Тройное божество
Тройное божество — это божество с тремя видимыми формами, которые функционируют как единое целое. Такие божества иногда могут называться тройственными, тройными, тройными, трехчастными, триедиными, тройственными или троичными. Число три имеет долгую историю мифических ассоциаций, а тройные божества распространены во всей мировой мифологии . Карл Юнг считал расположение божеств в тройки архетипом в истории религии . [1] [2] [3]
В классической религиозной иконографии или мифологическом искусстве [4] три отдельных существа могут представлять либо триаду, которая обычно появляется как группа ( греческие Мойры , Хариты и Эринии ; скандинавские Норны ; или ирландская Морриган ), либо единое божество, примечательное наличием трех аспектов (греческая Геката , римская Диана ). [5]
Происхождение
[ редактировать ]Жорж Дюмезиль в своей трехфункциональной гипотезе предположил , что древнее индоевропейское общество считало себя структурированным вокруг трех видов деятельности: поклонения, войны и тяжелого труда. [6] По мере развития социальных структур определенные сегменты общества стали более тесно связаны с одним из трех фундаментальных видов деятельности. Эти сегменты, в свою очередь, закрепились как три отдельных «класса», каждый из которых был представлен своим богом. [7] В 1970 году Дюмезиль предположил, что некоторые богини представляют эти три качества в виде разных аспектов или эпитетов. Интерпретируя различные божества, в том числе иранскую Анахиту и римскую Юнону , он определил, что, по его мнению, было примерами этого. [8] Трехфункциональная гипотеза Дюмезиля оказалась спорной. Многие критики [ указать ] рассматривают это как современное навязывание индоевропейской религии, а не как идею, присутствующую в самом обществе. [9] [ нужна полная цитата ] [10] [11]
Весна Петреска утверждает, что мифы, в том числе троицы женских мифических существ из культур Центральной и Восточной Европы, могут быть свидетельством индоевропейской веры в тримутативных женщин-« прядильщиков » судьбы. [12] : 222 Однако, по мнению лингвиста М. Л. Уэста , различные женские божества и мифологические персонажи в Европе демонстрируют влияние доиндоевропейского культа богинь, а тройные божества женской судьбы, обычно «прядильщицы» судьбы, засвидетельствованы по всей Европе и в Анатолия бронзового века. [13]
Древняя Индия
[ редактировать ]Троица высшего божества в индуизме , в которой космические функции создания, сохранения и разрушения персонифицируются как триада божеств, называется Тримурти (санскрит: त्रिमूर्ति «три формы» или «троица»), где Брахма считается Создатель, Вишну -хранитель и Шива- разрушитель.
Считается , что священный символ индуизма, Ом (или Аум), священный звук, слог, мантра и призыв, имеет намек на Тримурти, где фонемы А, У и М слова считаются обозначающими творение. целое, представляющее трансцендентный или абсолютный Брахман , сохранение и разрушение, к которым добавляется . Оно также указывает на три основных состояния сознания, помимо которых весь слог интерпретируется как предмет сознания, само-принцип ( Атман ), который считается тождественным Брахману.
Тридеви — это троица богинь-супруга богов в Тримурти, обычно олицетворяемая индуистскими богинями Сарасвати , Лакшми и Парвати . В шактизме эти триединые богини считаются проявлениями Махадеви , Верховной Богини (женщины-аболюты), также известной как Мула-Пракрити или Ади Парашакти.
