Jump to content

Тройное божество

(Перенаправлено с Триадических божеств )
Греческая богиня Геката, изображенная в трех экземплярах.
Шива (слева), Вишну (в центре), Бхрама (справа) упоминаются как Тримурти , центральные божества индуизма .

Тройное божество — это божество с тремя видимыми формами, которые функционируют как единое целое. Такие божества иногда могут называться тройственными, тройными, тройными, трехчастными, триедиными, тройственными или троичными. Число три имеет долгую историю мифических ассоциаций, а тройные божества распространены во всей мировой мифологии . Карл Юнг считал расположение божеств в тройки архетипом в истории религии . [1] [2] [3]

В классической религиозной иконографии или мифологическом искусстве [4] три отдельных существа могут представлять либо триаду, которая обычно появляется как группа ( греческие Мойры , Хариты и Эринии ; скандинавские Норны ; или ирландская Морриган ), либо единое божество, примечательное наличием трех аспектов (греческая Геката , римская Диана ). [5]

Происхождение

[ редактировать ]

Жорж Дюмезиль в своей трехфункциональной гипотезе предположил , что древнее индоевропейское общество считало себя структурированным вокруг трех видов деятельности: поклонения, войны и тяжелого труда. [6] По мере развития социальных структур определенные сегменты общества стали более тесно связаны с одним из трех фундаментальных видов деятельности. Эти сегменты, в свою очередь, закрепились как три отдельных «класса», каждый из которых был представлен своим богом. [7] В 1970 году Дюмезиль предположил, что некоторые богини представляют эти три качества в виде разных аспектов или эпитетов. Интерпретируя различные божества, в том числе иранскую Анахиту и римскую Юнону , он определил, что, по его мнению, было примерами этого. [8] Трехфункциональная гипотеза Дюмезиля оказалась спорной. Многие критики [ указать ] рассматривают это как современное навязывание индоевропейской религии, а не как идею, присутствующую в самом обществе. [9] [ нужна полная цитата ] [10] [11]

Весна Петреска утверждает, что мифы, в том числе троицы женских мифических существ из культур Центральной и Восточной Европы, могут быть свидетельством индоевропейской веры в тримутативных женщин-« прядильщиков » судьбы. [12] : 222  Однако, по мнению лингвиста М. Л. Уэста , различные женские божества и мифологические персонажи в Европе демонстрируют влияние доиндоевропейского культа богинь, а тройные божества женской судьбы, обычно «прядильщицы» судьбы, засвидетельствованы по всей Европе и в Анатолия бронзового века. [13]

Древняя Индия

[ редактировать ]
Тримурти со своими супругами.

Троица высшего божества в индуизме , в которой космические функции создания, сохранения и разрушения персонифицируются как триада божеств, называется Тримурти (санскрит: त्रिमूर्ति «три формы» или «троица»), где Брахма считается Создатель, Вишну -хранитель и Шива- разрушитель.

Считается , что священный символ индуизма, Ом (или Аум), священный звук, слог, мантра и призыв, имеет намек на Тримурти, где фонемы А, У и М слова считаются обозначающими творение. целое, представляющее трансцендентный или абсолютный Брахман , сохранение и разрушение, к которым добавляется . Оно также указывает на три основных состояния сознания, помимо которых весь слог интерпретируется как предмет сознания, само-принцип ( Атман ), который считается тождественным Брахману.

Тридеви это троица богинь-супруга богов в Тримурти, обычно олицетворяемая индуистскими богинями Сарасвати , Лакшми и Парвати . В шактизме эти триединые богини считаются проявлениями Махадеви , Верховной Богини (женщины-аболюты), также известной как Мула-Пракрити или Ади Парашакти.

Античность

[ редактировать ]
первого века до нашей эры Денарий (RRC 486/1) с изображением головы Дианы и ее тройной культовой статуи. [14]

Римская богиня Диана почиталась с конца шестого века до нашей эры как diva triformis , «трехформная богиня». [15] и вначале его отождествляли с аналогично изображенной греческой богиней Гекатой . [16] Андреас Альфельди интерпретировал нумизматический образ позднего республиканского периода как Диану, «представленную как тройственное единство божественной охотницы, богини Луны и богини загробного мира Гекаты ». [17] На этой монете видно, что культовое изображение тройной богини все еще стояло в луке Неми в 43 г. до н.э. Озеро Неми было Triviae lacus для Вергилия ( Энеида 7.516), а Гораций называл Diana montium custos nemoremque virgo («хранительница гор и дева Неми») и diva triformis («трехформная богиня»). [15] В своем комментарии к Вергилию Мавр Сервий Онорат говорил, что одну и ту же богиню звали Луной на небе, Дианой на земле и Прозерпиной в аду. [18]

