Jump to content

Дэвид Ливингстон

Дэвид Ливингстон
Ливингстон в 1864 году
Рожденный ( 1813-03-19 ) 19 марта 1813 г.
Умер 1 мая 1873 г. (1873-05-01) (в возрасте 60 лет) [ 1 ]
Место отдыха Вестминстерское аббатство
51 ° 29 ″ с.ш. 0 ° 07'39 ″ с 51,49944 ° с.ш. 0,1275 ° с 51,499444 ; -0.1275
Известен для Проселитирование христианства, исследования Африки и встречи с Генри Стэнли
Супруг
( м.  1845 ; умер 1862 )
Дети 6
Подпись

David Livingstone FRGS FRS ( / ˈ L ɪ V ɪ ŋ S T ə n / ; 19 марта 1813 - 1 мая 1873 г.) был шотландским врачом, конгрегационалистом , пионером христианским миссионером [ 2 ] с лондонским миссионерским обществом и исследователем в Африке. Ливингстон была замужем за Мэри Моффат Ливингстон из выдающейся миссионерской семьи 18-го века. [ 3 ] Ливингстон пришел к мифическому статусу, который действовал на ряде взаимосвязанных уровней: протестантского миссионерского мученика, вдохновляющую историю рабочего класса « тряпки к богатым », научный исследователь и исследователь, имперский реформатор, крестоносца против рабства коммерческое и колониальное расширение. В результате Ливингстон стал одним из самых популярных британских героев в конце 19-го века викторианской эпохи .

Слава Ливингстона как исследователь и его одержимость изучением источников реки Нил была основана на убеждении, что если он сможет решить эту старую загадку, его слава даст ему влияние, чтобы положить конец восточноафриканской арабской торговле . «Источники Нила», - сказал он другу, - ценны только как средство открытия моего рта властью среди мужчин. Именно эта сила [с] я надеюсь исправить огромное зло ». [ 4 ] Его последующее исследование водораздела центральной африки стало кульминацией классического периода европейского географического открытия и колониального проникновения в Африку . В то же время его миссионерские путешествия, «исчезновение» и возможная смерть в Африке - и последующее прославление как посмертный национальный герой в 1874 году, приведенный для основания нескольких крупных христианских миссионерских инициатив в Центральной Африке, которые были представлены в эпоху европейского « Схватка на Африку ». [ 5 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Место рождения Ливингстона в Блантире, Южном Ланаркшире , Южном Ланаркшире , Шотландии
Место рождения Дэвида Ливингстона, с мебелью периода

Ливингстон родился 19 марта 1813 года в мельничном городе Блантайр , Шотландия, в многоквартирном здании для рабочих хлопковой фабрики на берегах реки Клайд под мостом, пересекающимся в Боуэлл . [ 6 ] Он был вторым из семи детей, рожденных от Нила Ливингстона (1788–1856) и его жены Агнес ( урожденная Хантер; 1782–1865).

Дэвид работал в возрасте десяти лет в хлопковой мельнице Henry Monteith & Co. в Blantyre Works . Он и его брат Джон работали двенадцатичасовыми днями в качестве поставки , привязывая сломанные хлопковые нити на вращающихся машинах.

Нил Ливингстон был учителем воскресной школы и Титоталером , который раздавал христианские участки во время своих путешествий в качестве продавца чая от двери до двери. Он широко читал книги о богословии, путешествиях и миссионерских предприятиях. Это стерто молодым Давидом, который стал заядлым читателем, но он также любил обыскать сельскую местность для животных, растений и геологических образцов в местных карьерах из известняка. Нил опасался, что научные книги подрывают христианство и пытались заставить своего сына читать только богословие, но глубокий интерес Давида к природе и науке заставил его исследовать отношения между религией и наукой . [ 7 ] В 1832 году он прочитал философию будущего государства , написанного Томасом Диком , и он нашел обоснование, которое ему нужно, чтобы примирить веру и науку, и, кроме Библии, эта книга была, пожалуй, его величайшим философским влиянием. [ 8 ]

Другими значительными влияниями в его ранней жизни были Томас Берк, евангелист Блантира , и Дэвид Хогг, учитель воскресной школы. [ 8 ] В пятнадцать лет Давид покинул церковь Шотландии для местной общинной церкви , под влиянием таких проповедников, как Ральф Уордлоу , которые отрицали предопределенные ограничения на спасение. Под влиянием возрожденных учений в Соединенных Штатах Ливингстон полностью принял предложение, изложенное Чарльзом Финни, профессором теологии в Колледже Оберлин, штат Огайо, «Святой Дух открыт для всех, кто его просит». Для Ливингстона это означало освобождение от страха вечного проклятия. [ 9 ] Чтение Ливингстона миссионера Карла Гюцлаффа к церкви Британии и Америки от имени Китая позволило ему убедить своего отца, что медицинское исследование может продвинуть религиозные цели. [ 10 ]

Опыт Ливингстона в хлопковой мельнице H. Monteith Blantyre также был важен в возрасте от 10 до 26 лет, сначала в качестве штук, а затем в качестве прядильщика . Эта монотонная работа была необходима для поддержки его бедной семьи, но она научила его настойчивости, выносливости и естественному сочувствию со всеми, кто трудится, как выражается линии, которые он использовал, чтобы напевать из эгалитарного Роберта Бернса : «Когда человек к человеку, Мир по мнению/братья будет для «этого». [ А ]

Образование

[ редактировать ]

Ливингстон посещал сельскую школу Блантир вместе с несколькими другими детьми мельницы с выносливостью, чтобы сделать это, несмотря на их 14-часовой рабочий день (6:00 до 20:00). Наличие семьи с сильной, постоянной приверженностью изучению усилило его образование.

В возрасте 21 года он был взволнован брошюрой, которую его отец получил от церкви, установив призыв Гюцлафа к миссионерам в Китай, с новой концепцией, что миссионеры должны быть обучены в качестве врачей. Его отец был убежден, и, как и многие другие студенты в Шотландии, Ливингстон должен был поддержать себя, с соглашением управления мельницей, работая на своей старой работе с Пасхи до октября, превышающим сроки. Он поступил в университет Андерсона , Глазго, в 1836 году, изучая медицину и химию, а также участвовал в лекциях по богословиям, проведенного антирабовладельческим участником кампании Ричарда Уордлоу в Конгрегационном церковном колледже, где он также мог изучать греческий язык . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Чтобы поступить в медицинскую школу, он нуждался в некоторых знаниях об латыни, и был обучен местным римско -католиком Даниэлем Галлахером (позже священником, основателем St Simon's, Partick ). [ 14 ] Ливингстон усердно работал, получил хорошее обоснование в науке и медицине и заставил друзей на всю жизнь, включая Эндрю Бьюкенена и Джеймса Янга . [ 12 ] [ 15 ]

Лондонское миссионерское общество (LMS) было в то время основной организацией в стране для миссионерской работы, и, в отличие от других, была открыта для конгрегационалистов . Он подал заявку на LMS в октябре 1837 года, и в январе был отправлен вопросы, на которые он ответил. [ 16 ] Он не получил ответа, пока не пригласит на два интервью в августе 1838 года. Затем его приняли в качестве кандидата в испытательный срок и проходили первоначальную подготовку в Ongar, Essex , как введение в исследования, чтобы стать министром в Союзе Конгрегации, служащим в рамках LMS, скорее чем более базовый курс для ремесленного миссионера. В Ongar он и шесть других студентов имели обучение по греческому, латинскому, иврите и богословию от преподобного Ричарда Сесила, который в январе 1839 года оценил, что, несмотря на «тяжесть манеры» и «простота», у Ливингстона «чувство и тихое энергие» , хороший характер и солидный характер », поэтому мне не нравится мысль о том, что его отвергают». Месяц спустя он все еще думал, что Ливингстон «вряд ли готов» перейти к богословским исследованиям в Чешун -колледже и «достойным, но отдаленным от блестящего». [ 17 ] В июне 1839 года директора LMS приняли Ливингстон и согласились на его просьбу продолжить обучение с Сесилом в Ongar до конца года, а затем получили поддержку LMS для медицинских исследований в Лондоне. [ 18 ]

Чтобы получить необходимую клиническую подготовку, он продолжил свое медицинское обучение в медицинской школе больниц Чаринг -Кросс , а его курсы охватывали медицинскую практику, акушерство и ботанику. [ 18 ] Он квалифицировался в качестве лицензии факультета (ныне Королевский колледж) врачей и хирургов Глазго 16 ноября 1840 года (в 1857 году он стал почетным членом факультета). [ 19 ] 20 ноября 1840 года Ливингстон был рукоположен в церкви министр , как и еще один миссионер в Южной Африке, Уильям Росс, на службе в часовне Альбион , Финсбери. Служба рукоположения была проведена Сесилом и Джей Джей Фримен. [ 20 ] [ 21 ]

Видение для Африки

[ редактировать ]
Zulu Dance, в Shupanga на Замбези, чтобы получить дань от португальских торговцев.