Античность
[ редактировать ]Римская богиня Диана почиталась с конца шестого века до нашей эры как diva triformis , «трехформная богиня». [15] и вначале его отождествляли с аналогично изображенной греческой богиней Гекатой . [16] Андреас Альфельди интерпретировал нумизматический образ позднего республиканского периода как Диану, «представленную как тройственное единство божественной охотницы, богини Луны и богини загробного мира Гекаты ». [17] На этой монете видно, что культовое изображение тройной богини все еще стояло в луке Неми в 43 г. до н.э. Озеро Неми было Triviae lacus для Вергилия ( Энеида 7.516), а Гораций называл Diana montium custos nemoremque virgo («хранительница гор и дева Неми») и diva triformis («трехформная богиня»). [15] В своем комментарии к Вергилию Мавр Сервий Онорат говорил, что одну и ту же богиню звали Луной на небе, Дианой на земле и Прозерпиной в аду. [18]
В заклинаниях и гимнах в греческих магических папирусах богиня (называемая, среди прочих имен, Гекатой , Персефоной и Селеной ) упоминается как «троезвучная, трёхглавая, трёхголосая..., трёхконечная, трёхликая, тройная». -шейный». Например, в одном гимне «Трехликая Селена» одновременно отождествляется с тремя Харитами , тремя Мойрами и тремя Эриниями ; к ней далее обращаются по титулам нескольких богинь. [19] Редактор перевода Ханс Дитер Бец отмечает: «Богиня Геката, идентичная Персефоне, Селене, Артемиде и старой вавилонской богине Эрешигаль , является одним из божеств, наиболее часто упоминаемых в папирусах». [20]
Э. Кобэма Брюэра 1894 года В «Словаре фраз и басен» содержалась статья « Геката : тройное божество, называемое Фиби или Луной на небе, Дианой на земле и Гекатой или Прозерпиной в аду», и отмечалось, что «китайцы тройная богиня Пусса». [21] Римский поэт Овидий в образе гречанки Медеи называет Гекату «тройной богиней»; [22] более ранний греческий поэт Гесиод представляет ее как тройственную богиню, имеющую долю земли, моря и звездного неба. [23] Геката изображалась по-разному как единая женская форма; как три женщины, стоящие спиной к спине; в виде трехголовой женщины, иногда с головами животных; или как три верхних тела женщин, возникающих из одного нижнего тела («мы видим три головы, плечи и шесть рук, но нижняя часть ее тела едина и очень напоминает часть эфесской Артемиды».) [24]
Олимпийскую демиургическую триаду в платонической философии составили Зевс (считавшийся Зевсом [царем богов] Небес ) , Посейдон (Зевс морей ) и Плутон / Аид (Зевс подземного мира ). Все они в конечном итоге считались монадой ; тот же Зевс, который породил Титаническую демиургическую триаду Гелиоса (солнца в небе), Аполлона (солнца, видимого в мире человечества) и Диониса (бога тайн или «солнца» подземного мира) , как в платоновском « Федре» , касающемся мифа о Дионисе и титанах) [25]
Древние кельтские культуры
[ редактировать ]Матры или . Матроны обычно изображаются группой из трех человек, но иногда и с 27 надписями (3 × 3 × 3) Они были связаны с материнством и плодородием. Надписи этим божествам были найдены в Галлии, Испании, Италии, Рейнской области и Британии, поскольку их поклонение осуществлялось римскими солдатами с середины первого по третий век нашей эры. [26] Миранда Грин отмечает, что «триплизм» отражает способ «выражения божественного, а не представления конкретных типов богов. Триады или тройные существа повсеместно встречаются в валлийских и ирландских мифических образах» (она приводит примеры, в том числе ирландских боевых фурий, Маха и Бриджит ). «Религиозный иконографический репертуар Галлии и Британии римского периода включает широкий спектр тройных форм: наиболее распространенным триадным изображением является изображение тройной богини-матери» (она перечисляет многочисленные примеры). [27]
В случае с ирландской Бригидой может быть неясно, является ли она одной богиней или тремя сестрами, которых всех зовут Бригид. [28] Морриган также иногда появляется как одно существо, а иногда как три сестры. [29] [30] [31] [32] как и три ирландские богини суверенитета : Эриу , Фодла и Банба . [33] [34]
христианство
[ редактировать ]Никейские христиане исповедуют «единого Бога в трёх божественных личностях» ( Бога-Отца , Бога-Сына и Бога-Святого Духа ). Это не следует понимать как веру в трех богов (или поклонение им) или как веру в то, что в одном Боге есть три субъективно воспринимаемых «аспекта» , оба из которых католическая церковь осуждает как ересь . Католическая церковь также отвергает представления о том, что Бог «состоит» из трех личностей и что «Бог» — это род, содержащий эти три личности.