В заклинаниях и гимнах в греческих магических папирусах богиня (называемая, среди прочих имен, Гекатой , Персефоной и Селеной ) упоминается как «троезвучная, трёхглавая, трёхголосая..., трёхконечная, трёхликая, тройная». -шейный». Например, в одном гимне «Трехликая Селена» одновременно отождествляется с тремя Харитами , тремя Мойрами и тремя Эриниями ; к ней далее обращаются по титулам нескольких богинь. [19] Редактор перевода Ханс Дитер Бец отмечает: «Богиня Геката, идентичная Персефоне, Селене, Артемиде и старой вавилонской богине Эрешигаль , является одним из божеств, наиболее часто упоминаемых в папирусах». [20]

Э. Кобэма Брюэра 1894 года В «Словаре фраз и басен» содержалась статья « Геката : тройное божество, называемое Фиби или Луной на небе, Дианой на земле и Гекатой или Прозерпиной в аду», и отмечалось, что «китайцы тройная богиня Пусса». [21] Римский поэт Овидий в образе гречанки Медеи называет Гекату «тройной богиней»; [22] более ранний греческий поэт Гесиод представляет ее как тройственную богиню, имеющую долю земли, моря и звездного неба. [23] Геката изображалась по-разному как единая женская форма; как три женщины, стоящие спиной к спине; в виде трехголовой женщины, иногда с головами животных; или как три верхних тела женщин, возникающих из одного нижнего тела («мы видим три головы, плечи и шесть рук, но нижняя часть ее тела едина и очень напоминает часть эфесской Артемиды».) [24]

Олимпийскую демиургическую триаду в платонической философии составили Зевс (считавшийся Зевсом [царем богов] Небес ) , Посейдон (Зевс морей ) и Плутон / Аид (Зевс подземного мира ). Все они в конечном итоге считались монадой ; тот же Зевс, который породил Титаническую демиургическую триаду Гелиоса (солнца в небе), Аполлона (солнца, видимого в мире человечества) и Диониса (бога тайн или «солнца» подземного мира) , как в платоновском « Федре» , касающемся мифа о Дионисе и титанах) [25]

Древние кельтские культуры

[ редактировать ]
Терракотовый рельеф Матери из Бибракта , эдуев в Галлии . города

Матры или . Матроны обычно изображаются группой из трех человек, но иногда и с 27 надписями (3 × 3 × 3) Они были связаны с материнством и плодородием. Надписи этим божествам были найдены в Галлии, Испании, Италии, Рейнской области и Британии, поскольку их поклонение осуществлялось римскими солдатами с середины первого по третий век нашей эры. [26] Миранда Грин отмечает, что «триплизм» отражает способ «выражения божественного, а не представления конкретных типов богов. Триады или тройные существа повсеместно встречаются в валлийских и ирландских мифических образах» (она приводит примеры, в том числе ирландских боевых фурий, Маха и Бриджит ). «Религиозный иконографический репертуар Галлии и Британии римского периода включает широкий спектр тройных форм: наиболее распространенным триадным изображением является изображение тройной богини-матери» (она перечисляет многочисленные примеры). [27]

В случае с ирландской Бригидой может быть неясно, является ли она одной богиней или тремя сестрами, которых всех зовут Бригид. [28] Морриган также иногда появляется как одно существо, а иногда как три сестры. [29] [30] [31] [32] как и три ирландские богини суверенитета : Эриу , Фодла и Банба . [33] [34]

христианство

[ редактировать ]
Картина эпохи Возрождения Херонимо Косиды , изображающая христианскую Троицу в виде трехликой головы в сопровождении диаграммы Щита Троицы .

Никейские христиане исповедуют «единого Бога в трёх божественных личностях» ( Бога-Отца , Бога-Сына и Бога-Святого Духа ). Это не следует понимать как веру в трех богов (или поклонение им) или как веру в то, что в одном Боге есть три субъективно воспринимаемых «аспекта» , оба из которых католическая церковь осуждает как ересь . Католическая церковь также отвергает представления о том, что Бог «состоит» из трех личностей и что «Бог» — это род, содержащий эти три личности.

c . четвертого века Гностический текст « Триморфическая Протеннойя » представляет тройственный дискурс трех форм Божественной Мысли: Отца, Сына и Матери ( Софии ). [35] Михеус, Михар и Мнесинус , три небесных духа крещения, также появляются в различных сифианских гностических текстах. [36]

Некоторые христианские святые , особенно мученики , представляют собой трио, которые разделяют один праздник или другое воспоминание. (См. Категорию: Трио святых .) Подлежат ли они реальному почитанию и молятся ли им о сверхъестественной помощи или просто почитаются, зависит от христианской конфессии . [ нужна ссылка ]