Хотя Ливингстон отреагировал на призыв Гюцлаффа к миссионерам в Китай, надвигающаяся первая опиумная война заставила директоров LMS осторожны с отправкой там новобранцев. Когда он попросил продлить свое испытательное обучение в Ongar, Сесил рассказал ему об их желании, что он должен был работать в Вест -Индии «в предпочтениях Южной Африке». 2 июля 1839 года он написал директорам LMS, что к тому времени Вест -Индия хорошо обслуживалась врачами, и его всегда привлекали другие части света, а не усеянный пасторат . С соглашением LMS он продолжал получать богословское обучение от Сесила до конца года, а затем возобновил медицинские исследования. [ 18 ] [ 22 ]

Начиная свою клиническую подготовку в январе 1840 года, он вернулся в миссионерский пансионат миссис Сьюэлл в Олдерсгейте , где ранее оставался в Лондоне. [ 12 ] [ 18 ] Другие, оставшиеся там, иногда посещали миссионер Роберт Моффат , который тогда находился в Англии со своей семьей, чтобы опубликовать работу своей миссии LMS в Курумане в Южной Африке. Ливингстон неоднократно спрашивал его об Африке, и, как позже вспомнил Моффат; "По его словам, он спросил меня, думал ли я, что он сделает для Африки. Я сказал, что считаю, что не пойдет на старую станцию, но поднимутся на незанятую землю, указав обширную равнину на севере, где я Иногда на утреннем солнце видели дым тысячи деревень, где ни один миссионер никогда не был ». [ 8 ]

Он был взволнован видением Моффата расширения миссионерской работы на севере Бегуаналенда и горячо обсуждаемой темой христианства и торговли. Миссионер LMS Джон Филипп , после обсуждения с аболиционистом Fowell Buxton , опубликовал исследования в Южной Африке в 1828 году, предлагая, чтобы христианство всегда принесло «цивилизацию», включая свободную торговлю и свободный труд . Этот аргумент был подкреплен для Ливингстона, когда он присутствовал на собрании зала Эксетер 1 июня 1840 года , где Бакстон мощно рассказал о том, что африканская работорговля будет закончена, если вождям, вместо того, чтобы продавать рабов, смогут получить желаемые европейские товары по «законной торговле «Его эффект дополняется христианскими миссиями, проповедующими Евангелием и введением школьного образования. [ 10 ] [ 23 ]

Миссионерские станции

[ редактировать ]

Ливингстон покинул Лондон 17 ноября 1840, пассажир на парусном бриге, направляющемся на мыс Доброй Надежды , вместе с двумя другими миссионерами LMS: Росс, который был рукоположен на той же службе, что и он, и жена Росса. Во время долгого путешествия он изучал голландский и Тесана , и капитан дал ему обширное обучение в навигации. В Рио -де -Жанейро , в отличие от двух других, он рискнул на берег и был впечатлен собором и пейзажами, но не пьянством британских и американских моряков, поэтому он дал им участки в баре доксайда. 15 марта 1841 года корабль прибыл в залив Саймона , и в течение месяца, пока он разгрузился и загружен, трое остались в Кейптауне с мистером и миссис Филиппом . Будучи резидентом директора LMS, Филипп продолжил свою политику, что все люди были равны перед Богом и в законе, что привело к спорам с бурами , и с британскими поселенцами , поскольку Филипп считал, что люди не виноваты в «В войнах» в отношении продления Кейп Колония . Миссионерские фракции не согласились с этим, и из -за его акцента на миссионерской работе среди грику Люди из колонии , в то время как другие, такие как Моффат, хотели больше внимания уделять новым областям. Была также напряженность между ремесленными миссионерами, занятыми для опыта, и рукоположенными миссионерами. [ 24 ]

Корабль взял Ливингстон и Росс в залив Алгоа , с 19 мая по 31 июля они были на долгое путешествие по поводу волам до миссии Курумана . Моффаты еще не вернулись из Великобритании, и он погрузился в жизнь Тованы. С сентября по конец декабря он прошел 750 миль (1210 км) с ремесленным миссионером Роджером Эдвардсом, который был в Курумане с 1830 года, и Моффат расследовал потенциал для новой станции. Они посетили и обсудили область под названием Маботса, Ботсвана, [ 25 ] недалеко от Зируста , Северо -Западная провинция, Южная Африка. [ 26 ]

В 1842 году Ливингстон отправился на два похода с африканскими спутниками, директорами были члены миссии Пол и Мебалве, дьякон . В июне 1843 года Эдвардс получил одобрение LMS для создания станции миссии со своей женой в Маботсе. Ливингстон переехал туда по соглашению и присоединился к ним в физической работе строительных учреждений. [ 27 ] Он написал, чтобы рассказать секретарю LMS Артуру Тидману, сказав, что он будет рад назвать Мабоцу «центром сферы моих труд», но попытается удержать себя «в готовности пойти куда -нибудь, если он будет вперед». [ 28 ]

Моффаты, сопровождаемые двумя новыми миссионерскими семьями, достигли реки Ваал в январе 1844 года, Ливингстон поехал, чтобы встретиться с ними там, а затем сидел в воле Моффатов, разговаривая с Робертом часами в течение семнадцати или восемнадцати дней, которые потребовались, чтобы получить домой в Куруман. Впервые он встретил их дочь Мэри , которая родилась и выросла в Африке. [ 29 ]

Диакон Мебалс стреляет, отвлекая льва, который одолел Ливингстон.
Мемориальная скульптура Ливингстона в Блантайре , Шотландия

Львы часто нападали на стада жителей деревни Маботса, 16 февраля, Мебалве и Ливингстон присоединились к ним, защищающей овец. [ 30 ] Ливингстон получил четкий выстрел в большого льва, но пока он перезагружал его атаковав, раздавив левую руку и заставил его на землю. Его жизнь была спасена Мебала, отвлекая его внимание, пытаясь выстрелить Льва. Его тоже укусили. Человек, который пытался копаться, был атакован как раз перед тем, как упал мертвым. [ 31 ] [ 32 ]

Сломанная кость Ливингстона, хотя неопытно расположена сама и Эдвардс, сильно связана. Он отправился на выздоровление в Куруман, где его ухаживала дочь Моффата Мэри, и они обручились. Его рука зажила, позволяя ему стрелять и поднимать тяжелые веса, хотя она оставалась источником больших страданий на всю оставшуюся жизнь, и он не смог поднять руку выше его плеча. [ 8 ]

Ливингстон и Мэри поженились 9 января 1845 года. [ 33 ]

Ливингстон был вынужден оставить свою первую миссию в Маботсе в Ботсване в 1845 году после того, как между ним и его товарищем по миссионеру Роджерс Эдвардс возникли непримиримые различия, и потому что Бакгатла оказались равнодушными к Евангелию. Он покинул Чонуане, его следующую миссию, в 1847 году из -за засухи и близости буров и его желания «перейти к регионам за пределами». [ 34 ] В Колобенге Миссия Ливингстон обратилась вождя Сехеле в 1849 году после двух лет убеждения пациента. Всего несколько месяцев спустя Сехеле прошел. [ 35 ]

Исследование южной и центральной Африки

[ редактировать ]
Путешествия Ливингстона в Африке между 1851 и 1873 годами

Чтобы улучшить свои языковые навыки TSWANA и найти места для создания станций миссии, Ливингстон совершил путешествия далеко к северу от Колобенга с Уильямом Коттоном Освеллом . В 1849 году они пересекли пустыню Калахари и достигли озера Нгами . В 1850 году он был признан Королевским географическим обществом , которое представило ему хронометр, наблюдая за «его путешествием на Великое озеро Нгами». [ 36 ] Он слышал о реке, которая потенциально может стать «шоссе» на побережье, и в августе 1851 года они достигли Замбези, который , как он надеялся, станет «ключом к интерьеру». [ 37 ] В 1852 году, отправив свою семью в Великобританию, Ливингстон отправился на север в деревню Линианти на реке Замбези, расположенной примерно на полпути между восточным и западным побережью континента, где Секелету , вождь Кололо , предоставил власть Ливингстона как Ндуна. Чтобы вести совместное расследование торговых путей на побережье, 27 воинов Кололо выступают в качестве переводчиков и гидов. Они достигли португальского города Луанда в Атлантике в мае 1854 года после глубоких трудностей и ближайшего смерти Ливингстона от лихорадки. Ливингстон понял, что маршрут будет слишком трудным для будущих торговцев, поэтому он отступил путешествие в Линианти. Затем с 114 мужчинами Кололо, одолженным тем же вождем, он отправился на восток вниз по Замбези. На этой ноге он стал первым европейцем, который увидел водопад Моси-Оа-Тунья («дым, который гремеет»), который он назвал Викторией Фолс после королевы Виктории . В конце концов он успешно достиг Келимана в Индийском океане, наметив большую часть курса реки Замбези. [ 38 ] [ 37 ]

Для этого Ливингстон прославился как первый европейский, который пересекал южную центральную Африку в такой широте и был провозглашен как «открывшаяся» Африку, [ 38 ] Но уже была давно установленная трансгиональная сеть торговых путей. [ 37 ] проникли в середину континента с обеих сторон, в Португальские торговцы гг 1853–1854 . [ 39 ]