c . четвертого века Гностический текст « Триморфическая Протеннойя » представляет тройственный дискурс трех форм Божественной Мысли: Отца, Сына и Матери ( Софии ). [35] Михеус, Михар и Мнесинус , три небесных духа крещения, также появляются в различных сифианских гностических текстах. [36]
Некоторые христианские святые , особенно мученики , представляют собой трио, которые разделяют один праздник или другое воспоминание. Подлежат ли они реальному почитанию и молятся ли им о сверхъестественной помощи или просто почитаются, зависит от христианской конфессии . [ нужна ссылка ]
Модалистический монархианизм
[ редактировать ]В то время как никейские христиане исповедуют «одного Бога в трёх божественных личностях» ( Бога-Отца , Бога-Сына и Бога-Святого Духа ), модализм — это форма христианского унитаризма , которая противостоит тринитаризму и утверждает, что единый Бог также един. человек, а просто появляется в трех разных формах; этими формами являются Отец, Сын и Дух. Модализм утверждает, что один и тот же Бог просто появляется в разных формах на протяжении всей истории. Например, Иисус был просто одной из форм одного и того же Бога, и поэтому модализм считает, что «Отец» пострадал на кресте не меньше, чем «Сын», поскольку это просто два имени одного божества, появляющегося в разных формах. Кроме того, модализм считает, что Святой Дух также не является отдельной личностью от Отца, а просто термином, описывающим Бога в действии. Модализм считается ересью в ортодоксальном христианстве. [37]
неоязычество
[ редактировать ]Питер Х. Гудрич интерпретирует литературную фигуру Морганы ле Фэй как проявление британской тройной богини в средневековом романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» . [38] Современная идея тройной богини занимает центральное место в новом религиозном движении Викка . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Список божеств
- Прачки
- Мифография
- Триглав (мифология)
- Луг
- Самсин Халмони
- Третаона
- Три зайца
- Трихотомия (философия)
- Трифункциональная гипотеза
- Трита
- Тритон
- Тритеизм
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бентли Ламборн, Эми (2011). «Возвращение к «Психологическому подходу Юнга к догме о Троице»: некоторые последствия для психоанализа и религии» . Журнал религии и здоровья . 50 (1): 108–119. дои : 10.1007/s10943-010-9417-9 . ISSN 0022-4197 . JSTOR 41349770 . ПМИД 21042858 . S2CID 21332730 .
- ^ Штейн, Мюррей (1990). Мур, Роберт Л.; Меккель, Дэниел (ред.). Юнг и христианство в диалоге: Вера, феминизм и герменевтика . Нью-Йорк: Паулист Пресс . ISBN 9780809131877 .
- ^ "Триады богов появляются очень рано, на примитивном уровне. Архаические триады в религиях древности и Востока слишком многочисленны, чтобы их можно было здесь упомянуть. Расположение в триадах - это архетип в истории религии, который, по всей вероятности, легли в основу христианской Троицы». КГ Юнг. Психологический подход к догме о Троице .
- ↑ Краткое изложение аналогичной проблемы изображения троицы в христианском искусстве Клары Эрскин Клемент см. в устаревшем, но полезном «Справочнике легендарного и мифологического искусства» (Бостон, 1900), стр. 12.
- ^ Вергилий обращается к Гекате как к тройной Гекате, трем девам, устам Дианы ( Энеида , 4.511).
- ^ Уильям Хансен, Классическая мифология: Путеводитель по мифическому миру греков и римлян (Oxford University Press, США, 2005), стр. 306_308 онлайн.
- ^ Эдинбургская энциклопедия континентальной философии с. 562
- ^ Насстром, Бритт-Мэри (1999). «Фрейя — Трехвалентная Богиня» В песке Эрик Реенберг; Соренсен, Йорген Подеманн (ред.). Сравнительные исследования по истории религий: их цель, масштаб и значимость . Музей Тускуланум Пресс . стр. 100-1 62–64.
- ^ Аллен, Нью-Джерси Классический обзор Брин Мора 2007.10.53
- ^ Бенджамин В. Фортсон. Индоевропейский язык и культура: Введение с. 32
- ^ Гонда, Дж. (ноябрь 1974 г.). «Трехсторонняя идеология Дюмезиля: некоторые критические наблюдения». Журнал азиатских исследований . 34 (1): 139–149. дои : 10.2307/2052415 . JSTOR 2052415 . S2CID 144109518 .
- ^ Петреска, Весна (2006). «Демоны судьбы в македонских народных верованиях». В Кланичае, Габор; Поч, Ева (ред.). Христианская демонология и народная мифология . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета . п. 221. ИСБН 963-7326-76-6 . OCLC 84742672 .
Это женщины – три женщины, девушки или сестры … Они появляются в трех возрастных категориях: молодые, среднего возраста и старые…. Самый младший начинает предсказание, затем средний, но решающая информация предсказанная третьей, древнейшей наречницей .... Это поверье связано с древней индоевропейской традицией тройной смерти
- ^ Уэст, Мартин Личфилд (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета . стр. 140–141, 379–385.
- ^ (СПГ)
- ^ Перейти обратно: а б Гораций, Кармина 3.22.1.
- ^ Грин, CMC (2007). Римская религия и культ Дианы в Арисии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Альфельди, «Diana Nemorensis», Американский журнал археологии (1960:137-44), стр. 141.
