс, Р. (2010). «Может ли океаническая пена ограничить глобальное потепление?» . Климатические исследования . 42 (2): 155–160. Бибкод : 2010ClRes..42..155E . дои : 10.3354/cr00885 .
- ^ Баррерас, Ф.; Амаведа, Х.; Лозано, А. (2002). «Переходное высокочастотное ультразвуковое распыление воды». Эксперименты с жидкостями . 33 : 405–413. дои : 10.1007/s00348-002-0456-1 .
- ^ «Статья 192». Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (PDF) . Серия договоров. Том. 1833. Организация Объединенных Наций. 1994. с. 477.
- ^ «Статья 194». Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (PDF) . Серия договоров. Том. 1833. Организация Объединенных Наций. 1994. с. 478–479.
- ^ Валенсия, Марк Дж.; Акимото, Казуминэ (1 ноября 2006 г.). «Руководство по навигации и облетам в исключительной экономической зоне». Морская политика . 30 (6): 704–711. дои : 10.1016/j.marpol.2005.11.002 .
- ^ «Статья 1.1.4». Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (PDF) . Серия договоров. Том. 1833. Организация Объединенных Наций. 1994. с. 399.
- ^ Бойл, Алан (1 января 2012 г.). «Перспективы морского права в отношении изменения климата». Международный журнал морского и прибрежного права . 27 (4): 831–838. дои : 10.1163/15718085-12341244 . ISSN 1571-8085 .
- ^ «Статья 195». Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (PDF) . Серия договоров. Том. 1833. Организация Объединенных Наций. 1994. с. 479.
- ^ «Статья 239». Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (PDF) . Серия договоров. Том. 1833. Организация Объединенных Наций. 1994. с. 495.
- ^ «Статьи 242–244». Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (PDF) . Серия договоров. Том. 1833. Организация Объединенных Наций. 1994. с. 496.
- ^ «Статьи 91–92». Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (PDF) . Серия договоров. Том. 1833. Организация Объединенных Наций. 1994. с. 433.
- ^ «Статья 94». Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (PDF) . Серия договоров. Том. 1833. Организация Объединенных Наций. 1994. стр. 434–435.
- ^ «Статья 58.3». Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (PDF) . Серия договоров. Том. 1833. Организация Объединенных Наций. 1994. с. 419.
- ^ «Статья 246». Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (PDF) . Серия договоров. Том. 1833. Организация Объединенных Наций. 1994. стр. 497–498.
- ^ Ван Хойдонк, Эрик (2014). «Закон беспилотного торгового мореплавания: исследование» (PDF) . Журнал международного морского права . 20 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2017 г. Проверено 17 октября 2016 г.