Ливингстон проповедовал Евангелие неконвертированным африканцам. Как и другие миссионеры той эпохи, у него был низкий уровень успеха, и ему приписывают единое преобразование. [ 40 ]

Ливингстон выступал за создание торговых и религиозных миссий в центральной Африке, но отмены африканской работорговли , как это было его главной целью, выполняемой португальцами Тте и арабскими суахили Килва . Его девиз - теперь был вписан на его статую на Фолс Виктории - был " Христианство, коммерция и цивилизация », комбинация, которую, как он надеялся, составил бы альтернативу работорговли и передает достоинство африканцам в глазах европейцев. [ 41 ] Он считал, что ключом к достижению этих целей была навигация реки Замбези как христианское коммерческое шоссе в интерьер. [ 42 ]

Автор и участник кампании

[ редактировать ]

Он вернулся в Британию в декабре 1856 года. Королевское географическое общество наградило его медалью своего покровителя в 1855 году за его исследование в Африке. [ 36 ] Воодушевленный Лондонским миссионерским обществом , он написал свой журнал, но нетрадиционно опубликовал его миссионерские путешествия в 1857 году Джоном Мюрреем , что делает его бестселлером. Книга включала в себя его полевую науку и исключительно симпатические описания африканского народа. Он предложил, чтобы миссии и «законная торговля» реки в Центральную Африку положили конец торговле рабов. [ 37 ] [ 43 ]

Рабские торговцы и их пленники связаны в цепях и воротнились с «укротительными палками». Ливингстона Из повествования

Ливингстон был воодушевлен ответом в Британии на его открытия и поддержку будущих экспедиций. Он предложил провести больше разведки, в первую очередь, чтобы найти маршруты для коммерческой торговли, которые, по его мнению, вытеснят маршруты работорговли, в большей степени, чем только для миссионерской работы. Лондонское миссионерское общество (LMS) по изучению его планов отправило письмо, которое Ливингстон получил в Келимане, поздравляя его с его путешествием, но сказал, что режиссеры «ограничены в своей способности по оказанию помощи, связанного лишь удаленно с распространением Евангелия» Полем [ 44 ] Этому грубому отказу для новых миссионерских станций к северу от Замбези и его более широкого объекта открытия интерьера для торговли через Zambezi было недостаточно, чтобы заставить его уйти в отставку с LMS одновременно. Когда Родерик Мерчисон , президент Королевского географического общества, связал его с министром иностранных дел, Ливингстон ничего не сказал директорам LMS, даже когда его руководство правительственной экспедиции в Замбези, казалось, все чаще будет финансироваться казначейством. «Я еще не справедливо с правительством, - сказал он другу, - но я почти совсем не с общественностью (LMS)». Ливингстон подал в отставку из Лондонского миссионерского общества в 1857 году, и в мае того же года он был назначен консулом Ее Величества с помощью бродячих комиссии, простирающейся через Мозамбик до районах к западу от него. [ 45 ] В феврале 1858 года его область юрисдикции была предусмотрена как «восточное побережье Африки и независимые районы во внутренней части». [ 46 ]

В то время как он вел переговоры с правительством за свою новую должность в качестве консула, LMS думал, что он вернется в Африку с их миссией в Кололо в Бароцленде , которую продвигал Ливингстон. [ 47 ] Эта миссия в конечном итоге понесла смерть от малярии миссионера, его жены, жены второго миссионера и троих детей. Ливингстон подвергся более тридцати атакам во время своего предыдущего путешествия, но преодолел свои страдания и переоценил качество земли, которую они найдут, и миссионеры отправились в болотный регион с совершенно неадекватными запасами хинина. Биограф Тим Джел считал этот эпизод основным провалом для Ливингстона и свидетельством того, что они ставят свои цели и карьеру выше жизни окружающих. [ 48 ]

Ливингстон был теперь знаменитостью, благодаря большим спросу в качестве публичного оратора и был избран в Королевское общество . Он получил публичную поддержку за свои планы и собрал финансы для своей следующей экспедиции по государственной подписке, а также 5000 фунтов стерлингов от правительства для расследования потенциала британской торговли через Замбези. [ 37 ]

Zambezi Expedition

[ редактировать ]

In December 1857 the Foreign Office proposed a huge expedition. Livingstone had envisaged another solo journey with African helpers, in January 1858 he agreed to lead a second Zambezi expedition with six specialist officers, hurriedly recruited in the UK.[37][49]

The prefabricated iron river steamer Ma Robert was quickly built in portable sections, and loaded onto the Colonial Office steamer Pearl, which took them out on its way to Ceylon. They left on 10 March, at Freetown collected twelve Kru seafarers to man the river steamer, and reached the Zambezi on 14 May. The plan was for both ships to take them up the river to establish bases, but it turned out to be completely impassable to boats past the Cahora Bassa rapids, a series of cataracts and rapids that Livingstone had failed to explore on his earlier travels. Pearl offloaded their supplies on an island about 40 miles (64 km) upstream. From there, Ma Robert had to make repeated slow journeys, getting hauled across shoals. The riverbanks were a war zone, with Portuguese soldiers and their slaves fighting the Chikunda slave-hunters of Matakenya (Mariano), but both sides accepted the expedition as friends.[50][51]

The grave of Livingstone’s wife, Mary Moffat Livingstone, in Chupanga, Mozambique. She died in 1862.

The experts, stuck at Shupanga, could not make the intended progress, and there were disagreements. Artist Thomas Baines was dismissed from the expedition. Others on the expedition became the first to reach Lake Nyasa and they explored it in a four-oared gig. In 1861 the Colonial Office provided a new wooden paddle survey vessel, Pioneer, which took the Universities' Mission to Central Africa (UMCA) led by Bishop Charles MacKenzie up the Shire river to found a new mission.

Livingstone raised funds for a replacement river steamer, Lady Nyasa, specially designed to sail on Lake Nyasa. It was shipped out in sections, contrary to his request, with a mission party including Mary Livingstone, and arrived in 1862. The Pioneer was delayed getting down to the coast to meet them, and there were further delays after it was found that the Bishop had died. Mary Livingstone died on 27 April 1862 from malaria.

Livingstone took Pioneer up the coast and investigated the Ruvuma River, the physician John Kirk wrote "I can come to no other conclusion than that Dr Livingstone is out of his mind and a most unsafe leader".

When Pioneer returned to Shupanga in December 1862, they paid (in cloth) their "Mazaro men" who left and engaged replacements. On 10 January 1863 they set off, towing Lady Nyasa, and went up the Shire river past scenes of devastation as Mariano's Chikunda slave-hunts caused famine, and they frequently had to clear the paddle wheels of corpses left floating downstream. They reached Chibisa's and the Murchison Cataracts in April, then began dismantling Lady Nyasa and building a road to take its sections past the cataracts, while explorations continued.[52][53]

He brought the ships downriver in 1864 after the government ordered the recall of the expedition. The Zambezi Expedition was castigated as a failure in many newspapers of the time, and Livingstone experienced great difficulty in raising funds to further explore Africa. John Kirk, Charles Meller, and Richard Thornton, scientists appointed to work under Livingstone, contributed large collections of botanical, ecological, geological, and ethnographic material to scientific Institutions in the United Kingdom.

Nile River

[edit]

In January 1866, Livingstone returned to Africa, this time to Zanzibar, and from there he set out to seek the source of the Nile. Richard Francis Burton, John Hanning Speke, and Samuel Baker had identified either Lake Albert or Lake Victoria as the source (which was partially correct, as the Nile "bubbles from the ground high in the mountains of Burundi halfway between Lake Tanganyika and Lake Victoria"[54]), but there was still serious debate on the matter. Livingstone believed that the source was farther south and assembled a team to find it consisting of freed slaves, Comoros Islanders, twelve Sepoys, and two servants from his previous expedition, Chuma and Susi. [citation needed]

This house in Mikindani in southern Tanzania was the starting point for Livingstone's last expedition. He stayed here from 24 March to 7 April 1866.