Модалистический монархианизм

[ редактировать ]

В то время как никейские христиане исповедуют «одного Бога в трёх божественных личностях» ( Бога-Отца , Бога-Сына и Бога-Святого Духа ), модализм — это форма христианского унитаризма , которая противостоит тринитаризму и утверждает, что единый Бог также един. человек, а просто появляется в трех разных формах; этими формами являются Отец, Сын и Дух. Модализм утверждает, что один и тот же Бог просто появляется в разных формах на протяжении всей истории. Например, Иисус был просто одной из форм одного и того же Бога, и поэтому модализм считает, что «Отец» пострадал на кресте не меньше, чем «Сын», поскольку это просто два имени одного божества, появляющегося в разных формах. Кроме того, модализм считает, что Святой Дух также не является отдельной личностью от Отца, а просто термином, описывающим Бога в действии. Модализм считается ересью в ортодоксальном христианстве. [37]

неоязычество

[ редактировать ]

Питер Х. Гудрич интерпретирует литературную фигуру Морганы ле Фэй как проявление британской тройной богини в средневековом романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» . [38] Современная идея тройной богини занимает центральное место в новом религиозном движении Викка . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бентли Ламборн, Эми (2011). «Возвращение к «Психологическому подходу Юнга к догме о Троице»: некоторые последствия для психоанализа и религии» . Журнал религии и здоровья . 50 (1): 108–119. дои : 10.1007/s10943-010-9417-9 . ISSN   0022-4197 . JSTOR   41349770 . ПМИД   21042858 . S2CID   21332730 .
  2. ^ Штейн, Мюррей (1990). Мур, Роберт Л.; Меккель, Дэниел (ред.). Юнг и христианство в диалоге: Вера, феминизм и герменевтика . Нью-Йорк: Паулист Пресс . ISBN  9780809131877 .
  3. ^ "Триады богов появляются очень рано, на примитивном уровне. Архаические триады в религиях древности и Востока слишком многочисленны, чтобы их можно было здесь упомянуть. Расположение в триадах - это архетип в истории религии, который, по всей вероятности, легли в основу христианской Троицы». КГ Юнг. Психологический подход к догме о Троице .
  4. Краткое изложение аналогичной проблемы изображения троицы в христианском искусстве Клары Эрскин Клемент см. в устаревшем, но полезном «Справочнике легендарного и мифологического искусства» (Бостон, 1900), стр. 12.
  5. ^ Вергилий обращается к Гекате как к тройной Гекате, трем девам, устам Дианы ( Энеида , 4.511).
  6. ^ Уильям Хансен, Классическая мифология: Путеводитель по мифическому миру греков и римлян (Oxford University Press, США, 2005), стр. 306_308 онлайн.
  7. ^ Эдинбургская энциклопедия континентальной философии с. 562
  8. ^ Насстром, Бритт-Мэри (1999). «Фрейя — Трехвалентная Богиня» В песке Эрик Реенберг; Соренсен, Йорген Подеманн (ред.). Сравнительные исследования по истории религий: их цель, масштаб и значимость . Музей Тускуланум Пресс . стр. 100-1 62–64.
  9. ^ Аллен, Нью-Джерси Классический обзор Брин Мора 2007.10.53
  10. ^ Бенджамин В. Фортсон. Индоевропейский язык и культура: Введение с. 32
  11. ^ Гонда, Дж. (ноябрь 1974 г.). «Трехсторонняя идеология Дюмезиля: некоторые критические наблюдения». Журнал азиатских исследований . 34 (1): 139–149. дои : 10.2307/2052415 . JSTOR   2052415 . S2CID   144109518 .
  12. ^ Петреска, Весна (2006). «Демоны судьбы в македонских народных верованиях». В Кланичае, Габор; Поч, Ева (ред.). Христианская демонология и народная мифология . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета . п. 221. ИСБН  963-7326-76-6 . OCLC   84742672 . Это женщины – три женщины, девушки или сестры … Они появляются в трех возрастных категориях: молодые, среднего возраста и старые…. Самый младший начинает предсказание, затем средний, но решающая информация предсказанная третьей, древнейшей наречницей .... Это поверье связано с древней индоевропейской традицией тройной смерти
  13. ^ Уэст, Мартин Личфилд (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета . стр. 140–141, 379–385.
  14. ^ (СПГ)
  15. ^ Перейти обратно: а б Гораций, Кармина 3.22.1.
  16. ^ Грин, CMC (2007). Римская религия и культ Дианы в Арисии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  17. ^ Альфельди, «Diana Nemorensis», Американский журнал археологии (1960:137-44), стр. 141.
  18. ^ Сервий , Комментарий к «Энеиде» Вергилия 6.118.
  19. ^ Бетц, Ганс Дитер, изд. (1989). Греческие магические папирусы в переводе: включая демотические заклинания – тексты . Издательство Чикагского университета . PGM IV 2785–2890, стр. 90–91. ISBN  978-0-226-04447-7 .
    «Тройные» утверждения также встречаются в PGM IV. 1390-1495 на стр.65, PGM IV. 2441-2621 на стр. 84-86 и PGM IV. 2708-84 на стр.89.
  20. ^ Бетц, Ганс Дитер, изд. (1989). Греческие магические папирусы в переводе: включая демотические заклинания – тексты . Издательство Чикагского университета . ISBN  978-0-226-04447-7 .
  21. ^ Брюэр, Э. Кобэм (1894). Словарь фраз и басен . стр. 593, 1246.
  22. ^ Овидий, Метаморфозы , книга 7 , тр. Джон Драйден и др. (1717 г.). Доступ 23 сентября 2009 г.