- ^ Сервий , Комментарий к «Энеиде» Вергилия 6.118.
- ^ Бетц, Ганс Дитер, изд. (1989). Греческие магические папирусы в переводе: включая демотические заклинания – тексты . Издательство Чикагского университета . PGM IV 2785–2890, стр. 90–91. ISBN 978-0-226-04447-7 .
«Тройные» утверждения также встречаются в PGM IV. 1390-1495 на стр.65, PGM IV. 2441-2621 на стр. 84-86 и PGM IV. 2708-84 на стр.89. - ^ Бетц, Ганс Дитер, изд. (1989). Греческие магические папирусы в переводе: включая демотические заклинания – тексты . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-04447-7 .
- ^ Брюэр, Э. Кобэм (1894). Словарь фраз и басен . стр. 593, 1246.
- ^ Овидий, Метаморфозы , книга 7 , тр. Джон Драйден и др. (1717 г.). Доступ 23 сентября 2009 г.
Геката никогда не присоединится к этому преступлению:
Несправедлива ваша просьба, и я
С добротой ваше прошение будет отклонено;
Но она, которая не дает того, о чем вы просите,
Я еще попытаюсь дать ей Джейсона больше;
Найти значит увеличить запас лет Эсона,
Без сокращения задолженности вашей жизни;
При условии, что тройная Богиня присоединится
Сильная конфедерация в моем смелом дизайне. - ^ Элиаде, Мирча (ред.), Энциклопедия религии (издание 1987 г.), запись «Геката», том 6, стр.251.
- ^ Фарнелл, Льюис Ричард (1896). Глава 19, «Геката: изображения в искусстве», в «Культах греческих государств» , том 2 . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр.557.
- ^ Золотая цепь: антология пифагорейской и платоновской философии , Альгис Уждавинис, 274
- ^ Такач, Саролта А. (2008) Весталки, Сивиллы и Матроны: Женщины в римской религии . Издательство Техасского университета. стр. 118–121.
- ^ Грин, Миранда. «Назад в будущее: резонансы прошлого», стр. 56–57 , в Газин-Шварц, Эми, и Холторф, Корнелиус (1999). Археология и фольклор . Рутледж.
- ^ Миранда Грин, Кельтский мир (Routledge, 1996), с. 481; Хилари Робинсон , «Становление женщинами: Иригарай, Ирландия и визуальное представление», в книге « Искусство, нация и гендер: этнические ландшафты, мифы и материнские фигуры» (Ashgate, 2003), стр. 116.
- ^ Сьёстедт, Мария-Луиза (18 сентября 2000 г.). Кельтские боги и герои . Дуврские публикации . стр. 31–32. ISBN 0-486-41441-8 .
- ^ Огайн, Дайти (1991). Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Оксфорд: Prentice Hall Press . стр. 307–309. ISBN 0-13-275959-4 .
- ^ Эллис Дэвидсон, Хильда (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Сиракузы: Издательство Сиракузского университета . п. 97. ИСБН 0-8156-2441-7 .
- ^ МакКиллоп, Джеймс (1998). Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета . стр. 335–336. ISBN 0-19-280120-1 .
- ^ «Эриу» . Кельтская энциклопедия Джонса . 14 апреля 2011 г.
- ^ Мхатре, Сандип. «Датта Сампрадаай и их жизненно важная роль» . Храм Свами Самарта . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ «Триморфная Протеннойя» . Гносис.орг . Перевод Тернера, Джона Д. Голливуд, Калифорния: Гностическое общество . 1998.
- ^ Мейер, Марвин (2007). Наг-Хаммади Священные Писания Нью-Йорк: HarperOne . ISBN 978-0-06-162600-5 . OCLC 124538398 .
- ^ Д. Х. Уильямс, «Модализм», в Энциклопедии христианской цивилизации , 2011.
- ^ Питер Х. Гудрич, «Ритуальное жертвоприношение и дохристианский подтекст зеленого пояса Гавейна», в книге «Сэр Гавейн и классическая традиция» (МакФарланд, 2006), стр. 74–75.
Дополнительные источники
[ редактировать ]- Юнг, К.Г. «Психологический подход к догме о Троице» (1948), в Собрании сочинений К.Г. Юнга , Princeton University Press, 1969, том. 11, 2-е издание, стр. 107–200.
- Брабазон, Майкл (лето 2002 г.). «Карл Юнг и тринитарное Я» . Куодлибет . 4 (2–3) . Проверено 19 сентября 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Тройными божествами, на Викискладе?