Livingstone set out from the mouth of the Ruvuma river, but his assistants gradually began deserting him. The Comoros Islanders had returned to Zanzibar and (falsely) informed authorities that Livingstone had died. He reached Lake Malawi on 6 August, by which time most of his supplies had been stolen, including all his medicines. Livingstone then travelled through swamps in the direction of Lake Tanganyika, with his health declining. He sent a message to Zanzibar requesting that supplies be sent to Ujiji and he then headed west, forced by ill health to travel with slave traders. He arrived at Lake Mweru on 8 November 1867 and continued on, travelling south to become the first European to see Lake Bangweulu. Upon finding the Lualaba River, Livingstone theorised that it could have been the high part of the Nile River; but realised that it in fact flowed into the River Congo at Upper Congo Lake.[55]

The year 1869 began with Livingstone finding himself extremely ill while in the jungle. He was saved by Arab traders who gave him medicines and carried him to an Arab outpost.[56] In March 1869, Livingstone suffered from pneumonia and arrived in Ujiji to find his supplies stolen. He was coming down with cholera and had tropical ulcers on his feet, so he was again forced to rely on slave traders to get him as far as Bambara—where he was caught by the wet season. With no supplies, Livingstone had to eat his meals in a roped-off enclosure for the entertainment of the locals in return for food.[citation needed]

On 15 July 1871,[57] Livingstone recorded in his field diary his immediate impressions as he witnessed around 400 Africans being massacred by Arab slavers at the Nyangwe market on the banks of the Lualaba River, while he was watching next to the leading Arab trader Dugumbe who had given him assistance.[58][59]

The cause behind this attack is stated to be retaliation for actions of Manilla, the head slave who had sacked villages of Mohombo people at the instigation of the Wagenya chieftain Kimburu. The Arabs attacked the shoppers and Kimburu's people.[58][59]

Researchers from the Indiana University of Pennsylvania who scanned Livingstone's diary suggest that in putting his fragmentary notes about the massacre into the narrative of his journal, he left out his concerns about some of his followers, slaves owned by Banyan merchants who had been hired by John Kirk, acting Consul at Zanzibar, and sent to get Livingstone to safety. These slaves had been liberated and added to his party, but had shown violent conduct against local people contrary to his instructions, and he feared they might have been involved in starting the massacre. His diary noted "Dugumbe's men murdering Kimburu and another for slaves" and implied that the slave Manilla played a leading part, but looking back at the events, he says Dugumbé's people bore responsibility, and started it to make an example of Manilla. In the diary he described his sending his men with protection of a flag to assist Manilla's brother, in his journal version it was to assist villagers. The version edited by Waller in the "Last Journals", published in 1874, left out the context of Livingstone's earlier comments about Kirk and bad behaviour of the hired Banyan men, and omitted the villagers' earlier violent resistance to Arab slavers, so it portrayed the villagers as passive victims. The section on the massacre itself had only minor grammatical corrections. Further research into diary notes continues.[60][59]

The massacre horrified Livingstone, leaving him too shattered to continue his mission to find the source of the Nile.[56] Following the end of the wet season, he travelled 240 miles (390 km) from Nyangwe back to Ujiji, an Arab settlement on the eastern shore of Lake Tanganyika – violently ill most of the way – arriving on 23 October 1871. [61]

Geographical discoveries

[edit]

Livingstone was wrong about the Nile, but he identified numerous geographical features for Western science, such as Lake Ngami, Lake Malawi, and Lake Bangweulu, in addition to Victoria Falls mentioned above.[citation needed] He filled in details of Lake Tanganyika, Lake Mweru, and the course of many rivers, especially the upper Zambezi, and his observations enabled large regions to be mapped which previously had been blank. Even so, the farthest north he reached was the north end of Lake Tanganyika – still south of the Equator – and he did not penetrate the rainforest of the River Congo any farther downstream than Ntangwe near Misisi.[62][original research?]

Livingstone was awarded the gold medal of the Royal Geographical Society of London and was made a Fellow of the society, with which he had a strong association for the rest of his life.[8]

Stanley meeting

[edit]
Livingstone's meeting with Stanley took place at Ujiji, an Arab trading post under the Sultanate of Zanzibar, marked in pink at the bottom left of this map.
Henry Morton Stanley meets David Livingstone
Livingstone Memorial in Ujiji, Tanzania

Livingstone completely lost contact with the outside world for six years and was ill for most of the last four years of his life. Only one of his 44 letter dispatches made it to Zanzibar. One surviving letter to Horace Waller was made available to the public in 2010 by its owner Peter Beard. It reads: "I am terribly knocked up but this is for your own eye only... Doubtful if I live to see you again..."[63][64]

Henry Morton Stanley had been sent to find him by the New York Herald newspaper in 1869. He found Livingstone in the town of Ujiji on the shores of Lake Tanganyika on 10 November 1871,[65] apparently greeting him with the now famous words "Dr. Livingstone, I presume?" Livingstone responded, "Yes", and then, "I feel thankful that I am here to welcome you." These famous words may have been a fabrication, as Stanley later tore out the pages of this encounter in his diary.[66] Even Livingstone's account of this encounter does not mention these words. However, the phrase appears in a New York Herald editorial dated 10 August 1872, and the Encyclopædia Britannica and the Oxford Dictionary of National Biography both quote it without questioning its veracity. The words are famous because of their perceived humour, Livingstone being the only other white person for hundreds of miles, along with Stanley's clumsy attempt at appearing dignified in the bush of Africa by making a formal greeting one might expect to hear in the confines of an upper-class London club. However, readers of the Herald immediately saw through Stanley's pretensions.[66] As noted by his biographer Tim Jeal, Stanley struggled his whole life with a self-perceived weakness of being from a humble background, and manufactured events to make up for this supposed deficiency.[66] Stanley's book suggests that this greeting was truly motivated by embarrassment, because he did not dare to embrace Livingstone.

Despite Stanley's urgings, Livingstone was determined not to leave Africa until his mission was complete. His illness made him confused and he had judgment difficulties at the end of his life. He explored the Lualaba and, failing to find connections to the Nile, returned to Lake Bangweulu and its swamps to explore possible rivers flowing out northwards.[56]

Christianity and Sechele

[edit]

Livingstone is known as "Africa's greatest missionary," yet he is recorded as having converted only one African: Sechele, who was the chief of the Kwena people of Botswana (Kwena are one of the main Sotho-Tswana clans, found in South Africa, Lesotho, and Botswana[67] in all three Sotho-Tswana language groupings). Sechele was born in 1812. His father died when Sechele was 10, and two of his uncles divided the tribe, which forced Sechele to leave his home for nine years. When Sechele returned, he took over one of his uncle's tribes; at that point, he met Livingstone.[68] [pages needed] Livingstone immediately became interested in Sechele, and especially his ability to read. Being a quick learner, Sechele learned the alphabet in two days and soon called English a second language. After teaching his wives the skill, he wrote the Bible in his native tongue.[69]

Livingstone was known through a large part of Africa for treating the natives with respect, and the tribes that he visited returned his respect with faith and loyalty. He could never permanently convert the tribesmen to Christianity, however. Among other reasons, Sechele, by then the leader of the African tribe, did not like the way that Livingstone could not demand rain of his God like his rainmakers, who said that they could. After long hesitation from Livingstone, he baptised Sechele and had the church completely embrace him. Sechele was now a part of the church, but he continued to act according to his African culture, which went against Livingstone's teachings.[70]: 20 

Sechele was no different from any other man of his tribe in believing in polygamy. He had five wives, including MmaKgari (SeTswana for "mother of Kgari"), Mokgokong[71] and Masebele[72] When Livingstone told him to get rid of four of them, it shook the foundations of the Kwena tribe. After he finally divorced the women, Livingstone baptised them all and everything went well. However, one year later one of his ex-wives became pregnant and Sechele was the father. Sechele begged Livingstone not to give up on him because his faith was still strong, but Livingstone left the country and went north to continue his Christianizing attempts.[41] [pages needed]

After Livingstone left the Kwena tribe, Sechele remained faithful to Christianity and led missionaries to surrounding tribes as well as converting nearly his entire Kwena people. In the estimation of Neil Parsons of the University of Botswana, Sechele "did more to propagate Christianity in 19th-century southern Africa than virtually any single European missionary". Although Sechele was a self-proclaimed Christian, many European missionaries disagreed. The Kwena tribe leader kept rainmaking a part of his life as well as polygamy.[67]

Death

[edit]
David Livingstone Medal[73]

Livingstone died on 1 May 1873 at the age of 60 in Chief Chitambo's village at Chipundu, southeast of Lake Bangweulu, in present-day Zambia, from malaria and internal bleeding due to dysentery. Led by his loyal attendants Chuma and Susi, his expedition arranged funeral ceremonies. They removed his heart and buried it under a tree near the spot where he died, which has been identified variously as a mvula tree or a baobab tree but is more likely to be a mpundu tree, as baobabs are found at lower altitudes and in more arid regions.[74][75] That site, now known as the Livingstone Memorial,[76] lists his date of death as 4 May, the date reported (and carved into the tree's trunk) by Chuma and Susi; but most sources consider 1 May—the date of Livingstone's final journal entry—as the correct one.[77]

The expedition led by Chuma and Susi then carried the rest of his remains, together with his last journal and belongings, on a journey that took 63 days to the coastal town of Bagamoyo, a distance exceeding 1,000 miles (1,600 km). The caravan encountered the expedition of English explorer Verney Lovett Cameron, who continued his march and reached Ujiji in February 1874, where he found and sent to England Livingstone's papers.[78] Seventy-nine followers completed the journey, the men were paid their due wages, and Livingstone's remains were returned by ship to Britain for burial. In London, his body lay in repose at No.1 Savile Row, then the headquarters of the Royal Geographical Society, prior to interment at Westminster Abbey.[8][79][80]

Ливингстон и рабство

[ редактировать ]
Арабские работорговые торговцы и их пленники

И если мое раскрытие информации относительно ужасного уджиджского рабства должно привести к подавлению работорговли Восточного побережья, я буду считать, что в качестве большего вопроса, чем открытие всех источников Нила вместе.