    Геката никогда не присоединится к этому преступлению:
    Несправедлива ваша просьба, и я
    С добротой ваше прошение будет отклонено;
    Но она, которая не дает того, о чем вы просите,
    Я еще попытаюсь дать ей Джейсона больше;
    Найти значит увеличить запас лет Эсона,
    Без сокращения задолженности вашей жизни;
    При условии, что тройная Богиня присоединится
    Сильная конфедерация в моем смелом дизайне.

  23. ^ Элиаде, Мирча (ред.), Энциклопедия религии (издание 1987 г.), запись «Геката», том 6, стр.251.
  24. ^ Фарнелл, Льюис Ричард (1896). Глава 19, «Геката: изображения в искусстве», в «Культах греческих государств» , том 2 . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр.557.
  25. ^ Золотая цепь: антология пифагорейской и платоновской философии , Альгис Уждавинис, 274
  26. ^ Такач, Саролта А. (2008) Весталки, Сивиллы и Матроны: Женщины в римской религии . Издательство Техасского университета. стр. 118–121.
  27. ^ Грин, Миранда. «Назад в будущее: резонансы прошлого», стр. 56–57 , в Газин-Шварц, Эми, и Холторф, Корнелиус (1999). Археология и фольклор . Рутледж.
  28. ^ Миранда Грин, Кельтский мир (Routledge, 1996), с. 481; Хилари Робинсон , «Становление женщинами: Иригарай, Ирландия и визуальное представление», в книге « Искусство, нация и гендер: этнические ландшафты, мифы и материнские фигуры» (Ashgate, 2003), стр. 116.
  29. ^ Сьёстедт, Мария-Луиза (18 сентября 2000 г.). Кельтские боги и герои . Дуврские публикации . стр. 31–32. ISBN  0-486-41441-8 .
  30. ^ Огайн, Дайти (1991). Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Оксфорд: Prentice Hall Press . стр. 307–309. ISBN  0-13-275959-4 .
  31. ^ Эллис Дэвидсон, Хильда (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Сиракузы: Издательство Сиракузского университета . п. 97. ИСБН  0-8156-2441-7 .
  32. ^ МакКиллоп, Джеймс (1998). Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета . стр. 335–336. ISBN  0-19-280120-1 .
  33. ^ «Эриу» . Кельтская энциклопедия Джонса . 14 апреля 2011 г.
  34. ^ Мхатре, Сандип. «Датта Сампрадаай и их жизненно важная роль» . Храм Свами Самарта . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  35. ^ «Триморфная Протеннойя» . Гносис.орг . Перевод Тернера, Джона Д. Голливуд, Калифорния: Гностическое общество . 1998.
  36. ^ Мейер, Марвин (2007). Наг-Хаммади Священные Писания Нью-Йорк: HarperOne . ISBN  978-0-06-162600-5 . OCLC   124538398 .
  37. ^ Д. Х. Уильямс, «Модализм», в Энциклопедии христианской цивилизации , 2011.
  38. ^ Питер Х. Гудрич, «Ритуальное жертвоприношение и дохристианский подтекст зеленого пояса Гавейна», в книге «Сэр Гавейн и классическая традиция» (МакФарланд, 2006), стр. 74–75.

Дополнительные источники

[ редактировать ]
  • Юнг, К.Г. «Психологический подход к догме о Троице» (1948), в Собрании сочинений К.Г. Юнга , Princeton University Press, 1969, том. 11, 2-е издание, стр. 107–200.
  • Брабазон, Майкл (лето 2002 г.). «Карл Юнг и тринитарное Я» . Куодлибет . 4 (2–3) . Проверено 19 сентября 2008 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1337dcb9b9621ef63eda04bca8f6d49b__1719865200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/9b/1337dcb9b9621ef63eda04bca8f6d49b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Triple deity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)