- Ливингстон в письме к редактору New York Herald [ 65 ]

Говоря о работорговли в Восточной Африке в его журналах:

Удовлетворить его зло - это простой невозможность. [ 81 ]

Ливингстон писал о группе рабов, вынужденных маршировать арабские работорговцы в регионе Африки Великих озер, когда он путешествовал туда в 1866 году:

Мы провели рабовласкую женщину, застреленную или зарезали через тело и лежали на пути: группа мужчин стояла примерно на ста ярдов с одной стороны, а другая из женщин на другой стороне, глядя на; Они сказали, что араб, который прошел рано утром, сделал это в гневе, потеряв цену, которую он дал для нее, потому что она не смогла больше ходить. 27 июня 1866 года-сегодня мы наткнулись на человека, умершего от голода, так как он был очень худой. Один из наших людей бродил и нашел много рабов с рабскими вилками, брошенными их хозяевами из-за нехватки еды; Они были слишком слабы, чтобы иметь возможность говорить или сказать, откуда они взялись; Некоторые были довольно молоды.

Он также описал:

Самая странная болезнь, которую я видел в этой стране, кажется, действительно разбита, и она нападает на свободных людей, которые были захвачены и заставили рабов ... двадцать один был неизменным, как теперь безопасно; Однако все убежало сразу; Но восемь со многими другими еще в цепях умер через три дня после пересечения. Они описали свою единственную боль в сердце и правильно положили руку на место, хотя многие думают, что орган находится высоко в коноке груди.

Часто цитируется оценка Ливингстона о количестве рабов, которые добрались до рынка, а не те, кто умер из -за работорговли:

Полез, голод и смерть заступают; и мы должны снова записать наше убеждение в том, что смертность после этих рабов Куба и в других местах, которые, согласно интерпретации писания, владельцах, предназначенных для них.

- Ливингстон, 1865 [ 82 ]

Письма, книги и журналы Ливингстона [ 56 ] взволнован общественной поддержкой отмены рабства; [ 1 ] Тем не менее, он стал зависимым для помощи от тех самых рабовладельцев, которых он хотел бы погасить из бизнеса. Он был бедным лидером своих сверстников, и он оказался в своей последней экспедиции в качестве индивидуалистического исследователя с слугами и носильщиками, но не было опытной поддержки вокруг него. В то же время он не использовал жестокие методы индивидуальных исследователей, таких как Стэнли, чтобы держать свою свинью носильщиков в очереди и его припасы в безопасности. По этим причинам он принял помощь и гостеприимство с 1867 года от Мохамада Богхариба и Мохамада бин Салеха (также известного как «mpamari»), торговцев, которые держали и торговали в рабах , рассказывая в своих журналах. Они, в свою очередь, получили пользу от влияния Ливингстона на местных жителей, что облегчило освобождение Мипамари от рабства в Мвата Казембе . Ливингстон был в ярости, обнаружив, что некоторые из заменных носильщиков, отправленных по его просьбе от Уджиджи, были рабами. [ 56 ]

Тем не менее, фигуры Ливингстона по рабам подвергались критике как сильно преувеличенные. [ 83 ] [ 84 ]

Наследие

[ редактировать ]

К концу 1860 -х годов репутация Ливингстона в Европе пострадала из -за провалов миссий, которые он создал, и экспедиции Замбези; и его идеи об источнике Нила не были поддержаны. Его экспедиции вряд ли были моделями порядка и организации. Его репутация была реабилитирована Стэнли и его газетой, [ 42 ] и благодаря верности слуг Ливингстона, чье долгое путешествие с его телом вдохновляло чудо. Публикация его последнего журнала показала упрямую решимость перед лицом страданий. [ 8 ]

В 1860 году миссия университетов в Центральной Африке по его просьбе была основана . Многие важные миссионеры, такие как лидер Стерлинг и мисс Энни Аллен , позже будут работать в этой группе. Эта группа и медицинские миссионеры, которую она спонсировала, оказали большое положительное влияние на жителей Африки. [ 85 ]

Ливингстон сделал географические открытия для европейских знаний. Он вдохновил аболиционистов работорговли, исследователей и миссионеров. Он открыл Центральную Африку миссионерам, которые инициировали образование и здравоохранение для африканцев, и торговли компанией Африканских озер . Его уважали многие африканские вождь и местные жители, и его имя облегчало отношения между ними и англичанами. [ 8 ]

Статуя Ливингстона , Эдинбург от Амелии Робертсон Хилл

Частично в результате в течение 50 лет после его смерти было создано колониальное правление в Африке, и белое поселение было рекомендовано простираться дальше во внутреннюю часть. Тем не менее, то, что Ливингстон предполагал для «колоний», было не тем, что мы теперь знаем как колониальное правление, а скорее поселения преданных христианских европейцев, которые будут жить среди людей, чтобы помочь им проработать способы жизни, которые не связаны с рабством. [ 41 ] Ливингстон был частью евангельского и нонконформистского движения в Британии, которое в течение 19 -го века помогло изменить национальное мышление с понятия божественного права управлять «меньшими расы», к более современному этическим идеям во внешней политике. [ 86 ]

Центр Дэвида Ливингстона в Блантире празднует свою жизнь и базируется в доме, в котором он родился, на месте мельницы, в которой он начал свою трудовую жизнь. Его христианская вера очевидна в его журнале, в котором одна запись гласит: «Я не придаю никакой ценности ни о чем, что у меня есть, или могу, за исключением по отношению к Царству Христово Отдал или сохранившись только так, как давая или сохраняя ее, я буду продвигать славу его, которой я обязан всем своим надежникам во времени и вечности ». [ 87 ]

По словам Альвин Остина в 1997 году: [ 88 ]

Во время антиколониального 1960-х годов Ливингстон был опровергнут: он сделал только одного сертифицированного конверта, который позже отступил; Он исследовал несколько областей, которые еще не путешествовали другими; Он освободил мало рабов; Он ужасно относился к своим коллегам; Он путешествовал с арабскими работорговцами; Его семейная жизнь была в руинах - вскоре, для многих он воплотил менталитет «бремени белого человека». Тем не менее, в то время, когда страны переименованы в переименование и свернуты статуи, Ливингстон не упал. Несмотря на враждебность современных африканцев по отношению к другим европейцам, таким как Сесил Родс, Ливингстон терпит героическую легенду. Rhodesia давно очистила свое название, но города Ливингстон (Замбия) и Ливингстония (Малави) держат в курсе наименования исследователя с гордостью.

В 2002 году Дэвид Ливингстон был назван в числе 100 величайших британцев после голосования в Великобритании. [ 89 ]

Семейная жизнь

[ редактировать ]
Посмертный портрет Дэвида Ливингстона Фредерика Хавилла

В то время как Ливингстон оказал большое влияние на расширение Британской империи , он сделал это за огромные затраты на свою семью. В его отсутствие его дети росли, пропавшие без вести отца, и его жена Мэри (дочь Мэри и Роберта Моффата ), на которой он женился в 1845 году, пережила очень плохое здоровье и умер от малярии 27 апреля 1862 года. [ 90 ]

У него было шестеро детей:

  1. Роберт умер во время службы в армии Союза во время гражданской войны в американской гражданской войне ; [ 91 ] Он взял имя Руперта Винсента и заменил Гораций Хит и занял свое место в компании 3 -го волонтеров Нью -Гемпшира . Роберт закончил тем, что был захвачен армией Конфедеративных Штатов и умер в тюремном лагере Солсбери в округе Роуэн, штат Северная Каролина , [ 92 ] Северной Каролины который с тех пор был назван « Андерсонвилль ». [ 93 ]
  2. Агнес (родился в 1847 или 1857 годах, умер в 1912 году; женился на Аль -Брюсе, богатом руководителе шотландской пивоварни. [ 54 ] )
  3. Томас, умер в Египте в 1876 году в возрасте 27 лет из Билхарзии , болезнь, которую он заразился в детстве в Африке. [ 94 ]
  4. Элизабет (которая умерла через два месяца)
  5. Уильям Освелл (по прозвищу Зугу из -за реки, по которой он родился, в 1851 году умер в 1892 году в Тринидаде, где он практиковал медицину. [ 94 ] )
  6. Анна Мэри (родилась в 1858 году, умерла в 1939 году)

Только Агнес, Уильям Освелл и Анна Мэри поженились и имели детей. [ 95 ] Его единственное сожаление в более поздней жизни было то, что он не проводил достаточно времени со своими детьми. [ 96 ]

Архивы Дэвида Ливингстона поддерживаются архивами Университета Глазго (Гуас) . 11 ноября 2011 года полевой дневник Livingstone 1871 года, а также другие оригинальные работы были опубликованы в Интернете впервые в рамках проекта Spectral Imaging David Livingstone. [ 97 ]

Документы, связанные со временем Ливингстона в качестве миссионера Лондона Миссионерского общества (включая аннотированные вручную карты Юго-Восточной Африки), принадлежат архивам школы восточных и африканских исследований. [ 98 ]

Цифровые архивы, объединяющие эти и другие источники, становятся всеобъемлющими онлайн-проектом Livingstone в Университете штата Небраска-Линкольн . [ 99 ] [ 100 ] [ Цитация необходима ]

Размещать имена и другие мемориалы

[ редактировать ]
Фотография Ливингстона в более поздней жизни

Ботсвана

Бурунди

Памятник Livingstone-Stanley в Mugere (современный Бурунди ) знаменует место, которое Ливингстон и Стэнли посетили в своем исследовании озера Танганьика, принятых некоторыми в качестве первого места встречи двух исследователей.

Конго

Гана

  • Livingstone House, школа Ачимота, Гана (домашник мальчиков).

Кения

Статуя Дэвида Ливингстона в Виктории Фолс , первая статуя на Зимбабвской стороне

Пламя

Намибия

  • Музей Дэвида Ливингстона в Сангвали , Северо-Восточная Намибия . Ливингстон остался в Сангвали в 1850 -х годах, а затем отправился дальше на север.

ЮАР

  • Старшая средняя школа Дэвида Ливингстона в Шаудервилле, Порт Элизабет , Южная Африка.
  • Больница Ливингстона, Порт Элизабет, Южная Африка.

Танзания

Уганда

Замбия

Зимбабве

  • Мемориальная статуя Дэвида Ливингстона в Виктории Фолс, Зимбабве , построена в 1934 году [ 107 ] на западном берегу водопада. [ 108 ] Michler 2007 цитируется в 1954 году, что неверно. Статуя была обнародована 5 августа 1934 года [ 109 ]
  • В ноябре 2005 года на острове Ливингстон была обнародована мемориальная доска на острове Ливингстон на горах Виктории Фолс, где стоял Ливингстон, чтобы получить свой первый взгляд на водопад. [ 103 ]
  • Начальная школа Дэвида Ливингстона в Солсбери, Родезия (современный Хараре, Зимбабве) . [ 110 ]
  • Средняя школа Дэвида Ливингстона в Нтабазинде примерно в 40 км от Булавайо , Зимбабве.
  • Livingstone House в Хараре, Зимбабве, разработанный Леонорой Грейнджер. [ ВОЗ? ] [ 111 ]

Новая Зеландия

  • Ливингстон -стрит в Вестмире, Окленд
  • Livingstone Road в Flaxmere, Гастингс

Шотландия

Статуя Ливингстона, Глазго

Англия

  • Статуя Дэвида Ливингстона стоит в нише на внешней стене Королевского географического общества на Кенсингтонском горе, Лондон, смотрящего через Кенсингтонские сады. Это было открыто в 1953 году. [ 118 ]
  • Ливингстон является одним из четырех домов в колледже Элтхам .
  • Начальная школа Дэвида Ливингстона в Торнтон -Хит, Южный Лондон.
  • В Оксфорде есть комната, названная в честь Ливингстона в колледже Корпус -Кристи .

Северная Америка

[ редактировать ]

Канада

Соединенные Штаты

Южная Америка

[ редактировать ]
  • HealthService Livingstone в саду América, Мисион, Аргентина, назван в его честь. [ 119 ]

Банкноты

[ редактировать ]

В 1971–1998 гг. Изображение Ливингстона было изображено на 10 фунтов стерлингов, выпущенных Банком Клайдсдейл . Первоначально он был показан в окружении листьев пальмы с иллюстрацией африканских племен на спине. [ 120 ] Более поздний вопрос показал Ливингстон на фоновой графике карты экспедиции Замбези Ливингстон, показывающей реку Замбези , Виктория Фолс , Лейк -Ньяса и Блантайр, Малави ; На обороте африканские фигуры были заменены изображением места рождения Ливингстона в Блантайре , Шотландия. [ 121 ]

Следующие виды были названы в честь Дэвида Ливингстона:

Минеральный живистонит назван в его честь. [ 122 ] Он был описан в 1874 году из Мексики.

Изображение в кино и книгах

[ редактировать ]
[ редактировать ]

В мультфильме Warner Bros. Looney Tunes 1940 года « Sipeaks Africa Squeaks », карикатура Спенсер Трейси , когда Генри Мортон Стэнли ошибочно предполагает свинья Porky в центре «Самая темная Африка».

Moody Blues 1968 сингл "Dr. Livingstone, я полагаю", рисует приключения Ливингстона, капитана Скотта и Колумбуса с рефреном "Что вы там нашли? Вы стоят некоторое время и смотрели? Вы встречали кого -нибудь?" Повторный хор «Мы все ищем кого -то».

Песня ABBA " А как насчет Ливингстона? " [ 125 ] упоминает Ливингстон «путешествуя по Нилу». Ливингстон совершил 4 великих путешествия в Африку, трое из них, начинающих в Кейптауне, Южная Африка и последнее в Занзибаре. Ни один из маршрутов не прошел по Нилу, который лежал далеко на севере. Возможно, он пересекло участки верховьев Нила в своей последней экспедиции, но он не знал бы, так как эти области не рассматривались в водоразделе Нила, намного позже.

Песня из американской хэви -металлической группы Alcatrazz под названием Jet to Jet из 1983 года « No Ageless From Rock 'n' Roll» содержит тексты песен «Доктор Ливингстон, где ты, когда нам нужно больше Экспедиция в Африку .

Поиск и открытие Стэнли и открытие Ливингстона является предметом песни Хью Масекелы «Колджня», которая появляется на его альбоме 1976 года, Colonial Man .

Цивилизация V: Храбрый новый мир включает в себя достижение под названием «Доктор Ливингстон, я полагаю?» Достижение требует игры за Бельгию, перемещая HM Stanley в пространстве доктора Ливингстона. [ 126 ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Это чувство сегодня будет выражено в соответствии с: «Все люди по всему миру, братья и сестры, несмотря на все». [ 8 ]
  1. ^ Jump up to: а беременный «Дэвид Ливингстон (1813–1873)» . Би -би -си - История - Исторические фигуры . 2014 . Получено 12 июля 2018 года .
  2. ^ Истон, Марк (3 сентября 2017 г.). «Почему многие британские туристы не посещают Фолс Виктория?» Полем BBC News . Получено 12 июля 2018 года .
  3. ^ Бэйли, Пол (2013). Дэвид Ливингстон, величайший исследователь Африки: человек, миссионер и миф . Страуд. п. 50. ISBN  978-1-78155-333-6 Полем OCLC   853507173 . {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  4. ^ Jeal 2013 , p. 289
  5. ^ Маккензи, Джон М. (1990). «Дэвид Ливингстон: строительство мифа» . В Уокере, Грэм; Галлахер, Том (ред.). Проповеди и боевые гимны: протестантская популярная культура в современной Шотландии . Эдинбургский университет издательство. ISBN  978-0-7486-0217-9 .
  6. ^ «Центр Дэвида Ливингстона: место рождения знаменитого шотланда» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 года . Получено 12 июля 2018 года . {{cite web}}: CS1 Maint: Bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  7. ^ Росс 2002 , с. 6
  8. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Blaikie, William Garden (1880). Личная жизнь Дэвида Ливингстона ... главным образом из его неопубликованных журналов и переписки во владении его семьи . Лондон: Джон Мюррей - через Project Gutenberg .
  9. ^ Jeal 2013 , p. 13
  10. ^ Jump up to: а беременный Вич, Роберт Гамильтон (1893). "Ливингстон, Дэвид" . В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Тол. 33. Лондон: Smith, Elder & Co. p. 385.
  11. ^ Росс 2002 , с. 9–12.
  12. ^ Jump up to: а беременный в Лоуренс, Кристофер (2015). Wisnicki, Adrian S.; Уорд, Меган (ред.). «Медицинское образование Ливингстона» . Ливингстон онлайн . Получено 15 марта 2022 года .
  13. ^ «История Университета Глазго: Дэвид Ливингстон» . Университет Глазго . и архивировал из оригинала 12 июля 2018 года . Получено 12 июля 2018 года .
  14. ^ «Дэвид Ливингстон короткая история» . hamiltonurc.org.uk . 6 сентября 2011 года . Получено 30 октября 2019 года .
  15. ^ Росс 2002 , с. 13–14.
  16. ^ Росс 2002 , с. 16
  17. ^ Jeal 2013 , с. 18–19 .
  18. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Росс 2002 , с. 19–20.
  19. ^ Дункан, Александр (1896). Мемориалы факультета врачей и хирургов Глазго, 1599–1850 . Глазго: Маклхос. С. 100 , 293.
  20. ^ Росс 2002 , с. 20
  21. ^ Евангелический журнал и миссионерская хроника . 1841. с. 50 ​Получено 15 марта 2022 года .
  22. ^ Ливингстон, Дэвид. «Письмо Джону Арундела, 2 июля 1839 года» . Ливингстон онлайн . Получено 17 марта 2022 года .
  23. ^ Росс 2002 , с. 24–25.
  24. ^ Росс 2002 , с. 25, 33–36, 37–40.
  25. ^ Росс 2002 , с. 39–43.
  26. ^ Thema, BC (1968). «Церковь и образование в Ботсване в 19 веке». Ботсвана заметки и записи . 1 Ботсвана общество : 1–4. JSTOR   40979214 .
  27. ^ Росс 2002 , с. 43–45.
  28. ^ Livingstone, D.; Schapera, I. (1961). Миссионерская переписка Ливингстона, 1841-1856 . Калифорнийский университет. п. 48 ​Получено 14 октября 2021 года .
  29. ^ Росс 2002 , с. 44–46, 49.
  30. ^ «Личная жизнь Дэвида Ливингстона/Глава IV» . Wikisource, бесплатная онлайн -библиотека . Получено 15 октября 2021 года .
  31. ^ Ливингстон 1857 , с. 11–13 .
  32. ^ Вольц, Стивен (21 сентября 2021 г.). "Molehabangwe, Mebalwe" . Словарь африканской христианской биографии . Получено 14 октября 2021 года .
  33. ^ «Цифровой каталог; LIV_002823» . Ливингстон онлайн . 9 января 1845 года . Получено 15 октября 2021 года . Свидетельство о браке для Дэвида Ливингстона и Мэри (Моффат) Ливингстоун, подтвержденный Робертом Моффатом
  34. ^ Jeal 2013 , с. 65, 73–4.
  35. ^ Ливингстон, Дэвид (1960). Исаак Шапера (ред.). Частные журналы Ливингстона, 1851–1853 . Калифорнийский университет. п. 304
  36. ^ Jump up to: а беременный «Королевское географическое общество», Журнал Королевского географического общества Лондона , 36 , Лондон: Джон Мюррей: LXXXI, 1866, JSTOR   1798483
  37. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Wisnicki, Adrian S.; Уорд, Меган (2015). «Жизнь и экспедиции Ливингстона» . Ливингстон онлайн . Получено 28 сентября 2021 года .
  38. ^ Jump up to: а беременный Jeal 2013 , с. 126, 147–8.
  39. ^ Jeal 1973b , p. 159
  40. ^ Jeal 1973b .
  41. ^ Jump up to: а беременный в Томкинс, Стивен (2013). Дэвид Ливингстон: неисследованная история . Львиные книги. ISBN  978-0-7459-5568-1 .
  42. ^ Jump up to: а беременный Холмс, Тим (1996). «История» . Спектр -гид по Замбии . Струк. ISBN  978-1-86872-012-5 .
  43. ^ Ливингстон 1857 , с. 92 , 679–680, 683 .
  44. ^ Jeal 2013 , p. 156
  45. ^ Ливингстон лордом Кларендон 19 марта 1857 г. Кларендон Бумаги Бодлеанская библиотека деп. C 80
  46. ^ CA Baker, «Развитие администрации до 1897 года», в ранней истории Малави , под редакцией Бридглал Пачай (Лондон, Лонгман , 1972), с. 324.
  47. ^ Jeal 2013 , с. 169–171, 189.
  48. ^ Jeal 2013 , с. 159, 176–185.
  49. ^ Росс 2002 , с. 126–132.
  50. ^ Росс 2002 , с. 129–138.
  51. ^ Ливингстон, Дэвид (1894). "Глава I" . Популярный отчет об экспедиции доктора Ливингстона в Замбези и его притоках . Джон Мюррей - через Wikisource .
  52. ^ Livingstone & Livingstone 1866 , с. 472–475 .
  53. ^ Росс 2002 , с. 180–182.
  54. ^ Jump up to: а беременный Dugard & 2012 , p. 384.
  55. ^ Ливингстон, Дэвид. «Личное письмо Дж. Кирку или Р. Плейфэр» . Дэвид Ливингстон онлайн . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Получено 10 декабря 2014 года .
  56. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Ливингстон 1874 .
  57. ^ Ливингстон, Дэвид (2011). Wisnicki, Adrian S. (ed.). Полевой дневник Ливингстона 1871 года: многоспектральное критическое издание . Библиотека UCLA. Архивировано из оригинала 4 мая 2023 года . Получено 11 ноября 2011 года .
  58. ^ Jump up to: а беременный Jeal 1973 , pp. 331–335.
  59. ^ Jump up to: а беременный в Wisnicki, Adrian S. (2011). «Ливингстон в 1871 году» . LivingStoneOnline.org . Получено 25 апреля 2019 года .
  60. ^ «Исследователи теперь предполагают, что д -р Ливингстон лгал» . CBS News . 2 ноября 2011 г. Получено 25 апреля 2019 года .
  61. ^ «Дэвид Ливингстон - Zambezi Expedition, миссионер, Explorer | Britannica» . www.britannica.com . 2 мая 2024 года . Получено 13 июня 2024 года .
  62. ^ «Карта, показывающая путешествия доктора Дэвида Ливингстона в Африку» . Скрань ​Получено 7 февраля 2023 года .
  63. ^ «Наконец-то письмо с письмом Дэвида Ливингстона расшифровано. Четырехстраничное послание, составленное в самой низкой точке в его профессиональной жизни» . Ассошиэйтед Пресс. 2 июля 2010 г. Получено 2 июля 2010 года . [ мертвая ссылка ]
  64. ^ Письмо Ливингстона от Бамбарра Архивировано 5 июля 2010 года на машине Wayback , Emelibrary.org; Доступ 4 июля 2010 года.
  65. ^ Jump up to: а беременный Стэнли, Генри Мортон (1872). Как я нашел Ливингстон: путешествия, приключения и открытия в Центральной Африке: включая отчет о четырехмесячном резиденции с доктором Ливингстоном . Scribner, Armstrong & Company.
  66. ^ Jump up to: а беременный в Джел, Тим (2007). Стэнли: невозможная жизнь величайшего исследователя Африки . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-12625-9 .
  67. ^ Jump up to: а беременный Томкинс, Стивен (19 марта 2013 г.). «Африканский вождь обратился в христианство доктором Ливингстоном» . BBC News . Получено 12 июля 2018 года .
  68. ^ Росс 2002 .
  69. ^ Ливингстон 1857 , с. 16
  70. ^ Horne, C. Silvester (1999). Дэвид Ливингстон: Человек молитвы и действия . Christian Liberty Press. ISBN  978-1-930092-11-2 .
  71. ^ «Сехеле и запись межкультурной встречи | еще один голос» . OneMoreVoice.org . Получено 16 марта 2022 года .
  72. ^ «Миссионерские путешествия и исследования в Южной Африке Дэвидом Ливингстоном» . www.gutenberg.org . Глава 6 . Получено 16 марта 2022 года .
  73. ^ Уайон, Аллен (февраль 1890 г.). «Медаль Ливингстона» . Хроники Лондонского миссионерского общества . Лондон: 60.
  74. ^ Wickens, GE; Лоу, П. (2008). Баобабы: Пачикаулы из Африки, Мадагаскара и Австралии . Спрингер Нидерланды. п. 33. ISBN  978-1-4020-6430-2 .
  75. ^ Duugard 2014 , p. 147
  76. ^ Брэдфорд, Чарльз Энджелл (1933). Сердечное захоронение . Лондон: Аллен и Unwin. п. 242. OCLC   10641494 .
  77. ^ Ливингстон 1874 , с. 242–244.
  78. ^ Chisholm 1911 .
  79. ^ Г. Брюс Бойер (лето 1996). "On Savile Row" . Поклонник сигар . Архивировано из оригинала 17 августа 2010 года . Получено 21 декабря 2009 года .
  80. ^ "Дэвид Ливингстон" . Вестминстерское аббатство . Получено 7 февраля 2023 года .
  81. ^ Ливингстон 1874 , с. 442.
  82. ^ Ливингстон, Чарльз; Ливингстон, Дэвид (24 апреля 1865 г.). Повествование об экспедиции для Замбези и его притоков . Мюррей, 1865. с. 593.
  83. ^ Телок, Виджаялакшми; Peerthum, Satyendra (2017). Переход от рабства в Занзибаре и Маврикии . Кода. Стр. 47-. ISBN  978-2-86978-680-6 .
  84. ^ Rijpma, Sjoerd (2015). Дэвид Ливингстон и миф об африканской бедности и болезнях: тщательное изучение его написания в доколониальную эпоху . Брилль С. 161–. ISBN  978-90-04-29373-1 .
  85. ^ Стерлинг, Лидер (1977). Танзанийский врач . Монреаль: издательство Университета Макгилла-Куин. ISBN  978-0-7735-9393-0 .
  86. ^ Барнетт, Коррелли (1986). Аудит войны: иллюзия и реальность Британии как великой нации . Макмиллан. ISBN  978-0-333-35376-9 .
  87. ^ Нил, Стивен; Чадвик, Оуэн (1990). История христианских миссий . Книги пингвинов. п. 315. ISBN  978-0-14-013763-7 .
  88. ^ Альвин Остин, «Открытие Ливингстона» христианская история (1997) 16#4 стр. 10-19.
  89. ^ «100 лучших великих британцев» . Би -би -си . 2002. Архивировано из оригинала 4 декабря 2002 года . Получено 19 июля 2017 года .
  90. ^ «Некрологи» . Ежегодная циклопедия Appletons и Регистр важных мероприятий года: 1862 . Нью -Йорк: D. Appleton & Company. 1863. с. 687.
  91. ^ Chirgwin, Am (1934). «Новый свет на Роберт Ливингстон». Журнал Королевского африканского общества . 33 (132): 250–252. JSTOR   716469 .
  92. ^ Мюррей, Джон (август 2011 г.). "Руперт Винсент, я полагаю?" Полем Перекрестный огонь . Получено 12 июля 2018 года .
  93. ^ Джоэл Р. Стегалл (13 сентября 2018 года). «Солсбери Тюрьма: Андерсонвилль Северной Каролины» . Центр истории гражданской войны и реконструкции Северной Каролины . Получено 7 февраля 2023 года .
  94. ^ Jump up to: а беременный Dugard & 2012 .
  95. ^ Стивен Уилсон. «Потомки Ливингстона» . Freepages.genealogy.rootsweb.ancestry.com . Получено 23 января 2012 года .
  96. ^ Фергюсон, Найл (2002). Империя: рост и гибель Британского мирового порядка и уроки глобальной власти . Основные книги. п. 158 ISBN  978-0-465-02329-5 .
  97. ^ «Полевой дневник Ливингстона 1871 года - Индекс» . Дэвид Ливингстон Спектральная визуализация . Архивировано с оригинала 20 января 2013 года . Получено 7 февраля 2023 года .
  98. ^ «Изображения буквы Livingstone теперь доступны в Интернете» . SOAS, Лондонский университет. 15 декабря 2008 года. Архивировано с оригинала 5 ноября 2014 года . Получено 7 марта 2013 года .
  99. ^ «Шотландские исследователи Дэвида Ливингстона, рисунки, теперь доступны через онлайн -архив» . Жизнь в ОГУ . 24 июня 2015 года . Получено 19 февраля 2019 года .
  100. ^ "Livingstone Online: введение | Livingstone Online" . www.livingstoneonline.org . Получено 19 февраля 2019 года .
  101. ^ «Клиника Дэвида Ливингстона - Университет Стратклайда» .
  102. ^ Грант, CHB (апрель 1932 г.). «Мемориалы Ливингстон-Стэнли в Африке». Географический журнал . 79 (4): 318–319. Bibcode : 1932geogj..79..318g . doi : 10.2307/1784331 . ISSN   0016-7398 . JSTOR   1784331 .
  103. ^ Jump up to: а беременный в «Дэвид Ливингстон вспомнил» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Получено 27 апреля 2007 года .
  104. ^ Крехан, Кейт (1997). «Макс Глюкман и Институт Родса-Ливингстоун» . Переломание сообщества: пейзажи власти и пола в сельской Замбии . Беркли, Калифорния: издательство Калифорнийского университета.
  105. ^ Шумакер, Линетт Луиза, «Лев на пути: полевые работы и культура в истории Института Родса-Ливингстоун, 1937-1964» (1994). Диссертации доступны от ProQuest. AAI9521118. https://repository.upenn.edu/dissertations/aai9521118
  106. ^ Херон, Аластер (март 1964 г.). «Институт Родса-Ливингстоун, Лусака». Журнал современных африканских исследований . 2 (1): 112–113. doi : 10.1017/s0022278x00003724 . S2CID   155082162 .
  107. ^ «Виктория падает» .
  108. ^ Michler, Ian (2007). Виктория Фолс и окружение: гид инсайдеров . Пингвин. п. 11. ISBN  978-1-77007-361-6 . [ Постоянная мертвая ссылка ]
  109. ^ Статуя Дэвида Ливингстона . Виктория Фолс . 1934. Архивировано из оригинала 9 марта 2015 года . Получено 30 января 2015 года .
  110. ^ «Начальная школа доктора Ливингстона - Найроби» . Dr.livingstone.primary.school.co.ke . Архивировано из оригинала 3 июня 2023 года . Получено 28 августа 2017 года .
  111. ^ Лотеренг, Франсуа (28 октября 2016 г.). «Музей в честь Дэвида Ливингстона» . Намибийский . п. 7. Архивировано из оригинала 29 октября 2016 года . Получено 29 октября 2016 года .
  112. ^ «Центр устойчивого развития Дэвид Ливингстон» . Архивировано из оригинала 7 августа 2012 года.
  113. ^ «Комната встречи и функций Дэвида Ливингстона | Пятнадцать девяносто девять» . FifteenneTynine.co.uk . Архивировано из оригинала 31 мая 2016 года . Получено 23 августа 2016 года .
  114. ^ Эндрю Макайнш (5 января 2016 г.). «Томас Аннан и документальная фотография» . Библиотека колледжа . Архивировано с оригинала 29 июня 2016 года . Получено 23 августа 2016 года .
  115. ^ Харрис, Стюарт (2002). Место имена Эдинбурга: их происхождение и история . Стив Сэвидж издатели. п. 371. ISBN  1-904246-06-0 .
  116. ^ «Дэвид Ливингстон - краткая история» . Hamilton.urc.org.uk. 13 января 2012 года. Архивировано с оригинала 21 октября 2014 года . Получено 7 марта 2013 года .
  117. ^ Blaikie, William Garden (2004) [1880]. Личная жизнь Дэвида Ливингстона . Проект Гутенберг.
  118. ^ «Раскрытие статуи Ливингстона». Географический журнал . 120 (1): 15–20. 1954. Bibcode : 1954geogj.120 ... 15. Полем doi : 10.2307/1791984 . ISSN   0016-7398 . JSTOR   1791984 .
  119. ^ "Livingstone HealthService" . Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 7 марта 2013 года .
  120. ^ «Клайдсдейл 10 фунтов, 1982» . Рон Уайз Banknoteworld. Архивировано из оригинала 21 октября 2008 года . Получено 15 октября 2008 года .
  121. ^ "Clydesdale 10 фунтов, 1990" . Рон Уайз Banknoteworld. Архивировано из оригинала 21 октября 2008 года . Получено 15 октября 2008 года .
  122. ^ Barcena, M (1874). «На Ливингстоните, новый минерал». Американский журнал науки . 108 : 145–146.
  123. ^ Запретная территория: Поиск Стэнли для Ливингстона (1997) в IMDB  Измените это в Wikidata
  124. ^ Стэн Ли, Отто Биндер и др. Marvel Masterworks : молодые союзники . Нью -Йорк: Marvel Publishing, 2009.
  125. ^ Шеридан, Саймон (2012). Полная ABBA (40 -летие изд.). Титан книги. п. 69. ISBN  978-0857687241 .
  126. ^ Клэйборн, Самуил (10 июля 2013 г.). «Достижения» . Ign.com . Магнитный ​Получено 27 августа 2024 года .

Источники и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Остин, Альвин. «Обнаружение Ливингстона» Христианская история (1997) 16#4 с. 10–19.
  • Дритсас, Лоуренс. Замбези: Дэвид Ливингстон и экспедиционная наука в Африке (Bloomsbury Publishing, 2020).
  • Дугард, Мартин (2012). В Африку: эпические приключения Стэнли и Ливингстона . Transworld. ISBN  978-1-4464-3720-9 .
  • Дугард, Мартин (2014). Исследователи: история о бесстрашных изгоях, обработке гений и невозможного успеха . Саймон и Шустер. ISBN  978-1-4516-7757-7 .
  • Гудинг, Филипп. «Дэвид Ливингстон, ЮНЕСКО, и национальное строительство в Шотландии и Восточной и Центральной Африке 19-гопора и в Центральной Африке». Журнал исследований Всемирного океана 5.2 (2021): 243–269. онлайн
  • Груп, Ким Стефан. «Изучение Африки в Nordic Press: Дэвид Ливингстон, Генри Стэнли и популярное увлечение исследованием и приключениями в Африке в конце 19 -го века». В современности границы и революции: Материалы 4 -го Международного междисциплинарного конгресса (CRC Press, 2018). онлайн [ мертвая ссылка ]
  • Холмс, Тимоти (1993). Путешествие в Ливингстон: исследование имперского мифа . Эдинбург: Canongate Press. ISBN   978-0-86241-402-3 ; Научная биография
  • Джел, Тим (1973). Ливингстон . Лондон: Хейнеманн . ISBN  978-0-434-37208-9 Полем , научная биография
  • Джел, Тим (1973b). Ливингстон . Нью -Йорк: сыновья GP Puttnum. ISBN  9780399112157 Полем LCCN   73-82030 . , первое американское издание
  • Джел, Тим (2013). Ливингстон: пересмотренное и расширенное издание . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-19100-4 .
  • Килбрайд, Даниэль. «Старый юг противостоит дилемме Дэвида Ливингстона». Журнал южной истории (2016) 82#4 P789-822; Как его видели на американском юге.
  • Льюис, Джоанна. Империя настроений: смерть Ливингстона и миф о викторианском империализме (издательство Кембриджского университета, 2018).
  • Либенберг, Эльри. «Я открою путь во внутреннюю часть (из Африки) или погибку»: Дэвид Ливингстон и картирование Африки ». Картографический журнал 58.1 (2021): 29-49.

 Эта статья включает в себя текст из публикации, который сейчас в общественном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Кэмерон, Верни Ловетт ». Encyclopædia Britannica . Тол. 5 (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 109

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bda5395c8f83dd9a5f2bd66df5bc14f__1726924680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/4f/1bda5395c8f83dd9a5f2bd66df5bc14f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
David Livingstone - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)